--PAGE_BREAK--чашка
корова
Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами.
Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.
Чтение “Спринт”.
На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы.
При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.
Цель упражнения – тренировка в скорочтении.
Также применяла упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1– й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;
2– й раз – повторное прочтение без учителя;
3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов;
4– й раз – чтение в темпе разговорной речи;
5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Использовала зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.
На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.
По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках.
На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.
За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в обучении чтению.
Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.
Работа выполняется за 10 секунд.
У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:
Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.
Также проводили ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок, начинаю с пяти минут чтения.
Все читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.
Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие результаты.
В конце первого полугодия 1– го класса результат проверки техники чтения был таким: из 18 человек на “4” прочитал один, остальные на “5”. (Норма 15–24 слов в минуту, процент качества 100%).
В конце учебного года прочитали так: (норма 35–40 слов в минуту) на “4” прочитал один, на “3”– один ученик, остальные на “5”. (Процент качества 94%).
2–й класс, 1–е полугодие: (норма 40–50 слов в минуту) на “4” – двое, остальные на “5”. (Процент качества 100%).
3–й класс, 1–е полугодие: (норма 60–70 слов в минуту) на “ 4”– трое, на “3”–один, остальные на “5”. (процент качества 94%).
Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.
Влияние разнообразных видов работы
на отработку техники чтения
Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения волнует и всегда волновал меня и моих коллег.
Чтение — это важнейшее условие формирования мыслительной способности. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил:
«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга».
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Задача учителя — развить технику чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к чтению.
Работа по совершенствованию навыка чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова, как правило, выписываю на доске. Например: учебник «Капельки солнца», рассказ В. Драгунского «Друг детства» — спятил, приспичило, сподручнее, скрепился.
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» — спектакль, подмена, талант. Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» — корабельные снасти и т.д.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить на уроке 30 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе о какой беглости чтения можно говорить! Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, прежде всего нужно выявить факторы, мешающие быстрому чтению. При проверке техники чтения мною были выявлены такие факторы:
1. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3.
2. У детей 6-7 лет часто плохо развита память — это отражается на технике чтения, если предложение большое они забывают, о чем прочитали в самом начале.
3. Недостаточное использование явления антипации (смысловой догадки). У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идет не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперед и понимание осуществляется вместе с чтением.
Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует «фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить все, что изображено. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» дается команда «Фотографируем».
1. Найди лишнюю букву (фотографируем) а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к. она согласная).
2. Найди лишний слог:
бо, но, ко, ро, со, кы («кы», т.к. все остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).
3. Найди лишнее слово:
река
речка
ручей
ручка
ручеек слон
лев
мак
тигр
ягуар
В первом столбике слова — ручей, река, речка, ручеек — родственные слова. Значит лишнее слово — ручка.
Во втором столбике лишнее слово — мак, т.к. — слова лев, тигр, ягуар — животные, а мак — цветок.
4. Раздели слова на две группы:
а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.
I группа «Домашние животные».
II группа «Птицы».
б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.
I группа «Животные».
II «Овощи».
5. Читай быстро целыми словами «по кругу» столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом — зуб, дом — зуб — нос, ...
Лист
Книга
Учебник
Надень
Обложка
Страница Беги
Береги
Рисуй
Загибай
Вырывай
Только
6. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся; в саду, на яблоне, сливы и вишни, на юг, но не все, с воронами.
Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. Ученики считают про себя указывая цифры. У каждого ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 10 и 20 (I кл.) и от 1 до 25, 40 (II и III кл.).
3 21 17 1 2 6
8 15 20 25 26 7
5 9 4 29 10 12
30 18 11 13 14 23
24 27 19 28 22 16
По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении сидя или стоя. В работе с таблицами использую памятки.
Бб Гг Аа Да, Вв Юю
Её Жж Ее Ии Зз Яя
Кк Лл Йй Нн Мм Ээ
Пп Рр Оо Тт Сс Ыы
Фф Хх Уу Чч Цц Шш
Щщ Ъъ Ьь
Памятка
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение двух-трех следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы видят всю ее целиком.
Работая над текстом на уроках, я использую чтение-спринт. Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для себя скорости читают незнакомый текст, а после прочтения текста отвечают на вопросы.
Использую и другой метод: чтение со счетом. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.
Эти упражнения можно использовать на уроках русского языка, например находят в тексте словарные слова или слова на определенное правило.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается еще раз и идет обычная работа над выразительностью, пересказом.
Выполнение каждого из этих упражнений занимают 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой). Одновременно с работой над техникой чтения полезно развивать память, воображение, речь учащихся используя следующие упражнения:
1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память). Букварь «Воробышкина весна».
2. Игра «Синонимы» /«Антонимы» хорошо развивает как память, так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.
трусливый
крепкий
жесткий
острый мягкий
тупой
смелый
слабый
3. Каждый день заучивать:
а) четверостишья.
Э. Мошковская «Жара».
Сколько-сколько людей
сняли шапки перед ней!
Сняли теплые фуфайка,
теплые рейтузики,
и остались только майки...
Майки и трусики!
В. Берестов «Снегопад»
День настал,
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
б) Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное.
«Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари».
К. Паустовский.
«Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце».
Л. Толстой.
«Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».
М. Горький.
На каждом уроке использую такие приемы и методы.
1. Чтение за диктором.
2. Чтение в парах, групповое чтение.
3. Чтение с убыстрением темпа.
4. Чтение с отрывом взгляда от текста.
5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
6. Жужжащее чтение.
7. Чтение в темпе скороговорки.
8. Зрительные диктанты составленные мною из скороговорок.
Шла Саша по шоссе.
Добры бобры идут в боры.
Добр бобр до бобрят.
Дарья дарит Дине дыню.
Малина манила Марину и Милу.
У Кондрата куртка коротковата.
Наш Полкан попал в капкан.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Шесть мышат в камыше шуршат.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Сел сокол на гол ствол.
В нашей пуще чащи гуще.
Уже ужи в луже.
Купи кипу пик.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
На родительских собраниях и консультациях стараюсь убедить каждого родителя в том, что ежедневное чтение должно войти в привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо когда родители проявляют живой интерес к содержанию (пусть даже очень маленького по объему) рассказа, отрывка.
«Очень важно, — призываю я родителей, — быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Каждый день родители замеряют технику чтения. Записывают результаты в таблицу. Все дети и родители имеют памятки «Учись правильно работать с книгой».
Фамилия и имя Буя Алеша Неделя (месяц) 24-30 ноября 97 г.
Количество слов прочтенных за 1 минуту
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
24.11 25.11 26.11 27.11 28.11 29.11 30.11
39 слов 38 слов 41 слово 39 слов 40 слов 41 слово 40 слов
Чтение
Слоговое Слог + слово Целыми словами Выразительное Соблюдание знаков Осознание
— V — — + +
УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С КНИГОЙ.
1. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения (60-70 слов в минуту).
2. УЧИСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Выразительное чтение делится на два этапа:
A. Прочитай (рассказ, статью, стихотворение);
Б. Разбери произведение:
а) определи основную мысль произведения;
б) определи отдельные детали содержания и их смысловое значение;
в) чтение повтори.
С. Умей установить последовательность действий в рассказе.
Д. Внеклассное чтение:
а) умей записать данные о книге с титульного листа;
б) веди дневник прочитанных книг;
в) пользуйся рекомендательным списком учителя.
В качестве примера приведу фрагмент урока, где дети знакомились с отрывком из повести М. Коршунова «Дом в Черемушках», на котором были использованы приведенные выше упражнения.
Цель урока:
1. Познакомиться с творчеством М. Коршунова.
2. Упражнять в технике чтения.
I.1. Звуковая разминка
a о у ы и э
a и у о э
а) Прочитать на одном дыхании первую строчку.
б) Прочитать на вдохе первую строчку, на выдохе вторую строчку.
2. Упражнение «фотоглаз».
За отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем слово «горизонт».
аллея
береза
дорога
календарь
горизонт
интересный
богатство
правительство.
3. Словарная работа.
отрывок
бечевка
бесплодное сидение.
Первичное чтение.
1ч. Чтение-спринт, + одновременно ищем ответ на вопрос «Как появился кот на даче?»
2ч. Чтение со счетом слов, одновременно обдумывают слово «бесцеремонтность».
Зч. Чтение в паре по абзацам и обсуждение выражения «дерзко во весь рот зевнул».
4ч. Троекратное чтение.
1) глазами
2) шепотом
3) в темпе скороговорки.
II. Повторное чтение всего рассказа с буксиром. Обобщающие вопросы и задание.
III. Групповая работа (рассказы детей).
«Расскажите о характере и повадках Ушастика».
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание. Прочитать описание характера, внешнего вида, повадок Ушастика.
Закончить хочется словами: «Давайте читать. Читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Введение
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Данный дидактический материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров).
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.
Что же представляет собой этот процесс?
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого-то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т. е. достаточно автоматизироваться за то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл).
На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.
Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения).
Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, равносильно тому, чтобы заставить молодого атлета, поднимавшего штангу весом 70 кг, поднять сразу 100 кг. Поднять-то он её может и поднимет, но с каким напряжением, и какой при этом вред нанесёт своему организму!
В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» (А. Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.
Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп.
В 1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры.
Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, барабан, велосипед. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текстами, состоящими из слов 1-й и 2-й групп.
В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: ведро, доброта, пословица. В словосочетаниях, предложениях и текстах использованы слова 1-й, 2-й и 3-й групп.
Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется (см. таблицы на с. 6–7).
В начале столбика слов каждой новой структуры даётся образец деления слова на слоги. Первое слово, открывающее группу новой слоговой структуры, выделено жирным шрифтом, разделено на слоги как образец, и в нём поставлено ударение.
Остановимся на некоторых особенностях расположения слов одной слоговой структуры. Слова данной структуры (равно как и всех остальных) разделены на части речи (они отделены друг от друга звёздочками) и, кроме того, сгруппированы по месту ударения. Исследования психологов показывают, что ребёнок легче читает двусложное слово, если ударение падает на гласный первого слога. Такие слова и вынесены в начало, за ними следуют двусложные слова с ударением на гласном второго слога. Среди трёхсложных слов вынесены вперёд как наиболее лёгкие для чтения слова с ударением на гласном второго слога, затем с ударением на гласном первого слога, и в конце стоят слова с ударением на гласном третьего слога.
Формы работы с данным пособием рассмотрены в конце книги (см. с. 122–127).
Как работать с пособием
Прежде чем начать работу с материалом пособия, необходимо путём несложной диагностики определить для каждого ребенка «рубежную» группу слов. Для этого надо предложить ученику прочитать несколько любых предложений 1-й группы, затем — столько же предложений 2-й группы и так далее до того момента, пока в чтении ученика не появятся ошибки. Например, это будет в 4-й группе; значит, чтение слов данной группы и является тем рубежом, когда у ребёнка возникают трудности и появляется излишнее напряжение.
Определив «рубежную» группу, работу тем не менее следует начинать с чтения слов 1-й группы. Здесь материал для работы определяется в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Так, детям со значительными трудностями предлагаются слова самых первых столбиков: щи, ива. Другим детям можно начать со структуры слов типа баня, берёза, третьим — вареники. Чтение 2-й и последующих групп всегда начинается с самого первого столбика слов.
На работу с каждой «предрубежной» группой отводится 1–2 занятия. Они нужны для того, чтобы ребёнок почувствовал, что он может читать без ошибок и ощутимого напряжения, внушить ребёнку веру в собственные силы.
Начиная с «рубежной» группы слов количество занятий увеличивается. С каждой группой нужно работать до тех пор, пока не исчезнут ошибки и напряжение при чтении. Количество занятий определяется сугубо индивидуально в зависимости от успехов ребёнка. Так, на одну группу может понадобиться 7–10 занятий, а на другую — 3–4.
Иногда возникает ситуация, когда ошибки и напряжение у ребёнка не исчезли, а весь материал, представленный в данной группе, исчерпан, и ребёнок потерял к нему интерес. Тогда взрослый может самостоятельно составить карточки со словосочетаниями и предложениями, дополнять словосочетания до предложений и пр., используя слова из столбиков той группы, с которой работает ребёнок, и ранее отработанных групп.
Обязательным методическим требованием к работе с пособием является постепенное движение от группы к группе. Не рекомендуется перешагивать через какую-либо группу, структурную подгруппу или менять их местами.
продолжение
--PAGE_BREAK--