Реферат по предмету "Маркетинг"


Роль упаковки для молокопродукции

Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы использования упаковки длямолокопродукции …5
2. Анализ упаковки продукции ООО «Белая сила». 20
2.1 Общая характеристика ООО «Белая сила». 20
2.2 Упаковка продукции ООО «Белая сила». 21
2.3 Пути улучшения упаковкипродукции 23
Заключение. 26
Список литературы… 28
Приложения

Введение
В последнее времямногочисленные факторы сделали упаковку важным маркетинговым инструментом.Повышение роли самообслуживания в связи с развитием сети супермаркетовпредполагает, что теперь упаковке приходится выполнять множество задач в сферепродажи, начиная с привлечения внимания и описания товара и заканчиваясовершением акта продажи.
В связи с переходомроссийской экономики на рыночные рельсы в стране активно развивается системамаркировки, соответствующая международным стандартам. Однако подавляющеебольшинство российских потребителей просто не знают расшифровку многих знаков,поэтому при покупке товара (услуги) не всегда получают полную и достовернуюинформацию о нем.
Данная тема актуальна,поскольку упаковка способствует различению товаров на перегруженном рынке, атакже признанию компании (или товара) у покупателей. Маркировка в свою очередьявляется неотъемлемой частью упаковки, сообщая о ценных свойствах торговоймарки и информируя покупателей.
Актуальность данной темыподчеркивается и тем, что сегодня в обстановке жесткой конкуренции упаковкаможет оказаться для производителя последним шансом привлечь вниманияпокупателей.
Предметом исследованияявляется упаковка и маркировка товара.
Объект исследования – ООО«Белая сила».
Цель данной работы –изучить упаковку и маркировку товара и их роль в его продвижении на рынке.
Задачи следующие:
1.   Понять сущность упаковки имаркировки;
2.   раскрыть основные способы упаковкитовара;
3.   рассмотреть российский рынокупаковки;
4.   изучить основные маркировочные знаки;
5.   проанализировать упаковку продукцииООО «Белая сила»;
6.   дать основные рекомендации поулучшению упаковки продукции ООО «Белая сила».
Методы, используемые приизучении данного вопроса – анализ, синтез и дедукция.

1. Теоретическиеосновы использования упаковки для молокопродукции
 
1.1 Упаковка товара
Многие товары, которые предлагаютсяна рынке, приходиться упаковывать. Некоторые маркетологи даже называют упаковку«пятым Р» после цены, товара, места и продвижения, хотя большинство из нихсклонны считать упаковку одним из элементов товарной стратегии [10, стр. 649].
Понятие упаковки можнотрактовать по-разному.
Упаковка – тара,материал, в который помещается товар, для сохранения его свойств послеизготовления и придания компактности [13, стр. 722].
Упаковка – важныйноситель рекламы товара [12, стр. 723].
Упаковка – деятельностьпо разработке и производству жесткой или мягкой оболочки для товара [10, стр.649].
Упаковка – частьпланирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает ипроизводит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция,этикетку и вкладыши [11, стр. 178].
Непосредственно тароймогут быть картонный ящик, целлофановая упаковка, стеклянная, алюминиеваяпосуда или банка, бумажный пакет или их сочетание. Продукция часто помещаетсяболее чем в одну упаковку. Например, изделия из дробленого зерна упаковывают внебольшие картонные коробки и затем перевозят в больших гофрированных ящиках.Часы заворачивают в ткань, а потом кладут в пластмассовую коробку.
Этикетка содержитфирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы,коды для хранения и инструкции для использования.
Вкладыши – детальныеинструкции и указания о мерах предосторожности для сложной или опаснойпродукции, которые хранятся в упаковках лекарств, игрушек и т.д., или купоны,призы, брошюры с рецептами [11, стр. 178].
Сама упаковка появилась вглубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в своипещеры в шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч леттому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хранения твердыхпредметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостейстеклянные сосуды. К началу средневековья в разряде упаковочных материалов ужечислились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих вековзадачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров [9, стр.302].
В последнее времяупаковка превратилась в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошоспроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительнымудобством, а для производителей – дополнительным средством стимулирования сбытатовара. Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетингаспособствуют самые разные факторы:
—   Самообслуживание в торговле. Всебольшее число товаров продают в универсамах и магазинах методомсамообслуживания. В этих условиях упаковка должна выполнять многие функциипродавца – она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушитьпотребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление в целом.
—   Рост достатка потребителей. Растущийдостаток потребителей означает то, что они готовы заплатить немного больше заудобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки.
—   Образ фирмы и образ марки. Фирмыосознают действенную мощь хорошо спроектированной упаковки как помощникапотребителя в мгновенном узнавании фирмы или марки. Например, любой покупательпленки тотчас узнает знакомые желтые коробочки с пленкой «Kodak».
—   Возможности для новаторства.Новаторство в упаковке может принести производителю большие выгоды. Создание в1899 году упаковки, сохранявшей свежесть печенья «Унида» (картон, внутренняя ивнешняя бумажная обертка), позволило увеличить продолжительность хранениятовара в магазине по сравнению с обычной для того времени тарой в виде коробоки бочек [9, стр. 303].
Упаковка выполняетследующие функции:
—   предохраняет товар, обеспечивает егосохранность;
—   облегчает хранение и демонстрациютовара;
—   содержит информацию о товаре и егомарке;
—   способствует продвижению товара, впервую очередь за счет содержащихся на ней рекламных сообщений;
—   облегчает покупателям транспортировкуи хранение товара;
—   облегчает покупателям использованиесодержимого;
—   упрощает для покупателей утилизацию ипереработку упаковки [5, стр. 323].
Разработка эффективнойупаковки для нового товара требует принятия большого числа решений. Преждевсего, необходимо создать концепцию упаковки. Концепция упаковки – определениетого, какой должна быть упаковка, и какую роль она должна сыграть дляконкретного товара [10, стр. 650].
При принятии решенияотносительно упаковки должны учитываться следующие ключевые факторы:
—   Размер, цвет и форма упаковки. Привыборе размеров нужно учитывать период хранения (как долго продукт сохраняетсвою свежесть), удобство, традиции и конкуренцию. Выбор цвета и формы зависитот образа, который создается для марки.
—   Количество вариантов упаковок дляодного товара. Зависит от конкуренции и использования фирмой множественнойсегментации. Продавая товар в упаковке всех размеров, существующая фирма можетзатруднить новой фирме получение поддержки каналов сбыта, максимальногопространства на полках, а также выход на различных потребителей.
—   Упаковочный материал. Наиболеераспространенными являются картон, пластик, металл, стекло, целлофан и т. д.При этом необходимы компромиссы. Например, целлофан позволяет показыватьтовары, но очень легко рвется; картон относительно дешев, но труден дляоткрывания. Кроме того, нужно определить, насколько новаторской должна бытьупаковка. Так, фирма «Оушен Спрей» и другие компании используют для напитковстерильные бумажные бутылки, которые позволяют хранить их без охлаждения. Онисочетают преимущества многократного закрывания с быстротой охлаждения.
—   Место, содержание и размер этикетки.Этикетка должна выделяться, на ней должны быть указаны названия компании имарка. Вкладыши в упаковку включают рецепты, указания по использованию, мерыбезопасности, купоны для будущих покупок.
—   Соответствие дизайна упаковкимаркетинговой стратегии. Хорошо известная марка духов может быть экстравагантноупакована, продаваться в ограниченном числе магазинов, рекламироваться вжурналах, рассчитанных на наиболее обеспеченную аудиторию, и реализовываться повысокой цене. В противоположность этому фирма, выпускающая духи, имитирующиеведущие марки, использует упаковку попроще, продает дешевле и не используетрекламу.
—   Стоимость упаковки. Как известно,общие издержки фирм могут достигать миллионов рулей. Относительная стоимостьупаковки может доходить до 40% розничной цены – в зависимости от целей истепени упаковки [11, стр. 181-183].
Выбрав и представивупаковку, компания должна регулярно ее проверять на соответствие меняющимсявкусам покупателей и технологическим новшествам. В прошлом дизайн упаковки могоставаться неизменным на протяжении 15 лет, прежде чем возникала необходимостьизменений. Однако в современной быстро меняющейся среде большинству компанийприходится обновлять внешний вид своих товаров каждые два-три года.
Поддержание упаковки всоответствии с требованиями сегодняшнего дня обычно требует небольших, норегулярных изменений, настолько тонких, чтобы покупатель их даже не замечал.Однако некоторые варианты упаковки, наоборот, требуют сложных решений,решительных действий и значительных затрат. Но несмотря на то, какие изменениятребуются – большие или маленькие – маркетологам необходимо сопоставить затратыи факторы риска с одной стороны, а с другой – оценить не только воздействие навосприятие покупателями ценных свойств, добавленных к товару новой упаковкой, нои степень достижения маркетинговых целей [10, стр. 650].
Например, компания «Pepsi» израсходовала в 1996 году 500 млн.долларов на переоформление упаковки своего напитка Pepsi (основной красный цвет был заменен синим), однакорезультаты исследований показали, что эта мера практически не повысила вниманиепокупателей к товару и существенно не повлияла на конкурентное превосходствоосновной соперницы – компании «Coca-Cola». Перемену заметили лишь половинапокупателей этого напитка и всего 18% сочли, что изменение сделало упаковкуболее привлекательной [10, стр. 651].
Упаковка – важный методкоммуникации с потребителем. Она демонстрирует марку, указывает состав инаправления использования, отражает образ марки и демонстрирует продукцию.Упаковка является инструментом продвижения. Это особенно важно присамообслуживании, а также для фирм, специализирующихся на товарах,приобретаемых импульсивно, таких, как конфеты. Упаковка также напоминает отоваре после его покупки.
Упаковка – важный элементпланирования новой продукции. Более того, ряд фирм смогли представитьсуществующие товары как новые, изменяя их упаковку. Среди примеров продукции,которая была успешно модифицирована и представлена в качестве новой благодаряинновациям в упаковке, – аэрозольные баллоны для дезодорантов, одноразовыеконтейнеры для молока, напитков, алюминиевые контейнеры для быстроприготавливаемой пищи, прозрачная упаковка для мяса [11, стр. 179-180].
Таким образом, принимаярешение относительно упаковки необходимо учитывать интересы общества,непосредственного покупателя и самой компании.
1.2 Способы упаковки
В настоящее время косновным способам упаковки относят следующие:
1.   Упаковка в термоусадочные пленки. Вкачестве термоусадочных пленок используют пленки, которые могут сокращаться принагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия. Кпреимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционнымипленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотногообтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Упаковка в усаживающуюсяпленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик изкартона, она защищает товар от воздействия окружающей среды.
Термоусадочные пленкиприменяются для упаковки разнообразных продуктов питания, банок, бутылок,галантерейных и хозяйственных изделий, газет, журналов, канцелярских товаров.
Возможные вариантыупаковывания могут быть условно разделены на три основные группы: единичная,групповая и штабельная упаковка.
Единичная упаковка(штучная, индивидуальная) – каждое отдельное изделие обертывается пленкой.
Групповая упаковка –предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипныхизделий, которые затем обертываются пленкой. Этот вид упаковки можетприменяться в качестве транспортной тары.
Штабельная упаковка – нажесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия (мешки, коробки, лотки),которые сверху покрываются чехлом из термоусадочной пленки и подаются в печь.После усадки получается компактный штабель, который можно легко перемещатьподъемно-транспортными средствами.
Процесс упаковывания втермоусадочную пленку включает в себя следующие операции: укладка товара наподложку (лоток, поддон); обертывание пленкой; сварка пакета; усадка (прохождениечерез усадочную камеру); охлаждение изделий [20].
2.   Упаковка в растягивающиеся пленки(стрейч-пленки). Главное преимущество этого типа пленок состоит в том, что онине требуют тепловой обработки. Растягивающиеся пленки применяются в следующихслучаях:
—   скрепление пакетов грузов правильнойформы;
—   упаковывание продукции,чувствительной к нагреву;
—   упаковывание продукции, которая впроцессе хранения и транспортирования может уплотняться.
Преимущества упаковки врастягивающуюся пленку по сравнению с упаковкой в термоусаживающуюся пленкусостоит в следующем:
—   экономия энергии (отсутствие операциив усадочной камере);
—   экономия материала (применение болеетонких пленок);
—   экономия производственной площади.
На практике эти дваспособа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том случае, когдапримерно одинаковые грузы поступают с достаточно большим интервалом,предпочтительна растягивающаяся пленка. Когда важна скорость, а размеры грузовочень разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку [20].
3.   Асептическая упаковка. В настоящеевремя эта технология широко используется для упаковывания жидких продуктов(молоко и молочные продукты – более 65%, соки – более 25%, пасты и супы – 10%).Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктоввключает три стадии: стерилизация упаковочного материала; термическая обработкапищевого продукта; расфасовка и запечатывание упаковки.
При асептическомупаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковказаполняется и укупоривается в стерильных условиях.
В настоящее время имеетсябольшой выбор материалов: используют банки из белой жести и алюминия,стеклянные и пластмассовые бутылки, пакеты, упаковки из комбинированныхматериалов «Bag-in-Box» (пакет вкоробке). Для упаковывания молочных продуктов используют прямоугольные пакеты «Tetra-Pak», «Brick-Pak», «Pure-Pak»,«Ultra-Pak» из комбинированных материалов, самымраспространенным из которых является картон – алюминиевая фольга.
Асептическое упаковываниепозволяет сохранить органолептические и вкусовые характеристики пищевогопродукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях.Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогаетизбавиться от вредных микроорганизмов [20].
4.   Упаковка под вакуумом. В процессехранения многих пищевых продуктов происходят химические и микробиологическиеизменения, важную роль в которых играют кислород, свет и температура всовокупности.
Для устранения вредноговлияния кислорода на продукты используют различные приемы: удаление кислорода,применение защитных газов, замораживание продуктов. Наиболее доступным являетсяупаковывание, при котором кислород удаляется с помощью вакуума. Для вакуумногоупаковывания используют чаще термоусадочные пленки, термоформованные материалыи Skin-упаковки.
При использованиитермоусадочной пленки продукт, например кусок мяса, упаковывается в вакууме встрейч-пленку с высокими барьерными свойствами. После обертывания куска мясапроизводится отсос воздуха из упаковки в специальной камере с последующимобжатием ее при помощи металлического зажима или термосваркой.
 Распространены такжетермоформованные упаковки для свежего мяса в виде лотка из термопласта иливспененного материала, на котором размещают продукт, а сверху привариваетсяпленка, из под которой предварительно выкачивается воздух и создается вакуум.
Некоторой разновидностьютакой упаковки является Skin-упаковкафирмы «Cryovac», повторяющая после термообработкиконтуры продукта за счет плотного облегания («вторая кожа») [20].
1.3 Российский рынок упаковки
Современная упаковочнаяпромышленность является достаточно новым явлением в России. На протяжении1990-х гг. российский рынок упаковки рос наряду с потребительскими рынками, асильные макроэкономические тенденции, начавшиеся с 2000 года, создалипроцветающий рынок с ежегодными темпами роста 10-12%. В 2008 году рынокупаковки преодолел отметку в 20 млрд. долларов и, согласно единодушному мнениюаналитиков, активный рост продолжится в период с 2009 по 2009 год [19].
На сегодняшний деньбумажная и картонная упаковка преобладают на российском рынке, и их доля быстроувеличивается. Пластик, стекло и металл сохраняют меньшие доли, в то время какдеревянная упаковка встречается крайне редко [см. Таблицу 1]. С развитиемроссийского рынка упаковки, вероятно, пластик будет играть все более значимуюроль.

Таблица 1
Российский рынокупаковкиВид упаковки Доля на рынке, % Бумага/картон 57 Пластик 17 Стекло 13 Металл 10 Дерево 2 Композитные материалы 1
На сегодняшний деньРоссии принадлежит только 2% от уровня производительности всемирной упаковочнойиндустрии. Этого недостаточно для удовлетворения растущего внутреннего спроса,однако активно идут инвестиции в данную отрасль промышленности, перспективы набудущее представляются ясными. Согласно экспертным данным, российскиепроизводители упаковки осуществляют инвестиции в современные технологии иулучшение функциональных возможностей графических средств. В период с 2002 по 2009гг. Россия импортировала более 500 современных флексографических печатных машин[20].
Бумажная упаковкаявляется одним из наиболее быстро растущих секторов лесной, бумажной иупаковочной промышленностей, при этом за последние годы практически всесегменты демонстрируют существенное увеличение показателей. Потреблениебумаги-основы – тарного картона, картона и мешочной крафт-бумаги – увеличилосьна 10% в совокупном объеме в 2009 году. Рост упаковочных материалов избумаги-основы отражен в росте переработанных продуктов [см. Таблицу 2].

Таблица 2
Производство отдельныхвидов бумажной упаковки в РоссииМатериалы Единицы 2008г. 2009г. Рост Картонные коробки
Миллионы м3 1,732 1,939 +12% Бумажные пакеты Миллионы штук 0,487 0,526 +8% Потребительские бумажные и картонные контейнеры Килотонны 0,098 0,124 +26%
Размеры прибылипереработчиков разнятся, поскольку рост спроса опережает рост поставок, за счетчего цены остаются более высокими, чем на зрелых рынках [19].
Картонная упаковкапреимущественно используется в пищевой, химической промышленности (включаякосметику) и производителями бытовой и офисной техники. Около 70% производствакартонной упаковки в России приходится на гофрированный картон, 80% которогоиспользуется для перевозки грузов. Уровень потребления гофрированного картонана душу населения в России значительно ниже, чем в Европе, следовательно,дополнительный рост можно ожидать, когда повысится уровень жизни российскихпотребителей [20].
Основными российскимипроизводителями гофрированного картона и коробок являются «Камская бумажнаякомпания» (г. Набережные Челны), «Готэк», «Санкт-Петербургский картон».Крупнейшими производителями, принадлежащими иностранным компаниям, являются «Stora Enso Packaging» (Финляндия), «SCA Packaging» (Финляндия) и «Smurfit Kappa» (Ирландия) [19].
Пластиковая упаковкаявляется вторым по важности упаковочным материалом, производимым в России.Спрос на нее растет, а производители все для того, чтобы удовлетворить его,осуществляя инвестиции в новое оборудование и увеличивая производительность вцелях создания усовершенствованных продуктов. По прогнозам, ожидаемый ростпроизводства пластиковой пленки должен составить приблизительно 12% в год. Какправило, производителями являются нефтехимические компании и их дочерниеобщества, выпускающие различные виды пластиковой упаковки [см. Таблицу 3].
Таблица 3
Виды пластиковойупаковкиВид упаковки Доля на рынке, % Многослойная пленка 42 Композитные материалы 24 Однослойный полиэтилен 10 Мягкая пленка 10 Другие виды 14
Основными крупнымипроизводителями являются «Alcan Packaging», «Amcor», «NB-Retal»,«Европласт» [20].
Таким образом, насегодняшний день в России наиболее бурно развивающимися секторами являютсяпроизводство бумажной и пластиковой упаковки с ежегодными темпами роста 10-12%.
1.4 Маркировка товара
Уже давно существуетцелый ряд проблем правового характера, которые связаны с этикетками имаркировкой на них. В частности, этикетки могут ввести потребителя взаблуждение или не содержать описания важных составляющих товара, необходимыхрекомендаций по мерам безопасности. Именно по этой причине во многих странахоформление этикеток и маркировка товара регулируется специальнымзаконодательством [10, стр. 653].
Согласно статье 10Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель,продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую идостоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможностьих правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательномпорядке должна содержать:
—   наименование технического регламентаили иное установленное законодательством РФ обозначение;
—   сведения об основных потребительскихсвойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения осоставе;
—   срок службы (срок годности);
—   гарантийный срок (если установлен);
—   правила и условия эффективного ибезопасного использования товаров (работ, услуг);
—   адрес (место нахождения), фирменноенаименование изготовителя (продавца);
—   правила продажи товаров;
Данная информациядоводится до сведения потребителей в технической документации, на этикетках,маркировкой или иным способом, предусмотренным законодательством РФ [7].
Штрих-код – это наносимаяна упаковку в виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощиспециальных устройств. С помощью штрихового кода кодируют информацию онекоторых наиболее существенных параметрах продукции. В настоящее времяраспространены Американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN [см. Рис. 1]. Согласно системе EAN, каждому виду изделия присваивается свой номер,состоящий чаще всего из 13 цифр.
/>
Рис. 1. Европейская система кодирования EAN-13

Контрольная цифрапредназначена для определения законности производства того или иного товара.Контрольная цифра рассчитывается по следующему алгоритму:
1.   Сложить цифры, стоящие на четныхместах штрих-кода (6+0+7+2+1+0=16).
2.   Полученную сумму умножить на три(16*3=48).
3.   Сложить цифры, стоящие на нечетныхместах, кроме контрольной цифры (4+0+3+6+1+2=16).
4.   Сложить числа, полученные в пунктах 2и 3 (48+16=64).
5.   Отбросить десятки (64-60=4).
6.   Из числа 10 вычесть число, полученноев пункте 5 (10-4=6).
Если полученная послерасчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, значит, товарпроизведен незаконно.
Каждая страна имеет свойкод, который присваивается ей Международной Ассоциацией EAN [см. Приложение 1], при этом кодстраны никогда не состоит из одной цифры [18].
Знаки соответствияозначают соответствие международным и национальным стандартам сертификациикачества и безопасности товаров. Широко известны такие знаки соответствия, как«Зеленая точка», «Знак ресайлинга» и знак соответствия Российскому стандарту[см. Приложение 2].
Опасные вещества иматериалы должны подвергаться специальной маркировке предупреждающими знаками[см. Приложение 3].
Экологическая маркировка(экомаркировка) – комплекс сведений экологического характера о продукции(работе, услуге) в виде текста, отдельных графических, цветовых символов и ихкомбинаций. Наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно наизделие, упаковку, табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительнуюдокументацию.
Экомаркировка информируетпокупателей об экологических свойствах продукции. Некоторые знаки приняты намеждународном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знакиконкретных фирм [см. Приложение 4].
Развитой системыэкомаркировки в России нет, зато существует масса правовых актов, затрагивающихэтот вопрос: в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей,стандартизации, сертификации и рекламы, а также государственные стандарты,нормативные документы. Правда, после введения в действие Федерального Закона «Отехническом регулировании» ситуация с ГОСТами и сертификацией стала неясной:какие из требований являются обязательными, сказать трудно [18].
В настоящее время всуществующих системах сертификации РФ применяются некоторые экологические знаки[см. Приложение 5].
Предпринимаются попыткиразвивать экомаркировку и на региональном уровне, особенно в столице. Так,Санкт-Петербургский экологический союз реализует программу «Экология ичеловек», удостоенную Европейской премии Джованни Маркора. Один из ее проектов– внедрение экомаркировки для продукции широкого спроса. Знак с названием«Листок жизни» предполагается проставлять на товарах, технология изготовления исостав которых соответствуют европейским нормам. Разработчики называют егоаналогом «Белого лебедя» и «Голубого Ангела». А в Москве Департаментприродопользования и защиты окружающей среды ввел систему экологическоймаркировки автозаправочных станций, предусматривающую контроль за соблюдениемэкологических требований к качеству топлива [18].  

2. Анализ упаковки продукции ООО «Белая сила»
 
2.1 Общаяхарактеристика ООО «Белая сила»
Общество с ограниченнойответственностью «Белая сила», входящее в ООО «Оренбург – Иволга», занимаетсяпереработкой и производством молочной продукции на современном и качественномоборудовании, отвечающем требованиям современного рынка.
Адрес предприятия:Россия, Оренбургская область, Оренбургский район, село Им. 9-го Января, ул.Дорожная, 13.
Контактный телефон –(3532) 39-13-45.
ООО «Белая сила»осуществляет выпуск молока, масла, сметаны, творога и другой кисломолочнойпродукции.
ООО «Оренбург – Иволга» всвою очередь является частью международного холдинга «Иволга» (Казахстан, г.Кустанай), развивается с 21 августа 2003 года и в настоящий момент представляетсобой систему крупнейших агропромышленных предприятий Оренбургской области сзамкнутым циклом производства.
Адрес ООО «Оренбург –Иволга»: Оренбург, пер. Связной, дом 12.
Контактный телефон – (3532)35-51-55, 35-51-40.
ООО «Оренбург – Иволга»включает множество предприятий, занимающихся производством, переработкой иреализацией продукции сельского хозяйства, а также подразделения обслуживающейсферы.
Основные направлениядеятельности компании:
1.   В аграрной сфере:
—   производство высококачественнойпшеницы мягких и твердых сортов, в том числе семян;
—   производство крупяных, кормовых,масленичных культур;
—   производство картофеля и овощей, втом числе семян;
—   хранение зерна;
—   разведение племенноговысокопродуктивного скота;
2.   В перерабатывающей отрасли:
—   производство пшеничной и ржаной муки(Оренбургское хлебоприемное предприятие);
—   производство комбикорма;
—   производство круп, макаронных изделий(«Реалбаза»);
—   производство овощных консервов;
—   переработка молока и производствомасла, сыра и другой кисломолочной продукции («Белая сила»);
—   мясопереработка;
3.   В области промышленности:
—   перевозка грузов по территории России(«Промышленная база»);
—   поставка тракторов,сельскохозяйственной техники, запасных частей («Агроснаб»);
—   поставка офисной компьютернойтехники, программного обеспечения («Vip-Line»).
ООО «Оренбург – Иволга»намерена развивать действующие и осваивать новые направления деятельности.
2.2 Упаковка продукции ООО «Белая сила»
ООО «Белая сила» длясохранения качества своей продукции большое внимание уделяет упаковке.Рассмотрим подробнее упаковку молока [см. Приложение 6].
Упаковка молокаизготовлена из мягкого пластикового пакета с применением асептического способаупаковывания, позволяющего сохранить органолептические и вкусовыехарактеристики продукта. Упаковка имеет стандартный размер – 250*150 мм.
Рисунок выполнен в синеми зеленом цвете. Выбор данных цветов объясним. Зеленый цвет – цвет покоя и свежести,благотворно влияющий на настроение человека. Синий цвет – свежий и прозрачный,уменьшает физическое напряжение, успокаивает человека. Сочетание спокойныхцветов привлекает большинство людей, в отличие от ярких цветов, которые могутпривлечь, а могут и оттолкнуть потенциального покупателя.
Согласно Государственномустандарту РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» № 255 от 17.07.1997года упаковка молока и молочных продуктов должна содержать следующие сведения:
1.   Наименование продукта (молокопитьевое пастеризованное маложирное);
2.   Наименование, адрес изготовителя (ООО«Белая сила», Россия, Оренбургская область, Оренбургский район, село Им. 9-гоЯнваря, ул. Дорожная, 13);
3.   Товарный знак изготовителя(«Иволга»);
4.   Объем продукта (1 литр);
5.   Состав продукта (изготовлено изнормализованного коровьего молока);
6.   Пищевая ценность (в 100 г. продукта содержится: жира – 2,5г., белка – 2,8г., углеводов – 4,7г.; энергетическая ценность –53 ккал);
7.   Условия хранения (хранить притемпературе (4±2)оС);
8.   Срок годности (36 часов);
9.   Дата изготовления (час, число,месяц);
10.     Обозначениетехнического или нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен иможет быть идентифицирован продукт (ГОСТ Р 52090-2003);
11.     Штрих-код (4607127217098).
Следовательно, упаковкамолока полностью соответствует требованиям Государственного стандарта РФ«Продукты пищевые. Информация для потребителей» от 17.07.1997г.
Данный товар произведен вРоссии, о чем свидетельствует код 460, принадлежащий России согласноЕвропейской системе кодирования EAN.
Проверка штрих-кода:
—   6+7+2+2+7+9=33.
—   33*3=99.
—   4+0+1+7+1+0=13.
—   99+13=112.
—   112-110=2.
—   10-2=8.
Данная цифра совпадает сконтрольной цифрой, значит, продукт произведен законно.
Таким образом, упаковкамолока ООО «Белая сила» соответствует требованиям Государственного стандартаРФ, правилам штрихового кодирования, имеет стандартный размер и оригинальноецветовое и графическое решение.
2.3 Пути улучшенияупаковки продукции
Для повышения своейконкурентоспособности ООО «Белая сила» должно обновлять не только продукцию,систему маркетинга на предприятии, но и упаковку продукции. Если в прошломупаковка продукции могла оставаться неизменной на протяжении 10 лет и более, тов настоящее время большинству компаний приходится обновлять упаковку своихтоваров каждые два-три года. И ООО «Белая сила» не должно быть исключением,поскольку это будет способствовать укреплению позиций на оренбургском рынке иувеличению прибыли организации.
Основные рекомендации поулучшению упаковки продукции ООО «Белая сила» следующие:
—   Изменение цветовой гаммы. К синему изеленому цветам на упаковке молока следует добавить желтый (лимонный) цвет.Во-первых, он усиливает восприятие двух предыдущих цветов, гармонируя с ними.Во-вторых, с физиологической точки зрения желтый цвет активизирует двигательныеи зрительные центры, стимулирует человека и располагает к хорошему настроению.И, в-третьих, присутствие желтого цвета будет выделять упаковку молока именноэтой фирмы на прилавке в магазине, соответственно это будет привлекатьпотенциальных потребителей.
—   Изменение вида упаковки. Так как внастоящее время упаковка молока ООО «Белая сила» представляет собой мягкийпластиковый пакет, то она является уязвимой: может порваться притранспортировке, после вскрытия пакет неудобен для хранения, поэтому приходитсяпереливать молоко в дополнительный сосуд. Для устранения этих недостатков можноиспользовать различные виды упаковки: пакет из прочного толстого пластика,оформленный в виде кувшина [см. Рис. 2, а], картонный пакет [см. Рис. 2, б],пластиковую бутылку [см. Рис. 2, в], а также пластиковый пакет взакручивающийся крышкой (по аналогии с упаковками кетчупа и майонеза) [см. Рис.2, г]. Преимуществом данных видов упаковок является то, что они удобны дляхранения, молоко в них может сохранять свои свойства значительно дольше, и ихпроизводство является экологически чистым, поскольку упаковка можетподвергаться многократной переработке.  
—  
/>
Рис. 2. Виды упаковкимолока
—   Увеличение размера логотипа. Агропромышленныйхолдинг «Иволга» работает в Оренбуржье 4 года. Но уже за это время холдинг смогзарекомендовать себя с положительной стороны, поэтому, если на упаковке молокалоготип «Иволга» увеличить, то это будет притягивать покупателей. Этообъясняется тем, что многие покупатели знают фирму «Иволга» и осведомлены овысоком качестве всей ее продукции.
—   Изменение рисунка. ООО «Белая сила»может обратиться к рекламным и дизайнерским компаниям за помощью в разработкенового рисунка на упаковке. При этом рисунок должен быть креативным, красочным(но не пестрым), привлекательным, чтобы потенциальные покупатели заметили упаковкув общей массе.
По мере того, как ООО «Белаясила» будет укреплять свои позиции на рынке, возможен охват новых целевыхсегментов рынка. Например, можно выпускать витаминизированное молоко для детейи школьников в маленьких бутылочках (0,5 л), которые они могли бы брать с собой на прогулку, в школу или же пить дома.

Заключение
Таким образом, упаковка –это тара (материал), в которую помещается товар для сохранения его свойств ипридания ему компактности, являющаяся важным носителем рекламы этого товара.
Упаковка играет важнуюроль в продвижении товара на рынке, поскольку:
—   обеспечивает сохранность товара;
—   облегчает его хранение идемонстрацию;
—   содержит информацию о товаре и егомарке;
—   содержит рекламные сообщения.
Основные способыупаковки, распространенные сегодня на российском рынке:
—   упаковка в термоусадочные пленки;
—   упаковка в растягивающиеся пленки(стрейч-пленки);
—   асептическая упаковка;
—   упаковка под вакуумом.
Основными сегментамироссийского рынка упаковки являются:
—   сегмент бумажной/картонной упаковки(57%);
—   сегмент пластиковой упаковки (17%);
—   сегмент стеклянной упаковки (13%);
—   сегмент металлической упаковки (10%);
—   сегмент деревянной упаковки (2%);
—   сегмент упаковки из композитныхматериалов (1%).
Следовательно, наиболеераспространенный вид упаковки – это бумажная/картонная и пластиковая упаковки.
Маркировка – процесскодирования информации о товаре, производителе в виде штрихового кода, знаковсоответствия, предупреждающих знаков, экологической маркировки и т. д.
Грамотная исоответствующая законодательству страны маркировка играет важную роль впродвижении товара, поскольку дает полную, достоверную и необходимую информациюпотребителю о товаре, торговой марке и производителе.
Анализ упаковки молокаООО «Белая сила» показал, что она соответствует требованиям Государственногостандарта РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» и правиламштрихового кодирования, имеет оригинальное цветовое и графическое решение.Основной недостаток упаковки состоит в трудности ее хранения в открытом виде.
Для повышенияконкурентоспособности продукции были предложены следующие рекомендации поулучшению упаковки:
1.   Изменение цветовой гаммы (добавлениек синему и зеленому цветам желтого цвета);
2.   Изменение вида упаковки (пластиковыйкувшин, картонная коробка, пластиковая бутылка и пакет);
3.   Увеличение размера логотипа «Иволга»;
4.   Изменение рисунка.
Следовательно, упаковка имаркировка – это важный аспект товара, способствующий его продвижению на рынкев условиях жесткой конкуренции.

Список литературы
1.      Ассэль Г.Маркетинг: принципы и стратегия/ Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 804с.
2.       Буров А. С.Международный маркетинг: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: «Дашков и Ко»,2009. – 284с.
3.      Годин А. М.Маркетинг: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко»,2009. – 728с.
4.       Голиков Е. А.Маркетинг и логистика: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: «Дашков и Ко»,2000. – 412с.
5.      Голубков Е. П.Основы маркетинга: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финпресс, 2003. – 688с.
6.       Государственныйстандарт РФ «Продукты пищевые. Информация для потребителей» № 255 от 17 июля1997 года.
7.       Закон РФ «Озащите прав потребителей» № 2300 от 7 февраля 1992 года (с изменениями от 2июня 1993 года, 9 января 1996 года, 17 декабря 1999 года, 30 декабря 2001 года,22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2008 года).
8.      Костоглодов Д. Д.Маркетинг и логистика фирмы. – М.: Приор, 2000. – 128с.
9.      Котлер Ф.Маркетинг. – М.: Прогресс, 1990. – 656с.
10.    Котлер Ф. Основымаркетинга. – 2-е изд. – М.: Вильямс, 1998. – 1056с.
11.    Маркетинг. Дж.Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 1993. – 335с.
12.    Маркетинг:Учебник для вузов/ Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006.– 736с.
13.    Маркетинг:Учебник для вузов/ Под ред. Н. Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юнити-Дана, 2001. – 623с.
14.    Маркетинг:энциклопедия/ Пер. с англ./ Под ред. М. Бейкера. – СПб: Питер, 2002. – 1200с.
15.    Ноздрева Р. Б.,Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика,1991. – 304с.
16.    Панкрухин А. П.Маркетинг: Учебник для студентов. – 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 656с.
17.    www.agroferma.com
18.    www.ozpp.ru – Обществозащиты прав потребителей.
19.    www.packagingrd.ru – Журнал об упаковке: № 6 (8), декабрь 2006 года.
20.    www.unipack.ru –Отраслевой портал об упаковке.

Приложение 1
Штрих-коды стран00-09 США, Канада 70 Норвегия 20-29 Резерв EAN 729 Израиль 30-37 Франция 73 Швеция 380 Болгария 750 Мексика 400-440 Германия 76 Швейцария 460-469 Россия, СНГ 779 Аргентина 471 Тайвань 789 Бразилия 482 Украина 80-83 Италия 484 Молдова 84 Испания 489 Гонконг 850 Куба 45-49 Япония 860 Югославия 50 Великобритания 869 Турция 520 Греция 87 Нидерланды 560 Португалия 880 Южная Корея 590 Польша 888 Сингапур 599 Венгрия 890 Индия 600-601 ЮАР 90-91 Австрия 64 Финляндия 93 Австралия 690 Китай 995 Малайзия

Приложение 2
Знаки соответствия
/> «Зеленая точка» – символ того, что производство данного продукта экологически чистое, а упаковка подлежит вторичной переработке.
/> «Ресайлинг» («Петля Мебиуса») – символ того, что данный товар подлежит переработке или уже получен в результате переработки.
/> «РСТ» – в России широко известен как знак соответствия Российскому стандарту.

Приложение 3
Предупреждающие знаки
/> Окисляющая способность
/> Огнеопасность
/> Токсичность
/> Раздражающее действие
/> Инфекционная опасность

Приложение 4
Экологическаямаркировка
/> «Голубой ангел» (Германия)
/> «Белый лебедь» (Скандинавские страны)
/> «Экологический выбор» (Канада)
/> «Эко-знак» (Япония)
/> Примеры эко-знаков других стран

Приложение 5
Российскиеэкологические знаки
/> Знак Системы обязательной сертификации
/> Экологический знак Международного экологического фонда
/> Эко-знак для продукции, свободной от хлорорганических соединений

Приложение 6
Упаковка продукции ООО«Белая сила»
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема обогащения сюжетно-ролевых игр в методической работе детского сада
Реферат Слово про закон і Благодать Іларіона на уроці літератури у 9-му класі
Реферат Девять месяцев правления Е Т Гайдара
Реферат Жизнь и творчество Лермонтова
Реферат Облік активів та зобов'язань
Реферат Статистика экономики Канады
Реферат Облік запасів
Реферат Облік виробничих запасів
Реферат Нетрадиционные формы организации обучения
Реферат Облік загальновиробничих витрат
Реферат Чай в средней Азии: история напитка в XVII-XIX веках
Реферат Роль интерьера магазина в маркетинговой деятельности
Реферат Общие сведения о "1С:Предприятие"
Реферат Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести - Южный Урал" и "Вести - Южный Урал, События недели"
Реферат Классика авторской песни на современном этапе песенно-поэтическое творчество Александра Городницкого