Реферат по предмету "Маркетинг"


Товар и продукция

Введение
 
Когда в нашейстране складывалась теория товароведения, государство выступало единственнымучастником внешнеэкономической деятельности. Распределение сырьевых ресурсов иоборудования происходило по системе государственного снабжения. Товаром в этихэкономических условиях считалась только продукция бытового назначения – «товарынародного потребления». Товароведение фактически изучало не столько товар в егоэкономическом понимании и проявлении, сколько продукцию в техническом аспекте,который раскрывался в стандартах. В настоящее время изучение товара вышло зарамки такого понимания.
Теориятовароведения, сложившаяся в советское время, развивалась как научная теория.Однако практически работающему специалисту, который заинтересован втовароведных знаниях, – эксперту по качеству, товароведу, таможеннику,оценщику, требуются ответы на новые вопросы. Важно уметь различать товары покомплектности, степени готовности к использованию, выделять их оценочныепоказатели, знать обязательные требования к ним. К товару предъявляется и рядвполне определенных требований в рамках договоров купли-продажи, перевозки,страхования. На этих этапах обращения материалы и изделия проявляют себяпо-разному, и эти свойства для участников процесса так же важны, как и те,которые проявятся у конечного потребителя.
Развитиерыночных отношений, изменивших приоритеты экономических наук в последнеедесятилетие, отводит товароведению новую роль.
Товароведениеизучается и как научная, и как прикладная дисциплина.


1. Цели изадачи товароведения
Товароведениевозникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедраТовароведение (растительных и животных фармацевтических материалов) былаучреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первыхпособий по Товароведение была «Торговая книга» (1575). Как самостоятельнаяучебная дисциплина Товароведение начало вводиться в коммерческих средних ивысших учебных заведениях в конце. 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США)Товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групптоваров. Основоположниками научного Товароведение в России были М.Я. Киттары(1825 – 80), П.П. Петров (1850–1928), Я.Я. Никитинский (1854–1924).Под редакцией последних в 1906 – 08 вышел учебник по Товароведение «Руководствопо товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в которомрассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов,используемых в промышленном производстве.
В 20 в.содержание Товароведение в разных странах дифференцировалось. В нашей стране наиболееширокое развитие получило товароведение товаров народного потребления. Ононепрерывно расширялось за счёт изучения новых групп товаров (швейных изделий, трикотажа,товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Изучениестроения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины –материаловедение (по отраслям промышленности).
Товароведение,научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; ихклассификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качествотоваров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортиментатоваров и его структуру; условия сохранения качества товаров при ихтранспортировке, в потреблении и эксплуатации. Товароведение в социалистическихстранах ставит своей целью установить соответствие показателей потребительных свойстви выпускаемого ассортимента продукции требованиям потребителей в интересахнаиболее полного удовлетворения их потребностей и осуществления обратной связимежду потреблением и производством в части повышения качества и обновленияассортимента товаров.
Цельтовароведения заключается в изучении основополагающих характеристик товарасоставляющих его потребительную стоимость, а также их изменение на всех этапахтовародвижения.
Центральнойзадачей товароведения стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним.
Основныезадачи товароведения как научной дисциплины на современном этапе развитиярыночных отношений являются:
– исследованиеи выявление общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимоститоваров;
– исследованиеи дальнейшая разработка научных принципов формирования терминологии, классификациии кодирования для различных групп товаров (для использования в современных компьютерныхтехнологиях);
– исследованиеи разработка принципов и методов управления качеством и ассортиментом товаров;
– активизациятворческих связей и обмена информацией о товарах как внутри страны, так и на международномуровне;
– проведениетаможенных экспертиз.
Товароведениеподразделяется на ряд учебных дисциплин в зависимости от профиля специальностей:
– товароведениематериалов, машин, оборудования;
– товароведениепромышленных товаров народного потребления, пищевых продуктов и т.д.
Товароведениевключает в себя два раздела:
1. Общаячасть.
2. Частноетовароведение.
В общей частирассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими длячастных разделов товароведения.
Частноетовароведение анализирует состояние и перспективы развития сегмента рынка,классификацию товаров на ассортиментные группы т.д.
Принципытовароведения:
1. Первыйпринцип товароведения – безопасность. Это принцип который
заключается вотсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром илиуслугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип долженсоблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).
2. Принципэффективности – заключается в достижении наиболее оптимального результата припроизводстве, реализации и эксплуатации товаров; сохранении количества икачества товара на всех этапах.
3. Принципсовместимости – определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг ксовместному использованию не вызывающему нежелательных воздействий.
4.Взаимозаменяемость – это принцип, определяемый пригодностью одного товара дляиспользования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех жетребований.
5.Систематизация – это принцип, заключающийся в установлении определённойпоследовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный принцип положенв основу группы методов, в состав которых входят классификация, кодированиетоваров.
Дляопределения показателей качества товаров в товароведении применяютсяинструментальные, органолептические, расчётные и др. методы. При изученииприроды товаров, их строения, свойств, процессов, происходящих в них, товароведениеиспользует достижения многих наук: физики, химии, биологии и т.д.
При изучениипроцессов формирования ассортимента товаров товароведение учитываетзакономерности развития общественного производства и распределения.
2. Продукция
 
Продукцияпроизводится в результате деятельности и предназначается для удовлетворениякаких-либо потребностей. Под деятельностью понимают и человеческуюдеятельность, и жизнедеятельность биологических объектов. К продукции можноотнести ткани, сырье, комплектующие изделия, а также хлопчатобумажные и льняныеволокна.
Продукцияможет быть создана в результате материальной и нематериальной деятельности.Нематериальная продукция – это услуги, ценные бумаги и др.
Материальнаяпродукция, которая предназначена для купли-продажи, является товаром.
Продукцииприсущи две основные характеристики:
1. Продукциядолжна быть произведена.
2. Она должнаудовлетворять чьим-либо потребностям.
Продукциястановится товаром, когда она является объектом купли-продажи.
Продукцияподразделяется по различным признакам классификации:
1. поотраслям производства:
– промышленнаяпродукция;
– сельскохозяйственная;
– природная.
2. по сферереализации.
Сферойреализации продукции является – торговля.
В услугиторговли, в частности, входит розничная торговля, которая включает:
– реализациютоваров;
– упаковку,купленную в магазине;
– погрузкаи доставка крупногабаритных изделий;
– консультацииспециалистов о правилах и порядке пользования сложными товарами – новинками идемонстрация их в действии.
По сферереализации, товары подразделяются:
– товарынародного потребления;
– товарыпромышленного назначения.
Товарынародного потребления – это товары, предназначенные для продажи населению сцелью личного, семейного, домашнего использования, не связанного спредпринимательскою деятельностью.
Товарынародного потребления подразделяются:
– непродовольственныетовары;
– пищевыепродукты (продовольственные);
– табачныеизделия.
Непродовольственныйтовар – это продукт производственного процесса, предназначенной для продажи егогражданам или СХД (субъектам хозяйственной деятельности), но не с цельюупотребления в пищу человеком или животным.
Пищевойпродукт – это продукт животного, растительного, минерального илибиосинтетического происхождения предназначенный для употребления в пищучеловека, как в свежем, так и в переработанном виде.
Товарыпромышленного назначения – это товары, предназначенные для продажи юридическимлицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования вхозяйственной деятельности.
К нимотносят:
– технологическоеоборудование;
– строительно-дорожнаятехника, транспортные машины общего использования;
– топливо– сырьевые товары.
Товарыпромышленного назначения продаются в системе оптовой торговли с последующей ихперепродажи или профессиональном использовании.
Среди товаровпромышленного назначения выделяются группы продукции социального назначения,которая предназначена для удовлетворения личных и общественных потребностейнаселения в сфере услуг, оказываемых на:
– транспорте;
– системеобразования;
– медицина;
– культураи т.д.
ТНП и ТПНразличаются не по видам товаров, а по целям их использования (т.е. бытовое – некоммерческое и не бытовое – коммерческое).
3. по степенипереработки:
– сырьё;
– материалы;
– изделие;
– продукты;
– расходныеизделия.
Сырьё – этопродукция, предназначенная для дальнейшей переработки, результатом которой неявляется изделие.
Материалы –это продукция, предназначенная для производства изделий или других материалов.
Изделия – этоединица промышленной продукции, которая может исчисляться в штуках иэкземплярах.
Продукты –это продукция, являющаяся результатом труда, но не изделием и предназначенноедля потребления, а не для эксплуатации.
Однако, еслипродукты выпускаются в стандартной промышленной упаковке, повреждение которойможет исключить, затруднить использование, то они рассматриваются как изделия иназываются расходными изделиями.
Степеньобработки продукции учитывается при построении тарифов таможни организации.
Большинствостран применяют тарифную эксколацию – т.е. повышение ставок таможенных пошлин наготовое изделие по отношению ставки на сырьё.
3. Товар
 
Просто такпередавать от человека к человеку цифровые значения или собственность не имеетсмысла (за исключением подарка и грабежа). Поэтому для получения прибылинеобходим некий посредник. Он называется товаром. Товаром может быть всё, чтоугодно, не обязательно физический предмет. Товар – это носитель стоимости ипосредник при получении прибыли.
Товар – все,что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с цельюпривлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могутбыть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. Наряду спонятием «товар» существует понятие «товарная единица».
Продуктытруда приобретают форму товара в условиях рыночного производства. Всякое лиизделие или услуга являются товаром? Если вещь произведена для личногопользования или в подарок, то она еще не стала товаром. Товаром называютсяизделие или услуга, предназначенные для продажи любому покупателю на рынке.
Рыночноепроизводство – это производство товаров и услуг, предназначенных для реализациина рынке по ценам, которые существенно изменяют спрос на эти товары или услуги.В него включается реализация товаров и услуг, обмен их по бартеру, передачанаемным работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме, поставка другиморганизациям, а также накопление в виде запасов готовой продукции.
В рыночнойсфере основной формой стоимости товара является рыночная стоимость.
Нерыночноепроизводство – это производство продуктов и услуг, предназначенных длявнутреннего использования организациями, а также предоставляемых другим потребителямбесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос.Стоимость выпуска нерыночных продуктов и услуг определяется в размере текущихзатрат на производство (стоимость восстановления или замещения). Объектынерыночного производства не являются товарами.
Товарнаяединица – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины,цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Каждую отдельную товарную единицу,предлагаемую потребителям, можно рассматривать относительно трех уровней:
– товарпо замыслу – это та основная услуга, которую действительно приобретаетпокупатель;
– товарв реальном исполнении – это предлагаемый на продажу товар с определеннымнабором свойств, внешним оформлением, уровнем качества, марочным названием иупаковкой;
– товарс подкреплением – это товар в реальном исполнении в совокупности с услугами,его сопровождающими, такими, как гарантия, установка или монтаж,профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.
Товар – этопредмет труда, предназначенный для удовлетворения конкретных потребностейчеловека и распределяемый путем купли-продажи. Товар по своей сущности обладаетдвумя основными свойствами:
– потребительскойстоимостью – способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
– меновойстоимость – способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на другуювещь или денежный эквивалент.
Понятие«товар» и «продукт» отличаются тем, что продукт становится товаром в будущемпредложенным рынку.
Продуктытруда приобретают форму товаров в условиях рыночного производства. Если вещьпроизведена для личного пользования в подарок, она не становится товаром.
В рыночноепроизводство включаются:
– реализациятоваров и услуг;
– обменпо Бартеру;
– передачанаемным работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
– поставкидругим организациям;
– накоплениев виде запасов готовой продукции.
Объекты нерыночного производства не являются товарами.
Потребительскиесвойства товара, определяющие его потребительскую ценность:
– качество
– степеньсоответствия функциональному назначению;
– степеньсоответствия цены и потребительской ценности;
– наличиеинструкции по применению и другой документации на товар;
– качествосервисного обслуживания на этапе эксплуатации;
– возможностьвыбора варианта товара, богатый ассортимент.
Особый видтовара представляют услуги. Примерами услуг могут быть: чистка одежды, доставкана дом товаров, билетов, продуктов.
Услуга – этомероприятие или выгода, предлагаемые любому лицу, но не приводящие к завладениючем-либо. Производство услуг может быть связано с товаром в его материальномвиде, а может и не быть таковым.
Услуга – объектпродажи в виде действий, результатом которых является тот или иной полезныйэффект.
Услугамсвойственны четыре характеристики.
Неосязаемость.Услугу нельзя увидеть, попробовать на ощупь, услышать, увидеть до моментаприобретения. Клиент не может увидеть, придя в парикмахерскую, свою стрижку.
Неотделимостьот источника. Врач ставит диагноз больному. Диагноз невозможен при отсутствииврача.
Непостоянствокачества. Качество услуги во многом определяется состоянием источника, уровнемего квалификации, настроения. Ваш заказанный билет могут принести вовремясегодня, а завтра с опозданием. Это тоже относится и к выполнению заказа такси.
Несохраняемость.Услуги нельзя хранить. Услуги можно классифицировать по различным признакам: ктоявляется источником услуги – люди или машины; обязательно ли присутствиеклиента в момент оказания услуги; каковы мотивы приобретения, услуги (дляличных или деловых нужд); каковы мотивы поставщика услуг (коммерческая илинекоммерческая деятельность).
Услуги могутоказывать производители товаров и специализированные организации.

Товарыклассифицируются по разным признакам, что и показано на рис. 1.
/>
Рис. 1.Классификация товаров
Приклассификации товара выделяют объективные параметры:
– собственнотовара: материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус,конструкция, наличие дефектов;
– рыночные:цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортировки,привлекательность;
– потребления:прочность, простота ухода, срок замены.
Такимобразом, товар – это основной продукт, предназначенный не только для полученияконкретной прибыли для определенного государства, но, в конечном счете – этопредмет потребления, произведенный для купли-продажи.
Товар, какпредмет коммерческой деятельности является объектом особой научной дисциплины –товароведения.
Товароведение– это комплексная научная дисциплина, занимающаяся целенаправленнойдеятельностью по изучению потребительной стоимости товаров, формированиюассортимента и качества товаров, обеспечению условий их хранения.
Основнойметод товароведения – метод системного подхода, основанный на методологии научногопознания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Заключение
Изучение товароведенияобусловлено необходимостью понимания фундаментальных представленийтовароведения, знания современных достижений науки в области формирования потребностей,потребительских свойств товаров, качества, классификации, стандартизации,сертификации, идентификации и фальсификации товаров.
Общественныенауки являются для товароведения методологической основой изучения полезноститоваров как социально-экономической категория. Философия вооружает товароведениевсеобщим диалектическим методом познания явлений. Исключительно важное значениедля товароведения имеет экономическая теория, изучающая законы общественногопроизводства и распределения материальных благ по различных ступенях развитиячеловеческого общества.
Товароведениеявляется базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных испециальных дисциплин – организации и технологии коммерческой деятельности,экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие исопутствующие межпредметные связи.

Списокиспользуемой литературы
1. Баранов С.И. и др.Справочник товароведа. Непродовольственные товары. – М.: Экономика, 1997.
2. Введение втовароведение промышленных товаров, М., 1998.
3. Варакута С.А. Управлениекачеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001.
4. Жиряева Е.В. Товароведение:Серия «Учебные пособия» – 2-е изд. – СПб: Питер, 2002.
5. Замедлина Е.А. Товароведениеи экспертиза товаров. – М.: РИОР, 2005.
6. Классен Н.А., Методикаи дидактика товароведения, Л., 1999.
7. Красовский П.А. Товари его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.
8. Новиков В.А. Терминырыночной экономики. – М.: Наука, 1997.
9. Райкова Е.Ю., ДодонкинЮ.В. Теория товароведения: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр«Академия», 2002.
10. Товарный словарь, т.1–9, М., 1956–61.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.