Реферат по предмету "Маркетинг"


Статистический анализ финансового результата

--PAGE_BREAK--1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРНУРСКОГО РАЙОННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Основные направления деятельности и экономическая характеристика предприятия

Сернурское районное потребительское общество является  добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданным по территориальному признаку на основе членства путем  объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов, зарегистрированное постановлением главы Администрации Сернурского района Республики Марий Эл от 1 июня 1993 года, Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл от 15 июля 1998 года за № 132.

Сернурское районное потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации  (потребительских обществах, их союзах) в Российской  Федерации»  с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 28.04.2000 № 54-Ф3 (далее по тексту – Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, союзах) в Российской Федерации»,  другими законами Российской Федерации  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим уставом.

Сернурское райпо — юридическое лицо являющееся некоммерческой организацией, имеющий самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.

Граждане и (или) юридические лица, внесшие вступительный и паевой взнос и принятые в общество, являются пайщиками.

Местонахождение общества: 425450, Республика Марий Эл,                                 п. Сернур, ул. Комсомольская, 3а.

Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.

    Для выполнения указанной цели райпо осуществляет:

▬   оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;

▬   заготовительная деятельность, в том числе сбор и реализация сырья дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);

▬   производство, разлив, хранение  на предприятиях и оптовую реализацию этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья;

▬   сельскохозяйственное производство и переработка сельхозпродукции ;

▬   производство и реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, продовольственных, промышленных товаров;

▬   производство, разлив, хранение на предприятиях и оптовую  реализацию готовой алкогольной продукции, вино-материалов и полуфабрикатов этой продукции;

▬   хранение нефти и продуктов ее переработки;

▬   пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом;

▬   транспортные и транспортно-экспедиционные услуги;

▬   лизинговую деятельность;

▬   строительную деятельность;

▬   юридические услуги;

▬   производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Общество имеет право создавать филиалы и представительства с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Райпо имеет паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов. Паевой фонд является одним из источников формирования имущества общества и предназначается для ведения текущих дел.

Предприятие, кроме паевого формирует также фонды: неделимый, резервный, социального развития, подготовки кадров, развития потребительской кооперации, стимулирование пайщиков, поощрительные и другие фонды.

Основой экономической деятельности общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

         Источниками образования имущества общества являются: паевые взносы; доходы от предпринимательской деятельности общества и созданных им организаций; имущество, поступившие при создании общества в его собственность; доходы, полученные от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг; средства, полученные от иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основными принципами ведения обществом экономической деятельности являются: безубыточность общества; демократичность управления; ответственность председателя и членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества; финансовая и хозяйственная дисциплина как во внутрихозяйственной деятельности, так и в отношениях с организациями потребительской кооперации Российской Федерации; обязательное информирование пайщиков советом общества правлением общества о результатах экономической деятельности общества.

Сернурское районное потребительское общество является самым крупным хозяйствующим субъектом в Сернурском районе. Это многоотраслевое предприятие, осуществляющее такие виды деятельности как торговля, заготовительная и производственная деятельность, общественное питание и оказание бытовых услуг. Все сферы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, как  одна хорошо отлаженная система. В настоящее время действуют 115 розничных торговых предприятий, 96 из которых находятся в сельской местности.

Основные технико — экономические  показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.




--PAGE_BREAK--1.2 Статистический анализ численности трудовых ресурсов на предприятии

 Трудовые ресурсы – это часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Трудовые ресурсы (кадры) предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства. Создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли./17/

 От того, в какой степени предприятие обеспеченно трудовыми ресурсами и насколько они эффективно используются, зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства любого предприятия./4/

Рациональное использование трудового потенциала – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов, успешную деятельность предприятия в целом.

Трудовые ресурсы характеризуются, прежде всего своей численностью, которая отнюдь не произвольна, а определяется масштабами, сложностью, трудоемкостью, особенностью технологических процессов, степенью их механизации, автоматизации и компьютеризации. Все эти факторы задают нормативную численность рабочего персонала. Но обеспечить ее на деле практически никогда не удается, поэтому кадровый потенциал чаще всего характеризуется списочной численностью работников, то есть тем количеством сотрудников, которые официально заняты на предприятии в данный момент. На практике определяют среднесписочную численность сотрудников.     

К промышленно-производственному персоналу (ППП) – персоналу основной деятельности – относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия (изготовление промышленной продукции и выполнение работ промышленного характера, организация производства и управления предприятием и т. п.). Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих./4/

К рабочим относятся лица, занятые непосредственным воздействием на предметы труда, их перемещением и перемещением продукции, уходом за средствами труда и контролем за их работой, выполнением операций по контролю качества продукции и другим видам обслуживания производственного процесса. Этим объясняется то, что к ним относят младший обслуживающий персонал – МОП (работников, не имеющих прямого отношения к производственному процессу) – уборщиков непроизводственных помещений, курьеров, гардеробщиков, шоферов легковых машин и работников охраны.

В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих (конторский, учетный и т. п. персонал).


Состав трудовых ресурсов Сернурского районного потребительского общества представлен в таблице 2.

    
Таблица 2

Состав трудовых ресурсов Сернурского районного потребительского общества



Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

Изменение 2007г.к 2005г.

 
Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

 
А

1

2

3

4

5

6

7

Среднегодовая численность работников


605


100,0


653


100,0


699


100,0


94

из них:















рабочие

512

84,6

555

85,0

595

85,1

83

аппарат управления



93



15,4



98



15,0



104



14,9



11

в том числе:















руководители

10

1,7

13

2,0

13

1,9

3

специалисты

69

11,4

70

10,7

73

10,4

4

служащие

14

2,3

15

2,3

18

2,6

4



       Исходя из таблицы 2 видно, что среднесписочная численность работников  предприятия в 2007 году составила 699 работника. За последние три года их численность увеличилась  на 94 человека или 15,5%.

       Основная доля – это категория рабочих (85,1%), их среднегодовая численность составляет 595 человека. За период с 2005 по 2007 год среднегодовая численность рабочих увеличилась на 94 человека. В структуре среднегодовых работников предприятия доля рабочих с каждым годом увеличивается, если в 2005 году рабочие занимали 84,6%, 2006 – 85,0%, то в 2007году -  85,1%, разница за последние три года составляет 0,5%.

       В состав работников аппарата управления входят руководители, специалисты и служащие их среднегодовая численность в 2007 году составляет 104 работника или 14,9% в структуре работников предприятия. Среди работников аппарата управления наибольшая доля приходится на специалистов, их численность составляет 73 человека, в структуре аппарата управления они занимают 70,2%, а в структуре среднегодовых работников в общем по предприятию — 10,4%. За последние три года численность работников управленческого аппарата увеличилась на 11 человек (11,8%), в том числе руководители  — на 3, специалисты – на 4, служащие – на 4 работника.В основном рост численности среднегодовых работников обусловлен расширением сфер деятельности предприятия.

           Показатели движения трудовых ресурсов раскрывают процессы роста или уменьшения рабочего персонала, перемещения работающих на предприятиях и в организациях, а также перемещения трудовых ресурсов по отраслям и регионам  страны в целом. Число принятых или выбывших работников за соответствующий период называют оборотом персонала. Оборот делится на необходимый и излишний. Первый составляют работники, выбывшие по объективным причинам: не зависящим от предприятия (призыв в армию), производственным (сокращение штатов), личным уважительным (уход на пенсию). Второй включает работников, уволенных по собственному желанию или различного рода нарушениям. Показатели движения трудовых ресурсов приведены в таблице 3.                                  

       
Таблица 3

Показатели движения трудовых ресурсов Сернурского райпо

за 2005 – 2007 годы



Показатели





2005г.



2006г.



2007г.

Отклонения

«+»«-»2007г. к 2005г.

А

1

2

3

4

Численность на начало

 года, чел

600

610

696

96

Принято всего, чел.

67

112

21

-46

Выбыло всего, чел.

57

26

15

— 42

в том числе:

по собственному желанию   



57



26



12



— 45

Численность на конец

 года, чел



610



696



702



92

Среднесписочная численность

605

653

699

94

Коэффициент прибытия

0,11

0,17

0,03

— 0,08

Коэффициент выбытия 

0,09

0,04

0,02

— 0,07

Коэффициент текучести

0,09

0,04

0,02

— 0,07

Коэффициент постоянства

0,9

0,89

0,97

0,07

 

  Райпо решает одну из главных социальных задач – занятость населения. Из данной таблицы видно, что на конец 2007 года численность работников райпо составляет 702 человека, это на 92 работников (15,1 %) больше чем на конец 2005 года.

 За 2007 год было принято на работу 21 работников, что на 46 человек меньше чем в 2005г. и на 91 меньше, чем в 2006 году.

  Уменьшился оборот работников по выбытию, так  2007г. за год выбыло 15 человек, а в 2005 году – 57, 2006 году – 26.

     В итоге среднесписочная численность работников в 2007 году составила  699 работника или 115,5 % к уровню 2005г.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем следующие показатели/4/:

1)     коэффициент оборота по приему работников (Кпр):

              Количество принятых на работу работников

Кпр  =  ----------------------------------------------------------          

             Среднесписочная численность работников
Кпр(2005)  = 67/605= 0,11

Кпр(2006) = 112/653 = 0,17

Кпр(2007) =21/699= 0,03

2)     коэффициент оборота по выбытию (Кв):

      Количество выбывших работников

 Кв  =  ------------------------------------------------------                

     Среднесписочная численность работников
Кв(2005) = 57/605 = 0,09

Кв(2006) = 26/653 = 0,04

Кв(2007) = 15/699 = 0,02

3)     коэффициент текучести кадров (Кт.к.):

 Количество уволившихся работников по собственному желанию

Кт.к. = --------------------------------------------------------------------------------------  

           Среднесписочная численность работников
Кт.к.(2005) = 57/605 = 0,09

Кт.к.(2006) = 26/653 = 0,04

Кт.к.(2007) = 12/699 = 0,02         

4)     коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп.с.):

        Количество работников, проработавших весь год  

Кп.с. = -------------------------------------------------------------------      

             Среднесписочная численность работников
Кп.с.(2005) = 543/605 = 0,9

Кп.с.(2006) = 584/653 = 0,89

Кп.с.(2007) = 681/699 = 0,97

     Таким образом, сравнение 2007 года с 2005 показывает, что текучесть кадров по приему снизилась на 0,08. Показатель приема кадров в отчетном периоде выше показателя выбытия. Это свидетельствует о стабилизации положения предприятия, хотя, в целом, текучесть кадров сократилась. В 2005 году она составила 0,09, в  2006 году – 0,04, а в 2007 году уже 0,02. В 2007 году по Сернурскому райпо уровень текучести кадров невысокий: по приему он составил 0,03; по выбытию же 0,02. Излишне высокая текучесть кадров крайне не желательна для предприятия, так как вновь принятых работников необходимо доучивать, предоставлять им время для адаптации к конкретным условиям работы на предприятии, а в связи с увольнением работников предприятие несет потери, связанные с ранее понесенными ими затратами на обучение и удовлетворение некоторых социальных потребностей увольняющихся работников. 

        Коэффициент постоянства кадров в период с 2005 по 2007 годы вырос, по той причине, что возросла численность работников, проработавших весь год.  

       Из данных таблицы 3 видно, что за период с 2005 по 2007 годы среднесписочная численность работников увеличилась на 94 человека, в сравнении с 2006г. – на 46 человек. Вследствие увеличения среднесписочной численности работников, а также ряда факторов, указанных выше, увеличился коэффициент  постоянства работников, в то же время уменьшились коэффициент выбытия и приема работников и коэффициент текучести кадров.

        Данные показатели отражают ситуацию рынка труда в поселке Сернур, которая характеризуется очень сложным и низким положением, то есть спрос на рабочую силу невелик, очень мало работодателей, которым бы требовались работники. Это свидетельствует о кризисной ситуации в экономике.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Характеристика и анализ основных производственных фондов предприятия
       Основные производственные фонды – средства труда, длительно участвующие в производственном цикле, изнашивающиеся постепенно и переносящие свою стоимость на общественный продукт по частям.

       Безусловно, чтобы происходило нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, которые участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности любой организации и  предприятия. Без их наличия вряд ли что-либо могло  существовать и функционировать./7/

          Основные производственные фонды предприятия — это средства труда, которые участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере их использования.       Основные фонды различают  по  многим  признакам,  но,  прежде  всего  в зависимости от характера участия  основных  фондов   в  сфере  материального производства. Основные фонды делятся на/16/:

        -  производственные  основные   фонды. Они  функционируют   в   процессе производства, постоянно участвуют в нем,  изнашиваются постепенно,  перенося свою стоимость на готовый  продукт,  пополняются  они  за  счет  капитальных вложений;

       — непроизводственные  основные фонды, предназначены  для  обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не  участвуют,  и  не переносят своей  стоимости  на  продукт,  потому  что  он ими  не  производится, воспроизводятся они за счет национального дохода.

       Несмотря на то, что непроизводственные  основные  фонды  не  оказывают какого  -  либо  непосредственного  влияния  на  объем  производства,   рост производительности  труда,  постоянное  увеличение  этих  фондов  связано  с улучшением благосостояния работников предприятия,  повышением  материального и  культурного  уровня  их  жизни,  что  в  конечном  счете  сказывается  на результате деятельности предприятия.

       Процесс производства продукции состоит  из  большого  числа  различных этапов, требует определенных усилий, поэтому классификация  основных  фондов производственного назначения строится с учетом их функций в производстве.  В настоящее  время  центральное   статистическое   управление   классифицирует основные фонды по следующим основным группам:

      1. Здания. К этой группе относятся здания основных, вспомогательных  и обслуживающих цехов, а также административные здания предприятий.

      2. Сооружения. Сюда входят  подземные  и  открытые  горные  выработки,  нефтяные и газовые скважины, гидротехнические и другие сооружения.

      3.  Передаточные  устройства.  Это  устройства,  с   помощью   которых

 происходит передача, например, электрической или другой энергии к местам ее  потребления.

      4.  Машины  и   оборудование.   В   эту   группу   входят   все   виды технологического оборудования, а также первичные и  вторичные  двигатели. 

      5. Транспортные средства. В их состав  входят  все  виды  транспортных  средств, в том числе: внутрицеховой, межцеховой и межзаводской  транспорт, речной и морской флот рыбной промышленности, трубопроводный  магистральный  транспорт и т. д.

      6. Инструмент. Сюда относятся инструменты режущие, давящие, ударные  и  другие.

      7. Производственный  и  хозяйственный  инвентарь  и   принадлежности, способствующие  облегчению и  созданию  нормальных  условий. 

      8.    Многолетние насаждения.

      9.    Рабочий репродуктивный скот.

      10.  Капитальные  затраты  на  улучшение  земель  и  прочие   основные

средства.

        По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные, по характеру участия в производственном процессе – действующие и бездействующие, по назначению – производственные и непроизводственные, по характеру поведения в отдельных технологических процессах их подразделяют на активные и пассивные./5/

        Имея ясное представление о роли каждого элемента основных фондов в производственном процессе, физическом и моральном их износе, факторах, влияющих на использование основных фондов, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение  издержек  производства.       Рациональное и экономное использование основных фондов является первоочередной задачей предприятия. Поэтому необходимо рассмотреть сущность, состав, структуру основных производственных фондов и пути улучшения их использования.

        Проблема повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятий занимает центральное место. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

       В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются такие вопросы, касающиеся основных фондов, как технический уровень, качество, надежность продукции, что целиком зависит от качественного состояния техники и эффективного её использования. Улучшение технических качеств средств труда и оснащенность работников ими обеспечивают основную часть роста эффективности производственного процесса.

       Состав и структуру основных фондов предприятия за 2005 – 2007 годы характеризует  таблица 4.

Таблица 4

Состав и структура основных производственных фондов Сернурского райпо за 2005-2007годы





Показатели



2005г.



2006г.



2007г.

Отклонения «+»«-»

2007г.

к 2005г.


Тыс. Руб.

%

Тыс. Руб.

%

Тыс. Руб.

%

Тыс. Руб

А

1

2

3

4

5

6

7

Здания

12443

81,5

12740

74,6

14903

 68,3

       2460

Сооружения

      22

  0,1

      26

 0,2

    172

   0,8

         150



Машины и оборудова-ния

  1150

  7,5

  2100

12,3

  3270

 15,0

        2120



Транспортные средства 

    950

  6,2

   1241

  7,3

  1895

   8,7

         945

Производственный и хозяйственный инвентарь



     700



  4,6



    800



  4,7



   1170



   5,4



         470



Рабочий скот

        5

0,03

      17

  0,1

       22

   0,1

          17



Продуктивный скот





    150

  0,9

     400

  1,8

        400

ИТОГО, в том числе

15270

100,0

17074

100,0

21832

100,0

       6562

Производственные

15270

100,0

 16864

98,8

21632

99,1

       6362

Непроизводственные





   210 

  1,2

    200

   0,9

         200



--PAGE_BREAK--1.4 Характеристика финансовой деятельности предприятия


       Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли (убытка) и уровнем рентабельности.

Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли восполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит ему выживаемость./15/

Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.

Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.). Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами./2/  

             Чтобы успешно реализовать социальную миссию, кооперативным организациям необходимо работать безубыточно. Рассмотрим формирование финансовых результатов предприятия (таблица 6).

Таблица 6

Анализ финансовых результатов деятельности Сернурского райпо

 за 2005-2007 годы



Показатели

Годы

Отклонение (+ ,-)

2007г. к 2005г.


2007г.

в % к 2005г.


2005

2006

2007

1

2

3

4

5



6



Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей)

186780

219400

258990

72200

138,7

Себестоимость продукции, работ, услуг

155800

177000

207543

51743

133,2

Валовая прибыль

30980

42400

51447

20467

166,1

Коммерческие расходы

26450

34840

40880

14430

154,6

Прибыль от продаж

4530

7560

10567

6037

234,5

Прочие доходы

755

702

1787

1032

236,7

Прочие расходы

2338

2790

3310

972

141,6

Балансовая прибыль

2947

5472

9044

6097

306,9

Чистя прибыль

780

2230

5200

4420

666,7

Рентабельность производства, %

7,1

7,6

12

4,9

169,0

Рентабельность реализованной продукции, %

0,5

1,3

2,5

2,0

500

Рентабельность продаж, %

0,41

0,93

1,9

1,49

463,4



1)     Балансовая прибыль = Выручка от продажи товаров – себестоимость продукции – коммерческие расходы + прибыль от прочей реализации + прочие доходы — прочие расходы
                                                   Балансовая прибыль

2)     Рентабельность производства = ------------------------------------------------

                                                           Стоимость капитала (290+190-Ф№1)
                                                     Чистая прибыль

3)     Рентабельность реализованной = ----------------------------------------------

                      продукции                            Себестоимость продукции

         

                                                                                 Чистая прибыль

     4)  Рентабельность продаж =    -----------------------------------------------------

                                                                   Выручка от продажи (010-Ф№2)
        Таким образом, в 2007 году предприятие получило выручку от продажи товаров, продукции, услуг 258990 тыс.руб., которая на 72210 тыс.руб.(38,7%) больше уровня 2005 года. Несмотря на увеличение выручки от продаж за последние три года, необходимо выделить и ряд факторов, сдерживающих улучшение финансового результата деятельности предприятия: 1)увеличилась себестоимость продукции, работ, услуг, так в 2007 году она составила 2075437 тыс.руб., в сравнении с 2005 годом ее рост составляет 51743 тыс.руб. (33,2 %); 2)рост коммерческих расходов превышает рост прибыли от продажи товаров, продукции, услуг. В 2007 году сумма коммерческих расходов составила 40880 тыс.руб. За последние три года их изменение составило 54,6%; 3) значительное снижение доходов райпо от прочих операций.

        За рассматриваемый период деятельность предприятия была рентабельна. Все показатели рентабельности (рентабельность производства, реализованной продукции, продаж) к 2007г. значительно возросли и составили соответственно: 12%, 2,5%, 1,9%.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СЕРНУРСКОГО РАЙОННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА 2.1 Методологические принципы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
 

В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа. /14, 15/

Различают общую и частные методики анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа. Любая методика анализа будет представлять собой указания или методологические советы по исполнению аналитического исследования. Она содержит следующие моменты:

— формулировка целей и задач анализа;

— объекты анализа;

-система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

— описание способов и методики исследования изучаемых объектов;

— источники данных, на основании которых производится анализ;

— порядок оформления результатов анализа;

— потребители результатов анализа.

При выполнении комплексного анализа финансовых результатов выделяют следующие технологические этапы:

1)                         на первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

2)                         на втором разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

3)                         на третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т. п.);

4)                         на четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлого периода, с достижениями ведущих предприятий, средними по отраслям и т. п.;

5)                         на пятом этапе выполняется факторный анализ; выделяются факторы, и определяется их влияние на результат;

6)                         на шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

7)                         на седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее оптимальной с точки зрения теории и практики анализа финансовых результатов предприятия.

В качестве важнейшего элемента методики анализа финансовых результатов предприятия выступают технические приемы и способы анализа (инструментарий анализа). Среди них можно выделить традиционные логические способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т. п.).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности и подсчета резервов в анализе применяются способы детерминированного и стохастического факторного анализа, методы оптимизационного решения (абсолютные и относительные разницы, интегральный, корреляционный, компонентный методы, методы линейного, выпуклого программирования и т. д.). Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т. п.

 Основным источником формирования и использования финансовых ресурсов является прибыль. Прибыль – комплексная статистическая величина, имеющая свою собственную классификацию:    

▬    валовая прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции (покупной стоимостью товаров);

▬    прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг – это разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами отчетного периода (издержками обращения);

▬    балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, товаров, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

▬    чистая (нераспределенная) прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

▬    капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, то есть в фонд накопления;

▬    потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

    Механизм формирования показателей прибыли представлен на рис. 1



Рис. 1. Структурно – логическая модель формирования показателей прибыли.

        Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия во второй части данного курсового проекта будут использованы показатели валовой прибыли.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2  Оценка и анализ динамики  финансовых результатов деятельности предприятия

  При изучении динамики необходимо решить целый ряд задач и ответить на широкий круг вопросов, с тем, чтобы охарактеризовать особенности и закономерности развития изучаемого объекта во времени. К их числу можно отнести следующие/22/:

1.     Выявление основных закономерностей динамики исследуемого явления на отдельных этапах и в целом за рассматриваемый период.

2.     Характеристика интенсивности отдельных изменений в уровнях ряда от даты к дате.

3.     Выявление факторов, обуславливающих изменение изучаемого объекта во времени.

4.     прогноз развития явления.

        Динамический ряд представляет собой ряд последовательных уровней, при сопоставлении которых между собой можно получить характеристику скорости и интенсивности развития явления. В ре­зультате сравнения уровней получается система абсолютных и от­носительных показателей динамики, к числу которых относятся абсолютный прирост, коэффициент роста, темп прироста, абсо­лютное значение одного процента прироста. Воз­можны  два варианта сопоставления/8/:

1. Каждый уровень динамического ряда сравнивается с одним и тем же предшествующим уровнем, принятым за базу сравнения. В качестве базисного уровня выбирается либо начальный уровень динамического ряда, либо уровень, с которого начинается какой-­то новый этап развития явления. Такое сравнение называется сравнением с постоянной базой.


    2. Каждый уровень динамического ряда сравнивается непосред­ственно с предшествующим; такое сравнение называют сравнение с переменной базой.

    Показатели динамики с постоянной базой (базисные показате­ли)характеризуют окончательный результат всех изменений в уров­нях ряда от периода, к которому относится базисный уровень, доданного (i-го) периода. Показатели динамики с переменной базой (цепные показатели)характеризуют интенсивность изменения уровня от периода к периоду (или от даты к дате) в пределах изучаемого промежутка времени.

       Абсолютный прирост определяется как разность между дву­мя уровнями динамического ряда и показывает, на сколько дан­ный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравне­ния:

,

где — абсолютный прирост;

yi— уровень сравниваемого периода;

y0 — уровень базисного периода.

При сравнении с переменной базой сравнения абсолютный прирост будет равен:

,

где — уровень предшествующего периода.

Абсолютный прирост с переменной базой сравнения иначе называют скоростью роста.

Коэффициент роста определяется как отношение двух сравниваемых уровней и показывает, во сколько раз данный уровень превышает уровень базисного периода:

При сравнении с постоянной базой  .

При сравнении с переменной базой .

Если коэффициенты выражают в процентах, то их называют темпами роста:

.

  Темп прироста показывает, на сколько процентов уровень данного периода больше или меньше базисного уровня. Этот показатель может быть рассчитан двояко:

1)     как отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения:

,

или

.

2)     Как разность между темпом роста (в процентах) и 100%:

.

        Сравнение  абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что замедление темпов прироста не всегда сопровождается уменьшением абсолютных приростов. Поэтому, чтобы правильно оценить значение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного значения прироста Аi:

,

то есть этот показатель рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу роста (в процентах) за тот же период времени.

       Рассмотрим показатели динамики валовой прибыли, представленные в таблице 7.
Таблица 7

Показатели динамики валовой прибыли за 2003 – 2007 годы.



Годы

Валовая прибыль

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста,%

Абсолютное

значение1% прироста

Баз.

Цепн.

Баз.

Цепн.

Баз.

Цепн.

1

2003

20120





100









2

2004

26989

6869

6869

134

134

34

34

201,20

3

2005

30980

10860

3991

154

115

54

15

269,89

4

2006

42400

22280

11420

211

137

111

37

309,80

5

2007

51447

31327

9047

256

121

156

21

424,00



Кбаз(2004)  = 26989/20120 = 1,34                                              Кцеп(2004) = 26989/20120 = 1,34                                              

Кбаз(2005)  = 30980/20120 = 1,54                           Кцеп(2005) = 30980/26989 = 1,15

Кбаз(2006) = 42400/20120 = 2,11                            Кцеп(2006) = 42400/30980 = 1,37

Кбаз(2007) = 51447/20120 = 2,56                            Кцеп(2007) = 51447/42400 = 1,21

Проанализировав данные таблицы, можно сделать следующие выводы:

1.     Наибольший абсолютный прирост валовой прибыли за 5 лет в сравнении с 2003 годом (база сравнения) приходится на 2007 год, он составил 31327 тыс. руб., однако же, наибольший абсолютный прирост цепной в свою очередь приходится на 2006 год – 11420 тыс. руб.

2.      Наибольший базисный темп роста базисный был достигнут в 2007 году – 256%, а цепной – в 2006году – 137%. Эти годы характеризуются и наибольшими темпами прироста, базисный в 2007г. составил – 156%, а цепной соответственно в 2006 году – 37%.

       Для того чтобы представить количественную модель, выражающую общую тенденцию изменений уровней динамического ряда во времени, используются различные методы выравнивания ряда динамики. В случае аналитического выравнивания фактические уровни заменяются уровнями, вычисленными на основе определенной кривой. Предполагается, что она отражает общую тенденцию изменения во времени изучаемого показателя. Выбор формы кривой во многом определяет результаты экстраполяции тренда. Кроме аналитического выравнивания можно применить метод скользящих средних, выравнивание по среднему абсолютному приросту и выравнивание по среднему коэффициенту роста./17/

       Метод скользящей средней заключается в замене фактических уровней средними арифметическими за определенные периоды. Выравнивание по среднему абсолютному приросту рассчитывается на основе средних абсолютных приростов, которые вычисляется как средние арифметические из показателей абсолютного прироста с переменной базой сравнения за отдельные промежутки времени:, где n—число уровней ряда. На основании среднего коэффициента роста также вычисляется выровненное значение ряда динамики. Средний коэффициент роста рассчитывается по формуле средней геометрической из показателей коэффициентов роста за отдельные периоды:, где —коэффициенты роста по сравнению с уровнем предшествующего периода.

       Для выравнивания валовой прибыли применим методы выравнивания по среднему абсолютному приросту, по среднему коэффициенту роста и метод трехчленной скользящей средней (Таблица 8)

Таблица 8.

Выравнивание валовой прибыли.

Годы

Валовая прибыль, тыс. руб.(у)

Скользящая средняя за 3 года

Выравнивание методом абсолютногоприроста

Выравнивание методом  коэффициента роста

2003

20120

-

20120,0

20120,0

2004

26989

26029,7

27952,0

25351,2

2005

30980

33456,3

35784,0

31942,5

2006

42400

41609,0

43616,0

40247,6

2007

51447

-

51447,0

50711,9



;         
  Для наглядности представим полученные результаты на графике.



 

Рис. 2. Динамика валовой прибыли. Методы выравнивания ряда динамики.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Индексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия

        В практике статистики индексы являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализируются результаты производственно – хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства. /32/

        Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально – экономических показателей во времени, в пространстве или с планом.

        Таким образом, с помощью индексных показателей решаются следующие основные задачи:

1)     характеристика общего изменения сложного экономического показателя или формирующих его отдельных показателей – факторов.

2)      выделение в изменении сложного показателя влияния одного фактора путем элиминирования влияния других факторов. В качестве самостоятельной можно выделить задачу обособления влияния изменения структуры явления на индексируемую величину.

Рассмотрим и выявим влияние отдельных факторов на изменение показателей прибыли и рентабельности по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Эти изменения могут быть обусловлены:

1)                            изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;

2)                            изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида;

3)                            увеличением или уменьшением объема реализованных товаров и услуг;

4)                            изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.

        Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода. Пересчет выручки и себестоимости фактически реализованных товаров приведен в таблице 9.


Таблица 9

Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг Сернурского районного потребительского общества.

Год

Показатель

За

предыдущий период

Фактически по ценам и себестоимоси предыдущего периода

Фактически за отчетный период

2003

Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.


97101

83000

13800


110913

90100

20540


112017

90107

20120

2004

Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.


112017

90107

20120


144578

117870

27210


146510

118401

26989

2005

Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.


146510

118401

26989


184700

153400

29990


186780

155800

30980

2006

Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.


186780

155800

30980


210700

169418

41950


219400

177000

42400

2007

Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс. руб.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.


219400

177000

42400


258010

201318

51050


258990

207543

51447



       Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг по сравнению с предыдущим периодом в 2003г. увеличилась на 6320тыс. руб., в 2004г. – на 6869тыс. руб., в 2005г. – на 3991 тыс. руб., в 2006г. – на 11420 тыс. руб. и в 2007г. – на 9047 тыс. руб.:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

Рассчитаем индивидуальный индекс прибыли от реализации продукции:

;

;

;

;

;

.

        Отсюда видно, что на рубль прибыли от реализации товаров и услуг предыдущего периода приходится в 2003г. – 1,46 руб., в 2004г. – 1,34руб., в 2005г. – 1,15 руб., в 2006г. – 1,37руб., в 2007г. – 1,21руб.

        Задача статистики – оценить влияние на эти результаты каждого из четырех названных факторов.

        1. Влияние изменения цен () определим, сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах () с выручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

        Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно в 2003г. 1104тыс. руб. прибыли, в 2004г. – 1932 тыс. руб. прибыли, в 2005г. – 2080тыс. руб. прибыли, в 2006г. – 8700тыс. руб. прибыли, а в 2007г. – 980 тыс. руб.

        Рассчитаем индекс товарооборота, сопоставляя цены текущего и базисного периодов:

;

;

;

;

;

.

        Отсюда видно, что на каждый рубль выручки от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода приходится выручки от реализации товаров и услуг в текущих ценах в 2003г. – 1,01 руб., в 2004г. – 1,01 руб., в 2005г. – 1,01 руб., в 2006г. – 1,04 руб., в 2007г. – 1,00 руб.

        2. Влияние изменения себестоимости () определим, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию и услуги () с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.,

т.е. увеличение себестоимости в 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годах на 7, 531, 2400, 7582, 6225 тыс. руб. соответственно привело к снижению прибыли предприятия в том же размере.

        Рассчитаем индекс затрат на реализованную продукцию и услуги:

;

;

;

;

;

.

        Следовательно, на каждый рубль затрат на реализованную продукцию по себестоимости предыдущего периода приходится затрат на реализованную продукцию и услуги по себестоимости текущего периода в 2003г. – 1,00 руб., в 2004г. – 1,00 руб., в 2005г. – 1,02 руб., в 2006г. – 1,04 руб., в 2007г. – 1,03руб.

        3. Для определения влияния такого фактора, как изменение объема реализации продукции и услуг (), вычислим индекс физического объема реализации ():

;

;

;

;

;

;

т.е. объем реализованной продукции и услуг вырос в 2003г. на 14,22%, в 2004г. – на 29,07%, в 2005г. – на 26,07%, в 2006г. на 12,81%, в 2007г. – на 17,6%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции. Расчет выполним по формуле:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

        Определяя влияние изменения структуры реализованной продукции и услуг на изменение прибыли, будем рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне предыдущего года в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться (13800:97101) 0,1421201, (20120:112017) 0,179616, (26989:146510) 0,184213, (30980:186780) 0,165864, (42400:219400) 0,193254 тыс. руб. прибыли в 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годах соответственно. При фактическом ассортименте это соотношение составило 20540:110913 = 0,18519, 27210:144578= 0,188203, 29990:184700 = 0,162371, 41950:210700 = 0,199098, 51050:258010 = 0,197861 тыс. руб. в 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годах соответственно. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

Баланс рассмотренных факторов:

в 2003г.: 1104-7+1962+4777=7836;

в 2004г.: 1932-541+5849+1241=8482;

в 2005г.: 2080-2400+7036-4034=2682;

в 2006г.: 8700-7582+3969+7002=12089;

в 2007г.: 980-6225+7462+1187=3404.

        Как видно, на протяжении рассмотренных периодов сумма прибыли увеличивалась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции и роста цен, а общее изменение прибыли составило в 2003г. – 7836 тыс. руб., в 2004г. – 8482 тыс. руб., в 2005г. – 2682 тыс. руб., в 2006г. – 12089 тыс. руб. и в 2007г. – 3404 тыс. руб.

        Для характеристики среднего изменения в затратах на производство продукции могут быть исчислены два индекса/10/: индекс себестоимости



и индекс средних затрат на рубль совокупной продукции

,

где z0 и z1 – себестоимость 1ц. продукции в базисном и отчетном периодах; q0 и q1 – количество продукции за те же периоды; р0 – цена за 1ц. продукции;  и   — затраты на всю продукцию;  и   — стоимость произведенной продукции.

Индекс себестоимости был рассчитан нами выше. Теперь рассчитаем индекс средних затрат на рубль совокупной продукции:

в 2003г.:

;

в 2004г.:

;

в 2005г.:

;

в 2006г.:

;

в 2007г.:

.

Анализируя полученные значения, мы видим, что в 2003г. в среднем затраты на рубль продукции уменьшились на 5 коп., в 2004г. – увеличились на 2 коп., в 2005г. – увеличились на 4 коп., в 2006г. –увеличились на 1 коп. и в 2007г. – осталось без изменения.

В отличие от ранее вычисленного индекса себестоимости (индекс постоянного состава) индекс средних затрат является индексом переменного состава. На его величину оказывает влияние не только изменение собственно в себестоимости продукции, а также и изменения в структуре произведенной продукции. Этим в основном и объясняются различия в величине индексов.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Корреляционно – регрессионный анализ финансовых результатов
  

Одна из важнейших черт статистических показателей состоит в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Статистика на основе своих специфических методов и приемов призвана вскрывать эти связи и количественно их охарактеризовать. Как известно из математической статистики, корреляционная, статистическая связь — это неполная связь между признаками, которая проявляется при большом числе наблюдений.

         Используя метод корреляции, можно решить следующие задачи[8]:

1.     охарактеризовать меру зависимости между результативным признаком и одним из факторов.

2.     установить меру относительного изменения признака на единицу относительного изменения фактора.

3.     определить тесноту связи результативного признака.

4.     статистически оценить показатели корреляционной связи.

        Каждую из перечисленных задач решают расчетом определенных показателей.

                       Корреляционный анализ должен включать 4 этапа: установление причинных зависимостей в изучаемом явлении, формирование корреляционной модели связи, расчет и анализ показателей связи, статистическая оценка числовых характеристик.

При изучении конкретных зависимостей одни признаки выступают в качестве факторов, которые называются признаками-факторами (факторными признаками), а признаки, которые являются результатом влияния этих факторов называются результативными.

       В корреляционных связях между изменением факторного и результативного признака нет полного соответствия, воздействие отдельных факторов появляется лишь в среднем при массовом наблюдении фактических данных.


       Проанализируем результаты корреляционно – регрессионного анализа (Приложение 1) финансовых результатов деятельности предприятия.     

        Для многофакторной корреляционной модели уровня валовой прибыли (y) подобраны следующие факторы:

x1– среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.;

x2 –  среднесписочная численность работников, чел.

        Влияние перечисленных факторов исследуется за 5 лет.

        Решение задачи многофакторного корреляционного анализа проводится на ПЭВМ по типовым программам. Сначала формируется матрица исходных данных (Приложение 1), в первой колонке которой записывается порядковый номер наблюдения, во второй – результативный показатель (y), а в следующих – факторные показатели (xi ). Эти сведения вводятся в ПЭВМ и рассчитываются матрицы парных коэффициентов корреляции, уравнение множественной регрессии, а также показатели, с помощью которых оценивается надежность коэффициентов корреляции и уравнения связи: критерий Фишера, средняя ошибка аппроксимации, множественные коэффициенты корреляции и детерминации.

1.     Наша двухфакторная модель линейной зависимости имеет вид:

Y=A0+A1*X2+...+An*Xn=P(A),

 где параметры уравнения определенные методом наименьших квадратов:

 A0 =  -39241.097216 – не имеет экономического смысла.

 A1 =  2.335880 – показывает, что с увеличением среднегодовой стоимости ОПФ на 1 тыс.руб., валовая прибыль в среднем увеличится на 2,36 тыс.руб.

 A2 =  59.241220 – показывает, что с увеличением среднесписочной численности работников на 1 чел. валовая прибыль в среднем увеличится на 59,24 тыс.руб. 

2.     Изучая матрицу парных коэффициентов корреляции, можно сделать  следующие выводы о тесноте связи между изучаемыми явлениями:

ryx1=0,9844 – связь между валовой прибылью и среднегодовой стоимостью ОПФ прямая и очень высокая(тесная);

ryx2=0,9742 – связь между валовой прибылью и среднесписочной численностью работников прямая и высокая;

rx1x2=0,6916 – связь между среднегодовой стоимостью ОПФ и среднесписочной численностью работников средняя.

Данные приложения  свидетельствуют о том, что все факторы оказывают ощутимое воздействие на уровень валовой прибыли.

3.     Оценка значимости коэффициентов регрессии и корреляции осуществляется на основе дисперсионного анализа через критерий Фишера (F-отношение). Фактическая величина F-отношения сопоставляется с табличной и делается заключение о надежности связи. Поскольку Fфакт > Fтабл(33,094 > 19,000), то гипотеза об отсутствии связи между валовой прибылью и исследуемыми факторами отклоняется.

4.    Для статистической оценки точности уравнения связи используется также средняя ошибка аппроксимации. Чем меньше теоретическая линия регрессии (рассчитанная по уравнению), тем меньше средняя ошибка аппроксимации. В данном случае она составляет 4,857279%. Учитывая, что в экономических расчетах допускается погрешность 13-15%, можно сделать, что исследуемые уравнения связи довольно точно описывают изучаемые зависимости.

5.     О полноте связи можно судить также по величинемножественных коэффициентов корреляции и детерминации. В данном случае R = 0,985225, a D = 0,970669. Это значит, что вариация показателя валовой прибыли на 97% зависит от изме­нения исследуемых факторов, а на долю других факторов при­ходится 3% вариации результативного показателя.    Таким образом, в корреляционную модель  удалось включить наиболее существенные факторы (среднегодовая стоимость ОПФ и среднесписочная численность персонала), оказывающие значительное влияние на валовую прибыль.     
    продолжение
--PAGE_BREAK--3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА 2008 – 2012 ГОДА


       Продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом, экстраполяцией.

        Возможность экстраполяции обеспечивается двумя обстоятельствами:

1.     общие условия, определяющие тенденцию в прошлом существенно в будущем не изменятся;

2.     тренд характеризуется тем или иным аналитическим уравнением.

       Для определения наличия либо отсутствия устойчивой тенденции развития, обоснования формы уравнения рассчитывают следующие показатели: скорость роста, темпы роста, пункты роста./16/

        Если условия формирования уровней ряда изменятся, то параметры уравнения рассчитывают не за весь период, а поэтапно, ориентируясь на устойчивость абсолютных приростов и темпов роста.

         , полученное в результате экстраполяции, используют для определения прогнозного значения. При составлении прогноза апеллируют не точечной, а интервальной оценкой, определяя доверительные интервалы прогноза.    


  Величина доверительного интервала определяется по формуле:

 , где S— стандартная ошибка аппроксимации,

S=, где

y–фактические уровни ряда;

  -рассчитанные уровни ряда;

n– число уровней ряда;

m– количество параметров в уравнении;

  — табличное значение r– критерия Стьюдента при заданном уровне значимости.

        Составим прогноз объемов получения валовой прибыли на ближайшие 5 лет методом экстраполяции тренда.

1. Проведем выравнивание ряда динамики по уравнению прямой, которая имеет вид: у=а0+а1t

Таблица 10

Расчетные данные.

Годы

Валовая прибыль

t

t2

yt



(y-)2

2003

20120

-2

4

-40240

18774

1811716

2004

26989

-1

1

-26989

26581

166464

2005

30980







34387

11607649

2006

42400

1

1

42400

42194

42436

2007

51447

2

4

102894

50000

2093809

Итого

171936



10

78065

171936

15722074



Найдем параметры уравнения, решив систему нормальных уравнений методом наименьших квадратов:, где

,

тогда наше уравнение примет вид:  = 34387,2+7806,5t.

2. Рассчитаем среднеквадратическое отклонение:

 S= = 2289,255629

3. Найдем величину относительной ошибки:

2289,255629/171936*100 = 1, 33%

4. Прогноз на 5 лет:

при t=3, y2008=57807 тыс.руб.

при t=4, y2009   =65613 тыс.руб.

при t=5, y2010=73420 тыс.руб.

при t=6, y2011 =81226 тыс.руб.

при t=7, y2012  =89033 тыс.руб.

6.   — табличное значение r– критерия Стьюдента при заданном уровне значимости 5% и в числе степеней свободы (5-2)=3 примет значение 3,182

7. Величина доверительного интервала будет равна:

=3311,096.

8. Интервальная оценка будет в пределах:

54496

62302

70109

77483

85095

        Таким образом, с вероятностью 95% можно ожидать, что объемы получения валовой предприятия потребительским обществом за 2008 – 2012 годы будут находиться в пределах, не превышающих установленных в пункте 8.

        Для наглядности представим тенденцию развития показателей валовой прибыли в будущем в виде графика.



Рис. 3. Прогноз объемов получения валовой прибыли.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.