Реферат по предмету "Маркетинг"


Статистика уровня и качества жизни населения

--PAGE_BREAK--
Медианный доход Me
— это уровень дохода, делящий ряд рас­пределения дохода на две равные части: половина населения имеет душевой доход, не превышающий медианное значение дохода, а другая половина — доход не менее медианного. Для расчета ме­дианы используется формула:



где  x

— нижняя граница медианного интервала;

п — численность совокупности;

FM
е-1
— накопленная частота интервала, предшествующего медианному;

fMe
— частота медианного интервала.

Аналогично определяются квартили (уровни дохода, делящие совокупность на четыре равные части) и децили (уровни дохода, де­лящие совокупность на десять равных частей). Методы расчета этих показателей рассматривались в первой части курса «Статис­тика» («Общая теория статистики»).

Степень дифференциации населения по размеру среднедуше­вого дохода оценивается с помощью коэффициентов дифферен­циации доходов. Различают два показателя дифференциации:

ü   коэффициент фондовой дифференциации (Кф) — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп населения (обычно это средние доходы, полученные 10% насе­ления с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами):

;

ü   децильный коэффициент дифференциации доходов (
KD
), который показывает, во сколько раз минимальный доход среди 10% наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10% наименее обеспеченного населе­ния. Он исчисляется сопоставлением девятого и первого децилей:

.

Инструментом анализа концентрации доходов населения являет­ся кривая Лоренца и исчисляемые на ее основе индекс концентра­ции доходов (коэффициент Джини) и коэффициент фондовой дифференциации. Кривая Лоренца устанавливает соответствие между численно­стью населения и объемом получаемого суммарного дохода. Для ее построения население разбивают на группы, равные по числен­ности и отличающиеся уровнем среднедушевого дохода. Группы ранжируются по величине среднедушевого дохода. Для каждой группы определяются частости — доли в общей численности насе­ления (, где fi
– численность населенияi
-й группы S
fi– общая численность населения) и доли в общей сумме доходов (, где   — среднее значение дохода вi-й группе), а на их основе – накопленные частоты. . При равномерном распределении доходов десятая часть населения с самыми низкими доходами бу­дет иметь 10% общей суммы доходов, двадцатая часть — 20% об щей суммы доходов и т.д. На рис. 5.1 равномерное распределение доходов представлено прямой, которая соединяет начало коорди­нат и точку С.

Линия, соответствующая фактическому распределению дохо­дов, отклоняется от линии равномерного распределения тем боль­ше, чем значительнее неравенство в распределении доходов.






Коэффициент концентрации доходов
G
(коэффициент Джини)

позволяет проанализировать степень концентрации доходов у раз­личных групп населения и количественно оценить неравномер­ность их распределения. Коэффициент Джини рассчитывается по данным о накопленных частостях численности и денежного дохо­да населения и изменяется от 0 до 1:



где   k
— число интервалов группировки;

р
i
— доля населения, имеющего среднедушевой доход,

не превышающий верхнюю границу i-го интервала;

qi
— доля доходов i-й группы населения в общей сумме

доходов, рассчитанная нарастающим итогом.

Коэффициентом бедности называют относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к об­щей численности населения страны (региона).
Социальные

индикаторы

качества

жизни

населения

Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики.

В настоящее время ООН разработана концепция уровня жизни, в которую включены следующие основные составляющие:

1.    Здоровье:

•       качество системы здравоохранения;

•       обеспечение здоровой жизни человека.

2.    Обеспечение получения знаний:

•       обучение детей;

•       возможность обучения личности;

•       возможность поддержания знаний;

•       удовлетворенность человека уровнем своего развития.

3.  Сохранение и обогащение культурного уровня.

4.  Занятость и качество трудовой жизни.

5.  Возможность приобретения товаров и пользования услугами:

•       уровень личного дохода и владение собственностью;

•       степень равенства в распределении доходов и собственности;

•       качество, разнообразие и доступность услуг для личного и общественного потребления.

6.  Состояние окружающей среды.

7.  Личная безопасность и правосудие.

8.  Участие в общественной жизни.

Для изучения такой составляющей уровня жизни, как здоровье населения, необходимо иметь информацию о продолжительности жизни, уровне смертности, распространенности и частоте возник­новения заболеваний по населению в целом и его демографиче­ским группам, об уровне развития лечебно-профилактической помощи населению. В свою очередь, уровень развития лечебно-профилактической помощи населению характеризуют такие пока­затели, как число медицинских учреждений и число больничных коек, а также численность медицинского персонала на 10 тыс. че­ловек и др.

Для характеристики состояния образования в стране использу­ются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского персонала, обеспечен­ность техническими средствами обучения, библиотечными фонда­ми и др. Уровень образования определяется для всего населения, мужчин и женщин, для различных возрастных групп и измеряется следующими показателями:

•       число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;

•       число лиц, имеющих определенный уровень образования (выс­шее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее об­щее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше.

Важными характеристиками при изучении уровня благососто­яния населения являются обеспеченность его информацией, сте­пень развития сети спортивных сооружений, учреждений культу­ры и искусства, отдыха и туризма.

Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о ка­честве среды обитания (воды, почвы, воздуха), о соответствии фактических уровней загрязнения нормативным показателям.

В последние годы XXстолетия широко обсуждалась концепция человеческого развития. Авторы концепции подчеркивали необхо­димость создания условий, при которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Поскольку понятие человеческого развития чрезвычайно раз­ностороннее, очень важно построить наиболее полную систему

показателей.

В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития (ИЧР), однако он не может отразить все ас­пекты жизнедеятельности человека. В отличие от ВНП на душу населения, который служит измерителем лишь благосостояния, экономического благополучия, ИЧР рассчитывается на основе ба­зовых показателей (определяемых для всех стран по сопоставимой методике), каждый из которых характеризует какое-либо одно на­правление человеческого развития — долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни. Индекс человеческого раз­вития позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.
Задачи.

Задача 5.1.1. Имеются данные за 2005 г. о распределении насе­ления Российской Федерации по величине среднедушевых денеж­ных доходов:





Млн человек

В%

Все население

143,5

100

В том числе со среднедушевыми денежными





доходами, руб. в месяц:





до 1500,0

4,6

3,2

1500,1-2500,0

12,8

8,9

2500,1-3500,0

16,5

11,5

3500,1-4500,0

16,5

11,5

4500,1-6000,0

21,5

15,0

6000,1-8000,0

21,4

14,9

8000,1-12 000,0

24,8

17,3

свыше 12 000,0

25,4

17,7

Рассчитайте модальный, медианный и средний доходы, децильный коэффициент дифференциации доходов населения и индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).



Решение

1. Для решения задачи составим дополнительную таблицу.

Распределение

населения

Российской

Федерации

по

величине среднедушевых

денежных

доходов

в
2005 г.



Средне­душевой денежный

доход,

руб. в месяц

Цент­ральное значение интервала



Доля населения, % к итогу




Плотность распределения



Накопленная частость численности населения



До 1500,0

1000,0

3,2



3,2

1500,1-2500,0

2000,0

8,9



12,1

2500,1-3500,0

3000,0

11,5



23,6

3500,1-4500,0

4000,0

11,5



35,1

4500,1-6000,0

5250,0

15,0



50,1

6000,1-8000,0

7000,0

14,9



65,0

8000,1   12 000,0

10 000,0

17,3



82,3

Свыше 12 000,0

14 000,0

17,7



100,0

Итого



100,0




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.