--PAGE_BREAK-- При проведении маркетинговых исследований руководство компании получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции компании, может принести наибольшую прибыль. С помощью проведения маркетинговых исследований определяется, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать свое предприятие. Проведенные маркетинговые исследования также позволяют понять, каким образом компания должна организовать сбыт своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынки новых изделий, строить стратегию рекламы; определить, какие виды продукции, проданные какому потребителю и в каком регионе принесут наибольшую отдачу на каждый рубль.
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как:
. изучение потребителя;
. исследование мотивов его поведения на рынке;
. анализ собственно рынка предприятия;
. исследование продукта ( изделия или вида услуг );
. анализ форм и каналов сбыта;
. анализ объема товарооборота предприятия;
. изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
. исследование рекламной деятельности;
. определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
. изучение «ниши» рынка.
Маркетинговая деятельность по изучению потребителя определяет структуру потребительских предпочтений на рынке данной компании.
Исследования мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование поведения определенных групп потребителей на рынке.
Анализ рынка преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам.
Задачей маркетинговой деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.
Проводимый анализ систем и методов реализации продуктов с точки зрения маркетинга позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка, кто может стать торговым посредником.
В целях определения наиболее экономных путей и способов наращивания объема товарооборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.
Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конкурентов ставит целью установление главных конкурентов компании на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления.
Исследование рекламы помогает определить руководству компании наиболее эффективные способы воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции.
При проведении маркетинговых исследований по поиску наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке руководство компании определяет, какая система стимулов позволит заинтересовать оптовиков в закупке более крупных партий продукции.
Все вышеуказанные цели маркетинговой деятельности касаются в основном процесса производства и распределения товаров и услуг, т.е. маркетинговая деятельность ориентирована на продукт или услугу. Кроме такого направления маркетинговой деятельности существует маркетинг, ориентированный на потребителя. С позиций маркетинга, ориентированного на потребителя, рассматривает определение целей маркетинговой деятельности Филип Котлер, профессор маркетинга Северо-западного университета США. В соответствии с даваемым им определением маркетинга как вида человеческой деятельности «направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена» цели маркетинговой деятельности рассматриваются в следующем аспекте:
1. достижение максимально возможного высокого потребления;
2. достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
3. предоставление максимально широкого выбора;
4. максимальное повышение качества жизни.
Однако, как утверждает сам Ф.Котлер, такой подход к определению целей маркетинговой деятельности имеет рад недостатков. Существует некоторая часть производителей, которые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Кредо таких производителей « чем меньше — тем больше». Кроме того, еще ни одному экономисту не удалось измерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Что же касается максимально широкого выбора, то здесь при ближайшем рассмотрении может оказаться, что «реальный выбор» подменяется «мнимым выбором», когда в условиях, казалось бы «широкого» выбора в рамках одной товарной категории предлагаемые товары отличаются лишь незначительно.
В наиболее кратком виде маркетинговая деятельность предприятия включает следующие этапы:
Выдвижение маркетинговых целей работы предприятия на рынке, желательно в цифровом виде и допускающих точный контроль конечных результатов (к такому-то сроку обеспечить продажу такого-то количества товаров и услуг и получит за этот счет такую-то прибыль).
Изучение рынка по всем возможным сегментам с позиций его конъюнктуры и прогнозных оценок, исследование потребительских свойств товаров, выпускаемых предприятием, а также конкурентоспособности этих товаров на соответствующих рынках.
Максимальное приспособление возможностей предприятия к выявленным на 2-ом этапе требованиям рынка.
Изучение деятельности конкурентов, прежде всего их товарной, ценовой, рекламной и сбытовой политики.
Формирование спроса и стимулирование сбыта товаров предприятия на конкретных рынках.
Планирование и осуществление комплекса сбытовых операций.
Контроль результатов маркетинговой деятельности и – по необходимости – корректировка поставленных на 1-ом этапе целей и задач.
Реализация маркетинговых целей и всех этапов маркетинговой деятельности предприятия возлагается на специально созданное подразделение – службу маркетинга.
Цели службы маркетинга состоят в следующем:
обеспечение роста объема продаж продукции предприятия на внутреннем и внешнем рынке;
удовлетворение требований потребителей на внутреннем и внешнем рынке;
снижение затрат на разработку, производство и реализацию продукции на основе более полного учета возможностей предприятия и изменений в требованиях рынка (динамики спроса и т.п.).
Основные задачи службы маркетинга, призванные способствовать выбранным целям деятельности этой службы, включают:
разработку долгосрочных и среднесрочных прогнозов деятельности предприятия, выбор стратегий его развития на период 5-15 лет;
составление годовых планов (программы) маркетинга по отдельным видам продукции и предприятию в целом;
руководство работой по созданию новых видов изделий (оказанию новых услуг) на основе изучения меняющихся потребностей потребителей на внутреннем и внешнем рынке;
сбор, анализ, предоставление синтезированной информации по важнейшим проблемам структуры и динамики спроса, вкусах и потребностях потребителей на внутреннем и внешнем рынке и т.п. руководителям и ведущим специалистам предприятия;
формирование спроса и стимулирование сбыта товаров (ФОССТИС).
В основе организации службы маркетинга предприятия могут лежать функции маркетинга, группировка по видам продукции, товарам, услугам, группировка по рынкам или территориальный принцип.
1.3 Комплекс маркетинга, его сущность и необходимость разработки
Комплекс маркетинга представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного гибкого реагирования на ее изменения. Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка.
Понятие комплекс маркетинга впервые ввел в теорию маркетинга (1953) профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса.
В зарубежной теории и практике именно комплексу маркетинга, называемому marketing-mix, уделяется особое внимание, причем он чаще всего рассматривается в форме принципа «четыре пи», представляющего собой сочетание следующих четырех составляющих:
PRODUKT – товар, то есть набор «изделий и услуг» соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку. Реальное качество товара можно менять. Его имидж можно также поменять путем вариаций в области рекламы и организации сбыта. Представление о товаре и то, как он воспринимается, можно менять посредством использования различной упаковки.
PRICE – цена, денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Цену можно менять в направлении как стимулирования, так и снижения спроса, что отчетливо проявляется в действии механизма цены.
PLACE – здесь: каналы (методы) распространения, то есть организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей. Доступность товара (а, следовательно, и те усилия, которые приходится приложить покупателю, чтобы приобрести товар) можно менять путем более или менее широкого размещения товара или путем изменения используемых каналов распределения.
PROMOTION – продвижение (стимулирование) возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать. Число и местонахождение торговых представителей можно менять. Затраты на рекламу можно уменьшать, содержание рекламы также можно менять. Аудитория, на которую воздействует реклама, также может быть изменена.
Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях.
Составляющими комплекса маркетинга являются: товарная политика, коммуникационная политика (продвижении товара на рынок), сбытовая (дистрибьюционная) политика, ценовая политика и кадровая политика.
Полезным свойством комплекса маркетинга является управляемость элементов. Маркетолог может управлять каждым элементом с целью требуемого воздействия на спрос, выбирать наиболее перспективные комбинации элементов. Успех комплекса маркетинга объясняется в частности и тем, что он объединяет четыре вида маркетинговых стратегий.
Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций. Комплекс маркетинга – это оперативная деятельность, каждая составляющая которой – результат глубокого экономического анализа и коммерческих расчетов нередко на основе экономико-математических методов. К этому добавим немаловажную роль опята и маркетинговой интуиции, что в некоторых ситуациях является определяющим. Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из четырех «p». Однако товар и товарная политика практически всегда оказывает влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга.
При разработке товарной политики главными проблемами являются:
Инновации (создание новых товаров или обновление существующих),
Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров,
Создание и оптимизация товарного ассортимента,
Решение вопросов о товарных марках,
Создание эффективной упаковки (для соответствующих видов продукции),
Анализ ЖЦТ и управление им.
Коммуникационная политика – это совокупность способов продвижения товара на рынок: Паблик рилейшиз (PR) – связи с общественностью, реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, специализированные выставки. PR – это коммерческая фирма коммуникации, планируемые на продолжительный период времени усилия, преследующие цель создания и поддержания доброжелательных отношений и взаимопониманий между фирмой и ее общественностью. Реклама в отличие от PR – коммерческая деятельность, любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг конкретного заказчика.
Сбытовая политика – главная задача в разработке сбытовой политики – выбор канала распределения товара (сбытового канала) и принятие решения о стратегии сбыта. Выбор сбытового канала сопряжен с вопросом о способе сбыта – через посредников (косвенный сбыт), без посредников (прямой сбыт). Канал распределения – это, в сущности, путь движения товара от производителя к потребителю. На протяжении этого пути торговые организации или отдельные лица берут на себя (или передают) право собственности на товар до его продажи потребителю.
Существуют три разновидности стратегий:
Интенсивный сбыт – это стратегия сбыта потребительских товаров повседневного спроса, предназначенных для широкого круга покупателей.
Исключительный сбыт – организуется как распределение новых товаров, которые позиционируются как эксклюзивные дорогостоящие модели.
Селективный сбыт – сопряжен с оптимизацией количества торговых посредников таким образом, чтобы обеспечить требуемый охват рынка и в то же время осуществлять контроль за работой оптовика или розничного торговца.
Ценовая политика как составляющая комплекса маркетинга разрабатывается с учетом целей компании, внешних и внутренних факторов, влияющих на ценообразование, характера спроса, издержек производства, распределения и реализации товара, ощущаемой и реальной стоимости товара, политики конкурентов и т.д. Разработка ценовой политики включает установление исходной цены на товар и своевременное изменение цен с помощью приведения их в соответствии с изменяющимися рыночным условиями, возможностям компании, ее стратегическим целям и задачам.
Среди факторов внешней среды, влияющих на ценовую политику компании, основными являются: действия правительства, участников сбытовых каналов, реакция потребителей, политика конкурентов.
При высокой степени конкуренции цены регулирует рынок, ценовые войны вытесняют слабые фирмы с рынка. Если конкуренция ограничена, то степень контроля фирмы над ценами возрастает, и влияние рынка снижается. Потребители оказывают влияние как в плане эластичности спроса по ценам, так и поведенческими особенностями, что очень важно для целевого маркетинга.
Среди внутренних факторов превалируют издержки, причем не все их составляющие поддаются контролю со стороны компании. При повышении издержек политике в области цен могут помочь другие составляющие комплекса маркетинга: сужение ассортимента за счет неприбыльных товаров или их отдельных модификаций, модернизация товаров, перепозиционирование их, сокращение степени дифференциации.
Снижение издержек не всегда благоприятно сказывается на ценовой политике.
Если рассматривать комплекс маркетинга в сфере услуг, то он включает набор переменных, поддающихся контролю со стороны предприятия и образующих взаимосвязанную совокупность (систему), которая способна обеспечить желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Способность комплекса маркетинга вызывать адекватную реакцию потребителя обусловлена теми свойствами, которые присуще маркетингу как системному образованию. Основным таким свойством является способность системы (комплекса маркетинга) обеспечивать синергетический эффект. Синергетический эффект – достигается совместным действием элементов системы. В количественном и качественном отношении он превышает простое суммирование эффектов от раздельного действия отдельных элементов системы. В комплекс маркетинга в сфере услуг входят все действия и мероприятия, которые могут быть предприняты для оказания воздействия, которые могут быть предприняты для оказания воздействия на спрос потребителей услуг.
Многочисленнее возможности в этом направлении можно объединить в четыре основные группы элементов комплекса маркетинга.
К ним относятся:
Услуги как товары особого ряда,
Цена на услуги,
Методы распределения услуг,
Методы стимулирования сбыта услуг.
Агрегируя эти элементы, комплекс маркетинга оказывает воздействие на целевой рынок предприятия услуг. Тогда комплекс маркетинга услуг можно характеризовать как деятельность, имеющую цель овладение целевым рынком с помощью действий, распространенных по четырем направлениям.
В процессе применения концепции маркетинг – микс некоторые исследователи предпринимали попытки ее дополнения или изменения. Был сформулирован целый ряд дополнительных или альтернативных классификаций, которые часто отражали особенности конкретной сферы применения комплекса маркетинга.
Прежде всего, необходимо упомянуть дополнительные элементы, предложенные одним из теоретиков маркетинга Ф. Котлером, — это политическое влияние (political power) и формирование общественного мнения (public opinion formation). Эти дополнительные элементы комплекса маркетинга были предложены в связи с введением понятия мегамаркетинга, под которым он понимал искусство предоставления благ сторонам, не относящимся к целевым группам покупателей и посредников, таким, как агенты, дилеры, брокеры, а также сторонам, как правительства, профсоюзы и другие группы влияния, которые могут создать непреодолимые барьеры для входа на потенциально привлекательные рынки. При формировании общественного мнения фирма пытается повлиять на него главным образом посредством массовых коммуникаций.
продолжение
--PAGE_BREAK--Российские специалисты, которые в последнее время активно внедряют маркетинговые подходы в сферу деятельности как коммерческих, так и некоммерческих компаний, также добавляют свои новые элементы. Например, для сферы образования предлагается комплекс «7Р», в котором в дополнение к традиционным четырем элементам добавляется еще personal, process, physical surround (под последним понимается образовательная среда, т.е. физическое пространство предоставления образовательных услуг).
Однако в литературе и в практике маркетологов наиболее часто встречается парадигма «5Р», включающая понятие «people», под которым подразумевается человеческие ресурсы в широком смысле – и персонал компании, и потребители, и общение с потребителями в процессе личной продажи. По сути, учет человеческого фактора подразумевает не только общение, а даже установление определенных отношений как с персоналом внутри компании, так и с потребителями.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО СМНУ «КАЛУЖСКОЕ»
2.1 Общая характеристика предприятия
Фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Строительное монтажно-наладочное управление «КАЛУЖСКОЕ». Сокращенное наименование: ООО «СМНУ «КАЛУЖСКОЕ»
Адрес предприятия: 248017 г. Калуга, ул. Московская, 304
Руководитель предприятия: Галстян Р.А.
Юридический статус: Общество с ограниченной ответственностью с 1993 года.
Строительное монтажно-наладочное управление «Калужское» было создано в 1987 году. Общество с ограниченной ответственностью «Строительное монтажно-наладочное управление «КАЛУЖСКОЕ» создано в результате преобразования в него Закрытого акционерного общества СМНУ «КАЛУЖСКОЕ» и является его полным правопреемником. Общество руководствуется в своей деятельности ГКРФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года N 14 – ФЗ и настоящим уставом. СМНУ «Калужское» создано на основе устава. Уставной капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Уставной капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Общество не имеет филиалов и представительств. Состав органов Общества: общее собрание Участников Общества и генеральный директор Общества. Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества, которое руководит деятельностью Общества в соответствии с законодательством и Уставом. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором. Генеральный директор избирается общим собранием участников Общества сроком на три года.
Цель деятельности предприятия — строительство жилых и общественных зданий, с полным циклом выполнения строительно-монтажных, отделочных и специальных работ.
В связи в преобразованиями в нашей стране происходила и его реорганизация. Но в 1993 году руководство организации перешло в руки его нынешнего директора. С этого времени и определились новые направления в развитии организации, одним из которых стало промышленное и жилищное строительство. В сложное и нестабильное время, когда многие организации не смогли устоять против ветра перемен, этой организации удалось создать коллектив, состоящий из высококвалифицированных и грамотных работников. Их многолетний опыт работы определил и основные цели организации – строительство современного комфортного жилья, доступного для относительно широкого круга населения.
ООО СМНУ «Калужское» является головной организацией, включающей в себя такие структуры как: ЗАО «Калужский Сантехмонтаж» — сантехнические и вентиляционные работы, ОАО «Спецстрой» — наружные сети коммуникаций и дорожные работы, ООО «Бизнес-Вектор» — производство нерудных материалов и асфальтобетонной смеси, ООО «Багер» — предоставление услуг дорожной и строительной техники.
На сегодняшний день ООО СМНУ «Калужское» — это общество, основными видами лицензированной деятельности, которой являются:
Промышленное и гражданское строительство,
Дорожные и земляные работы и работы покрытия,
Производство и торговля строительными материалами.
Основными видами деятельности Общества являются:
-общестроительные работы (каменные, плотничные, отделочные, бетонные и др), монтаж и наладка технологического оборудования (включая паровые и водонагревательные котлы, холодильные и компрессорные установки, грузоподъемные машины и оборудование), электротехнических устройств и КИПа, монтаж металлоконструкций, систем вентиляции, отопления, канализации, водо-, газо-, и электроснабжения, изготовления нестандартизированного оборудования юридическим и физическим лицам,
-создание полиграфической базы, распространение научной, технической, деловой информации и документации,
-выпуск проектно-сметной документации, обеспечение проведения авторского и технического надзора за строительством,
-консультации по ремонтно-строительным работам,
-создание службы по ремонту радио-, телеаппаратуры, ремонтно-технических баз, службы автосервиса,
-создание, приобретение, тиражирование и распространение программной продукции для компьютерной техники, а также и саму технику,
-осуществление пуско-наладочных работ,
-производство художественно-оформительных и реставрационных работ,
-транспортные услуги и ремонт оборудования, узлов и механизмов сторонним организациям, юридическим и физическим лицам,
-производство продукции промышленного назначения и народного потребления, как для собственных нужд, так и для насыщения рынка товарами и услугами,
-организация оптовой, мелкооптовой торговли, комиссионной, агентской и розничной торговли товарами народного потребления, потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения,
-переработка и реализация сельскохозяйственной продукции,
-посредническая деятельность, представление интересов третьих лиц, заключение от их имени договоров и контрактов по всем видам хозяйственной деятельности,
-внедрение продукции научно-технического назначения, новых технологий, разработок, изобретений, «ноу-хау» в производстве,
-осуществление внешнеэкономической деятельности в целях реализации указанных выше видов деятельности. В 2007 году организация отмечает 20 летие своей деятельности. Лозунг организации: «Все для блага человека, все во имя человека». СМНУ «Калужское» имеет благоустроенную производственную территорию, на которой располагаются оборудованные складские помещения с авто- и железнодорожными подъездными путями. Наряду со стабильным развитием производства строительных материалов это позволяет обеспечить бесперебойную поставку материалов не только на собственные объекты, но и, используя уже имеющийся опыт по снабжению, расширить торгово-закупочную деятельность предприятия. Цель организации – строительство современного комфортного жилья. Совместное строительство ведется на коммерческой основе, но для руководства СМНУ «Калужское» одно из первых мест занимают интересы потребителей – жителей нашего города, его благоустройство. Организационная структура на предприятии является линейно-функциональной, так как линейные руководители имеют право отдавать распоряжения и принимать решения при участии функциональных служб. При этом высшее руководство компании являются линейными руководителями, а при решении узкоспециализированных вопросов привлекаются руководители функциональных служб. Организационная структура организации представлена на рис.1. Производственная структура строительной организации представляет собой схему производственной организации, включающую ее членение на участке различного уровня и другие производственные подразделения. Строительная организация имеет 5 уровней управления. Это уровень мастера, прораба, начальника участка, начальника стройуправления и руководителя организации. Схема производственной структуры СМНУ «Калужское» представлена на рис.2
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рисунок 1. Организационная структура ООО СМНУ «Калужское»
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ООО СМНУ «КАЛУЖСКОЕ»
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рисунок 2. Производственная структура ООО СМНУ «Калужское»
Состав и функции руководителей по основным направлениям деятельности.
Генеральный директор-
осуществляет оперативное руководство деятельностью ООО и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом и вправе без доверенности осуществлять действия от имени ООО. Функции гендиректора дублирует исполнительный директор.
Главный бухгалтер —
уточнение состава и источников хозяйственных средств, контроль за их движением;
организация ведения учета основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками;
организация осуществления приема, контроля первичной документации по соответствующим участкам учета, обработка ее вручную или с помощью ЭВМ.
составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, проведение начисления и перечисления платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов;
контроль за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет организационно-хозяйственных и других расходов, сохранностью бухгалтерской документации, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
Главный механик-
Организация работ по ввозу и вывозу стройматериалов.
Организация своевременного ремонта автомобильной техники
Контроль за выполнением работ крановщиков и экскаваторщиков.
Главный инженер-
Контроль за выполнением плана строительства объекта
Согласование планов проекта в высших органах
Проведение совещаний
Поиск перспективных площадок для нового строительства.
Юрист-
Следит за соблюдением законов Р.Ф.
Подготовка и оформление юридической документации на новые объекты
Представление интересов компании в суде.
Зам. по хозяйственной части-
Обеспечение охраны на территориях объектов
Обеспечение охраны на территории базы
Зам. по финансовым вопросам —
Реализация продукции потребителям
Выявление потенциальных и перспективных покупателей товара
Разработка и организация проведения предпродажных мероприятий по созданию условий для планомерной продажи товаров
Организация сбора информации о спросе на товары
Контроль оплаты покупателями товаров по заключенным договорам.
2.2 Анализ рынка предприятия
В России строительный бизнес является одним из ведущих. В каждом городе ежегодно возводятся миллионы квадратных метров. Строительный бизнес является одним из прибыльных.
В Москве ежегодно вводится в строй от 3 до 4 млн. квадратных метров. По оценкам специалистов оборот строительного бизнеса в Москве оценивается в 10 млрд. $. При этом 96% инвестиций в московские новостройки сейчас идут из внебюджетных источников, то есть частные инвестиции, 40% площадок контролируется частными компаниями.
В Калуге ежегодно вводится в строй миллионы квадратных метров новостроек. Главной проблемой строительного рынка в России являются пробелы в законодательстве РФ, которые позволяют мошенничать с недвижимостью на строительном рынке. Проблема нехватки жилья сейчас одна из самых актуальных для области. Спрос во много раз превышает предложение. Выход из сложившейся ситуации – строительство быстровозводимого жилья. По данным Росстроя, Калужская область занимает 40-е место среди регионов РФ по числу заключенных договоров на приобретение жилья с использованием государственных жилищных сертификатов.
О жилищном строительстве в России в январе-сентябре 2006 года
В январе-сентябре 2006г. введено в эксплуатацию 292,1 тыс.квартир общей площадью 26,0 млн.кв.метров, что составило 112,0% к январю-сентябрю 2005г., в то время как в январе-сентябре 2005г. темп роста жилищного строительства к соответствующему периоду 2004г. составлял 106,7%.
Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществляются в Москве, где введено 13,7% от сданной в эксплуатацию общей площади по России в целом, Московской области — 11,0%.
В январе-сентябре 2006г. продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства. Населением за счет собственных и заемных средств введено 87,0 тысяч жилых домов общей площадью 12,1 млн.кв.метров, что составило 109,9% к январю-сентябрю 2005 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила: в России — 46,7%; в Южном федеральном округе, где строительство частных жилых домов в течение ряда лет является определяющим в развитии жилищного строительства, — 69,7%; в республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан и Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республиках, Краснодарском крае, Астраханской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Тамбовской и Тульской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — свыше 70%.
Рис 1. Динамика оценок экономической ситуации в строительстве (доля в процентах от общего числа строительных организаций)
продолжение
--PAGE_BREAK--
Прогноз строительства жилья по Калуге на 2006-2011 гг
Объем строительных работ в Калуге в последнее время существенно вырос.
Под Калугой начата разработка участков под малоэтажное строительство. На прокладку коммуникаций и строительство коммунальных сетей на площади в триста гектаров в областном бюджете заложено более 23 млн. рублей. Согласно Генеральному плану Калуги, на Правобережье планируется начать строительство деревянно-каркасных домов (Town House).
Программа строительства жилья в Калуге предусматривает увеличение объемов вводимых площадей с 64 тысяч м2 в 2006 году до 296 тысяч — в 2009 году. Столь значительный скачок обусловлен принятием в 2006 году генерального плана Калуги. Прогнозируется постоянное повышение спроса вследствие более низких цен на жильё и развития инфрастуктуры района Правобережья.
Анализ рынка недвижимости
Недвижимость выступает основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости и все большее число граждан, предприятий и организаций участвует в операциях с недвижимостью.
Основными особенностями рынка недвижимости рынка недвижимости являются: локальный характер рынка недвижимости (сокращение числа возможных сделок из-за определенного месторасположения), уникальность всех участков земли (влечет различие в ценах), низкая ликвидность недвижимости по сравнению с другими товарами (вследствие необходимости привлечения правовых институтов при совершении сделок), несоответствие высокой цены и финансовых возможностей покупателей, что требует наличие кредита в большинстве случаев: разброс в ценах вследствие неполной информированности продавцов и покупателей.
По функциональному назначению объектов рынок недвижимости подразделяется на 4 основные составляющие:
рынок земли (земельных участков),
рынок жилья,
рынок нежилых помещений,
рынок промышленной недвижимости.
Основными субъектами ранка недвижимости наряду с собственниками и пользователями недвижимого имущества (которыми могут быть и физические, и юридические лица) являются: инвесторы, банки, строительные организации (подрядчики), фирмы-риэлтеры, юридические фирмы, рекламные агентства, страховые компании, комитеты по управлению имуществом, бюро технической инвентаризации, арбитражный суд, нотариальные конторы, налоговые инспекции.
Итак, с переходом России к рыночным отношениям недвижимость становится товаром и развивается рынок недвижимости. Неопределенность права собственности на землю, инфляция и другие вышеперечисленные факторы накладывают отпечаток на развитие российского рынка недвижимости.
Столичный рынок недвижимости фактически отыграл назад снижение цен, происходящее в течение всего января. Средний уровень стоимости жилья прибавил еще 0,2 % и составил 4.220$ за квадратный метр.
Анализ и прогноз развития рынка недвижимости в Калуге пока малоутешительны для людей, намеревающихся приобрести жилье. По итогам этого года стоимость квадратного метра в среднем возросла на 30%. И надежда на то, что в 2007 году будет наблюдаться стагнация или снижение цен на недвижимость – не оправданы. Главная причина тому – спрос, который пока явно превышает предложение, как на вторичном, так и на первичном рынке жилой недвижимости.
Вторичный рынок недвижимости в Калуге
Средняя цена за квадратный метр в ноябре 2006 года – 1200 – 1400$. Как и в предыдущие годы, достаточно много желающих приобрести типовые квартиры (как «хрущевки», так и «брежневки»), но гораздо меньше продавцов такого вида жилья. Покупателей, прежде всего, привлекает цена такого жилья – цены сравнительно доступны – в среднем двухкомнатная квартира такого типа стоит сегодня от 52 до 60 тысяч (в зависимости от района города, года постройки дома). А вот этажность – «первый и последний не предлагать…» — практически никакой роли не играет. Напротив, за редким исключением, квартиры, расположенные на первом этаже, буквально «расхватывают» желающие приспособить их под коммерческие нужды. Точно так же практически не влияет на цену квартиры ее состояние: ремонт, пластиковые окна, железные двери. По – прежнему «хитами» продаж на вторичном рынке недвижимости в Калуге остаются однокомнатные и двухкомнатные квартиры. Особым спросом пользуется жилье в центральной части города. Но особой разницы между квартирами в сердце ленинского округа и квартирами в микрорайонах Терепец, Кубяка Правый берег нет. Чуть дешевле ценится жилье в Турынино, Силикатном, Ольговке.
Тенденция последнего года – альтернативные сделки на рынке вторичного жилья: к калужским риэлторам все чаще обращаются люди, желающие обменять квартиру, предположим, в панельном доме, построенном лет двадцать назад, на квартиру в кирпичном, возведенном десятью – пятнадцатью годами позже. Таким образом средний класс предпочитает улучшать свои жилищные условия.
Первичный рынок недвижимости в Калуге
Средняя цена за квадратные метр в ноябре 2006 года – 1500$. Спрос на квартиры в новостройках также заметно опережает предложение. Как правило, квадратные метры раскупаются еще до того, как заложен фундамент дома. Но такая ситуация наблюдается в том числе, когда инвестировать в строительство калужан приглашают фирмы, уже успевшие неплохо зарекомендовать себя в городе. С другой стороны, потенциальных покупателей – инвесторов «первички» заметно напугала, насторожила волна скандалов, связанных со строительными «пирамидами» в различных регионах России, не миновавшая и нашу область. Второй момент – время. Не всех и не всегда устраивает условие: ждать того момента, когда строящийся дом будет сдан. И, наконец, реальная цена квартиры в новостройке все же намного выше заявленной. И дело не в форс-мажорных обстоятельствах застройщика, а в том, что понятие «первичный квадратный метр» не включает в себя практически никаких отделочных работ, наличия сантехники, газовой (электрической) плиты. «Под ключ» новосел получает голые стены. Впрочем, с момента сдачи дома цена на квартиру в нем (пусть без отделки) заметно увеличивается.
В большинстве регионов стоимость вторичного жилья превышает стоимость первичного, за исключением Смоленской, Московской, Костромской областей. По представленным данным можно судить и о том, что Калуга достаточно дорогой город.
Большое влияние на калужский рынок недвижимости оказывает столица. Колебание цен на московское жилье спустя некоторое время ощущается и в Калуге. Во втором квартале 2006 года было повышение цены квадратного метра в Москве – спустя некоторое время такая же тенденция наблюдалась и в Калуге. В начале четвертого квартала 2006 года в столице несколько замедлился рост цен на жилую недвижимость. Но, к сожалению, перспектива того, что эта благоприятная для покупателей московская тенденция эхом отзовется в Калуге — равна нулю. Ведь в столице сегодня строятся намного быстрее и активнее.
В Калуге тоже обещают строить много. На 1 Московском форуме недвижимости Moscow Real Estate Forum был представлен проект строительства «Правгорода» на юго-западе Калуги. Стройка связана с организацией в городе сборочного производства Volkswagen. Однако информация о появлении в городе автомобильного концерна, а также о возможном развитии калужского аэропорта, к которому проявляет интерес московский мэр, пока имеет обратные последствия.
Для того чтобы провести анализ рынка предприятия необходимо произвести анализ поставщиков, посредников, конкурентов и клиентов ООО СМНУ «Калужское». Деятельность предприятия направлена на удовлетворение потребностей потребителей в собственном жилье. Основные потребители данного товара – состоятельные люди, среди которых преобладают бизнесмены, коммерсанты, руководители крупных предприятий. Сфера деятельности предприятия – строительство жилых многоэтажных зданий, офисных и торговых центров из железобетона и кирпича. Также СМНУ «Калужское» осуществляет строительство многоэтажных зданий жилого и общественного назначения из легких оцинкованных профилей по системе САНТИМ.
На таблице 1 представлены данные об объемах используемых материалов и представлен перечень основных поставщиков.
Таблица 1
Объемы используемых материалов и перечень их поставщиков
Из таблицы 1 видно, что СМНУ «Калужское» много поставщиков. В основном поставщики г. Калуга.
Партнерами ООО СМНУ «Калужское» являются поставщики стройматериалов, заводы стройматериалов:
— кирпичный заводы КЗСК и АЗСК,
-Калужский завод ЖБИ,
-Брянский завод ЖБИ,
-металлобазы: ООО «Металлоторг», ООО «ВИЛСИ»,
Рассмотрим конкурирующие компании также работающие на строительном рынке Калужского региона. Среди них ООО «Калугаглавснабстрой», ООО «Саланг», ООО СК «Монолит», ООО «АРСИС», ООО «КЗСМ».
Таблица 2
Конкурентоспособность предприятия
Сравниваемые показатели
ООО СМНУ «Калужское»
ООО СК «Монолит»
ООО «Саланг»
ООО «Калуглавснабстрой»
Цена
+
++
++
++
Себестоимость
++
+++
++
+
Экологичность
++
++
+
+
Продукция ООО СМНУ «Калужское» является конкурентоспособной, т.к. себестоимость выпуска продукции ниже, чем у остальных и цена самая низкая. Также не мало важную роль играет экологически чистые материалы.
Одним из главных конкурентов СМНУ «Калужское» является крупная компания Калугаглавснабстрой.
Управление «Калугаснаб» осуществляло материально-техническое обеспечение промышленных и строительных предприятий Калуги и Калужской области с 1965 года. Поставляет материалы и оборудование для 450 предприятий и организаций Калужской области и получает продукцию технического назначения более чем от 1 тыс. отечественных и зарубежных поставщиков.
С 1992 года зарегистрировано как акционерное общество «Калужская коммерческо-посредническая компания», или OAO «Калугаглавснаб». Конкурентными преимуществами нашей организацией над «Калугаглавснаб» является более низкая цена и себестоимость продукции.
Второй фирмой-конкурентом является ООО «Саланг».
ООО «Саланг» предлагает свои услуги по следующим видам работ:
-капитальный ремонт, перепланировка и внутренняя отделка административных зданий и помещений
-кровельные работы с применением рулонных, полимерных, полимерно-резиновых, эмульсионно-битумных составов, металлических листов, профилированного настила, светопрозрачного фибролита, штучных материалов, устройство мембранной кровли
- ремонт, отделка, восстановление фасадов, малярные, штукатурные работы, герметизация межпанельных швов, вентилируемые навесные фасады, алюминиевые композитные панели, виниловый сайдинг, многокамерные оконно-дверные системы
-ремонт и окраска внутренних помещений цехов и пролетов.
себестоимость ниже.
ООО «АРСИС» — жилые дома в исторических районах города Калуги. В основном строят 2х – 3х этажные дома. Жилье высокого класса. Рассчитано на обеспеченные слои населения. Средняя стоимость жилья более 1500$ за квадратный метр. Ежегодно сдают в эксплуатацию 8 -10 тыс. квадратных метров жилья.
Еще одной фирмой-конкурентом является «КЗСМ» — Калужский завод строительных материалов. ЗАО «Калужский завод строительных материалов» было основано I сентября 2000 года на базе Калужского завода силикатного кирпича. Объем выпускаемой продукции с 2000 по 2003 г.г. вырос па 10 млн.штук и достиг 40 млн.штук силикатного кирпича в год; увеличилось и количество работников с 280 до 360 человек. В начале 2001 года ни заводе был открыт цех по производству известкового и цементного растворов, что позволило изготавливать до 36500 куб.м раствора в год. В 2001 году было закуплено, смонтировано и введено в эксплуатацию три новых пресса для производства как полнотелого, так и пустотелого силикатного кирпича. В 2003 году закуплен, смонтирован и введен в эксплуатацию второй мостовой кран, в результате чего возросли скорость отгрузки кирпича как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Техническое преобразование и организационные нововведения значительно изменили облик и приоритеты предприятия. Достаточно надежная компания. В основном занимается строительством многоэтажных домов на окраинах города. Жилье для средних слоев населения. На сегодня порядок цен 1000-1200 $ за квадратный метр. Ежегодно сдают 5 – 8 тыс. квадратных метров.
И последняя фирмой – конкурент ООО СК «Монолит» — ООО «Строительная корпорация Монолит» — основана в 1997 г.
ООО Строительная корпорация «Монолит» — основная цель деятельности корпорации — строительство жилых и общественных многоэтажных зданий, с полным циклом выполнения строительно-монтажных, отделочных и специальных работ. Общая численность работающих свыше шестисот человек. Предприятие имеет собственную производственную базу с цехами: деревообработки, металлоконструкций, ПВХ окон. Землеройная техника, грузоподъемные механизмы и грузовой транспорт, принадлежащий ООО СК «Монолит», полностью обеспечивают потребности строительных участков в технике и механизмах. В производстве одновременно находятся 6-8 объектов. Ежегодно ООО СК «Монолит» сдает в эксплуатацию 250-300 благоустроенных квартир в центре города, а также 2-3 тыс. метров площадей общественного назначения.
Строительная корпорация «Монолит» за последние годы наращивает объемы строительства. В 2006 году построено 22,0 тыс. м2 жилья. На 2007 год запланировано построить и ввести в эксплуатацию 30-35 тыс. м2 жилых площадей, что составляет 450 благоустроенных квартир.
Весь комплекс строительно-монтажных, отделочных и специальных работ по возводимым объектам, кроме сетей и оборудования газового хозяйства, СК «Монолит» осуществляет самостоятельно, силами своих специалистов, без привлечения субподрядных организаций. Здания вводятся по традиционной технологии из железобетона и кирпича с тщательным соблюдением действующих строительных норм и правил с учетом существующих памятников и сооружений, имеющих историческую и архитектурную ценность. В настоящее время разработаны и утверждены проектные решения с учетом новых технологий по строительству зданий с монолитным каркасом по системе «Аркос».
В областном центре СК «Монолит» в настоящее время является крупнейшим застройщиком продавцом жилых домов. От строительства отдельных зданий ООО СК «Монолит» перешла к квартальной застройке в исторических, центральных районах города.
Преимущества СМНУ «Калужское» над конкурентами:
собственная производственная база (ремонтные мастерские, складские помещения)
собственный парк строительных машин и механизмов (конкуренты берут в аренду)
имеется собственное производство нерудных материалов (щебень)
имеется собственный асфальтный завод
часть работ специализированных выполняются подведомственными организациями (сантехнические, вентиляционные работы, прокладка наружных сетей коммуникаций)
В результате многолетней работы общение с поставщиками приобретает доверительных характер. Также партнерами ООО СМНУ «Калужское» являются проектные институты и архитектурные мастерские. Среди которых: ПИ-8, «Калугагражданпроект», ООО «Архитектурная мастерская». Также ООО СМНУ «Калужское» сотрудничают архитекторы и дизайнеры.
ООО СМНУ «Калужское» имеет постоянных заказчиков. Например: КЗТА постоянно приобретает квартиры для своих сотрудников, также имеется некоторое количество постоянных клиентов, которые инвестируют свои средства, в строительство квартир надежно защищая деньги от инфляции, и в дальнейшем имеют возможность преумножить свои вложения.
продолжение
--PAGE_BREAK--