Разработка маркетинговой стратегии предприятия Полипринт"
ВВЕДЕНИЕ
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
Сформировать долгосрочные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
Оценить соответствие персонала фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п;
Оценить материальное и финансовое положение фирмы, соответствие материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных целей;
Предусмотреть трудности и “подводные камни”, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т.е. в конечном счете отвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы которые окупят все затраты сил и средств.
РЕЗЮМЕ
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствие с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
Определить конкретные направления деятельности предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;
Сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
Оценить соответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
Оценить материальное и финансовое положение предприятия и соответствие материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных целей;
Определить состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта.
Форма и структура бизнес-плана определяется предприятием самостоятельно. Во всех случаях в нем должны найти отражение концепция предпринимательства и цели производства, отличительные особенности выпускаемой продукции и доля удовлетворения ею потребностей рынка, тактика поведения предприятия на определенных рыночных сегментах, финансовый план и стратегия финансирования, инвестирования и развития производства с детальными расчетами издержек производства и реализации (калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг), использования ресурсов.
По своему характеру бизнес-план деятельности предприятия должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах предприятия, производственном, организационном и финансовом обеспечении программы реализации намеченных мероприятий.
Для его составления может быть использована помощь или совет специалистов, консультантов. Основное требование к бизнес-плану — реальность.
Его составлению должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и рынка, технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепризнанных методических разработок.
Отдельные его разделы должны быть представлены несколькими предложениями в необходимой логической последовательности и по отдельным из них даны различные варианты расчетов.
При подготовке бизнес-плана следует учитывать особенности применяемой (осваиваемой) техники и технологии, выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность и новизну, степень проработки тех или иных вопросов (например, касающихся рынка, финансирования, кредитования и т. д.).
Неотъемлемой частью бизнес-плана являются его приложения, которые должны дополнять его и подтверждать реальность.
Сегодня на бизнес-плане лежит четыре основных функции — это разработка концепции и стратегии бизнеса; планирование, позволяющие контролировать процессы развития предприятия; привлечение денежных средств (ссуды и кредиты); привлечение инвесторов. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают.
Структура бизнес-плана:
1. Обзорный раздел (резюме). Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
2. Описание предприятия. В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний.
3. Описание продукции (услуг). В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
4. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга. В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
5 Организационный план. Этот раздел разрабатывается в виде концепции управления и формирования соответствующей ей организационной структуры и системы регулирования экономических отношений на полиграфическом предприятии. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления произвлдством.
6. Производственный план. Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
7. План сбыта. План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды.
7. Финансовый план. Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях). Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий.
8. Анализ чувствительности проекта. Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности. В этом разделе производится расчет прибыли от реализации продукции, расчет чмстой прибыли, рентабельности продукции и производства, а также точки безубыточности.
10. Инвестиционный план. Этот раздел состоит из расчета бюджета инвестиций и оценки экономической эффективности мероприятий.
11. Оценка рисков и страхование. Это обязательная часть бизнес-плана. В этом разделе рассматриваются наиболее вероятные виды рисков и мероприятия по их минимизации.
12. Заключение. Проводится анализ основных технико-экономических показателей.
Целью данной курсовой работы является разработка основных разделов бизнес-плана для ПП ОДО «Полипринт».
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
ПП ОДО «Полипринт» было создано в 1992 году.
ПП ОДО «Полипринт» является предприятием, целью которого является выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Дизайн, верстка, сканирование.
Вывод цветоделенных диапозитивов, аналоговая цветопроба, цветоделение.
Многокрасочная офсетная печать с лакировкой офсетным или воднодисперсионным лаком, УФ-лакировка.
Тиснение фольгой, конгревное тиснение, припрессовка голограмм, ламинирование.
Фигурная высечка, вырубка, склейка.
Флексопечать на гофрокартоне.
Брошюровка: на скобу, на пружину, термоклеевое скрепление.
Все виды картонной упаковки для легкой, пищевой, парфюмерной, и медицинской промышленности.
Доставка продукции заказчику своим транспортом.
ПП ОДО «Полипринт» выпускает следующие виды печатной продукции, разрешенной к выпуску законами РБ: этикеточно-упаковочную продукцию, брошюры, каталоги, афиши, рекламную продукцию, календари, плакаты.
На данном предприятии — цеховая структура. Оно подразделяется на цехи: формный, печатный, брошюровочно-переплетный цех, цех высечки печатной продукции, цех разработки бумаги и картона, механическую мастерскую, а также репроцентр.--PAGE_BREAK--
В зависимости от степени влияния на производственную структуру различных факторов (характера выпускаемой продукции и способа ее изготовления, объемов выпуска, уровня и форм специализации, развития кооперирования и др.) различают три основных ее типа: предметную, технологическую и смешанную.
На данном предприятии используется предметная форма производственной структуры. При предметной форме цехи специализируются на изготовлении отдельных деталей или изделий. При такой структуре создаются более благоприятные условия для внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, сокращения длительности производственного цикла, внедрения поточных методов, поскольку оборудование располагается по ходу технологического цикла.
Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2002 и 2003 годы приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Показатели технико-экономического уровня производства
Наименование показателей
Величина показателей за 2002 год
Величина показателей за 2003 год
Производство товарной продукции, млн. руб
140 000
205528
Производительность труда
3624
5695
Среднесписочная численность рабочих
50
50
Бланочная продукция,
Тыс. листоотт.
Тыс. руб.
1083
76061
1549
143714
Этикетки,
Тыс. кр-отт.
Тыс. листоотт.
Тыс. руб.
3786
1025
261589
4689
1968
76792
Журнальные издания, брошюры и рекламные каталоги
Тыс. кр-отт.
Тыс. руб.
13,350
381500
15,480
591327
Средняя заработная плата, руб.
206051
233322
Прибыль, млн. руб.
50789
61268
Затраты на один рубль товарной продукции
70,1
67,8
Рентабельность произведенной продукции, %
9,48
13,89
Рентабельность реализованной продукции
11,83
16,5
Загрузка производственной мощности, %
87
96
Основные меры, принимаемые типографией для стабилизации финансово-экономического, — это наращивание объемов производства, в том числе товаров народного потребления, изменение ассортимента товаров, повышение качества печатной продукции, обновление и расширение производственных мощностей в пределах возможностей типографии, применение прогрессивной технологии.
Типография продолжает осваивать новые виды продукции и товаров народного потребления. Освоена склеивающая линия для картонных упаковок.
Удельный вес видов печатной продукции в общем объеме производства: журнальная продукция — 10%; этикеточно-упаковочная продукция — 71 %, листовочно-изобразительная — 10 %, прочая — 9 %.
Планируется приобретение машины для флексографской печати, и фальцевального аппарата.
2. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
ПП ОДО «Полипринт» специализируется на производстве этикеток для пищевых продуктов и выпускает следующие виды продукции:
Рекламная продукция: журналы, книги в мягком переплете, буклеты, каталоги, брошюры, плакаты, папки с вырубным клапаном, календари (перекидные, настенные, настольные, квартальные, карманные), рекламные листовки, флаера, ценники, ярлыки, блокноты, планеры.
Высококачественные этикетки на всех видах бумаги:
— с конгревным тиснением;
— с тиснением фольгой;
— с УФ-лакировкой;
— с вырубкой различной сложности.
Все виды картонной упаковки для легкой, пищевой, парфюмерной и медицинской промышленности.
Упаковка из гофрокартона.
Вся продукция ПП ОДО «Полипринт» соответствует международным и национальным стандартам качества, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, которые предприятие получило на международных и отечественных выставках среди них: на 4 Международной специализированной выставке «Мир упаковки», номинации «Лучшая этикетка офсет» продукция ПП ОДО «Полипринт» получила диплом 1-й степени; решением Координационного Комитета международной Программы «Партнерство ради Прогресса» ПП ОДО «Полипринт» награждено почетным призом «Гран При „Эффи“; на международной выставке COMBIT 2003 ПП ОДО „Полипринт“ удостоено 2 дипломами 1 степени за лучшее качество полиграфического исполнения в номинациях „Этикетка“ и „Сувенирная продукция“; на выставке „Искусство книги 2003“ ПП ОДО „Полипринт“ удостоено диплома 1 степени за полиграфическое исполнение комплекта открыток „Минск — мой город“ и специального диплома в номинации „Лучшая открытка года“ за полиграфическое исполнение комплекта открыток „Минск — мой город“; на III Республиканском конкурсе на лучшую упаковку года „Золотой орех“ ПП ОДО „Полипринт“ удостоено диплома за высокое качество полиграфического исполнения серии этикеток пива „Дедново“.
Контроль качества печатной продукции осуществляется при помощи денситометра.
Для того, чтобы увеличить объемы производства продукции и выручку от реализации продукции рекомендуется освоить новые виды продукции, например освоить флексографскую печать. На данном этапе развития полиграфического в РБ флексографская печать является одним из перспективных направлений.
3. АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
ПП ОДО «Полипринт» планирует приобретение новых заказчиков, как в пределах РБ, так и на территории РФ.
Спрос на аналогичную продукцию в РФ достаточно высок и устойчив. ПП ОДО «Полипринт» может рассчитывать на часть рынка благодаря уже имеющимся связям, сложившимся в течение последних 2-3 лет в пределах Московской и Ленинградской области, а также благодаря имени, которое «Полипринт» имеет в бизнесе.
Потенциальными заказчиками являются, в первую очередь, крупные предприятия по производству продуктов питания и алкогольных напитков, а также предприятия по производству лекарственных средств и парфюмерно-косметических товаров, как на территории РБ, так и на территории РФ. Выбор именно этих рынков не случаен:
Предприятию удобны эти заказчики с точки зрения транспортировки
Наличию устойчивых связей
Уверенности в торговых партнёрах.
Заказчики отдают приоритет высочайшему качеству продукции, удобству упаковки, точности поставок, отсутствию сбоев в поставках.
Преимущество ПП ОДО «Полипринт» в том, что предприятие находится в столице республики. Можно увеличить объём производства за счёт завоевания части рынка России. Безусловным преимуществом предприятия перед конкурентами является возможность оказывать услуги по отделке полиграфической продукции фольгой и облагораживание ее рельефным, углубленным изображением, а также услуги по нанесению голограмм, предохраняющих полиграфическую продукцию от подделки.
Рынок, на который планирует выйти ПП ОДО «Полипринт» обладает большим количеством конкурентов. Часть из них, в течение нескольких лет утвердилась на рынке, и держит значительную его часть в своих руках. Приведём сравнительный анализ трёх наиболее крупных конкурентов.
Издательско-полиграфическое предприятие «Новик». Компания зарекомендовала себя с положительной стороны. Имеет очень хорошую репутацию. Отличается огромным ассортиментом и высокой ценой на продукцию. Издательско-полиграфическое предприятие „Новик“ имеет одиннадцатилетний опыт работы на рынке полиграфии и, в настоящее время, предлагает услуги по производству этикеточной и рекламной продукции, а также является официальным импортером этикеточных и мелованных бумаг ведущих европейских производителей: концернов M-Real Zanders, Sappi и Amcor. продолжение
--PAGE_BREAK--
Предприятие «Новик» предлагает широкий спектр рекламной продукции: книги в мягком переплёте, брошюры, журналы, плакаты, календари (в различных вариантах исполнения, любых форматов), визитки, прайс-листы, прейскуранты и другую полиграфическую продукцию. Имеется большой ассортимент бумаги. В условиях жесточайшей конкуренции издательско-полиграфическое предприятие «Новик» ориентируется на высокое качество печати и оперативность в исполнении заказов, что неоднократно отмечено наградами и дипломами выставок, в которых предприятие принимало активное участие: COMBIT 2001, COMBIT 2002, COMBIT 2003, LabelShow 2004. На предприятии есть единственный в Республике Беларусь участок изготовления медных, магниевых, латунных клише, оснащенный полным комплексом новейшего оборудования. Кроме того, на предприятии всегда можно приобрести широкий ассортимент материалов для полиграфии: мелованную, этикеточную и дизайнерскую бумагу, бумагу с водяными знаками, картон, кальку, фольгу для горячего тиснения, краску и другие материалы.
Типография «Дивимакс». В состав данного предприятия входит: типография «Дивимакс», оказывающая услуги в области офсетной печати, «Сервис срочной печати»— печать рекламной печатной продукции по принципу «сборных монтажей», «Дивимедиа»— рекламная студия, которая занимается разработкой рекламы и дизайна, а также распространением рекламной продукции.
Издательство и типография ЗАО «Юнипак».Выполняет все виды редакционно-издательских и полиграфических услуг на собственном оборудовании. За 8 лет успешной работы «Юнипак» приобрел имидж стабильной, надежной фирмы, выпускающей широкий ассортимент печатной продукции: книги, брошюры, проспекты, годовые отчеты, буклеты, каталоги, журналы, календари, плакаты, открытки, блокноты, бланки, визитки, этикетки. Работы отмечены призами республиканских и международных конкурсов.
Таблица 3.1.
Оценка позиций на рынке предприятия и конкурентов
Сравниваемые факторы
«Полипринт»
Конкуренты
«Новик»
«Дивимакс»
«Юнипак»
Ассортимент продукции
5
5
3
4
Цена
достаточно высокая (3)
достаточно высокая (3)
намного ниже (5)
4
Дизайн продукции
5
5
4
5
Качество продукции
5
5
4
4
Сертификация
5
5
4
4
Реклама
4
4
4
5
Доставка продукта
5
5
3
4
ИТОГО
24
24
17
22
План маркетинговых исследований охватывает комплекс маркетинга, включая товарную, ценовую и сбытовую политику.
Товарная политика ПП ОДО «Полипринт»
ПП ОДО «Полипринт» предусматривает:
Учёт требований заказчиков к дизайну, качеству упаковки и продукции.
В ближайшей перспективе предприятие планирует расширение ассортимента продукции (планируется покупка машины для флексографской печати, т.е планируется завоевание части рынка флексографской упаковки).
Рекламная деятельность
Целью рекламной стратегии ПП ОДО «Полипринт»
донести информацию о товаре до потенциальных заказчиков и убедить их в качестве продукции
увеличить объём производства
Для достижения этих целей ПП ОДО «Полипринт» планирует:
Выпустить календари на 2005 год с рекламой фирмы, карманные и настольные (2 видов: перелистные и однолистные).
Затраты на данный вид рекламы окупятся за счёт прибили, полученной от продажи календарей. Календари будут красочными и привлекающими интерес к фирме.
Наружная реклама. ПП ОДО «Полипринт»планирует разместить рекламу на 3 рекламных щитах на наиболее крупных трассах Минской области, а также разместить рекламные щиты в центре Минска.
Кроме того, предусмотрена внутрифирменная реклама, направленная на поддержание постоянного состава коллектива работников, их доверия к предприятию (различные льготы, премии, создание благоприятного микроклимата, льготный отдых во время отпуска и многое другое)
Также планируется, в будущем году, участвовать на различных профессиональных выставках, проводящихся ежегодно как в Минске так и в Москве.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
4.1 Основы организации производства
Организация производства и его структура должны учитывать определенные цели хозяйствования и выработанную стратегию маркетинга. Выбор технологии определяет необходимость расчетов требуемого оборудования и машин, работников соответствующей квалификации, а также формирование всех управленческих структур, обеспечивающих эффективное функционирование процесса производства продукции, как в пространстве, так и во времени.
Организация производства представляет собой работу по оптимальному
расположению в пространстве и эффективному использованию во времени трех элементов процесса изготовления продукции: орудий труда (оборудования), предметов труда (материалов) и самого труда (рабочих). На предприятии организация производства решает две задачи:
формирования оптимальной производственной структуры предприятия для эффективного производства конкурентоспособной продукции, подбора основных и вспомогательных цехов, а также участков и отдельных рабочих мест для производства конкретных изделий и оказания услуг;
организации деятельности работников предприятия направленной на эффективное сочетание и экономное использование труда рабочих и вещественных элементов производства (материалов и оборудования) в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции при постоянном увеличении прибыли, улучшении условий труда и росте материального уровня работников.
В данном разделе приводится информацию, характеризующая организацию работы: определяется потребность в кадрах и их численность, решаются вопросы организации оплаты труда и материального стимулирования.
Расчет потребности в трудовых ресурсах производится в следующем порядке: 1) составляются баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего; 2) рассчитываются численность и фонд заработной платы рабочих; 3)рассчитываются численность и фонд заработной платы ИТР, служащих и МОП; 4) определяют производительность труда.
Баланс рабочего времени устанавливает число дней в году, подлежащих отработке одним среднесписочным рабочим. Расчет баланса рабочего времени одного среднесписочного рабочего сведен в табл.4.1.1.
Таблица 4.1.1.
Баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего
Наименование показателей
Значение
1. Календарный фонд времени в днях продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
4 --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
6520294
Резчики на резальных машинах
5709539
14.2
810755
6520294
Операторы, обслуживающие формное оборудование
5612767
14.2
797013
6409780
2. Вспомогательные рабочие основного производства:
Наладчик
5128908
14.2
728305
5857213
Слесарь-ремонтник
5201487
14.2
738612
5940099
Помощники печатников
4645049
14.2
659597
5304646
Упаковщики готовой продукции
3677330
14.2
522181
4199511
Уборщица
2467682
14.2
350411
2818093
Грузчики
3435401
14.2
487827
3923228
Всего
Расчет годового фонда оплаты труда аппарата цеха обобщен в таблице 4.1.5
Таблица 4.1.5.
Расчет годового фонда оплаты труда аппарата цеха
Наименование должностей
Количество человек
Месячный оклад, тыс. руб
Годовой фонд оплаты туда, млн. руб
По должностному окладу
Премия
Всего
Мастер цеха
Бухгалтер
Результаты расчета численности работников цеха и оплаты их труда сводятся в таблицу 4.1.6.
Таблица 4.1.6.
Затраты по трудовым ресурсам на год
Наименование показателей
Величина показателя
Пояснение к расчету
Численность работников, чел
В том числе
Рабочие
Руководители
Специалисты
Служащие
Фонд оплаты труда, млн. руб
Производительность труда 1 работника, млн. руб
Среднегодовая заработная плата 1 работника, млн. руб.