Реферат по предмету "Маркетинг"


Товарное обеспечение. Рентабельность торгового предприятия

Содержание
1. Формирование и расчеты товарного обеспечения и закупкитоваров на оптовых предприятиях
2. Понятие рентабельноститоргового предприятия и методы ее оценки
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1. Формирование и расчеты товарного обеспечения изакупки товаров на оптовых предприятиях
Методика анализа товарныхзапасов и товарооборачиваемости в оптовой торговле аналогична методике анализаэтих показателей в розничном звене. Особенностью анализа товарных запасов воптовом звене является использование при расчетах объема оптового оборота,отражающего только реальное движение товаров через склад. С целью обеспечениясопоставимости экономического анализа исследование товарных запасов в оптовомзвене производится в свободных розничных ценах.
Анализ товарных запасов воптовой организации осуществляется в следующем порядке:
приведение фактических товарныхзапасов в оптовом звене в сопоставимый вид с нормативом путем вычитания из нихсуммы товарных запасов сезонного хранения (если они имеются в наличии);
сравнение приведенных товарныхзапасов с нормативом и определение отклонений от норматива в сумме и в днях. Отклоненияот норматива в днях рассчитываются путем деления отклонений в сумме наоднодневный плановый оптовый оборот;
проведение сравнительногоанализа товарных запасов в оптовом и розничном звеньях, а также оценка ихсостояния в целом по торговой организации;
количественная оценка влиянияфакторов, определяющих состояние и динамику развития товарных запасов в оптовомзвене;
расчет и анализ оборачиваемоститоварных запасов в оптовой организации, количественная оценка влияния факторов,ее определяющих;
выявление путей ускоренияоборачиваемости, нормализации и оптимизации товарных запасов в оптовой торговле.
Анализ товарных запасов воптовом звене проводится как в разрезе кварталов, так и на внутриквартальныедаты. При анализе товарных запасов на внутри-квартальные даты их величинасопоставляется с нормативом текущего квартала.
Динамика суммы товарных запасованализируется во взаимной увязке с динамикой оптовой реализации. Условием ихрационального соотношения является опережение темпов роста оптовоготоварооборота над темпами роста товарных запасов.
Анализ товарных запасовпроводится в целом по оптовой организации, а также по зоне ее обслуживания. Целесообразнов динамике изучать соотношение доли товарных запасов в оптовом звене и врозничной сети зоны его обслуживания. Увеличение доли товарных запасов воптовом звене следует оценивать положительно при условии выполнения плана ироста розничного товарооборота зоны обслуживания, так как концентрация большейчасти товарных запасов в опте позволяет более оперативно маневрироватьтоварными ресурсами.
Анализ товарных запасоврекомендуется дополнять анализом товарооборачиваемости. В оптовой торговле этотпоказатель целесообразно рассчитывать по оптовой организации и в целом по зонеее обслуживания. При этом фактическая товарооборачиваемость в днях в целом позоне обслуживания оптовой организации исчисляется путем деления среднихтоварных запасов в опте и рознице за год (квартал, месяц) на однодневныйфактический кредитуемый товарооборот розничной торговли.
Особое внимание уделяетсяфакторному анализу товарооборачиваемости, так как его итоги могут быть положеныв основу поиска путей ускорения оборачиваемости и оптимизации товарных запасов воптовом звене. А это в свою очередь является непременным условием укрепленияконкурентных позиций оптовых организаций.
К факторам, влияющим натоварооборачиваемость в оптовом звене, относятся: организация и частота завозатоваров, объем их оптовой реализации, ассортиментная структура оптовоготоварооборота.
Применительно к деятельностиоптовых организаций потребительской кооперации представляет интерес расчетвлияния структуры оптового оборота на показатель товарооборачиваемости.
Алгоритм расчета влияния данногофактора можно представить в следующем порядке:
определение структуры оптовогооборота оптовой организации за базисный (Со) и отчетный (C1)периоды;
определение процентных чисел поукрупненной товарной структуре оптового товарооборота путем умножения товарооборачиваемостиза базисный период (То) на структуру оптового оборота за отчетныйпериод (С1);
расчет итогового процентногочисла путем суммирования процентных чисел по укрупненным товарным группам;
определение влияния структурыоптового оборота на показатель товарооборачиваемости (±ΔТс):
/>.
Методика анализа товарныхзапасов и товарооборачиваемости в разрезе товарных групп аналогична методикеанализа этих показателей по общему объему.
Анализ запасов в разрезетоварных групп необходимо проводить во взаимной увязке с состоянием товарныхзапасов в розничной торговой сети зоны обслуживания, что позволяет приниматьоперативные решения по управлению запасами товаров.
Развитие оптового товарооборотасопровождается его товарным обеспечением, формализовано представленным суммойпоступления товаров в оптовое звено и их запасами на начало периода. Анализпоступления товаров в оптовое звено проводится по источникам поступлениятоваров и конкретным производителям. Его методика предполагает расчет следующиханалитических показателей:
процента выполнения плана идинамики суммы поставок;
равномерности и ритмичностивыполнения поставок товаров;
соблюдения ассортимента и качествапоступления товаров.
На заключительном этапепроизводится балансовая увязка показателей оптового товарооборота и ее анализ сучетом того, что основной задачей оптовых организаций является бесперебойнаяпоставка товаров в розничную торговую сеть.
Таким образом, в условияхрыночной конкуренции для обеспечения прибыльной работы оптового звенаэкономический анализ оптового товарооборота и его показателей приобретаетособую значимость.
Главной целью планированиятоварных запасов в оптовой торговле является обеспечение достаточного размератоваров в оптовом звене для бесперебойного снабжения розничной торговой сети. Всоответствии с функциональным назначением оптовой торговли необходимоувеличивать долю товарных запасов в оптовом звене. Кроме того, обоснованноеразмещение товарных запасов между оптовым и розничным звеньями требуеткомплексного подхода к их планированию, который должен также предусматриватьрационализацию товародвижения. Важнейшим этапом планирования товарных запасов воптовом звене является их нормирование. Оптовые организации должныразрабатывать нормативы товарных запасов в разрезе товарных групп, а затем вцелом по организации.
К основным методам нормированиятоварных запасов в оптовом звене следует отнести:
опытно-статистический;
нормирование товарных запасов сучетом их среднегодового изменения (применяется в случае поступательногоразвития экономики торговых организаций оптового звена);
нормирование товарных запасов сиспользованием их эластичности;
нормирование товарных запасов сиспользованием индексного метода;
экономико-математические методы;
метод технико-экономическихрасчетов.
В экономической практике методтехнико-экономических расчетов является наиболее достоверным, хотя и неисключает ряда трудностей при определении норматива.
Норматив товарных запасов поконкретной товарной группе, прогнозируемый методом технико-экономическихрасчетов, определяется по следующим элементам с использованием формулы:
Н = М + (П / 2),
где Н — норматив товарныхзапасов по конкретной товарной группе, дн.;
М — минимальный запас,включающий запас в днях, по которому учитываются все складские операции (В); резервныйзапас первого вида на случай неравномерности завоза товаров (РЗ1); резервныйзапас второго вида на случай повышенного спроса (РЗ2), то есть
М = В + PЗ1 + РЗ2.
Величина резервных запасовопределяется в размере 20 — 25% от частоты завоза товаров в оптовые организации;П — средний запас текущего пополнения. По товарам простого ассортимента онравен половине срока частоты завоза (П / 2), по товарам сложного ассортиментазапас текущего пополнения рассчитывается с учетом коэффициента комплектностипоставок (/>) по формуле:
Н = М + (П / 2) × k.
Норматив товарных запасов всумме в оптовом звене определяется путем умножения рассчитанных нормативовтоварных запасов в днях на однодневный плановый оптовый товарооборот.
Заключительным этапомпланирования оптового товарооборота является расчет его товарного обеспечения иопределение источников поступления товаров в оптовую организацию. Расчеттокарного обеспечения оптового товарооборота может производиться в натуральныхи стоимостных показателях.
Товарное обеспечение планаоптового товарооборота определяется исходя из формулы балансовой увязки:
Зн + По =ОТО + Зк + Пв,
где ОТО — оптовая реализациятоваров, р.;
По — поступлениетоваров в оптовое звено, р.;
Зн, Зк — товарныезапасы на начало и конец периода в оптовом звене, р.;
Пв — прочее выбытие,р.
Планы товарного обеспеченияоптового товарооборота устанавливаются на год и уточняются ежеквартально сучетом изменений в объемах поступления товарных ресурсов.
Таким образом, балансоваявзаимозависимость показателей оптового товарооборота позволяет запланировать нетолько величину оптовой реализации, но и объем и структуру закупки, а такжепоступление товаров в оптовые организации в разрезе их приобретения.
2. Понятие рентабельности торгового предприятия иметоды ее оценки
Прибыль выражается в абсолютнойсумме, которая не показывает, насколько эффективна деятельность организации. Дляэтого используют относительный показатель прибыльности хозяйственнойдеятельности — рентабельность. Рентабельность называют синтетическимпоказателем, отражающим многие стороны деятельности торговых организаций заопределенный период и характеризующим эффективность, прибыльность использованияресурсов и текущих затрат.
Оценка рентабельностипроизводится с помощью многочисленных показателей, определяемых как процентноеотношение прибыли к розничному товарообороту, основным средствам, оборотнымсредствам, фонду заработной платы, функционирующему капиталу, экономическимресурсам, текущим затратам. Одни из них используются для оценки текущегоположения организации, другие — при проведении динамического и сравнительногоанализа показателей рентабельности.
Показатели рентабельностипредставляют частное от деления двух величин. Многочисленные варианты числителявозникают при соединении прибыли с другими элементами бухгалтерской отчетности.Весьма разнообразны и варианты знаменателя. Существует несколько десятковспособов калькуляции рентабельности, весьма различных по своим задачам и покачеству.
В отечественной торговлерентабельность торговли (Р) принято исчислять как процентное отношение прибыли(П) к объему розничного товарооборота (РТО):
/>.
Такой методический подходопределяется тем, что в экономическом плане розничный товарооборот и прибыльявляются конечными результатами деятельности торговых организаций. Удобствоэтого показателя обосновывается и тем, что поскольку на практике уровни доходаот реализации и расходов на реализацию исчисляются также к обороту, то такимобразом достигается соизмеримость относительных величин прибыли, доходов ирасходов.
В зарубежной практике показательрентабельности товарооборота является также весьма значимым. Положениеорганизации на внутреннем рынке определяется на основе данного показателя,который свидетельствует о степени прочности ее финансового состояния. Товарооборотомсчитается выручка от продаж после вычета налогов. Для подсчета рентабельности вчислитель помещается чистая прибыль. Коэффициент прибыльности продажхарактеризует долю чистой прибыли в товарообороте. В США Министерство торговлиежегодно публикует данные о средних показателях чистой рентабельности продаж покаждой отрасли и крупным торговым фирмам, компаниям.
Использование одного показателяне способствует полноценному анализу деятельности организаций. Недостатки идостоинства присущи каждому из показателей рентабельности. Что касаетсянедостатков, то они устраняются на основе применения системы показателей.
Среди экономистов нет единогомнения о системе показателей рентабельности торговли. Наиболее частоиспользуется следующая система показателей.
В качестве обобщающих выступаютпоказатели рентабельности, рассчитываемые по отношению ко всем ресурсам (экономическомупотенциалу) и текущим затратам (расходам на реализацию).
Рентабельность экономическихресурсов (Рэ. р):
/>,
где П — прибыль за отчетныйпериод, р.;
ОФ — среднегодовая стоимостьосновных средств, р.;
ОС — среднегодовая стоимостьоборотных средств, р.;
РОТ — расходы на оплату труда, р.;
ОФ + ОС + РОТ — стоимость экономическихресурсов (ЭР), р.
Рентабельность функционирующегокапитала (хозяйственных средств) (Рф. к):
/>,
где ОФ + ОС — функционирующийкапитал, р.
Рентабельность текущих затрат (Рр):
/>,
где Р — расходы на реализациютоваров, р.
Показатель рентабельности,исчисленный как отношение прибыли к сумме вложенных средств, показывает, какойпроцент прибыли приходится на вложенные средства, то есть отдачу отзатраченного капитала.
Исчисление прибыли в процентах красходам на реализацию необходимо в первую очередь для соизмерения затрат сденежными накоплениями. В текущих затратах торговли отражаются не толькособственные потребленные ресурсы, но и ресурсы других сторонних организаций (например,транспортные расходы). Этот принцип действует и на народнохозяйственном уровне,в любой отрасли. Следовательно, показатель рентабельности текущих затрат более полноотражает эффективность использования собственных и арендованных ресурсов (затратына которые отразились в тарифах, ставках).
Однако при сравнительном анализерентабельности текущих затрат торговли и промышленности следует корректироватьзатраты торговли путем суммирования расходов на реализацию, управленческихрасходов и себестоимости реализованных товаров для сопоставимости с затратамипромышленных отраслей. Такое предложение обосновывается составом текущих затратпромышленности. В себестоимость произведенной продукции включена стоимостьзакупаемого сырья и материалов, в то время как в расходы па реализацию стоимостьзакупленных для реализации товаров не входит.
Обобщающие показателиконкретизируются частными показателями рентабельности основных средств,оборотных средств, трудовых ресурсов, характеризующими рентабельность отдельныхвидов ресурсов.
Рентабельность основных средств(Ро. ф) и. оборотных средств (Ро. с):
/>,
/>.
Рентабельность расходов наоплату труда (РРОТ),%:
/>.
В числителе в зависимости отпоставленной цели можно применять прибыль за отчетный период, прибыль отреализации, чистую прибыль.
В качестве финансовогорезультата при оценке рентабельности можно использовать и показатель потоканаличности. Показатель интересен как общая сумма денежных средств, которуюорганизация оставляет в своих руках и использует на финансирование инвестиций,выплату дивидендов и создание резервных фондов.
Предполагаемый порядок расчета вусловиях отечественного учета: сумма чистой прибыли и амортизации основныхсредств:
ПН = Пч + А,
где ПН — поток наличности;
Пч — чистая прибыль,р.;
А — амортизационные отчисления всоставе расходов на реализацию, р.
Амортизационные отчисления, хотяи учитываются первоначально в расходах на реализацию как расходы, дляорганизации в конечном счете служат источником средств. Поступившая в составедохода от реализации товаров амортизация по существу является «компенсацией»организации самой себе за ранее произведенные расходы на приобретение основныхсредств и нематериальных активов. Амортизационные отчисления проходят по активубаланса, но организация может использовать их в различных целях.Задача 1
Рассчитать расходы по статье«Проценты за пользование банковским кредитом».
План т/об на год установлен вразмере 47800 млн. руб. Средний уровень торговых надбавок — 21,8% к т/об,уровень расходов по доставке товаров 1,8%, норма товарных запасов — 30 дней. Долевоеучастие собственных средств в оплате товаров — 50%, годовая ставка банка закредит — 60%.
Решение:
Определим:
1) норматив товарных запасов всумме на планируемый год:
47800 млн. руб. / 360 дн. ×30 дн. = 3983,3 млн. руб.
2) норматив товарных запасов всумме на планируемый год по себестоимости:
(3983,3 млн. руб. × (100 — 21,8 + 1,8)) / 100 = 3186,6 млн. руб.
3) сумму кредита под товарныезапасы с учетом размера собственных оборотных средств для их финансирования:
3186,6 млн. руб. × 0,5 = 1593,3млн. руб.
4) сумму расходов по статье«Проценты за пользование кредитом» в планируемом году:
1593,3 млн. руб. × 60/100= 956 млн. руб.
5) уровень расходов по статье«Проценты за пользование кредитом» в планируемом году:
956 млн. руб. / 47800 млн. руб. ×100 = 2%.Задача 2
Определить отпускную и розничнуюцену товара, если полная себестоимость товара — 120000 руб., рентабельность — 10%, ставка акциза — 25%, НДС — 20%, торговая надбавка — 24%, налог с продаж — 2%.
Решение:
Определим:
1) размер прибыли в цене изделия(П):
П = С ´ P / 100,
где С — себестоимость изделия; Р- рентабельность изделия.
П = 120000 руб. ´ 10/100 = 12000 руб.
2) затратная цена производителя(Цзатр):
Цзатр = С + П.
Цзатр = 120000 руб. +12000 руб. = 132000 руб.
3) сумма акцизного налога (А):
А = (С + П) / (100 — Cа) × Cа,
где Cа — ставка акцизного налога,%.
А = (120000 руб. + 12000 руб) /(100 — 25) × 25 = 44000 руб.
4) отчисления в единый фонд (3%):
Оед = (С + П + А) / (100- Cед) × Cед,
где Cед — ставка отчислений в единый фонд,%.
Оед = (120000 руб. +12000 руб. + 44000 руб) × 3/ (100 — 3) = 5443 руб.
5) отпускная цена производителябез НДС (Цбез НДС):
Цбез НДС = Цзатр+ А + Оед,
где Цзатр — затратнаяцена производителя;
А — сумма акцизного налога;
Оед — отчисления вединый фонд.
Цбез НДС = 132000 руб.+ 44000 руб. + 5443 руб. = 181443 руб.
6) НДС, начисленныйпроизводителем (20%):
НДСп = Цбез НДС× СНДС / 100, где CНДС — ставкаНДС,%.
НДСп = 181443 руб. ×0,2 = 36289 руб.
7) отпускная ценафирмы-производителя (Цотп):
Цотп = Цбез НДС+ НДСп.
Цотп = 181443 руб. + 36289руб. = 217732 руб.
8) торговая наценка (Нт):
Нт = Цбез НДС× СТ / 100,
где CТ — наценка торговых предприятий,%.
Нт = 181443 руб. ×24/100 = 43546 руб.
9) НДС, начисленный в торговле (20%):
НДСТ = (Цбез НДС+ Нт) × СНДСт / 100, где CНДСт
— ставка НДС, начисленного вторговле, %.
НДСТ = (181443 руб. +43546 руб) × 0,2 = 44998 руб.
10) налог на продажу (НП):
НП = (Цбез НДС + Нт+ НДСТ) × СП / 100, где CП
— ставка налога на продажу, %.
НП = (181443 руб. + 43546 руб. +44998 руб) × 2/100 = 5400 руб.
11) розничная цена товара (Цр):
Цр = Цбез НДС+ Нт + НДСТ + НП.
Цр = 181443 руб. +43546 руб. + 44998 руб. + 5400 руб. = 275387 руб.
Список использованных источников
1.   Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие.Мн.: Выш. шк., 1996. — 367 с.
2.   Гребнев А.И., Баженов Ю.Ж. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика,1997. — 238 с.
3.   Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле:
4.   Учебник — 6-е изд., перераб. Мн.: Новое знание, 2003.526 с.
5.   Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торговогопредприятия: Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2001.240 с.
6.   Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебноепособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2000. — 295 с.
7.   Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко и др.; подобщ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. Мн.: Выш. шк., 2005. — 542 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :