Введение
Считается, что успешнаяработа магазина зависит от его удачного расположения, ассортимента, от ценовойполитики и от того, насколько грамотно работает с покупателями персонал.
И все же, это не всефакторы, влияющие на организацию торгового процесса. Важной составляющей успехапредставляется дизайн магазина.
На первый взгляд можетпоказаться, что в процессе создания интерьера магазина нет ничего особенного. Илюбой человек, хоть немного понимающий в дизайне, может составить примерныйэскиз интерьера магазина. На самом деле, все не так просто.
С помощью дизайнасоздается имидж магазина, и поэтому необходимо учитывать несколько факторов.Во-первых, каждый магазин имеет свой архитектурный план, с которым необходимосчитаться. Присутствующие там всевозможные подсобные и складские помещениянеобходимо замаскировать так, чтобы они не бросались в глаза покупателю и не отвлекалиего от покупок.
Во-вторых, нужноучитывать направление движения покупателей. Как правило, сначала покупательпопадает в ассортиментные зоны, в которых, кстати, особое место необходимоотвести для новинок и лидеров продаж; дальше располагаются зоны обслуживанияпокупателей.
Но небольшие исключениятолько подтверждают правила. Чтобы отделить ассортиментную зону от зоны обслуживания,простой смены мебели (стеллажи и вешалки уступают место зеркалам и диванам)недостаточно. В этом случае приоритет отдается освещению.
Правильно подобранныйсвет может увеличить объем продаж в несколько раз. Мягкий рассеянный светнеобходим каждому магазину, в то же время не повредит и дополнительнаяспециальная подсветка продукции на витрине. Сегодня фирмы, создающие торговоеоборудование для магазинов, предлагают витрины разной формы и с разными видамиподсветки — от галлогеновых ламп до светодиодов.
Что касается торговогооборудования, то здесь существует масса вариантов. Можно выбрать среди ужеготовых прилавков и стеллажей; это займет меньше времени и средств. Такимистандартными стеллажами оформляют обычно продуктовые супермаркеты.
Нестандартные решениябудут стоить дороже, но они придадут магазину неповторимость и станутузнаваемыми, что особенно ценно при создании сети розничных магазинов.
Важное место в дизайнемагазина занимает витрина. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме синтерьером магазина, и ясно давать представление о том, что в этом магазинеможно купить.
Интересно такжеиспользование интерьерной рекламы. Где, как не в собственном магазине,привлекать внимание к своим товарам и инициировать покупку? Возможностей дляпривлечения внимания к торговой марке очень много: световые коробы, вывески,рекламные постеры, объемные буквы…
И все же, наиболеезначимым в дизайне магазина представляется цвет. Сегодня очень популярен белыйцвет: его использует в своем оформлении каждый «уважающий себя» супермаркет.Но такие магазины становятся очень похожими друг на друга, и в ряду«белых» магазинов покупатель будет выбирать наобум.
Значит, необходимовыделиться цветом, создать свой неповторимый стиль. Здесь каждый выбирает сам:нет универсального цвета успеха. При этом следует помнить, что цветовая гаммамагазина может изменяться в зависимости от подсветки стен.
Сегодня, магазинрассматривается не только как место непосредственной продажи товаров, но и каксредство их рекламы.
Интерьер магазиназанимает значимое место в привлечении новых и закреплении постоянныхпокупателей. Покупатель, как известно, не всегда заходит в магазин соформившимся намерением приобрести определенный товар.
Целью курсовой работыявляется исследование принципов оформления интерьера магазина в реально действующемторговом предприятии.
В качестве торговогопредприятия будет рассмотрен магазин-супермаркет в городе Железногорске — «Минами».
Актуальность темыисследования лежит в выборе правильных методов рекламы для повышения ее эффективностив целях лучшего продвижения товаров на рынке.
Эта тема является оченьактуальной в современных рыночных отношениях, ведь реклама затрагивает интересыбизнеса, творчества, нужды потребителей и государственное правовоерегулирование.
Современная рекламнаяиндустрия, как и ранее, находится под влиянием технологии.
Для достижения намеченной цели поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты организации рекламно информационной работы в сфере торговли;
— провести анализ интерьера в ООО «Минами»;
— обосновать необходимость совершенствования интерьера ООО «Минами»;
Предметом исследования выступает реклама в современных рыночных отношениях, а также процесс формирования рекламной деятельности предприятия торговли и использования рекламы более доступной для потребителей информации.
Объектом исследованиякурсовой работы является ООО «Минами», находящееся по адресу, город Железногорскулица Ленина 64/1.
В теоретической главекурсовой работы показаны теоретические данные в области маркетинга,охарактеризована роль рекламы в современной экономике и ее применение в сфереторговли, изучено использование рекламы в повышении эффективности коммерческойдеятельности в розничной торговле.
Во второй части даннойработы производится анализ рекламно-информационной работы в ООО «Минами». Наоснове теоретических разработок анализируется рекламно-информационнаядеятельность ООО «Минами», его организационно-правовая политика, применениеконцепции маркетинга, рекламно-информационных решений и методов стимулированияпродаж.
Заключительный разделвключает в себя разработку отдельных сторон торговой деятельности предприятия,обосновывается целесообразность и эффективность предлагаемых решений.
1 Теоретические аспекты организации рекламно информационной работы всфере торговли
1.1 Формирование стиляинтерьера магазина
Каждому супермаркету присущ собственный, индивидуальный облик. Этот образ магазина иногда складывается в сознании покупателей непроизвольно, в результате длительного пользования его услугами. Однако чаще руководители супермаркета стремятся осознанно сформировать у покупателей определенное представление о магазине, определенный образ супермаркета. Важными чертами образа супермаркета являются его месторасположение и доступность для покупателей, удобная, хорошо освещенная автостоянка (эти вопросы рассматривались в предыдущих разделах). Кроме того, формированию благоприятного образа супермаркета способствуют архитектурное решение фасада здания и его необычная, рациональная внутренняя планировка, равно как и привлекательный интерьер. Архитектурное решение фасада здания супермаркета. Эстетическое оформление здания магазина призвано отвечать двум противоречивым требованиям: оно должно гармонично сочетаться с окружающим ландшафтом и постройками, но в то же время и выделяться, и бросаться в глаза. Чтобы придать зданию супермаркета облик, гармонирующий с ландшафтом, духом и историей данной местности, можно использовать местные материалы, декоративные мотивы, традиционные приемы украшения. Например, на зданиях в южных штатах страны могут быть ажурные решетки и маркизы на окнах, в Техасе, например, оформление может быть выполнено на тему «старинная испанская католическая миссия», в Калифорнии же для отделки здания естественно применить красное дерево. Однако в любом случае супермаркет должен четко выделяться среди конкурентов, а этого можно достигнуть необычным архитектурным решением или выбором соответствующих строительных материалов.
Непременно следует предусмотреть удобные въезды на автостоянку и удобные выезды. Входы и выходы из магазина должны быть раздельными и так оформлены, чтобы покупатели легко в них ориентировались. Нужно следить, чтобы хорошо были видны щиты с указанием, что данная автостоянка предназначена исключительно для покупателей или что время пользования ею ограничено, например, 30 мин. Следует четко обозначить пожарные выезды, равно как и дорожки с односторонним движением, разметить участки для автотранспорта поставщиков товаров, автомобилей коммивояжеров, автомобилей самих работников магазина; при этом лучшие участки должны отводиться покупателям. Все большее количество супермаркетов переходит на продленные часы торговли.
1.2 Планировка торгового зала супермаркета
Совершенно очевидно, что широта ассортимента в том или ином отделе влияет на размер площади, которая ему требуется. Некоторые магазины специально рекламируют и выделяют определенный отдел — мясной или, например, фруктов и овощей,— и продают в этих отделах товары более широкого и глубокого ассортимента, нежели их конкуренты. Необходимо также учитывать средние размеры единиц товара, его громоздкость и т. п. В некоторых отделах минимально возможная площадь определяется размерами торгового оборудования, которое необходимо для выкладки товаров. Например, если отделу требуется торговое холодильное оборудование, то его площадь не может быть меньше площади самого маленького из холодильных прилавков-витрин плюс площадь торговых и рабочих проходов. Если же по широте ассортимента или намечаемого объема реализации отделу требуется несколько холодильных прилавков-витрин, то его минимальная площадь соответствующим образом увеличивается. При распределении площади непременно надо учитывать и то, какими способами и с помощью какого оборудования товар выкладывается для продажи. Очень веским доводом в пользу увеличения площади того или иного отдела является его высокая рентабельность. Однако этот показатель не может быть единственным критерием. Потребители ожидают, что в супермаркете должно быть определенное количество отделов и соответствующий товарный ассортимент; при этом чем крупнее супермаркет, тем больше отделов и более широкий и глубокий ассортимент рассчитывает найти в нем покупатель. Покупателя не интересует прибыльность товара, и супермаркет должен учитывать требования и ожидания потребителей. Например, если магазин получает мало прибыли на сахаре или, скажем, продуктах детского питания, то руководители супермаркета, скорее, предпочтут смириться с низкой прибыльностью этих товаров, нежели вовсе исключить их из ассортимента и рисковать тем, что покупатели уйдут к конкуренту. Однако если требующийся покупателям ассортимент товаров обеспечен, то, как правило, при распределении площади между различными отделами учитывается рентабельность каждого из них.
1.3 Освещение в торговом зале
Во многих супермаркетах на лампы и светильники возлагается одна задача — освещать торговые залы, инвентарь и товары. С этой задачей прекрасно справляются обычные потолочные люминесцентные лампы, которые к тому же весьма экономичны. Лучше, если трубчатые лампы расположены не вдоль проходов и островных прилавков, а поперек. Тогда товары выглядят привлекательнее, создается меньше теней. Даже и в этой ограниченной роли внутреннее освещение тоже является элементом образа супермаркета.
Световые акценты – самые сильные, и они помогают покупателю ориентироваться в зале, являясь таким же действенным (если не более) средством, как знаки и указатели. С помощью освещения может создаваться зрительный маршрут для покупателя, и при сложной конфигурации торгового зала (когда зал распадается на несколько частей, есть «аппендиксы» и тупиковые зоны) световые эффекты помогут привлечь посетителей магазина в дальние углы.
Недостаточная освещенность – основная причина некачественной презентации товаров, в особенности если они выставлены в закрытых полках. В этом случае рекомендуется использовать локальный направленный свет. Тот же прием поможет сделать акцент на определенном товаре, заставить покупателя обратить на него внимание.
На повышение заинтересованности покупателя работает и умелое применение цветного освещения. Подсвеченное розовым светом сырое мясо выглядит более привлекательно, а для освещения прилавков с зеленью хорошо использовать свет зеленых тонов – от этого цвет продукта становится более насыщенным. Исследованиями доказано, что правильно сделанная локальная подсветка может повысить продаваемость отдельного товара в несколько раз.
1.4 Декоративное оформление интерьера супермаркета
Наряду с архитектурой иоформлением фасада здания важным фактором формирования у покупателей образа супермаркетаявляется интерьер. Интерьер должен соответствовать внешнему оформлению и непротиворечить тому образу, который сложился у покупателей под влияниемархитектурного решения здания. Более того, оформление интерьера должносоответствовать традициям, вкусам, образу жизни основных контингентовпокупателей. Декоративное оформление современных супермаркетов весьмаразнообразно — от простого, суховатого стиля до изобилия всевозможныхдекоративных материалов и украшений. Тема декоративного оформления может отражатьили подчеркивать преобладание тех или иных товаров в ассортименте. Например,магазины, в ассортименте которых большую роль играет рыба, для декоративногооформления интерьера и одновременно для указания на их профиль могут с успехомприменить рыбацкие сети, небольшие настоящие шлюпки и другие подобные предметы.Подобным образом с помощью декоративного оформления торговых залов многихсупермаркетов можно показать, какое место в их ассортименте занимает мясо либофрукты и овощи. Проектанты стремятся к тому, чтобы образ супермаркета всознании покупателей непременно включал те товарные группы, которые преобладаютв его ассортименте. Относительным новшеством является использование в качествеактивного элемента декоративного оформления супермаркета цвета. Если преждепреимущественно использовали бледные пастельные тона, то теперь предпочитаюткраски ярких, броских цветов. Секцию винно-водочных изделий оформляютдревесиной глубоких сочных цветов (или имитируют такую древесину): подобноеоформление бросается в глаза, и секцию нельзя не заметить в торговом зале, полытеперь стали делать цветными, гладкокрашеными или со сложным рисунком, сприменением традиционных и новых материалов. Конечно, цвета необходимоприменять со вкусом и соблюдать чувство меры.
Последним важнымэлементом декоративного оформления интерьера супермаркета являются средствавнутримагазинной рекламы: вывески, указатели, графика. Такие вывески иуказатели выполняют две функции — информационную и рекламную, и их графическоерешение часто отражает обе эти функции. Информативные надписи и указателипоказывают, где находятся различные отделы магазина, основные товарные группы ипр. Эти надписи и указатели являются постоянной частью декоративногооформления; эстетически они должны гармонично сочетаться с общей атмосферой торговогозала. Чисто рекламные надписи, вывески и объявления могут быть самымиразнообразными—от написанных вручную коротких записок до очень сложных средстввнутримагазинной рекламы, поставляемых некоторыми крупными промышленнымифирмами вместе с товарами. Руководители супермаркета должны тщательнопроверять, соответствуют ли эти рекламные материалы поставщиков задачам иобразу супермаркета. Все компоненты внешнего и внутреннего оформлениясупермаркета должны сочетаться между собой и порождать у покупателя ожиданиеудобных и приятных покупок.
2. Краткая характеристика предприятия ооо«МИНАМИ»
2.1 Статус предприятия
Общество с ограниченной ответственностью«Минами» было образовано 1 октября 2000 года, находится в городе Железногорске.
Деятельность магазина-супермаркетаосуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,другими законами и нормативными актами Российской Федерации, регулирующимидеятельность предприятий, а также уставом.
Полное наименованиехарактеризуемого предприятия Общество с ограниченной ответственностью «Минами»,юридический адрес: Россия, Курская область г. Железногорск, ул. Ленина, 64/1.
Супермаркет «Минами» организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание покупателей.
Супермаркет осуществляет виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию (розничная реализация алкогольной продукции) и санитарно-эпидемиологическому заключению (услуга розничной продовольственной торговли — ассортимент реализуемых товаров.
В целом можно отметить,что предприятие создано с целью комплексного обеспечения населения товарами. Всоответствии с основной задачей стоящей перед магазином, осуществляютсяследующие виды деятельности:
— осуществлениепроизводственной, финансовой деятельности;
— осуществление вустановленном порядке необходимых мероприятий по рекламе своих товаров;
— заключениехозяйственных и иных договоров в пределах своей компетенции;
— торгово-закупочнаядеятельность;
— другие видыдеятельности, предусмотренные в уставе предприятия.
Торговая деятельность магазинаосуществляется согласно ассортиментного перечня, согласованного с местной администрацией.
Состав применяемых предприятием экономических ресурсовразличен. Особое значение для успеха производственной деятельности имеетналичие определенного запаса ресурсов длительного пользования, или капитала.
В современной экономической литературе нередкоразличаются две основные формы капитала: физический (материально-вещественный)капитал и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки,производственный опыт).
Основные производственные фонды – это средства труда,которые длительное время неоднократно или постоянно участвуют во многихпроизводственных циклах, при этом они сохраняют свою натуральную форму, изнашиваютсяпостепенно и переносят свою стоимость на создаваемые продукты или услугичастями. [5, С. 40]
Показатели движения, состояния и использованияосновных фондов в ООО «Минами» представлены в таблице 1.
Таблица 1 Движение, состояние и использование основныхсредств
Наименование показателя 2009 год 2010 год
Изменение />
Показатели движения
Коэффициент обновления 0,010 0,003 -0,007
Коэффициент выбытия 0,018 0,004 -0,014
Коэффициент интенсивности обновления основных средств 0,556 0,75 0,194
Коэффициент интенсивности обновления основных средств 0,556 0,75 0,194 Показатели состояния Коэффициент годности: на начало года 0,681 0,619 -0,062 на конец года 0,619 0,545 -0,074 Коэффициент износа: на начало года 0,319 0,381 0,062 на конец года 0,381 0,455 0,074 Показатели эффективности использования Фондоотдача 11,807 7,798 -4,009 Фондоемкость 0,085 0,128 0,043 /> /> /> /> /> /> /> />
Анализ коэффициентов таблицы показал, что в ООО «Минами»в течение рассматриваемого периода времени наблюдаются медленные темпыобновления основных средств, при этом показатели их снижаются. Разница величинкоэффициента обновления и выбытия незначительна, т.е. в организации идет тенденциясохранения доли старых фондов. Несмотря на то, что коэффициент интенсивностиобновления основных средств в 2010 году увеличивается, его значение остаетсяниже нормы (при норме больше 1).
Состояние основныхсредств в 2009 году соответствует достаточной степени годности (ее норма 0,8 иболее). К концу 2010 года значение коэффициента годности уменьшается и становитсянедостаточной (менее 0,5 критическое значение). Доля основных фондов, срокполезного использования которых истек в силу физического или морального износа,в течение анализируемого периода увеличивается. А увеличение степениизношенности основных фондов свидетельствует о невыполнении плана ремонтовосновных средств либо невыполнении плана технического развития, что можетотрицательно отразиться на плановых показателях объема продаж.
Фондоотдача ифондоемкость относятся к числу обобщающих показателей эффективностииспользования основных фондов. В 2010 году наблюдается снижение фондоотдачи всравнении с прошлым годом, т.е. уменьшается объем реализованной продукции на 1руб. основных производственных фондов. Это говорит о том, что уровеньиспользования действующих фондов низкий в силу его технического состояния.
Что касаетсяфондоемкости, то значение показателя увеличивается, а вместе с нимувеличивается потребность организации в основных фондах.
Оборотные производственные фонды и фонды обращенияподразделяются на различные элементы, составляющие материально вещественнуюструктуру оборотных средств.
Оборотные производственные фонды ООО «Минами»включают:
- производственныезапасы;
- незавершенноепроизводство и полуфабрикаты собственного изготовления;
- расходы будущихпериодов.
Фонды обращения состоят из следующих элементов:
- готовая продукцияна складах;
- денежныесредства;
- средства врасчетах.
Эффективностьиспользования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости. Подоборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительностьпоследовательного прохождения средствами отдельных стадий производства иобращения.
Финансовое положение предприятия находится в прямойзависимости от состояния оборотных средств, поскольку скорость превращенияоборотных средств в денежную форму оказывает непосредственное влияние наплатежеспособность предприятия. Поэтому предприятия заинтересованы ворганизации наиболее рационального движения и использования оборотных средств. Рассчитаемпоказатели оборачиваемости оборотных средств ООО «Минами», используя данныебухгалтерского баланса. Полученные коэффициенты представим в таблице 2.
Таблица 2 Эффективность использования оборотныхсредствНаименование показателя 2008 год 2009 год
Изменение /> Коэффициент оборачиваемости 16,262 14,475 -1,787 Длительность одного оборота 22,137 24,870 2,733 Коэффициент загрузки 0,061 0,069 0,008 Коэффициент отдачи оборотных средств 0,441 0,144 -0,297
/>Анализоборачиваемости оборотных средств организации показал, что за период с 2009 по 2010год происходит ее замедление. Это обстоятельство подтверждается снижениемколичества оборотов (с 16,262 до 14,475) в рассматриваемом периоде,соответственно увеличением продолжительности одного оборота в днях, т.е.увеличивается срок возврата (на 3 дня) предприятию его оборотных средств в видевыручки от реализации. Кроме того, изменение коэффициента загрузки средств вобороте говорит об увеличении оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручкиот реализации. Показатель отдачи оборотных средств в 2010 году в сравнении спрошлым годом уменьшается с 0,441 до 0,144.
/>Эффективностьиспользования оборотных средств в ООО «Минами» снижается, что может привести квовлечению в оборот дополнительных средств.
Анализ финансового состояния организации (предприятия)предусматривает изучение активов предприятия, источников финансирования ифинансовых коэффициентов. Основным документом, характеризующим текущее финансовоеположение предприятия, является балансовый отчет (баланс).
Основными целями составления баланса являются:
- оценка текущего финансовогоположения организации (предприятия) на определенную дату;
- анализ динамики финансовогосостояния организации (предприятия), эффективности его текущей деятельности.
Анализ средств за 2010 год выполним по таблице 3.
Таблица 3/>Сравнительный анализ актива баланса за 2010 годНаименование На начало года На конец года Изменение, тыс. руб. Темп прироста, % тыс. руб. % тыс. руб. %
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы 35 0,067 - - -35 -100 Основные средства 29154 55,795 25605 79,152 -3549 -12,173 Отложенные налоговые активы 146 0,279 162 0,501 16 10,959 Итого по разделу I 29335 56,141 25767 79,653 -3568 -12,163
II. Оборотные активы
Запасы 16303 31,201 423 1,308 -15880 -97,405 НДС 1 0,002 - - -1 -100 Дебиторская задолженность 1883 3,604 4852 14,999 2969 157,674 Денежные средства 4730 9,052 1306 4,037 -3424 -72,389 Итого по разделу II 22917 43,859 6581 20,344 -16336 -71,283 БАЛАНС 52252 100 32349 100 -19903 -38,090
Анализ данных актива за 2010 год показывает, что общаясумма средств организации уменьшилась на 19903 тыс. руб. В основном этопроизошло за счет уменьшения доли оборотных активов. Их удельный вес на конецгода в общей стоимости имущества ООО «Минами» составил 20,34%, а внеоборотных –79,65%.
Внеоборотные активы уменьшились на 3568 тыс. руб. и кконцу года составили 25767 тыс. руб. В их составе произошло уменьшение размеровтаких статей, как основные средства (на 3549 тыс. руб.) и нематериальные активы(на 35 тыс. руб.).
Величина запасов в составе оборотных активовуменьшилась на 15880 тыс. руб. и на конец года составила 423 тыс. руб. Такжепроизошло уменьшение размера денежных средств с 4730 тыс. руб. до 1306 тыс.руб. или на 72,39%.
В составе оборотных активов обращает на себя вниманиенезначительный рост дебиторской задолженности, удельный вес которой в стоимостиимущества к концу 2009 года составил 14,99%.
По таблице 4 проанализируем динамику измененияисточников средств предприятия за 2010 год.
Таблица 4/>Сравнительный анализ пассива баланса за 2010 годНаименование На начало года На конец года Изменение, тыс. руб. Темп прироста, % тыс. руб. % тыс. руб. %
III. Капитал и резервы
Уставный капитал 4685 8,966 4685 14,483 - - Собственные акции, выкупленные у акционеров - - -74 0,229 -74 - Добавочный капитал 1249 2,390 1249 3,861 - - Резервный капитал 234 0,448 234 0,723 - - Нераспределенная прибыль 25162 48,155 25223 77,971 61 0,242 Итого по разделу III 31330 59,959 31317 96,810 -13 -0,041
IV. Долгосрочные обязательства
Отложенные налоговые обязательства 15 0,029 22 0,068 7 46,667 Итого по разделу IV 15 0,029 22 0,068 7 46,667
V. Краткосрочные обязательства
Займы и кредиты 1237 2,367 350 1,082 -887 -71,706 Кредиторская задолженность 19670 37,644 660 2,040 -19010 -96,645 Итого по разделу II 20907 40,012 1010 3,122 -19897 -95,169 БАЛАНС 52252 100 32349 100 -19903 -38,090
По данным таблицы 2 видно, что в течениеанализируемого периода источники средств предприятия уменьшились на 19903 тыс.руб. или на 38,09%.
В 2010 году в разделе пассива «Капитал и резервы»продолжился рост нераспределенной прибыли и к концу года ее размер составил25223 тыс. руб. В итоге наблюдается увеличение реальной стоимости собственногокапитала, что положительно может отразиться на финансовой устойчивостиорганизации.
В течение отчетного периода краткосрочныеобязательства организации значительно уменьшились в сравнении с прошлым годом.Это обстоятельство вызвано уменьшением размеров займов на 887 тыс. руб. икредиторской задолженности на 19010 тыс. руб. В итоге удельный вескраткосрочных обязательств снизился и в общей сумме источников средств заемныхсредств составил 3,12% (в прошлом году они составляли 40,01%).
Показателиоборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положениякомпании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их вденежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособностьпредприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равныхусловиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы [17, С.66].
Коэффициенты деловойактивности рассчитаны на основе данных бухгалтерского баланса ООО «Минами»(форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2) и представлены в таблице 5.
Таблица 5 Показателиоборачиваемости средствПоказатель 2009 год 2010 год
Изменение /> Нормативное значение показателей Коэффициент оборачиваемости совокупных активов, количество оборотов 6,818 5,047 -1,771 Не менее 3 Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, количество оборотов 16,262 14,475 -1,787 Не менее 3 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, количество оборотов 13,281 6,816 -6,465 Не менее 2 Коэффициент оборачиваемости материальных запасов, количество оборотов 19,374 19,749 0,375 Не менее 3 Показатель 2009 год 2010 год
Изменение /> Нормативное значение показателей Коэффициент оборачиваемости готовой продукции 25,373 26,766 1,393 Не менее 3 Коэффициент оборачиваемости производственных средств 7,945 5,973 -1,972 Не менее 3 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, количество оборотов 184,109 63,40 -120,709 Не ниже 12, критическое равно 4 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, количество оборотов 14,017 19,482 5,465 Не ниже 12, критическое равно 4
Анализ коэффициентовоборачиваемости показал, что они соответствуют нормативу. Значение коэффициентаоборачиваемости совокупных активов уменьшается, что ведет к замедлениюкругооборота средств организации. Также уменьшается значение коэффициентаоборачиваемости оборотных активов и коэффициента оборачиваемости собственногокапитала в рассматриваемом периоде. Показатель оборачиваемости материальныхзапасов увеличивается к концу отчетного периода. Это оценивается положительно,т.к. меньше средств задействовано в этой наименее ликвидной статье оборотныхактивов.
Количество оборотовготовой продукции к концу 2010 года увеличивается с 25,37 до 26,77. Ростпоказателя означает увеличение спроса на реализуемую продукцию организации.
На основании проведенногоанализа активов и пассивов предприятия, а также коэффициента дебиторскойзадолженности можно сказать, что оборачиваемость дебиторской задолженностиснижается. Следовательно, период оборота дебиторской задолженностиувеличивается, а чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск еенепогашения.
Что касается коэффициентаоборачиваемости кредиторской задолженности, то он увеличился с 14 до 19оборотов. Рост показателя означает увеличение скорости оплаты задолженностипредприятия.
Коэффициенты оценкифинансовой устойчивости предприятия позволяют выявить уровень финансовогориска, связанного со структурой источников формирования капитала предприятия, асоответственно и степень его финансовой стабильности в процессе предстоящегоразвития. [15, С. 32] Для проведения такой оценки в процессе финансовогоанализа используются показатели, рассчитываемые на основе данных бухгалтерскогобаланса (форма №1). Полученные коэффициенты представлены в таблице 6.
Таблица6 Показатели финансовой устойчивости организацииПоказатель На начало 2009 года На начало 2010 года На начало 2009 года Нормативное значение показателей Коэффициент автономии 0,430 0,60 0,968 Больше или равно 0,6 Коэффициент заемного капитала 0,570 0,40 0,032 Меньше или равно 0,4 Коэффициент финансирования 1,324 0,668 0,033 Меньше или равно 0,4 Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества 0,038 0,036 0,150 Меньше или равно 1,0 Доля дебиторской задолженности в текущих активах 0,095 0,082 0,737 Меньше или равно 0,7 Показатель На начало 2009 года На начало 2010 года На начало 2009 года Нормативное значение показателей Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами -0,675 0,122 13,121 Больше или равно 0,5 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,422 0,087 0,843 Больше или равно 0,1 Коэффициент маневренности -0,393 0,064 0,177 Больше или равно 0,5 Коэффициент реальной стоимости имущества 0,607 0,569 0,794 Больше или равно 0,5 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анализ коэффициентов финансовой устойчивости показал,что в ООО «Минами» в начале рассматриваемого периода наблюдается недостаточныйуровень внутренней финансовой устойчивости, о чем говорят коэффициенты обеспеченностиматериальных запасов собственными оборотными средствами, обеспеченностиоборотных активов собственными средствами и коэффициент маневренности. Ониимеют отрицательные значения, свидетельствующие об отсутствии собственныхоборотных средств. Так же следует отметить низкое значение коэффициентанезависимости (автономии) и соответственно высокого показателя удельного весазаемных средств в стоимости имущества.
В дальнейшем наблюдается тенденция улучшенияфинансового состояния организации. К концу 2010 года ООО «Минами» достигаетабсолютно устойчивого состояния. Товарно-материальных запасов становитсяменьше, и организация полностью покрывает их собственными оборотными средствами(13,12 собственных средств приходится на 1 руб. материальных запасов).
Но следует обратить внимание на увеличение долидебиторской задолженности в текущих активах. Если удельный вес дебиторскойзадолженности в текущих активах будет увеличиваться и дальше, то организациявынуждена будет привлекать дополнительные источники (краткосрочные кредиты вбанке или за счет прироста кредиторской задолженности, постоянно находящейся враспоряжении организации).
Коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности)характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своимтекущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровняликвидности. Проведение такой оценки требует предварительной группировки оборотныхактивов предприятия по уровню ликвидности. Для проведения оценкиплатежеспособности (ликвидности) в процессе финансового анализа используютсяпоказатели, рассчитываемые на основе данных формы №1. Полученные коэффициентыпредставлены в таблице 7.
Таблица 7 Показатели ликвидности и платежеспособностиПоказатель На начало 2008 года На начало 2009 года На начало 2010 года Нормативное значение показателей Коэффициент текущей ликвидности 0,957 1,086 6,329 Больше или равно 2 Коэффициент срочной ликвидности 0,308 0,306 5,911 Больше или равно 0,8 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,220 0,226 1,293 0,2 – 0,25 Коэффициент общей платежеспособности 0,755 1,497 30,346
Анализ данных таблицы 7 показал, что коэффициенттекущей ликвидности в 2009 году меньше нормы, а это, безусловно, говорит офинансовом риске. Коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности непосредственноо платежеспособности не говорят, а носят лишь вспомогательный характер в оценкеплатежеспособности. Так коэффициент срочной ликвидности показал, что сразубыстро ООО «Минами» в условиях своевременного погашения дебиторской задолженностиможет погашать только 0,31 краткосрочных обязательств (при норме 0,8).
Коэффициент абсолютной ликвидности говорит, чтонепосредственно «живыми» деньгами организация погашала в 2009 году 0,22 текущихобязательств, что соответствует норме.
К концу 2010 года организация становитсяплатежеспособной, полностью покрывая долги в краткосрочном периоде. Превышениетекущих активов над текущими пассивами в этом периоде обеспечивает резервныйзапас для компенсации убытков в своей деятельности.
Для расчета показателей, характеризующихрентабельность использования материально-денежных ресурсов организации,используются данные бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях иубытках (форма №2). Рассчитанные коэффициенты рентабельности представлены втаблице 8.
Таблица 8 Показатели рентабельностиНаименование показателя 2009 год 2010 год
Изменение /> Рентабельность совокупных активов 21,485 3,277 -18,208 Рентабельность мобильных средств 51,244 9,397 -41,847 Рентабельность производственных средств 25,035 3,878 -21,157 Рентабельность собственного капитала 41,852 4,425 -37,427 Рентабельность перманентного капитала 35,398 4,422 -30,976 Рентабельность реализации (продаж) 2,713 0,993 -1,72
Анализ данных таблицы 8 показал, что значениекоэффициентов рентабельности снижается в рассматриваемом периоде. Этосвидетельствует о том, что уровень доходности ООО «Минами» становится низким,т.е. эффективность использования активов и заемного капитала в процессе своейхозяйственной деятельности уменьшается.
Следует обратить внимание на коэффициент экономическойрентабельности, т.к. этот показатель является одним из наиболее важныхиндикаторов конкурентоспособности предприятия. Его снижение, безусловно, можетотразиться на уровне конкурентоспособности ООО «Минами».
Коэффициент финансовой рентабельности позволяет определитьэффективность использования собственного капитала, вложенного в предприятие.Его значение больше показателя экономической рентабельности.
Изменение коэффициента коммерческой рентабельности всторону уменьшения свидетельствует о необходимости пересмотра цен.
Магазин осуществляетсамостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующимзаконодательством.
Магазин реализует товары,работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или надоговорной основе, если иное не предусматривает законодательством РФ. Контрольи ревизия производственной и хозяйственной деятельности предприятияосуществляется налоговыми, природоохранными и другими органами, имеющими правоконтроля.
В настоящее времядеятельность предприятия осуществляется только по розничной продажепродовольственных товаров. Источником формирования финансовых ресурсовпредприятия являются собственные источники и привилегированные средства (займыи кредиты).
Структура управленияторговым предприятием должна удовлетворять таким требованиям: соответствоватьфункциональному содержанию процесса управления предприятием; обеспечитьпланомерное развитие управляемой системы; обладать возможностями для внедренияв практику достижений науки и передового опыта. На структуру управленияоказывают влияние численность сотрудников, подчиненных одному руководителю,объем товарооборота, специализация, количество подведомственных торговых единиц(структурных подразделений).
Магазин находится нацентральной улице города — ул. Ленина, вблизи крупных торговых предприятий,банков, жилого района. Поэтому покупательский поток всегда велик, так какпомимо самих жителей города посещают магазин гости города. Магазин расположенвблизи остановок общественного транспорта и имеет удобную парковочную площадку,прилегающую к территории магазина.
Среди других предприятийторговли, которые могут повлиять на поток посетителей, идущих или едущих поулице Ленина, можно назвать гипермаркет «Европа». Среди других конкурентов,расположенных в данном районе можно выделить ТЦ «Линия» и «Центральный рынок».
2.2 Решения по оформлениюинтерьера торгового зала супермаркета «Минами»
Успешная деятельностькаждого магазина в значительной степени зависит от дизайнерских элементов.Дизайн предприятия розничной торговли должен быть не только красивым изапоминающимся – он должен соответствовать позиционированию магазина.Эффективный дизайн магазина должен содержать элементы воздействия на сознание иподсознание покупателей. Все компоненты, формирующие образ магазина в сознаниипокупателей, должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае возможна цельностьвосприятия, а она означает хорошую узнаваемость магазина и большой процентлояльных покупателей [1, С. 163].
Технологии мерчандайзингавключают грамотную выкладку товара, обязательное зонирование торговой площади,функциональное и эстетичное торговое оборудование. При проектированиисупермаркета крайне важно учитывать все перечисленные факторы.
При проектировании иоформлении супермаркета большое значение имеет имидж торговой марки,представленной в магазине. Именно бренд и его фирменный стиль определяют общийдизайн торгового зала. В своем большинстве, когда бренд – международный, стильоформления магазинов – общий для всех стран.
При создании дизайна дляразного типа магазинов учитываются их особенности: класс магазина, различныедекоративные элементы, нестандартные решения при проектировании интерьеров и,конечно, предусматривается свое торговое оборудование.
Фасад здания, вывеска,крыльцо, стоянка для автомобилей — все это элементы, которые создают внешнийоблик магазина. Фасад супермаркета «Минами» украшен фирменной вывеской сназванием супермаркета. Привлекает внимание крыльцо, окрашенное вбледно-розовый цвет и ступеньки, выполненные в фирменной цветовой гамме — сочетаниязелёного с черным. Стоянка для автомобилей — неотъемлемая часть супермаркета, и ее желательно иметь. Супермаркет «Минами»имеет свою небольшую стоянку для автомобилей. Прилегающая территория обустроенаследующим образом возле магазина расположены три клумбы, также имеется щит,стоящий неподалеку от супермаркета, возле входа в сам супермаркет установленыурны для мусора, окрашенные в зеленый цвет.
Вывеска супермаркетасветится неоновыми лампами, что создает круглосуточную рекламу магазина. Онаяркая, привлекательная, понятная, запоминающаяся и сочетается с общим дизайномфасада.
Витрина магазина,постоянно обращает на себя внимание мимо проходящих потенциальных покупателей.Наличие художественной витрины во многом определяет статус магазина. Супермаркет«Минами» использует наружную витрину. Витринаоформлена в фирменном стиле, поэтому, создает эксклюзивную идею. Супермаркет«Минами» имеет угловую витрину — это очень эффективный инструмент воздействияна прохожих. Действенность такой витрины обусловленавизуальной активностью угловой формы, перехватывающей пешеходные потоки идостаточной площадью для создания объемной композиции. Также угловая витринапозволяет исправить многие архитектурные и планировочные недочеты (острые углыв интерьере, низкую протяженность фасада и т.д.) Витрина супермаркета классифицируется, как товаро-сюжетная. Частьассортимента магазина выставлена неожиданным и оригинальным способом, в нейсооружены оригинальные натюрморты, установлены японские куклы, украшена витринацветами и бамбуком, а так же объемными рекламными материалами. Витринаосвещается в темное время суток.
Общее освещение всупермаркете создается рядом светильников, расположенных на потолке. Освещениесупермаркета «Минами» ровное, не слепящее, и не сильно тусклое. Правильноеобщее освещение – один из важнейших факторов в создании приятной атмосферы ипривлекательности здания. Чтобы подчеркнуть ценность какого-либо товара иливыделить особые места торгового зала, нужен направленный, акцентирующий свет.
При выкладке товаров учетнаправления встроенного освещения помогает подчеркнуть особенности товара.Например, демонстрация тортов или пирожных в витрине весьма эффективна дляпокупателей, но это достоинство будет не полностью оценено, если торт подвинутблизко к переднему краю витрины, и оказался в тени. Застекленные шкафы ивитрины довольно привлекательное место в магазине, и часто там располагаютсяценные товары. Поэтому важно не только грамотно разместить товар, но иучитывать особенности освещения. К примеру, освещение сзади заглушает объемтовара и смягчает цветовые различия на упаковках. А если надо наоборот,подчеркнуть и усилить объем, лучше разместить светильники с боков. Прирасположении освещения за товарами, можно использовать различные, интересные посилуэту композиции, а так же товары с прозрачными упаковками и прозрачнымсодержимым: напитки, гели, посуду и т.п. При этом создается эффект витражности.А освещение сверху и снизу усиливает горизонтальные грани выставленных товаров.
Цвет стен сильно влияетна настроение человека, проводящего в помещении значительное время. Правильно выбранныеобои или краска могут сделать уютной практически любую комнату. При оформлениимагазина были приняты три цветовых решения: зеленый (фирменный цвет компании),черный и красный. Цвет стен магазина выполнен в фисташковом цвете.
Основной акцент впозиционировании супермаркета «Минами» ставится на эксклюзивный и очень широкийассортимент нескольких товарных категорий. Таким образом, слоган «Супермаркет«Минами» – покупатели с нами!» поддерживает общую концепцию позиционирования. Вэтом магазине очень широко представлен ассортимент подарочной продукции –элитного алкоголя, кондитерских изделий, мыло-моющих средств.
Знание современныхрозничных технологий и оперативная работа всех отделов, отвечающих заформирование, управление и оптимизацию ассортимента, позволяет исследовать ианализировать пожелания потребителей и своевременно реагировать на любыеизменения в покупательском спросе.
Эксклюзивным предложениемсупермаркета «Минами», сильно выделяющим его из ряда других продовольственныхсупермаркетов города Железногорска, можно считать предложение японской кухни ияпонских продуктов. Магазин по праву гордится широким ассортиментом в городеЖелезногорске. Впечатляет наличие на прилавках разнообразных морепродуктов откреветок до моллюсков. А так же в супермаркете представлены устройства при помощи,которых можно в домашних условиях приготовить вкуснейшие суши или роллы не хужечем шеф-повар японского ресторана. Грамотныеконсультанты магазина расскажут о тонкостях японской кухни и обязательнопосоветуют, какой именно сорт риса стоит выбрать, а также порекомендуют лучшиеалкогольные напитки и помогут выбрать подарок.
В этом магазинепредставлены не только продукты, традиционные алкогольные напитки и сладости поудивительно доступным ценам, но и разнообразные товары из Японии.
Необычно выполнены иполки с товаром, магазин явно запомнится тем, кто в нем побывает. Приглушенные,светлые оттенки, мягкие линии, освещение все в этом магазине вызываетспокойствие.
Интерьер в японском стиле – это, прежде всего, минимализм и простота. Главный девиз здесь – ничего лишнего. Особый колорит японскому стилю придают карликовые деревья (так называемый бонсай) и икебана.
Фирменным элементом в магазине являются японские бумажные фонарики, их делают из гофрированной бумаги, аккуратно склеенной с бамбуковым каркасом. Такие фонарики обычно зажигают на японских фестивалях, вешают на карнизе у входа в здание, особенно в ресторанах и гостиницах. В супермаркете «Минами» эти большие красные фонари висят у входа.
Одной из важных составляющих атмосферы японского стиля является бамбук. Он используется в отделке потолка и рулонных штор. Также на стенах висят свитки с иероглифами.
Торговля в супермаркетеустроена по принципу самообслуживания, и лишь некоторые товарные категории(мясо, колбасные изделия, сыры) отпускаются через прилавок. Торговоеоборудование расставлено таким образом, что из многих точек хорошо видно весьторговый зал. Проходы между стеллажами широкие и везде могут свободноразъехаться две тележки. Колонны в торговом зале используются по всем правилампроектирования магазина – вокруг них создаются островные товарные экспозицииили несущие конструкции используются для размещения POS материалов.
Кассовые аппаратырасположены на достаточном расстоянии, поэтому даже в самые оживленные торговыечасы не создается ощущения тесноты. Прикассовая зона оформлена выкладкамиимпульсных товаров и промо-стойками.
2.3 Организация рекламной работы в предприятии ООО «Минами»
Оформление магазина должно соответствовать имиджу общей торговой стратегии, дизайн магазина должен способствовать принятию решения о покупке.
Притягательный, комфортный для покупателей дизайн магазина способствует увеличению продаж, а, следовательно, ведет к успеху владельца бизнеса. Подтверждение этому получено на реально существующих и эффективно работающих розничных магазинах различных по группам товаров, торговым стратегиям и размерам.
Использование возможностей индивидуального подхода к проектированию дизайна магазина, оформлению магазина и изготовлению торгового оборудования может позволить добиться вместе с предложенным ассортиментом эффекта содействия, формирующего удовлетворенных лояльных покупателей для магазина.
При расположении товаров вторговом зале учитывается несколько факторов. Это оптимальное использованиепространства торгового зала, рациональное расположение товарных групп, способызамедления потока покупателей.
Еще на стадии подготовкик реконструкции магазина были проведены исследования поведения покупателей, изкоторых выяснилось, что более 80% посетителей передвигаются по залу по часовойстрелке (слева направо). Поэтому для удобства покупателей было продумано особоерасположение отделов, кассы, открытых прилавков, стеллажей для открытойвыкладки товара в отделе самообслуживания.
Выкладка товара на полкахи стеллажах супермаркета играет огромную роль. Выкладка товара должнамаксимально облегчить покупателю поиск нужной продукции. Для этого на полкахпроизводится выкладка товара блоками, по категориям, торговым маркам, размерамупаковки и т.д.
На стеллажах всупермаркете «Минами» выкладка товара от пола до уровня глаз высокого человека.Самое выгодное для восприятия покупателем расположение товара на уровне 130 см от пола. Поэтому это полка называется «золотой» и на ней стоят самые дорогие товары.
Наиболее ходовые товарыдолжны стоять на уровне глаз покупателей, наиболее дешевые – на нижних полках.Так происходит, потому что согласно статистике на них приходится не более 5%продаж супермаркета.
Кроме того, выкладкатовара должна учитывать направление движения глаз человека. При разглядыванииполки человек смотрит слева направо, сверху вниз, как при чтении. Поэтомувыкладка товара должна быть такой: в левой части полки находятся наиболеепопулярные товары, в правой – те, которые необходимо раскрутить. Правильнаявыкладка товара исключает пустоты. У покупателя должно складываться впечатление,что полки просто ломятся от обилия продукции. Никаких пустот на полках недолжно быть. Если какой либо товар полностью распродан, то его место долженстать другой товар, не нарушая правил выкладки товар. Однако, здесь нужно тожезнать меру. На полках не должно быть слишком много товара, что бы он незатруднял доступ к товару и не перемешивался. В таком случае внимание покупателябудет рассеиваться.
Выкладка товара внутриодной группы должна учитывать множество факторов. Основными являются: размеры,дизайн, упаковка, цветовое сочетание, производители. Товары с меньшим срокомгодности должны быть доступны потребителю в первую очередь. Правильная выкладка товара направлена на поддержаниепопулярными товарами – менее популярных, или новинок. Поэтому, обычно наиболеепопулярные марки располагаются вначале и конце полки, а между ними всеостальные.
Так же правильнаявыкладка товара зависит и от ценников, точнее правильного их размещения. Ценникдолжен быть размешен под товаром, цену которого он указывает. Цена на немдолжна быть хорошо видна. Если есть предложение о скидке, то на ценнике онодолжно быть выделено.
Для оформления витрин истеллажей используются различные рекламные материалы: листовки, флажки, постеры,плакаты, стикеры, мобайлы.
Изучением и внедрениемновых принципов мерчандайзинга занимаются специалисты отдела маркетинга.
Расположение кассы иместа хранения сумок покупателей, специально оборудованные витрины для разныхгрупп товара, размещенная рекламная продукция, цветовое оформление зала истеллажей — все это призвано создавать атмосферу, в которой посетители будутчувствовать себя легко и непринужденно, а процесс покупки станет проще и приятнее.
Наряду с рекламойнаружной интерьерной действенной является и внутримагазинная реклама, так какпокупатель, находясь рядом с товаром, имеет возможность сразу же совершить покупку.Поэтому эффективность внутримагазинной рекламы можно рассматривать как«сиюминутную», импульсивную. И здесь особенно важную роль играет рекламноеразмещена товара, выполненное с учетом покупательского спроса и законовпсихологии.
Основные товары следует размещать таким образом, чтобы покупатель, приобретая их, имел возможность по пути ознакомиться и с другими товарами. Поэтому товары частого спроса и сопутствующие можно размещать рядом с основными. Как при рекламе наружной интерьерной, так и внешней важно учитывать и такой фактор, как сезонность спроса. Новые товары выставляются на самом видном месте. Для привлечения внимания к определенным товарам можно использовать все средства рекламы: диапозитивы, динамические рекламные установки, световые и цветовые контрасты. В торговых залах супермаркета «Минами» продумана система навигации для посетителей – по всему маршруту смонтированы указатели-лайтбоксы.
Супермаркет «Минами»обладает узнаваемым фирменным стилем. Торговое оборудование, форма сотрудников,дизайн навигационных знаков, реклама – все выполнено в фирменной цветовой гамме– сочетании зеленого с черным и красного. На поддержку имиджа супермаркета«Минами» работают и продуманный интерьер, и последовательность в использованиифирменного стиля, и качественный сервис и легкая приятная музыка, играющая в торговомзале.
Залог успеха всего мероприятия – в выборе целей рекламной работы. От того, насколько они определены, зависит выбор стратегии рекламной кампании.
Это может быть реклама на радио и телевидении, реклама в прессе, наружная реклама, реклама в метро, на транспорте и т.д [11, С. 174].
Магазин давно существует, поэтому, необходимо побуждать потребителя к действию и таким образом стимулировать продажи. В данном случае эффективность достигается не только массированной рекламой, но и всем комплексом маркетинговых средств (промоушн-акции, P.O.S.M. и т.п.).
Цветовая гамма воспринимается на подсознательном уровне и напрямую влияет на поведение покупателя. Поэтому к правильной колористической подготовке интерьера магазина стоит отнестись на полном серьезе. Цветовая гамма супермаркета «Минами» выполнена в зелёно-чёрном и красном стиле – эти цвета являются фирменными для магазина.
Значительное влияние на общее впечатление о фирме оказывают витрины. Витрины являются украшением, в торговом зале супермаркета «Минами» используется небольшие стеклянные полочки. В них красиво размещаются — пиво, сигареты и другое.
Используемые в супермаркете «Минами» рекламные средства следует сочетать с внутренней рекламой. К основным средствам внутренней информации относят информационные объявления, схемы, плакаты, форма и этикет товаров, торговая мебель, интерьер зала.
Профессиональный этикет также является одним из элементов внутренней рекламы. В работе продавцов-кассиров, консультантов торговых залов — манеры — показатель не только внешней и внутренней культуры работника, но и культуры фирмы в целом.
Манеры работников супермаркете «Минами» строятся на принципе заботы о покупателях. Поведение работников супермаркета «Минами» выражает приветливость, корректность и сдержанность.
Изучение покупательскогоспроса — важный элемент рекламной деятельности на предприятии ООО «Минами».
Важным элементом рекламытакже является товарный знак, логотип и вывеска, что и имеет ООО «Минами».
Супермаркет «Минами»ведет постоянную работу над продвижением своего бренда: по всему Железногорску расставленыщиты супермаркета «Минами», а на улицах раздаются рекламные буклеты. Дляпосетителей в супермаркете «Минами» регулярно проводятся различные акции,распродажи, скидки. Администрация супермаркета планирует для удобствапокупателей ввести дисконтные карты.
Администрацией ООО «Минами» изучены основные требования к рекламе:
— реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;
— реклама распространяется на русском языке;
— не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещённых к производству и реализации;
— реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, она должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;
— использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
Администрацией ООО «Минами» соблюдаются все статьи Федерального Закона «О рекламе».
Администрация супермаркетавыделяет на рекламу достаточное количество денежных средств, чтобы рекламапродукта не была назойливой. В рекламе нужны постоянные нововведения иизобретательность.
3. направления />совершенствования оформления магазина «МИНАМИ» и повышения эффективности рекламы в торговом зале
Наряду с рекламой важноеместо в продвижении продукта на рынке занимает стимулирование сбыта, т.е.разработка мероприятий по ускорению восприятия продукта потенциальнымипотребителями, подталкивание их к тому, чтобы сделать покупку.
Планирование любойрекламной работы начинается с определения ее общих задач.
Коммерческая деятельностьлюбого предприятия, независимо от его основного назначения, включает в себярекламу. Ясно, что она должна соответствовать политике предприятия в целом иявляться его неотъемлемой и естественной частью.
Прежде чем перейти кнепосредственному планированию рекламной деятельности, нужно, разумеется,определить ее цели, а также пути их достижения. При этом производственнойкомпании необходимо учитывать, что реклама может возвысить в условияхконкуренции, а при неправильной организации непременно обеспечит обратныйэффект. В соответствии с этим подход к рекламе должен быть серьезным иосновательным. Все структурные подразделения предприятия должны действоватьсвязно и едино [13, С.114].
Само определениерекламной кампании подразумевает непременное обозначение цели. Системавзаимосвязанных между собой мероприятий за определенный период времени должнапривести к намеченной цели, иначе рекламная работа считается бесполезной.
Прежде чем начатьрекламирование, заказчик должен вступить в дискуссию с представителем рекламнойкампании. Целью этого обсуждения является обозначение стоящей проблемы, ееуточнение и конкретизация с рассмотрением составляющих деталей. Для чего нуженстоль основательный и доскональный подход? Прежде всего, для того, чтобы исключитьненужные направления в решении проблемы и оставить только то, что действительноимеет значение.
Обязательно долженсоздаваться план по рекламе. При его составлении обозначаются главные ивторостепенные цели, первая из которых утверждается в письменном виде. Впроцессе продвижения цель все больше конкретизируется, в результате чего, вконце концов предстает в оптимальном виде. В любом случае, цель рекламнойкампании должна быть очень четко обозначенной. В зависимости от содержаниярекламных мероприятий она может быть краткосрочной, среднесрочной идолгосрочной. Пожалуй, основная сложность создания достойной рекламной кампаниикак раз и заключается в том, чтобы правильно обозначить цель. Задача эта весьматрудоемкая и — что самое интересное — не всегда полностью выполнимая. Вотпочему так важно ставить реально достижимые задачи. При этом следует сознавать,какие именно средства будут использоваться для достижения цели и в какой срокпланируется получить результат. Такая четкая конкретизация необходима для собраннойи сосредоточенной работы в требующемся направлении. Осознание цели позволяетснизить вероятность возникновения ошибок при создании рекламы и еераспространении. Цель служит светом в конце тоннеля, ориентируясь на который,рекламные работники и их клиент будут осуществлять свои задачи.
При разработке планаучитываются факторы спроса и предложения. Поскольку обстоятельства на рынкемогут измениться в любой момент, в рекламный план в предвидении таких возможныхизменений следует включать определенную программу действий.
Если реклама грамотноспланирована и достойно проведена в жизнь, это способно повлиять на работумагазина. Такой эффект вполне возможен, если принять во внимание, что онапозволяет наладить контакты производителей с потребителями, помочь в накоплениизнаний о деятельности данного магазина.
Важной целью выступаетстимулирование сбыта товаров или увеличение объема услуг. Через рекламнуюработу можно добиться переключения внимания потребителей.
Развивая рекламнуюработу, магазин старается создать себе благоприятный имидж. К сожалению, частодостигается обратный эффект. И, наконец, рекламная работа, осуществляемая втечение какого-то определенного времени, служит для того, чтобы у потребителейвыработалось впечатление стабильности данного магазина.
Для выстраиваниярекламной работы в таком виде, чтобы она приносила максимальный эффект, нужновыполнить целый ряд условий. Однако чаще всего недостаток заключается внеумении правильно сформулировать цель. Формулировка цели должна быть четкой,ясной и однозначной. И, конечно, при постановке цели следует учитывать и такойфактор, как аудитория.
Рекламная работа должнаосновываться на идее, в которой отражены ее цели. Эта идея присутствует вкаждом ее элементе. При её планировании следует выбрать основную тему ипостепенно сводить к ней все элементы.
Эффективность – этосложная социально-экономическая категория, присущая всем этапам развитияобщества. Она отражает характерные экономические, социальные, психологические, ииные особенности объекта исследования. Эффективность оценивается во всех сферахдеятельности, на различных ее уровнях (на макро- и микро-уровне), анализируетсяи прогнозируется.
Эффективность работыпредприятия характеризуется, прежде всего, насколько полно его деятельностьотвечает интересам потребителей (объем товарооборота, его структура, культураобслуживания, уровень цен), интересов (сумма активов, капитала,перераспределенной прибыли, дивидендов), государства, территории, коллективапредприятия [6, С. 87].
Администрации супермаркета«Минами» желательно наладить учёт эффективности рекламы. Говоря об эффективностирекламы, нужно разделять это понятие в соответствии с заданными целями.Эффективность рекламы может быть экономической и психологической. В принципе, ито, и другое взаимосвязано. Психологическое воздействие рекламы в идеале должноприводить потенциальных потребителей к приобретению данного товара. Для этого исоздается реклама, отличающаяся яркостью, оригинальностью, благозвучием, легкозапоминающаяся и не вызывающая раздражения. Насколько сильно и позитивнопсихологическое воздействие рекламы на сознание человека, настолько она экономическиэффективна.
ООО «Минами» развиваетсяэффективно, и руководство магазина уделяет внимание для эффективной работырекламной деятельности. Изыскиваются пути роста прибыли, и рентабельностирекламной деятельности.
Анализ использованияразличных рекламных средств в супермаркете «Минами» (приложение А).
Анализируя данныетаблицы, можно отметить, что большую долю руководство магазина выделяет нарозыгрыши, в месяц «Минами» разыгрывает по двадцать тысяч рублей, выделенныесредства как в 2009, так и 2010 гг. были израсходованы полностью. За 2010 годпо городу были развешаны три «растяжки», а также была реконструирована входнаягруппа, добавлены различные световые эффекты. Также в 2010году увеличилась долярекламы на рекламу в прессе на 6,7%.
Положительным моментомможно считать повышение средств на рекламу на ТV. Фактически доля израсходованных средств увеличилась на45,6% по сравнению с 2009 годом, в ходе теле рекламы было представлено нетолько рассказ о продукции, о работе супермаркета, но и показ этого в действии,это естественно приводит к усилению воздействия на потребителя, и расширяет ихинформированность.
Еще одним «плюсом» врекламной деятельности ООО «Минами» можно назвать повышение средств, на акциивключая благотворительность на 14,3% по сравнению с отчетным периодом. А так жеувеличение средств на печатную рекламу, её уровень по сравнению с 2009 годомувеличился и составил 66,7%.
Печатная реклама – одноиз основных средств рекламы, рассчитанной исключительно на зрительное восприятие,и уменьшать её долю крайне нецелесообразно, ведь именно из меню, плакатов иобъявлений посетители узнают о данном супермаркете и его продукции.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что данное предприятие по эффективностирекламной деятельности в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилосьфактически на 10,7 %, также следует отметить, что в результате проведенияактивной рекламной деятельности, фирма занимает устойчивое положение на рынке.
Реклама, как информация опродукции, способствует формированию спроса, стимулирует продажу продукции и, вконечном счете, способствует получению прибыли.
Предложения постимулированию сбыта:
— для того чтобыпокупатель мог узнать о новом продукте, необходимо провести дегустацию.Дегустацию можно провести в магазине, где покупателя будут информировать опродукте, рекламируют его достоинства перед другими продуктами, а так же у негоесть возможность попробовать этот продукт и оценить наиболее полно. Проведениедегустации способствует более быстрому восприятию продукта. Если покупателюпонравиться продукт, то он будет покупать этот товар — будет спрос на этупродукцию;
— очень важно сочетатьрекламу и форму предложения, выкладку своей продукции потребителю. Выкладкадолжна дополнять сам продукт, прежде всего как можно более наглядным образомдемонстрировать покупателю его применение. Выкладка должна подчеркиватьуникальные, специфические свойства товара, его неповторимые особенности ипреимущества в сравнении с аналогами;
— участие в торговыхярмарках и выставках играет первостепенную роль в предпринимательскомстановлении экспонента в том смысле, что оно формирует общественное мнение онем, демонстрируя общую картину предприятия в его отношениях с клиентами,конкурентами, структурами финансирования и средствами массовой информации.
В связи с тем, что ООО«Минами» реализует продукцию различных производителей, рекламировать всюпродукцию организация не может. Реклама продукции производиться поставщиками втом виде и в том объеме, каком они считают необходимым, а именно:
— выделение денежныхсредств на рекламную информацию, нанесенную на автомобили ООО «Минами»;
— предоставление буклетови различного рекламного материала для раздачи клиентам ООО «Минами»;
— реклама на радио ителевидении и т.п.
Реклама самой организацииООО «Минами» идет только от торговых представителей и не охватывает всех потенциальныхпокупателей.
Предложения по рекламеорганизации ООО «Минами» (реклама направлена на оптовых и мелкооптовыхклиентов):
— в рекламе нателевидении можно показать, какие торговые марки предлагает организация;
— реклама в газете сможетдонести информацию до покупателя о ценах на продукцию, предоставлении скидок, атак же о местонахождении организации;
— выпуск буклетов,листовок с кратким рассказом о предлагаемой продукции, сделать акцент нановинках, поместить иллюстрации с продукцией. Данные буклеты могут раздаватьторговые представители, а также можно через почтальонов распространять буклетыпо жилым домам и торговым организациям;
— поместить рекламнуюинформацию на фургоны грузовых автомобилей организации;
— поместить информацию оборганизации и реализуемой продукции в Интернете;
— при проведении кокойлибо акции от поставщиков можно сделать рекламу, например на радио, об этойакции и указать свою организацию как представителя данного поставщика.
Реклама организациипоможет, привлечет новых клиентов, что может привести к увеличениютоварооборота на 15-20%.
В работе показано, чтодля успешного осуществления торговой деятельности необходимо, чтобы торговоепредприятие розничной торговли удовлетворяло целому ряду требований.
Во-первых, необходимо,чтобы любое торговое предприятие выполняло основные функции розничной торговойсети, начиная от закупки товаров до нормального функционирования своейфинансовой деятельности.
Во-вторых, необходимо,чтобы постоянно и повсеместно повышались показатели качества розничной сети.
В-третьих, необходимоучитывать размещение новых торговых точек.
В-четвертых, необходимоучитывать потребности населения, а не только желание торговой фирмы разместитьв том или ином месте торговый центр или магазин.
Все это невозможноосуществить без оптимального планирования и устройства торгового предприятия,без оснащения его современным технологическим оборудованием. В свою очередь,при устройстве и планировании торгового предприятия, необходимо учитывать рядфакторов.
При устройстве магазинанеобходимо соблюдать требования, связанные с технологическими, экономическими,архитектурно-строительными и др. факторами.
Далее, необходимо припланировании стремиться к увеличению соотношения торговой площади магазина кобщей площади магазина.
При устройстве ипланировании торгового предприятия необходимо также учитывать и остальныефакторы, например, такие, как планировка витрин, высоту потолков, обеспечениенормальной освещенности торгового зала, вентиляция, отопление и др.
Необходимо оснаститьторговое предприятие современным технологическим оборудованием, холодильнымиустановками, подъемниками, современными кассовыми аппаратами и т.д.
Важным вопросом присовершенствовании и рационализации устройства и планирования торговогопредприятия необходимо уделить больше внимании возможности реконструкции,ремонта и модернизации торговых и неторговых площадей, а также самого зданиямагазина.
Заключение
Без сомнения, красивый дизайн помогает продавать продукцию, покупатели часто ориентируются не на технические характеристики и свойства товара, а на то, как он выглядит. То же самое, можно сказать и об интерьере магазина, в яркий, стильный магазин людей заходит значительно больше, чем в невзрачный, уныло оформленный магазин. Следует отметить, что чрезмерные изыски в оформлении интерьера торговой точки могут уменьшить продажи, покупатель будет заходить в чрезмерно креативно оформленный магазин как в музей — поглазеть на обстановку или будет сторониться его вовсе.
Интерьер магазина «Минами» выполнен в зелёно-чёрном и красном тонах. Необычно выполнены и полки с товаром, магазин явно запомнится тем, кто в нем побывает. Приглушенные, светлые оттенки, мягкие линии, освещение все в этом магазине вызывает спокойствие.
Интерьер в японском стиле – это, прежде всего, минимализм и простота. Главный девиз здесь – ничего лишнего. Особый колорит японскому стилю придают карликовые деревья (так называемый бонсай) и икебана.
Минимализм и строгая функциональность, отсутствие ярких красок в оформлении стен, простота и даже однообразие торговой мебели, его сдержанная графика простых линий — традиционные отличия интерьера в японском стиле. Всё это представлено в супермаркете «Минами».
Ещё одним фирменным элементом в магазине являются японские бумажные фонарики, их делают из гофрированной бумаги, аккуратно склеенной с бамбуковым каркасом. Такие фонарики обычно зажигают на японских фестивалях, вешают на карнизе у входа в здание, особенно в ресторанах и гостиницах. В супермаркете «Минами» эти большие красные фонари висят у входа.
Важной составляющей для японской атмосферы является бамбук. Он используется в отделке потолка и рулонных штор. Также на стенах висят свитки с иероглифами. B японский интерьер без проблем вписывается современная аудиоаппаратура, ее чистые линии не создают эстетического диссонанса, которая также использует соответствующее обстановке супермаркета музыкальное оформление.
Логотип супермаркета «Минами» присутствует на бейджах у работников, на фирменных пакетах. Так же для повышения имиджа в супермаркете следует раздавать сувенирную продукцию с логотипом предприятия – ручки, календари, воздушные шары. Интерьер магазина очень важная составляющая встратегии маркетинговой политики. Покупателям должно быть удобно и комфортновыбирать товар. Качественная, и удобная торговая мебель помогает обслуживатьклиентов и положительно сказывается на имидже.Дизайн интерьера магазина складывается из следующихсоставляющих:— архитектурно-планировочные элементы — элементы декора — элементы навигации и информации — оборудование — рекламные элементы — P.O.S.- и промо-материалы.
Все эти элементы присутствуютв интерьере супермаркета «Минами», что придаёт ему свой фирменный стиль,формирующая соответствующий образ у покупателей. Успешная работа магазина зависит от его удачного расположения,ассортимента, от ценовой политики и от того, насколько грамотно работает спокупателями персонал – с этим удачно справляется супермаркет «Минами».
Список использованнойлитературы
1. Бхаскаран, Л.Анатомия дизайна. Реклама, книги, газеты, журналы / Л. Бхаскаран.- М.: RotoVision,АСТ, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-17-048132-3
2. Бьюзен, Т.Думайте эффективно / Т. Бьюзен.- М.: Попурри, 2009. — 104 с. — ISBN978-985-483-900-4
3. Геращенко, Л.Л.Ошибки в современной рекламе / Л.Л. Геращенко. — М.: Диаграмма, 2008. — 96 с.-ISBN 5-901706-18-8
4. Келлер, К.Л. Стратегическийбрэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом / К.Л. Келлер.-2-еизд., доп.-М.: Вильямс, 2007.- 704 с. — ISBN5-8459-0682-2
5. Котлер Ф., Триасде Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей / Ф.Котлер, Триас де Без Ф. серия: Современныйбизнес,- СПб.: Нева, 2004. — 192 с. — ISBN 5-7654-3320-0
6. Кутлалиев, А.,Попов А. Эффективность рекламы / А. Кутлалиев, А. Попов 2-е изд., доп.-М.:Эксмо, 2008.- 416 с.- ISBN 5-699-14768-3
7. Мачнев, Е.Развлекупки. Креатив в розничной торговле / Е. Мачнев.- СПб.: Питер, 2004. –208 с. — ISBN 5-469-00603-4
8. Огилви, Д. Огилвио рекламе / Д. Огилви. — М.: Эксмо, 2009. – 232 с. — ISBN 5-699-02340-2
9. Пайн, Д., ГилморД. Аутентичность. Чего по-настоящему хотят потребители / Д. Пайн, Д. Гилмор. — СПб.: BestBusinessBooks, 2009. — 352 с. — ISBN 978-5-91171-004-0
10. Песоцкий, Е. Современная реклама:Теория и практика / Е. Песоцкий.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 315 с. — ISBN:5-222-03497-6
11. Питерс, Т. Основы. Дизайн / Т.Питерс. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в С-Петербурге, 2008. — 160 с. — ISBN 5-315-00053-2
12. Психология дизайна и рекламы /Издательство: Современная школа, 2009. — 256 с. – ISBN 978-985-513-422-1
13. Райгородский, Д.Я. Реклама: внушениеи манипуляция. Медиа-ориентированный подход / Д.Я. Райгородский.- Бахрам-М, ИД,2009. — 752 с. ISBN 5-94648-052-9
14. Рымашевская, Ю. Рекламная бомба.Рецепты копирайтинга, взрывающие рынок / Ю. Рымашевская. — СПб.: Питер, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-469-014
15. Семенов Б. Д. Рекламный менеджмент /Б. Д. Семенов. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. — 272с. — ISBN: 5-7856-0226-1
16. Фишел К., Гарднер Б. Logolounge. 2000работ созданных ведущими дизайнерами мира, серия: Книжки с кARTинками, / К.Фишел, Б. Гарднер.- М.: РИП-Холдинг, 2010. — 192 с. — ISBN 1592534007
17. Фридман Л. Дж., Фьюри Т.Р. Новыеканалы сбыта — главное преимущество компаний / Л. Дж. Фридман, Т.Р. Фьюри.-М.:Эксмо, 2009. — 352 с. — ISBN 978-5-699-32034-9
Периодические издания
1. Богачева Е. Зонаособого внимания / Е. Богачева // Индустрия Рекламы. 2009. — №5.- С. 18.
2. Серов, С. Прощай,икебана!.. / С. Серов // Communication Arts. 2000. — №1-2. – С. 11-12.
3. Тамберг В. Сообщение и рекламоноситель: находим соответствие/ В. Тамберг// Реклама. Теория и практика.2009.- №2.- С. 13-14.
4. Удалова Н. Премьернаявыкладка товара / Н. Удалова // Реклама. OutdoorMedia. 2009.-№10.- С. 24-25.
5. Шустрый А. В поисках света / А. Шустрый//Designer. 2009.- №12.- С. 21-22.
Электронные ресурсы
1. Эффективностьрекламы [Электронный ресурс] // 5ka- Электрон. текстовые дан. и граф. дан. — М.: Б. изд., 2009. – Режим доступа: www.5ka.ru/47/9662/1.html, свободный.
2. Зомби-покупатели[Электронный ресурс] // Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. ,2009. – Режим доступа: www.mediaguide.ru/?p=news&id=4663d350,свободный.