--PAGE_BREAK--
3. Анализ окружения предприятия
3.1. Оценка и анализ макросреды предприятия
Рассмотрим анализ макроокружения ООО «Вариант». Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, а также мнения и заключения экспертов.
Внешние факторы влияют на фирму больше, чем соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Сюда также относится платежеспособность населения, общая ситуация в стране и т.д.
Качественная характеристика макросреды предприятия требует подробного описания 5 основных сфер: политической, экономической, технологической, социально-демографической и экологической.
Наглядное представление существующей ситуации, основные факторы и их проявление целесообразнее представить на основе таблицы (табл. 4).
Таблица 4
Факторы внешней среды
Группа факторов
Фактор
Проявление факторов
Возможные мероприятия обратной связи
1
2
3
4
Полити-ческая
Республика МАРИЙ-ЭЛ — субъект в составе Российской Федерации.
На территории республики признается многообразие форм собственности, которые защищаются законодательством равным образом. Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной собственности, собственности РМЭ, собственности других субъектов Российской Федерации.
В частной собственности физических и юридических лиц на территории области может находиться любое имущество – за исключениями, установленными федеральным законодательством… Органы гос. власти и органы местного самоуправления обязаны способствовать развитию предпринимательства
Требование немедленной выплаты долга министерствам
Заморозка счетов предприятия в случае невыплаты долга.
Увеличение налоговых ставок
Поддержка государством собственных предприятий
Совместные проекты администрации РМЭ по сотрудничеству в области производства
Экономическая
рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий
Согласно данным Госкомстата РФ за период с 2001г. по 2006 г. рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий составил 220 %
Повышение цен на выпускаемую продук-цию, усовершенст-вование технологичес-кого процесса для исключения возмож-ности нерационального использования оборудования
рост цен на грузовые перевозки
За период 2001 – 2006 гг. цены на грузовые перевозки выросли на
237 %
Покупка и использование собственного грузового транспорта.
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения России за сентябрь – октябрь 2006г. увеличились на 3,5 %.
Денежные доходы населения РМЭ за 9 месяцев 2006г. сложились в сумме 9454,3 млн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2005г. на 27,7% в расчете на одного человека в месяц
Поскольку продукция предприятия ориенти-рована на покупателей со средним уровнем дохода, с ростом дохо-дов населения растет емкость целевого сегмента предприятия, а следовательно, необ-ходимо увеличивать объем производимой продукции
Социаль-
но- демогра-
фическая
Численность населения
По оценке, на 1 октября 2006г. постоянное население РФ насчитывало 143,3 млн. человек и с начала года уменьшилось на 620,1 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения. Число умерших в РМЭ превысило число родившихся в 1,7 раза. На каждую тысячу человек населения республики пришлось 9,1 рождения и 15,2 смерти.
Уменьшение чис-ленности населения может привести к сокращению объемов продаж предприятия.
Во избежание этого целесообразно применение стратегии развития рынка: поиск и выход на новые рынки (рынки крупных городов России).
Образование
В республике работают 3 высших государственных и 4 негосударственных учебных заведения, где осуществляется подготовка по эконо-мическим специальностям.
училищах
Повышение квалификации и экономической грамотности как управленческого, так и производственного персонала.
Преступность
По данным МВД за 2006г. в республике совершено 17,5 тысячи преступлений, в том числе 66,5% тяжких и особо тяжких. Самым распространенным видом совершенных преступлений являются кражи. Их доля в общем числе зарегистрированных преступлений составила 49,3%.
Усиление внутреннего контроля на предприятии для предотвращения совершения краж работниками предприятия, а также найм на работу специальных работников, которые будут осуществлять охрану имущества предприятия, а также сопровождать отгружен-ную продукцию.
Техноло-гическая
Разработка новых технологий и оборудования
Разработка отечест-венными станкостроителями оборудования, не уступающего по техническим параметрам лучшим зарубежным аналогам, позволяющего изготовлять нужную широкую номенклатуру продукции
Появление новых материалов, оборудования, технологии
Покупка более современного и эффективного оборудования отечественного производства для повышения качества и снижения себестоимости производства продукции.
Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощностей
Экологи-ческая
В 2006 году объём сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты составил, по оценке, 177 млн. куб. метров.).
Сгорело и повреждено на корню 37,5 тыс. куб. метров леса, погибло 290 га молодняков. Ущерб от лесных пожаров составил 35,5 млн. рублей.
Среди отраслей промышленности по величине выбросов лидирующее положение занимает сухопутный и трубопроводный транспорт. Одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха в РМЭ по-прежнему является автомобильный транспорт.
Увеличение применения безотходных технологий
Снижение выбросов
Проведение мероприятий по охране, восстановлению лесных
ресурсов, агитация населения
Рост выбросов в атмосферу и водный бассейн
Угроза пожароопасного состояния для предприятия
Ситуация, сложившаяся в стране и республике в рассмотренных средах, безусловно, влияет на деятельность предприятия и оказывает воздействие на его конкурентные возможности.
Наибольшее влияние на предприятие оказывают экономические и политические факторы. ООО «Вариант» работает в одном из нестабильных районов страны. Сюда относится неразвитость ресурсов, плохие взаимоотношения с центром, отсутствие инвесторов, готовые вкладывать деньги в развитие бизнеса, а также низкий уровень жизни населения, который с каждым годом идёт на убыль. В республике не созданы условия для проживания, в связи с чем большинство специалистов уезжают в другие места.
Анализ внешней среды позволяет выявить критические факторы и установить угрозы и возможности.
К угрозам следует отнести дефицит государственного бюджета, сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи. Финансовое положение ООО «Вариант» напрямую зависит от экономической ситуации в республике Марий Эл. При задолженности в бюджет и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. При этом все зависит от покупательской способности населения. Поэтому экономическая и политическая стабильность в республике является залогом успешного существования фирмы.
К возможностям можно отнести допустимость свободного выбора сферы и направлений хозяйственной деятельности, применение новых технологий, производство новых видов продукции.
3.2. Анализ среды непосредственного окружения
Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии.
Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на предприятие представлены в табл. 5.
Таблица 5
Анализ среды непосредственного окружения
Группа факторов
Фактор
Проявление
Влияние на предприятие и
возможная реакция с его стороны
Постав-щики
Поставщи
ки материала
Возникают перебои в поставке материалов, ухудшение качества поставляемого материала и рост цен на материал высокого качества.
Возникает риск срыва заказов в результате перебоев с материалом, а также значительного увеличения себестоимости при покупке отборного материала.
Поставщики энерго-
ресурсов
Поставщиком тепла и электроэнергии АО «Марпотребтранс» и ГУП «Ремонтно-реставрационный участок» является ТЭЦ-1, которая устанавливает отпускные цены на электроэнергию и теплоснабжение.
Рост цен на энергоресурсы отражается на сумме аренды, уплачиваемой предприятием.
Постав-щики финансо-вых и кредитных ресурсов
Основным источником кредитных ресурсов является частный кредитор, дающий займы предприятию под проценты ниже банковских (1,5 % в месяц) и предоставляющий отсрочку платежей, а также кредиты предоставляют заказчики с последующим расчетом продукцией и поставщики, предоставляющие предприятию материал
в кредит.
В условиях низкой финансовой устойчивости предприятия для него крайне важна возможность получения кредитов для обеспечения бесперебойного процесса производства, но поскольку кредиты предоставляются под низкие проценты или без процентов, это благоприятно влияет на развитие предприятия.
Для устранения необходимости получения кредита предприятию необходимо повышать финансовую устойчивость, т.е., прежде всего, увеличивать рентабельность и наращивать объемы прибыли и собственного капитала.
Потре-бители
Юридичес-кие лица
Предприятие реализует продукцию организациям республики Марий Эл
Поскольку предприятие работает с несколькими заказчиками, каждая отдельная организация не может оказывать сильное влияние на предприятие и контролировать цены на продукцию. Для уменьшения влияния каждой отдельной организации возможен выход на новых заказчиков в других регионах республики
Конку-ренты
Конкурен-ты в республике Марий Эл
На рынке г. Йошкар-Олы в области пластиковых окон представлена продукция следующих крупных фирм:
1. ОАО «Мариграж-данстрой».
2. ООО «Технопроект» — дилер московской фирмы «Новые окна»
3. ОАО «Марспец-монтаж», предлагающий изделия из профиля «КМIРРING» (Германия)
Вполне вероятно, что при увеличении объема реализации продукции конкурентов снизится объем реализации продукции ООО «Вариант», поскольку некоторые заказчики, закупают продукцию и у предприятий-конкурентов в РМЭ. Однако основными конкурентными преимуществами ООО «Вари-ант» являются относительно высокое качество и низкий уровень цен
Предлагаемая продукция ООО «Вариант» обладает следующими основными преимуществами, перед окнами, изготовленными по традиционным технологиям:
окна, изготовленные по технологии «REHAU», благодаря трехкамерному строению профиля лучше сохраняют тепло зимой и защищают от жары летом;
система двойного резинового уплотнения исключит сквозняк, попадание пыли в квартиру, а в сочетании с нашим стеклопакетом обеспечивают комфорт и защиту от постоянно возрастающих уличных шумов;
пластиковые окна не нужно периодически красить, они не подвержены гниению и деформации, что, несомненно, позволит сократить расходы в будущем;
пластиковые окна экологически безвредны, по пожарной безопасности в три раза превосходят деревянные.
разнообразие изделий по дизайну, стилю и цвету позволяет вписать данную продукцию в любой интерьер коттеджа, квартиры, дачи, офиса, административного здания.
Строительная отрасль готова к повсеместной замене устаревших окон на современные. Эта замена жизненно необходима, поскольку страна не может себе позволить и дальше расточительно расходовать энергию- потери тепла в жилищно-коммунальном хозяйстве составляют20% общего энергобаланса. Чтобы решить проблему энергопотерь, необходимо увеличить мощности по производству «теплых» окон примерно в7 раз.
По предварительным оценкам емкость регионального рынка в настоящее время составляет более 600 м2 в месяц, в перспективе до 2008 г. – более 670 м2.
В республике Марий Эл в области пластиковых окон представлена продукция шести фирм. При применении современных маркетинговых технологий и с учетом передовой технологии производства организация ООО «Вариант» сможет успешно конкурировать на рынке.
Маркетинговые исследования показали, что в последнее время очень интенсивно развивается производство пластиковых окон, а также конструкций из деревянных и дерево-алюминиевых профилей с термовставками из пластика. В общей сложности мощности по выпуску пластиковых окон и дверей в России уже превышают 2 млн м2 в год. Но, к сожалению, все профили для них завозятся из-за рубежа.
Сегодня в России имеется большой выбор материалов: для производства окон и дверей. Приверженцы каждого материала приводят свои аргументы в его пользу. По объемам продаж в России лидируют окна из ПВХ. В Германии более половины окон производится из ПВХ-профиля, 26%- из дерева, 18%- из алюминия и 4% окон — комбинированные.
В Австрии ситуация несколько иная: здесь пластиковые окна занимают значительно меньший сегмент рынка.
В Финляндии наибольшей популярностью пользуются комбинированные окна, а во Франции и Бельгии — чисто деревянные, по качеству совершенно несравнимые с российской массовой «столяркой».
Необходимо отметить, что окна с деревянными рамами со сравнимыми характеристиками и в России и в Европе стоят примерно на 20 — 25% дороже изделий из ПВХ из-за более дорогого сырья и более сложного и дорогостоящего оборудования для производства. По этим причинам широкое распространение «новых» деревянных конструкций в ближайшее время не предвидится и серьезной конкуренции ПВХ дерево не составит.
Строительная отрасль готова к повсеместной замене устаревших окон на современные. Эта замена жизненно необходима, поскольку страна не может себе позволить и дальше расточительно расходовать энергию — потери тепла в жилищно-коммунальном хозяйстве составляют 20% общего энергобаланса. Чтобы решить проблему энергопотерь, необходимо увеличить мощности по производству «теплых» окон примерно в 7 раз.
Основным рынком сбыта производимой продукции ООО «Вариант» предполагается г. Йошкар-Ола и Республика Марий Эл. Часть продукции будет реализовываться через региональных дилеров в городах Волжске, Кокшайске, где конкуренция на рынке подобных изделий не велика и существует стабильный платежеспособный спрос.
Рынок пластиковых оконных блоков в силу своих особенностей может быть сегментирован следующим образом:
Строительство и ремонт зданий производственного назначения;
Строительство и ремонт жилых помещений;
Строительство и ремонт офисов, представительств и торговых павильонов.
Согласно проведенного опроса потенциальных потребителей, основными стимулами при покупке являются:
Для строительства и ремонта зданий производственного назначения — возможность значительно снизить затраты на отопление и профилактический ремонт.
Для строительства и ремонта жилых зданий и помещений – дизайн, повышенная звуко- и теплоизоляция, долгий срок службы без ремонта, удобство в обслуживании, цена.
Для строительства и ремонта офисов, представительств фирм и торговых павильонов – престижность, практичность (долгий срок службы), индивидуальный дизайн, быстрота изготовления и монтажа.
По предварительным оценкам емкость регионального рынка в настоящее время составляет более 1200 м2 в месяц, в перспективе до 2010 г. – более 4000 м2.
Емкость сегментов рынка пластиковых окон представлена в таблице 6.
Таблица 6
Емкость сегментов рынка строительных конструкций из ПВХ
Область применения
Объем потребления, м2 в месяц
2008 г.
2009 г.
2010 гг.
Здания промышленного назначения
350
300-400
1000
Жилые помещения
200
400
1500
Офисы и торговые павильоны
650
700-800
1500
Всего
1200
1400-1600
4000
Таким образом, наибольшим потребителем подобной продукции являются на сегодняшний день средние и мелкие фирмы коммерческие фирмы, однако с прогнозируемым увеличением платежеспособного спроса со стороны населения спрос на ПВХ конструкции для строительства и ремонта жилых помещений будет возрастать, и приобретать все большее значение.
По имущественному признаку сегментации для физических лиц наша продукция направлена на людей со средним и высоким уровнем достатка, для юридических лиц – на предприятия и организации любой организационно-правовой формы с соответствующим уровнем платежеспособности.
Главным образом на спрос на оконные блоки влияет наличие потребности в продукции у строительных фирм, поскольку их основной проблемой продолжает оставаться отсутствие объемов строительно-монтажных работ и денежных средств для расчетов по оплате продукции.
Цена продукции ООО «Вариант» будет ниже, чем цены наших конкурентов путем поиска поставщиков наиболее дешевых материалов, снижения издержек производства.
На рынке г. Йошкар-Олы в области пластиковых окон представлена продукция следующих крупных фирм:
1. ОАО «Маригражданстрой». В составе организации есть подразделение по изготовлению окон, работающий по канадской технологии и с канадским профилем (без армирования). Технология производства стеклопакетов HOTMELT уступает предлагаемой нами технологии двойной герметизации стеклопакета бутилом и двухкомпонентным полисульфидом по параметрам водопроницаемости. Система открывания окон главным образом, сдвижная.
2. ООО «Технопроект» — дилер московской фирмы «Новые окна», который в г. Йошкар-Ола не производит, а только осуществляет монтаж готовых изделий, производимых в Москве.
3. ОАО «Марспецмонтаж», предлагающий изделия из профиля «КМIРРING» (Германия). Эта система оконных профилей предусматривает одинарное уплотнение в соединении створка-рама. Технология производства стеклопакетов предусматривает герметизацию силиконом, что на порядок снижает его влагостойкость. Предприятие имеет слабый технический информационный сервис со стороны немецких поставщиков.
Также на рынке г. Йошкар-Олы в области пластиковых окон представлена продукция следующих небольших фирм: ООО «Промснаб», ООО «Экология сервис», ООО «Окна 21 века», ООО «Накал», ООО «Стиль Пласт» и др.
Анализ цен конкурентов (изготовление плюс монтаж) на продукцию по состоянию на 01.01.07 г.
Таблица 7
Цены конкурентов за 1 руб./м2 пластиковых оконных блоков, руб.
ОАО «Мари-гражданстрой»
ООО «Технопроект»
ОАО «Маар-спецмонтаж»
Пластиковые окна
2500
2700
2650
Как видно из таблицы наиболее низкие цены на свою продукцию представляет ОАО «Маригражданстрой», цены московского дилера ООО «Технопроект» фирмы «Новые окна» вынужденно несколько выше из-за высоких транспортных издержек. Сравнительная оценка фирм-конкурентов представлена в табл. 8.
Таблица 8
Сравнительные характеристики фирм-конкурентов
Показатели
ОАО «Маригражданстрой»
ООО «Технопроект»
ОАО «Марспецмонтаж»
Качество
Высокое
Приемлемое
Низкое
Технические характеристики продукции
Технология производства подобна рассматриваемой в проекте
Низкие параметры влагостойкости
Низкие параметры водопроницаемости
Услуги
Весь спектр услуг от консультирования клиентов до гарантийного и пост гарантийного обслуживания
Слабый технический информационный сервис, гарантийное обслуживание
Низкий уровень информационного и гарантийного обслуживания. Отсутствие консультирования клиентов.
Скорость исполнения заказа
2-3 недели
1 – 1,5 недели
2 – 2,5 недели
Реклама
Постоянная с использованием всех видов носителей
Периодическая (радио, печатные СМИ, региональное телевидение)
Периодическая с использованием всех видов носителей
Менеджмент
Достаточно гибкая структура управления, высокий профессионализм менеджеров
Структура управления неоправданно усложнена, высокий профессионализм менеджеров
Не эффективная (громоздкая) структура управления, замедленное принятие решений, низкий профессионализм менеджеров.
Цены
Цены соответствуют качеству продукции и услуг, индивидуальный подход к клиенту в области ценообразования, высока доля транспортных расходов в себестоимости
Самые низкие цены в регионе, ценовая политика не достаточно гибкая из-за неэффективной структуры принятия решений
Неоправданно высокие цены. Отсутствие гибкости в ценообразовании.
Имидж
Наибольшее качество обслуживания и продукции
Средние цены при умеренном качестве
Негативный
3.3. Обследование сильных и слабых сторон предприятия
Выявив относительные преимущества организации в конкуренции, составляют перечень ее сильных и слабых сторон. Этот перечень для разных организаций специфичен и определяется ее особенностями, факторами внутренней среды. Результаты анализа факторов, позволяющих составить комплексное представление о внутренней среде ООО «Вариант» и о ее слабых и сильных сторонах, отражены в таблице 9.
Таблица 9
Анализ внутренней среды
Аспект среды
Сильные стороны предприятия
Слабые стороны предприятия
1. Производство
— покупка нового более совершенного оборудования (около 30 % парка оборудования).
— использование морально устаревшего оборудования
2. Финансы
— Высокая скорость оборота денежных средств, активов, материальных запасов предприятия, дебиторской задолженности.
— Низкая платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия
3. Кадры
— низкая текучесть кадров, что обусловлено привлекательностью данного места работы, благодаря своевременной выплате заработной платы, росту доходов персонала.
— средний возраст персонала около 30 лет, благодаря чему создается потенциал для повышения квалификации персонала.
— применение сдельной системы оплаты труда, при которой работник прямо заинтересован в результатах своей деятельности.
— активное взаимодействие руководства предприятия и рядовых сотрудников, что позволяет совместно решать актуальные производствен-ные задачи
— отсутствие четкой программы обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров.
— отсутствие специальных мест отдыха для рабочих.
Аспект среды
Сильные стороны предприятия
Слабые стороны предприятия
4. Руководство
— высокий уровень квалификации и наличие большого опыта работы управленческого персонала.
— компактная и гибкая структура управления предприятием
— нерациональная структура управления предприятием.
— отсутствие высшего образования у директора.
5. Инновации
— отсутствие собственных разработок на предприятии в области технологий производства
6. Маркетинг
— формирование низкой цены на продукцию
-существование долговременных заказчиков и потребителей:
ООО“Автотехника” (“Еврокомфорт”),
ООО “Старый мастер”,
ООО автосалон “Альфа Про”, ЗАО “Форт Диалог”, НОУ гимназия “Синяя Птица”;
-существует постоянный, стабильный спрос на продукцию предприятия.
— слабое развитие комплекса маркетинга на предприятии.
— существуют сезонные колебания спроса
Под сильными сторонами организации понимают все, что обеспечивает ей преимущества над конкурентами. Слабые стороны организации – это то, что не позволяет ей достичь преимуществ над конкурентами.
4. Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, как и то, какие возможности могут открыться для нее. Поэтому в стратегическом анализе особый упор необходимо делать на то – какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.
Возможность — это тот фактор из внешней среды и среды непосредственного окружения, который может повлиять положительно на предприятие (внутренние сильные стороны тоже могут дать направление поиска возможностей).
Угроза – тот фактор одной из указанных выше сред, который может повлиять на предприятие отрицательно в будущем (слабые внутренние стороны предприятия могут указать на вероятные угрозы в будущем).
Для того, чтобы определить направление деятельности предприятия в области реализации возможностей и предотвращения угроз необходимо найти точки их соприкосновения в деятельности предприятия.
Для сведения итогов анализа среды предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется применять метод продолжение
--PAGE_BREAK--