--PAGE_BREAK--I.Ценообразование: цена как экономическая категория 1. Роль и значение цены в рыночной экономике
Цена — элемент, присущий экономике любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному. Поскольку цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, она тесным образом связана с типом хозяйствования — методология ценообразования, свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.
В рыночной системе хозяйствования каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободные, поэтому трудовые, материальные и финансовые ресурсы (являясь частью совокупных ресурсов общества) включаются в производственный процесс собственниками предприятий, соответственно, они сами несут ответственность за свои действия. Механизм регулирования деятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких, как финансово-кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная, и бюджетная политика.
Формирование конечного уровня цены происходит не в сфере производства (что присуще планово-административной системе), а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, цена всегда является рыночной величиной.
Цены на продукцию, товары, услуги определяются собственниками, субъектами хозяйствования, в результате чего нет отчуждения товаропроизводителей от результатов труда.
Цены выявляют диспропорции между предложением (производством) и спросом (потреблением) и мгновенно реагируют — включается механизм рыночного ценообразования, поэтому цена является равновесной величиной, балансирующей спрос и предложение.
Цена несет в себе свойство конкурентности, выступая инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива капиталов. Рыночное хозяйство способно эффективно функционировать только при свободных конкурентных ценах, и это заставляет каждого предпринимателя использовать гибкие методы ценообразования.
Роль государства в ценообразовании ограничена: оно определяет общие правила формирования цен, а фиксирует или регулирует цены только на ограниченный круг продукции, товаров, сырья, услуг, имеющих значение для обеспечения и поддержания жизненного уровня населения. В рыночной системе механизм свободного ценообразования сочетается с государственным регулированием.
В силу всего этого рыночные цены динамичны, постоянно меняются под влиянием различных факторов и поэтому трудно прогнозируемы.
Цена — важнейший экономический параметр любого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и, соответственно, возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.
Определение обоснованного уровня цены — наиболее сложный момент в деятельности предприятия, так как цена подвержена влиянию множества факторов (см. рисунок `3).
В рыночной экономике цены действуют как единый целостный ценовой механизм, состоящий из двух взаимосвязанных подсистем:
· сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
· ценообразование как способ установления новых и изменения действующих цен, которое и предопределяет их уровень.
Процесс формирования цены достаточно сложен, и понимание взаимосвязи этих факторов и их сущности дает ответ на вопрос, что же такое цена, какое определение ей можно дать. Для этого необходимо рассмотреть цену как экономическую категорию.
2. Функции цены
Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Большинство экономистов выделяют следующие функции рыночной цены:
· учетно-измерительная (соизмерительная);
· стимулирующая;
· балансирования спроса и предложения;
· распределительная (перераспределительная);
· как средства рационального размещения производства;
· информационная.
Учетно-измерительнаяфункция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат.
Цена переводит количество и качество товаров в материально-вещественной форме в адекватные показатели, измеренные в денежном выражении. Благодаря ей деньги обретают количественную определенность как платежное средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг — сравнивая цену, мы определяем более дешевый или дорогой товар.
Учетная функциясостоит в том, что с помощью цены исчисляются экономические показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так как они имеют стоимостную основу.
Показателями, характеризующими состояние экономики страны, являются валовой национальный продукт (ВВП), размер созданного национального дохода, объем платежеспособного спроса, покупательная способность рынка, их динамика и соотношение.
Каждое предприятие на основе цены определяет количественные и качественные показатели своей работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т.д. В результате производитель (продавец) получает возможность соизмерять затраты и результаты, сравнивать свои показатели с показателем конкурентов, определять эффективность использования ресурсов. Главная задача учета — на основе полученных данных произвести, анализ принять решение, спланировать свою деятельность на перспективу.
Сущность стимулирующей функции заключается в том, что цена способна воздействовать и на производство, и на потребление как поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает стимулирующее влияние через величину заключенной в ней прибыли. Рыночная цена не зависит от желаний производителей или продавцов и определяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и конъюнктурой рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем больше прибыли он получит.
С помощью цен осуществляется и стимулирование потребления как в целом, так и в разрезе отдельных товарных групп: снижение розничных цен приводит к расширению сферы потребления и, наоборот, рост цен сокращает покупательную способность населения (если его доходы не изменяются такими же темпами, как и цены).
Таким образом, с помощью цен можно стимулировать или тормозить научно-технический прогресс, экономию ресурсов, изменять структуру производства и потребления, а в масштабах страны воздействовать на структурные пропорции хозяйственного комплекса.
Распределительная функцияцены проявляется в распределении и перераспределении доходов и ресурсов. На уровне экономики происходит перераспределение созданного национального дохода между отраслями, регионами, социальными группами населения, фондами накопления и потребления, т.е. осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действия перераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесно связан с политикой государственного регулирования. Перераспределение доходов через цены осуществляется различными путями:
· с помощью системы налогообложения — в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства;
· установлением различных цен на одну и ту же продукцию разным потребителям (например, стоимость энергоресурсов для промышленных предприятий и населения) или для предприятий различных форм собственности — государственного или частного сектора.
Перераспределительная функцияцены имела очень большое значение в плановой социалистической экономике и служила основным инструментом перераспределения прибыли и доходов.
Цена выполняет распределительную функцию и в рыночной экономике. В силу объективных причин цены на рынке колеблются, значительно отклоняясь от стоимости, в результате этого высокие доходы получает тот предприниматель, для которого сложилась выгодная конъюнктура рынка в данный момент, а не тот, кто больше работает. Наличие монополистических структур также создает возможности для перераспределения доходов и прибыли — при монополизации рынка происходит присвоение прибыли «чужих» отраслей, предприятий, населения.
Перераспределение доходов имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Если государство с помощью цен регулирует накопления отдельных отраслей, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между потребителями и изготовителями, между интересами предприятий и общества, подчиняя деятельность предприятий общенациональным интересам. С другой стороны, перераспределение доходов между отраслями должно быть экономически обоснованно, в противном случае оно может привести к неконкурентоспособности предприятий или отраслей.
Функция балансирования спроса и предложениявыражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением. Цена мгновенно сигнализирует, если в экономике появились диспропорции между сферой производства и сферой обращения, нарушилось равновесие между предложением и спросом: она либо растет, либо падает.
Поэтому при появлении этих симптомов цена начинает выполнять свою равновесную (уравновешивающую) функцию:
/> увеличивается или сокращается производство;
/> растет или снижается цена;
/> одновременно происходит то и другое.
В рыночной системе равновесие спроса и предложения может возникнуть лишь на какой-то момент, затем баланс нарушается, т.е. спрос и предложение постоянно стремятся сбалансироваться, и делается это на основе цены. В России по мере развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции эта функция цены будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цены на товар.
Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов и ресурсов в секторы экономики и виды производства с более высокой нормой прибыли.
Информационная функциясостоит в том, что цена выступает как основной носитель информации и для производителей (продавцов), и для потребителей (покупателей). Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействию субъектов рыночной экономики — предприятий, населения.
Функции цены тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Стимулирующая функция усиливает функцию балансирования спроса и предложения, так как способствует производству товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя распределению ресурсов. Стимулирующая и перераспределительная функции взаимосвязаны, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. В конечном счете все функции цены направлены на то, чтобы объединять интересы производителя и потребителя, обеспечивать им условия реализации их интересов.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Методы ценообразования
Ценовая политика является важной составляющей общей финансовой политики компании, поскольку уровень цен на реализуемую организацией продукцию напрямую влияет на такие важнейшие показатели, как выручка и прибыль.
Большинство предприятий имеют полную информацию о собственных затратах, но значительно меньше знают о спросе на их продукцию. Поэтому основным методом ценообразования является установление цены на уровне «издержки плюс прибыль». Этот метод сводится к добавлению к себестоимости продукции определенной маржи, размер которой назначается собственниками исходя из представлений о доходности бизнеса или, что происходит реже, устанавливается в зависимости от результатов исследования спроса.
Использование этого способа часто приводит к установлению неоптимальной цены. Продуктовая линейка большинства предприятий включает как товары из низшей ценовой категории (которые должны продаваться с минимальной наценкой), так и из высшей (которые продаются с большой наценкой). В итоге часть товаров окажется недооцененной, и организация недополучит прибыль, на которую могла бы рассчитывать при более высокой цене. Другие товары, напротив, оказываются переоцененными. Уровень спроса на них установится ниже оптимального, что также приведет к ухудшению финансовых результатов. Поэтому наценку на различные категории товаров (бренды, каналы сбыта) необходимо дифференцировать в зависимости от спроса.
Другой метод, который используется преимущественно на конкурентных рынках, — метод текущей цены. Для ориентира при установлении цен используется цена конкурента, контролирующего наибольшую долю рынка товаров продукции аналогичного качества. В зависимости от сравнительных характеристик продукции предприятия и конкурентов к цене могут быть применены различные скидки или надбавки.
При реализации товара на новых рынках в течение определенного времени возможно использование «демпинговых цен» (с минимальной наценкой или даже ниже себестоимости). Следует отметить, что демпинг не применяется в отношении товаров, позиционируемых в высших ценовых категориях, так как высокая цена является одним из неотъемлемых свойств таких товаров. Есть примеры, когда определенные товары продаются ниже себестоимости. Таким образом поддерживается необходимый покупательский трафик и оказывается давление на конкурентов.
Еще один способ ценообразования — метод целевой калькуляции затрат. При его использовании сначала определяется диапазон цен, в рамках которого на продукцию будет обеспечен платежеспособный спрос, а затем рассматривается возможность продажи товара по таким ценам с требуемой прибылью. Если прибыль ниже необходимого уровня, проводится политика снижения издержек. Такой метод часто используют на высококонкурентных рынках.
Существуют и иные методы ценообразования — псевдомаксимизации, подражания и т.д. Выбор конкретного метода установления цены определяется стратегией ценообразования, которой придерживается предприятие, а также типом рынка, на котором оно работает.
Рассмотрим виды цен, устанавливаемые организациями на свою продукцию, работы, услуги.
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности, включают в себя затраты, возросшие по объективным причинам в ходе выполнения контракта, и, если это предусмотрено контрактом, фиксированную норму или объем прибыли. Применяются при невозможности точного планирования издержек и результатов по контракту. Контрактом может предусматриваться первоначальная цена, верхний предел цены, предельные значения определенных элементов затрат, норма или объем прибыли.
После исполнения контракта заказчиком и поставщиком анализируются фактические издержки по контракту, выявляются обоснованные издержки (в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими калькулирование затрат и составление смет). Согласованные, обоснованные издержки служат основой контрактной цены, возмещающей издержки.
Цены по поставкам стандартных услуг применяются в отношении стандартных услуг, свободные рыночные цены на которые известны. Контрактная цена в этом случае формируется на основе свободной рыночной цены.
Цены, устанавливаемые по результатам конкурсов и аукционов. В этом случае контрактная цена на стандартные услуги используется как стартовая, корректируемая в ходе торгов.
Наибольшие возможности получения дополнительной прибыли, но и наибольшие риски влечет за собой установление фиксированных цен. Применение гибких цен с полной или неполной компенсацией издержек снижает как риск получения убытка, так и возможность получения дополнительной прибыли.
Для определения стратегии ценообразования организация должна выяснить, в рамках какого типа рынков происходит взаимодействие экономических субъектов на рынке ее продукции.
Рынок совершенной конкуренции. К данному типу рынков можно отнести некоторые сегменты рынка пищевых товаров широкого потребления (хлебобулочные изделия, многие виды лекарств и др.). Как правило, задача ценообразования на них сводится к поддержанию цены на уровне конкурентов и максимальному снижению издержек.
Рынок монополистической конкуренции. Отличительной особенностью данного типа рынков является наличие некоторой рыночной власти у каждого продавца. Так, в связи с неоднородностью товаров предприятие-продавец может влиять на количество продаваемой продукции посредством варьирования цен на товары. Этот рынок охватывает большинство товаров широкого потребления: продукцию легкой промышленности, бытовую химию, электробытовые товары и т.д.
Следует заметить, что до 80% всех действующих в России предприятий работают именно на рынке монополистической конкуренции. Цены на внутреннем рынке должны устанавливаться исходя из целей максимизации текущей прибыли на тех рынках, где доля продукции данного предприятия во всем объеме реализации превышает определенный советом директоров процент (на практике это 5 — 10% в зависимости от отрасли и насыщенности рынка). Если же доля рынка ниже, то компания какое-то время может держать более низкие цены, чтобы завоевать большую долю рынка.
Рынок олигополии. К данному типу относится большинство рынков сырьевых товаров: пиломатериалы, нефтепродукты, уголь и т.д. На практике здесь чаще всего реализуется стратегия «следования за лидером». Такая политика характерна для металлургической, лесообрабатывающей, лакокрасочной промышленности и др. Если предприятие входит в число лидеров рынка, то, как и в случае с монополией, оно должно максимизировать текущую прибыль. Если же компания относится к последователям, то при установлении цен она ориентируется на лидеров.
Рынок монополии. В России говорить о монопольном рынке можно лишь применительно к естественным монополиям (РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром»), чьи цены контролируются государством, или к монопольному положению предприятий в рамках ограниченного географического пространства, что встречается все реже.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Влияние спросана цену
При определении ценовой политики немаловажную роль играет вид функции спроса на конкретный вид продукции. Поскольку считается, что для большинства рынков кривая спроса имеет вид прямой линии, ее уравнение можно рассчитать при наличии хотя бы двух наблюдений за ситуацией на рынке. Для более детальных исследований спроса целесообразно заказать маркетинговое исследование.
Основной характеристикой спроса является его эластичность по цене. С помощью этого показателя можно разрабатывать ценовую политику для каждого клиента или группы товаров.
5. Влияние издержекна цену
Полная себестоимость единицы продукции дает представление о нижней планке цен, которые предприятие может устанавливать в долгосрочной перспективе. При этом нужно выделять постоянные и переменные издержки на производство и сбыт конкретного товара (товарной категории), а при необходимости и в более крупных разрезах (каналы сбыта, бренды).
Определение переменных издержек особенно важно для позаказного бизнеса, так как их прирост на единицу продукции показывает минимальную стоимость, за которую эту единицу можно продать в краткосрочной перспективе. Например, печать пробного тиража рекламных буклетов для типографии не приведет к дополнительной закупке оборудования и отказу от других клиентов, а лишь незначительно увеличит расход краски, электроэнергии и рабочего времени специалиста по полиграфии.
В то же время чем выше доля переменных издержек в общих затратах на производство товара, тем меньше способность компании к реализации гибкой ценовой политики в краткосрочном периоде. Размер постоянных издержек отражается на долгосрочной ценовой политике. Они разносятся по ценам продуктов, при этом часто большую часть постоянных издержек относят на высокомаржинальные товары.
6. Влияние законодательных ограниченийна ценообразование
Выбор окончательной цены делается с учетом имеющихся ограничений: уровня цен конкурентов, типа заказа, особенностей товара или канала сбыта, себестоимости, постоянных и переменных издержек, характера ценового решения (краткосрочного или долгосрочного) и ограничений со стороны налогового законодательства. Основным способом избежать последствий в виде доначисления налогов и пеней является обоснование решений относительно ценовой политики. Например, при использовании метода текущей цены необходимо указать во внутрифирменном постановлении выборку конкурентов, по которой будут рассчитываться цены. В этой связи ценовую политику целесообразно разрабатывать с учетом требований налогового законодательства.
Основной налоговый риск возникает при большой разнице между ценой сделки и рыночным уровнем, поэтому ценовая политика должна быть направлена на минимизацию такой разницы.
Наибольшее внимание налоговых органов привлекают сделки с заниженными ценами реализации, что потенциально может способствовать минимизации платежей по налогу на прибыль.
Таким образом, чтобы избежать санкций, предприятию целесообразно установить конечную цену на продукцию в пределах 20% от рыночной с учетом скидки на маркетинговую стратегию. Такая скидка может быть рассчитана исходя из информации об уровне цен, которые использовали конкуренты при входе на этот рынок в прошлом, а также о периоде применения таких цен.
Определение и обоснование сроков применения пониженных цен, прогнозные цены реализации после истечения этих сроков, риски, размеры скидок и приведенная стоимость данной стратегии в долгосрочной перспективе должны быть описаны в соответствующем положении о скидках, разработанном маркетинговым отделом компании. Положение о скидках должно быть утверждено приказом исполнительного органа предприятия (генерального директора и т.п.).
7. Финансовые аспекты ценообразования
Можно выделить три основные модели стратегического поведения компании в краткосрочном периоде вне зависимости от типа рынка:
1. Расширение рыночной ниши предлагает максимизацию товарооборота через демпинг, смягчение кредитной политики, активную рекламную и маркетинговую поддержку продукции, развитие каналов дистрибуции и т.д. Основным приоритетом для компании становится рост бизнеса, а не максимизация рентабельности акционерного капитала, поэтому для нее характерна рискованная финансовая политика — минимизация отпускных цен до точки безубыточности и ниже, использование заемных средств, скупка конкурентов и т.д.
Главной задачей, которую необходимо решить в данной ситуации, является достижение компромисса между заданным уровнем товарооборота (долей рынка) и рентабельностью, которую удается получить на этот товарооборот.
2. Удержание рыночной ниши. На первое место выходит обеспечение безубыточности работы предприятия с параллельным удержанием рыночной доли. Целью финансовой политики является поддержание оборота на определенном уровне, возможно, в ущерб рентабельности, но выше точки безубыточности.
Нужно отметить, что долгое время придерживаться подобной стратегии опасно, так как это может привести к появлению более агрессивных конкурентов и потере доли рынка. Тем не менее подобной стратегии придерживаются многие отечественные компании, имеющие известные бренды либо в той или иной степени являющиеся монополистами.
3. Максимизация прибыли при минимальном риске. Данная ситуация характерна для зрелых компаний, удерживающих прочные позиции на рынке. Основой такой модели становится отдача на вложенный капитал, поэтому уровень цен определяется таким образом, чтобы получаемая в результате маржинальная прибыль была наибольшей.
Схема работы: сначала определяется эластичность спроса по цене на продукцию компании, затем уровень цен и соответствующий ему объем продаж, при котором маржинальная прибыль максимальна. При этом инструментарий регулирования спроса не ограничивается лишь ценовыми механизмами. Важную роль играет кредитная политика компании, а также политика в области мероприятий по стимулированию сбыта.
продолжение
--PAGE_BREAK--8. Соотношение российских и международных нормценообразования
Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов».
Проект российского закона также во многом основан на Рекомендациях, но при этом имеет ряд национальных особенностей: новые положения российского законодательства не всегда четко соотносятся с соответствующими правилами ОЭСР. Отвечает ли интересам российских компаний несоответствие (пусть даже частичное) норм российского права международным нормам? Полагаю, что ответ очевиден — нет. Действие налоговых актов в области регулирования трансфертного ценообразования ориентировано на специального субъекта — транснациональную корпорацию, в состав которой входят компании, зарегистрированные в различных налоговых юрисдикциях. Отсутствие единых правил трансфертного ценообразования и контроля за применением цен для корпораций создает множественные налоговые риски, усложняет процедуры текущего внутреннего финансового контроля, сужает перспективы свободного присутствия на различных рынках, неизбежно приводит к риску двойного налогообложения в сделках.
Принятие национальных законов, отличных от международных актов, не отвечает интересам государства в целом, так как снижает привлекательность внутреннего рынка для инвесторов, снижает эффективность работы налоговых органов и, в конечном итоге, негативно влияет на бюджетные интересы страны.
Поэтому изменения законодательства большинства государств были ориентированы на содержание международных норм.
II. Ценообразование в сфере услуг
Адекватное внутренним и внешним условиям ценообразование является одной из главных составляющих успешной деятельности любой компании. При этом формирование цен в сфере услуг отличается от ценообразования производственных и торговых организаций.
Во-первых, из-за невещественного характера услуги различных фирм достаточно сложно сравнить друг с другом. Особенно это касается такой сферы, как консалтинг. Поэтому чем сложнее покупателю сравнить качество услуги разных фирм, тем больше у организации свободы в установлении цены.
Во-вторых, часто клиенты не могут оценить качество услуги даже после ее потребления. Примером таких случаев могут послужить образовательные и медицинские услуги. При этом цена является своеобразным показателем качества предоставляемых услуг, а чувствительность клиентов к изменению цены довольно низкая. Здесь налицо «эффект престижности», о котором мы будем говорить ниже.
В-третьих, в отличие от товаров услуги потребляются в момент их производства и не поддаются накоплению. Поэтому при существенном колебании спроса во времени фирма не имеет возможности регулировать предложение за счет запасов. Единственный выход из сложившейся ситуации — регулировать цены услуг во времени, то есть использовать гибкую систему скидок в различные периоды пониженного спроса.
Учитывая эти особенности, рассмотрим основные подходы к ценообразованию на рынке услуг.
1. Постановка цели ценообразования
Прежде чем приступить к определению цен на услуги, фирма должна ответить на вопрос: какие задачи будут решены при установлении той или иной цены услуги?
Как правило, приступая к процессу ценообразования, организация пытается решить одну из следующих четырех задач:
1. Сохранение стабильного положения на рынке. По-другому, эту задачу можно назвать «выживание». Как показывает практика, большинство малых и средних фирм пытаются именно выжить. Это означает, что они довольствуются определенной, как правило, не очень большой нормой прибыли и стремятся сохранить статус-кво по занимаемой доле рынка.
2. Расширение доли рынка. Такая задача характерна для фирм, нацеленных в первую очередь на экономический рост. Деятельность таких компаний характеризуется агрессивной маркетинговой и ценовой политикой. При этом фирмы часто пользуются демпинговым ценообразованием, но надо учитывать, что цена может быть показателем качества услуги. Поэтому, снижая цену, фирма может вместо завоевания рынка, наоборот, потерять потенциальных клиентов.
3. Максимизация прибыли. Пожалуй, эта одна из самых сложных задач, стоящих перед фирмой. Основная трудность заключается в том, что организации необходимо достаточно точно определить спрос на предоставляемые ею услуги. Если цена задается для компании рынком и не зависит от объема оказываемых ею услуг, то ситуация упрощается. В этом случае фирме для максимизации прибыли необходимо найти только оптимальный объем услуг, что можно сделать при помощи CVP-анализа (анализ затрат, объема и цены товаров или услуг), который используется для нахождения оптимального объема производства при заданной цене товара, постоянных и переменных издержках.
4. Создание имиджа дорогих высококачественных услуг. В этом случае фирма предоставляет за большую цену услуги высокого качества. Как правило, число клиентов при этом уменьшается, но снижение количества продаваемых услуг компенсируется высокими ценами. Фирма при этом позиционируется как элитная.
2. Определение спроса на услугу
Только четко определив, какие стратегические задачи ставит перед собой фирма, можно переходить к определению спроса на услуги.
Многие организации допускают серьезную ошибку, пропуская первые этапы процесса ценообразования и пытаясь сразу же выбрать тот или иной метод формирования цены. Здесь надо четко понимать, что базовым критерием определения цены является правильный выбор не метода, а его параметров, адекватных внутренним и внешним условиям. Ведь при разных ценовых политиках, спросе и предложении услуги может использоваться один и тот же метод ценообразования, но параметры его будут существенно отличаться.
Определение спроса — довольно сложный этап процесса ценообразования и под силу далеко не всем организациям. Это требует большой аналитической работы, поэтому небольшим фирмам можно заменить точное количественное определение спроса экспертными оценками. Как правило, руководитель любой компании примерно представляет, сколько и по какой цене потребители готовы пользоваться услугами фирмы. Так, фирма «Вента-Арт» спрос на свои услуги не определяет. Достаточным условием является то, что она действует на рынке совершенной конкуренции.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Влияние издержек фирмына ценообразование
Точная оценка себестоимости услуги необходима каждой организации. В первом приближении такая оценка является минимальной безубыточной ценой, которую фирма может установить.
На основе анализа себестоимости и величины спроса компания может решить: оказывать данные услуги, отказаться от них либо найти пути снижения издержек. При этом, чем точнее определена себестоимость, тем более адекватные решения сможет принимать руководство компании.
В качестве примера рассмотрим компанию г. Обнинска «Вента-Арт» (сеть магазинов «Букет» и «Родной»), которая оказывает торговые услуги.
Компания «Вента-Арт» определила себестоимость оценки одного объекта в зависимости от его площади следующим образом:
Площадь объекта, кв. м
Себестоимость оценки, руб.
До 100
6 000
101 — 200
9 000
201 — 500
14 000
501 — 1 000
21 000
Свыше 1 000
33 000
Полученные цифры являются минимальной стоимостью услуг, которую компания может установить, не неся убытков.
4. Анализ цен и услуг конкурентов
Фирма должна точно представлять, на рынке какого типа она работает: монополистической конкуренции — рекламный рынок, торговля, связь, перевозки. От этого будет зависеть возможность и целесообразность установления цены, большей или меньшей, чем цена конкурента, а также в какой-то мере и метод ценообразования. Ведь если организация работает на рынке совершенной конкуренции, единственный метод, который ей подходит, — это метод рыночного ценообразования.
Также необходим сравнительный анализ качества услуг компании и ее конкурентов. Такое сравнение в сочетании с величиной спроса позволяет очертить примерные рамки колебания цен, которые может позволить себе организация.
Как правило, пределы колебаний цен определяются экспертными методами, то есть с большой долей субъективизма.
Так, например, фирма «Вента-Арт», проведя анализ цен конкурентов по аналогичным услугам, очертила для себя следующие границы цен.
Площадь объекта, кв. м
Стоимость, руб.
До 100
9 000 — 9 500
101 — 200
15 000 — 16 000
201 — 500
20 000 — 22 000
501 — 1 000
29 000 — 31 000
Свыше 1 000
48 000 — 51 000
Соответственно, устанавливать цену на услуги компании «Вента-Арт» следует не выходя за определенные ею ценовые рамки. Заметим, что разброс цен в данном случае незначителен, так как рынок близок к совершенному.
5. Выбор метода ценообразования и расчет исходной цены
В профессиональной литературе выделяется много методов ценообразования. Причем зачастую эти методы подменяются стратегиями ценообразования. Эти два понятия надо четко различать.
Стратегия ценообразования — это ограничения, накладываемые на цену услуги в целях реализации ценовой политики фирмы. Например, при реализации стратегии выживания фирма может определить, что цена должна быть не выше среднерыночной.
Метод ценообразования— это порядок формирования цены на конкретную услугу в конкретный временной период с учетом этих ограничений.
Рассмотрим основные методы формирования цены: затратный, метод рыночного ценообразования и параметрические методы.
Затратный метод.
Есть различные модификации затратного метода, но наибольшее распространение получил метод «средние издержки плюс прибыль». Суть его состоит в том, что фирма оценивает средние издержки, которые она несет при оказании единицы услуги, и прибавляет к ним определенную норму прибыли.
Основное преимущество этого метода заключается в том, что компании не надо оценивать спрос, а знать лишь величину издержек. Ведь, как уже отмечалось, определение спроса на услугу — дело достаточно трудоемкое и затратное и поэтому под силу далеко не всем организациям.
Однако, не учитывая спрос на услуги, фирма рискует назначить цену, далекую от оптимальной. Это может проявляться как в завышении цены и потери клиентов, так и ее занижении и недополучении прибыли.
Этот метод подходит небольшим фирмам, действующим на рынке монополистической конкуренции, или монополистам. В первом случае компании не приходится тратиться на анализ рынка и ценообразование с помощью параметрических методов. Во втором случае другие методы, кроме затратных, просто не имеют смысла.
Рыночное ценообразование.
К этому методу прибегают небольшие фирмы, действующие в условиях, близких к совершенной конкуренции. За основу берется средняя рыночная цена на аналогичные услуги. В условиях олигополии фирмы часто устанавливают цены, ориентируясь на лидирующую (лидирующие) в отрасли компанию. В России это характерно для некрупных операторов сотовой связи и интернет-провайдеров.
Если фирма использует метод рыночного ценообразования, она может не тратить время и средства на определение спроса. В этом случае его величина не повлияет на цену услуги. Однако для организаций, которые делают ставку на качество своих услуг, этот метод не подходит, поскольку при рыночном ценообразовании услуги разных фирм должны иметь сходные характеристики с минимальным отличием. В противном случае ориентироваться на среднюю рыночную цену или цену лидера просто не имеет смысла.
Параметрические методы.
Эта группа методов подразумевает экспертную оценку стоимости услуги исходя из ценности ее параметров. При этом можно учитывать как один главный параметр (метод удельной цены), так и набор параметров (метод баллов).
Используя метод удельной цены, фирма должна выбрать главный параметр своей услуги, представляющий наибольшую ценность для клиентов. Затем надо выбрать аналогичную услугу, цена которой будет принята за базовую. Это может быть как услуга той же фирмы с другим значением целевого параметра, так и услуга фирмы-конкурента. Удельная цена будет определяться для этой услуги по следующей формуле:
Уд = Ц: П ,
где Уд — удельная цена;
Ц — цена базовой услуги;
П — целевой параметр базовой услуги.
Искомая цена услуги исчисляется по формуле:
Ц = Уд x П = Ц x П: П ,
где Ц — цена текущей услуги;
П — целевой параметр текущей услуги.
Пример 1.Риелторской конторе ООО «Олимп» необходимо определить цену на услугу по реализации квартир. Главный параметр — надежность, определяемая как:
Количество полных лет на рынке x Среднегодовое количество сделок.
За базовую принята цена за реализацию квартир конкурирующей фирмы ООО «Кредо» минус 6% от суммы сделки. ООО «Олимп» работает на рынке четыре года и в среднем совершает 37 сделок, ООО «Кредо» — семь лет и в среднем совершает 46 сделок.
Удельная цена будет составлять:
Уд = 6%: (7 лет x 46 сделок) = 0,019.
Искомая цена:
Ц = 0,019 x (4 г. x 37 сд.) = 2,8%.
То есть цена на риелторские услуги в соответствии с этой моделью ценообразования должна быть установлена как 2,8% от сделки.
Один из явных недостатков этого метода
— наличие других факторов, влияющих на цену, но не учтенных в ее значении. Поэтому такой способ применим только для услуг с ярко выраженным единственным фактором ценности. Если же таких факторов много, то используется метод баллов.
Для этого определяется набор параметров, который характеризует ценность услуги для потребителя. Например, для интернет-провайдера это может быть скорость передачи данных, объем внутрисетевого бесплатного пространства, надежность соединения, удобство оплаты и т.д.
Очевидно, что каждый из этих параметров представляет определенную ценность для потребителя, которая оценивается в баллах по пяти-, десяти- или стобалльной шкале экспертными методами для базовой услуги и для новой.
Затем также экспертными методами каждому параметру придается определенный вес, отражающий вклад этого параметра в общую ценность услуги. Сумма всех весов должна составлять 100%.
Цена новой услуги определяется по формуле:
Ц = Ц x SUM [(П: П ) x k ],
где Ц — искомая цена новой услуги;
Ц — цена базовой услуги;
П — значение i-го параметра для новой услуги;
П — значение i-го параметра для базовой услуги;
k — весовой коэффициент i-го параметра.
Пример 2. Компания ООО «Троя» является интернет-провайдером. Для ценообразования методом баллов используется уже упомянутый набор параметров: скорость передачи данных, объем внутрисетевого бесплатного пространства, надежность соединения, удобство оплаты. За базовую услугу приняты услуги конкурента ООО «Спарта».
Весовые коэффициенты, баллы для ООО «Троя» и ООО «Спарта» по 10-балльной шкале определены в таблице.
Параметр
Весовой коэффициент
Баллы для ООО «Троя»
Баллы для ООО «Спарта»
Скорость передачи данных
30%
7
5
Объем внутрисетевого бесплатного пространства
20%
4
8
Надежность соединения
40%
9
9
Удобство оплаты
10%
3
7
Стоимость 1 Мб трафика у ООО «Спарта» составляет 80 коп.
Тогда цена 1 Мб трафика у ООО «Троя» будет следующей:
Цн = 80 коп. x (7/5 x 30% + 4/8 x 20% + 9/9 x 40% + 3/7 x 10%) = 80 коп. x 0,96 = 76,8 коп.
Таким образом, цена 1 Мб трафика — 77 коп.
Более «продвинутым» способом ценообразования является ценовой метод регрессии. По сути он аналогичен предыдущему методу, только позволяет оценить весовые коэффициенты каждого параметра на основе эмпирических данных. Для этого выбирается ряд аналогичных услуг и строится уравнение регрессии:
Ц = а + k x П + k x П +… + k x П + эпсилон,
где Ц — цена услуги (эндогенная переменная);
а — свободный член уравнения регрессии;
k — весовой коэффициент i-го параметра;
П — значения i-го параметра (экзогенная переменная);
эпсилон — случайное возмущение.
Оценка параметров может быть не только в баллах, но и в натуральных показателях (если это возможно).
В предыдущем примере можно было сравнивать объем внутрисетевого бесплатного пространства в мегабайтах, а не в баллах.
Кроме того, здесь представлено уравнение линейной регрессии, однако зависимость может быть и нелинейной.
Только надо учитывать, что в этом случае оценка коэффициентов уравнения усложнится. Вид зависимости, как правило, определяется эмпирически.
Заметим, что, если уравнение линейное, оценку можно проводить и при помощи программного обеспечения, например Excel.
Оценив коэффициенты уравнения регрессии (например, методом наименьших квадратов), получим весовые коэффициенты каждого параметра. Теперь можно найти искомую цену, подставив значения параметров в оцененное уравнение.
Пример 3.Возьмем за основу ситуацию, описанную в предыдущем примере.
Имеются следующие данные по основным игрокам на рынке провайдерскихуслуг:
Цена(Ц)
Скорость передачи данных(П1)
Объем внутрисетевого бесплатного пространства(П2)
Надежность соединения(П3)
Удобство оплаты(П4)
0.65
4
2
4
3
0.67
8
4
4
3
0.68
3
3
4
2
0.70
5
5
5
4
0.71
6
8
4
5
0.72
5
7
6
6
0.75
8
6
7
6
0.80
7
9
8
9
0.83
6
10
7
8
0.84
9
10
9
7
0.85
8
9
10
9
Аналитик ООО «Троя» предполагает, что уравнение зависимости цены от этих факторов будет таким:
Ц = а + k x П + k x П +… + k x П + эпсилон,
где Ц — цена услуги (эндогенная переменная);
а — свободный член уравнения регрессии;
k — весовой коэффициент i-го параметра;
П — значения i-го параметра (экзогенная переменная);
эпсилон — случайное возмущение.
Оценив параметры модели методом наименьших квадратов, получим:
Ц = 0,55 — 0,003 x П + 0,014 x П + 0,024 x П — 0,005 x П .
Поставим в это уравнение балльные оценки параметров для ООО «Троя»:
Ц = 0,55 — 0,003 x 7 + 0,014 x 4 + 0,024 x 9 — 0,005 x 3 = 0,78.
То есть с помощью метода ценовой регрессии определена цена в размере 78 коп. за 1 Мб трафика.
Метод регрессии позволяет более точно оценить коэффициенты, частично избавившись от субъективизма, поэтому этот метод более адекватно отражает реальную ситуацию, чем остальные параметрические методы. Однако пользоваться им стоит только тогда, когда в фирме есть специалисты, способные провести регрессионный анализ без ошибок.
Возвращаясь к фирме «Вента-Арт», следует отметить, что она, без сомнения, выберет метод рыночного ценообразования. Ведь, как было сказано, компания действует на рынке, близком к совершенной конкуренции. Поэтому «Вента-Арт» установит максимально возможные цены в очерченном диапазоне, то есть следующие:
Площадь объекта, кв. м
Стоимость, руб.
До 100
9 500
101 — 200
16 000
201 — 500
22 000
501 — 1 000
31 000
Свыше 1 000
51 000
продолжение
--PAGE_BREAK--
6. Учет дополнительных факторов и установлениеокончательной цены
Итак, выбрав наиболее подходящий метод ценообразования, организация определяет исходную цену услуги. Однако эта цена пока не является окончательной. Ведь следует учесть ряд дополнительных факторов, которые могут оказать влияние на цену. Это могут быть краткосрочные действия конкурентов, временное повышение спроса на услугу в связи с климатическими, политическими или прочими факторами и т.д. Также важнейшим фактором является стратегия ценовой дифференциации и учет скидок и бонусов.
7.Ценовая дифференциация, скидки и бонусы
Стратегия ценовой дифференциации предполагает установление различных цен для разных категорий клиентов, для географических регионов либо для сезонов года. За базу, как правило, принимается цена, полученная с помощью того или иного метода ценообразования. Далее рассчитывается величина соответствующих скидок или надбавок.
В разрезе клиентов дифференциация обычно определяется по частоте или сроку пользования услугами фирмы, по объему заказываемых услуг, по способу оплаты. Широко применяемая на товарных рынках система дисконта постоянным клиентам постепенно приобретает популярность и в мире услуг. Она является довольно эффективной, но с некоторыми оговорками. Как правило, скидка не заставит постоянного клиента купить ненужную ему услугу. Такой дисконт, скорее, способствует тому, что клиент предпочтет воспользоваться вашей услугой, чем такой же услугой другой фирмы. То есть система скидок постоянным клиентам направлена на их удержание, поэтому пользоваться ею целесообразно только на конкурентном рынке.
А вот скидки по объему заказываемых услуг направлены как раз на то, чтобы клиент приобрел как можно больше услуг, даже ему и не нужных. Вариаций такого рода скидок достаточно много. Это может быть скидка на определенную услугу при приобретении какого-либо комплекта услуг, скидка на все услуги, если их совокупная стоимость превышает определенную сумму, и т.д.
Рассмотреть все виды скидок в рамках статьи невозможно, поэтому остановимся на широко применяемой в торговле и «перекочевавшей» на рынок услуг системе «падающего лидера» («убыточного лидера»). Сразу заметим, что такую систему скидок ни в коем случае нельзя применять при ценовой стратегии дорогих высококачественных услуг. Кроме того, система «убыточного лидера» действенна только в случае большого ассортимента услуг.
Суть данной системы заключается в том, что выбирается одна достаточно востребованная услуга. Цена на эту услугу устанавливается ниже цен конкурентов (даже если она ниже себестоимости услуги). Потребитель, глядя на столь низкую стоимость такой услуги, начинает подсознательно воспринимать данную фирму как дешевую. Поэтому и цены на все остальные услуги клиент воспринимает как низкие. Хотя на самом деле они могут быть даже выше рыночных.
Надо заметить, что услуг «убыточных лидеров» должно быть мало. Как правило, используется не больше одной-двух услуг, иначе выгоды от использования этого метода будут нивелированы снижением цен.
Пример 4.ООО «Вента-Арт» занимается размещением рекламы в печатных изданиях, на радио, а также размещением наружной рекламы. После проведенного компанией маркетингового исследования выяснилось, что 68% клиентов пользуются одновременно и наружной рекламой, и рекламой в печатных изданиях, 15% — кроме этих двух видов еще и рекламой на радио и только 12% используют исключительно наружную рекламу, оставшиеся 5% клиентов пользуются одновременно наружной рекламой и рекламой на радио. В связи с этим было решено выбрать услуги «убыточного лидера» — продажу рекламных площадей на брандмауэрах и рекламных щитах. Доля продаж брандмауэров и рекламных щитов в общем объеме продаж составляла 23%. Цены на эти два вида услуг были снижены на 25%, в результате чего стали ниже среднерыночных на 16% и ниже себестоимости на 7%. При этом совокупный объем продаж компании увеличился на 36%, а объем продаж брандмауэров и рекламных щитов в общей структуре продаж составил 34%. Поэтому прибыль ООО «Дарий» возросла приблизительно на 29,48%:
36% — (25% — 7%) x 23% + 7% x 34%.
Таким образом, снижение цены на два вида услуг на 25% позволило компании ООО «Вента-Арт» увеличить прибыль на 30%.
III.Особенности ценообразования в туристическом бизнесе на примере компании г. Обнинска «Руссий транзит» 1.Особенности ценообразования в туризме
В туристском бизнесе вопрос правильности формирования цены стоит довольно остро. Обусловлено это особенностями данного бизнеса: сезонность, природно-климатические условия, одновременное оказание комплекса услуг одному туристу, разнообразный их спектр, численность группы, возрастной состав и др. Организационно-экономическими особенностями являются: взаимозаменяемость работников, немногочисленный штат персонала, отсутствие прямых затрат (за исключением тех, которые можно определить расчетным методом). Очень важно установить цену туристского продукта таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Вопрос ценообразования нужно рассматривать на основании взаимоотношений, которые складываются между туроператором и турагентом.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 132-ФЗ) туроператорская деятельность — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, а турагентская деятельность — это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Туроператорформирует туристский продукт и может сам продавать туристские путевки. Стоимость путевки формируется на основании затрат туроператора, связанных с формированием путевки, с учетом рыночных цен, которые сложились в данном регионе на продажу путевок. При формировании стоимости путевки туроператор учитывает положения ст. 40 НК РФ, которая предусматривает большой перечень условий, при которых цены могут меняться в течение времени. В туристском бизнесе цены на путевки по одному и тому же маршруту могут меняться в течение года, например из-за изменения потребительского спроса, сезонности и т.д. Туроператор может и должен сформировать ценовую политику, утвердив ее приказом руководителя.
продолжение
--PAGE_BREAK--