ЗАДАНИЕ
1Раскройте сущность категории: стратегия, стратегическое управление и тактика
2Опишите предлагаемые стратегии (по варианту): Стратегия дифференциации,стратегия синергизма
1 Стратегия – это обобщающая модельдействий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации ираспределения ресурсов предприятия. Понятие стратегии тесно связано с понятиемстратегического управления.
Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществлениястратегических решений, центральным звеном которого является стратегическийвыбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала свозможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Тактика- процесс разработки стратегических планов, которыесогласовываются со стратегией предприятия. Тактика определяет пути и средства,формы и способы деятельности предприятия, которые обеспечивают его успешнуюстратегию.
2 Стратегия дифференциации продукциинаправлена на изготовление особой продукции, являющейся модификациейстандартного изделия. Такая продукция предназначена для потребителей, которыхне устраивает стандартная продукция, что обуславливает их готовность платить зауникальность дифференцированной продукции.
Стратегиядифференциации основана на производстве обширной номенклатуры товаров одногофункционального назначения и позволяет предприятию удовлетворять потребностибольшого числа потребителей.
Дляосуществления стратегии дифференциации необходимы такие рыночные условия, какналичие множества отличительных характеристик продукции, которые выделяются иценятся покупателями, преобладание неценовой конкуренции и недоступностьимитации конкурентами признаков дифференциации.
Приосуществлении стратегии могут возникать такие риски, как неправильноеопределение ценности отдельных свойств продукции для покупателей, имитацияпродукции конкурентами, возможность снижения потребности покупателей вдифференцированной продукции.
При использовании стратегии предприятие получает выгоды за счётувеличения объёма продаж данной продукции путем удовлетворения потребителейразличных сегментов рынка. При дифференциации продукции её себестоимостьповышается, но затраты компенсируются за счет более высоких цен. Дифференциацияпродукции позволяет уклониться от ценовой конкуренции, разойтись с конкурентамипо разным рыночным сегментам.
Стратегия синергизма заключается в получении конкурентных преимуществ засчёт соединения хозяйственных подразделений в одну портфельную единицу.Эффективность деятельности повышается за счёт совместного использованияресурсов, инфраструктуры или сфер деятельности предприятия. Эффект отпроведения данной стратегии можно объяснить выражением «2+2>4», то естьвзаимодействие двух подразделений даёт больший эффект, чем может дать каждоеподразделение при не взаимосвязанной деятельности. В настоящее времяосуществление данной стратегии зачастую предполагает реинжинирингбизнес-процессов на предприятии с целью их оптимизации и максимизацииполучаемых результатов.Практическая частьОписаниесущности предприятия
1. Названиепредприятия.
Основанноемною производственное предприятие “Форум” специализируется на изготовлениивысококачественного стекла.
Этосравнительно недорогая продукция. Широкий выбор видов нашей продукции позволитпокупателю определить именно тот товар, в котором он испытывает потребность.
Учитываятот факт, что потребности безграничны, наше предприятие постоянно проводитмаркетинговые исследования и модернизируется, внедряя, новые технологи иоборудование, тем самым расширяет ассортимент нашего изделия и создаётдополнительные рабочие места.
Сырьёмдля нашего изделия служит в основном “кремний”, который предприятие “Форум”самостоятельно добывает, перерабатывает и при определённых производственныхусловиях изготавливает готовую продукцию.
Воснове производства нашей продукции лежит химический процесс, протекающий приопределённых условиях, от которых и зависит качество изделия. Численностьнашего предприятия составляет 1200 человек.
2. Выбор рынка.
Готоваяпродукция нашего предприятия реализуется со складов средним и крупным оптом.Наша продукция ориентированна на внутренний рынок сбыта, где она занялаопределённую нишу и пользуется спросом. Основными элементами, относящимися ксути выбранного нами рынка, являются прямые экономические связи междупроизводителем и потребителем. Так как сфера деятельности нашего предприятияограничена государственными границами, то мы ведём активное завоеваниерегиональных рынков путем вытеснения с них других производителей аналогичнойпродукции, используя гибкую ценовую политику при оптовых закупках. Благодаряспособности рынка обеспечивать увязку интересов производителя и потребителя приприоритете последнего наше предприятие расширяет свою социальную ориентацию.Проводя сегментацию данного рынка сбыта, наше предприятие использует методгруппировок, который представляет собой разбиение рынка сбыта последовательнопо более значительным признакам.
Взависимости от того, на каком этапе пребывает наш товар, меняется тактикамаркетинга нашего предприятия, но постоянным остаётся его назначение –удовлетворять потребности потребителей.
3. Описание товара.
Специализирующеесяна выпуске стекла различной формы, и качества наше предприятие делает приоритетна прочности своего изделия и на его звуко-, тепло -, шумоизоляции.
Каждыйопытный образец партии изделий проходит тестирование и лишь когда тестированиезакончено удачно, вся партия поступает либо на склад, либо сразу к потребителю.
Требованияк товару предъявляются высокие как со стороны производителя, так и со стороныпотребителя. Поэтому на производстве соблюдаются все технические характеристикипроцесса изготовления. Отсюда следует, что наша продукция обладаетконкурентоспособностью на рынке сбыта и владеет определёнными свойствами,присущими только ей:
· Обладаетсверхпрочностью;
· Обладаеттеплоизоляцией;
· Обладаетзвукоизоляцией;
· Обладаетшумоизоляцией;
· Легко поддаётсячистке;
· Удобна вэксплуатации и установке.
Нашапродукция обладает широкой цветовой гаммой. Причём любой цвет покупатель можетзаказать сам, в чём ему помогут наши специалисты.
Также наше предприятие обеспечиваетне только изготовление под заказ, но и доставку, установку и на определённыйвид изделия гарантию. Наша продукция является комплектующим изделием вконструкциях зданий и сооружений. Дизайн и размеры могут быть подобраны пожеланию заказчика.
Формирование портфеля предприятия
/>
Основныеконкуренты предприятия.
Учетнаякарточка №1
1. Наименованиепредприятия: «Ника»
2. Юридическийадрес: г.Славянск, ул.К.Маркса,68.
3. Количествосотрудников: 11 человек.
4. Формасобственности: совместная.
5. Капитал: 6000грн.
6. Доля на рынке:20%
7. Развитие деловойактивности: возможность расширения производства, выход на новые рынки.
8. Основные цели:увеличение прибыли, добившись расширения объемов продаж, открытие новыхфилиалов.
9. Ассортимент: широкий
10. Вид рынка:областной.
11. Состояние НИР:отсутствует
12. Сильные сторонысоперника:
- наличиепроизводственных мощностей;
- качество;
- престиж торговоймарки;
- надежность
Слабыестороны:
- низкое сервисноеобслуживание;
- высокие затраты;
- высокая цена
13. Системареализации: двухуровневый канал-
Производитель®Оптовый торговец®Розничный торговец
14. Структура службысбыта:
Коммерческийдиректор®Руководитель по сбытовым операциям®Торговый агент
15. Цены продаж:розничные и отпускные
1. Учетная карточка№2
1. Наименованиепредприятия: «Вега»
2. Юридическийадрес: г.Краматорск, ул.Социалистическая,4-128.
3. Количествосотрудников: 5 человек.
4. Формасобственности: частная.
5. Капитал: 3000грн.
6. Доля на рынке: 8%
7. Развитие деловойактивности: возможность расширения ассортимента, создание нового товара.
8. Основные целипредприятия: улучшить финансовое положение, при котором возможен устойчивыйрост.
9. Ассортимент:узкий
10. Вид рынка:местный.
11. Состояние НИР:отсутствует
12. Сильные сторонысоперника:
— низкие цены;
— уникальность;
— эстетичность;
Слабыестороны:
— типовое изготовление продукции;
— отсутствие сервисного обслуживания;
13. Системареализации:
Производитель®Потребитель
14. Структура службысбыта:
Коммерческийдиректор®Инженер-сбытовик
15. Цены продаж:розничные
16. Вид гарантийногообслуживания: отсутствует№ Показатели Плохо Средне Хорошо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Предлагаемый ассортимент продукции K Q ` 2. Адаптированность программы к различным каналам сбыта Q K ` 3. Уровень современности оборудования K Q ` 4. Возможность расширения производства ` K Q 5. Соответствие объемов производства и сбыта K Q ` 6. Готовность руководства к риску Q K ` 7. Потенциал патентов и лицензий
K
` Q 8. Надежность обеспечения сырьем K ` Q 9. Финансовые возможности фирмы ` K Q 10. Структура затрат на производство и реализацию
K
Q ` 11. Качество управления фирмой K Q ` 12. Имидж фирмы на рынке труда, капитала, сырья K ` Q 13. Стиль руководства на фирме K Q ` 14. Эффективность соц-эк политики Q K ` 15. Возможность самовыражения работников Q K `
— мое предприятие; Q — ООО «Ника»; K — ЧМП «Вега»
Всовременных условиях основным фактором успеха деятельности предприятия являетсяисследование конкурентов, которое позволяет определить конкурентоспособностьвсего предприятия. На основе анализа таблицы №2 выясним сильные и слабыестороны конкурентов.
1. Сильные:
- возможность расширение производства (конкретно для ООО «Ника»)обусловлена большими финансовыми возможностями;
- надежность обеспечения сырьем связана с долгосрочными договорами
- более широкие возможности в связи с привлечением капиталов партнеров
- имидж предприятия вызван длительностью существования самого предприятия
2. Слабые:
- потенциальная возможность конфликтов между партнерами
- несоответствие объемов производства и сбыта
- неподготовленность производства к риску
- высокие затраты на производство и реализацию
- низкое качество управления фирмой, невозможность самовыражения работников
Слабыестороны конкурентов являются преимуществом для моего предприятия. Главноепреимущество завоевания целевого рынка – организация высококачественногосервисного обслуживания. Главный недостаток – недоинвестирование, скромныефинансовые возможности.
Конкурентнаявозможность определяется совокупностью тех свойств, которые представляютнесомненный интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение потребности, атакже определяется внешними по отношению к товару факторами (сроки поставки,качество сервиса, реклама)
Следовательно,наиболее конкурентен не тот товар, за который просят минимальную цену, а тот укоторого минимальная цена потребления (расходы на покупку + расходы, связанныес потреблением, доставка, установка)
Значит,деятельность надо организовать таким образом:
1.Улучшитькачество
2.Определитьвозможные модификации путем повышения характеристик: долговечность, надежность.
3.Скидкис цены, сроки и объемы гарантий
4.Предоставлениекредита
5.Нахождениевозможных сфер применения
6.Воздействиена потребителя путем отсрочки платежа, гарантии возврата денег
7.Организациясервисного обслуживания
8.Повышение имиджа
/>
Анализсобственной ситуации.
Наданном этапе функционирования нашего предприятия ситуация сложилась такимобразом, что наши основные конкуренты начали активное завоевание нашего рынкасбыта. Поэтому нам необходимо, для того чтобы удержаться на рынке, получитькредит в банке под залог и поэтапно начать расширять производство:
1. арендовать помещение с последующим выкупом;
2. получить права на использование новой технологии и закупитьсоответствующее оборудование;
3. привлечь, заинтересовать и убедить в прибыльности нашего производстваспонсоров;
4. увеличить масштабы добычи сырья и улучшить качество его обработки;
наём рабочих на конкурсной основе.
Целипредприятия.
Стратегическиецели:
1. Заключениедоговоров с крупными финансовыми учреждениями на получение долгосрочныхинвестиций;
2. Расширениепроизводства, внедряя новые технологии и оборудование;
3. Закупкаальтернативного сырья;
4. Увеличениечисленности рабочих;
5. Увеличениедохода, за счёт увеличения объёма продаж и увеличения доли рынка на 15,7%.
Тактическиецели.
Основнымитактическими целями нашего предприятия являются:
~повышение уровня квалификации работников;
~обеспечение нормальных условий труда;
~ введениесдельно-прогрессивной системы оплаты труда.
Оперативныецели.
Вближайшее время дирекция нашего предприятия планирует максимально возможноповысить объём производимой и потребляемой продукции, для увеличениясобственной доли рынка.