Реферат по предмету "Маркетинг"


Роль предпринимателя в организации товародвижения

--PAGE_BREAK--
1.4. Каналы распределения товаров

Распределение играет важную роль в доведении до потребителя любого товара или услуги. Канал распределения обеспечивает доступность товара или услуги через определенное число лиц и предприятий, дающих возможность потребления или использования данного товара или услуги потребителем либо предприятием.

Предприятия или лица, содействующие движению товара по каналу распределения, называются посредниками. Посредник — любое промежуточное звено между изготовителем товара или услуги и пользователем. Распределение через посредников имеет как преимущества, так и недостатки.

Многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для осуществления прямого маркетинга, поэтому использование услуг посредников обеспечивает им прямую выгоду. Даже если производитель в состоянии создать собственные каналы сбыта, ему целесообразнее направить средства в свой бизнес. Если производство обеспечивает норму прибыли 20%, а в розничной торговле она составит всего лишь 10%, то предприятие-производитель не захочет самостоятельно заниматься розничной торговлей. Контакты, опыт, специализация, мобильность посредников делают эффективной их деятельность, которая выражается в обеспечении широкой доступности товара и доведении его до целевых рынков. С точки зрения производителя преимуществом является также возможность поставки товара крупными оптовыми партиями.

Вместе с тем, работая через посредника, производитель в определенной степени теряет контроль над тем, как и кому продается товар. Кроме того, производитель не всегда получает от посредников необходимую и полную информацию о положении на рынках сбыта. Цена товара растет по мере роста расходов на реализацию, что связано с удлинением канала сбыта.

Разработка и реализация сбытовой стратегии предприятия предполагает выбор каналов распределения и посредников, определение приемлемой формы работы с ними и организацию сервиса. Включение в канал распределения посредников определяется необходимостью минимизации торговых контактов и обеспечения более эффективной продажи.

Количество необходимых контактов при наличии посредников в схеме, уменьшается вдвое, в результате чего снижаются издержки производителей и выигрывает потребитель.
Основные функции, выполняемые посредниками, приведены в табл. 1


Рис.
2Количество торговых контактов между производителями и потребителями


Таблица 1

Функции посредников

Характеристика

Описание

Ведение деловых операций

Закупка товара для поставки другим посредникам

Продажа — связь с потенциальными покупателями, продвижение товара, прием заказов

Риски — принятие рисков, связанных с хранением товара, отсутствием спроса, порчей

Логистические функции

Комплектование — подбор товаров из различных источников в транспортно-грузовой пакет в соответствии с потребностями клиента

Складирование — накопление и защита товара в точках хранения для последующего обслуживания клиентов

Закупка крупных партий и разделение их на более мелкие в соответствии с потребностями клиента

Доставка товара потребителю

Обслуживающие функции

Кредитование клиента

Контроль качества — анализ и оценка качества товаров

Маркетинговые исследования и информация — предоставление маркетинговой информации клиентам и поставщикам

В канале распределения должны осуществляться функции всех групп, хотя не каждый субъект канала участвует в их осуществлении. Производитель товара может отказаться от посредника, но не от выполняемой им функции. [7]

Когда речь идет о преимуществах, которые потребитель получает благодаря посреднику, это касается:

• момента получения товаров или услуг;

• места получения товаров или услуг;

• кондиций товаров или формы услуг;

• передачи прав владения на товар.

1.5. Структура каналов распределения товаров

Основная проблема маркетинга заключается в выборе наиболее эффективного канала распределения. Канал распределения может включать несколько уровней в зависимости от числа посредников, при этом по мере увеличения их числа растет длина канала.

На рисунке 2 представлена структура каналов распределения, характерная для товаров широкого потребления и услуг.


Рис. 2 Структура каналов распределения товаров широкого потребления и услуг
СтруктураА представляет собой прямой канал распределения (нулевой уровень). Так работают предприятия, распространяющие свои изделия без посредников (примеры — распределение банковских услуг, продажа товаров через фирменные магазины предприятия). При этом производитель сам выполняет все посреднические функции.

СтруктураБ (одноуровневый канал) наиболее часто используется, когда розничное торговое предприятие само закупает товар, Такая структура характерна для реализации скоропортящихся продуктов питания, автомобилей.

СтруктураВ (двухуровневый канал) чаще всего используется для распределения недорогих товаров при их интенсивной реализации.

СтруктураГ(трехуровневый канал) — наиболее протяженный канал распределения, используемый в случае большого количества мелких производителей и розничных торговых точек.

Каналы Б, В и Г относятся к косвенным каналам распределения. При реализации товаров производственно-технического назначения посредником в одноуровневом канале распределения выступает агент по сбыту или брокер. В двухуровневом канале распределения посредником обычно бывают промышленный дистрибьютор и дилер.

Многие предприятия часто используют разные типы каналов распределения одновременно, особенно если предприятие выпускает товар под несколькими торговыми марками (такой подход называют дублированием распределения). Часто этот метод используется для быстрого завоевания рынка товарами, мода на которые быстро меняется.

Один из субъектов канала распределения (производитель, оптовое или розничное торговое предприятие) может принять на себя роль организатора канала распределения, обеспечивающего координацию распределения, управление и поддержку других субъектов. [7]

Окончательный выбор маркетингового канала распределения производителем зависит от ряда взаимозависимых факторов, к которым относятся:

• факторы окружающей среды;

• потребительные факторы;

• товарные факторы;

• факторы внутренней среды предприятия.

При выборе структуры канала распределения анализируют:

1) покрытие целевого рынка;

2) удовлетворение требований потребителя;

3)доходность.

В первом случае канал распределения должен создавать оптимальные возможности для поставки товаров, предназначенных для целевых сегментов. Во втором — предлагать клиенту информацию, разнообразный ассортимент товаров и услуг. В третьем случае исходят из потребности предприятия обеспечить минимальные издержки.

Производитель или поставщик товара либо услуги в зависимости от поставленных целей может придерживаться нескольких стратегий распределения.

Интенсивное распределениепредставляет стратегию, когда производитель стремится реализовать товар или услугу в возможно большем числе торговых точек, расположенных в данном регионе.

При селективном распределении производитель обеспечивает поставку производимых товаров в ограниченное число точек розничной продажи в данном регионе.

В случае эксклюзивного распределения производитель реализует изготавливаемые имтовары или услуги через единственное розничное торговое предприятие в данном географическом регионе.

В канале распределения могут возникать конфликты как по вертикали (между предприятиями, связанными по принципу подчинения), так и по горизонтали (между предприятиями-партнерами).
2.    
Функции распределения товаров

Почему производитель готов переложить часть работы по сбыту на посредников? Ведь это означает, что он в какой-то мере теряет контроль над тем, как и кому продают товар. И, тем не менее, производители считают, что использование посредников приносит им определенные выгоды. Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку (схема сокращения числа необходимых прямых контактов дистрибьютором).[12]

Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему, устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.

Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:

1. Исследовательская работа — сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена.

2. Стимулирование сбыта — создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.

3. Установление контактов — налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.

4. Приспособление товара — подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.

5. Проведение переговоров — попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.

6. Организация товародвижения — транспортировка и складирование товара.

7. Финансирование — изыскание и использование средств для покрытая издержек по функционированию канала.

8. Принятие риска — принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех — завершению уже заключенных сделок. Всем этим функциям присущи три общих свойства: они поглощают дефицитные ресурсы, нередко могут быть выполнены лучше благодаря специализации, могут выполняться разными членами канала. Если часть их выполняет производитель, его издержки соответственно растут, а, значит, цены должны быть выше. При передаче части функций посредникам издержки, а, следовательно, и цены производителя ниже. Посредники в этом случае должны взимать дополнительную плату, чтобы покрыть свои издержки по организации работ.[12]
3.    
Роль и место служб снабжения и маркетинга в организации товародвижения
3.1. Роль служб маркетинга в организации товародвижения
Маркетинг – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Сегодня, когда каждая компания-производитель разрабатывает тактику и стратегию привлечения в бизнес партнеров и пытается создать свою инфраструктуру товарных каналов, возникает потребность обращаться к посредникам, как к организаторам товародвижения. При этом экономические расчеты показывают, что использование посредников предоставляет определенные выгоды. Посредники (транспортные экспедиторы) выполняют широкий спектр услуг в сфере обслуживания материальных и информационных потоков и инфраструктуры товарных каналов. В основе их деятельности различные функции маркетинга (транспортировка, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, складирование и обработка заказов) рассматриваются, как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы системы, что и приносит им успех. Концепция маркетинга реализуется через систему товародвижения, основными элементами которой являются:

·                     технические средства и инфраструктура транспорта;

·                     материально-техническая база экспедиторских, агентских, брокерских, лизинговых и других компаний, связанных с процессом движения товаров;

·                     складское хозяйство и оборудование;

·                     средства информационного обеспечения и управления.

Основным связующим звеном между производством и потреблением является транспорт, и поэтому новые технологии связаны с изменением роли транспорта в условиях функционирования маркетинговых систем.

Транспортно-экспедиционные фирмы берут на себя дополнительные функции, которые предшествуют непосредственно транспортировке или следуют за ней. Такие, как: упаковка, маркировка, хранение, сортировка грузов, оформление и ведение счетов, определение оптимального варианта маршрутов и видов транспортировки, контроль за процессом движения грузов в пути.[11]

Эффективность выполнения комплекса экспедиторских услуг предполагает применение технологий, обеспечивающих взаимосвязанную работу функциональных звеньев, что позволяет обеспечивать контроль выполнения заказа с использованием единой информационной системы.

Новые задачи, связанные с реализацией маркетинговых принципов, требуют создания соответствующей коммуникационной инфраструктуры, позволяющей собирать и передавать информацию участникам системы. В том числе: обеспечение компании современными информационными услугами, доступ к удаленным ресурсам, оперативный обмен коммерческой информацией между поставщиками, заказчиками и посредниками.

Информационно-коммуникационные сети обычно представляют собой совокупность аппаратно-программных средств, образующих узел и объединенных специальными каналами связи. В узел могут входить: телеграфный канал, телефонный канал общего пользования, выделенный телефонный канал, выделенный цифровой коммутируемый канал, канал спутниковой связи. С помощью таких каналов формируется полная коммуникационная инфраструктура фирмы. Маркетинговые системы невозможны, прежде всего, без внедрения современных технологий учета маркетинговых операций при обработке грузопотоков. Внедрение подобных систем позволяет автоматизировать процесс ввода информации о движении конкретной физической единицы товара и значительно ускорить время обработки грузов. [3]

Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг. нашего столетия потребовали более точной увязки маркетинга со стратегическими целями фирм, а также активизации роли маркетинга в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы.

В связи с этим главной задачей маркетингастала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции маркетинга с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее.

В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач маркетинга заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.[6]

В соответствии с современными задачами маркетинга различают два вида его функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функцийсвязан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией маркетинга становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.


Рис. 3 Функции управления распределением продукции
К числу функций маркетинговой координации – логистическая координация (см. рис.3) относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции маркетинга заключаются в координации спроса и предложения на товар. В рамках координационных функций маркетинга выделилось еще одно из направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм.

Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.[5]

3.2. Роль служб снабжения в организации товародвижения
            Логистика (от греческого  слова  «logistike»,  что  означает  искусство

вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных  потоков  в пространстве  и  во  времени  от  их  первичного  источника  до   конечного потребителя.  Сегодня, когда  каждая  компания-производитель  разрабатывает тактику и стратегию привлечения бизнес партнеров и  пытается  создать  свою инфраструктуру  товарных  каналов,  возникает  потребность   обращаться   к посреднику  как  к  организатору  товародвижения.  При  этом  экономические расчеты   показывают,   что   использование    посредников    предоставляет определенные  выгоды.  Посредники  (транспортные   экспедиторы)   выполняют широкий спектр логистических услуг  в  сфере  обслуживания  материальных  и информационных потоков и  инфраструктуры  товарных  каналов.  В  основе  их деятельности  различные  функции  логистики   (транспортировка,   хранение, погрузочно-разгрузочные  работы,  управление  запасами,   складирование   и обработка    заказов...)    рассматриваются    как    взаимосвязанные     и взаимодействующие элементы системы, что  и  приносит  им  успех.  Концепция логистики реализуется через систему  товародвижения,  основными  элементами которой являются:

    . технические средства и инфраструктура транспорта;

    . материально-техническая база  экспедиторских,  агентских,  брокерских,

      лизинговых и других компаний, связанных с процессом движения товаров;

    . складское хозяйство и оборудование;

    . средства информационного обеспечения и управления.

            Основным  связующим  звеном  между  производством  и  потреблением  является транспорт, и поэтому новые технологии связаны с изменением  роли  транспорта в   условиях    функционирования    логистических    систем.    Транспортно — экспедиционные  фирмы  берут  на  себя   дополнительные   функции,   которые предшествуют непосредственно транспортировке  или  следуют  за  ней.  Такие, как:  упаковка,  маркировка,  хранение,  сортировка  грузов,  оформление   и ведение  счетов,  определение  оптимального  варианта  маршрутов   и   видов транспортировки,   контроль   за   процессом   движения   грузов   в   пути. [9]

            Эффективность  выполнения  комплекса   экспедиторских   услуг   предполагает применение технологий, обеспечивающих взаимосвязанную работу  функциональных звеньев,  что  позволяет   обеспечивать   контроль   выполнения   заказа   с использованием единой информационной  системы.  Новые  задачи,  связанные  с реализацией  логистических  принципов,  требуют   создания   соответствующей коммуникационной   инфраструктуры,   позволяющей   собирать   и   передавать информацию  участникам  системы.   В   том   числе:   обеспечение   компании современными  информационными  услугами,  доступ   к   удаленным   ресурсам, оперативный обмен коммерческой информацией между  поставщиками,  заказчиками и  посредниками.  Информационно-коммуникационные  сети  обычно  представляют собой  совокупность  аппаратно-программных  средств,   образующих   узел   и объединенных специальными каналами связи. В узел могут входить:  телеграфный канал, телефонный канал общего  пользования,  выделенный  телефонный  канал, выделенный цифровой коммутируемый канал, канал спутниковой связи. С  помощью таких каналов  формируется  полная  коммуникационная  инфраструктура  фирмы.

            Логистические системы невозможны, прежде всего,  без  внедрения  современных технологий  учета  логистических  операций   при   обработке   грузопотоков.

            Внедрение  подобных  систем   позволяет   автоматизировать   процесс   ввода информации о движении конкретной физической  единицы  товара  и  значительно ускорить время обработки грузов. [4]

            Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг. нашего столетия потребовали  более  точной  увязки  логистики  со  стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости  фирм, их способности быстро реагировать на  рыночные  сигналы.  В  связи  с  этим главной  задачей  логистики  стала  разработка  тщательно   взвешенного   и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению  наибольшей эффективности  работы  фирмы,  повышению  ее  рыночной  доли  и   получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто  приводил  и приводит  к  тому,  что  сама  по  себе  закупка  сырья,  полуфабрикатов  и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной  ситуации  такой подход  к  выпуску  продукции  чреват  коммерческим  провалом.  Разумеется, ориентация на минимизацию  издержек  остается  в  силе,  как  об  этом  уже отмечалось  выше,  но  лишь  при  условии  нахождения  оптимального  уровня сочетания  издержек  и  рентабельности  основного  и  оборотного  капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

            Одна  из   основных   задач   логистики   заключается   также   в   создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных  и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки  продукции.

            С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение  таких  проблем,  как:

-    соответствие друг другу материальных и информационных потоков;

-   контроль  за материальным потоком и передача данных о нем  в  единый  центр; 

-    определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

— разработка  способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования;

—   расхождение  между  намеченными  целями  и  возможностями закупки и производства.

            В соответствии с современными задачами логистики различают два вида  ее функций: оперативные и координационные.

            Оперативный характер  функций  связан  с  непосредственным  управлением движением  материальных  ценностей  в  сфере  снабжения,   производства   и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций  традиционного материально-технического обеспечения.

            К функциям в сфере снабжения относится  управление  движением  сырья  и материалов, отдельных частей или запасов готовой  продукции  от  поставщика или пункта их приобретения к  производственным  предприятиям,  складам  или торговым хранилищам.

            В фазе производства функцией логистики становится управление  запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все  стадии производственного  процесса,  а  также  перемещение  готовой  продукции  на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

            Функции  управления  распределением  продукции  охватывают  оперативную организацию  потоков  конечной  продукции  от  предприятия-производителя  к потребителям.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.