Реферат по предмету "Маркетинг"


Становление инфраструктуры институциональной устойчивости сферы социально-бытового обслуживания населения региона

СТАНОВЛЕНИЕИНФРАСТРУКТУРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГООБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
Актуальностьразработки научных основ управления сферой потребительских услуг состоит в том,что уровнем ее организации и управления обеспечивается эффективность (илинеэффективность) всех звеньев и процессов деятельности в области обслуживаниянаселения, что является важным условием социально-экономической устойчивостирегиона. Инфраструктура потребительского рынка услуг переживает этап перехода вкачественно новое состояние, что предполагает формирование современных механизмовуправления этой подсистемой национальной экономики. Новое качество управленияактуализируется и масштабным ростом отечественной сферы услуг (в том числеподсистемы бытового сервиса) отражаются во всем комплексе статистическихпоказателей: структуре потребительских расходов домашних хозяйств; объемеплатных услуг на душу населения по видам и в региональном разрезе; объемебытовых услуг населению в целом по регионам; структуре бытовых услуг населению;объеме бытовых услуг на душу населения по видам и в региональном разрезе. Приэтом основные платные услуги характеризовались стремительным ростом цен, что взначительной степени снижало их доступность для населения.
Основунаучного понимания управления сферой социально-бытового обслуживания населениясоставляет диалектика взаимодействия управления и собственно процессапредоставления услуг, т.е. субъекта и объекта управления. С одной стороны,управление – это процесс целенаправленного воздействия на объекты. С другойстороны, объект воздействия выступает по отношению к управлению как один изглавных системообразующих факторов, определяющих содержание, функции, структуруи методы управления. Все элементы системы управления зависят от процессов,происходящих в управляемой системе, и должны соответствовать им. Поэтому, чтобыэффективно (разумно) управлять объектами сферы услуг, необходимо знать иоценивать их сущностные характеристики и специфические закономерности какобъектов управления.
Сточки зрения управления сфера социально-бытового обслуживания населения в целомрассматривается как сложная, динамическая, многоуровневая и многокомпонентнаясистема, характеризующаяся многосторонними внутренними и внешними связями.Такое понимание этой сферы как объекта управления определяет необходимостьиспользования системного подхода, одно из требований которого заключается втом, что каждое предприятие этой сферы необходимо рассматривать как элементопределенной системы обслуживания. Это означает, что наряду с внутреннимисвязями, обусловливающими те или иные системные свойства предприятияобслуживания, следует учитывать и его внешние связи. От них, а не только отсвойств элементов предприятия и внутрипроизводственных связей, зависит какспособ обслуживания, так и соответствующий ему результат.
Основное требование принципасистемного подхода к управлению в самом общем смысле сводится к соединению всехкомпонентов процесса обслуживания для обеспечения эффективного функционированияего как единого целого, как системы. Каждое предприятие сферы услуг независимоот того, осознает оно факт организационных и иных связей с другимипредприятиями или нет, объективно находится в определенной системе отношенийрегулирование – объективная необходимость функционирования национальнойэкономики, однако осуществление его исключительно на административных илирыночных началах невозможно: в первом случае это приводит к бюрократизацииэкономики (пройденный этап в отечественной истории), во втором – к деформациисоциально-экономических условий воспроизводства человека. Синтезомпротивоположных парадигм управления сферой социально-бытового обслуживаниянаселения выступает формирование саморегулируемых институтов общества, которыемогут обеспечить единство государственных, хозяйственных и общественныхинститутов с целью реализации единой политики развития сферы обслуживания.Исходя из этого, современная система управления сферой услуг можетрассматриваться как набор механизмов саморегулирования в виде различного видамежотраслевых территориальных объединений субъектов обслуживания, интегрирующихусилия по повышению качества услуг предприятий разнообразных отраслей,действующих в сфере обслуживания населения региона. Поэтому крайне актуальнойвыступает проблема разработки теоретико-методологических основсаморегулирования сферы социально-бытового обслуживания населения, выявления иреализации ее организационного потенциала и новых условий хозяйствования.
Современная модернизация системырегионального управления должна быть направлена на формирование институтов,обеспечивающих устойчивое развитие инфраструктуры анализируемой сферы:стабилизационная деятельность может рассматриваться как предварительная работапо прогнозированию неблагоприятных ситуаций, которые могут быть урегулированыдо наступления момента необходимости применения карательных мер (например,штрафных санкций, лишения лицензий и т.д.).
Институциональная устойчивостьосновывается на повышении степени универсализма организации сферысоциально-бытового обслуживания населения, который является продуктомдиверсификации подсистем, восполняющей их функциональную ограниченность. Этопроявляется в формировании таких удобных для потребителей организационных форм,как сетевая организация услуг, предоставление консультационных услуг, развитиесистемы стандартизации. В то же время должна обеспечиваться рациональнаяспециализация, заключающаяся в создании узконаправленных служб: транспортной,складской, информационной.
Диверсификация и специализация могутспособствовать повышению институциональной устойчивости только в том случае,если они не выходят за определенные пределы, иначе устойчивость самой системы иее подсистем понижается. Поэтому важным аспектом обеспечения институциональнойустойчивости и ее стабилизационного воздействия на экономику выступаетпоследовательная модернизация институтов регулирования сферы услуг, обеспечениеих обновления без нарушения нормального порядка функционирования. Значимостьданных процессов определяется тем, что неустойчивость нередко возникает в ответна введение в систему нового компонента. С другой стороны, формированиемеханизмов плавного развития всей инфраструктуры сферы услуг, ясность ипрозрачность ее изменения формируют базу для стабильного и устойчивогообновления всей экономической системы.
Условиемдля осуществления согласования при решении задач экономического роста сферысоциально-бытового обслуживания населения является развитие эффективногосотрудничества различных субъектов на стыке сфер деятельности различныхведомств и рыночных институтов. Если такое сотрудничество будет эффективным, топроцедуры согласования интересов действительно будут иметь интегрирующиефункции. В связи с этим в концепции институциональной устойчивости сферы социально-бытовогообслуживания населения могут быть выделены следующие основные принципы:
– осуществлениеадминистративного и политического руководства по принципу «партнерства порынку»;
– соответствие иопережение уровня инфраструктурного развития рынка;
– целеваяориентация при принятии решений органами управления.
Такойподход предполагает возможность участия в процессе экономического регулированиявсех заинтересованных учреждений, организаций и групп населения. Выражается этов обеспечении следующих аспектов разработки концепции и организацииинституциональной устойчивости:
– формированиерабочих групп, образованных на различных началах;
– управлениеработой этих групп в форме управления проектом;
– контролирующеесопровождение каждого проекта.
Дляруководящего и контролирующего сопровождения отдельных проектов в зарубежнойпрактике специально создают комитеты из представителей различных организаций иучреждений, включая общественные образования, и отдельных лиц, имеющихотношение к предмету планирования. Деятельность рабочих групп нацеливается нарешение отдельных проблем, они должны придерживаться общей концепции развития.К работе в группах, как показывает их опыт, целесообразно привлечь экспертов,обладающих знаниями и опытом по рассматриваемой проблеме.
Длясоздания обширной и объективной базы развития сферы социально-бытовогообслуживания населения на основе использования концепции институциональнойустойчивости можно использовать стандартный процесс, состоящий из следующихстадий:
– анализ планов ипрограмм;
– анализ документов(статистических данных, характеризующих состояние социально-экономическихпроцессов, нормативно-законодательной базы и др.);
– анализ публикацийв средствах массовой информации;
– интервью сэкспертами.
Институциональнаяустойчивость включает в себя разработку и реализацию долгосрочной концепциикомплексного развития сферы услуг региона, постепенного устранения негативныхявлений и решения сложных социально-экономических проблем. В рамках российскойэкономики переходного периода можно выделить следующие основные задачиинституциональной устойчивости:
– привлечениедополнительных инвестиций для развития сервисной сферы;
– сохранениеимеющихся кадров высококвалифицированных ученых, инженеров, рабочих, творческойинтеллигенции;
– созданиеблагоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров и развития малогопредпринимательства;
– решение проблемсоциальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий малоимущим.
Следуетособо подчеркнуть важность создания институциональных условий для согласованияэкономических интересов для развития малого предпринимательства, котороесегодня является основным источником доходов для значительного количестванаселения, высвобождающегося вследствие сокращения рабочих мест в действующих производствах,выступает основной организационно-производственной формой становления сферысоциально-бытового обслуживания населения.
Малыепредприятия более успешно работают на локальном рынке услуг, ориентируясь наличные контакты производителей и потребителей. К преимуществам малогопредпринимательства относятся не только личное общение предпринимателя склиентами, но и личное общение с рабочими. Малое предпринимательство всравнении с крупным отличается высокой способностью быстро реагировать наизменяющийся спрос потребителей. Организация малого предпринимательствапредполагает соединение предпринимателя и собственника в одном лице. Этоозначает, что собственник-предприниматель осуществляет контроль за всемиполучаемыми им доходами и несет всю ответственность за ведение дела.Организовать и ликвидировать малое предприятие намного легче и проще, чемкрупное производство. Кроме того, есть преимущества в налогообложении, вчастности, использование упрощенной системы налогообложения значительносокращает налоговое бремя. Малый бизнес может получать также разнообразнуюгосударственную поддержку. По сравнению с крупным предпринимательством малыепредприятия обладают большой независимостью управления и создают лучшие условиядля самоутверждения и самореализации людей, отличающихся организаторскимталантом и предпринимательскими способностями. Свою работупредприниматель-собственник малого бизнеса рассматривает как неотъемлемую частьсобственного образа жизни.
Вместес тем малое предпринимательство имеет ряд недостатков. По сравнению с крупнымбизнесом малое предприятие ограничено в привлечении больших средств черезинвесторов и поэтому делает ставку на собственные сбережения и запасы.Кредитно-финансовые институты рассматривают деятельность мелкого предпринимателякак высокорискованный бизнес и предоставляют займы под более высокий процент,чем крупным предприятиям. Малый бизнес не может использовать в своейдеятельности эффект масштаба – важнейший фактор, который используется крупнымбизнесом. Недостатком малого предпринимательства является также отсутствиевнутренней специализации: предприниматель-собственник вынужден бытьспециалистом в различных отраслях, он не всегда имеет возможности наймарекламных агентов, консультантов, посещать торговые выставки, проводить заседания,в то время как крупные предприятия могут использовать квалифицированныхисполнителей по различным сферам ведения бизнеса: маркетингу, инвестициям,правовому обеспечению и т.д. Преимущество крупного предпринимательства состоитв ограничении ответственности и в высокой способности привлечения средств черезинвесторов. Вместе с тем, в крупных предприятиях возможностипредпринимательства как искусства создавать новые товары и услуги, быстрореагировать на рыночную конъюнктуру, быть независимым по сравнению с малымбизнесом сильно ограничены.
Всфере услуг широкое распространение получили смешанные формы организациипредпринимательства, когда достоинства малого предпринимательства компенсируютнедостатки крупного бизнеса. К смешанным формам бизнеса относятся франчайзинг,кооперативы и партнерства с ограниченной ответственностью (коммандитныетоварищества). Особой формой смешанного предпринимательства являетсянекоммерческое хозяйствование, т.е. хозяйственная деятельность некоммерческихорганизаций. Здесь с помощью государства обеспечивается сочетание коммерческихи некоммерческих начал при подчинении последних первым. Необходимо отметить,что развитие малого бизнеса является одним из важнейших направленийгосударственной экономической политики. В этой области стоят следующие задачи,непосредственно связанные с повышением институциональной устойчивостью:
– сокращениеадминистративных барьеров по входу на рынки для малых предприятий;
– обеспечениедоступа к финансовым ресурсам;
– обеспечениедоступа малого бизнеса к производственным площадям;
– упрощениебухгалтерской и налоговой отчетности;
– совершенствованиеналогообложения и таможенного регулирования;
– проведениеактивной антимонопольной политики;
– доступк рынку трудовых ресурсов необходимой квалификации.
Дляреализации поставленных задач необходимо:
– проанализироватьпрактику применения действующих систем налогообложения субъектов малогобизнеса, на основании чего продолжить совершенствование налоговогозаконодательства;
– упроститьпроцедуры оформления и регистрации малых предприятий;
– создатьравные условия конкуренции на общегосударственных, внутри- и межрегиональныхрынках;
– реструктурироватьдействующие институты поддержки предпринимательства;
– принятьпрограмму микрокредитования малого бизнеса с привлечением международныхфинансовых институтов;
– создатьусловия для активизации работы кредитных кооперативов, обществ взаимногокредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих (навозвратной основе) средства для развития субъектов малого предпринимательства;
– предусмотретьсоздание для малых предприятий в высокотехнологичной сфере технопарков ибизнес-инкубаторов.
Высокаясоциальная значимость малых предприятий выражается в том, что их деятельность взначительной степени позволяет снизить проблемность безработицы. Для этогонеобходимо расширить и структуризировать информацию о потребностях малыхпредприятий в квалифицированных кадрах и реализовать программы подготовкиуниверсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга,менеджмента. Основными индикаторами успешности политики по развитию малогобизнеса в России являются доля малого предпринимательства в ВВП, доляинвестиций в малый бизнес, количество занятых на малых предприятиях, динамикамалых предприятий, которая за последние годы имеет однозначную тенденцию кросту (табл. 1).
институциональный устойчивость диверсификация специализация
Таблица1 — Динамика роста малых предприятий по отраслям экономики (тыс., на конецгода) [13, с. 58]Отрасли 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Всего 841,7 861,1 868,0 890,6 879,3 843,0 882,3 в том числе по отраслям: промышленность 131,9 134,8 136,1 136,2 134,2 125,1 121,0 сельское хозяйство 10,9 11,9 13,8 13,5 14,4 13,4 15,6 строительство 138,0 142,1 137,5 135,9 126,8 121,9 113,0 транспорт 17,5 18,6 18,6 21,0 19,5 18,8 20,2  связь 2,9 2,7 3,2 4,8 3,7 3,7 3,9 торговля и общественное питание 359,3 372,8 386,1 399,7 407,5 388,1 422,4 оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 14,6 14,3 13,2 14,6 13,9 15,9 27,9 информационно-вычислительное обслуживание 6,1 6,4 5,2 5,2 5,6 6,4 6,5 операции с недвижимым имуществом 3,9 4,6 5,9 8,4 11,1 14,2 20,3 общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 35,9 36,0 35,2 36,7 35,7 34,7 38,8 жилищно-коммунальное хозяйство 2,8 3,9 5,1 5,4 5,1 5,2 5,1 непроизводственные виды бытового обслуживания населения 10,2 11,3 9,2 9,2 9,6 9,4 9,8 здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 11,0 15,4 17,2 17,9 18,5 17,4 19,0 образование 6,6 7,0 6,7 6,5 5,5 5,0 3,4 культура и искусство 6,5 7,9 8,1 7,8 8,4 7,9 8,1 наука и научное обслуживание 46,7 43,9 38,8 37,1 30,9 28,5 22,7 финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 10,8 7,8 7,5 6,6 5,9 5,6 5,0 другие отрасли 26,1 19,7 20,6 24,1 23,0 21,8 21,6
Из данных таблицыследует, что динамика изменений количества малых предприятий и еенаправленность различна по секторам экономики, причем в сфере услуг наблюдаетсяих опережающий рост по сравнению с другими отраслями экономики. В то же времямалые предприятия не всегда имеют достаточные организационно-кадровые ресурсыдля квалифицированного ведения хозяйственной деятельности, тем болееосуществления согласовательных процедур (медиаторства), которые должны бытьразработаны с учетом возможности их реализации в сферах экономики,характеризующимися преимущественным развитием малого бизнеса. Таким образом,становление системы медиаторства станет важным шагом в институциональномразвитии отечественных рыночных реформ и качественном росте современной сферыуслуг. Проведение подобных преобразований требует формирования качественноновой теоретико-методологической системы понятий экономического медиаторствакак элемента системы управления.
Отмечаяспецифику сферы услуг, необходимо также проанализировать особенности управленияв сфере обслуживания.
Основнымэлементом менеджмента является принятие управленческого решения, поэтомуобосновать дополнение существующих технологий управления на микроуровнемеханизмами согласования необходимо именно с позиции модернизации процессапринятия управленческого решения. Решение представляет собой такой акт органовуправления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но исформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые,материальные, финансовые), закреплена ответственность. Оно выступает итогоморганизационной и информационно-аналитической работы. Решение принимается в техслучаях, когда выявлена проблемная ситуация – совокупность условий и факторов,представляющих собой препятствие к достижению целей, поставленных организацией.Управленческие решения имеют всегда не только хозяйственные, но и социальныепоследствия. Это вызвано тем, что они реализуются подчиненными – определеннымкругом людей. Социализация управленческих решений в сфере сервиса значительновыше, чем на производстве, поскольку они не только реализуются людьми, но инепосредственно воздействуют на условия жизни людей и вызывают либо позитивные,либо негативные ощущения. Поэтому специфика оценки оптимальности принятогорешения в исследуемой сфере состоит в учете не только изменений экономическихпоказателей, но и ощущений потребителей при достижении хозяйственных целей,меры их удовлетворенности, что предполагает проведение дополнительных мероприятий,направленных на повышения взаимопонимания производителя и потребителя. Безучета взаимосвязи управленческого решения с индивидуальными интересами какисполнителей, так и тех, кто связан с его реализацией, даже самое обоснованноерешение не может быть принято, а тем более достичь должного эффекта. Менеджер всфере услуг, принимая решение, организуя его исполнение, должен исходить изтого, что процесс его реализации и последствия должны адекватно восприниматьсякак трудовым коллективом, так и потребителями. Может сложиться ситуация, когдаформулируется правильное и даже инновационное решение, но сознание людей ипривычки поведения препятствуют его восприятию, поскольку действуют стереотипыпрошлого, эмоции преобладают над здравым смыслом. В таком случае менеджментдолжен провести работу, постепенно добиваясь изменения общественного мнения.
Сложность принятия управленческогорешения по деятельности предприятий сферы социально-бытового обслуживаниянаселения состоит в трудности точного определения его эффективности. Впроизводственных предприятиях цели менеджмента очевидны, поскольку миссияхозяйствующего субъекта заключается в достижении прибыли. Для этой сферыприбыль измерить можно, но определить степень удовлетворения потребностейдостаточно сложно. Эти особенности разработки и принятия управленческогорешения на предприятиях сферы сервиса обусловливают определение в качествепервичного и наиболее простого критерия качества управленческих мер преодолениеконфликтных последствий в результате исполнения решений. Конфликт – этоситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами, что можетиметь как позитивные, так и негативные последствия для организации.Функциональный конфликт ведёт к увеличению эффективности работы организации(часто возникает в рабочих спорах, полемике, на научных совещаниях и т.д.).Дисфункциональный конфликт снижает эффективность группового сотрудничества и,как следствие, эффективность работы организации. Дисфункциональный конфликтведёт к враждебности между людьми, несправедливости в распределении ресурсов,вынуждает часто поступать против здравого смысла, в пользу одной из сторон.Специалисты выделяют следующие основные типы конфликтов: внутриличностный;межличностный; конфликт личность-группа; межгрупповой. Причинами конфликтовявляются:
– распределениересурсов;
– различие целейчленов организации;
– разные стоящиезадачи;
– различныепредставления и ценности;
– различия в манереповедения;
– разный жизненныйопыт;
– плохиекоммуникации.
Конфликт можно рассматриватькак сигнал о недостатках в самой организации, а также о слабой адаптивностиорганизации к изменениям условий внешней среды: как правило, конфликт возникаетв результате возмущающих воздействий (новая информация, существенно меняющаястарое представление об объекте или условиях работы, новые требования квыпускаемой продукции и т.п.). К сожалению, приходится констатировать, что дляотечественной экономики конфликты являются повседневной реальностью, поэтомуменеджер должен обладать навыками разрешения конфликтов:
– через разъяснениесуществующих требований;
– с помощьюсоздания новых координационных и интеграционных механизмов;
– установлениеобщей цели для всех участников организации;
– на основе личногостиля разрешения конфликтов: уклонение от конфликта; сглаживание причинконфликта; поиска компромисса.
Менеджер должен уметьвидеть и различать конфликтное поведение. Медиаторство в конфликтологиирассматривается как один из основных элементов преодоления конфликтов,соответственно на уровне управления предприятием подобная деятельность должнастать органичным элементом системы регулирования социальной инфраструктуры,развитие которой предполагает значительные институциональные трансформации.
Отработанные в развитыхстранах методы государственного регулирования сферы услуг опираются наустоявшиеся обычаи, общепризнанные традиции и правила делового оборота, насоздание которых требуется исторически длительный период, которого усовременной России нет. Поэтому при осуществлении политики государственного регулированиясферы услуг необходимо организовать тесное сотрудничество государственныхорганов с саморегулирующими некоммерческими организациями, так называемымиотраслевыми (продуктовыми) союзами и ассоциациями, обеспечивающими соблюдениеих участниками правил рыночного поведения, так как именно организации подобноготипа выступают основой становления механизмов экономического медиаторства.
Начальныеэтапы развития институтов согласования в сфере социально-бытового обслуживаниянаселения могут быть инициированы в процессе стимулирования как специальносозданных некоммерческих организаций для решения данных задач, так и путемразвития интеграционных форм хозяйствования в данной области, например,становления региональных ассоциаций, деятельность которых должна бытьнаправлена на объединение усилий производителей услуг. Их основную массусоставляют малые предприятия, что позволяет решать задачи как развитиямедиаторства, так и поддержки малых предприятий.
Длямалых предприятий сферы социально-бытового обслуживания населения созданиеинтегрированных хозяйственных образований обеспечивает определеннуюустойчивость, надежность, поскольку ассоциация представляет собой достаточномощную структуру, нацеленную не только на ежедневный результат, но и наперспективу, на формирование устойчивых внешних связей, снижение текучестивысококвалифицированных специалистов и уровня коммерческих и управленческихрасходов, проведение технической политики с учетом последних достижений науки итехники, организацию внешней юридической защиты и разрешение споров внутриассоциации через третейский суд, создание единой вспомогательно-обслуживающейинфраструктуры, существенно влияющей на качественные характеристики иконкурентоспособность каждого предприятия, входящего в ассоциацию.
Ассоциацияна уровне местных территориальных образований (районы в городе и области) можетобъединять предпринимателей, занятых оказанием услуг населению, выступая вкачестве отраслевого профсоюза, представляя и защищая интересы предпринимателейв органах власти и управления. Кроме того, ассоциация может выступать какорганизация, обеспечивающая повышение эффективности деятельностипредпринимателей по обеспечению разного рода ресурсами как путем создания присебе каких-либо коммерческих структур, так и оказывая бесплатные услугипредпринимателям в счет их платы в виде постоянных взносов (если речь идет онекоммерческой деятельности).
Длямалых предприятий целесообразно создание объединений в масштабах районов вгороде, области, а также на уровне субъектов федерации. Их задачи идентичнызадачам объединений, не являющихся коммерческими организациями районногоуровня. Однако эти объединения могут стать и коммерческими организациями,выбрав организационно-правовую форму в зависимости от желаний собственниковимущества.
Каждомупредприятию сферы социально-бытового обслуживания населения по отдельноститрудно эффективно разрешить вопросы материально-технического снабжения,рекламы, информационного обеспечения, правовой защиты, выработки единойэкономической политики. В этом случае наиболее приемлемой формой может бытьсистема зависимых малых предприятий, взаимодействующих с основнымисобственниками, оказывающими непосредственное влияние на характер деятельностипредприятия социально-бытового обслуживания населения.
Длякрупных и средних предприятий сервиса необходимы высокотехническиепроизводства, специальные материалы, требующие серьезной технической доработки,константные цеха, большие затраты на материальные ресурсы, нужные дляпополнения средств, соблюдение условий, определяемых ГОСТами, ТУ,международными стандартами и экологической безопасностью.
Вданном случае целесообразно создание дочерних предприятий на уровнемикрорайонов, районов. Здесь возможны осуществление единой техническойполитики, централизации инвестиционных ресурсов, правовая защита дочернихпредприятий от посягательства на их собственность со стороны контрольныхорганов и физических лиц, осуществление охраны коммерческих секретов, решениевопросов рекламы. Дочерним предприятиям предоставляются широкие права в областиразвития видов услуг, ценовой (тарифной) политики, распределения части прибылидля целей своего предприятия и т.п.
Науровне регионов, а также в районах, областях, краях и других образованияхсубъектов федерации возможно создание аналогичных формирований какнекоммерческого, так и коммерческого характера. Развитие экономическогомедиаторства тесно связано с общими процессами становления системы управленияпредприятиями сервиса, что актуализирует анализ направлений поддержки данныхпроцессов.
С учетом возможности формированиякачественно новых форм объединений производителей услуг, содержательногоизменения институциональной организации сферы социально-бытового обслуживаниянаселения и внедрения механизмов экономического медиаторства работу по развитиюсистемы управления данным сектором экономики на региональном уровне можетрассматриваться в трех направлениях:
– информационно-правовом;
– административно-бюджетном;
– научно-образовательном.
Информационно-правовая поддержкавключает:
– совершенствованиедействующих законодательных и нормативно-правовых актов с целью приведения их всоответствие друг другу, определения необходимости их уточнения и детализации,что обусловливает проведение инвентаризации и анализ действующихнормативно-правовых и методических документов, регулирующих деятельность сферыуслуг в регионе;
– расширениеинформирования предприятий обслуживания о существующем порядке ихфункционирования, обобщение опыта реализации действующих программ поддержки иразвития предприятий сферы услуг, подготовка предложений по проектам законов идругих нормативно-правовых актов федерального и регионального значения;
– разработку мер поупрощению процедуры регистрации малых предприятий, облегчению процессаоформления документов.
Применение административно-бюджетныхмероприятий предполагает:
– развитиекредитной кооперации, внедрение механизма кредитования предприятий сервиса сприменением схемы государственных гарантий и субсидирования части процентнойставки по кредитам;
– анализ ивыявление перечня предприятий обслуживания в муниципальных образованиях, особонуждающихся в финансовой поддержке, с целью оказания помощи в реконструкции,модернизации и освоении новых технологий;
– методологическуюподдержку начинающих и действующих предприятий сервиса при формированиидоговорных отношений, получении кредитной помощи;
– упрощениедокументооборота по оформлению различных разрешений, лицензий и согласований;
– расширениеучастия региональных институтов управления в процессах реформирования сферы услуг.
Научно-образовательноенаправление включает:
– разработку ивнедрение программ по учебным курсам, которые дают комплексное представление отеории самоорганизации предпринимателей, изучающей причины и формы участияпредпринимателей в коллективных действиях по защите своих интересов, спецификудеятельности некоммерческих организаций бизнеса и методы их эффективногоуправления. Для России это, по сути, новая профессиональная специализация, хотямногие ее понятия знакомы современным отечественным менеджерам;
– повышениеквалификации руководителей и специалистов сферы управления предприятиямиобслуживания;
– расширениеконсультационно-информационных услуг для малых предприятий отрасли;
– использованиесредств массовой информации с целью формирования положительного имиджапроводимых реформ в сфере социально-бытового обслуживания населения;
– разработку ииздание нормативных, справочных и аналитических материалов, связанных сосуществлением деятельности в сфере обслуживания;
– обобщение иприменение передового опыта других регионов по вопросам взаимодействияпредприятий сферы социально-быто-вого обслуживания населения с органамиместного самоуправления.
Рассматриваявопросы становления механизмов согласования в сфере социально-бытовогообслуживания населения, нельзя не выделить работы специализированныхобъединений предприятий сервиса – ремесленных палат. Данный институт наиболеераспространен на Западе: например, в Германии субъекты ремесленной деятельностиобъединены в 55 ремесленных палат, они охватывают все регионы страны. Масштабобъединений значителен: так, одна из региональных палат – Ремесленная палата г.Мюнстер, расположенная в северно-западной части Германии, – включает 22,5 тыс.предприятий, на которых трудится более 160 тыс. человек. Ремесленные объединенияГермании работают на основе принципа самоуправления с 1900 г. и сами решаютсвои вопросы. Юридический статус таких объединений определяется специальнымзаконом, единогласно принятым бундестагом Германии еще в 1955 году.
Однимиз эффективных механизмов утверждения цивилизованных условий поведения вконкурентной борьбе является объединение юридических и физических лиц, делающихсвой бизнес в одной сфере деятельности, в союзы на принципах некоммерческогопартнерства с целью защиты корпоративных интересов в системе рыночных,государственных и общественных отношений, взаимной помощи и поддержки. В Россиив конце 90-х годов производители бытовых услуг, преодолев проблемы, вызванныекрушением централизованной системы государственного управления, также сталиобъединяться в ремесленные палаты. В Москве была организована Ремесленнаяпалата России. Следом в ряде областей появились региональные ремесленныепалаты. На сегодняшний день в составе Ремесленной палаты России более 60профессиональных региональных объединений, и их численность продолжает расти.
ВРостовской области в числе первых в России была организована Донскаяремесленная палата (ДРП). У истоков ее создания стояли люди, имеющие большойопыт оказания бытовых услуг населению и быстро осознавшие необратимостьперехода экономики на рыночные механизмы управления. Они поставили цельсохранить основу бытового обслуживания населения – профессиональные кадры – и сих помощью начать возрождение системы бытовых услуг на новых экономическихпринципах. Донская ремесленная палата разработала концепцию развития малогопредпринимательства в сфере бытовых услуг и предложила ее на рассмотрениеадминистрации области. Многие положения этой концепции легли в основу областныхПрограмм развития малого предпринимательства в Ростовской области. Покаразвитие ремесленных палат сдерживается ожиданием принятия «Закона оремесленной деятельности». В настоящее время он прошел все стадии обсужденияпроекта. В основу инициирования данного Закона положено не волевое решениеПравительства, а накопленный в России ассоциативный опыт субъектов ремесленнойдеятельности. Этот опыт уже есть как в Ростовской области, так и в России вцелом: Донская ремесленная палата была создана в 1998 г. на принципахнекоммерческого партнерства, что полностью соответствует характеру общественныхотношений в условиях рыночной экономики. Ее цели и задачи выражают интересывсех производителей сервисных услуг и ремесленников, работающих в сфере быта.
Основнойцелью ДРП является содействие развитию всех видов малого предпринимательства иремесленничества в сфере бытовых услуг, внедрению цивилизованных рыночныхотношений в этом сегменте рынка, установлению партнерских отношенийпроизводителей бытовых услуг со своими коллегами в России и за рубежом,повышению уровня профессиональных знаний, переходу на высокие технологиипроизводства услуг, а также защите прав и интересов юридических и физическихлиц, работающих в рассматриваемой сфере.
Дляпрактического решения задач в ДРП вошли: Донской центр сертификации услуг и продукции,Региональный учебный центр, служба по поставке, наладке и обслуживаниюотечественного и зарубежного оборудования, юридическое подразделение, Донскойсоюз парикмахеров и косметологов, Дом моделей «Золотой силуэт». С цельюинформационного обеспечения производителей бытовых услуг и населения областиорганизован редакционно-издательский отдел со своим печатным органом – журналом«БОН-партнер».
Донскаяремесленная палата может стать центром регионального медиаторства как вотношениях хозяйствующих субъектов между собой, так и в диалоге с властью. Впоследнем направлении есть опыт уже в настоящий момент: Донская ремесленнаяпалата, являясь членом Совета по развитию малого предпринимательстваАдминистрации Ростовской области, участвует в составлении Программы развитиямалого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 гг. с учетоманализа состояния всех проблем, влияющих на систему оказания бытовых услугнаселению области. Проблем этих много, но наиболее серьезные из них – системаналогообложения, кредитования предприятий малого бизнеса, слабое развитие сетибытовых услуг на селе, низкий уровень региональной инвестиционной поддержкипроизводителей бытовых услуг, ужесточение конкуренции в Ростове-на-Дону и рядедругих городов Ростовской области, ослабление государственного контроля закачеством и безопасностью бытовых услуг. Эти вопросы постоянно выносятся нарассмотрение администрации области и муниципальных образований.
Дальнейшееразвитие данной организации, как и подобных ей, требует использованияинституциональных форм медиаторства, важнейшей из которых являютсянекоммерческие организации, по своей природе ориентированные на выполнение рядамедиаторных функций в обществе. Реализация данных функций, кроме целого рядаорганизационно-управленческих условий, предполагает и открытое информационноепространство, которое также предстоит сформировать в процессе становлениярыночной инфраструктуры сферы услуг.
Резюмируя сказанное, можно выделить вкачестве ключевого направления развития инфраструктуры институциональнойустойчивости в отечественной сфере социально-бытового обслуживания населениястимулирование создания некоммерческих организаций для задач согласованияэкономических интересов, а также образование интеграционных форм хозяйствованияв данной сфере, в частности, региональных ассоциаций, работа которых должнабыть направлена на объединение усилий производителей услуг. Это позволяетрешать задачи как развития медиаторства, так и вопросы поддержки малыхпредприятий. Подобная работа требует качественно нового управленческогоинструментария, одним из элементов которого является мониторинг устойчивостипредприятий сферы услуг.

Библиографическийсписок
 
1. АверинВ.Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и ее регионов / В.Н.Аверин // Экономика и управление. – 2008. – № 1(16). – с. 58-66.
2. БабуринВ.А. Особенности социально-экономических исследований в области сервиса / В.А.Бабурин, В.Н. Соловьев // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. – 2011.– № 1. – с. 88-93.
3. КогутА.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга /А.Е. Когут, В.Е. Рохчин. – СПб.: ИСЭП РАН, 2009.
4. НовиковД.А. Институциональное управление организационными системами / Д.А. Новиков. –М.: ИПУ РАН, 2009. – 68 с.
5. СуспицынС.А. Пространственная результативность государственного регулирования / С.А.Суспицын // Экономика и социология. – 2007. – № 2. – с. 3-17.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.