Реферат по предмету "Маркетинг"


Теоретические аспекты коммуникационного сопровождения

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационного сопровождения….….4

1.1. Технологии коммуникационного сопровождения: паблисити, реклама, специальные мероприятия, спонсорство, лоббирование…………………….4

1.2. Исследование потребителя, как ключевой элемент коммуникационного сопровождения…………………………………………………………………..8

Глава 2. Исследование основных направлений коммуникационных сопровождения Омского музей Кондратия Петровича Белова…………………………………………………………………………...12

2.1. История и структура Омского музей Кондратия Петровича Белова…..12

2.2. Анализ коммуникационного сопровождения по средствам: информационного аудита, опроса с использованием анкеты, фокус группы и экспертного мнения………………………………………………………….......14

Заключение……………………………………………………………………...23

Список литературы……….……………………………………………………24

Приложения…………………………………………………………………….25
Введение.

Во все времена для общества была насущной проблема сохранения традиционной народной культуры, быстро исчезающей под влиянием новых явлений, предметов и развития этносов. Особенно остро она обозначена в современных условиях, когда многие ценные элементы культуры безвозвратно потеряны. В Омске представлено большое количество музеев, памятников архитектуры, художественных галерей, которые ежедневно проводят уникальные выставки и семинары, совершенно не пользующиеся спросом у жителей и гостей города Омска. Старая закалка сотрудников музея не приемлет сотрудничество со СМИ, тем самым играет против себя. В наши дни увеличить эффективность работы музея, расширить границы целевой аудитории, повысить проходимость, грамотно спланировать коммуникационное сопровождение невозможно без использования рекламы и PR. Сегодня музеи г. Омска переживают не лучшие времена. Они нуждается в современных формах привлечения посетителей, как сегодня, так и в будущем, и для этого им необходимо проводить работу по коммуникационному сопровождению. Эта работа является как никогда актуальной.

Важными задачами научного изучения коммуникационного сопровождения музея становится раскрытие закономерностей формирования и функционирования коммуникации музея в индивидуальном и массовом сознании, с помощью проводимых исследований: опроса с помощью анкетирования, фокус-группы и экспертного мнения.

Объект – музей К.П. Белова

Предмет – коммуникационное сопровождение музея К.П. Белова.

Цель – выявить особенности коммуникационного сопровождения музея К.П. Белова

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты коммуникационного сопровождения рассмотреть понятие паблисити, реклама, специальные мероприятия, спонсорство, лоббирование;

2. Рассмотреть ключевые элементы коммуникационного сопровождения, как исследование потребителя;

3. Исследовать историю и структуру Омского музей Кондратия Петровича Белова;

4. Проанализировать коммуникационное сопровождение используя методы: опрос с помощью анкетирования, фокус – группу и экспертное мнение. Сделать выводы по данным исследованиям.

Структура: данная курсовая работа состоит из двух глав, заключения и приложения. В состав второй главы входит практическая часть.


Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационного сопровождения

1.1. Технологии коммуникационного сопровождения: паблисити, реклама, специальные мероприятия, спонсорство, лоббирование.

В рамках коммуникационного сопровождения уже сложился традиционный инструментарий, который используется для воздействия на сознание и поведение целевых групп. В этот комплекс обычно включают: Паблисити, рекламу, специальное событие, спонсорство (меценатство и благотворительность), лоббирование.1

Рассмотрим это подробней:

Паблисити — это позитивная известность и признание организации, её персонала и её деятельности. Паблисити формируется основной деятельностью организации, отзывами клиентов и партнеров. Паблисити имеет особое значение для организации в следующих случаях:

1. Усиление, улучшение репутации организации. Осуществление, например, филантропической акции ошибочно освещать с помощью рекламы. Гораздо выигрышнее, если организацию отметят и похвалят в колонке новостей ежедневной газеты.

2. При объявлении нового продукта или услуги формирование позитивной известности посредством PR должно предшествовать рекламе. Продукт может служить предметом пресс-релиза пока он — новость, а после выхода рекламы продукт уже перестает быть новостью и не является предметом пресс-релиза.

3. Если продукт уже присутствует на рынке какое-то время, к нему становится труднее привлечь внимание потребителя. Тогда средства формирования паблисити — специальные события, спонсорство могут возобновить интерес рынка к нему.

4. Объяснение сложного продукта или услуги может требовать времени и места, недоступного в рекламе. Статья может располагать большим пространством для изложения истории.

5. Ограниченность бюджета на продвижение может не позволить затраты на рекламу, но позволить поместить статью.2

Реклама. «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы… Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь,- хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи… Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Думайте о рекламе!» 3

Американская ассоциация маркетинга предлагает такое определение:
Реклама — это любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком.

Основные принципы рекламы

Заинтересовать клиентов, умело используя рисунки, иллюстрации и другие способы рекламы, которые привлекают внимание клиентов, которым она адресована.

Поддерживать их заинтересованность, подчеркивая выгодны вашего предложения.

Вызвать желания или ассоциации, которые потенциальный клиент отождествлял бы со своей выгодой.

Показать преимущества: стоимость зависит не от низкой цены, а от лучшего обслуживания, высокого качества; важно обращаться к чувствам собственного достоинства клиента, вызывать у него соответствующие ассоциации.

Организовать (облегчить) покупку: необходимо проинформировать клиентов о том, где и как они могут реализовать конкретные предложения (относительно продукта или услуги).

Дать сигнал к действию: «не трать времени», «поторопись», «счастливый случай», то есть заинтересовать клиентов срочным исполнением предлагаемого, пока другие дела не отвлекут их внимания.

В зависимости от цели рекламы выделяются следующие ее виды:

Информативная — применяется для информирования потребителей о появлении на рынке новых товаров, услуг, идей. Преследуемая цель — выведение товара на рынок и поиск потенциальных потребителей.

Увещевательная — формирование избирательного спроса. Применяется в случае, когда в условиях конкурентной борьбы предлагается товар, имеющий какие-либо преимущества перед другими товарами.

Сравнительная — проводятся основные характеристики рекламируемого товара в сопоставлении с аналогичными характеристиками товаров-конкурентов.

Напоминающая — рекламируется товар, который уже завоевал рынки сбыта, однако нуждается в напоминании покупателю о себе.

Специальные события (special events) — это мероприятия, проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании, её деятельности и продуктам.

Спецсобытия призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в самой организации и окружающей её среде, стать событием для целевых групп общественности.4 Идеи событийных коммуникаций, как правило, достаточно эффектны и эксклюзивны. Организованное событие должно быть, прежде всего, оригинально по замыслу и исполнению; отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям публики и, разумеется, соответствовать образу компании.5 Основным плюсом спонсорства в отличие от обычной рекламы является «вовлеченность» спонсора в сюжет программы. Рейтинг программы (читай: спонсорской рекламы) выше рейтингов блоков прямой рекламы, и в отличие от последней спонсорское участие исключает соседство с брэндами-конкурентами. Иногда спонсорство помогает компании не только увеличить узнаваемость марки, но и установить позитивные ассоциации с брэндом. И все же для большинства компаний, особенно крупных, спонсорство скорее инструмент повышения лояльности, построения имиджа или перепозиционирования брэнда, нежели способ захвата рынка.6

Лоббирование — это деятельность, в рамках которой организация старается влиять на власть, чтобы добиться политических, юридических, экономических мер, которые ему необходимы. Среди других причин, по которым прибегают к лоббированию следует отметить увеличение числа правительственных регламентаций и законов на фоне все возрастающей сложности и непоследовательности законодательства.

Основные задачи лоббирования:

выстраивание эффективных коммуникаций с госструктурами и их персоналом

представление интересов вашей организации на всех уровнях власти

информирование государственных органов о деятельности вашей организации

влияние на решения госструктур в важных для вашей организации областях.7



1.2 Исследование потребителя, как ключевой элемент коммуникационного сопровождения

Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. Исследования не являются мероприятием, прямо воздействующим на факторы, определяющие покупку, но исследования необходимы для построения схемы оптимального взаимодействия по направлениям, определяющим судьбу товара на рынке – производство, распространение и продвижение. Невозможно сформулировать цель коммуникационного сопровождения без понимания места маркетинговых исследований в системе мероприятий, обеспечивающих продвижение товара или услуги.8 Для выявление и изучения проблем необходимо собрать первичную информацию (первичное исследование).

Первичные (полевые) исследования — это сбор информации любым методом, за исключением использования уже полученных другими исследователями данных, уже собранных и записанных кем-то другим. Они включают в себя информацию, полученную при помощи собеседований, обзоров, прямого наблюдения, проведения экспериментов, анкетирования и др. При этом можно использовать первичное исследование, чтобы реплицировать сведения, полученные откуда-то, как способ укрепления своей позиции. 9 Существует несколько методов для выявления и изучения проблем:

Наблюдения — в широком смысле слова наблюдение — это способ познания мира. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающегося сперва только на ограниченное количество фактов и наблюдений».10 Однако до сих пор термин «наблюдение» еще не стал однозначным. Так, в некоторых социальных науках (экономической статистике, демографии) под наблюдением часто подразумевают любую полевую процедуру (опрос, сбор письменных данных, визуальное наблюдение), противопоставляя ее косвенному получению данных из литературных источников. Наблюдение в рекламе – это наблюдение за поступками и действиями потребителей при выборе товаров, за ситуациями, за реакцией различных групп на рекламу и т. д. Исследователь (наблюдатель) фиксирует получаемую информацию в соответствии с задачами исследования.11

Опрос с помощью анкеты — самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле, анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения ошибок до начала ее использования.12 При разработке анкеты особое внимание обращается на форму вопросов, их последовательность и формулировку. Нежелательно включение вопросов, на которые не захотят отвечать или которые не требуют ответа. Анкета должна состоять из двух типов вопроса: закрытого и открытого. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. На открытый вопрос необходимо отвечать своими словами. Открытые вопросы дают больше информации, так как опрашиваемый не связан определенным ответом, и они особенно полезны на поисковом этапе исследования. Ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать и сводить в таблицы.13 Формулировка вопросов должна быть простой, недвусмысленной, не влияющей на ответ. Первые вопросы должны по возможности заинтересовать опрашиваемого. Трудные или личные вопросы поставить лучше в конец.

Фокус-группа — это групповое полуформализованное фокусированное интервью (беседа) для получения эмпирической информации в различных исследованиях. Он используется как и вспомогательный метод сбора информации на всех стадиях исследования, так и как самостоятельный — для тестирования рекламных обращений, слоганов, упаковок и товарных знаков. Для его проведения отбираются лица, отражающие основные социально-нормативные и психологические свойства целевой (исследуемой) группы.14 Обсуждение вопроса проводится по определенной методике квалифицированным специалистом — модератором. В случае с тестированием стимульного (рекламного) материала на фокус-группе определяется, насколько данный образец соответствует социальным нормам и ценностям данной социальной группы и преимущественно какие ассоциации и настроения, чувства (позитивные, негативные) он вызывает.15

Вывод:

В данной главе были рассмотрены теоретические аспекты коммуникационного сопровождения. В рамках коммуникационного сопровождения, был изучен, традиционный инструментарий, который используется для воздействия на сознание и поведение целевых групп. В этот комплекс обычно включают: Паблисити, рекламу, специальное событие, спонсорство (меценатство и благотворительность), лоббирование. Так же нами были рассмотрены ключевые элементы коммуникационного сопровождения, как исследования потребителя. Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. Невозможно сформулировать цель коммуникационного сопровождения без понимания места маркетинговых исследований в системе мероприятий, обеспечивающих продвижение товара или услуги. Для выявление и изучения проблем необходимо собрать первичную информацию (первичное исследование), выше перечисленные аспекты будут рассмотрены во второй главе, на примере музея Белова.


Глава 2. Исследование основных направлений коммуникационного сопровождения Омского музей Кондратия Петровича Белова

2.1 История и структура Омского музей Кондратия Петровича Белова

Музей народного художника России Кондратия Петровича Белова открылся в Омске в марте 1991 года, уже после кончины художника. Но дом для своего музея Кондратий Петрович успел выбрать сам: старинный особняк в центре, на бывшей Плотниковской улице (ныне улица Ч. Валиханова) — очень ветхий, крайне запущенный, но все еще хранящий следы былой красоты. Несомненно, его ожидала печальная участь многих других бесследно исчезнувших памятников деревянного зодчества. Именно желание уберечь старинный дом от сноса и заставило Кондратия Петровича выбрать его для своего музея. Известно, что в России надо жить долго, чтобы чего-нибудь дождаться. Кондратий Белов всего два года не дожил до 90-летия и успел дождаться многого: широкого признания, славы лучшего сибирского пейзажиста, почетных званий — заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника РСФСР и неофициального титула «патриарх сибирской живописи». Музеи охотились за его картинами, а персональные выставки проходили в лучших, самых престижных залах Москвы, Ленинграда, многих сибирских городов. Кондратий Петрович успел дождаться даже собственного музея: решение о его создании было принято еще при жизни художника — факт, для провинции невероятный и говорящий о громадном культурном значении творчества К. П. Белова больше всяких слов. Теперь в одном из залов этого небольшого, уютного, теплого музея среди прочих работ висит и самая последняя картина художника, датированная 1987 годом. На ней изображено старинное сибирское село Пача, привольно раскинувшееся на берегу Томи. Здесь в большой крестьянской семье прошло детство будущего живописца. 16

Музей К. П.Белова предлагает большой выбор экскурсий на любой вкус:

1. История дома и музея — для взрослых, студентов и старшеклассников. Экскурсия, которая знакомит посетителей музея с историей дома, с деятельностью его первого владельца Ф.Ф. Штумпфа и с интересными событиями в истории нашего города того времени.

2. К. Белов. Жизнь и творчество — для взрослых, студентов и старшеклассников.

3. Певец Сибири — для школьников средних классов.

4. С любовью о своей земле — для школьников младших классов.

5. О художнике Белове — для детей 5 — 6 лет.

По субботам музей проводит вечера русского романса. Раз в неделю здесь собираются художники — портретисты на «рисовальные вечера». Это продолжение традиции, которая существовала в Омске в начале ХХ в. Для детей работает музыкальная гостиная, где можно познакомиться с различными жанрами русской музыки. В музее часто проходят музыкально-поэтические вечера, на которых звучат старинные романсы, классическая поэзия, музыка омских композиторов.17

Музей Кондратия Белова — особый, непохожий на другие: с романсами, стихами, с ароматными пирогами, какие можно попробовать только здесь, и долгими душевными разговорами. Скорее это Дом, чем музей. И кажется, что он был всегда. И уже невозможно представить культурную жизнь города без этого маленького, теплого, излучающего особую неповторимую ауру дома.18

2.2 Анализ коммуникационного сопровождения по средствам: информационного аудита, опроса с использованием анкеты, фокус группы и экспертного мнения.

Информационный аудит.

Музей народного художника России К. П. Белова на протяжение мая 2010 по май 2011 года, радовал Омичей и гостей Омска огромным разнообразием выставок, авторских работ, студенческих мероприятий. На Графике информационной активности музея за май 2010- май 2011 года, Диаграмма 1 (Приложение 1. Информационный аудит), мы можем видеть, что всего публикаций за год было 75. Из них большую часть занимают публикации в печатной прессе (45), в интернете (23) и на Телевиденье (7). Наиболее освещаемые выставки прошли в сентябре 2010 г., декабре 2010 г., феврале 2011 г. и апреле 2011 г.

Наиболее освещаемые выставки музея К.П. Белова в Омских СМИ:

1. В сентябре 2010 года. В стенах музея прошла выставка Виктора Касьянова «Синегорье». 2 сообщения в печатной прессе (Омская правда, Омский Вестник), 2 сообщение в интернете (Время Омское), 1 сообщение по
TV

(ГТРК Омск).

Диаграмма 2. (Приложение1. Информационный аудит. )

Информационное сообщение за сентябрь 2010 года:

«Сегодня в омском Музее Кондратия Белова открывается персональная выставка Виктора Касьянова «Синегорье. От Урала до Тянь-Шаня».

Летом нынешнего года научному сотруднику ООМИИ им. М. Врубеля Виктору Касьянову довелось побывать на Алтае, где торжественно отмечалось 140-летие со дня рождения выдающегося алтайского художника Григория Чорос-Гуркина. Плотный график научной конференции не помешал Виктору Петровичу побродить с этюдником по окрестностям Горно-Алтайска. Красота горных пейзажей, некогда вдохновлявших знаменитого живописца, ученика Шишкина, не оставила равнодушным и омича, привыкшего к степным просторам. Он успел написать не менее дюжины этюдов. Вместе с другими, написанными в другое время и в других местах, алтайские этюды составили экспозицию персональной выставки В.П. Касьянова, которую автор назвал так: «Синегорье. От Урала до Тянь-Шаня».» Диаграмма, 3. (Приложение, 1. Информационный аудит).

2. Декабрь 2010 года. Состоялась выставка работ 5 курса специальности худ. Граф. ОмГПУ при поддержке Омского музей К.П. Белова. 3 сообщения в печатной прессе (Новое обозрение, Время Омское, Омская правда). А так же Музей К.П. Белова был освещен в выпуске Бизнес Курса «Разные судьбы деревянный Омск». Всего было 2 сообщения, а так же подобное сообщение о сохранение «Деревянного Омска» в декабре 2010 г. было опубликовано в газете «Время Омское». Диаграмма, 2. (Приложение 1. Информационный аудит).

Информационное сообщение за декабрь 2010 года.

«В музее Кондратия Белова готовится к открытию выставка «Час ученичества», посвященная пятидесятилетию факультета искусств Омского педуниверситета. В экспозицию включены этюды с натуры, выполненные студентами-пятикурсниками «худграфа» во время летней практики. Руководили пленэра — преподаватели кафедры живописи, известные омские художники К.П. Кичигин и Г.С. Баймуханов. Когда-то они тоже были студентами худграфа и у них был свой час ученичества, без которого, как известно, не станешь ни учителем, ни художником. Музей Кондратия Белова соединён с худграфом узами, которые можно назвать родственными. Сын Кондратия Петровича – Станислав — известный художник-шестидесятник, был в числе тех, кто стоял у колыбели первенца художественного образования в Сибири. Именно он создал кафедру живописи на факультете и более 20 лет руководил ею. Теперь на кафедре работают бывшие ученики Станислава Белова, ставшие уже и доцентами, и профессорами. Сегодня они передают полученные знания и накопленное мастерство новым поколениям студентов.». Диаграмма, 3. (Приложение 1. Информационный аудит)

3. Февраль 2011 года. В стенах музея К.П. Белова прошел уникальный проект, объединивший сорок работ известного мастера Михаила Фрумгарца — фотовыставка «Город, которого нет». 4 сообщения в печатной прессе (Омская правда, Московский комсомолец в Омске, Омский вестник, Красный путь), 4 сообщения в интернете (Время омское- 2 выпуска, Город Омск, ИА «Деловой Омск»), 2 по Телевиденью (Культура, ГТРК Омск). Диаграмма, 2

(Приложение 1. Информационный аудит)
Информационное сообщение за февраль 2011 года.




«Омские музеи Кондратия Белова и «Искусство Омска» представляют уникальный проект, объединивший сорок работ известного мастера Михаила Фрумгарца — фотовыставку «Город, которого нет».

На снимках – деревянные здания, иные тихие уголки Омска, ныне утратившие свой нарядный вид или снесенные в ходе массовой застройки. Фотографии в основном датированы 1970 – 1980-ми годами. Самый старый снимок, представленный на выставке, сделан в 1952 году. Снимки эти представлены на выставке впервые, многие специально напечатаны с негативов, хранящихся в фондах музея «Искусство Омска».

Проект приурочен к 90-летию со дня рождения М.И. Фрумгарца и 20-летию двух омских музеев.» Диаграмма, 3 (Приложение 1. Информационный аудит).

4. Апрель 2011 года В Омском музее Кондратия Белова открывается юбилейная персональная выставка Расхата Нуриева 2 сообщения в Интернете (Время Омское, ИА Деловой Омск), 1 сообщение в прессе (Красный путь.) (Приложение 2). Так же в апреле 2011 года о музеи К.П. Белова было опубликовано сообщение в бизнес курсе «Зов космических глубин. Лауреат областной премии имени Кондратия Белова, — награждение — Евгений Дорохов».
В конце апреля 2011 года в стенах музея проходит выставка посвященная 100 юбилею Алексея Либерова. 4 сообщение в интернете (ИА Деловой Омск- 2 сообщения, Билет Омск, Время Омское), 1 сообщение по телевиденью (Культура). Диаграмма, 3. (Приложение 1. Информационный аудит).

Фокус-группа.

В первой фокус — группе нами были опрошены респонденты в возрасте от 18 до 25 лет. Полученные данные по трем рекламным продуктам позволяют сделать следующие выводы:

Первый рекламный продукт – сайт Музея К.П Белова, получил отрицательную оценку, это показано на диаграмме 1 (Приложение 2. Фокус-группа от 18 до 25). Шести респондентам не понравился цвет сайта, отсутствие анимации, интересных дизайнерских решений. Двое респондентов посчитали сайт достаточно информативным, отметили, что на сайте присутствует обратная связь, а так же представлен достаточно полный список грядущих мероприятий музея К.П.Белова. Из этого следует сделать вывод: Навигация сайта отвечает требованиям целевой аудитории, но необходимо провести ряд дизайнерских и программистских мероприятий, для того чтобы сайт привлекал больше внимание, особенно молодежи.

Второй рекламный продукт, афиша, посвященная 60-летию со дня рождения Расхта Нуриева была оценена респондентами фокус-группы крайне отрицательно. Респондентам не понравились выбранные цвета, оформление афиши (рисунок), так же респонденты заметили, что в афише отсутствует информационный блок (адрес, телефоны), есть только название музея, которое написано маленькими буквами в правом нижнем углу. Нами были выбраны критерии оценки данной афиши: Цветовая палитра, информационный блок, выбранный рисунок, название музея. Это можно увидеть на диаграмме 2. (Приложение 2. Фокус-группа от 18 до 25).

Третий рекламный продукт, афиша, Ночь в музее проект Раскраски для взрослых. Мною были выбраны критерии оценки данной афиши: Цветовая палитра, информационный блок, выбранный дизайн (шрифт), название выставки. Это можно увидеть на диаграмме 3. (Приложение 2. Фокус-группа от 18 до 25).

Фокус-группа от 25 до 45 лет.

Во второй фокус — группе нами были опрошены респонденты в возрасте от 25 до 30 лет. Полученные данные по трем рекламным продуктам позволяют сделать следующие выводы:

Первый рекламный продукт – сайт Музея К.П Белова, получил средние оценки, это показано на диаграмме 1 (Приложение 3. Фокус-группа от 25 до 45). Трем респондентам не понравился цвет сайта, отсутствие анимации, интересных дизайнерских решений. Трое респондентов посчитали сайт достаточно информативным, отметили, что на сайте присутствует обратная связь, а так же представлен достаточно полный список грядущих мероприятий музея К.П.Белова. Оставшиеся двое респондентов, посчитали, что сайт ничем не выделяется. «Ни хороший, ни плохой». Из этого следует сделать вывод: Навигация сайта отвечает требованиям целевой аудитории, но необходимо провести ряд дизайнерских и программистских мероприятий, для того чтобы сайт привлекал больше внимание.

Второй рекламный продукт, афиша, посвященная 60-летию со дня рождения Расхта Нуриева была оценена респондентами фокус-группы положительно. Респондентам понравились выбранные цвета, оформление афиши (рисунок), но были сделаны замечания по окантовке текста. «Афиша должна выделяться яркостью, цветом на фоне других, а не представлять собою красивый рисунок карандашом». Так же респонденты заметили, что в афише отсутствует информационный блок (адрес, телефоны), есть только название музея, которое написано маленькими буквами в правом нижнем углу. Нами были выбраны критерии оценки данной афиши: Цветовая палитра, информационный блок, выбранный рисунок, название музея. Это можно увидеть на диаграмме 2. (Приложение 3. Фокус-группа от 25 до 45).

Третий рекламный продукт, афиша, Ночь в музее проект Раскраски для взрослых. Мною были выбраны критерии оценки данной афиши: Цветовая палитра, информационный блок, выбранный дизайн (шрифт), название выставки. Это можно увидеть на диаграмме 3. (Приложение 2. Фокус-группа от 18 до 25).

Экспертный опрос.

Для данного исследования мною были выбраны: Специалист по рекламе и PR Юрий Воробьев – генеральный директор «Русского радио» и Мария Колосова специалист по рекламе и PR «Ибис Сибирь-Омск». Приложение, 4.

Анализ проведенного исследования:

Экспертный опрос показал, что музей К.П. Белова является культурным достоянием г. Омска. Проведение выставок, экскурсий и специальных мероприятий будет способствовать в продвижении музея. Особое внимание нужно уделить гостям г. Омска. Как заметила Мария Колосова: «Для гостей города Омска, музей К.П. Белова очень интересен. И на это необходимо сделать акцент при позиционировании музея. Как нам, приезжающим в другие города и страны, приятно и интересно ходить в музей и значимые места, так и иностранцы, я думаю, с радостью познакомятся с искусством Сибири. Это приятное и необременительное времяпрепровождение. Что касается каналов коммуникации в данном случае, я считаю, самым эффективным размещение рекламных листовок в гостиницах города».

По каналам коммуникации мнение экспертов разделились. Юрий Воробьев, считает: «Каналы коммуникации с администрацией, очевидно. Потому, как без комплексного решения проблем развития внешнего/внутреннего туризма в Омске, проблем отдельно взятого музея не решить. Далее коммуникации уровнем ниже: Гостиницы, Аэропорт, Вокзал, Вирусный ролик: «Кто такой Белов?». Мария Колосова, считает: «Думаю, для молодежи – это интернет. Потому что ненавязчиво – раз и это активно используемый молодежью канал – два. Для людей среднего и старшего возраста – журналы (например, Бизнес Курс) и газеты. Необходимо, я считаю, периодически сообщать о предстоящих выставках, чем сообщать информацию о музее в целом. С музеем и его историей лучше знакомиться «на месте»».

По повышению посещаемости музея мнение экспертов тоже разделилось. Юрий Воробьев, считает что 300летие Омска это самый лучший повод для повышения узнаваемости и посещаемости музея, т.к будет большой приток приезжих. Менее масштабные мероприятия вряд ли будут эффективны. Мария Колосова напротив, считает что: «Правильная реклама, регулярность и разнообразие тем выставок, различные мероприятие в музее, например, можно проводить «уроки» истории музея и искусства родного города для школьников и студентов профильных специальностей. Необходимо прививать интерес к истории Омска и людям, формировавшим его культурный облик».

Опрос с использованием анкеты.

С 18 по 29 апреля в музеи К.П. Белова нами был проведен опрос с использованием анкеты. Респондентами выступили гости музея К.П. Белова. Так же 22 апреля состоялась выставка посвященная десятилетию с открытия музея К.П. Белова. Всего за эти дни нами были опрощены 25 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет. Диаграмма, 1. (Приложение, 5). Респонденты от 18 до 35 лет, получают информацию о специальных мероприятиях и выставках из интернета, афиш и от друзей. Старшее поколение от 45 и старше получают информацию от знакомых (друзей), и так же с афиш, которые расположены в музеях г.Омска и театрах. Диаграмма, 2 (Приложение, 5). На вопрос «От чего зависит Ваше желание посещать музей?» респонденты до 25 лет ответили «бесплатный билет», а новая выставка и известный художник поделили пополам оставшееся респонденты. Диаграмма, 3 (Приложение, 5).

С 29 апреля по 15 мая нами были опрощены студенты 3-4курсов ОмГПУ и ОГИСа. Всего количество опрощенных составило 25 человек. На вопрос «Знаете ли вы музей К.П. Белова», 12 человек сказали, что знают и постоянно посещают этот музей, оставшиеся 13 человек сказали, что впервые о нем слышат. (Приложение, 5 Диаграмма, 4). На вопрос «Откуда вы узнаете о выставках и специальных мероприятиях», мнение респондентов было едино. (Приложение, 5 Диаграмма, 5). На вопрос «От чего зависит ваше желание посещать музей», большинство респондентов выбрали вариант «а»- «бесплатный билет», обосновав это тем, что они студенты и не хотят тратить лишние деньги «на просвещение», но так же был выбран вариант «в»-известный художник, на что поступили комментарии такой как «Пикасо в «Врубиле»». Приложение, 5 (Диаграмма,) 6.

Вывод:

В работе была рассмотрена историю и структуру Омского музей Кондратия Петровича Белова, проанализировано коммуникационное сопровождение с использование методов: опрос с помощью анкеты, фокус – группы и экспертного мнение. Сделаны выводы по данным исследованиям, с использованием графиков.


Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты коммуникационного сопровождения. В рамках коммуникационного сопровождения, был изучен, традиционный инструментарий, который используется для воздействия на сознание и поведение целевых групп. Так же были рассмотрены ключевые элементы коммуникационного сопровождения, для исследования потребителя. Во второй главе нами были проведены четыре вида исследований, каждое из этих исследований выявило ошибки в построение коммуникационного сопровождения, допущенные работниками музея. На сегодняшний день музей К.П. Белова является культурным достоянием города Омска. Коммуникационное сопровождение, которое осуществляется сейчас работниками музея, охватывает лишь часть той аудитория, которая могла бы быть. Невозможно сформулировать цель коммуникационного сопровождения без понимания места маркетинговых исследований. Для выявление и изучения проблем коммуникационного сопровождения нами была собрана первичная информация (первичное исследование.) По полученным данным можно сделать вывод, что музей нуждается в новой коммуникационной стратегии, которая будет формировать положительный имидж музея К.П.Белова у целевой аудитории. Так же необходима коррекция коммуникационного сопровождения и использование современных форм привлечения посетителей. На сегодняшний день все эти изменения возможны, благодаря им повысится узнаваемость музею К.П. Белова, увеличится интерес и посещаемость музея.


Список Литературы

В.В. Маяковский, статья «Агитация и реклама», Полн. собр. соч. Т. 12. М., 1959. с. 57-58

Диалектика природы// Энгельс Ф. с 220-221 – 1987.

Коммуникационное сопровождение versus PR?// И.Дзялошинский с. 20-21. – 2010.

«Паблик Рилейшнз для менеджеров.»// Алешина И.В. с. 70-72. -2009

Массовая коммуникация: СУЩНОСТЬ, КАНАЛЫ, ДЕЙСТВИЯ Серия: Практическая журналистика// В.М. Березин// М.: РИП-холдинг, 2003 г. С 78-79.

«Маркетинговые исследования»// Г.Черчилль, Т.Браун. Изд.«Питер», 2007г.

Маркетинговые коммуникации // Корнюшин В.Ю. с. 55-57 – 2008.

«Реклама и маркетинг» // Мерлин Стоун с. 184 – 2005.

«Рекламные технологии» //Ильясов Ф. 2008. №1. С. 6-11.

Эффективность рекламы»// А.Кутлалиев, А.Попов. Изд.«Эксмо», 2005г. с. 204.

А.Векслер Президент Нижегородского отделения Международного Клуба PR–управляющих " PRофессионал", кандидат политических наук// www.pr-pofessional.ru

www.proreclamu.ru // Спонсорство в рекламе//

www. pr.web-3.ru // Government

Relations
или отношения с властными структурами//

www. marketing.web-3.ru

www.muzeybelova.ru

www.art.sibirinfo.ru

www.belovmuseum.ru

Приложение 1. Информационный аудит.

Диаграмма 1.

/>

Диаграмма 2.

/>

Диаграмма 3.

/>


Приложение 2. Фокус- группа от 18 до 25 лет.

Диаграмма 1.

/>


Диаграмма 2.

/>

Диаграмма 3.

/>


Приложение, 3. Фокус-группа от 25 до 45лет.

Диаграмма, 1.

/>


Диаграмма, 2.

/>


Диаграмма, 3

/>


Приложение, 4.

Юрий Воробьев – генеральный директор «Русского радио».

Здравствуйте, Уважаемый эксперт!

Я провожу исследование, посвященное омскому музею Кондратия Петровича Белова. Прошу Вас ответить на следующие вопросы:

Знаком ли Вам этот человек? ВПЕРВЫЕ ВИЖУ

Знакомо ли Вам это здание? Да, знакомо. Находится на ЧВ.

Посещали ли вы этот музей? Как вы оцениваете работу музея? ОЦЕНИТЬ НЕ МОГУ потому что там не был.


Как вы считаете, какие каналы коммуникации помогут в продвижение музея К.П. Белова?



КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ОБЛАСТИ, ОЧЕВИДНО. ПОТОМУ КАК БЕЗ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕГО\ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В Омске, ПРОБЛЕМ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО МУЗЕЯ НЕ РЕШИТЬ. ДАЛЕЕ – КОММУНИКАЦИИ УРОВНЕМ НИЖЕ: Гостиницы (Отельный бизнес), Аэропорт, Вокзал (Места прибытия). Вирусный ролик «Кто такой Кондратий Белов?». Заодно исписать тем же стены в Центре (мелкое хулиганство как способ коммуникации)


На Ваш взгляд, какие мероприятия могут способствовать повышению посещаемости музея?



300летие Омска (Большой приток приезжих). Менее масштабные меры пока будут вряд-ли эффективны.


Как вы считаете, интересен ли данный музей гостям (туристам) г. Омска? Как вы считаете, через какие каналы коммуникации они могли бы узнать о выставках музея?



УЖЕ ОТВЕТИЛ. ПРО «ИНТЕРЕСЕН» ДУМАЮ интересн. Туристы, они люди такие, по старине ходить любят. А тут тем более здание все резное, к тому же там еще и картины весят. Только необходимо продвигать этот музей, как я уже говорил через гостиницы, аэропорты. Обязательный акцент необходимо сделать на 300летие Омска.

СПАСИБО

ЗА УДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ!

Мария Колосова специалист по рекламе и PR «Ибис Сибирь-Омск».

Здравствуйте, Уважаемый эксперт!

Я провожу исследование, посвященное омскому музею Кондратия Петровича Белова. Прошу Вас ответить на следующие вопросы:

Знаком ли Вам этот человек?

Да! Это омских художник Белов. К сожалению, не помню имя и отчество. Но внешность очень колоритная и сразу запомнилась.


Знакомо ли Вам это здание?

Да! Это здание по улице Ч. Валиханова, красивое. Всегда обращала внимание на резную башенку. Кажется. Там теперь музей Белова. Я была в другом здании. В этот еще не заходила.


Посещали ли вы этот музей? Как вы оцениваете работу музея?

Была в музее Белова, но в другом здании, как помню, тоже старом и деревянном. Вроде, на улице Пушкина или Лермонтова.

Как вы считаете, какие каналы коммуникации помогут в продвижение музея К.П. Белова?

Думаю, для молодежи – это интернет. Потому что ненавязчиво – раз и это активно используемый молодежью канал – два.

Для людей среднего и старшего возраста – журналы (например, Бизнес Курс) и газеты. Необходимо, я считаю, периодически сообщать о предстоящих выставках, чем сообщать информацию о музее в целом. С музеем и его историей лучше знакомиться «на месте».

На Ваш взгляд, какие мероприятия могут способствовать повышению посещаемости музея?

Правильная реклама, регулярность и разнообразие тем выставок, различные мероприятие в музее, например, можно проводить «уроки» истории музея и искусства родного города для школьников и студентов профильных специальностей.

Необходимо прививать интерес к истории Омска и людям, формировавшим его культурный облик.

Как вы считаете, интересен ли данный музей гостям (туристам) г. Омска? Как вы считаете, через какие каналы коммуникации они могли бы узнать о выставках музея?

Я думаю, интересен. И на это необходимо делать акцент при позиционировании музея. Как нам, приезжающим в другие города и страны, приятно и интересно ходить в музей и значимые места, так и иностранцы, я думаю, с радостью познакомятся с искусством Сибири. Это приятное и необременительное времяпрепровождение.

Что касается каналов коммуникации в данном случае, я считаю, самым эффективным размещение рекламных листовок в гостиницах города.

СПАСИБО

ЗА УДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ!


Приложение, 5.

Диаграмма,1

/>

Диаграмма, 2

/>


Диаграмма, 3

/>


Диаграмма, 4

/>


Диаграмма, 5

/>

Диаграмма, 6

/>


Приложение, 6

Гайд по фокус-группе.

1. Когда вы думаете о музеях г.Омска, какое название первое приходит вам в голову?
2.Скажите кому знаком этот человек?
3.Кому знакомо это здание?
4. Из тех кто знает этот музей, кто посещал?
5.Как вы оцениваете работу музея?
6.Какие другие музеи вы посещаете?
7. Почему вы посещали именно эти музеи?
8.Скажитье, откуда вы узнали о музее К.П. Белова?
9.Видели ли вы эти афиши? Как вы считаете, правильно ли составлена эта афиша, те ли цвета выбраны, что бы вы хотели в ней поменять?

10. Посмотрите на сайт? Нравится ли как он составлен? Выбранные цвета?

11.Какие каналы коммуникации помогут в продвижении музея?
12.Слышали ли вы о мероприятиях проводимых в музее?
13.Какие мероприятия вы посещали в других музеях?
14.А если бы мероприятия подобного рода проводились в музеи Белова, вы бы их стали посещать?
15.Какие мероприятия вы бы хотели посетить. Придумайте сами!


Приложение, 7.

Стенограмма по Фокус-группе. (18-25)

Здравствуйте, меня зовут Оксана! Я сегодня буду вашим модератором! Тема нашей фокус-группы будет посвящена музеям г. Омска. Первый вопрос, который я бы хотела задать: «Когда вы думаете о музеях города Омска, какое название вам первое приходит в голову.» Лия 21 год. – Музей имени Врубеля. Татьяна 23: Краеведческий музей, Анатолий 21- Достоевского, Ксения 23 – так же Врубеля. Модератор: А вы наверно в эти музеи часто посещали, Анатолий – да, я раньше их очень часто посещал. Модератор: Лия вы так же? Лия: да, конечно. Модератор: Понятно, а вообще вы ходите туда на специальные мероприятия, выставки? Вся фокус группа: Да. Анатолий: я хожу туда на постоянные выставки, которые там всегда есть. Вы наверно со времен школы начали ходить в музеи, или это был ваш собственный выбор? Анатолий: со времен школы я ходил, потому что надо было идти, а сейчас, потому что мне действительно интересно. Екатерина: а я посещаю выставки только тогда, когда проходят интересные мероприятия, т.е. например, привозят что то не обычное. Станислав: да, когда например, привозят, что то необычное, вот недавно во Врубеля ходил, там была выставка экзотических бабочек. Т.е. это больше выставка музея. Модератор: Посмотрите пожалуйста на фото и скажите, кому знаком этот человек? Почти вся группа сказала, что не известно, кроме Анатолия и Екатерины. – они сказали, что это Белов. У него очень классные усы, и запоминающая внешность. Антон: мне знаком Белов, потому что я по его картинам писал проект. Модератор: а вы именно по картинам самого Белова писали, а не по картинам его сыновей? Антон: да именно по его, просто мне очень нравится, этот омский художник, особенно его картина Деревня. Модератор: кому знакомо это здание. Вся фокус группа: Чекана Валиханова, это около Голубово огонька. Модератор: а кто ни будь из вас знает, что это музей К.П. Белова? Вся фокус-группа: да, мы знаем что это музей, но что музей именно Белова, мы не знали. Модератор: а вы бы хотели посетить его? Фокус-группа: да конечно!!! (хором). Модератор: Значит вызывает, бурный интерес. Из тех кто знает этот музей, кто ни будь его посещал. Фокус-группа – нет! (опять хором). Антон – а я посещал, т.к. писал о нем работу, как я уже говорил. Алена, а бы его посетила, если бы знала что там проходит, а то у входа, нет ни афиш, ни указателей. Нечего. Екатерина: совершенно согласна с Аленой, я его не посещала, ни потому что мне не интересно, а потому что я не знала, что там находится! Модератор: Понятно, значит на вопросы видели ли афиши музея, ответ понятен. Хорошо, я бы хотела вам сейчас продемонстрировать афиши музея, которые расклеены по городу, и узнать ваше мнение о их дизайне, что вам в них нравится, и что вы бы хотели поменять. Первая афиша «Графическая импровизация с 15 апреля 2011 года». Анатолий: мне кажется эта афиши очень не добросовестно выполнена. Имя Расхата Нуриева, занимает центрально место и выделено красным, для людей кто его знает, это что то говорит, а для меня нет. Мне бы понравилось, и я бы пошел на эту выставку если бы обратил внимание именно на название «Графические импровизации», а как мы видим название написано мелко, и не заметно, так же хочу обратить внимание на то что музей К.П. Белова, где будет происходить эта выставка вообще незаметно упомянут на афиши. Лия: эту афишу, необходимо откорректировать, чтобы на нее обращали больше внимания! Модератор: как вы считаете где лучше всего, размещать афиши музея? Лия: в университетах. Екатерина: в первую очередь у самого музея. Алена, поставить маленькую растяжку, чтобы было видно что проходит за выставка. Екатерина: на этой улице очень большая проходимость, и посетителей могло быть намного больше, если бы была бросающаяся в глаза афиша! Модератор: я так же бы хотела отметить, что в ход в музей К.П. Белова для студентов бесплатный! Фокус-группа: вот это очень здорово! Екатерина: это очень хорошо, что бесплатный, об этом как раз и необходимо писать на афишах, и развешивать их в университетах. Лия: студенты иногда не ходят куда ни будь, потому что экономят, а тем более в музей. На музеи у студентов никогда не будет лишних денег! Модератор: для каждого гостя дома Белова, будет предоставлен экскурсовод, который все расскажет о картинах и о самом доме Штумпа. Дом Белова это маленькое убиже в котором можно скрыться от всех проблем, в центре города. Я хотела бы продемонстрировать вам следующую афишу, мы уже упоминали о ночи в музеи, эта афиша как раз посвящена именно этому событию. Анатолий: плохая афиша, раз это художественный музей можно было нарисовать афишу, хорошую красивую, а не сделать фотографию. Лия: много текста не читаемо. Анатолий: Ночь в музеи раскраски для взрослых, название хорошее, о текст совершенно не читаемый. Екатерина: совершенно верно, мне вообще кажется что это больше похоже не на афишу а на какую то листовку! Модератор: данная афиша весит в самом музеи К.П. Белова, а так же во Врубеле, и других музея г. Омска. Лия: а скажите пожалуйста, у музея К.П. Белова существует ли свой логотип, или какие то опознавательные знаки. Модератор: да конечно они существуют. Лия: а почему они не размещаются на афишах?? Модератор: это хорошее замечание, у К.П, Белова отличный логотип, который можно размещать на всей продукции музея! Так же я бы хотела вас заметить что на данной афише, не указан информационный блок! Лия: вообще адреса нет! Очень странная афиша! Антон: это что то типо квеста, угадай что за здание изображено и может сможешь придти на выставку! Модератор: да, может и была такая идея у разработчиков этой афиши. Модератор: я бы вам хотела показать сайт К.П. Белова. На сайте представлена гостевая книга, гже поситетели сайта могут оставить свои пожелания, или спросить что ни будь, вам сразу же ответит администратор сайта. Тут как раз представлен логотип, страницы открываются по выставкам, кторые проходили в музеи, или будут проходить. Анатолий: какой хороший логотип, это ведь автопортрет Белова? Модератор: да, совершенно верно! Екатерина: очень красивый логотип, именно его и необходимо использовать! Он запоминающиеся и очень оригинальный! Модератор: на сайте так же представлены новости, грядущих выставок их краткая характеристика, что именно там будет. Так же есть информации о самом Белове, его биография, картины. И о том кому раньше принадлежал этот дом (ныне музей). Модератор: как вы считаете, цвета сайта выбраны верно? Анатолий: оранжевый хороший цвет, но сайт какой то пустой, нет узоров, а сам музей белова, который сделан в левом углу, он сделан фотографией, вот если бы его так же нарисовали как логотип, смотрелось бы намного лучше. Антон6 я бы вообще предложил переделать название, сделать не просто прописными буквами. А древне русскими. Смотрелось бы намного лучше! Можно же попросить художников которые у них выставляются, чтобы они сделали оформление! Модератор: какие мероприятия вы чаще всего посещаете в других музея г. Омска? Фокус-группа: выставки (хором). Алена: последнюю я посещала выставку бабочек. Анатолий: арт-коммунизм был еще. Екатерина: Аква-мир еще была выставка не давно. Модератор: а откуда вы узнали информацию об этих выставках? Екатерина: телевиденье. Алена: именно телевиденье. Модератор: а по какому каналу? Анатолий: чащи всего такая инофрмация распространяется по омским блокам. Старый Омск по моему это называется. Антон: да, да, именно там! Екатерина: вот когда реклама идет, там вставки, омская история наша, и ниже строки, там реклама музеев. Модератор: как вы считаете, по радио нужно ли давать рекламу о новой выставке в музее? Екатерина: да, можно это хороший вариант. Антон: я всегда почти радио слушаю. Модератор: а на каком радио было бы эффективнее размещение? Анатолий: можно радио, которое слушают люди, когда едут на работу. Радио Дача например, радио Сибирь. Татьяна: можно задать цикл передач, скооперировать все музеи, выделить им время, и чтобы шла передача о культуре города Омска, где происходят выставки, какие гости посещают наш город. Лия: Билет Омск размещает анонсы выставок, можно с ними сотрудничать. Для студентов, это само то! Они постоянно сидят в интернете! Модератор: какие мероприятия вы бы хотели посетить больше всего? Анатолий: именно музея Белова? Ночь с пирогом. Понравилось название. Лия: заинтересовало, и меня тоже. Екатерина: вообще я как поняла. Очень много каких проходит мероприятий, просто они почему то там сильно не освещены. Новые мероприятия и не нужно придумывать, эти надо до ума довезти, и чтобы люди о них узнали. Анатолий: все правильно! Модератор: то есть вы считаете, что нужно больше делать акцент на интернет, увеличивать количество афиш в городе. Екатерина: в первую очередь, это афиши, а не интернет! ЭТО наружная реклама. Татьяна: лето уже, народ начинает вылизать, гулять, по этому нужны афищи. Особенно возле самого музея! Екатерина: у них возле музея, самое проходимое место в городе! Повесить афиши, этот минимум что нужно сделать! Лия, тем более бесплатно для студентов! Необходимо освещать!!! Модератор: Огромное спасибо Вам за такую эмоциональную беседу, вы мне очень помогли! Надеюсь, что и музею К.П. Белова я тоже смогу помочь!


Приложение, 8.

Гайд по экспертному опросу.

Здравствуйте, Уважаемый эксперт!

Я провожу исследование, посвященное омскому музею Кондратия Петровича Белова. Прошу Вас ответить на следующие вопросы:

Знаком ли Вам этот человек?

/>

Знакомо ли Вам это здание?

/>

Посещали ли вы этот музей? Как вы оцениваете работу музея?

Как вы считаете, какие каналы коммуникации помогут в продвижение музея К.П. Белова?

На Ваш взгляд, какие мероприятия могут способствовать повышению посещаемости музея?

Как вы считаете, интересен ли данный музей гостям (туристам) г. Омска? Как вы считаете, через какие каналы коммуникации они могли бы узнать о выставках музея?

СПАСИБО

ЗА УДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ!

Приложение, 9

Рисунок, 1.

/>


Рисунок, 2.

/>


Рисунок, 3

/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Европейский суд по правам человека Порядок обращения структура и юр
Реферат Еволюція інтелектуальної власності
Реферат Линейные списки. Стек. Дек. Очередь.
Реферат Экзаменационные билеты по предмету Финансы, денежное обращение, кредит за осенний семестр 2000 года
Реферат Возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимацией в программе
Реферат Засоби цивільно-правового захисту права власності
Реферат Суб'єкти аграрного права та їх класифікація
Реферат Социально-экономическое развитие России в 60-90-е гг XVIII в Внутренняя политика Екатерины II
Реферат Законодательство о налогах и сборах
Реферат Загальні засади та нормативно правова база організації навчального
Реферат Защита гражданских прав 5
Реферат Закон України Про звернення громадян
Реферат Законодательное оформление нацистского режима Германии
Реферат Захист прав та інтересів господарюючих субєктів Господарські зобовязання
Реферат Защита прав потребителей по законодательству РФ