--PAGE_BREAK--1.2.Учения о кооперативном движении и кооперации
Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего — ассоциаций, товариществ, «рабочих колледжей» и пр.
Одним из таких мыслителей явился английский писатель и государственный деятель Томас Мор (1478-1535), который в своем главном труде под названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516) изобразил удивительную страну, где нет частной собственности, все граждане трудятся, управление является демократическим, а необходимые продукты люди получают по потребностям из общественных складов. Это произведение дало название направлению общественной мысли, ставшему известным как утопический социализм.
Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а впоследствии некоторые из них стали называться теориями «кооперативного социализма».
Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении благодаря этому кооперативной системы сыграли великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.
Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляющим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совладелец еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п. Так появился новый социальный островок в бурном океане предпринимательства.
Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общий кооперативного типа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс. га земли и организовал колонию «Нью-Гармони». Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравнительному распределению, что привело ее к краху. На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.
Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, «индивидуалистической системе» противопоставлял «социальную систему».
Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на 'кооперативное движение в период его зарождения и становления. Пропагандируемые им общины он называл «поселками единения и взаимной кооперации». Еще в 1821 г. при участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию «Кооперативного журнала».
Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств для создания общин. В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IVконгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу «апостолов кооперации». Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена «система общественной кооперации»[3].
Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном[4], и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.
Что касается Фурье, то он после окончания средней школы пополнял знания путем самообразования, обладал замечательной памятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служащего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.
В истории человечества после «райской» первобытности Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти «строй гармонии».
Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу,т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину. Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством. Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах — фаланстерах.Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям — и в процессе производства, и в бытовой сфере.
Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту 3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе.
Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собственность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тружеников, а вторых — в акционеров (собственников). Конечной целью создания сети фаланг был переход к идеальному «строю гармонии».
Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.
Зато многие английские и французские ученики и последователи Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и отклонившись от главной линии «патриархов социализма», впоследствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения. Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, то ученики и последователи нередко выступали в роли инициаторов создания вполне приспособленных к «земным» условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирной, экономической демократии, ассоциации потребителей и производителей[5].
Таким образом, учения о кооперативном движении «отпочковались» от более обширного и высокого общественного идеала. С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.
Во второй половине XIXвека в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один — революционный, немирный, другой — эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути.
Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом является завоевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой — полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экспроприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных левых партий.
Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 гполучила название «кооперативного социализма». Помимо «кооперативного социализма» существуют антикооперативные теории, концепция «кооперативного капитализма» и др. Сама теория «кооперативного социализма» не однородна, многовариантна, включает различные направления, школы.
Глава 2. Характеристика трех периодов в развитии кооперативного движения в России
продолжение
--PAGE_BREAK--