Спонсорство в сферекультуры и искусства
спонсорство культура финансирование телевизионный
Здесьнаиболее перспективным является спонсорство конкретных телевизионных программ ипоказов художественных фильмов, покупка которых довольно дорого обходитсятелеканалам, поэтому они вынуждены обращаться к поддержке спонсоров, которые, всвою очередь, охотно вкладывают средства в предложенные проекты.
Например,торговая марка Nemiroff являетсяспонсором показа профессиональных боксерских поединков на одном из крупнейшихроссийских телеканалов.
Компания«Балтимор» занималась спонсированием кулинарной ТВ-передачи «Смак», атакже показа юмористической программы «Городок».
Спонсоромпоказа вечернего кино часто выступает ТМ Nescafe Gold, принадлежащая крупнейшему в мире концерну по производствупродуктов питания – компании Nestle. А торговая марка KitKat, принадлежащая этому же концерну, является спонсоромпоказа рейтингового российского сериала «Счастливы вместе». В последнее время такжеактивно спонсируются концертные мероприятия, тематические фестивали, премьерныепоказы фильмов в кинотеатрах страны.
Так,Сормовская кондитерская фабрика, входящая в крупнейший холдинг «Объединенныекондитеры», три года назад выступиласпонсором премьерного показа мультипликационного фильма «Шрэк-3» в одном изроссийских кинотеатров. Всем пришедшим на премьеру предлагалось принять участиев дегустации продукции кондитерской фабрики, а маленьких зрителей ждал сладкийподарок с фирменной символикой предприятия.
Пивнойбренд StellaArtois постоянно выступает в качестве главного спонсора такогопрестижного мирового события, как Каннский кинофестиваль. Вместе с тем незабывает и о менее масштабном мероприятии – фестивале студенческих фильмов вНью-Йорке.
Довольновыгодным делом является спонсорство рок-фестивалей. Традиционно здесь выступают пивоваренные компании, однакопостепенно эту сферу начинают захватывать производители иных видов продукции.Достаточно вспомнить «Нашествие-2009», где в качестве спонсора заявила себяторговая марка BIGBON.
ГазетаTimes опубликовала статью о Дарье Жуковой, подруге известного российского миллиардера.
«27-летняякрасавица стала ведущим меценатом в России» – отмечает газета. Жуковаорганизовала крупнейшую в российской истории выставку современного искусства всвоём арт-центре «Гараж», созданном в здании бывшего автобусного парка вМоскве. Посетителей этой огромной экспозиции, собравшей произведения 33художников и скульпторов со всего мира, встречает у входа гигантская скульптурапод названием «Очень голодный бог» индийца Субодхи Гупты, представляющая собойизображение черепа, составленного из тысяч предметов кухонной утвари. ДарьяЖукова надеется, что эта выставка станет стимулом для современных российскиххудожников. Хотя сама Жукова, дочь нефтяного олигарха Александра Жукова,достаточно богата, её меценатская деятельность явно опирается на поддержку еёпартнёра Романа Абрамовича, который вызвал сенсацию, заплатив 120 млн. долларовза полотна Люсьена Фрейда и Френсиса Бейкона, а также 26 млн. за пастель Дега.
PhillipMorris и искусство
Финансированиеобосновывается убежденностью, что такая политика является здравой для компании,что это полезное дело для общества, и что миссия PR и маркетинга – продолжатьданный проект, пока не найден лучший способ достижения прибылей.
Когдакомпания Philip Morris начинала спонсировать искусство, первым ее проектом былавыдающаяся для того времени выставка популярного и абстрактного искусства «Popand Op art», это произвело мало или даже никакого эффекта в обществе.
Носреди управленческой верхушки, действительно интересующейся искусством,передача средств была отмечена, и сегодня Philip Morris считается одним изнемногих наиболее влиятельных сторонников поддержки культуры в обществе.Программа также имела значение для маркетинговой политики компании и былаподдержана со стороны соответствующих должностных лиц фирмы, которые понимали,что она поможет в установлении престижной репутации не только компании, но иторговой марки.
C1958 года Philip Morris тесно сотрудничает с примерно тысячей культурныхорганизаций, движений, программ. Компания помогала как признанным культурныминститутам, так и новым и нетрадиционным видам искусства. После первой музейнойвыставки «Pop and OP», проведенной в 1965 году, компания спонсировала такиепримечательные выставки, как «Ватиканская коллекция: папство и искусство» –одна из веховых (их подарок Metropoliten museum of Arts – $3 миллиона был самымбольшим грантом, дававшимся когда-либо в искусстве); широко известная выставка «Искусствопримитивизма в XX-м веке» (1984) и выставка «Пикассо и Брак: изыскания кубизма»(1989) в Музее Современного Искусства, а также «Возраст Сулеймана Великого»,организованная Национальной Галереей Искусства в Вашингтоне. Компания Philip Morrisподдержала также множество афро-американских и других региональных выставокискусства в течении этих лет. В Нью-Йорке в мировой штаб-квартире компании напервом этаже расположен филиал музея Whitney Museum of American Art, которыйпроводит постоянные и передвижные выставки и тем самым культурно обогащаетсредний класс города.
Поддержка исполнительского искусства
PhilipMorris наравне с другими видами искусства поддерживает исполнительскоеискусство. Компания спонсировала балетную труппу Joffrey Ballet (с 1982 г.),получившей всемирное признание, авангардный фестиваль «Новая волна» («Next wave»),подготовленный Бруклинской Музыкальной Академией и обширные туры театра AlvinAiley Dance Theater, которые познакомили многие страны с настоящей американскойджаз- и блюз-музыкой. Philip Morris активно помогает театру The Dance Theaterof Harlem’s Open House Series, который представляет нетрадиционные культурныепрограммы жителям Харлема в Нью-Йорке. Финансовый фонд, названный «Театральныйпроект», обеспечивает оперативную поддержку театральных трупп всех категорий,по этой же модели были созданы три других фонда: Музыкальный проект,Танцевальный проект и Проект Исполнительских Центров.
В1989 году в честь своего пятидесятилетнего юбилея Philip Morris субсидировалаАмериканский балетный театр (American Ballet Theater) – $750.000. Это самыйбольшой подарок, сделанный когда-либо организации, занимающейся исполнительскимискусством. Сделав самый большой денежный вклад, который American BalletTheater когда-либо получал, компания приобрела дополнительную опору для своегопаблисити и маркетинговой политики.
Вдокладе «Philip Morris и искусство» – в 84-х страничном отчете о первых 25годах, компания описывает роль паблисити в расширении действенности достижений,приносимых спонсированием искусства.
Черезпечать и телевидение многие миллионы людей, которые не часто посещают выставкии представления, становятся участниками этих событий и разделяют общееудовольствие и наслаждение. Ведущие популярные журналы посвящают главные статьинашим выставкам. В их освещении соревнуются телевидение и радиовещание,сенсационные материалы служб информации, передовые статьи газет, специальныеотделы и приложения. Проект Fillip Morris – создание фильма об искусстве,расширяет воздействие этих программ на новые миллионы людей.
Собственные интересы компании
Прежнийпредседатель компании Philip Morris Джордж Вайсман (George Weissman)разъясняет: Вложения нашей компании в инновации действительно ведут нас кподдержке культуры как великого катализатора духовного состояния всего общества,включая его деловой сектор…
Необходимопояснить один момент. В основе нашей заинтересованности в искусстве лежитсобственная выгода. Здесь есть непосредственная и прагматическая прибыль,которую можно извлечь, в чем и есть сущность бизнеса, а также есть огромный рядвыгод для общества и страны. Они взаимосвязаны. Собственный интерес, одаряющийискусство, однозначно отвечает на вопрос, почему компании одерживают такуювескую поддержку и финансируют культуру.
Давайтеподробнее рассмотрим компанию Philip Morris и увидим как все это создавалось.
Вначале 1960-х мы были маленькой компанией с оборотом $300 миллионов в год,производящей обычные сигареты. В этой области работало всего шесть компаний имы были в самом трудном положении. Мы обратились к искусству, которое далоимпульс появлению новых идей и инновационных подходов. Важнейшее решениеподдерживать искусство не было обусловлено потребностями и состоянием культуры.Мы также не ставили цели соревноваться с другими компаниями. Мы просто поняли,что в современном бизнесе уже нельзя управлять старыми, проверенными временем,традиционными методами, если хочешь добиться успеха.
Посколькумы по существу представляем собой индустрию, и нашей компанией руководят творческиеличности, мы можем теперь сказать себе и людям, что мы открыты для новых идей,новых подходов. Когда компания Philip Morris обратилась к культуре, мы уделиливнимание прежде всего художественному искусству, и это заставило нас совершеннопо-другому взглянуть на все. Для нас искусство было неугомонным, постоянноищущим союзником, помогающим нам стать творческой организацией.
Искусство требует жертв
Вспонсировании культурных мероприятий есть свои подводные камни. Например, послучаю «зоолетия» Петербурга было привлечено немало спонсорских средств,но куда и на что пошла большая их часть, уже вряд ли выяснится. Как говорится, «канулив Лету». Даже самый многообещающий проект праздника – лазерное шоу ХироЯмагато – превратился в грандиозный провал. Спонсоры выбросили свои деньгив буквальном смысле на ветер. Поддержка художественных проектов тоже опасна:всегда есть риск провала спектакля или кинофильма.
Чтоже касается концертов, то здесь тоже все непросто. Во-первых, мероприятие всилу разных причин может не состояться. Артист отменил концерт по личнымсоображениям, или билеты продать не удалось – как бы там ни было, деньгиспонсору уже никто не вернет. Но даже если выступление состоялось, репутацияспонсора может оказаться «подмоченной». Например, исполнитель от души пел иплясал, но потом выяснилось, это был совсем не тот, за кого деньги плачены…Так, короли цыганской музыки Gipsy Kings уже несколько раз выступали вПетербурге. Знатоками было неоднократно подмечено, что на сцене выступал неосновной состав группы, а дублирующий. Хорошо еще, что широкому зрителю обычнонет дела до таких нюансов – но как раз те, кто особенно интересен спонсорам, атакже злопыхатели-конкуренты, могут оказаться в курсе.
Можновспомнить и злосчастную «Ночь музыки», которая неоднократно проводиласьпри поддержке одной крупной российской компании (эта спонсорская поддержка былашироко разрекламирована). Насладиться бесплатными концертами классическоймузыки удалось немногим счастливцам. Зато огромное количество народа побывало вгигантских давках, и потом еще долго «плевалось», вспоминая «музыкальную» ночьи спонсора.
Вывод: оцениватьспонсорские мероприятия на предмет эффективности нужно еще на начальном этапе,особенно, если спонсорская деятельность планируется как стратегическоенаправление.