--PAGE_BREAK--Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: титульный лист; резюме; историю своего бизнеса (если предприятие уже действует); описание продуктов (услуг); описание дел в отрасли, товарные рынки; конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценка риска; план исследований и разработок; оценку и страхование риска; приложения.
Пятый шаг бизнес-планирования предполагаетсбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники — работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.
Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.
Следующий,шестой шаг в бизнес-планировании — это непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап.
Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы.
Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.
Шестой этап, в общем, завершает процесс бизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один,седьмой шаг. Он заключается в том,что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.
Перед тем как передать бизнес-план заинтересованным читателям, необходимо тщательно продумать и составить их список.
1.3 Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим разработана типовая структура бизнес-плана.
Титульный лист и оглавление.
Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте.
Резюме.
Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.
Структура резюме должна состоять из трех частей:
введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;
основное содержание: сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и тд.;
заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
История бизнеса.
Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которых фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.
Описание продуктов/услуг.
И сам предприниматель, и его инвестор должны точно знать, что, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку. То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.
Анализ положения дел в отрасли.
Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям и т.д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.
Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии.
Многие российские предприниматели склонны недооценивать опасности конкуренции, отмечая: «У нас нет конкурентов». Отчасти это верно (в узком смысле слова), поскольку российская, а ранее советская экономика была сверхспециализирована и, как следствие, сверхмонополизирована.
План производства.
Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования.
Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства.
План маркетинга.
Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.
Организационный план.
Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.
Финансовый план.
Как и всякий финансовый план, финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью (суммарные поступления, платежи по направлениям, остаток денежной наличности);
балансовый план на конец первого года в его традиционной форме (активы, пассивы, собственный капитал);
план по источникам (доходы от операций, ссуды, собственные средства, амортизация) и использованию средств (покупка оборудования, строительство, прирост запасов, погашение ссуд, приобретение акций, выплата дивидендов).
План исследований и разработок.
Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.
Глава 2. Анализ бизнес-планирования на ООО «САЛАНГ-Б» 2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «САЛАНГ-Б» Ускорение научно-технического прогресса в народном хозяйстве тесно связано с развитием и дальнейшей индустриализацией строительства. В строительство необходимо постоянно вкладывать капитальные вложения для того, чтобы оно было способно решать сложнейшие задачи по техническому перевооружению всех отраслей народного хозяйства и инфраструктуры.
Строительство — отрасль материального производства, которая осуществляет введение и реконструкцию зданий, сооружений различного назначения, обустройство территории для производства работ. В более широком смысле строительство — процесс создания и материализации прогрессивных идей зодчества, науки и производства.
Продукция строительства ООО «САЛАНГ-Б» — законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания, сооружения и другие объекты.
ООО «САЛАНГ-Б» выполняет строительно-монтажные работы подрядным и хозяйственным способами.
Предприятие оснащено строительными машинами и транспортными средствами, располагает ремонтной базой, другими производственными и вспомогательными подразделениями, обеспечивающими строительное производство.
ООО «САЛАНГ-Б» обладает мощной производственной базой. В составе строительной индустрии совокупность строительных и монтажных организаций, осуществляющих индустриальными методами работы по возведению зданий и сооружений, их реконструкции и расширению, а также монтажу оборудования.
Сведем основные трудовые показатели в таблицу 1.
Таблица 1
Оценка эффективности труда персонала
№
п/п
Показатели
Ед. измерения
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г.
к 2006 г.
2008 г.
к 2007 г.
2007 г.
к 2006 г.
1.
Объем производства
тыс. руб.
40000
42400
51250
128%
121%
106%
2.
Производительность труда
тыс. руб.
285,7
273,5
318,3
111%
116%
96%
3.
Численность работников
чел.
150
163
172
115%
106%
109%
4.
Средняя заработная плата
руб.
2316,6
2780
3600
155%
129%
120%
5.
Фонд заработной платы
руб.
450000
489000
688000
153%
141%
109%
Из таблицы 1 можно видеть, каким образом изменяются основные показатели в ООО «Саланг». В основном, все показатели изменяются в большую сторону, что подтверждает расчет темпа роста показателей.
2.2 Описание оборудования Для всех типовых задач по нанесению пенополиуретановой теплоизоляции, в качестве оборудования выбрана установка “ПЕНА-98 П20УМ" — модель, предназначенная для профессиональных работ. Хотя она и является наиболее дорогой установкой, но имеет ряд преимуществ, которые позволяют уменьшить потери при напылении, эффективно выбирать режим работы для каждого конкретного объекта, добиваясь максимального качества при минимальных затратах времени.
Именно эта модель позволяет одинаково качественно и без потерь выполнять любые работы: напылять на площади от считанных единиц до нескольких тысяч квадратных метров. Установка позволяет уменьшить потери при неблагоприятных внешних факторах: ветер, холодная поверхность, а также снизить потери из-за рикошета.
Помимо выбора модели установки чрезвычайно важно правильно выбрать марку ППУ-системы. При этом следует исходить из необходимой плотности конечного продукта.
Например, если изолируются стены, то достаточно плотности 40-60 кг/м3. Если изолируются кровли, по которым впоследствии предполагается передвижение, то желательно, чтобы плотность была 60-80 кг/м3. Помимо этого, после теплоизоляции, плоскую кровлю можно покрыть гидроизоляционной коркой (слой не более 10мм), плотность которой 120-200 кг/м3. Если производится напыление изнутри на потолочную поверхность, где возможность механического воздействия равна практически нулю, плотность конечного продукта достаточно иметь 40-50 кг/м3. Как показывает практика, получить теплоизоляционный слой методом напыления плотностью менее, чем 40-45 кг/м3 не возможно.
Поставщик сырья при продаже компонентов заявляет кажущуюся плотность пенопласта, который получится при смешении двух жидкостей. Это плотность материала, полученного в идеальных, лабораторных условиях. В реальных же условиях плотность материала получится выше за счет воздействия ряда факторов, описанных ниже.
Например, кажущаяся плотность композиции марки ППУ-17 составляет 35 кг/м3. Это значит, что теоретически из тонны такой системы можно получить 28,5м3 пенополиуретана (1000/35=28,5). Но на практике реальный выход ППУ в кубатуре при напылении будет меньше.
Плотность 35 кг/м3, даже если она не просто заявлена, но и подтверждена экспериментом — это плотность свободного вспенивания, когда на процесс образования пенопласта не влияют внешние факторы.
При напылении всегда имеет место рикошет аэрозоли от изолируемой поверхности, таким образом, часть сырья просто теряется. Также к безвозвратным потерям относится “снос" факела, например, сильным боковым ветром (вообще, если погодные условия негативно влияют на процесс (дождь, снег, ветер), то выполнение работ по изоляции поверхности следует отложить). Если предстоит напылить трубопровод, следует быть готовым к тому, что часть факела будет “уходить” мимо трубы. Однако такие потери можно минимизировать, уменьшим производительность установки.
Как показывает практика, безвозвратные потери составляют от 4% до 10% (в зависимости от мастерства оператора и производительности установки). Таким образом, реально (в худшем случае) на образование материала будет использовано с каждой тонны не 1000 кг сырья, а 900 кг.
Пенополиуретан следует напылять в несколько слоев. Как правило, за один проход наносится теплоизоляция толщиной от 10 до 20 мм. На разных участках поверхности она может оказаться различной. Вторым и последующими слоями (если необходимо) толщина покрытия “выравнивается". Кроме этого многослойное напыление позволяет создать дополнительные гидроизолирующие слои в пенопласте (верхняя пленка, образующаяся на пенопласте при контакте с воздухом, имеет 100% закрытых пор).
Однако именно технология напыления в несколько слоев приводит к фактическому переуплотнению. Когда второй слой ППУ наносится поверх предыдущего, всегда имеет место эффект “уминания" первого слоя. Под воздействием давления воздушно-жидкостной смеси, и давления вспенивающегося второго слоя, уже нанесенная теплоизоляция уминается, ее плотность при этом повышается. Более того, и второй слой вспенивается хуже, так как часть энергии расходуется на сжатие нижнего слоя. Между тем, если нанесение нескольких слоев разнести значительно по времени, это может привести к ухудшению адгезии между пластами. Реальное значение потерь (не образовавшегося объема ППУ) вследствие переуплотнения составляет от 10% до 25%, в зависимости от мастерства оператора, рельефа изолируемой поверхности (впадины, ямы, углы, пазы, перепады плоскостей, изменения углов наклона плоскостей — все это приводит к тому, что вспенивание композиции происходит в различных направлениях под различным давлением), ее температуры (на холодной поверхности коэффициент вспенивания меньше).
2.3 Рынок и конкуренция Характеристика ООО «Саланг-Б» в части участия его на рынке рассмотрена в таблице 2.
Таким образом, по произведенным расчетам средний процент продажи строительных услуг на рынке Дзержинского района составляет 52,5%.
Таблица 2. Характеристика производства и реализации ООО «Саланг-Б» за 2006-2008 гг.
Проанализируем основных конкурентов предприятия.
Сооружение жилых домов в городе в основном ведут местные компании: ЗАО «Жилстрой», ХСТК «Фобос», ДУМП «ФСК». Для них Дзержинский — родной и любимый город, и они застраивают его красивыми, современными, добротными зданиями.
Основное направление деятельности хозрасчетной строительно-технологической фирмы «Фобос» — монолитное домостроение, выполненное по «сотовой» технологии. Это единственная организация в столице и области, которая возводит здания по отечественной технологии, созданной для российских климатических условий. Компания исполняет функции генерального подрядчика, заказчика, проектировщика и, обладая собственной мощной производственной базой, осуществляет все виды работ от закладки фундамента до отделки и продажи квартир в собственных новостройках. Много внимания фирма уделяет благоустройству придомовых территорий: по завершении строительства высаживают кустарники, разбивают цветники и газоны, сооружают детские игровые и спортивные площадки и даже фонтаны. Для обеспечения достойного обслуживания новостроек «Фобос» создает товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они работают в домах № 19 по улице Лесной и № 30 по улице Угрешской, которые неоднократно признавали лучшими в городе. Кстати, здание на Лесной за архитектурную выразительность в 2003 году признали еще и лучшим в области.
продолжение
--PAGE_BREAK--Большую лепту в строительстве нового Дзержинского в свое время внесла компания «Жилстрой», которой в прошедшем году исполнилось 48 лет. Дома, возведенные ею в 2001-2003 годах в четвертом микрорайоне (улицы Лесная и Угрешская), не только украшают город, но и являются своего рода визитной карточкой фирмы.
2.4 План маркетинга Сегментация рынка.
Сегментом рынка для услуг, производимых фирмой «Саланг-Б», с географической точки зрения будет рынок города Кондрово и близко расположенных к нему городов в которых не существует фирм, занимающихся производством аналогичных услуг.
Далее, уже в рамках выделенного сегмента рынка, можно определить покупателей услуг. Это будут:
1. Государственные строительные фирмы, занимающиеся постройкой зданий промышленного назначения, жилых многоэтажных зданий, мостов, эстакад и т.п.;
2. Коммерческие строительные фирмы, занимающиеся аналогичной деятельностью;
3. Люди, ведущие строительство для себя (очень маленький сегмент, как правило, богатые люди, строящие большие дома).
Продвижение и реклама.
Таблица 3. Расходы на рекламу
Услуги необходимо распространять по каналу прямого маркетинга.
2.5 План производства Предприятие выбрало сравнительно правильную политику реализации продукции.
Основными резервами снижения себестоимости продукции является:
увеличение объема производства услуг;
сокращение затрат на их производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материальных ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, потерь и т.д.
На основе данных можно делать прогноз реализации на будущее: спланировать объемы продаж по каждому каналу реализации и в целом.
Но для этого сначала необходимо изучить производственную программу предприятия (табл.4).
Таблица 4. Производственная программа ООО «Саланг-Б» (прогноз на 2009 год)
После анализа производственной программы предприятия можно планировать объемы реализации продукции (табл.5).
Таблица 5
Планируемый объем продаж услуг на 2009 год в ООО «Саланг-Б»
Оценка ежегодного роста цен на продукцию основывается на макроэкономических и отраслевых исследованиях, а также на данных о росте цен в прошлые годы.
Глава 3. Финансово-экономическое обоснование плана Рассчитаем эффективность проекта по закупке данного оборудования.
Эффективность проекта должна оцениваться с различных точек зрения. Основными методами оценки экономической эффективности являются:
метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД);
метод срока окупаемости;
метод индекса доходности и рентабельности проекта;
метод внутренней нормы доходности;
расчет точки безубыточности проекта.
Основные показатели, для определения эффективности инновационного проекта приведены в таблице 5:
Таблица 5. Основные показатели для определения эффективности проекта
Чистый дисконтный доход.
Реализация данного долгосрочного проекта, вносящего коренные изменения в существующую технологию работы, сопряжена с большим риском, поэтому в дальнейших расчетах премию за риск возьмем равную 35%.
Уровень годовой инфляции возьмем равным 11%.
Таблица 6. Классификации нововведений и инновационных процессов по группам риска
Таким образом, значение коэффициента дисконтирования, для расчета экономической эффективности данного проекта:
Таблица 7. Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса
Чтобы определить чистый дисконтный доход данного проекта, на основании данных из таблицы 20, необходимо рассчитать общие текущие затраты по каждому периоду.
Таблица 8. Расчет текущих затрат по периодам, тыс. руб.
Теперь, на основании полученных данных, можно рассчитать затраты (таблица 9), поступления от проекта (таблица 10) и потоки денежных средств (таблица 11) для каждого года реализации данного проекта.
Таблица 9. Затраты на проект, тыс. руб.
Можно видеть величину единовременных затрат, а также величины текущих затрат по периодам. Можно видеть, что затраты увеличиваются.
Таблица 10. Поступления от проекта, тыс. руб.
Поступления начинаются с первого периода и увеличиваются постепенно вплоть до 18568 тыс. долларов, в то же время расходы составили 12672 тыс. долларов. Таким образом, можно видеть, что проект приносит прибыль.
Таблица 11. Потоки денежных средств
Чистый дисконтный доход (ЧДД) рассчитывается, как разность накопленного дисконтированного дохода от реализации проекта и дисконтированных единовременных затрат на внедрение инновации:
(12)
где
дисконтированный доход i-го периода реализации проекта
количество периодов реализации проекта
Дисконтированный доход определенного периода рассчитывается по формуле:
(13)
Где доходы i-го периода реализации проекта, затраты i-го периода реализации проекта, коэффициент дисконтирования
Результаты расчетов ЧДД и ДД для каждого периода реализации проекта приведены в таблице 12:
Таблица 12. Расчет чистого дисконтного дохода
Так как ЧДД за весь период реализации проекта имеет положительное значение, следовательно, данный проект является экономически эффективным.
Срок окупаемости.
Срок окупаемости проекта, представляет собой расчетную дату, начиная с которой чистый дисконтированный доход принимает устойчивое положительное значение.
Математически срок окупаемости находиться при решении экспоненциального уравнения расчета ЧДД с неизвестным периодом реализации (X), при этом значение ЧДД принимается равным 0, т.е. когда дисконтированный доход равен (покрыл) дисконтированные затраты:
(14)
(15)
Однако на практике применяют метод приблизительной оценки срока окупаемости:
(16)
Где последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат принимают отрицательное значение
последнее отрицательное значение ЧДД
первое положительное значение ЧДД
Таким образом:
Таким образом, данный проект окупается на четвертый месяц, после внедрения на предприятии. Это не превышает срок реализации данного проекта, а, следовательно, подтверждает экономическую эффективность данного проекта.
Доходность и рентабельность
Индекс доходности — это отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам:
(17)
где
доходы i-го периода реализации проекта
затраты i-го периода реализации проекта
продолжение
--PAGE_BREAK--