--PAGE_BREAK-- 1.4. Средства маркировки Помимо всего прочего, продавцы создают для своих товаров этикетки и ярлыки, т.е. Средства маркировки, которые могут предстать в качестве незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или тщательно продуманной сложной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть либо одно марочное название товара, либо большой объем информации о нем. Даже если сам продавец предпочитает скромную, простую этикетку, закон может потребовать размещения на ней дополнительной информации.
Этикетки выполняют несколько функций, и от продавца зависит, какие именно. Этикетка идентифицирует товар или марку; может указывать сорт товара; может в какой-то мере описать товар, например, кто, где и когда его сделал, содержимое упаковки, порядок его использования и техника безопасности при работе с ним; может пропагандировать товар своим привлекательным графическим исполнением.
В связи с этикетками уже давно существует целый ряд проблем правового характера. Этикетка может ввести потребителя в заблуждение, или упустить в описании упоминание о каких-то важных компонентах, или недостаточно полно изложить предостережения относительно безопасного пользования товаром. В последнее время на практике маркирования стали сказываться такие факторы, как необходимость указания цены товарной единицы, сроков годности товара и его питательности. Перед выводом новых товаров на рынок продавцы должны удостовериться, что на этикетках новинок предоставлена вся необходимая информация.
1.5. Сервис Еще одним элементом товарной политики является служба сервиса для клиентов. Товар фирмы обычно предполагает наличие тех или иных услуг. Сервис может быть незначительным, а может играть для товара определяющую роль. При налаживании сервисной службы деятелю рынка предстоит принять три решения: 1) какие услуги включить в рамки сервиса; 2) какой уровень сервиса предложить; 30 в какой форме предлагать услуги клиентам.
Деятелю рынка следует изучить потребителей, чтобы уяснить себе, какие основные услуги можно было бы им предложить и какова относительная значимость каждой их них. Однако этот вопрос все же не решается так просто. Услуга может быть чрезвычайно важной для потребителей и тем не менее не являться решающей при выборе поставщика, если все имеющиеся поставщики предоставляют ее на одном и том же уровне. Потребителя интересуют не только определенные услуги сами по себе, но и их объем и качество.
Учитывая важность сервисного обслуживания в качестве орудия конкуренции, фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень ее собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приемов, таких, как регулярные опросы потребителей, установление ящиков для предложений, создание системы работы с жалобами и претензиями. Этими и другими вопросами занимаются специальные отделы. Все это поможет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.
Деятель рынка должен также решить, в каких формах будут предоставляться различные услуги, и какие расценки установить на каждый вид сервисных работ.
Кроме того, сами услуги могут быть предложены в одном из вариантов:
· оказание услуг самим предприятием производителем;
· организация центров обслуживания в местах, где находится потребитель;
· обучение собственных работников и распределение их по всей территории;
· поручение сервисного обслуживания специализированным организациям.
И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.
Предоставление всех видов услуг должно быть скоординировано и направлено на обеспечение потребительской удовлетворенности и создание приверженности в фирме.
1.6. Ассортимент товара Мы рассмотрели решения в сфере товарной политики, касающиеся присвоения марочных названий, упаковки и сервисного обслуживания на уровне отдельного товара. А ведь товарная политика предусматривает также формирование товарного ассортимента.
Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товарного ассортимента, предлагаемого отраслью в целом. Ассортимент слишком узок, если можно увеличить прибыли, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыли можно увеличить, исключив из него ряд изделий.
Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которые фирма ставит пред собой. У фирм, старающихся прослыть поставщиками исчерпывающего ассортимента и/или добивающихся завоевания большой доли рынка или его расширения, товарный ассортимент обычно широкий. Их меньше волнует положение, когда те или иные из производимых ими товаров не дают прибыли. Фирмы же, заинтересованные, прежде всего, в высокой прибыльности своего бизнеса, имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий.
С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая его или насыщая. Наращивание может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно.
Наращивание вниз. Многие фирмы поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и впоследствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить нижележащие эшелоны. Целью может являться сдерживание конкурентов или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка.
Наращивание вверх. Фирмы, действующие в нижних эшелонах рынка, возможно, захотят проникнуть в вышележащие. Их могут привлекать более высокие темпы роста верхних эшелонов рынка или их повышенная прибыльность.
Двустороннее наращивание. Фирма, работающая в среднем эшелоне рынка, может принять решение о наращивании своего товарного ассортимента и вверх и вниз одновременно.
Насыщение товарного ассортимента происходит за счет добавления новых изделий в его существующих рамках. Причиной этому может являться стремление получать дополнительные прибыли, задействовать неиспользуемые производственные мощности, ликвидировать пробелы с целью недопущения конкурентов, попытки стать ведущей фирмой с исчерпывающим ассортиментом.
Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, поэтому при выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий.
Если у организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, говорят о товарной номенклатуре.
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям одним конкретным продавцом.
Товарную номенклатуру фирмы можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.
Широта товарной номенклатуры – общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой.
Насыщенность товарной номенклатуры – общее число составляющих ее отдельных товаров.
Глубина товарной номенклатуры – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Гармоничность товарной номенклатуры – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей.
Эти четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру, позволяют фирме определить свою товарную политику. Фирма может расширить свою деятельность четырьмя способами. Она может расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров. Она может увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров, приблизившись к положению компании с исчерпывающим ассортиментом. Она может предложить больше вариантов каждого из имеющихся товаров, т.е. Углубить свою товарную номенклатуру. И, наконец, в зависимости от того, стремится ли она к завоеванию прочной репутации в какой-то одной сфере или действовать сразу в нескольких сферах, фирма может целенаправленно добиваться большей или, наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.
Таким образом, мы видим, что товарная политика – это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использования марочных названий, упаковки и услуг. Эти решения должны приниматься не только на основе полного понимания потребностей клиентов и стратегических подходов, используемых конкурентами, но и с постоянно возрастающим вниманием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства.
2. Оценка рыночной ситуации 2.1. Обзор конъюнктуры рынка строительных материалов в Российской Федерации В состав промышленности строительных материалов (ПСМ) входят 23 подотрасли, которые объединяют в настоящее время около 10 тыс. предприятий с общей численностью работников примерно 800 тыс. человек. Практически все предприятия отрасли приватизированы.
Доля продукции ПСМ в общем объеме внутреннего валового продукта Российской Федерации составляет более З%, а в стоимости основных промышленно-производственных фондов около 4%.
ПСМ потребляет более 20 видов минерального сырья (свыше 100 наименований горных пород) и является крупнейшей горнодобывающей отраслью в Российской Федерации. Более 20% в структуре затрат отрасли составляют топливно-энергетические ресурсы. В общем объеме российских грузоперевозок железнодорожным, автомобильным и водным транспортом на долю перевозок строительных грузов приходится около 30%.
В структуре производства продукции отрасли преобладают (в стоимостном выражении) сборные железобетонные и бетонные конструкции и детали (37,8%), стеновые материалы (13,8%), цемент (11,7%) и нерудные строительные материалы (8,8%).
Хронический спад производства в ПСМ, наблюдавшийся с начала 90-х годов, к настоящему времени практически преодолен. С 1998 г. наметилась стабилизация производства строительных материалов и изделий, постепенное наращивание объемов по большинству видов.
В Российской Федерации традиционно производятся все основные виды строительных материалов и изделий, однако ассортимент и качество многих из них уступают соответствующим показателям продукции промышленно развитых стран. Это обусловлено исторически длительным отсутствием в Российской Федерации конкурентной среды и рыночных отношений. Ассортимент производимых строительных материалов был ориентирован, в основном, на централизованное распределение для промышленного и массового жилищного строительств.
В последние годы стала развиваться конкуренция между отечественными производителями строительных материалов, причем значительно более жесткая, чем зарубежными, что обусловлено, с одной стороны, регионализацией рынков сбыта, а с другой — меньшей значимостью, особенно после девальвации рубля, зарубежных материалов для строительного комплекса России.
По основным видам стройматериалов (цемент, стекло оконное и полированное, кровельные, стеновые матери алы и др.) доля продукции отечественных производителей на российском рынке традиционно составляла 95-99%, а в 1999 г. по многим позициям возросла до 99,9%
Можно отметить следующую закономерность: в настоящее время научно-технический прогресс в отечественной ПСМ и строительной индустрии в основном базируется на зарубежных научно-технических разработках и закупках импортного технологического оборудования.
Отечественные разработки в области технологий производства эффективных видов строительных материалов ввиду невозможности предложить потребителю сразу комплектное технологическое оборудование с услугами по его монтажу и пусконаладочным работам остаются мало востребоваными.
В перспективе в ПСМ и стройиндустрии произойдут существенные изменения как технологического, так и организационного характера. Скорее всего, сохранится тенденция к регионализации рынков основных видов стройматериалов и изделий. Первоочередными вопросами являются оптимизация мощностей предприятий-производителей и их диверсификация с учетом структуры строительства и строительной активности в регионе. Это связано с тем, что перевозки большинства видов строительных материалов с низким отношением цены к массе даже на сравнительно небольшие расстояния резко повышают себестоимость строительства. Уже сегодня прослеживается тенденция к формированию региональных строительных комплексов, контролирующих как строительные организации, так и производителей строительных материалов.
В 2002 г. в промышленности строительных материалов сохранилась тенденция роста объемов производства промышленной продукции. Однако по сравнению с прошедшими годами экономического подъема темпы их роста были несколько меньше. Индекс промышленного производства в отрасли в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составил по предварительной оценке 103,5% (в целом по промышленности страны — 103,7%).
По предварительной оценке, производство цемента возросло на 7%; асбестоцементных листов — на 10%; санитарных керамических изделий — на 7%; плиток керамических для облицовки стен — на 25%; плиток для пола — на 29,6%; линолеума — на 3%; минеральной ваты и изделий из нее — на 4%; ванн — на 18%; раковин и моек — на 17%; стеновых материалов — на 0,6%, в том числе кирпича строительного — на 0,5%. На прежнем уровне сохранилось производство строительного стекла, стеновых материалов. [1]
В структуре производства товарной продукции отрасли за годы реформ происходят существенные изменения, которые сохранились и в прошлом году.
В результате падения роли крупнопанельного домостроения в структуре жилищного строительства произошло снижение доли производства сборного железобетона. Повышение требований к комфортности жилья определило рост производства в секторе отделочных материалов, например керамической плитки. Новые требования к тепловому сопротивлению ограждающих конструкций сказались на росте выпуска теплоизоляционных материалов. Развитие малоэтажного строительства предполагает увеличение расхода кровельных материалов за счет повышения площади скатных кровель.
Использование в строительстве продукции промышленности строительных материалов, отвечающей высоким требованиям современного строительства, позволяет оптимально расходовать средства на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, инженерных систем жизнеобеспечения, сокращать затраты на ремонт и создавать комфортные условия для проживания.
По экспертной оценке, качество выпускаемой отечественными производителями продукции заметно выросло по сравнению с началом 90-х годов.
В целом отечественная промышленность строительных материалов ориентирована в основном на внутренний рынок и обеспечивает основные потребности строительного комплекса. Однако доля импортных строительных материалов по некоторым позициям (в том числе по линолеуму, керамической плитке, изделиям из природного камня, раковинам и мойкам) в объеме продаж на внутреннем рынке составляет 20-30%.
Положительные изменения, происходящие в отрасли, явились определенным следствием реализации принятой Госстроем России совместно с субъектами Российской Федерации «Концепции развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001-2005 годы».
В прошедшем году продолжали проводиться мероприятия по переоснащению производственной базы и наращиванию потенциала предприятий. Осуществлялось дальнейшее перепрофилирование предприятий индустриального домостроения на выпуск деталей и конструкций для строительства домов различных архитектурно-строительных систем.
В 2002 г. в Российской Федерации введено в эксплуатацию 116 объектов, производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск более 20 видов строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе 14 объектов по производству стеновых материалов общей мощностью 344,3 млн. шт. усл. кипича.
По предварительным данным, объем инвестиций на развитие промышленности строительных материалов за прошедший год составил около 10 млрд. рублей.
Наряду с положительными результатами и тенденциями в отрасли в 2002 г. остается еще много нерешенных проблем.
продолжение
--PAGE_BREAK--Часть отечественных строительных материалов еще уступает по качеству зарубежным аналогам, низок удельный нес конкурентоспособной продукции по отдельным позициям. Ограничен ассортимент выпускаемых отечественных теплоизоляционных материалов на основе стеклянного, базальтового волокна, перлита и других природных минералов, санитарно-технических изделий, низко эмиссионного, теплоотражающего и архитектурного стекла. Многие предприятия отрасли нуждаются в инвестиционных ресурсах на техническое перевооружение.
Степень износа основных фондов в отрасли достигла 54%. Сохраняется тревожная тенденция — ежегодное выбытие мощностей превышает ввод. Это приводит к старению основных фондов, особенно их активной части, а также к фактическому сокращению производственных мощностей. Средний возраст основной части машин и оборудования — 17 лет.
Промышленность строительных материалов и изделий является одной из наиболее топливо- и энергоемких отраслей народного хозяйства. Удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство и реализацию продукции в целом но отрасли составляет более 16%, а в цементной промышленности достигает 41%. Высокий уровень топливо — и энергопотребления является одним из факторов низкой конкурентоспособности продукции отечественной промышленности строительных материалов. При этом следует иметь в виду, что внутренние цены на энергоносители в настоящее время значительно ниже мировых. Поэтому энергосбережение в промышленности строительных материалов является одной из первостепенных задач.
Следует отметить, что вкладываемых в настоящее время в промышленность средств явно недостаточно для наращивания технического потенциала отрасли. Такое положение является следствием недостатка у предприятий собственных средств, низкой рентабельности, недостаточно платежеспособного спроса, непрозрачности финансово-хозяйственной деятельности для кредиторов и инвесторов, отсутствия хорошо проработанных бизнес-планов, отсутствия доступной системы долгосрочного кредитования промышленности.
Прогнозируемое на ближайшие годы развитие минерально-сырьевой базы, топливно-энергетическою комплекса, высокотехнологичных и наукоемких технологий, металлургии и транспортной системы Сибири и Дальнего Востока вызовет необходимость увеличения объемов жилищного, промышленного и дорожного строительства, а следовательно, и рост потребности в строительных материалах.
Все это предопределяет высокую инвестиционную привлекательность ряда подотраслей и предприятий промышленности строительных материалов в восточных регионах России.
Учитывая издержки предстоящего в ближайшие годы вступления России в ВТО, перед отечественной промышленностью строительных материалов, изделий и конструкций стоит серьезная задача по сохранению и укреплению своих позиций на внутреннем и внешнем рынках, устранению факторов ее пока еще низкой конкурентоспособности продукции. Необходимо ускорение темпов перевооружения и модернизации производственного потенциала отрасли, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования, расширение выпуска высокоэффективных и конкурентоспособных отечественных материалов.
Задачей государственного воздействия в промышленности строительных материалов является создание экономических условий для роста платежеспособного спроса на продукцию отрасли, обеспечения доступности приобретения жилья для большинства населения, совершенствование системы долгосрочного кредитования реального сектора экономики, а также поддержка дальнейшего развития предприятий и содействие укреплению позиций отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках.
2.2. Промышленность строительных материалов Белгородской области. Конъюнктура рынка стройматериалов Промышленность строительных материалов одна из старейших отраслей области. Еще в1779 году в Белгороде было расположено 13 известковых и 4 кирпичных завода, чему способствовало наличие сырья для производства строительных материалов, рост потребностей народного хозяйства и населения региона в строительных материалах. Но скачком в развитии отрасли послужило освоение богатств КМА, повлекшее за собой производственное и жилищное строительство, строительство объектов соцкультбыта, что привело к росту производства строительных материалов.
В начале 90-х, в связи со снижением темпов строительства, значительно сократилась потребность в строительных материалах. По этой причине, из-за недостатка материальных оборотных средств и другим причинам начался спад производства в отрасли, по ряду важнейших видов изделий он продолжается.
Таблица 2.2.1.
Основные показатели работы промышленности строительных материалов
1999
2000
2001
Число действующих предприятий (на конец года)
189
144
146
Объем промышленной продукции, млн. руб.
2093,7
3096,1
4090,8
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему, год у
149,4
79,3
101,1
Продолжение таблицы
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек
14,0
14,9
14,5
в том числе рабочие
11,7
12,3
12,0
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток),. млн. руб.
289,4
298,5
431,2
Уровень рентабельности (по крупным и средним предприятиям),%
17,3
12,7
13,7
Снижение (-), повышение затрат на один рубль продукции, в% к предыдущему году
-2,2
4,2
-0,8
Прослеживается тенденция сокращения действующих предприятий при относительно стабильной численности производственного персонала.
Помимо предприятий, где производство строительных материалов является основным видом деятельности, продукцию для стройиндустрии производят и предприятия других отраслей экономики. По данным годовой отчетности за 2001 год в Белгородской области строительные материалы выпускали 250 организаций, при этом только у 146 из них основным видом деятельности является производство строительных материалов, в том числе 35 крупных и средних и 111 — предприятий малого бизнеса.
Производство основных видов продукции строительных материалов в Белгородской области в натуральном выражении отражено в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2.
Производство основных видов продукции промышленности строительных материалов
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Цемент, тыс. тонн
3,5
2,6
2,4
2,5
2,9
3,4
3,5
Сборные железобетонные конструкции и изделия, тыс. м3
523,7
305,4
277,8
295,1
374,3
375,3
324,0
Продолжение таблицы
в том числе стеновые панели
84
27,7
26,4
38,4
61,0
56,8
50,2
Панели и другие конструкции для КПД, тыс. м2 общей площади
214,8
68,1
66,3
103,7
153,6
143,8
129,9
Стеновые материалы, млн. шт. условного кирпича
559,9
413,0
466,3
461,2
562,1
529,7
514,5
в том числе кирпич строительный
403,6
319,9
334,2
319,1
360,5
321,8
303,2
Листы асбестоцементные, млн. условных плит
249,6
190,7
198,6
188,3
249,7
275,5
292,6
Плитка керамическая для внутренней облицовки, тыс, м2
1975
1917
2081
2192
2324
2230
2264
Плитки керамические для полов, тыс. м2
682
926
1000
1084
1041
1060
1072
Трубы асбестоцементные, тыс. условных километров
2,7
2,3
2,4
2,4
2,9
3,1
3,1
Нерудные строительные материалы, тыс. м'
2812
3270
2965
3050
3473
3658
3677
в том числе щебень
2639
2369
2119
2161
2397
2701
2734
Известь строительная, тыс. тонн
63,8
43,5
52,3
49,3
73,0
71,7
59,2
Известь технологическая, тыс. тонн
266,2
238,2
251,8
254,4
301,6
290,3
282,9
Мука известняковая и доломитовая для известкования кислых почв, тыс тонн
3,5
2,0
2,1
2,0
2,1
2,5
2,8
Мел, тыс. тонн
3117
2020
1967
1966
2489
2970
2685
Слюда щипаная, тонн
21
11
13
6
13
13
18
Конструкции строительные стальные, тыс. тонн
20,3
19,2
18,6
8,5
12,3
18,8
26,2
Рост производства большинства видов изделий начался в 1998 году. В 2001 году по сравнению с 1997 годом производство цемента возросло на 46%, сборных железобетонных конструкций и деталей — на 16,6%, стеновых материалов — на 10%, листов асбестоцементных — на 47,3%, плитки керамической для внутренней облицовки стен — на 8,8%, плитки керамической для полов — на 7,2%, труб асбестоцементных — на 29,2%, нерудных строительных материалов — на 24%. Вместе с тем, уровня производства 1990 года пока не достигнуто ни по одному виду изделий. В 2001 году произведено меньше, чем в 1990 году, цемента в 1,7 раза, листов асбестоцементных на 26%, сборных железобетонных конструкций и изделий — в 3,5 раза, стеновых материалов — на 37%.
Следует отметить, что такое положение в отрасли наблюдается не только в Белгородской области, но и других регионах России. В целом по Российской Федерации по сравнению с 1990 годом темпы снижения намного больше, нежели в Белгородской области. Поэтому роль белгородских предприятий на рынке строительных материалов России возросла. Если в 1990 году на их долю от общероссийского производства приходилось 7,3% цемента, то в 2001 году — 10,6%, листов асбестоцементных соответственно — 8% и 17,1%, стеновых материалов — 2,4% и 4%.
В связи с невостребованностью в области важнейших видов строительных материалов растут объемы их вывоза за ее пределы. В 2001 году вывезено 66% произведенного цемента, 76% шифера, 38% стеновых материалов.
Таблица 2.2.3.
Вывоз строительных материалов за пределы области
1999
2000
2001
Цемент, тыс. тонн
1179,7
2289,9
2332,5
Листы асбестоцементные, млн. усл. плит
174,4
209,4
223,3
Стеновые материалы, млн. усл. кирпича
148,0
164,6
197,3
Рынок отдельных видов строительных материалов имеет ярко выраженный международный характер. По данным Белгородской таможни, наблюдается заметный рост вывоза цемента и листов асбестоцементных за пределы Российской Федерации. Стеновые материалы вывозятся в основном в регионы России.
Что касается затрат на рубль произведенной продукции, то за период с 1995 по 2001 гг. этот показатель изменялся скачкообразно, о чем свидетельствуют данные следующей таблицы.
Таблица 2.2.4.
Изменение затрат на рубль продукции (в процентах к предыдущему году)
Вся промышленность
В т. ч. промышленность строительных материалов
1995
-2,63
-1,4
1996
14,73
8,1
1997
-0,1
-0,8
1998
-5,1
1,6
1999
-3,9
-2,2
2000
5,7
4,2
2001
1,2
0,8
Как видно, стабильного снижения затрат на производство единицы продукции пока не обеспечено, а в последние 2 года наблюдается их рост.
В 2001 г. в отрасли произошли определенные изменения в структуре затрат на производство и реализацию продукции. По сравнению с 2000 годом отмечен незначительный рост доли материальных и затрат на оплату труда при снижении доли прочих затрат.
Рост затрат на производство продукции во многом объясняется простоями производственного оборудования на предприятиях отрасли.
Таблица 2.2.5.
Использование среднегодовой производственной мощности предприятий Белгородской области по выпуску отдельных видов продукции строительных материалов (в процентах)
1999
2000
2001
Цемент
46,1
54,1
54,4
Листы асбоцементные
71,4
68,8
81,5
Стеновые материалы, в том числе:
Кирпич строительный
75,0
71,9
69,5
Плитка керамическая для внутренней облицовки стен
66,4
65,7
65,7
Плитка керамическая для полов
95,9
97,8
98,3
Заполнители пористые
41,3
50,2
47,4
Только в 2001 году за счет недоиспользования производственных мощностей недодано2,9 млн. тонн цемента, 113,6 млн. штук условного кирпича, 365,9 тыс. м3 конструкций и деталей сборных. железобетонных, 1,2 млн. м2 плитки керамической для внутренней облицовки стен.
Индексы цен производителей на продукцию промышленности строительных материалов характеризуются следующими данными:
Таблица 2.2.6.
На конец периода, в % к декабрю предыдущего года
1998
1999
2000
2001
Промышленность в целом
127,9
159,1
126,1
111,7
Промышленность строительных материалов
Из нее:
из нее:
107,5
146,8
134,4
117,0
- цементная
102,9
149,8
134,8
114,6
- асбестоцементных изделий
118,7
149,1
131,9
124,8
-конструкций и деталей сборных ж/бетонных
110,2
148,9
131,4
118,5
- стеновых материалов
110,0
130,9
132,4
115,4
- нерудных строительных материалов
113,4
164,1
141,8
106,9
За анализируемый период наибольший рост цен имел место в 1999г., наименьший – в 1998 году. За последние четыре года индекс цен в отрасли увеличился в 2,5 раза, против 2,9 раза в целом по промышленности области.
Следует отметить, что до 1998 года оптовые цены производителей на многие виды строительных материалов в среднем по России росли быстрее, чем в Белгородской области. Так, только в 1992 году при увеличении цен в целом по отрасли в 21,5 раза, в среднем по России цены возросли в 28,1 раза. В результате цены производителей на большинство видов строительных материалов, значительно ниже среднероссийских, что видно из приведенных ниже данных.
Таблица 2.2.7.
Средние цены производителей на отдельные виды строительных материалов на конец 2001 года (рублей за единицу продукции)
Белго-родс-
кая область
в% к среднероссийскому значению
Российская Федерация
средняя цена
максимальная цена
минимальная цена
Цемент, тонн
467
86
542
3333
420
Листы асбестоцементные, тыс. усл. плит
1405
82
1710
2864
1405
Трубы асбестоцементные, км
38130
83
45686
99008
38130
Сборные железобетонные конструкции и детали, м3
1099
63
1731
6437
770
Кирпич строительный, тыс. усл. штук-
1084
77
1406
3383
674
Плитка керамическая глазурованная, м2
55
63
87
129
55
продолжение
--PAGE_BREAK--
Продолжение таблицы.
Плитка керамическая для полов, м2
72
64
112
320
50
Мел, тонн
44
91
48
2375
44
Известь строительная, тонн
514
114
449
3416
317
Полная балансовая стоимость основных фондов предприятий промышленности строительных материалов (основной вид деятельности) достигла на конец 2001 года 2,3 млрд. рублей, что составляло 6,7%, от всех основных фондов промышленности и 2,6% — всех отраслей экономики (по крупным и средним коммерческим организациям).
Таблица 2.2.8.
Наличие основных фондов в промышленности строительных материалов (на конец года; по полной учетной стоимости в фактических ценах — млн. руб)
1999
2000
2001
Промышленность строительных материалов, из нее:
2095,7
2175,5
2308,9
здания
714,1
738,7
750,6
сооружения
534,5
535,5
546,6
машины и оборудование
745,2
782,8
867,3
транспортные средства
95,1
109,8
127,9
инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь
вывыыиииинвентарь инвентарь
65
7,8
13,3
другие виды основных фондов
0,3
0,9
3,2
Резкое старение основных фондов — одна из проблем последних лет. Степень их износа в отрасли на конец 2001 года составила 59% против 43,6% по основным фондам экономики в целом и 43,5% по промышленности области. При этом особенно высока степень износа активной части основных фондов: машины и оборудование изношены на конец 2001 года на 70,9%, транспортные средства на 50%, инвентарь — на 43,3%.
В связи с тем, что в 2001 году введено новых основных фондов на сумму 239,8 млн. рублей, 135,5 млн. рублей (56,5%) из них — машины и оборудование, ежегодная тенденция к увеличению износа фондов замедлилась. По сравнению с 2000 годом износ основных фондов в отрасли сократился на 2,9 процентного пункта. Коэффициент обновления в 2001 году высок (10,4%), коэффициент ликвидации низок (2,1%). Это свидетельствует о том, что вновь введенные фонды предназначены не для замены морально и физически устаревшего оборудования.
В 2001 году крупными и средними предприятиями области на развитие отрасли было направлено 226,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило лишь 3,2% от общего объема инвестиций.
По сравнению с 2000 годом величина инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах возросла на 15,4%, против 49,5% по промышленности и 38,7% по области в целом.
Динамику инвестиций в основной капитал в промышленности строительных материалов за 1999 — 2001 годы можно увидеть в таблице:
Таблица 2.2.9.
Годы
Инвестиции в основной капитал по промышленности строительных материалов (в фактически действовавших ценах), млн. руб.
Доля промышленности строительных материалов в общем объеме инвестиций в промышленность
1999
102,0
3,2
2000
184,3
4,0
2001
226,8
3,2
Низкий уровень капитальных вложений в промышленность строительных материалов можно объяснить недостаточно устойчивым финансовым состоянием предприятий отрасли. Так, с положительным финансовым результатом закончили 2001 год всего 57 предприятий (51%). Ими получено 466,8 млн. рублей прибыли, причем основная часть прибыли (65%) приходится на предприятия 2-х отраслей: цементная промышленность и промышленность сборных железобетонных конструкций и деталей. С отрицательным финансовым результатом закончили год 49% предприятий отрасли, ими получен убыток — на 35,6 млн. рублей.
Один из показателей эффективности работы предприятий — рентабельность реализованной продукции (отношение сальдированного финансового результата от продаж к затратам на производство продукции) за 2001 год составила 13,3% против 12,4% за 2000 год, рентабельность активов (отношение сальдированного финансового результата к стоимости всех активов) — .16,4%, против 12,8% за 2000 год. При этом рентабельность оборотных активов возросла в 1,7 раза. Следует отметить, что рентабельность активов в промышленности строительных материалов значительно выше, чем в целом по промышленности (4,9%).
Общая сумма оборотных средств увеличилась за 2001 год на 16,4%. Анализ структуры оборотных активов показал, что наибольший удельный вес в их составе приходится на дебиторскую задолженность — (36,2% на начало года, 40,4% на конец года) и на запасы (55,2% на начало года, 48,4% — на конец года). Преобладающая часть запасов представляет собой сырье и материалы (64,2%) и готовую продукцию на складе (18,9%).
Главными критериями для оценки финансового состояния предприятий являются показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, к которым можно отнести коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности (покрытия).
Таблица 2.2.10.
Основные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий
Промышленность стройматериалов
Промышленность — всего
Коэффициент текущей ликвидности (нормативное ограничение 200%)
на начало 2001 г.
109,8
97,9
Продолжение таблицы
на конец 2001 г,
104,7
90,4
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное ограничение 10%)
на начало 200 1г.
12,7
-76,5
на конец 2001 г.
11,4
-80,6
Коэффициент автономии (нормативное ограничение больше либо равно 50%)
на начало 2001г.
61,9
41,0
на конец 2001г.
59,3
36,4
Для оценки финансовой устойчивости предприятий также большую роль играет коэффициент отношения заемных и собственных средств (нормативное значение его меньше, либо равно 100%). В конце 2001года данный показатель составил 68,5% против 61,5% на начало года.
Численность промышленно — производственного персонала на предприятиях отрасти в 2001 году по сравнению с 1995 годом уменьшилась на 8,5%.
Таблица 2.2.11.
Динамика среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы
Среднесписочная численность, человек
Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей,
1999
14044
1562,5
2000
14946
2438,4
2001
14488
3252,6
В 2001 году среднемесячная заработная плата промышленно — производственного персонала была на 29,8% выше, чем в целом по промышленности.
Размер начисленной реальной средней заработной платы (рост заработной платы, скорректированной с учетом изменения сводного индекса потребительских цен) в 2001 году по сравнению с 1995 годом возрос на 23,9%…
Следует отметить, что на конец 2001 года на предприятиях промышленности строительных материалов задолженность по заработной плате составила 8,3 млн. рублей,
Анализ производства строительных материалов на территории Белгородской области позволяет сделать вывод о том, что несмотря на инвестиционный кризис и падение объемов строительных работ, объемы производства строительных материалов остаются весьма значительными.
Среди стеновых строительных материалов лидирующее место занимает строительный кирпич, темпы снижения объемов производства которого значительно ниже. Такое положение объясняется спросом на стеновые материалы для малоэтажного жилищного строительства, удельный вес которого достиг к 1999 году 45%.
Оценим емкость рынка стеновых материалов в Белгородской области.
Она определяется по следующей формуле:
С= П+И-Э, где
С – емкость рынка за год;
П – производство данного товара в данной области;
И – импорт товара с других рынков;
Э – экспорт товара за границу.
Полученные результаты изложим в таблице 2.2.12.
Таблица 2.2.12.
Показатель
1999
2000
2001
Производство стеновых материалов, млн. шт усл. кирпича
562,1
529,7
514,5
Вывоз стеновых материалов за пределы области, млн. шт. усл. кирпича
148,0
164,6
197,3
Емкость рынка стеновых материалов
212,5
365,1
317,2
\s
Данный анализ свидетельствует о росте емкости рынка, что связано с увеличением объемов строительства. Следует отметить, что произойдет некоторое увеличение производства по тем видам стеновых материалов, которые широко используются в индивидуальном строительстве, в том числе силикатного кирпича, производителем которого в Белгородской области является АО «Стройматериалы».
3. Оценка внутренней маркетинговой среды АО «Стройматериалы» 3.1. Оценка возможностей предприятия Предприятие расположено в северо-восточной части г. Белгорода и занимает территорию площадью 50 га. Освоение богатейших природных запасов мела, производство извести на территории АО «Стройматериалы» относится ко второй половине 19 века. В 1861 году были построены первые шахтные печи для производства извести, затем предприятия по производству мела, керамического кирпича. Большое значение для увеличения производства строительного кирпича в Белгороде имела постройка в 1909 году железнодорожного пути от центральной магистрали к меловой горе. Со строительством железнодорожной ветки связано и появление и белгородского мела на внешнем рынке. В 1935 году был сделан существенный шаг вперед м механизации ручных работ на вскрыше – завод «Работник», так именовалось тогда предприятие, приобрел экскаватор.
В связи с созданием в Белгородской области постановлением Совета министров СССР №797 от 29 апреля 1954 года «О мероприятиях по дальнейшему развитию промышленности, культурно-бытового и жилищного строительства в Белгородской области» в областном центре намечалось строительство ряда многоэтажных жилых домов, драматического театра, Дома Советов, кинотеатра и ряда других административных зданий для размещения областных организаций. Чтобы решить эту проблему, в 1955 году в Северо-восточной части города Белгорода, в 400 метрах от мелоизвесткового завода, началось строительство завода силикатного кирпича и в 1962 году построенный завод начал выпускать продукцию.
СНХ ЦЧР, распоряжением «Об укрупнении предприятий промышленности строительных материалов» создал в Белгороде, в 1963 году на базе существующих мелоизвесткового комбината и завода силикатного кирпича, Белгородский комбинат строительных материалов.
В 1992 году комбинат был переименован в Акционерное Общество Открытого Типа «Стройматериалы», с 1996 года – Открытое Акционерное Общество «Стройматериалы».
В настоящее время предприятие включает в свою структуру цех силикатного кирпича, мелоизвестковый цех, цех технического мела, цех «Герметик», автотранспортный цех, горный цех, парокотельный цех, железнодорожный цех, ремонтно-механический цех, электроучасток, стройучасток, заводоуправление, лабораторию, общежитие, базу отдыха.
Выпускаемая продукция: кирпич силикатный, известь строительная, известь для кожевенной промышленности, мел технический дисперсный МТД-1, МТД-2, МТД-4, мел комовый, мука известняковая, мел для производства комбикормов и минеральной подкормки с/х животных и птицы, мастика «Тегерон», и «Гемаст», мелки писчие белые и цветные, мелки портновские белые и цветные, блоки стеновые мелкие из ячеистого бетона, плиты из ячеистых бетонов теплоизоляционные автоклавного твердения, песок строительный.
Основными видами сырья, применяемыми при производстве продукции, являются мел комовый и песок. Мел комовый добывается в карьере «Зеленая поляна» экскаваторами, доставка осуществляется автотранспортом на расстояние 4 км. Добыча песка производится в «Разуменском» карьере экскаваторами и доставляется на предприятие автотранспортом на расстояние 20 км.
Предприятие имеет железнодорожный подъездной путь протяженностью 3,6 км. Готовая продукция отгружается железнодорожным и автомобильным транспортом.
ОАО «Стройматериалы» является крупнейшим производителем силикатного кирпича, извести строительной в Белгородской области. Производственные мощности предприятия составляют:
· кирпич силикатный – 120 млн. шт. усл. кирпича;
· мел молотый – 138 тыс. тн.;
· известь строительная – 168 тыс. тн.
На предприятии с численностью 1100 человек большая сеть социальных объектов: общежитие, столовая, буфеты, комнаты отдыха, бытовые помещения, база отдыха.
Основные поставщики ОАО «Стройматериалы» рассмотрены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Поставщики ОАО «Стройматериалы».
Наименование
Поставщик
Сырьё
Известь строительная
Песок кварцевый
Собственного пр-ва
Нижне-Ольшанского карьера
Вспомогательные материалы
Мелющие тела:
цильпебс
— шары
Резина уплотнительная
Литьё марганцовистое
г. Николаев Николаевцемремонт
г. Мариуполь П-я Г-4537
Курский РТИ
Химмаш пос. Первомайский г. Тамбов
3. Электроэнергия
ОАО «Белгородэнерго»
4. Пар
Собственного производства
Основные конкуренты на рынке Белгорода и Белгородской области:
Старооскольский завод строительных материалов
Нечаевский кирпичный завод
Губкинский кирпичный завод
Прочие (доля на рынке очень мала).
Предприятия — конкуренты на Европейской части РФ:
· ЗАО «Павловский завод строительных материалов»
· ЗАО «Могилёвский комбинат силикатных изделий»
· ЗАО «Боровичанский завод силикатных изделий»
· ОАО «Борский силикатный завод»
· АО «Башстрой».
Основными потребителями продукции АО «Стройматериалы» являются строительные организации г. Белгорода:
· СУ-1 «Белгородпромстрой»
· «Монолитбелгородпромстрой»
· БПМК-2
· БПМК-4
· ЗАО СМУ «Сокол»
· КМА «Белгородпроектжилстрой»
· «Белгородстроймонтаж»
· ЗАО «Белгородстрой»
· ЗАО «Белгородстрой-плюс»
· УКС администрации города Белгорода
· УКС администрации Белгородской области.
Продукция АО«Стройматериалы» используется во всех сферах промышленного и гражданского строительства. Динамика объемов производства продукции представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Производство продукции в натуральном выражении
Наименование
1999
2000
2001
Кирпич силикатный, млн. шт. усл. кирпича
72,1
96,8
97,4
Известь строительная, тыс. т.
7,4
30,1
88,6
Мел молотый, тыс. т.
63,3
86,0
94,4
В т. ч. технический
5,5
76,5
84,1
комбикормовой
57,8
9,5
10,3
В стоимостном выражении за 2001г. предприятием было произведено продукции на 122,5 млн. руб., в 2000г. – на 82,3 млн. руб., в 1999г. — на 61,3 млн. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--Структура производимой продукции проанализирована в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Доля производимой продукции в общем объеме производства, %
Несмотря на то, что силикатный кирпич по-прежнему остается основным видом продукции АО «Стройматериалы», доля его в общем объеме производства снижается.
Динамика объема производства строительных материалов свидетельствует об отсутствии тенденции стабильного роста, что обусловлено следующими причинами:
· нестабильностью потребительского спроса;
· простоями основных цехов по причине неисправности изношенного оборудования;
· отсутствием четкой маркетинговой политики, что часто приводит к невостребованности продукции предприятия на рынке.
В 2000г. объем производства был увеличен на 34,2% по сравнению с 1999г. Увеличение объема производства, главным образом, произошло по причине стабилизации рынка сбыта в Белгородской области для силикатного кирпича, для остальных видов продукции – в других регионах России и ближнего зарубежья. В 2001г. объем производства в сопоставимых ценах был увеличен на 1,1% по сравнению с 2000г. Увеличение объема производства произошло за счет роста производства извести на 18,6 тыс. тонн.
Как отмечалось выше, изношенное оборудование не позволяет предприятию использовать в полной мере свои производственные мощности. Хотя в последнее время наметилась положительная тенденция: коэффициент использования мощностей увеличился по всем видам выпускаемой продукции и составил:
Таблица 3.4.
Наименование продукции
1999
2000
2001
Кирпич силикатный
53%
71%
79%
Известь
18%
35%
53%
Мел молотый
25%
34%
68%
Анализ основных фондов показывает, что общий их износ по предприятию составляет 62%. Износ рабочих машин по основным и вспомогательным цехам составляет более 70%. Исключением являются автотракторный и парокотельный цеха, где износ основных средств составляет 50%. Эти данные показывают, что существует острая необходимость обновления основных фондов в некоторых цехах предприятия. Данные таблицы 3.5. свидетельствуют, что в этой сфере АО «Стройматериалы» сумело добиться успехов. Так в 2001 году коэффициент обновления значительно превысил коэффициент выбытия.
Таблица 3.5
Характеристика основных фондов
Наименование показателя
1999
2000
2001
Коэффициент выбытия основных средств,%
7,6
0,7
0,8
Коэффициент обновления основных средств,%
1,7
3,1
4,1
Основные средства в основном (79,9%) сосредоточены в шести цехах предприятия:
· мелоизвестковый – 21,9%;
· автотракторный – 22,6%;
· горный – 11,5%;
· силикатный – 8%;
· цех технического мела – 10,1%;
· цех «герметик» — 5,8%.
Данные о составе основных фондов АО «Стройматериалы» приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6.
Состав основных фондов
Наименование
1999
2000
2001
Здания
29394
29394
29394
Сооружения
16004
16090
16452
Машины и оборудование
22088
22671
24307
Транспортные средства
11641
12889
13904
Производственный и хозяйственный инвентарь
0
154
165
Продолжение таблицы
Другие виды основных средств
2465
2424
2241
ИТОГО
81582
83622
86463
В том числе производственные
79233
81198
84222
непроизводственные
2359
2424
2241
Доля активной части ОФ
0,41
0,44
0,44
Приведенные цифры свидетельствуют о преимущественном обновлении парка машин оборудования, транспортных средств по сравнению со зданиями и сооружениями.
Вся продукция, выпускаемая АО «Стройматериалы», прошла лицензирование. За 2001 г. брак в производстве составил:
Таблица 3.7.
Наименование продукции
Брак,%
Кирпич силикатный навалом
5,1
Кирпич силикатный пакетированный
13,0
Блоки стеновые мелкие
9,3
Плиты теплоизоляционные
4,2
Основными причинами выпуска бракованной продукции являются:
· низкое качество исходного сырья (несоответствие ГОСТу);
· неисправность оборудования.
АО «Стройматериалы» относится к отрасли, на долю которой приходится значительная часть выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Данные о суммарных выбросах представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8.
Выбросы в атмосферу, тонн
1999
2000
2001
Твердые
1021
376
252
Газообразные и жидкие
189
180
169
Всего
1210
556
421
Значительное уменьшение выбросов твердых загрязняющих веществ объясняется вводом в действие рукавного фильтра в цехе технического мела.
АО «Стройматериалы» за свою сорокалетнюю историю стало одним из постоянных партнеров ведущих строительных организаций Белгорода и Белгородской области. Доставка продукции конечному потребителю осуществляется железнодорожным транспортом, автотранспортом предприятия и самовывозом. Причем, для привлечения индивидуальных покупателей автотранспорт для вывоза продукции предоставляется по цене, значительно ниже рыночной, что является одним из элементов рациональной товарной политики.
В настоящее время из-за колебаний спроса на продукцию по-прежнему остается нерешенной проблема затоваренности складов. Это связано также с отсутствием анализа и прогнозирования рынка сбыта и недостаточно эффективной работой службы маркетинга.
На предприятии применяется простая система сбыта, то есть конечная продукция продается непосредственно потребителям без участия сторонних организаций. Специфика производимой продукции находит отражение и в организации торговли – нет каких-либо специализированных торговых помещений. Вся продукция хранится на складах или открытых площадках, откуда непосредственно отгружается конечному потребителю.
Анализ работы отдела сбыта АО «Стройматериалы» позволяет сделать вывод об отсутствии сколько-нибудь продуманной политики в области маркетинга. Сотрудники отдела занимаются в основном оформлением документов по реализации продукции (выписка счетов-фактур) и не уделяют должного внимания поискам новых рынков сбыта производимой продукции. Более того, в последние годы были утрачены связи с такими, казалось бы, постоянными потребителями технического мела, как заводы резино-технических изделий Белоруссии, Молдовы и Прибалтики. Недостаточно производится отгрузка извести сельскохозяйственным предприятиям области.
Невелики затраты на рекламу продукции, хотя эффективность рекламы, скорее всего, незначительна, поскольку основные потребители продукции АО «Стройматериалы» — крупные строительные организации, являющиеся постоянными клиентами. Прирост же прибыли за счет роста объема закупок частными лицами незначителен.
Ценовая политика предприятия, ориентированная на рыночные требования, обладает достаточной гибкостью. Так, например, реализация продукции УКСу Белгородской области и фонду ИЖС осуществляется по регулируемым ценам.
Оценить финансовое состояние предприятия позволят данные следующей таблицы.
Таблица 3.9.
Показатели оценки финансовых результатов и финансового состояния
Показатель
1999
2000
2001
Прибыль, тыс. руб.
10125
12042
15114
Рентабельность выпуска по основным видам продукции, %:
Кирпич силикатный
19,7
12,2
12,2
Известь комовая
20,3
10,2
10,2
Мел технический
9,3
28,7
30,4
Мел комбикормовой
9,0
38,4
38,4
Доля собственных средств, %
94,4
83,8
77,9
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,021
0,026
0,012
Коэффициент срочной ликвидности
0,33
0,47
0,48
Коэффициент текущей ликвидности
0,3
0,44
0,47
Из таблицы видно, что финансовое состояние предприятия вряд ли можно назвать стабильным. Снизилась рентабельность силикатного кирпича, доля которого в общем объеме производства составляет около 60%. Хотя основным источником формирования совокупных активов предприятия являются собственные средства, доля их уменьшилась, что говорит о снижении финансовой устойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков. Несмотря на рост коэффициентов ликвидности, характеризующих платежеспособность предприятия, их величина остается настолько малой, что свидетельствует об отсутствии у предприятия возможностей по привлечения дополнительных заемных средств и способности погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.
Рассматривая структуру величины оборотных активов предприятия за анализируемый период времени, можно увидеть, что немалый вклад в ее формирование вносит статья дебиторская задолженность. Структура с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг предприятия. Однако вид задолженности не говорит о длительном выведении средств из оборота. Практическое отсутствие денежных средств может быть следствием бартерного характера расчетов.
Таблица 3.10.
Структура оборотных активов
Организации имеющие наибольшую дебиторскую задолженность: Белрегионгаз (2517 тыс. руб), Белгородстройплюс (1022), ПМК Белгородское (540), Монолитстрой (523), Горсельмаш (452).
Таблица 3.11
Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Стройматериалы»
№п/п
Наименование показателей
Ед. измер.
1999
2000
2001
1
Объем производства
Млн. руб.
61,3
82,3
122,5
2
Объем выпуска в натуральном выражении
кирпич силикатный
известь строительная
мел молотый (МТД-2, МТД-1, ММЖП)
Млн. шт.
Тыс. тн.
Тыс. тн.
72,1
36,5
63,3
96,8
70,0
86,0
94,7
88,6
94,4
3
Балансовая прибыль
Млн. руб.
10,1
12,0
15,1
4
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
Млн. руб.
7,6
8,4
10,6
5
Затраты на 1 рубль товарной продукции
Коп.
80,3
82,9
86
6
Рентабельность
%
22,3
21,5
16,4
7
Средняя зарплата
Руб.
1259
1905
2337
8
Численность, всего
Чел.
1013
1061
1054
Данные таблицы свидетельствуют об ухудшении основных показателей работы предприятия. Для того, чтобы оказаться конкурентоспособным в условиях рыночной экономики, АО «Стройматериалы» необходимо провести значительную работу в области совершенствования технологии производства, обновления номенклатуры выпуска продукции, маркетинга.
Для обобщения данных анализа внутренней среды предприятия построим сводную таблицу.
Таблица 3.12
Показатель
Оценка в баллах
1-3
4-7
8-10
Имидж и репутация
+
Широта ассортимента
+
Новизна выпускаемой продукции
+
Время пребывания на рынке
+
Прогрессивность технологии
+
Состояние ОФ
+
Транспортные возможности
+
Наличие коммуникаций
+
Складские возможности
+
Каналы сбыта
+
Квалификация кадров
+
Система управления
+
Исследования рынка
+
Стимулирование сбыта
+
Финансовая устойчивость
+
Платежеспособность
+
Рентабельность
+
Уровень цен
+
Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия по следующей схеме:
Таблица 3.13
Элемент среды
Сильные стороны
Слабые стороны
Производство
-высокая мощность предприятия;
— большая доступность ресурсов;
-повышение экологичности производства;
-неполное использование мощности предприятия;
-высокая энергоемкость производства;
-растущий процент брака продукции;
Кадры
-социальная направленность кадровой политики;
-низкая текучесть кадров;
-большой удельный вес «старых» работников;
-неблагоприятные условия работы в производственных цехах;
— низкая заработная плата;
Маркетинг
-наличие постоянных потребителей продукции;
-отсутствие службы маркетинга;
— недостаточное обновление ассортимента;
Организация
-четкое распределение обязанностей и полномочий;
-отсутствие некоторых функциональных отделов в управленческой структуре организации;
Финансы
-увеличение оборотных средств предприятия;
-большая дебиторская задолженность;
Построим итоговую таблицу SWOT-анализа.
Таблица 3.14.
Возможности
Угрозы
Направление политики руководства области на поддержку строительства и ожидающийся в связи с этим рост потребности в продукции предприятия;
Расширение рынка сбыта;
Расширение производственных возможностей;
Большая доступность ресурсов.
Высокая чувствительность к ценам на энергоресурсы;
Неплатежи, недостаток наличных денежных средств;
Повышение себестоимости продукции;
Устаревание оборудования;
Усиление конкуренции со стороны предприятий области, производящих более современную продукцию;
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможность расширения производства;
Квалифицированные специалисты;
Экономико-географическое расположение;
Жесткие договоры с наладчиками и поставщиками;
Отсутствие жесткой конкуренции;
Компания имеет прочную репутацию производителя качественных строительных материалов.
Высокая энергоемкость производства;
Предприятие финансово неустойчиво;
Отсутствие долгосрочной стратегии;
Изношенность основных фондов;
Недостаточно гибкая система ценообразования;
Затруднительный выход на рынки соседних стран;
8. Большой удельный вес «старых» работников;
9. Слабое влияние на рыночный спрос;
продолжение
--PAGE_BREAK--