Реферат по предмету "Маркетинг"


Статистический анализ цен на продукцию предприятия

--PAGE_BREAK--2          Экономико-статистический анализ цен на продукцию предприятия за 2003-2006 гг.2.1        Изучение динамики цен и выявление основной тенденции уровня цен
Теплоизоляционная продукция «ROCKWOOL» применяется в строительстве,  основными потребителями данной продукции являются строительные организации и частные лица.

Таблица  2.1 — Цены и объем продаж теплоизоляции за 2003-2006 гг.





Для выявления общей тенденции изменения цен воспользуемся методом аналитического выравнивания ряда динамики.

В данной работе для выравнивания ряда из таблицы 2.1 используем линейную трендовую модель – уравнение прямой  уt=a+a1t
,
n
=12. 


Таблица 2.2 – Динамика изменения цен теплоизоляции (определение параметров уравнения методом наименьших квадратов)



∑y=9290;      ∑y*t=2650;          ∑ t2=182.

Параметры a
,  a
1 согласно Методу Наименьших Квадратов находятся решением следующей системы нормальных уравнений:

                n*a+a1∑t=∑y;


                a∑t+ a1∑t2=∑t*y,

где y– фактическое (эмпирические) уровни ряда;

      
t– время (порядковый номер периода или момента времени).


t
=0, так что система нормальных уравнений принимает вид:

n
*
a

=∑
y
;

                 
a


t
=∑
t*y
.

Отсюда можно выразить коэффициенты регрессии:

                     .
Уравнение прямой будет иметь вид:

                     уt=774,17+14,56*t.        

Данное уравнение показывает, что в течение исследуемого периода цены на продукцию увеличились в среднем 14,56 руб. за квартал.

Подставляя в данное уравнение последовательно значения, находим выровненные уровни уt

.



Рисунок 2.1- Аналитическое выравнивание ряда динамики


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2        Построение индексов цен на продукцию и анализ влияния изменения цены и объема продаж на изменение выручки


Таблица 2.3 – Данные об объемах продаж и ценах на продукцию за 2003-2004гг.


Таблица 2.4 — Данные об объемах продаж и ценах на продукцию за 2004-2005гг.



1.     Индивидуальные индексы.

1.1.          Индивидуальный индекс физического объема:

iq=,показывает во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.

iq(2003)=;

         iq(2004)=1,6;

iq(2005)=1,45.

 
      1.2. Индивидуальный индекс цен:

         ip=, характеризует изменение цены одной единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

ip(2003)=

ip(2004)=

ip(2005)=

    

  1.3.  Индивидуальный индекс стоимости продукции:

ipq=, отражает, во сколько раз изменилась стоимость продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

ipq(2003)=
i
p
q(2004)=

i
p
q(2005)=
Результаты проведенных расчетов показывают, что больше всего возросли цены за 2003 год – приблизительно на 7%, индекс физического объема продукции самый высокий – 45%, наблюдался в 2005 году. Индекс товарооборота в 2004 году превысил все рассматриваемые года и составил 69%.

2.     Агрегатные индексы.

2.1.          Агрегатный индекс стоимости продукции:

Ipq=, показывает во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции отчетного периода по сравнению с базисным. Разность числителя и знаменателя () показывает, на сколько рублей увеличилась (уменьшилась) стоимость продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Ipq(2003-2004)=



Следовательно, стоимость теплоизоляции в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла почти в 1,5 раза (рост составил 148,1%). Стоимость продукции увеличилась на 48,1% (148,1%-100%=48,1%) или на 203400 руб. за счет изменения цен на продукцию в 2003-2004гг.

 Значение индекса стоимости продукции зависит от двух факторов: изменения количества продукции и цен, что обусловливает возможность и необходимость построения еще двух индексов: физического объема продукции и цен.

Ip
q(2004-2005)=1,54;



Таким образом, стоимость теплоизоляции в текущем периоде по сравнению с базисным возросла в 1,5 раза (рост составил 154,3%). Стоимость продукции увеличилась на 54,3% (154,3%-100%=54,3%) или на 365400 руб. за счет изменения цен на продукцию в 2004-2005гг.

2.2.          Агрегатный индекс физического объема:

Iq=показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (снижения) объема ее производства. Разность числителя и знаменателя () показывает, на сколько рублей изменилась стоимость продукции в результате роста (уменьшения) ее объема.

Iq(2003-2004)=

166700;

         Следовательно, стоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась в 1,39 раза (или рост стоимости составил 139,4%) или на 166700 руб. за счет изменения структуры продаж продукции в 2003-2004гг.

I
q(2004-2005)=



         Из расчета следует, что стоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась в 1,5 раза (рост составил 150,2%) или на 338200 руб. за счет изменения структуры продаж продукции в 2004-2005гг.

2.3.          Агрегатный индекс цен Пааше:

 показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен.



(2003-2004)=






         Таким образом, за 2003-2004гг. цены  на продукцию возросли в 1,06 раза (рост цен составил 106,23%) или на 36700 руб., что связано с изменением уровня цен в рассматриваемом периоде.

(2004-2005)
=




Следовательно, за 2004-2005гг. цены на теплоизоляцию возросли в 1,03 раза (рост цен составил 102,6%) или на 27200 руб. за счет изменения уровня цен в рассматриваемом периоде.

2.4.          Агрегатный индекс цен Ласпейреса:

 показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен.











Значит, за 2003-2004гг. цены выросли в 1,06 раза (рост цен составил 106,38%) или на 27000 руб.  за счет изменения уровня цен.                                                                                                                                                          






Следовательно, за 2004-2005гг. цены возросли в 1,03 раза (рост цен составил 102,72%) или на 17500 руб. за счет изменения уровня цен.

Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса не совпадают. Это объясняется тем, что индексы имеют различное экономическое содержание: индекс, исчисленный по формуле Пааше, дает ответ на вопрос, на сколько товары в текущем периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном;  а индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько бы раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетный период.

2.5.          «Идеальный» индекс цен Фишера:






3.     Средние индексы.

3.1.          Индекс переменного состава:

 отражает соотношение средних уровней изучаемого явления, относящееся к разным периодам времени.
, показывает абсолютный прирост (уменьшение) среднего уровня признака в целом по совокупности.



         Из расчета видно, что за 2003-2004гг. цена возросла на 6,7%, абсолютный прирост составил 49,7 за счет изменения цены и структуры продаж.




Цена возросла на 2,5%, абсолютный прирост составил 19,49 за счет изменения цены и структуры продаж.
3.2.          Индекс структурных сдвигов:
 характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня этого явления.
, показывает абсолютное изменение среднего уровня признака за счет структурных изменений.




Следовательно, цена возросла на 0,8%, абсолютный прирост составил 5,5 под влиянием структуры продаж продукции.




Из вычислений видно, что цена снизилась на 0,2%, абсолютное уменьшение составило 1,77 под влиянием структуры продаж продукции.
3.3.          Индекс цен постоянного состава:
 индекс, исчисленный с весами, зафиксированными на уровне одного какого-либо периода, и показывающий изменение только индексируемой величины.

показывает абсолютное изменение среднего уровня признака за счет изменения значений изучаемого признака у отдельных единиц совокупности.




Значит, цена увеличилась на 0,6%, абсолютный прирост составил 44,2 под влиянием изменения цен на продукцию.





Значит, цена увеличилась на 0,3%, абсолютный прирост составил 21,25 под влиянием изменения цен на продукцию.
Между данными индексами существует следующая взаимосвязь:



2.3 Выявление основных факторов, влияющих на изменение цен, построение регрессионной модели этой зависимости
 В данной работе, в процессе анализа цен на продукцию были выявлены основные факторы, влияющие на изменение цен:

1. Сезонность — в 1-2 квартале цена возрастает (строительный период), т.е. повышается спрос  на продукцию.

2. Цена определяется объемом продаж: оптовые продажи предусматривают скидку, следует понижение цены, в то время розничная продажа обеспечивает максимальную выручку.

3. Себестоимость продукции (стоимость сырья, энергозатраты, транспортные составляющие).

4. Дефицит продукции дает возможность устанавливать более высокие цены.

5. Импортная продукция зависит от курса евро: при повышении курса- цена возрастает, при понижении — также снижается.

          6. Конкуренция.

Регрессионный анализ цены и объема продукции

1.                         Постановка цели исследования.

             Предположим, что объем продаж продукции «Rockwool» зависит от уровня цен на данную продукцию. Проверим это предположение с помощью корреляционно-регрессионного анализа (КРА). КРА проводим с помощью программы Statistica.

2.                         Сбор исходной статистической информации.

             Информация с данными представлена в таблице 2.1. Введем обозначения: х — уровень цен, у – объем продаж.

3.                         Оценка тесноты связи между признаками.

3.1.          Предположим, что изучаемые признаки связаны линейной зависимостью, рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле: r== 0,84.

Коэффициент линейной корреляции, равный 0,84, свидетельствует о наличии прямой тесной связи.

         Оценим существенность коэффициента корреляции. Для этого найдем расчетное значение t-критерия Стьюдента:

tрасч =21,255.

3.2.  По таблице критических точек распределения Стьюдента найдем tкрит  при уровне значимости α=0,05 и при числе степеней свободы ν=n-κ=13-1-1=11, tкрит = 2,2. Так как tрасч>tкрит (21,255>2,2). Поэтому, линейный коэффициент считаем значимым, а связь между х и у – существенной.

4.                         Построение уравнения регрессии.

             Построение регрессионного уравнения состоит в оценке его параметров, оценке их значимости и оценке значимости уравнения в целом.

4.1.  Идентификация регрессии.

       Построим линейную однофакторную регрессионную модель вида =а0+а1х. (Приложение 1).Для оценки неизвестных параметров а0,а1,  используя метод наименьших квадратов, заключающийся в минимизации суммы квадратов отклонений теоретических значений зависимой переменной от наблюдаемых (эмпирических).

       Система нормальных уравнений для нахождения параметров а0,а1 имеет вид:

                      na0+a1∑x=∑y;

                     a0∑x+ a1∑x2=∑xy.

Решением системы являются значения параметров:

a=637,5776;      a1=0,2656.

Уравнение регрессии:

                                   =637,5776 + 0,2656*х, R2=0,7.

4.2.          Проверка значимости уравнения регрессии в целом.

α=0,05, ν1= κ=1, ν2= n-κ-1=11. Fрасч=25,41. По таблице критических значений критерия Фишера, найдем Fкр=4,84. Так как Fрасч> Fкр (25,41>4,84), то для уровня значимости α=0,05 и числе степеней свободы ν1= 1, ν2= 11, построенное уравнение регрессии можно считать значимым.

       Таким образом, судя по регрессионному коэффициенту a1=0,2656, можно утверждать, что с повышением уровня цен на 1 руб., объем продаж в среднем увеличится на 0,2656 м3 в квартал.

       Коэффициент детерминации R2=0,7 показывает, что 70% вариации признака «объем продаж» обусловлено вариацией признака «уровень цен», а остальные 30% вариации связаны с воздействием неучтенных в модели факторов.

5.    Оценка качества регрессионного уравнения.

         Оценка качества производится с использованием анализа остаточной компоненты.

         Распределение остаточной компоненты подчиняется нормальному закону распределения и автокорреляция в остатках отсутствует. Это свидетельствует об адекватности построенной регрессии.

6. Использование регрессионной модели для принятия управленческих решений (анализа, прогнозирования и т.д.).  (Приложение 3).

         Вычислим прогнозное значение объема продаж для уровня цен хр=900руб. При уровне значимости α=0,05:

                   точечное значение прогноза у*р[828,98,924,32].

Т.е. с доверительной вероятностью р=1- α=1-0,05=0,95 можно предполагать, что прогнозное значение объема продаж будет находиться в интервале [828,98,924,32].

         Таким образом, показано, что между уровнем цен и объемом продаж продукции существует тесная связь(r=0,84), изучаемые признаки связаны линейной зависимостью. Найдены параметры этой зависимости. Проведена комплексная оценка значимости, как параметров уравнения регрессии, так и всей регрессии в целом. Показана адекватность построенной регрессии.       
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.