Содержание
Введение
1. Краткая информация о предприятии. Характеристика объекта бизнеса.
2. Структура и последовательность разработки бизнес-плана
3. Разработка проекта бизнес-плана
3.1 Анализ рынка
3.2 План маркетинга
3.3 План производства
3.4 Финансовый план
3.5 Финансовая стратегия
3.6 Потенциальные риски
Выводы
Список используемой литературы
Введение
В условиях усиления конкуренции, как на внутреннем российском рынке, так и на мировом рынке отечественные предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений с учетом российских реалий. Оптимальным вариантом достижения таких решений в современных экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.
Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознать существующие ограничения. Это позволит избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен.
Отечественная и мировая практика показывают, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.
Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предприятий.
Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, бизнес-план служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
Общей целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка.
Конкретные цели бизнес-плана:
Ввод в эксплуатацию газозаправочной станции;
Внедрение на рынок услуг по заправке бытовых газовых баллонов и автомобилей;
Достижение устойчивого объема производства и реализации услуг в первые 12 месяцев работы станции;
Укрепление позиций предприятия на рынке;
Обеспечение условий для увеличения объема реализации услуг в будущем
1. Краткая информация о предприятии. Характеристика объекта бизнеса
Общество с ограниченной ответственностью «Факел» будет расположено в городе Мценске.
Основные виды деятельности предприятия:
— организация и эксплуатация стационарных и передвижных газозаправочных станций, предназначенных для заправки автотранспорта и бытовых газовых баллонов;
— розничная торговля сжиженным газом;
— организация обменно-заправочных пунктов бытовых газовых баллонов;
— установка газобаллонного оборудования на грузовые и легковые автомобили;
— сервисное и техническое обслуживание легковых и грузовых автомобилей.
Объектом бизнеса в данном бизнес-плане является проектирование газозаправочной станции, оказывающей следующие виды услуг:
— заправка бытовых газовых баллонов;
— заправка автомобилей.
В городе Мценске имеется одно предприятия, которое оказывает аналогичные услуги, но так как количество автомобилей, оборудованных газобаллонными установками, постоянно увеличивается, рынок этих услуг можно считать быстрорастущим.
Имеется потребность и в услугах по заправке бытовых газовых баллонов, так как единственный конкурент, присутствующий на данном рынке, может удовлетворить лишь порядка 50% существующего спроса.
На дату начала 1824 тыс.руб. Это приобретение оборудования, оформление документов, лицензирование, формирование оборотных средств. В ходе реализации проекта предстоит осуществить строительство и ввод в эксплуатацию стационарного варианта газозаправочной станции.
Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта, составляют 2324 тыс.руб., в том числе 500 тыс.руб.- у инициатора проекта, 824 тыс.руб.- заем у физического лица.
Срок окупаемости проекта: статистический срок окупаемости проекта составляет10,4 месяца; динамический срок окупаемости проекта – 11, 01 месяца.
Ожидаемая среднемесячная прибыль: 226,20 тыс.руб., рентабельность реализации услуг – 13,16%, рентабельность продаж – 11,63%.
Интегральные показатели эффективности: чистый дисконтированный доход (NPV) = 2743,12 тыс.руб., индекс доходности = 2,2 внутренняя норма доходности = 903,86%.
Запас финансовой прочности: критический объем продаж – 7544,52 тыс.руб., запас финансовой прочности – 17 199,72 тыс.руб., или 69,51%.
Предполагаемая форма участия инвестора: инвестор кредитует проект. Размер кредита – 1 млн.руб. В качестве кредитора выступает коммерческий банк.
Предполагаемый срок кредитования: 12 месяцев с ежемесячной выплатой процентов и погашением кредита в конце срока кредитования.
2. Структура и последовательность разработки бизнес-плана
По структуре и содержательному наполнению существует множество модификаций бизнес-плана. Наиболее оптимальная структура бизнес-плана предприятия:
Концепция бизнеса (резюме)
Описание предприятия и отрасли
Характеристика услуг и продукции
Исследование и анализ рынка сбыта
Конкуренция и конкурентное преимущество
План маркетинга
План производства
Организационный план
Финансовый план
Финансовая стратегия
10)Потенциальные риски
Последовательность разработки бизнес-плана представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Последовательность выполнения работ
Раздел бизнес плана
1. Сбор и анализ информации о продукте, услуге
Раздел 3. Характеристика услуг и продукции--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
3979,8 --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
10,20
19,20
19,20
19,20
19,20
19,20
19,20
19,20
211,20
57,6
57,6
57,6
57,6
230,4
441,60
Амортизация
-
27,9
27,9
27,9
27,9
27,9
30,4
30,4
30,4
30,4
30,4
30,4
321,9
91,2
91,2
91,2
91,2
364,8
656,3
Прочие расходы
-
61,91
61,91
61,91
61,91
61.91
101,49
101,49
101,49
101,49
101,49
101,49
918,49
181,78
181,78
181,78
181,78
727,12
1645,61
Итого полная себестоимость услуг
-
1821,03
1821,03
1821,03
1821,03
1821,03
1863,11
1863,11
1863,11
1863,11
1863,11
1863,11
20283,81
5466,64
5466,64
5466,64
5466,64
21866,56
42119,97
в том числе:
— переменные издержки
-
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
1716,59
18882,49
5149,77
5149,77
5149,77
5149,77
20599,08
39481,57
— постоянные издержки
-
104,44
104,44
104,44
104,44
104,44
146,52
146,52
146,52
146,52
146,52
146,52
1401,32
316,87
316,87
316,87
316,87
1267,48
2638,40
Оборотные средства предприятия определяются по формуле:
Фоб = Зтек + стр. + Поб,
где Фоб – оборотные средства, тыс.руб.;
Зтек + стр. – текущий и страховой запасы товарно-материальных ценностей, тыс.руб.; продолжение
--PAGE_BREAK--
Поб – прочие оборотные средства, тыс.руб.
Зтек + стр. = Т*Ц,
где Т – текущий и страховой запасы в натуральном выражении, кг;
Ц – цена газа, руб./кг.
Величина необходим средств составила 29 тыс.руб.
3.4 Финансовый план
Финансовый план построен на основе обобщения материалов всех предыдущих разделов бизнес-плана посредством представления их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Разработаны два вида плановых документов: прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, таблица 3.4.8 и 3.4.9. Основные финансово-экономические показатели проекта представлены в таблице 3.4.10.
Расчет критического объема продаж и запаса финансовой прочности выполнен в таблице 3.4.11.
Таблица 3.4.11.
Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
Наименование показателя
Величина показателя, тыс.руб.
1-й год
2-й год
1. Объем реализации услуг
22682,22
24744,24
2. Условно постоянные расходы
1401,32
1267,48
3. Условно переменные расходы
18882,49
20599,08
4. Удельный вес условно переменных расходов в выручке
0,832
0,832
5. Критический объем продаж
8341,19
7544,52
6. Запас финансовой прочности
14341,03
17199,72
7. Запас финансовой прочности, %
63,23
69,51
Прогноз прибылей и убытков
Таблица 3.4.8.
Элементы затрат
1-й год проекта
2-й год проекта
Всего, тыс.руб.
Месяцы
Итого за год
Кварталы
Итого за год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Объем продаж
Переменные издержки
-
-
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
2062,02
1716,59
22682,22
18882,49
6186,06
5149,77
6186,06
5149,77
6186,06
5149,77
6186,06
5149,77
24744,24 продолжение
--PAGE_BREAK--
20599,08 --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
0,067
0,067
0,067
0,067 --PAGE_BREAK--
150/13=11,5
Примечание. Ai, Bi – оценки каждой I-й пары экспертов.
Данные таблицы 3.6.18 свидетельствуют о приемлемой согласованности экспертов и возможности использования в расчетах данных таблицы 3.6.18, так как выполняются правила оценки непротиворечивости мнений экспертов:
Правило 1: max IAi– BiI
Правило 2: ∑Ai– Bi / n
В нашем случае эта величина равна 11,5
Третий шаг – определение общей оценки риска проекта – таблица 3.6.19.
Таблица 3.6.19.
Общая оценка риска проекта
Риски, Si
Удельные веса рисков,Wi
Вероятность, Рi
Балл, Wi*Pi
1
2
3
4
S1
0,138
82
11,32
S2
0,138
80
11,04
S3
0,138
75
10,35
S4
0,138
68
9,38
S5
0,067
47
3,15
S6
0,067
38
2,55
S7
0,067
35
2,32
S8
0,067
32
2,14
S9
0,067
30
2,01
S10
0,028
15
0,42
S11
0,028
12
0,34
S12
0,028
8
0,22
S13
0,028
7
0,20
Итого по всем рискам:
1,0
х
55,47
Общая оценка риска проекта 55,47 балла, что свидетельствует о малой рискованности рассматриваемого проекта.
Выводы
Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа. Именно бизнес-планирование помогает предприятиям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.
Список используемой литературы
Берд П. Бизнес-план: Пошаговое руководство. – М.: ФАИР-Пресс, 2007.- 304с.
Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия: теория и практика. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.- 374 с.
Волков А.С., Марченко А.А. Бизнес-планирование: Учеб.пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 81 с.
Галенко В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
Лопатина С.Г., Шпакова З.Ф. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Планирование на предприятии» для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» и 080507 «Менеджмент организации». – М.: Отдел оперативной полиграфии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2007. – 17 с.
Морошкин В.А., Буров В.П. Бизнес-планирование: учебное пособие. – М,: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 256 с.
Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составленя и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. – 6-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 160 с.
Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – 8-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. -164 с.
Попов В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя: учебно-практическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, И.Ю. Криночкин, Т.А. Воронова. – М.: КНОРУС, 2007. – 480 с.