Содержание
Введение. 2
Глава 1. Обзор литературы… 4
1.1Российский и европейский рынок иструктура потребления мыла. 4
1.2Ассортимент мыла. 7
1.3Факторы, влияющие на качество мыла. 9
Глава 2. Практическая часть наматериале предприятия ПБОЮЛ «Виноградова» (г. Хабаровск) 17
2.1Товароведная характеристика мыла на базе ПБОЮЛ «Виноградова». 17
2.2Характеристика ассортимента торговой сети ПБОЮЛ «Виноградова». 27
2.3Анализ структуры ассортимента ПБОЮЛ«Виноградова». 37
Выводы и предложения. 51
Список использованных источников. 53
Приложение 1. 53
Приложение 2. 54
Приложение 3. 55
Приложение 4. 56
Приложение 5. 57
Введение
Мыло туалетное – продукт, состоящий из натриевых солей натуральных исинтетических жирных кислот, с добавлением красителей, отбеливающих,антисептических и смягчающих веществ, отдушек и других компонентов, улучшающихпотребительские свойства мыла. Мыло относится к группе парфюмерно-косметическихтоваров [1, с. 89].
В последнее десятилетие в нашей стране очень сильно возросло потреблениепарфюмерно-косметических товаров. На российском рынке постоянно появляютсяновые товары, как российские, так и зарубежные.
Российский рынок парфюмерно-косметических товаров очень быстро растет иразвивается, его ежегодный рост составляет 15-20%, что намного превышаетсреднегодовой рост по странам Европы – 2-3%. Поэтому российский рынок являетсяочень привлекательным для иностранных компаний. В связи с этим иностранныепроизводители стремятся занять свою нишу на нашем рынке, наполняя его всеновыми товарами.
Сейчас российский потребитель стал более искушенным при выборе товаровдля личного потребления. С ростом средней заработной платы покупатели сталиболее требовательны к качеству товаров и более лояльны к цене такого товара,как мыло, которое само по себе не является дорогостоящим товаром.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что мыло является предметомпервой необходимости для человека. Из всей группы парфюмерно-косметическихтоваров только, пожалуй, мыло (вместе с шампунями и зубными пастами)используется потребителями ежедневно, причем по несколько раз, в отличие от,например, духов или туалетной воды, которыми пользуются далеко не все. Без мылане может сейчас обойтись ни один цивилизованный человек.
К сожалению, в настоящее время в учебной литературе встречается оченьмало упоминаний о мыле. В большинстве случаев учебные пособия по товароведениюпарфюмерно-косметических товаров большее внимание обращают на парфюмернуюпродукцию (духи, туалетные воды и т.д.) и на кремы, гели, молочко и т.д., мыложе не упоминается совсем – настоящая же курсовая работа является скромнойпопыткой восполнить этот пробел.
В данной работе ставились следующие цели:
— изучить состояние рынка мыла в России и за рубежом;
— проанализировать факторы, влияющие на качество мыла;
— изучить классификацию и ассортимент мыла;
— проанализировать структуру ассортимента ряда производителей;
— провести оценку качества мыла по органолептическим свойствам.
Глава 1. Обзор литературы 1.1Российский и европейский рынок и структура потребления мыла
Российскийрынок парфюмерии и косметики является одним из крупных в мире [2, с. 19]
Суммарныйобъем мирового парфюмерно-косметического рынка в 2004 году составил 202 млрд.$, объем европейского рынка — 58,1 млрд. евро.
Самыйбольшой по объемам потребления сегмент рынка Европы – средства ухода заволосами (32%), далее следуют косметические продукты ухода за лицом и телом(26%), затем – парфюмерия (рис. 1). На средства личной гигиены, к которымотносится также и мыло, приходится 8% покупательского спроса [14].
/>
Рис. 1.Сегменты парфюмерно-косметического рынка Европы
По мнению специалистов, в России от 50 до 70% национального рынка парфюмериии косметики занимают продукты крупных международных производителей. Что жекасается рынка мыла, здесь немного другая статистика. Большинство нашихпокупателей при выборе туалетного мыла явное предпочтение отдает отечественнойпродукции: цены на нее заметно ниже, чем на импортную, а кроме того, осталосьдоверие к качеству российского мыла. Видовой ассортимент российской продукциидовольно широк и рассчитан на разные возможности покупателей — от самых дешевыхсортов мыла типа «Цветочного» до более дорогих и качественных видов. К тому же,ассортимент отечественных производителей туалетного мыла регулярно обновляется.
В июне-августе 1998 г. было опрошено более 17.400 респондентов в возрастеот 10 лет и старше, в 42 областных центрах России. Опрос был проведен на тему:«Потребление предметов гигиены за июнь-август 1998 г.» Общее количество респондентов принято за 100%. Из них пользовались: импортным туалетныммылом 72,84%; отечественным туалетным мылом 73,94% (Сумма выше 100% означает,что у части респондентов присутствовало одновременно и отечественное, иимпортное туалетное мыло). [14]
В 2002 г. производство туалетного мыла отечественными предприятиямивыросло по сравнению с 2001 годом: в целом по России объемы производстваувеличились на 2,5%, а выпуск продукции в натуральном выражении составил 102,3тысячи тонн [14].
Производство сосредоточено главным образом в Приволжском, Центральном иСеверо-Западном Федеральных округах, в которых выпускается примерно 83%отечественного туалетного мыла. Туалетное мыло выпускается только в 12 регионах России, причем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке оно практически непроизводится. Самыми крупными регионами — производителями туалетного мылаявляются г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, г.Москва, Омская, Нижегородская, Свердловская области [10].
За последние несколько лет на рынке туалетного мыла произошли большиеизменения. В результате кризиса 1998 года большие шансы получили российскиепроизводители. И результат не заставил себя долго ждать. Если 7 лет назадимпортная продукция занимала 70-80% российского рынка, то сейчас – 40%.
В последние два года сформировалась тенденция наращивания объемов импортных поставок туалетного мыла. В 2000 г. прирост объемов составил более 35%, а в 2002 г. — более 19%. В 2002 г. по импорту было ввезено 37 754 т туалетного мыла. При этом подавляющая часть поставок осуществлялась из стран дальнего зарубежья — более 96% от общероссийского импорта туалетного мыла. В 2002 г. импортные поставки в Россию туалетного мыла осуществлялись более чем из 40 стран. В первую пятерку стран — поставщиков входили Турция, Германия, Франция, Польша и Литва. Основной объем ввозимого в Российскую Федерацию туалетного мыла приходится на Турцию (примерно 74%), где находятся производственные мощности таких известных фирм, как Colgate-Palmolive, Johnson &Johnson, Turk Henkel Kimya, Level-Elida и др., которые производят наиболее известные бренды мыла: Fom, Haci Sakir, Lux, Palmolive, Duru, Fax, Fa, Protex, Dave, Reward, Elva, Activex [6, с. 90].
Динамика изменения средних импортных контрактных цен на туалетное мылотакова: в 1998 г. средняя контрактная цена на импортную продукцию составляла829,5 $/тонну, в 1999 г. — примерно 310 $/тонну (за счет увеличения поставокдешевой продукции), в 2000 г. она выросла до 408, а в 2002 г. — до 505 $/тонну. Самая дешевая продукция поступает в Россию из Индии и Турции по цене 200 и247 $/тонну соответственно. Экспорт туалетного мыла из России имеет тенденцию кросту. За 2002 г. экспорт составил 9405 т, или на 24,6% больше объема 2001 г. Большинство поставок традиционно осуществляется в страны ближнего зарубежья. Их доля в 2002 г. составила более 88% от общего объема экспорта. Вместе с тем, в 2002 г. отечественное мыло вывозилось более чем в 25 стран. Основная доля экспортных поставоктуалетного мыла осуществлялась в Казахстан, куда было направлено почти 56% отобщероссийского объема экспорта туалетного мыла. Другими крупными странами –импортёрами российского туалетного мыла являются Узбекистан, Литва, Украина,Азербайджан [12]./> 1.2 Ассортимент мыла
В переводе с французского toilette означает «чистка» или «приведение в порядок».Поэтому туалетное мыло вполне оправдывает свое название, включая в себякомпоненты, которые приводят в порядок вашу кожу. Экстракты лекарственныхрастений предохраняют ее от различных повреждений и помогают всегда сохранятьздоровый вид.
Кроме того, что туалетное мыло является самым распространеннымкосметическим средством, оно также обладает массой полезных свойств: смягчаеткожу, оберегая ее от пересушивания, улучшает обменные процессы и снимаетраздражение.
Туалетное мыло защищает от микробов, снимает начавшееся воспаление и предотвращаетпроявления аллергии [11].
Туалетное мыло выпускают твердое, жидкое и порошкообразное. По назначениюмыло бывает обычное и специальное.
Обычное мыло может быть с цветочной («Земляничное», «Сирень», «Гвоздика»)и с фантазийной («Косметическое», «Подарочное», «Консул», «Люкс» и др.)отдушкой [4, с. 133].
По содержанию жирных кислот мыло выпускают 74, 78, 80 %-ое. Процентсодержания жирных кислот определяет качество мыла.
Специальное мыло содержит добавки различного назначения. В мыло «Лесное»введен хвойно-хлорофилло-каротиновый экстракт. Это мыло рекомендуется для сухойкожи, склонной к раздражению. Мыло «Сульсеновое» содержит 2,5% сульсена,рекомендуется для укрепления волос и уничтожения зуда и перхоти. Мыло «Гаяне»содержит натуральную краску – хну.
По форме куска мыло выпускают круглое, овальное, прямоугольное, фигурное.Масса куска – от 20 до 200 г. Упаковывают мыло в бумажную или целлофановуюобертку, в картонные футляры, в коробки набором по 3-5 штук; выпускают его ибез упаковки. Маркировочные данные проставляют на куске (если мыло безобертки), на обертке, коробке, футляре [3, с. 89].
Согласно ГОСТ 28546-02 «Мыло туалетное твердое» ОТУ, по основнымпотребительским свойствам отечественное мыло делится на:
— нейтральное;
— экстра;
— детское;
— ординарное.
Согласно же ГОСТ 28546-90, отечественное туалетное мыло по качествуподразделяется на четыре группы: «Экстра», детское, 1 и 2 группы. К каждойгруппе предъявляются различные требования [1].
Показатели качества для различных групп
— Качественное число (массовая доля жирных кислот на 100 г):
Экстра: не менее 78
Детское, 1-я и 2-я группы: не менее 74
— Масса содопродуктов в пересчёте на Na2O, не более:
Экстра и детское: 0,20
1-я группа: 0,22
2-я группа: 0,25
— Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла:
36 – 41 градус для всех групп.
— Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли), не более:
Экстра и детское: 0,40%
1-я группа: 0,50%
2-я группа: 0,70% [1].
Внастоящее время ассортимент мыла огромен. Существует большое количествопредприятий, выпускающих мыло. Причем в большинстве эти предприятия занимаютсяне только производством мыла, но также и производством других товаров (средствапо уходу за кожей лица, волосами и т.п.). И каждое предприятие стараетсяразнообразить ассортимент выпускаемого мыла, сделать его отличным от товаровдругих фирм. Поэтому ассортимент мыла различных предприятий зачастую оченьсильно отличается друг от друга. /> 1.3 Факторы, влияющиена качество мыла
1. Сырье. Туалетное мыло получают из натуральных жиров и синтетическихжирных кислот. Для придания белизны, улучшения моющих свойств мыла в их составвводят титановые белила, силикат натрия. Для смягчения кожи и образования пеныдобавляют спермацет и ланолин.
Жирные кислоты, выделяются из смеси животных и растительных жиров, так называемый «жировой набор», который представляет собой основную часть рецептуры мыла. Он составляется с учетом получения мыла с определенными физико-химическими и потребительскими свойствами из следующих жиров и масел: животный жир пищевой, животный жир технический, пальмовый стеарин, кокосовое масло, пальмоядровое масло, синтетические жирные кислоты, гидрогенизированный твердый жир (саломас).
2. Процесс производства.
Технология производства туалетного мыла представляет собой ряд сложных физико-химических процессов, механическую обработку и состоит из следующих стадий: подготовка жирового сырья, варка мыла, высаливание мыльного клея, обработка мыла.
Подготовленное сырье подвергают варке. Под действием температуры жиры разлагаются на жирные кислоты и глицерин. Жирные кислоты вступают в химическое взаимодействие со щелочью, в результате образуется соль жирной кислоты – мыло. В котле вместе с мылом находятся вода, глицерин, непрореагировавшие жирные кислоты и щелочи, которые образуют мыльный клей. Высококачественное твердое мыло получают высаливанием поваренной солью. На поверхность всплывает мыльное ядро, которое сушат, измельчают и смешивают с отдушкой и красителями. Полученную массу тщательно перетирают и перемешивают. Затем прессуют в бруски, которые разрезают на куски, штампуют для придания окончательной формы и наносят маркировку.
При приготовлении мыла могут быть использованы несколько способов:
1).Горячий способ. В качестве основы для туалетных мыл берется сальноемыло, приготовленное с содовым щелоком, или приготовленное особо, со свинымжиром в соединении с кокосовым маслом. Кокосовое масло должно быть самоговысшего качества, а свиной жир исключительно свежий и хорошо очищенный.
Очисткажира производится следующим образом: свежий жир несколько раз промывают вхолодной воде, разрезают его на кусочки и кладут в мешок, который подвешивают вкотел с водой и кипятят. Когда вода закипит и сало распустится, его слегкаотжимают, причем большая часть клетчатки остается в мешке вместе с мусором,мешок вынимают. По прошествии некоторого времени кипячение приостанавливают идают жиру всплыть на поверхность. Образующуюся накипь тщательно снимают,процеживают через полотно в чистый чан и дают затвердеть.
Такимобразом приготовленный жир может храниться без изменения в прохладном местедолгое время. Сама варка мыла производится обычным способом, производителиследят, чтобы полученное мыло было нейтральным, т.е. чтобы в нем не былоизбытка щелочей. С этой целью его несколько раз отсаливают и затем сновакипятят. После последней отсолки кипячение продолжают до тех пор, пока проба неокажется вполне удовлетворительной, т.е. при сдавливании массы между пальцамидолжны получаться твердые пластинки, которые не должны ломаться.
Длятого чтобы иметь совершенно чистое мыло, его размешивают шестом, снимают пену ивливают в формы, пока оно прозрачно. Мыльная масса, оставшаяся на дне котла,будет менее прозрачна и чиста, а потому ей надо дать затвердеть отдельно.
2).Холодный способ. Приготовление туалетных мыл холодным способом посредствомразмешивания отличается многими достоинствами, которые главным образом сводятсяк тому, что здесь окраска и парфюмировка производятся одновременно, составляякак бы одну операцию, после чего остается только затвердевшую мыльную массуразрезать и сформовать.
Дляприготовления мыла холодным способом берут кокосовое масло, предварительноочищенное от случайной грязи, и омыляют его крепким натровым щелоком при низкойтемпературе и постоянном размешивании. Для того чтобы полученное мыло былонейтральным, делают несколько предварительных проб и точно определютколичественное соотношение жира и щелочи.
Когдапроцесс омыления доходит до того состояния, что содержимое котла превратится воднородную и трудно размешиваемую массу, тогда к ней добавляют красящие ипарфюмирующие вещества, которые после продолжительного размешивания равномернораспределяются по всей массе.
3).Переплавка. Приготовление туалетных мыл переплавкой производитсяследующим образом: обыкновенное ядровое мыло разрезают на куски и бросают вкотел, вставленный в другой котел с кипящей водой (водяная баня). К мылувливают столько воды, чтобы взятая проба имела хорошую консистенцию, после чегомыло разливают в формы и смешивают с красящими и парфюмирующими веществами.
Количестводобавляемой воды, наливаемой для переплавки, зависит от свойства мыла: длятвердого сильного мыла берут больше воды, чем когда в дело идут другие сорта,содержащие и без того много воды. Если взятое для переплавки мыло сильнозагрязнено, то его необходимо расплавить с большим количеством воды (50-60%), азатем отсалить и уварить.
4).Строгание.Приготовление туалетного мыла строганием производится следующим образом:ядровое мыло обращают в стружки при помощи особого станка, собирают вдеревянное корыто, смешивают с красящими и пахучими веществами и затем намесильном станке превращают в однородную массу. Станок состоит изгоризонтального цилиндрического барабана, на окружности которого находятся 4-8ножей. Над барабаном, приводимым во вращательное движение, находится наклоннаяплоскость, на которую кладут пласты мыла для строгания. Мыло собственным весомнажимает на барабан, ножи которого беспрерывно срезают стружки с мыльногопласта. Ножи установлены под значительным уклоном и потому могут срезатьстружки толщиной в писчую бумагу.
Окраскатуалетных мыл.Красящие вещества, употребляемые для подкраски туалетныхмыл, могут быть различными. Главные условия, которым они должны удовлетворять:быть достаточно прочными, хорошо смешиваться с мылом и не оказывать вредноговлияния на кожу.
Такиекраски могут быть разделены на две группы: растворимые и нерастворимые. Первыезаслуживают предпочтение потому, что не оставляют после себя нерастворимыйпорошкообразный осадок; кроме того, растворимые краски распределяются в мылелегче и равномернее нерастворимых.
Красныйцвет.Для прозрачных мыл — алканин, фуксин, эозин. Для непрозрачных — киноварь,сурик.
Желтыйцвет.Дляпрозрачных мыл — экстракт куркумы и пикриновая кислота. Для непрозрачных — хромовая желтая краска.
Оранжевыйцветсоставляется из смеси красных и желтых красящих веществ.
Зеленыйцвет.Для прозрачного мыла — зеленый анилин или же смесь индиго-кармина и пикриновойкислоты. Для непрозрачных — хромовая зеленая краска.
Фиолетовыйцветсоставляется из метилфиолета или из смеси красной краски и индиго-кармина.
Коричневыйцвет — из светлой или темной коричневой анилиновой краски или жженого сахара.
Чтокасается самой окраски мыл, то она производится следующим образом: растворыкрасок в воде или в спирте подливают к мыльным стружкам, которые затемпоступают в месильную машину и там превращаются в однородно окрашенную массу.
Нерастворимыекраски применяются в виде тонкого порошка, которым посыпают стружки,поступающие в ящик строгальной машины. Затем на обсыпанные стружки накладываютновый слой стружек, которые вновь посыпаются краской и т.д. Когда мыло таким образомподготовлено, стружки размешивают и пропускают через месильную машину дляполучения однородно окрашенной массы.
Мраморированиетуалетных мыл.Производится с целью придать им вид пятнистого илижилистого мрамора.
Дляэтого наливают жидкое мыло в форму до известной высоты, обсыпают поверхностькрасящим порошком или обливают раствором краски, затем наливают новый слоймыла, эту операцию производят до тех пор, пока форма не наполнится. В мыльнуюмассу опускают деревянную лопаточку, которой и помешивают, двигая еепараллельно стенкам формы.
Еслиже хотят получить волнистую мраморировку, то двигают лопаточкой по кривым илиспиральным линиям. Для пестрой мраморировки употребляются различные краски.
Парфюмированиетуалетных мыл. Наряду с первоклассной совершенно нейтральной мыльной основой(ядровое мыло) при изготовяении туалетных мыл особенно большую роль играетпарфюмирование.
Делов том, что отдушка не только должна быть очень приятной, но и должна долгосохранять свой запах и даже, по возможности, должна улучшаться при лежании исушке мыла.
Туалетныемыла делят обычно на такие, которые изготовляются горячим способом, холоднымспособом, переплавкой, строганием.
Поэтомупри парфюмировании решают три вопроса: во-первых, при какой температуре должнобыть парфюмировано мыло; во-вторых, каково влияние щелочей на применяемыепахучие вещества; в-третьих, хорошо ли сохраняются в щелочах данные пахучиевещества. На решении этих трех кардинальных вопросов основывается все искусствоумелого парфюмирования туалетных мыл. Туалетные мыла, изготовляемые горячимспособом или путем переплавки, относятся в большинстве к дешевым сортам.Тратить много на их парфюмирование нельзя, чтобы мыла эти не обошлись слишкомдорого.
Поэтомудля парфюмирования таких сортов мыл выбирают только дешевые пахучие вещества,но имеющие тем не менее возможно более сильный запах, так как именно при этихсортах мыл часто требуется перебить какой-нибудь нежелательный постороннийзапах. Для этой цели главным образом употребляют мирбановое масло, сафроль,цитронелловое масло, искусственное горько-миндальное масло.
Длявторой категории туалетных мыл, изготовляемых холодным способом, то есть дляхороших сортов кокосовых мыл, можно употреблять пахучие вещества более высокогокачества и выбор среди них более широкий. Хотя кокосовые мыла, к которымотносятся также миндальные мыла, в последнее время оттеснены на задний планстроганными мылами, однако хорошие и чистые кокосовые мыла покупаются оченьхорошо, особенно в местностях, где вода известковая, так как строганные мылаплохо мылятся.
Кокосовыемыла парфюмируют с помощью многочисленных естественных и искусственных пахучихвеществ.
Изпахучих веществ используют анисовый алдехит, имеющий очень нежный запах;борнилацетат, который хорош в кокосовых мылах; цитронелловое масло, котороеособенно хорошо подходит для медовых мыл, кумарин, эугеноль и геранилацетат,неролин, а в особенности терпинеол, коричный алдехит. Классическая рецептура мылавключает 75-85% животного жира и 15-25% кокосового масла. В связи с нехваткой идороговизной животных жиров многие производители мыла часть животного жиразаменяют более дешевыми заменителями: пальмовым стеарином, пальмовым маслом,саломасом.
В зависимости от принятой технологии, цен на жировое сырье соотношение животных жиров и масел, входящих в «жировой набор», может значительно колебаться, при этом доля кокосового или пальмоядрового масла, как правило, составляет 15-25% от жирового набора. Расход жирового сырья для производства 1 тонны мыла составляет примерно 800 кг.
Следует отметить, что основное сырье (животный жир, пальмовое масло, пальмовый стеарин, кокосовое масло, пальмоядровое масло) для производства мыла является биржевым товаром.
Кроме жирового сырья в производстве мыла используется вспомогательное сырье — содопродукты, а для придания определенных потребительских свойств и косметического эффекта различные добавки:
— отбеливающие вещества;
— антиоксиданты;
— пластификаторы;
— пережиривающие и косметические добавки, отдушки (парфюмерные композиции);
— красители.
Содержание красителей, пережиривающих и косметических добавок колеблется в пределах 3% на тонну готового продукта.
Основными факторами, влияющими на стоимость мыла, являются стоимость сырья, из которого изготавливается мыло, и технологические затраты. Это составляет примерно 65-70% от стоимости готового мыла [2, с 78].
5). Упаковка и маркировка.
При маркировке указывают наименование мыла, товарный знакпредприятия-изготовителя, массу куска, номер ГОСТ. Упаковывают мыло в бумажнуюили целлофановую обертку, в картонные футляры, в коробки набором по 3-5 штук;выпускают его также и без упаковки.
6). Транспортирование и хранение.
Мыло транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правиламиперевозок грузов. Хранят мыло в упаковке производителя при температуре не ниже0оС и не выше 25оС в крытых помещениях.
/>Глава 2. Практическаячасть на материале предприятия ПБОЮЛ «Виноградова» (г. Хабаровск) 2.1Товароведная характеристика мыла на базе ПБОЮЛ «Виноградова»
Магазин предприятия ПБОЮЛ «Виноградова» представляет собой минимаркет сассортиментом бытовой химии, парфюмерных и косметических товаров.
Доли торговой площади групп товаров в магазинеследующие:
— Бытовая химия – 60%;
— Парфюмерные икосметические товары – 40%.
В приложении 1 приведен полный прайс-лист товаров,реализуемых в ПБОЮЛ «Виноградова» в период с 1 января 2005 года по сей день.
По месту расположения магазин ПБОЮЛ «Виноградова»относится к встроенным магазинам, расположенным на первых этажах жилых зданий.Такое расположение магазина имеет следующие преимущества: во-первых, онмаксимально приближен к покупателю, а во-вторых, он не требует значительныхинвестиций в строительство отдельно стоящих зданий.
Однако, преимущества не исключают недостатков, которыхбольше: вытянутая, довольно нерациональная планировка, торговый зал имеетчастую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организациитехнологического процесса, затрудняют погрузо-разгрузочные работы. Кроме того,часто жители дома жалуются на захламление двора дома пустой тарой, мусором, напостоянный шум автомашин, прибывающих с грузом. Пятиэтажное здание, в которомрасполагается магазин ПБОЮЛ «Виноградова», построено из кирпича. Перед зданиемимеется место для парковки автомобилей.
Организационную структуру предприятия можно представитьв виде следующей схемы (рис. 2):
/>/>/>/>Директор
/>Бухгалтер Зав. отделами бытовой химии и парфюм.-косм. товаров
/>/>/>/>/>
Водитель-экспедитор,
Грузчики Продавец-кассир Продавец–кассир
/>/>/>Продавец Уборщица
Рис. 2. Оргструктура предприятия ПБОЮЛ «Виноградова»
Планировочная структура магазина ПБОЮЛ «Виноградова»определена системой движения товаров и выглядит следующим образом (рис. 3).
/>
Рис. 3. Функциональная взаимосвязь помещений магазинаПБОЮЛ «Виноградова»
Таким образом, магазин имеет все помещения, необходимыедля осуществления торговой деятельности, а именно:
· торговый зал;
· помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
· подсобные помещения;
· технические помещения;
· проходы, проезды (площадь связи);
· административное помещение.
Дадим общую характеристику используемым в организации складам.
В ПБОЮЛ «Виноградова» все склады выполняют следующие основные функции:
- временное размещение и хранение продукции;
- преобразование материальных потоков;
- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
На рисунке 4 представлена принципиальная схема складов в ПБОЮЛ «Виноградова»
/>
Рис. 4. Принципиальная схема используемых в ПБОЮЛ «Виноградова»складов
Как видно из рисунка 4 наиболее важным местом на складеявляется основная зона, где непосредственно хранятся все товары. На участке разгрузкипроизводится разгрузка доставляемой продукции. А в зоне комплектованияпроизводится комплектование материалов для передачи покупателю.
Основные логистические операции, выполняемые с товарами на складахорганизации отражены на рисунке 5 (приложение 2). Как видно, из рисунка 5, научастке разгрузки организации происходит приемка и разгрузка товаров споследующим перемещением материалов в зону хранения и отборки. По истечениисрока хранения материалов на складе на участке комплектации они комплектуются ипередаются на отправочную экспедицию с последующим поступлением на участокпогрузки материалов.
На рисунке 6 (приложение 3) отображена принципиальная схема складскоготехнологического процесса в ПБОЮЛ «Виноградова».
Как видно из рисунка 6, материалы на склады в ПБОЮЛ «Виноградова»поступают различными видами транспорта. При наличии железнодорожного транспортаи подъездных путей материалы могут поступать в вагонах и контейнерах.Значительная их часть завозится на склады автотранспортными средствами.
На рисунке 7 (приложение 4) изображена схема движения документов наскладе при отпуске товаров в производство или на сторону в ПБОЮЛ «Виноградова».Как видно из рисунка 7, основным структурными единицами, принимающими участие вэтом процессе являются покупатель, товаровед- реализатор, экономист по ценам,оператор, директор или главный бухгалтер, а также бухгалтер, зав. складом, зав.экспедицией, шофер. Все эти люди тесно взаимосвязаны между собой в процесседвижения товаров на складе.
На рисунке 8 ( приложение 5) изображена схема движения документов наскладе при приемке товаров на склад в ПБОЮЛ «Виноградова».
Как видно из рисунка 8, основными штатными единицами, задействованными впроцессе приемки товаров на склад являются бухгалтер, товаровед, экономист поценам и зав. складом.
Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматриваетразгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, расфасовку иприемку их по количеству и качеству.
Рассмотрим некоторые характеристики склада в ПБОЮЛ «Виноградова» болееподробно.
Склад ПБОЮЛ «Виноградова» представляет собой отдельное помещение изкирпича, внутри которого создаются специальные условия для хранения товаров,предназначенных для отпуска их на сторону.
Внутри склад организации отделан специальным материалом, предназначеннымдля поддержания необходимой температуры и влажности внутри склада. Кровля — шиферная.
Таким образом, в целом, склад ПБОЮЛ «Виноградова» является изолированным,отдельно стоящим крытым помещением.
Внутри склада поддерживается наиболее оптимальная температура ивлажность, которая время от времени регулируется специально разработанной ипостроенной системой воздухоотведения и установленным кондиционером.
Оптимальная температура, поддерживаемая на складе организации равна
24 0С, оптимальная поддерживаемая влажность равна 45%. Такиеусловия наиболее благоприятны для хранения товаров.
На складе нет оконных проемов для уменьшения количества поступающегосвета, который может оказаться губительным для ряда продукции и привести кпорче товаров.
Внутри склада используются специальные стеллажи, предназначенные дляхранения на них товаров, хранимых на стеллажах.
Количество стеллажей составляет 45 штук, расставлены по периметру складаи в центре на тех площадях, где хранятся материалы в виде стеллажей. Высотастеллажа 4,5 м, его ширина 3,5 м.
Таким образом, ПБОЮЛ «Виноградова» имеет склады, предназначенные для размещенияпоступающих товаров, их хранения, комплектации и реализации.
В приложении к настоящей работе приведен прайс-лист товаров,классифицированный по производителям.
Исследуемый в настоящей работе товар – мыло – в магазине предприятияПБОЮЛ «Виноградова» реализуется в отделе продажи парфюмерно-косметическихтоваров.
В процессе реализации и продажи товаров в магазине осуществляется ряд услуг.
Таблица 1
Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе продажи товаровНомер услуги Время, необходимое для оказания услуги, чел / ч Информирование клиентов и бесплатные консультации по товарам и их доставке 0,5 Бесплатная доставка при больших объемах закупки 2 Возможность быстрой корректировки заказов клиентов 1 Возможность поставки в удобном для клиента месте 4 Скидки и бонусы для частых клиентов 2 Бесплатный ремонт 2 Обмен товара ненадлежащего качества 4
Показатель уровня обслуживания можно определить по формуле:
/>, (1)
где N- количество услуг, которое теоретическиможет быть оказано
n- фактическое количество оказываемых услуг
ti- время на выполнение услуги
/>
Таким образом, уровень логистического сервиса в организации ПБОЮЛ«Виноградова» оценивается на высоком уровне. Это дает предприятиюдополнительные преимущества среди остальных конкурентов и выступает немаловажнымфактором конкурентоспособности.
При осуществлении транспортного сервиса как необходимой «принадлежности»логистики должен быть выполнен ее основополагающий принцип – высокийэкономический эффект. Реализация этого принципа достигается высоким качествомобслуживания.
К ключевым параметрам качества обслуживания потребителей в ПБОЮЛ«Виноградова» относятся показатели в таблице 2
Таблица 2
Основные показатели логистического сервиса предприятия ПБОЮЛ «Виноградова»и их сравнение с нормой№ п\п Наименование показателя Значение на предприятии Норма Выводы 1 Время от получения заказа до доставки 1,5 2 время выполнения заказа меньше нормы 2 Надежность и возможность доставки по требованию 98% 75% соответствие и даже превышение нормы, положительная тенденция 3 Стабильность снабжения 100% 90% соответствие и даже превышение нормы, положительная тенденция 4 полнота и степень доступности выполнения заказа 85% 85% соответствие норме 5 удобство размещения и выполнения заказа 5 баллов 5 баллов максимально 6 Объективность цен и регулярность информации о затратах цены соответствуют рыночным цены соответствуют рыночным соответствие норме 7 предложения о возможности предоставления кредита есть есть соответствие норме 8 эффективность технологии грузопереработки на складе 89% 80% соответствие и даже превышение нормы, положительная тенденция 9 качество упаковки лучшее лучшее соответствие норме 10 надежность и гибкость поставки 5 баллов 5 баллов максимально 11 возможность выбора способа доставки есть есть соответствие норме
Таким образом, согласно данным таблицы 2 можно сделать вывод, что всепоказатели логистического сервиса на предприятии ПБОЮЛ «Виноградова»соответствуют норме и в итоге характеризуют уровень логистического сервиса какнаиболее эффективный, что дает организации ряд конкурентных преимуществ иобеспечивает конкурентоспособность.
Сегментация потребительского рынка осуществляется по признаку спецификипотребления услуг и выполняется совместно плановой службой предприятия.
Перечень наиболее значимых услуг также формируется с участием службы сшироким привлечением клиентов внутри отдельных сегментов. В результате в ПБОЮЛ«Виноградова» формируется список услуг с указанием их относительной значимости(таблица 3).
Таблица 3
Перечень наиболее значимых для покупателейуслуг ПБОЮЛ «Виноградова»Вид услуги Значимость Оценка фактического состояния дел по оказанию данной услуги Готовность к поставке (возможность полного удовлетворения заявки по заказанным товарам из уже имеющихся заказов) 10 4 Короткие сроки от заказа до поставки 9,7 8 Точное соблюдение сроков поставки 9 8 Быстрое удовлетворение претензий 8,8 6 Доставка товара без подтверждений 8,2 10
В таблице 3 также приведены оценки деятельности компании по отдельнымнаправлениям обслуживания. Таким образом, наиболее пристального внимания в ПБОЮЛ«Виноградова» требует ситуация с готовностью к поставке (самая высокаязначимость и самая низкая оценка фактического состояния дел).
Катко рассмотрим перечень оборудования торгового зала магазина и выкладкутоваров в нем.
Таблица 4
Оборудование и мебель торгового зала магазина№ п/п Наименование Тип Длина, м Ширина, м Количество, шт. Площадь, м2 1 Горка пристенная ГП -2-4 1,8 0,6 6 6,48 2 Витрина ВС- 1 0,9 0,4 6 2,16 3 Столик торговый С — 4 1 1 1 1 ИТОГО - - - - 9,64
Фактический коэффициент использования площади торгового зала:
Кфу = Соб /Sтз, (2)
Где Соб – площадь торгового зала, занятая оборудованием, м2
Кфу = 9,64/30 = 0,32
Типы оборудования для оснащения помещений магазина представлены в таблице5.
Таблица 5
Торговое оборудование для помещений магазина№ п/п Помещение Наименование Тип Количество 1 Торговый зал Кассовые машины Элесс 01-03 Ф 4 2 Склад для хранения скоропортящихся
Стол
Весы настольные
КХН-1-8, ОК
РН-10Ц13у
1
2
1 3 Административно- бытовые здания
Сейф огнестойкий
Шкаф архивный
Стол
Стул
КЗ-0132
ШАМ — 11
Ст -1
СтЛ-2
1
2
1
2
План торгового зала представлен на рисунке 9.
/>
/>/>/>/>Столик Витрина
Рис. 9. План торгового зала магазина
На мой взгляд, расстановка мебели и торгового оборудования в зале весьмаэффективна и приемлема для удобного обслуживания покупателей. Она такжесоответствует нормам и требованиям пожарной техники безопасности. 2.2Характеристика ассортимента торговой сети ПБОЮЛ «Виноградова»
В ассортименте мыла присутствуют товары четырех ведущих производителей: ПБОЮЛ«Косметическое объединение «Свобода» (Москва), ПБОЮЛ «Невская Косметика»(Санкт-Петербург), ПБОЮЛ «Нэфис косметикс» и Компании «Lush». Ниже проанализируемшироту и глубину ассортимента мыла, а также соответствие ассортимента запросампотребителей.
В таблице 6 представлена характеристика упаковки и стоимость несколькихвидов мыла организации.
Таблица 6
Прайс-лист на мыло, реализуемое ПБОЮЛ «Виноградова» на 1сентября 2005 года
Наименование товара и характеристики упаковки
цена, руб. мыло туал Cokel Green Line MIX 100гр/Казан/40 25.18 мыло туал Sorti -natural Зелёный салат 90гр/Казан/60x6 7.06 мыло туал Sorti -natural Морковь 90гр/Казан/60x6 7.06 мыло туал Sorti -natural Огурец 90гр/Казан/60x6 7.06 мыло туал Sorti -natural Оливки 90гр/Казан/60 7.06 мыло туал Sorti -natural Укроп 90гр/Казан/60 8.91 мыло туал Sorti Детское NEW 140гр/Казан/96 9.08 мыло туал Sorti Земляничное NEW 140гр/Казан/96 9.08 мыло туал Sorti Лимонное NEW 140гр/Казан/96 9.08 мыло туал Sorti Хвойное NEW 140гр/Казан/96 9.08 мыло туал Sorti Цветочное NEW 140гр/Казан/96 8.79 мыло туал БЛАЖЕНСТВО с маслом АВОКАДО 90гр/Казан/60x6 12.27 мыло туал БЛАЖЕНСТВО с маслом ВИНОГР.КОСТОЧЕК 90гр/Казан/60x6 12.27 мыло туал БЛАЖЕНСТВО с маслом ЖОЖОБА 90гр/Казан/60x6 12.27 мыло туал БЛАЖЕНСТВО с маслом МИНДАЛЯ 90гр/Казан/60x6 12.27 мыло туал Вальс ароматов Клубника с Глицерином 90гр/Казан/60x6 8.82 мыло туал Вальс ароматов Лимон с Глицерином 90гр/Казан/60x6 8.82 мыло туал Вальс ароматов Роза с Глицерином 90гр/Казан/60x6 8.82 мыло туал Дюймовочка в об. 90гр/Казан/84 6.65 мыло туал Карлсон в об. 90гр/Казан/84 6.65 мыло туал Лесная полянка Ромашка в об. 90гр/Казан/84 6.39 мыло туал Лесная полянка Сирень в об. 90гр/Казан/84 6.39 мыло туал МЕДЕЯ Виноград 1гр 90гр/Казан/84 6.24 мыло туал МЕДЕЯ Инжир 1гр 90гр/Казан/84 6.44 мыло туал МЕДЕЯ Кофе 90гр/Казан/84 6.44 мыло туал МЕДЕЯ Орех 1гр 90гр/Казан/84 6.44 мыло туал Осенний Вальс Лимон 75гр/Казан/156x6 5.27 мыло туал Осенний Вальс Лист Клёна 75гр/Казан/156x6 5.27 мыло туал Осенний Вальс Подсолнух 75гр/Казан/156x6 5.27 мыло туал Осенний Вальс Сосновая Шишка 75гр/Казан/156x6 5.27 мыло туал Фруктовая Аллея Апельсин 90гр/Казан/132x6 5.73 мыло туал Фруктовая Аллея Земляника 90гр/Казан/132x6 5.73 мыло туал Фруктовая Аллея Лимон 90гр/Казан/132x6 5.51 мыло туал Фруктовая Аллея Яблоко 90гр/Казан/132x6 5.73 мыло туал Целебн. травы Василёк 90гр/Казан/60 7.34 мыло туал Целебн. травы Календула 90гр/Казан/60 7.34 мыло туал Целебн. травы Подорожник 90гр/Казан/60 7.34 мыло туал Целебн. травы Чистотел 90гр/Казан/60 7.34 мыло туал. Cokel БАЗИЛИК 100г/ Каз/ 42шт 23.19 мыло туал. Вальс ароматов Апельсин 90г/ Каз/ 84шт 6.27 мыло туал. Два Пятачка в об. 90г/ Каз/ 84шт 6.65 мыло туал. Два Утёнка в об. 90г/ Каз/ 84шт 6.65 мыло-крем 2 в 1 «Апельсин и мята» 90гр/Казан/60 11.12 мыло-крем 2 в 1 «Клубника и сливки» 90гр/Казан/60 11.12 мыло-крем 2 в 1 «Лотос и витамин Е» 90гр/Казан/60 11.12 мыло-крем 2 в 1 «Молоко и Мёд» 90гр/Казан/60 11.12
В таблице 7 представлен состав и характеристика некоторых сортов мыла поосновным производителям.
Таблица 7
Товары производства ПБОЮЛ «Косметическое объединение «Свобода» (Москва)
Производитель\ изготовитель\ поставщик
Группа
Название и состав ПБОЮЛ «Косметическое объединение «Свобода» (Москва) Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра»)
— «Ночная фиалка». Нейтральное туалетное мыло с косметическим питательным кремом и запахом фиалки.
— «Диамант». Нейтральное туалетное мыло для сухой и чувствительной кожи.
— «Зеленый чай». Нейтральное туалетное мыло, обладает более мягким очищающим действием.
— «Бальзам». Туалетное мыло с экстрактами лечебных трав.
— Мыло «Косметическое» увлажняющее. Содержит увлажняющий комплекс на основе природного глицерина.
— Мыло «Косметическое» с растительным экстрактом.
— Мыло «Косметическое» с натуральными маслами. Содержит пальмовое масло и масло шиповника.
— «Любимое» с натуральным маслом. Обладает смягчающим действием.
— «Любимое» увлажняющее. Содержит увлажняющий комплекс на основе натурального глицерина.
— «Любимое витаминизированное». Содержит витамины А и Е.
— «Любимое» с растительным экстрактом. Содержит экстракт ромашки. Детское мыло
— «Детское» с экстрактом ромашки
— «Детское» с экстрактом череды
— «Детское» с экстрактом чистотела
— «Детское» с экстрактом подорожника
— «Детское» с экстрактом алоэ
— «Детское» с витаминами А и Д2
— «Алиса»
— «Тик-так» Мыло первой и второй групп
— «Алоэ». Туалетное мыло содержит экстракт алоэ, который обеспечивает глубокое увлажняющее и тонизирующее действие.
— «Нектар». Туалетное мыло с запахом персика. Рекомендуется для нормальной и жирной кожи.
— «Балет». Туалетное мыло обогащено питательным кремом, мягко и тщательно очищает кожу, не пересушивая её.
Мыло второй группы
— «Особое» с триклозаном (антибактериальное)
— «Русская баня»
/>2.1ПБОЮЛ «Невская косметика» Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра»)
— «Цветы Любви» (роза, ландыш, лаванда, сирень)
— «Дивный Сад» (лимон, персик, зеленое яблоко, грейпфрут, клубника)
— «Хвойное»
— «Банное» (в том числе в экономичной упаковке)
— «Бархатистое»
— «Лимонное»
— «Медовое»
— «Овсяное»
— «Молочное» Детское мыло «Детское» (классическое; с экстрактом ромашки; с экстрактом череды; с экстрактами зверобоя и тысячелистника) ПБОЮЛ «Нэфис косметикс» Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра»)
1). «Cokel green line» — туалетное мыло на основе натуральных целебных компонентов – лекарственных трав и специй – разработано с учетом современных тенденций; оригинальная рецептура туалетного мыла очищает кожу, создавая приятное ощущение чистоты, и осуществляет деликатный пилинг, обновляющий и улучшающий цвет лица; благодаря входящему в состав глицерину обладает увлажняющими и смягчающими свойствами.
· с розмарином.
· с гвоздикой.
· с корицей.
· с базиликом.
2). «Блаженство». Серия туалетного мыла на основе натуральных масел из виноградных косточек, авокадо, жожоба, миндаля; натуральная основа мыла, состоящая из растительных жиров и обогащенная маслами, смягчает и увлажняет кожу. Активные компоненты, обладающие антисептическим действием, снимают раздражение.
· с маслом авокадо. Масло авокадо придает коже упругость, восстанавливает поверхностный слой.
· с маслом жожоба.
· с маслом из виноградных косточек. Масло из виноградных косточек способствует регенерации клеток кожи, повышает ее тонус.
· с маслом миндаля. Масло миндаля оказывает успокаивающее, разглаживающее, питающее действия.
3). Крем – мыло «2 в 1». Создан с использованием косметического крема с маслом зародышей пшеницы; косметический крем придает мылу смягчающие и увлажняющие свойства, предотвращая сухость и шелушение.
· Апельсин и мята.
· Клубника и сливки.
· Лотос и витамин Е.
· Молоко и мед.
· Соевое молоко и овес.
· Молоко и черника.
· Гранат и зеленый чай.
4). «Вальс ароматов». Благодаря обогащенному вводу в состав мыла глицерина, обеспечивает смягчающее и увлажняющее действие.
· Лимон
· Клубника
· Роза
· Орхидея
· Азалия ПБОЮЛ «Нэфис косметикс» Мыло первой группы
1). «Лесная полянка». В аромате мыла доминируют цветочные и фруктовые запахи.
· земляника
· ландыш
· сирень
· ромашка
· яблоко
· жасмин
2). «Фруктовая аллея».
· Земляника
· Апельсин
· Яблоко
· Лимон
3). «Осенний вальс». «Осенний вальс» — туалетное мыло, созданное для ежедневного бережного очищения кожи. Натуральная основа мыла содержит мягкие природные компоненты, которые эффективно и мягко очищают кожу. Не содержит красителей.
· подсолнух
· сосновая шишка
· лист клена
· лимон ПБОЮЛ «Нэфис косметикс»
Мыло туалетное в полипропиленовой упаковке, 140 г. Выпускается под наименованиями «Земляничное», «Хвойное», «Лимон», «Банное».
Туалетное мыло «Хвойное». Изготовлено из натуральных растительных масел и жиров. Обладает приятным хвойным запахом, хорошо пенится. Туалетное мыло «Земляничное». Изготовлено из натуральных растительных масел и жиров. Обладает устойчивым земляничным запахом.
Туалетное мыло «Банное». Имеет натуральную основу, не содержит красителей. Дает обильную пену.
Туалетное мыло «Лимон».
«Чистое поле». Основа мыла, состоящая из натуральных масел и жиров, обеспечивает бережное очищение и щадящий уход за кожей всех типов.
· Молочное
· Медовое
· Пшеничное
· Овсяное
«Волшебный бриз». Продукты моря – богатейший источник разнообразных питательных веществ, микроэлементов, минеральных солей, а также незаменимых для здоровья и молодости кожи аминокислот. Оригинальная рецептура туалетного мыла, благодаря вводу натуральных морских добавок, прекрасно очищает, увлажняет и тонизирует кожу лица и тела, придавая ей бархатистость и эластичность.
· С экстрактом ламинарии. Экстракт ламинарии увлажняет, питает и тонизирует кожу.
· С экстрактом спирулины. Экстракт спирулины – богатейший источник витаминов, оказывает благотворное действие на кожу.
· С хитозаном. Экстракт хитозана обладает увлажняющим, противовоспалительным и регенерирующим эффектом. Насыщает кожу необходимыми питательными свойствами.
· С экстрактом фукуса. Экстракт фукуса предотвращает сухость и шелушение кожи, обеспечивает увлажняющее действие, питает кожу минеральными солями и микроэлементами.
Мыло «Cokel»
· с розмарином.
· с корицей.
· с базиликом.
· с миндальной косточкой.
· с абрикосовой косточкой.
«Целебные травы». Мыло данной серии вырабатывается на основе натурального сырья: кокосового, пальмового и подсолнечного масел с добавлением отбеливающих веществ и экстрактов целебных трав.
· Чистотел. Натуральный экстракт чистотела великолепно смягчает кожу, обладает заживляющим и успокаивающим действием.
· Василек. Активно действующие компоненты василька благотворно воздействуют на кожу лица и рук, тонизируют и успокаивают кожу, препятствуют отечности кожи.
· Подорожник. Натуральный экстракт подорожника способствует быстрому заживлению ранок и трещинок, обладает антисептическим действием, бережно заботится о самой чувствительной коже.
· Календула. Натуральный экстракт календулы прекрасно подходит для сухой кожи, оказывает увлажняющее и тонизирующее действия, стимулирует активность клеток, наполняя их жизненной силой.
Мыло « SORTI».
· Водная лилия.
· Яблоко
· Роза
· Лимон.
Компания «Lush» Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра»)
— Пшеничное поле. Проращенные пшеничные зерна – нежный эксфолиант, а эфирное масло из проращенных пшеничных зерен помогает сохранить эластичность кожи. Аромат «Пшеничному полю» придают эфирные масла нероли, тонки и ванили.
— Вишневая, 17. Вдохновением для создания этого мыла послужили весенние ароматы Японии — комбинация мимозы, жасмина и цветов апельсинового дерева. Придает коже деликатный цветочный аромат. Украшено традиционным японским изображением цветущей вишни.
— О Ла Ла. Большое круглое фиолетовое мыло, украшенное веточками лаванды и розовыми бутонами. Создано под впечатлением от лавандовых полей Прованса. Содержит смягчающий кожу красный виноград, тмин и розмарин.
— Розовый имбирь. Чувственное, пряное, согревающее мыло с имбирным маслом, розовым абсолютом и жасмином. В нем смешиваются тепло имбирного масла с неожиданными цветочными оттенками.
— Сливки. В состав мыла входят шоколад, масло апельсина и соевое молоко для увлажнения кожи.
— Морские водоросли. Слой атлантической морской соли усиливает смягчающее действие морских водорослей «араме», а лавандовое и цитрусовое масла взбодрят и усилят остроту восприятия.
— Плоды и листья. Это увлажняющее средство. Семена инжира служат нежным скрабом и одновременно разглаживают кожу, а иланг-иланг и цветы апельсина смягчат и освежат ее. Мыло первой группы
— Красный петух. Стимулирующее и тонизирующее мыло для тела со свежевыжатым апельсиновым соком и маслом коричного дерева.
— Богемия. Лимонное мыло с освежающим цитрусовым ароматом.
— Демон. Мыло с эффектом мяты и яблока.
— Банановая луна. Нежное банановое мыло с натуральным йогуртом смягчает, увлажняет, очищает и освежает кожу.
— Голландский сыр. Жасминовое мыло с настоем жимолости.
— Восторг. Содержит мякоть кокоса, тонизирующее апельсиновое масло, успокаивающие масло ветиверии и кусочки сушеного кокоса для дополнительного очищения.
— Карма. Содержит апельсиновое масло, масло пачули и лавандовое масло.
— Помощь природы. Твердое весовое очищающее средство, содержит успокаивающую, смягчающую сбалансированную смесь ромашки, лаванды и розового абсолюта. Порошок каламина снимает воспаление, а глицерин помогает коже удерживать влагу.
— Звезда. Это мыло ярко розового цвета и пахнет ванилью. А внутри — много белых звездочек.
— Оливковые рощи. Содержит оливковое масло — чтобы увлажнить кожу, и множество стимулирующих, питающих и очищающих масел — грейпфрут, фенхель, лавр.
— Рио. Содержит масло кубебы, масло кориандра и экстракт гардении.
— Чунга-Чанга. Мягкое очищающее средство, которое глубоко очищает загрязненную кожу, балансирует деятельность сальных желез и лечит. Хорошо подходит для мужской кожи. Содержит лакрицу, которая обладает противовоспалительными свойствами и древесный уголь, который абсорбирует излишки жира с поверхности кожи, в то же самое время осторожно отшелушивая омертвевшие клетки. Смесь эфирных масел (сандалового и розового дерева) обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, идеальна для всех типов кожи, особенно для кожи, имеющей склонность к воспалению. Кроме того, масло сандалового дерева прекрасно успокаивает, устраняет зуд, помогает уменьшить выделения сальных желез, а масло розового дерева помогает в борьбе с угревой сыпью, не раздражает кожу.
— Медовая вафля. Содержит мед и пчелиный воск.
— Имбирь. Содержит марокканскую грязь для большего очищения и масло пачули для увлажнения.
— Дама червей. Нежное мыло, наполненное свежими фруктовыми соками: киви, масла бергамота и иланг-иланг.
— Лето. Зеленое мыло, украшенное ромашками, с ароматом цветущего луга.
Таблица 8
Общие характеристики мылаПоказатель Характеристика показателя Внешний вид Поверхность с рисунком или без, не допускаются трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп. Форма Соответствует форме мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации Цвет Соответствует цвету мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации Запах Соответствует запаху мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации Консистенция Твердая на ощупь, однородная в разрезе
Отбор проб, подготовка пробы к испытанию, определение органолептическихпоказателей, определение температуры застывания жирных кислот, выделенных измыла, определение массовой доли хлористого натрия и определение первоначальногообъема пены производится по ГОСТ 790.
Таблица 9
Физико-химические показатели качества мыла разных сортовПоказатели Норма для марок Нейтральное Экстра Детское Качественное число 78 78 74
Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2O, не более Отсутствует 0,20 0,15 Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла 35 — 41 35 — 41 35 — 41 Массовая доля хлористого натрия, %, не более 0,7 0,7 0,7
Качественное число (массу жирных кислот, содержащихся в куске мыла впересчете на номинальную массу 100 г) (КЧ), в г, вычисляют по формуле:
КЧ = X*m/m1 , (3)
Где Х – масса жирных кислот в 100 г мыла, г, вычисленная по ГОСТ 790; m – фактическая масса куска, г; m1– номинальная масса куска, г (масса мыла, условно обозначенная).
Массовую долю содопродуктов в % в пересчете на Na2O вычисляют по формуле:
Х = 0,775Х1 + 0,590Х2, (4)
Где 0,775 – коэффициент пересчета массовой доли гидроокиси натрия на Na2O; Х1 –массовая доля свободной едкой щелочи, %, вычисленная по ГОСТ; Х2 — массовая доля свободного углекислого натрия, %, вычисленная по ГОСТ.
На практике в торговой сети обычно проверяют только органолептическиепоказатели.
На предприятии ПБОЮЛ «Виноградова» результаты экспертизы в 2004 годуследующие:
Таблица 10.
Результаты органолептической экспертизы ассортимента предприятия ПБОЮЛ«Виноградова» 1 декабря 2004 года
Производитель\ изготовитель\ поставщик
Группа
Соответствие ГОСТам
Случаи возврата ПБОЮЛ «Косметическое объединение «Свобода» (Москва) Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра») + Детское мыло + Мыло первой и второй групп + ПБОЮЛ «Невская косметика» Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра») + Детское мыло + ПБОЮЛ «Нэфис косметикс» Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра») + Мыло первой группы + ПБОЮЛ «Нэфис косметикс»
Мыло туалетное в полипропиленовой упаковке, 140 г. Выпускается под наименованиями «Земляничное», «Хвойное», «Лимон», «Банное». + Компания «Lush» Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра») + Мыло первой группы +
В таблице 10 приведены результаты одной из товароведческих экспертиз,проводимых специалистами ПБОЮЛ «Виноградова» 1 декабря 2004 года. Порезультатам этой экспертизы не было выявлено ни одного несоответствия товаровГОСТу, и не было произведено ни одного возврата производителю или дилеру покачеству товаров.2.3Анализ структуры ассортимента ПБОЮЛ «Виноградова»
Анализ начинается с изучения динамики реализации продукции, расчетабазисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 11
Динамика реализации продукции в сопоставимых ценахГоды поступило, млн, руб Темпы роста, % Объем реализации, млн. руб. Темпы роста, % базисные цепные базисные цепные 1 2 3 4 5 6 7 2002 85000 100 100 83000 100 100 2003 88000 103,5 103,5 85000 102,4 102,4 2004 95000 111,7 108 97000 116,8 114,1
Из таблицы видно, что за три года объем поступления вырос на 11,7 %, а объемреализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2004 год темп поступленияпродукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукцияна складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2002 году реализована в2004 году полностью.
Среднегодовой темп роста (прироста) потупления и реализации продукцииможно рассчитать по среднегеометрической:
Тр = n-1ÖТ1* Т2 *…. * Тn, Тпр =Тр – 100%;
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:
Твып.п = ÖТ1 * Т2 *Т3 = Ö1,0 * 1,035 * 1,08 = Ö1,1178 = 1,0572 = 105,72 %
Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
Трп =Ö1,0 * 1,024 *1,141 = Ö1,1683 = 1,0809 = 108,09
/>
Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %
Рис. 10. Динамика gjcnegktybz иреализации продукции за период с 2002 по 2004 год
Представляет интерес структурирование объема реализации продукции постранам-производителям.
Таблица 12
Динамика реализации продукции в сопоставимых ценахГоды поступило реализовано уровень реализации, % Объем, тыс. руб. Доля, % Объем, тыс. руб. Доля, % Россия 43000 16 42500 16 101 Китай 81000 30 83000 31 98 Турция 17000 6 16500 6 103 США 62000 23 61000 23 102 другие 65000 24 62000 23 105 всего 268000 100 265000 100 101
Дополним таблицу графическим представлением:
/>
Рис. 11. Структура поступления товаров в ПБОЮЛ «Виноградова» в 2004 г.
Аналогичный рисунок иллюстрирует структуру реализации товаров:
/>
Рис. 12. Структура реализации товаров в ПБОЮЛ «Виноградова» в 2004 г.
Вывод: Как можно видеть из приведенных таблиц и рисунков, структурареализации продукции по странам-производителям незначительно отличается отструктуры поступления товаров. Это означает, что маркетинговая службапредприятия ПБОЮЛ «Виноградова» в 2004 году достаточно точно спрогнозировалапокупательский спрос и его распределение по товарам различныхстран-производителей. Этот вывод подтверждается данными об уровне реализации:
/>
Рис. 13. Уровень реализации, %
Как можно видеть, уровень реализации по продукции различных стран-производителей,в основном, выше 100%. Это означает, что предприятие распродает запасы соскладов. Эта тенденция не верна для товаров Китайского производства, но этопроисходит скорее из-за неточного прогноза покупательского спроса, чемкачеством или ценой товаров. Также стоит рассмотреть изменение отдельных видовпродукции по годам.
Таблица 13
Объем продаж по видам продукции за 2002 – 2004 гг.Мыло Реализовано в 2002 г, млн. руб.
Реализовано в 2003 г.
млн. руб. Реализовано в 2004 г, млн. руб. млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % 1 2 3 4 5 6 7 Нейтральное 45 000 54,22 43 000 50,59 47 000 48,45 Экстра 21 000 25,30 28 000 32,94 32 000 32,99 Детское 17 000 20,48 14 000 16,47 18 000 18,56 Итого: 83 000 100 85 000 100 97 000 100
Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежномвыражении в 2002 году составлял 83000 млн. рублей, в 2003 году – 85000млн.рублей, 2004 году – 97000 млн. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился.Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции.Наибольший удельный вес в 2002 году в общем объеме производства занимало нейтральноемыло (54,2 %), в 2003, 2004 годах удельный вес уменьшился и на 2000 годсоставлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес экстра мыла в общемобъеме продукции. Если в 2002 году он составлял 25,3 %, то в 2004 году – 32,9%.
Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана реализациипродукции за отчетный период, 2004 год.
Таблица 14
Анализ выполнения плана по реализации продукции предприятием ПБОЮЛ «Виноградова»за 2004 годИзделие
Объем производства продукции,
Млн. руб Реализация продукции, млн. руб План Факт +, - % к плану план Факт +, - % к плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Нейтральное 40 000 44 000 + 4 000 + 10 39500 47000 + 7 500 + 18,9 Экстра 30 500 32 500 + 2 000 + 6,5 30500 32000 + 1 500 + 6,5 Детское 19 000 18 500 — 5 000 — 2,63 19000 18000 — 1 000 — 5,2 Итого: 89 500 95 000 + 5 500 + 13,9 89000 97000 + 8 000 +20,2
Из таблицы 14 видно, что фактический выпуск мыла в отчетном году посравнению с планом увеличился на 5500 млн. рублей, это составило 13,9 %, ареализации на 8000 млн. рублей, 20,2 %.
Если анализировать по сортам мыла, то фактический выпуск нейтральногомыла в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 млн. руб. (чтосоставило 10 %), а реализация на 7500 млн. руб. (18,9 %); брикетного – выпускна 2000 млн. руб. (6,5 %), реализация — также на 1500 млн. руб. (6,5 %); выпускэкстра мыла по сравнению с планом уменьшился на 5000 млн. руб. (2, 6%),реализация также уменьшилась – на 1000 млн. руб. (5,2 %).
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорныхобязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачиваетсяуменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, вусловиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечетза собой спад производства.
Таблица 15
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке продукции за январь 2005 года, млн. руб.Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставка продукции Зачетный объем в пределах плана 1 2 3 4 5 6 Нейтральное мыло 1 600 600 - 600 2 200 250 - 200 3 700 830 - 700 4 450 300 — 150 300 5 800 850 - 800 6 400 400 - 400 7 1 100 1 000 — 100 1 000 8 650 690 - 650 9 700 700 - 700 10 300 480 - 300 Экстра 1 200 300 - 200 2 450 400 — 50 400 3 120 100 — 20 100 4 350 450 - 350 5 560 1050 - 560 6 620 700 - 620 Детское 1 250 300 - 250 2 100 100 - 100 3 50 100 - 50 4 320 300 — 20 300 5 200 150 — 50 150 6 150 150 - 150 Итого: 9 270 10 200 — 390 8 780
Процент выполнения договорных обязательств равен:
Кд.п = (9270 –390) / 9270 = 0,95 или 95 %.
Из таблицы 15 видно, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено насумму 390 млн. рублей, или на 5%. Если проводить анализ по видам мыла, что понейтральному недопоставка составила 250 млн. рублей, по экстра мылу – 70 млн.рублей, и по детскому мылу также 70 млн. рублей.
При формировании ассортимента и структуры закупки продукции длядальнейшей реализации предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос наданные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использованиетрудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов,имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себяследующие основные моменты:
— определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
— оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпускупродукции;
— изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрениюновых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственнойпрограммы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
— оценку экономической эффективности и степени риска изменений вассортименте продукции.
Таблица 16
Выполнение плана по ассортименту продукцииИзделие Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, млн. руб. План факт 1 2 3 4 5 Нейтральное 40 000 44 000 110 40 000 Экстра 30 500 32 500 106,5 30 500 Детское 19 000 18 500 97,3 18 500 Итого: 89 500 95 000 106,1 89 000
Дополним эту таблицу относительными характеристиками, аименно проследим структуру потребительского спроса на каждый вид мыла и еговклад в выполнение плана по ассортименту.
Таблица 16
Структура ассортимента продукции ПБОЮЛ «Виноградова» в 2004 г.Изделие Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, млн. руб. Частота встречаемости, % Нейтральное 40 000 45 Экстра 30 500 34 Детское 18 500 21 Итого: 89 000 100
Для наглядности приведем графическое представление структурывстречаемости товаров.
/>
Рис. 14. Структура ассортимента продукции ПБОЮЛ «Виноградова» в 2004 г
Вывод: Как можно видеть из приведенных таблиц и рисунка, наибольшуючастоту встречаемости в покупательском спросе имеет мыло группы «Нейстральное».Это обусловлено двумя причинами: во-первых, детское мыло имеет четкую целевуюаудиторию, тогда как нейтральное мыло может быть использовано людьми любыхвозрастов; во-вторых, мыло группы «Экстра» имеет более высокую ценовую категорию,и как известно, при увеличении цены спрос падает, т.к. многие люди предпочитаютзаменять мыло «Экстра» на «Нейстральное».
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится спомощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общегофактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту,на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортиментупродукции выполнен на 99,4%.
К вып. п = 89000 / 89500 * 100 =99,4 %
А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана понейтральному мылу составил 110 %, по экстра –106,5 %, по детскому мылу – 97,3%.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращениепо другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношенияотдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значитсохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельныхее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на всеэкономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость,стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличиваетсяудельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостномвыражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли приувеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшениидоли низкорентабельной продукции.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические,эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойстваизделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Качество формируется еще до физического появления продукции, т.е. этонаучно-технический уровень продукции. Это исходное качество должно бытьсохранено и в процессе производства.
Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик.В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандартыпредприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.
Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствияпо установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведениюсертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документсоответствия требованиям).
Для точного анализа качества продукции нужен анализ обобщающихпоказателей качества продукции.
Таблица 17
Анализ обобщающих показателей качества продукции ПБОЮЛ «Виноградова» за 2003-2004годПоказатель Прошлый год Отчетный год план Факт 1 2 3 4 Средневзвешенный балл качества продукции 0,65 0,81 0,75
Удельный вес, %
а) продукции высшей категории качества;
б) экспортируемой продукции;
в) забракованной продукции;
г) зарекламированной продукции.
70
0,5
0,8
0,4
80
1,5
0,4
0,7
80
1,0
0,3
0,6 Потери от брака 520 450 400
Из таблицы видно, что за отчетный год на ПБОЮЛ «Виноградова» проделанаопределенная работа по улучшению качества продукции и повышения ееконкурентоспособности. Об этом свидетельствует увеличение удельного весапродукции высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым годом, атакже изменения экспортируемой продукции. В отчетном году этот показательсоставил 1 %. Уменьшение забракованной продукции также говорит об увеличениикачества. Далее важно проанализировать потери от брака: по сравнению с прошлымгодом этот показатель уменьшился и составляет 400 млн. рублей.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией,рассчитываются доля продукции каждого вида в общем, объеме производства,средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимыхусловиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долюкаждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучениядинамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:отношением количества продукции I сорта к общемуколичеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимостипродукции I сорта.
Отсюда коэффициент сортности:
1. по плану: Ксорт = 10450 / 18300 = 0,571
2. фактически: Ксорт = 17480 / 19500 = 0,896
3. Выполнение плана по качеству 67 % (0,571 / 0,896)
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельномувесу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:
Таблица 18
Динамика брака продукции предприятияПоказатели Млн. руб. 1.Себестоимость забракованной продукции 620 2.Расходы по исправлению брака 90 3.Стоимость брака по цене возможного использования 210 4.Сумма удержаний с виновных лиц 100 5.Потери от брака 400
Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции поместам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятияпо их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являютсяплохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства,квалификации рабочих, аритмичность производства и другие.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком вобъеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа являетсяосновным условием своевременного выпуска и реализации продукции.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые икосвенные показатели.
Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования фактическихудельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратическогоотклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) ксреднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному)плановому выпуску продукции.
Таблица 19
Ритмичность выпуска продукции по декадамДекада Выпуск продукции за год, млн. руб
Удельный
вес, %
Выполнение плана,
Коэффициент Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % план факт план факт 1 2 3 4 5 6 7 Первая 30 500 32 000 34,1 33,6 1,049 34,1 Вторая 26 000 28 000 29,1 29,6 1,076 29,1 Третья 33 000 35 000 36,8 36,8 1,06 36,8 Итого: 89 500 95 000 100 100 1,061 100
Из таблицы видно, что удельный вес фактически изготовленной продукции впервой декаде составил 33,6 %, что меньше планового показателя на 0,5 %. Вовторой декаде фактический удельный вес составил 29,6 %, что больше показателяпо плану на 0,5 %, а в третьей декаде фактический и плановый удельный вес равны36,8 %. Выполнение плана по первой, второй и третье декаде соответственносоставили 1,05 %, 1, 08 % и 1,06 %. Доля продукции зачтенная в выполнение планапо ритмичности составила: по первой декаде 34,1 %, по второй – 29,1 %, потретьей – 36,8 %.
К ритм = 34,1 + 29,1 + 36,8 = 100 %
То есть выпуск продукции по декадам в среднем отклоняется от графика на6,2 %.
Далее нужно уделить внимание коэффициенту аритмичности. Он рассчитываетсякак сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от планаза каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, темвыше показатель аритмичности. На предприятии ПБОЮЛ «Виноградова» он равен:
К арит = 0,049 + 0,076 + 0,06 = 0,185
/>Выводы и предложения
1. Российский рынок парфюмерии и косметики в настоящее время переживаетнастоящий бум роста. Рынок ежегодно растет на 15-20%, в то время, как вевропейских странах ежегодный рост составляет порядка 2-3%. На ежегодноепотребление средств личной гигиены, к которым относится и мыло, приходитсяоколо 8% от всего косметического рынка. Поэтому российский рынок является оченьпривлекательным для иностранных производителей. Уже многие зарубежные компанииоткрыли в России свои производства для более полного удовлетворенияпотребностей населения. Практически весь ассортимент мыла крупных зарубежныхпроизводителей представлен в России.
2. Предлагаемый ассортимент мыла на современном этапе очень разнообразен.Различные предприятия, как с очень длинной историей, так и относительно новые,предлагают очень разную продукцию, зачастую очень сильно отличающуюся друг отдруга, как по цене, так и по наименованию и ассортименту.
3. На качество мыла влияет несколько факторов. Среди них качественноесырье, успешная технология производства, упаковка и маркировка,транспортирование и хранение. Для продажи качественной продукции необходимочетко соблюдать весь технологический цикл и постоянно отслеживать поступающеесырье на предмет обнаружения дефектов, а также следить за проведениемтранспортирования и хранения.
4. При анализе структуры ассортимента различныхпредприятий-производителей была обнаружена тенденция к выпуску мыла сразличными фруктовыми добавками, травами. Производители стремятся привлечьпокупателей полезными добавками, приятым ароматом и т.д. Предлагаемыйассортимент очень широк и имеет высокую степень новизны.
5. При проведении экспертизы по органолептическим свойствам был выявленлучший образец. Все изученные образцы не имели ярко выраженных дефектов, чтосвидетельствует о стремлении производителей к высокому качеству выпускаемойпродукции.
/>Списокиспользованных источников
1. ГОСТ28546-2002. Мыло туалетное твердое. ТУ. – М.: Новая волна, 2002.
2. АфанасьевЛ.Р., Базарова В.И. и др. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров.– М.: Экономика, 2004.
3. Бытоваяхимия / Под. ред. А.П. Нечаева. – С-Пб.: Проспект, 2001.
4. ВилковаС.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. – Москва,«Деловая Литература», 2000.
5. ГончароваВ.Н., Голощапова Е.Я., Товароведение непродовольственных товаров. – М.:Экономика, 2004.
6. КолесникА.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственныхтоваров. – М.: Экономика, 2003.
7. МельниченкоТ.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. – Ростов-на-Дону, 2002.
8. НиколаеваМ.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник длявузов. – М.: Норма, 2003.
9. ШепелевА.Ф. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. –Ростов-на-Дону, – 2001.
10. www.lushrussia.ru
11. www.nefco.ru
12. www.ify.ru/268pt/242.php
13. www.rusnauka.com/Econom/55.html
14. search.sigma-soft.ru/D0126/d_12655_1.shtml
15. www.girlsclub.ru/obzori/
16. www.nevcos.ru
/>/>Приложени
/>
Рис. 5. Основные логистические операции, выполняемые с материалами наскладе в ПБОЮЛ «Виноградова»
/>/>Приложение/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 6. Принципиальная схема складского технологического процесса в ПБОЮЛ«Виноградова»
/>/>Приложение
/>
Рис. 7. Схема движения документов на сладе при продаже и отпуске товаровсо склада в ПБОЮЛ «Виноградова»
/>/>Приложение
/>
Рис. 8. Схема движения основных документов на кладе при приемке и размещениитоваров в ПБОЮЛ «Виноградова»