Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Омский государственный аграрный университет
Институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК
Кафедра менеджмента и агробизнеса
Программа «Экономика и управление предприятием АПК»
Разработка маркетинговой стратегии предприятия ОАО «ОПОГАТ-9»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Исполнитель:
Руководитель:
Омск 2009
/>Содержание
Введение
1. Маркетинговая стратегия
1.1 Понятие маркетинговой стратегии, ее разработка
1.2 Виды маркетинговых стратегий
1.3 Подходы к планированию стратегии
2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ОПОГАТ‑9»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Экономическая оценка и анализ деятельности ОАО «ОПОГАТ‑9»
2.3 Результаты финансовой деятельности
2.4 Экономическая оценка использования грузовогоавтотранспорта
2.4.1 Технико-экономические показатели использованияавтопарка
2.4.2 Экономические показателииспользования автотранспорта
3. Разработка маркетинговой стратегии
3.1 Анализ сильных и слабых сторон предприятия ОАО«ОПОГАТ‑9»
3.2 Маркетинговая стратегия предприятия ОАО «ОПОГАТ‑9»
Выводы и предложения
Список используемой литературы
/>/>Введение
По мере становления рыночной экономики совершенствуются отношениямежду всеми отраслями народного хозяйства. Автомобильный транспорт является неотъемлемойсоставной частью транспортной системы страны.
Основная задача транспорта — своевременное, качественное и полноеудовлетворения потребностей населения страны в перевозках, повышение эффективностиего работы.
Повышение эффективности использования автотранспорта возможноза счет разработки маркетинговый стратегий, которые в условиях рынка будут способствоватьразвитию процесса производства, расширению количества и качества оказываемых услуг.
На сегодняшний день на рынке очень много предприятий, занимающихсягрузовыми перевозками. Поэтому разработка и успешная реализация маркетинговой стратегиивсе в большей мере зависит от поведения конкурентов.
Придавая важное значение автомобильному грузовому транспортув данной работе поставлена цель — провести анализ и разработать маркетинговую стратегию,которая позволила бы улучшить использование автотранспорта с целью получения доходов,а также для расширения доли рынка на внутригородском, пригородном и междугороднемсообщениях на примере ОАО «ОПОГАТ-9».
/>/>1. Маркетинговая стратегия/> 1.1 Понятие маркетинговой стратегии, ее разработка
Стратегия маркетинга — это составная часть всего стратегическогоуправления предприятием, это план его деловой активности. Основная задача заключаетсяв поддержании и развитии процесса производства, интеллектуального потенциала сотрудниковфирмы, в повышении качества оказываемых услуг, в освоении новых рынков, увеличенииобъема оказываемых услуг и, в конечном счете, в повышении эффективности деятельности.
Планирование маркетинговой стратегии должно:
· основываться на оценке перспектив в области политики, экономики, технологий.
· опираться на современные методы прогнозирования и анализа, помогающиеотслеживать новые тенденции. В условиях России приходится начинать не с выбора ипостановки целей, а с анализа сильных и слабых сторон в деятельности предприятия.
· выступать исходной функцией управления и важной задачей руководствафирмой, чтобы предоставить в условиях конкуренции ее позицию на будущее и по возможностиее оптимизировать.
Разработка и успешная реализация стратегии все в большей мерезависит от поведения конкурентов. Анализ собственных сильных и слабых сторон, вконечном счете, невозможен без сравнения с конкурентами.
Главная функция анализа конкурентной ситуации в плане выборасостоит в том, чтобы выявить свои решающие преимущества, последовательно использоватьих в рыночной деятельности.
При формировании маркетинговых стратегий целесообразно исходитьиз оценки основных рыночно-экономических факторов и анализа существующего потенциаластратегического успеха.
Наиважнейшим принципом любой маркетинговой стратегии являетсядвижение в направлении от покупателя к фирме, а не наоборот.
При разработке маркетинговых стратегий предприятие должно принятьрешение: сосредоточить ли ему усилия на сравнительно небольшом круге сегментов,с тем, чтобы завоевать ее сильные позиции, или осваивать одновременно ряд рынков.Ориентация сразу на несколько рынков, как правило, ведет к ослаблению позиций.
Для выбора правильной стратегии необходимы соответствующие критерии.При этом учитываются следующие факторы:
· рост компании. Она должна сделать выбор в пользу стратегии концентрации,чтобы предотвратить распыление собственных средств и сосредоточить усилия на техрынках, где деловой успех может быть достигнут сравнительно быстро.
· стабильность рынка. Здесь можно рекомендовать стратегию последовательногоосвоения рынков нескольких регионов для снижения степени риска.
· однородность рынка. На подобных рынках фирме обеспечена возможностьдля стандартизованной политике продаж и для получения прибыли.
· интенсивность конкуренции. Сильное давление на цены за услуги требуетот фирмы постоянного ограничения издержек, что достижимо путем концентрации на главныхрынках.
В целях разработки качественной стратегии необходимы налаженныйсбор информации о рынке, его исследования, разработка и предложение товаров и услуг,а организация их сбыта.
/>/>1.2 Виды маркетинговых стратегий
В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можновыделить несколько видов рыночных стратегий, применяемых в деятельности производственныхотделений:
· стратегия завоевания или расширение доли рынка;
· стратегия инновации;
· стратегия дифференциации продукции;
· стратегия снижения издержек производства;
· стратегия выжидания;
· стратегия индивидуализации потребностей.
Стратегия завоевания доли рынка до определенных показателей:предполагает достижение за счет этого намеченных показателей нормы и массы прибыли,при которых обеспечивается рентабельность и эффективность производства. Завоеваниедоли рынка осуществляется путем выпуска и внедрения на рынок новых видов услуг,формирование новых потребностей у потребителей, проникновения в новые сферы примененияпродукции.
Стратегия инновации, предполагает создание изделий, не имеющихна рынке аналогов по своему назначению. К таким изделиям относятся, прежде всего,принципиально новые виды услуг, ориентированные на ранее неизвестные потребности.
Стратегия дифференциации, предполагает модификацию и усовершенствованиетрадиционных изделий, выпускаемых фирмой за счет реализации в продукции, услугахновых технических принципов.
Стратегия снижения издержек производства, направлена на повышениеконкурентоспособности изделия, ценовое соперничество, предполагающее внесение такихновшеств, которые обеспечат оказание услуг по повышенным ценам.
Ради увеличения контролируемой доли рынка фирмы идут на значительныепервоначальные капиталовложения в передовую технологию и оборудование.
Стратегия выжидания используется когда тенденции коньюктуры ипотребительского спроса не определены.
Стратегия индивидуализации потребностей, особо широко применяетсяпроизводителями оборудования производственного назначения, ориентированного на индивидуальныезаказы клиентов, а также на разработанные ими проекты или спецификации.
/> 1.3 Подходы к планированию стратегии
В рамках изложенных далее подходов организация оценивает и используетвсе свои возможности, товары и направления деятельности. На основе этих оценок распределяютсяусилия и ресурсы компании, а также разрабатываются соответствующие стратегии маркетинга.
I Подход: Матрица возможностей по товарам (рынкам)
Матрица возможностей по товарам (рынкам) предусматривает использованиечетырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения и (или) увеличения сбыта:
· проникновение на рынок,
· развитие рынка,
· разработка товара,
· диверсификация.
Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможностикомпании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться.
Рисунок 1 — Матрица возможностей по товарам (рынкам). РЫНОК старый новый Товар старый проникновение на рынок развитие рынка новый разработка товара диверсификация
Стратегия проникновения на рынок эффективна для самостоятельныххозяйственных подразделений, когда рынок растет или еще не насыщен. Фирма стремитсярасширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификациитовародвижения, наступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Этоувеличивает сбыт: привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данной фирмы,а также клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных потребителей.
Стратегия развития рынка эффективна, если местная фирма стремитсярасширить свой рынок; в результате изменения стиля жизни, демографических факторов,возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции выявляются новыеобласти применения. Фирма стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынкахили побудить потребителей по-новому использовать имеющуюся продукцию. Она можетпроникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спросна которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары; использоватьновые методы распределения и сбыта; сделать более активным продвижение.
Стратегия разработки товара. Эффективна, когда стратегическоехозяйственное подразделение имеет ряд успешных торговых марок и пользуется довериемпотребителей. Фирма разрабатывает новые или модифицированные товары для существующихрынков. Она делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие инновации,тесно связанные с уже внедренными товарам, и реализует их потребителям, лояльнонастроенным по отношению к данной компании и ее торговым маркам. Используются традиционныеметоды сбыта; продвижение делает упор на то, что новые товары выпускаются хорошоизвестной фирмой.
Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организацияне стала чересчур зависимой от одного СХП или одной ассортиментной группы. Фирманачинает выпуск новых товаров, ориентированных на новые рынки. Эти товары могутбыть новыми для отрасли или только для компании. Цели распределения сбыта и проведенияотличаются от традиционных для фирмы.
II Подход: матрица «Бостон консалтинг груп» (БКГ)
Матрица БКГ позволяет компанииклассифицировать каждое из своих СХП по его доле на рынке относительно основныхконкурентов и темпам годового роста в отрасли. И используя матрицу, фирма можетопределить:
· какое из ее СХП играет ведущую роль по сравнению с конкурентами;
· какова динамика ее рынков (развиваются они, стабилизируются или сокращаются).
В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля СХПна рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии отмасштабов производства (большие фирмы могут механизировать и автоматизировать производствои распределение), накопления опыта (по мере повторения проектов и операций на каждыйиз них требуется меньше времени) и улучшения позиции при заключении сделок.
Матрица выделяет четыре типа СХП и предполагает стратегии длякаждого из них:
Ø «Звезды»;
Ø «Дойныекоровы»,
Ø «Трудныедети» («вопросительные знаки»);
Ø «Собаки»
Рисунок 2 — Матрица «Бостон консалтинг груп» (БКГ)ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ НА РЫНКЕ ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ Темпы роста отрасли высокие Обозначение СХП Маркетинговая стратегия Обозначение СХП Маркетинговая стратегия «Звезда» использование прибыли для помощи растущим СХП, поддержания существующего положения «Трудный ребенок» интенсификация маркетинговых усилий или уход с рынка низкие Обозначение СХП Маркетинговая стратегия Обозначение СХП Маркетинговая стратегия интенсификация маркетинговых усилий для поддержания или увеличения доли на рынке «Собака» уменьшение усилий или продажа
Относительная доля на рынке представляет собой долю на рынке стратегическогохозяйственного подразделения в сравнении с ведущими конкурентами в отрасли.
Темпы роста в отрасли представляют собой ежегодный рост всеханалогичных компаний на данном рынке.
«Звезда» занимает лидирующее положение (высокая доляна рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост). Основная цель поддержать отличительноепреимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. «Звезда» дает значительныеприбыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегосярост. Долю на рынке можно поддерживать или увеличивать через снижение цены, большойобъем рекламы, изменение продукции и (или) более обширное распределение. По меретого, как развитие отрасли замедляется, «Звезда» превращается в«Дойную корову»
«Дойная корова» занимает лидирующее положение (большаядоля на рынке) в относительно зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост).Это СХП обычно имеет преданных приверженцев из числа потребителей, и конкурентамсложно их привлечь. Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затратна маркетинг и разработки «дойная корова» дает боль-
«Трудный ребенок», или «Вопросительный знак»,незначительно воздействует на рынок (маленькая доля на рынке) в развивающейся отрасли(быстрый рост). Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимуществанеясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержанияили увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства.Компания должна решить, следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искатьновые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка. Выборстратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное СХП может успешно конкурироватьпри соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка.
«Собака»-это СХП с ограниченным объемом сбыта (маленькаядоля на рынке) в зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост). Несмотря надостаточно длительное присутствие на рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточноеколичество потребителей, и оно существенно отстает от конкурентов по сбыту, образу,структуре издержек и т.д. Для него характерны чрезмерные издержки и незначительныевозможности роста. Компания, имеющая такое СХП, может попытаться выйти на специализированныйрынок; извлечь прибыль посредством сведения до минимума обеспечивающего обслуживанияили уйти с рынка.
Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль (PIMS).Программа предполагает сбор данных от ряда корпораций для того, чтобы установитьвзаимосвязь между различными экономическими параметрами и двумя характеристикамифункционирования организации: доходом от инвестиций и движением наличных средств.Информация собирается СХП и агрегируется по отраслям. Анализируя общие данные поотрасли, организация может определить воздействие различных маркетинговых стратегийна функционирование.
Стратегическая модель Портера.
Общая стратегическая модельПортера рассматривает две основные концепции планирования маркетинга и альтернативыкаждой из них: выбор целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов)и стратегическое преимущество (уникальность или цена)
Объединяя эти две концепции, модель Портера идентифицирует следующиебазовые стратегии:
Ø преимуществопо издержкам;
Ø дифференциация;
Ø концентрация.
Стратегия преимущества поиздержкам ориентирует фирму на широкий рынок и производство товаров в большом количестве.При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагатьнизкие цены. Это позволяет иметь большую долю прибыли по сравнению с конкурентами,лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихсяна уровень цен.
Стратегия дифференциациинацеливает фирму на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается каквыделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который, темне менее, рассматривается потребителем как уникальный в силу его дизайна, характеристик,доступности, надежности и т.д. В результате цена не играет столь важной роли, ипотребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке.
Стратегия концентрации.Компания выделяет специфически низкими ценами или уникальным предложением сегментрынка. Она может контролировать издержки посредством концентрации усилий на несколькихключевых товарах, предназначенных для специфических потребителей; создания особойрепутации при обслуживании рынка, который может быть неудовлетворен конкурентами./> />
Согласно модели Портера, зависимость между долей на рынке и прибыльностью можетбыть представлена U-образной формой.
Рисунок 3 — Связь доли нарынке и дохода от инвестиций в общей стратегической модели Портера.
Фирма с небольшой долей рынка может преуспеть посредством разработкичетко сконцентрированной стратегии. Компания, имеющая большую долю рынка, можетпреуспеть в результате преимущества по общим издержкам или дифференцированной стратегии.Однако компания может задержаться в середине, если она не располагает эффективнойи уникальной продукцией или преимуществом по общим издержкам. В отличие от матрицы«Бостон консалтинг груп» и программы PIMS, согласно модели Портера, небольшаяфирма может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной«нище», даже если ее общая доля на рынке будет незначительной. Фирме необязательно быть большой, чтобы иметь хорошие показатели.
/>/>2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ОПОГАТ‑9»/> 2.1 Краткая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество«ОПОГАТ‑9» образовано путем приватизации в 1993 году.
ОАО «ОПОГАТ‑9»расположено в городе Омске по адресу улица 10 лет Октября‑209.
Основным видом деятельности согласно устава общества, являетсятранспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций и населения.
Список автомобилей, прицепов и полуприцепов по маркам и годамвыпуска на 1.01.2009 г. приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Списокавтомобилей по маркам и годам выпуска по ОАО «ОПОГАТ‑9» на 1.01.2009г.Список автомобилей Марка а/м Кузов 75 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 Всего ГАЗ-52 фургон 3 1 5 4 1 14 ГАЗ-52 бортовой 1 1 ГАЗ-53 фургон 3 5 3 2 1 14 ГАЗ-53 пивовоз 1 2 1 4 ЗИЛ ММ34502 с/с 1 1 ЗИЛ МТО АТ 1 1 ЗИЛ-130 портал 1 1 ЗИЛ-130 фургон 1 1 2 3 6 6 1 20 ЗИЛ-130 тягач 1 1 1 3 ЗИЛ-130 бортовой 1 1 КАМАЗ-5320 фургон 1 1 КАМАЗ-5410 тягач 2 1 1 2 1 1 2 10 МАЗ-54331 тягач 1 1 КАМАЗ-5511 с/с 5 2 1 1 1 10 ШКОДА-110421 тягач 1 2 8 11 ПАЗ-672 М автобус 1 1 КАВЗ-3270 автобус 1 1 Список прицепов и полуприцепов Марка а/м Кузов 75 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 Всего А-349 c/с 1 1 СА-467 бортовой 1 1 ОДАЗ-93571 бортовой 1 1 ОДАЗ-9370 бортовой 1 1 ЦППЗ-12-885 газовоз 1 1 2 Щ4ВЦП-12 пивовоз 1 2 3 Н13Х114 рефрижерат 1 2 6 8 4 1 22 ОДАЗ-9772 рефрижерат 1 1
Как видно из таблицы 2.1, самые новые автомобили имеют срок эксплуатации9 лет, а самым старым 19 лет, что говорит о том, что за последние девять лет ОАО«ОПОГАТ‑9» не приобрело ни одной новой машины.
ОАО «ОПОГАТ‑9» осуществляет перевозку грузовпо двум видам сообщения это внутригородское и пригородное, междугороднее.
Внутри города и в пригороднойзоне автомобили обслуживают сеть магазинов корпорации «ОША», ПК«Заря», ОАО «Омскэнерго» филиал ТЭЦ‑5. Кроме предприятий,ОАО «ОПОГАТ‑9» обслуживает индивидуальных предпринимателей. Предприятиеосуществляет доставку пищевых продуктов, материалов для дорожных работ, выполняетуслуги по транспортировке мебели, в зимнее время занимается работами, связаннымис уборкой снега и его вывозом.
Междугородние перевозки осуществляются почти во всех направленияхРФ. Западное направление — города: Санкт-Петербург, Москва, Саратов; северное направление:Мурманск, Тюмень, Надым, Ханты-Мансийск, Сургут; восточное направление: Чита, Братск,Иркутск. Междугородние перевозки осуществляют автомобили КамАЗ, Маз, Шкода.
Основными конкурентами повнутригородским перевозкам является «ОПОГАТ‑5», которое в наши днисмогло удержать клиентуру в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. Онообслуживает хлебозаводы, пивзавод, мясокомбинат. Но по междугородним перевозкамданное предприятие не работает, так как нет соответствующих автомобилей./> 2.2 Экономическая оценка и анализ деятельности ОАО«ОПОГАТ‑9»
Автомобильный транспорт в народном хозяйстве — основное средствоперевозки грузов. На его содержание и эксплуатацию предприятие затрачивает большиесредства. Важное значение в организации производства имеет наличие в хозяйстве иструктура основных фондов.
Таблица 2.2 — Состав и структураосновных фондов ОАО «ОПОГАТ‑9».Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г стоимость, тыс.руб к итогу % стоимость, тыс.руб к итогу % стоимость, тыс.руб к итогу % Здания 26239 65,8 26239 66,8 22250 65,8 85 Сооружения 194 0,5 194 0,5 194 0,5 100 Машины и оборудованиие 2531 6,4 2531 6,4 2301 6,8 91 Транспортные средства 10655 26,7 10091 25,8 8928 26,4 84 Хозяйственный инвентарь 233 0,6 187 0,5 150 0,4 64 Итого 39852 100 39242 100 33823 100 84
Состав основных фондов зависит от производственного направленияпредприятия. Естественно, что автотранспортные предприятия имеют большой удельныйвес транспортных средств, а если на данном предприятии находятся ремонтные мастерские,то значительный объем занимают машины и оборудование.
Из таблицы 2.2 видно, что наибольший удельный вес в структурепроизводственных основных фондов занимают здания в 2009 году — 65,8%, транспортныесредства — 26,4%. Это и говорит о специализации данного предприятия.
За период 2007-2009 гг., произошло снижение стоимости зданийна 15%, транспортных средств на 16%, хозяйственного инвентаря на 36% по причинеизноса.
В общем стоимость основных средств за период 2007-2009 гг. сократиласьна 15%.
Для более глубокого анализахозяйственной деятельности ОАО «ОПОГАТ‑9» используем таблицу А.
Анализируя таблицу А, видим, что в одновременным увеличениемстоимости валовой продукции за 2007-2009 гг. на 50%, увеличивается среднегодоваясебестоимость продукции на 57%. Средняя сложившаяся цена реализации продукции (работ,услуг) в 2009 году уменьшилась на 80%.
Уменьшение стоимости машин и оборудования в 2009 г. по сравнениюс 2007 годом на 60%, это объясняется тем, что оборудование изнашивается, а обновленияне происходит.
Затраты на 1 рубль товарной продукции (выручки от реализации),характеризуют уровень себестоимости в цене товарной продукции и раскрывает взаимосвязьсебестоимости продукции и прибыли.
Затраты на 1 рубль товарной (реализованной) продукции рассчитываютпо формуле:
/>
Где Зт — затраты на один рубль товарной продукции(полученной выручки), руб;
С — полная себестоимость товарной (реализованной) продукции,руб;
ТП — товарная продукция (выручка от реализации продукции), руб.
Из таблицы А видно, что затраты на 1 рубль товарной продукцииза 2007-2009гг. выросли на 4%. Известно, чем больше затрат приходится на 1 рубльтоварной (реализованной) продукции, тем выше уровень себестоимости продукции, такимобразом речь идет о окупаемости, а не о рентабельности.
Величина затрат на 1 рубль товарной продукции зависит от трехосновных факторов:
1. структуры товарной продукции;
2. уровня ее себестоимости;
3. цен реализации продукции (работ, услуг).
Для успешного выполнения производственной программы необходимывысококвалифицированные работники. Это один из важнейших факторов повышения эффективностипроизводства. Большие потенциальные возможности заложены в трудовых ресурсах. Численностьработников в ОАО «ОПОГАТ‑9» в 2001 году составила 131 человек, изних 75 водителей. Общая численность ежегодно уменьшается. Это видно из таблицы 2.3.
Таблица 2.3 — Численность работников ОАО «ОПОГАТ‑9»,чел.Категории работников 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г Общее количество работников 152 139 131 86 В том числе водители 77 75 75 97 ИТР и служащие 14 11 11 78 МОП 61 53 45 74
Общее количество за последние три года сократилось на 14%, МОПна 16 человек, это связано с уменьшением объема работы по обслуживанию автопаркаи самого предприятия в целом.
На сегодняшний день в ОАО «ОПОГАТ‑9» имеется95 автомобилей в т.ч.2 автобуса. Общая грузоподъемность автомобилей составляет 634тонны. Автопарк имеет различные типы и модели автомобилей.
Для анализа состава и структуры автопарка составим таблицу 2.4.
Таблица 2.4 — Состав и структура грузового автопарка.Конструкция кузова 2007 г 2008 г 2009 г кол-во, шт % кол-во, шт % кол-во, шт % Бортовые 3 2,4 3 2,8 2 2,2 Самосвалы 11 8,8 11 10,4 9 9,7 Фургоны 75 60 57 54,2 49 52,7 Рефрижераторы 30 24 28 26,7 28 30 Автоцистерны 6 4,8 6 5,9 5 5,4 Всего грузовых автомобилей 125 100 105 100 93 100
Из таблицы 2.4 видно, что большой удельный вес в автопарке занимаютфургоны, на втором месте стоят рефрижераторы. За период 2007-2009 гг. число грузовыхавтомобилей снизилось со 125 автомобилей до 93. Снижение автопарка на 32 автомобиляобусловлено тем, что предприятие находится в тяжелом положении, так в 2009 годуиз 93автомобилей в линию выходило 20 машин в день. Остальные машины находились впростое, т.к. не было работы. Из-за простоя большого количества грузовых фургонов,руководством ОАО «ОПОГАТ‑9» было принято решение о распродаже этихмашин.
Давая характеристику деятельности ОАО «ОПОГАТ‑9»по грузовым перевозкам, проанализируем результаты внутригородских и междугороднихперевозок.
Таблица 2.5 — Результаты грузовых перевозок.Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г Внутригородские перевозки Доходы, тыс. руб 3314,2 6478,2 5758 174 Расходы, тыс. руб 2841 4285,9 Перевезено грузов, тыс. т 100,4 89,2 72 72 Грузооборот, тыс. т. -км 1463,1 1101,8 860,3 59 Междугородние перевозки Доходы, тыс. руб 1240,1 1533,3 1748 140 Расходы, тыс. руб 1965 2037 Перевезено грузов, тыс. т 7,6 8,0 5,14 67 Грузооборот, тыс. т. -км 11932,5 12659,7 9505 80
Анализируя таблицу 2.5, видим, что при внутригородских перевозкахдоходы возросли на 74% и составили в 2009 году 5758 тыс. рублей, однако, снизилсягрузооборот почти в 2 раза и составил 41% к 1999 году.
При междугороднем сообщении грузооборот уменьшился на 20% и составил9505 тыс. т. -км. Доходы от данного вида перевозок увеличились на 40%.
Сравнивая эти два вида перевозок, необходимо заметить, что привнутригородских перевозках доходы выше, чем при междугородних.
Увеличение доходов от грузовых перевозок произошло за счет увеличенияцен за автоуслуги, из таблицы А видно, что цена увеличилась в 2009 году по сравнениюс 2007 годом в 1.5 раза./> 2.3 Результаты финансовой деятельности
Таблица2.6 — Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «ОПОГАТ‑9».Наименование показателей
2007 г
тыс. руб.
2008 г
тыс. руб.
2009 г
тыс. руб. 2009 г в % к 2007 г Выручка от реализации работ и услуг 4302,6 7444,9 7496,7 174 Себестоимость работ, услуг 4941,7 7481,3 8072,6 163 Прибыль (убыток) от продаж -639,1 -36,2 -575,9 Прочие операционные доходы 1550,7 1150 5750,2 370 Прочие операционные расходы 1156,3 1468,7 5848,6 505 Прибыль (убыток) от обычной деятельности -660,3 -355,4 -1095,6 Чистая прибыль (убыток) -660,3 -355,36 -1095,6 Окупаемость 0,87 0,99 0,93 107
Как видно из таблицы 2.6, рост выручки от реализации работ иуслуг в 2009 году по сравнению с 2007 годом составил 74%, в то же время выросласебестоимость на 63%, это связано с ростом зарплаты, а следовательно и отчисленийк ней, увеличением расходов на ремонт и авторезину.
Убытки по основной деятельности составили 575,9 тысяч рублей.Предприятие получило в 2009 году 5750,2 тысяч рублей операционных доходов, что вышена 270% по сравнению с 2007 годом и 5848,6 тысяч рублей операционных расходов. Сюдавошли доходы и расходы от реализации основных средств и прочего имущества и списанияосновных средств./> 2.4 Экономическая оценка использования грузового автотранспорта
Современное состояние автотранспорта рассматривается с позицииосновных показателей его использования. Все показатели при анализе работы грузовогоавтотранспорта подразделяют на две группы:
I группа — технико-экономические показатели, которые характеризуютстепень загруженности машин в процессе работы.
II группа — экономические показатели или результативные, которыехарактеризуют эффективность работы автомобилей.
К первой группе показателей относятся:
· число дней работы автомобилей за год;
· среднесуточный пробег, км;
· коэффициент использования пробега;
· среднее расстояние перевозок груза;
· коэффициент использования парка;
· фактическая грузоподъемность среднесписочного автомобиля, тонн;
· коэффициент использования грузоподъемности;
Вторая группа показателей состоит из:
· производительности автомобилей в тоннах, в тонно-километрах, в расчетена тонну грузоподъемности среднесписочного автомобиля;
· выработка в тонно-километрах в расчете на 1 км общего пробега;
· себестоимость грузоперевозок./> 2.4.1 Технико-экономические показатели использованияавтопарка
Коэффициент использования парка — важнейший показатель, он отражаетстепень использования машин за определенный период (месяц, год). Он рассчитываетсякак отношение числа автомобиле-дней в работе (АДраб) к числу автомобиле-дней пребыванияподвижного состава в хозяйстве (АДхоз)
/>
Расчет коэффициент использования парка показан в таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Расчет коэффициентаиспользования апрка.Показатели 2007 2008 г 2009 г Автомобиле-дни в работе, тыс. дн 11,06 10,8 7,3 Автомобиле-дни в хозяйстве, тыс. дн 16,2 24,7 27,2 Коэффициент использования пакра 0,68 0,44 0,27
Из таблицы 2.7 видно, что Кип ежегодно колеблетсяи он низкий, что говорит о низкой эффективности использования парка.
Показатель среднесуточного пробега автомобилей характеризуетсяинтенсивностью работы машин на линии. Величина его показывает пройденное автомобилемрасстояние в километрах за отработанный машино-день и зависит от технической эксплуатационнойскорости, времени нахождения в наряде, расстояния перевозки грузов и условий механизациипогрузочно-разгрузочных работ. Чтобы исчислить среднесуточный пробег автомобилей(Псс) нужно разделить общий пробег на число дней работы автомобилей.
/>
Таблица 2.8 — Расчет среднесуточногопробега автомобилей.Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г Общий пробег, тыс. км 2329,2 2321,6 2077,9 89 Авто-дни работы, тыс км 11,06 10,8 7,2 65 Среднесуточный пробег, км 210 215 289 137
Данные таблицы 2.8 показывают,что среднесуточный пробег автомобилей за период 2007-2009 гг. увеличился на 37%и составил 289 км, а общий пробег уменьшился на 251 тыс. км. Это объясняется сокращениемчисла автомобилей.
Эффективность работы автопаркахарактеризуется, прежде всего, количеством перевезенного груза и объемом выполненныхтранспортных работ. Эти показатели в значительной мере зависят от степени использованияпробега машин, и характеризуется коэффициентом использования пробега (Кип).
Кип рассчитываетсяотношение пройденного расстояния с грузом Кгр к общему пробегу автомобилейКобщ.
/>
Величина его всегда меньшеединицы.
Таблица 2.9 — Расчет коэффициентаиспользования пробега.Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г Общий пробег, тыс. км 2329,2 2321,6 2077,9 89 Пробег с грузом, тыс. км 1065,2 1486,3 1155,5 108 Коэффициент использования пробега 0,45 0,64 0,56 124
За период 2007-2009гг. изтаблицы 2.9 видно, что Кипр увеличился на 24% и в 2009году составил 0,56,так же увеличился пробег с грузом на 8% и составил 1155,5 тыс. км.
Показатель среднего расстоянияперевозки показывает среднюю дальность перевозки 1 тонны груза. Величина среднегорасстояния перевозок зависит от размещения пунктов погрузки и выгрузки, структурыгрузопотоков и грузооборота, а также от коэффициента использования грузоподъемностии типа подвижного состава, следовательно, среднее расстояние перевозок — это показатель,учитывающий не только пробег, но и количество перевезенного груза, т.е. степеньиспользования грузоподъемности. Определяется он отношением количества выполненнойтранспортной работы (/>) к числу фактическиперевезенных тонн груза (Нг):
/>
В практике показатель среднегорасстояния и средней езды часто считают одинаковыми.
Таблица 2.10 — Расчет среднегорасстояние перевозки грузов.Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г Грузооборот, тыс. т-км 13395,6 13761,5 10365,2 77 Перевезено грузов, тыс. т 108 97,2 77,3 72 Среднее расстояние перевозки, км 124 141,5 134 108
Из таблицы 2.10 видно, чтоза анализируемый период среднее расстояние перевозки увеличилось на 10 км, этими объясняется увеличение расстояния пробега с грузом. В следствие уменьшения числаавтомобилей, произошло уменьшение грузооборота на 23%.
Уровень загруженности показываетколичество груза в тоннах, который перевозят автомобилями за определенный период.Загруженность среднесписочного автомобиля, т.е. фактическая его грузоподъемностьопределяется в средних величинах за анализируемый период отношение фактически выполненнойработы (Рфак) к пробегу автомобиля с грузом (Кгр):
/>
Таблица 2.11 — Расчет коэффициентаиспользования грузоподъемности.Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г Грузоподъемность факт, т 1597 990,7 852 53 Грузоподъемность номин, т 847 714 634 75 коэффициент использования грузоподъемности 1,88 1,16 1,34 71
Анализируя данные таблицы2.11, видим, что коэффициент использования грузоподъемности в 2009году по сравнениюс 2007 годом снизился и составил 1,34./> 2.4.2 Экономические показатели использования автотранспорта
Производительность парка характеризуется объемом перевозимогогруза в тоннах и количество транспортной работы в тонно-километрах, приходящихсяна одну среднесписочную автомашину.
Показатели производительности определяются делением общего количествафактически перевезенного груза (Нт) в тоннах и выполненной работы в тонно-километрах(Рфак) на номинальную грузоподъемность
/>
Где Пт — производительность автомобиля в тоннах;
Пт.км — производительность автомобиля в тонно-километрах.
Важным показателем производительности автомобилей является выработкав тонно-километрах в расчете на 1 км общего пробега автомобилей (Вт.км).Этот показатель определяют по формуле:
/>
Где Рфак — грузооборот, тыс. т-км.;
Тобщ — общий пробег автомобилей, тыс. км.
Таблица 2.12 — Расчет выработкив т-км на 1 км общего пробега.Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г в % к 2007 г Грузооборот, тыс. т-км 13395,6 13761,5 10365,2 77 Общий пробег автомобилей, тыс. км 2329,2 2321,6 2077,9 89 Выполнено т-км на 1 км пробега 5,75 5,92 4,98 86
Из таблицы 2.12 видно, что за период 2007-2009 гг. выработкана 1 км пробега снизилась на 14% и в 2009 году составила 4,98 т-км на 1 км пробега.Причина этому снижение грузооборота, а так же общего пробега автомобилей.
Для определения уровня работы парка в целом целесообразно рассчитыватьобщий коэффициент использования автомобилей. Данный коэффициент определяется поформуле
/>
Где Кип — коэффициент использования парка;
Кипр — коэффициент использования пробега;
Кигр — коэффициент использования грузоподъемности.
Расчет данного коэффициента помогает более объективно отразитьвлияние степени использования автомобилей на их производительность и себестоимостьперевозок.
Таблица2.13 — Расчет общего коэффициента использования автомобилей.Показатели 2007 г 2008 г 2009 г 2009г в % к 2007 г коэффициент использования парка 0,68 0,44 0,27 40 коэффициент использования пробега 0,45 0,64 0,56 124 коэффициент использования грузоподъемности 1,88 1,16 1,34 71 Общий коэффициент использования автомобилей 0,57 0,32 0,2 35
Анализируя таблицу 2.13, видим, что общий коэффициент использованияавтомобилей в 2009 году понизился на 65% и составил 0,2. Это говорит о том, чтопарк используется не эффективно, что отражается на себестоимости перевозок.
Оценка работы автопарка производится через себестоимость единицвыполненной работы одного т-км и перевозки 1 тонны груза.
Расчет производят делением общей суммы денежно-материальных затрат(Зобщ), включая оплату труда с начислениями, на объем выполненной работыв т-км и количество тонн перевезенного груза. Необходимо отметить, что в автопаркеимеются резервы. Такими резервами являются:
· повышение коэффициента использования парка и коэффициента использованияпробега;
· повышение этих показателей в свою очередь повысит производительностьавтопарка и снизит себестоимость грузоперевозок.
Рассмотрим структуру себестоимости грузоперевозок по таблицеБ.
Анализируя величину затрат по грузоперевозкам можно отметить,что по автопарку наблюдается высокая себестоимость 1 тонно-километра.
Из таблицы Б видно, что за период 2007-2009 гг. произошло увеличениезатрат на ГСМ на 78%, это говорит о повышении цен на топливо, увеличились затратына ремонт и ТО подвижного состава и в 2009 году выросли на 118%, причина этому старениеавтомобилей и увеличение цен на запасные части.
Накладные расходы повысились на 99%, это связано с увеличениевеличины налогов, а особенно налога на имущество.
Все это в той или иной степени оказывает влияние на увеличениесебестоимости 1 т-км.
/>/>3. Разработка маркетинговой стратегии/> 3.1 Анализ сильных и слабых сторон предприятия ОАО«ОПОГАТ‑9»
На сегодняшний день грузовое автотранспортное предприятие ОАО«ОПОГАТ‑9» занимается оказанием автоуслуг: перевозкой грузов намежгороде и по городу.
Доходы, получаемые при перевозке грузов по городу, значительновыше доходов, получаемых от междугородних перевозок. Причин этому несколько.
Во-первых, те автомобили, которые работают по внутригородскомусообщению, а это ГАЗ, ЗИЛ, работают на газе, тем самым расходы на топливо сведеныдо минимума. Автомобили, работающие на междугородних перевозках, работают на бензине,дизельном топливе.
Во-вторых, автомобили, работающие в городской черте, работаютна небольших расстояниях, вследствие этого объем перевезенных грузов значительновыше, чем при междугороднем сообщении.
В-третьих, при обслуживании автомобилей марки ГАЗ и ЗИЛ, затрачиваетсяменьше денежных средств. Если сравнивать ЗИЛ и КамАЗ, то цены на запасные части,авторезину на автомобиль ЗИЛ значительно ниже, чем на КамАЗ, таким образом, ТО иремонт обходятся дешевле.
Говоря о внутригородских перевозках, необходимо заметить, чтоу ОАО «ОПОГАТ‑9» при данном виде перевозок есть конкуренты, помимомногочисленных индивидуальных предпринимателей, работающих на автомобилях ГАЗель,существуют такие предприятия, как «ОПОГАТ‑5», фирма «Апрес»бывшая автоколонна «1961».
Но все же основным серьезным конкурентом у ОАО «ОПОГАТ‑9»остается «ОПОГАТ‑5». Данное предприятие занимается перевозкой грузовпо внутригородскому и пригородному сообщению. В этих тяжелых экономических условияхоно смогло удержать клиентуру в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.На сегодняшний день «ОПОГАТ‑5» обслуживает хлебозаводы, пивзавод,мясокомбинат. В отличие от ОАО «ОПОГАТ‑9», руководство «ОПОГАТ‑5»смогло удержать связь с данными предприятиями.
Помимо «ОПОГАТ‑5», конкурентом является фирма«Апрес», которая так же оказывает автоуслуги по перевозке грузов в чертегорода, на межгороде данная фирма не работает.
Конкурентов-предприятийу ОАО «ОПОГАТ‑9» на междугородних перевозках нет. Что у «ОПОГАТ‑5»,что у фирмы «Апрес» автомобили для данного вида сообщения отсутствуют.Поэтому перевозка грузов на межгороде является весьма перспективной. Конечно, существуетмножество частных лиц, имеющих в собственности грузовые автомобили, занимающиесяперевозками грузов по междугороднему сообщению, но это не серьезный конкурент дляОАО «ОПОГАТ‑9», так как для осуществления перевозок на данном предприятиисозданы все условия для обслуживания и ремонта подвижного состава. Это ЦРМ с солиднымоборудование и квалифицированными работниками. Известно, что для обеспечения исправногосостояния автопарка, необходима хорошая ремонтная база, именно эта база существуетна предприятии ОАО «ОПОГАТ‑9».
Анализ собственных сильных и слабых сторон, а так же основныхконкурентов состоит в том, чтобы выявить свои решающие преимущества, последовательноиспользовать их в рыночной деятельности.
Для предприятия ОАО «ОПОГАТ‑9» важным преимуществомявляется наличие транспортных средств для осуществления междугородних перевозок,а так же наличие хорошей ремонтной базы.
/>/>3.2 Маркетинговая стратегия предприятия ОАО «ОПОГАТ‑9»
Говоря о маркетинговой стратегии предприятия, целесообразно исходитьиз оценки основных рыночно-экономических факторов и анализа существующего потенциаластратегического успеха.
Наиважнейшим принципом любой маркетинговой стратегии являетсядвижение в направлении от клиента к фирме, а на наоборот.
Так у ОАО «ОПОГАТ‑9» при внутригородских перевозкахсуществуют сильные конкуренты, а на междугородних перевозках серьезных конкурентовнет, то руководство данного предприятия может пойти на следующие шаги.
В данный момент сложилась такая ситуация, когда есть клиент,есть заказ, но выполнение этого заказа невозможно из-за того, что ряд грузовых автомобилей,работающих на междугородних перевозках находятся в таком состоянии, которое не позволяетсделать рейс. Причина этому возраст, срок эксплуатации некоторых автомобилей достигает16 лет. Поэтому на таком транспорте рискованно делать рейс, например, в Москву илиВладивосток.
Ремонтировать старый подвижной состав, т.е. закупать новые запасныечасти не выход из сложившейся ситуации.
Выходом может послужить покупка новых грузовых автомобилей марки«КамАЗ-53212» с прицепом. Приобретение новых автомобилей позволит увеличитьдоходы и в то же время будет удовлетворять потребности клиентов, заключающиеся вперевозке грузов во все регионы Российской Федерации.
Приобретение новой техники за счет собственных средств на данныймомент невозможно. Но ОАО «ОПОГАТ‑9» располагает солидными площадями,поэтому оно может взять кредит в банке под собственность.
Приобретение техники возможно в городе Омске в «КамАЗ автотехцентр», в следствие этого затраты на транспортировку будут сведены к минимуму.
Причиной покупки новых автомобилей, является еще и то, что рядклиентов требует, чтобы доставка грузов до нужного места осуществлялась в сжатыесроки. Для обеспечения этого требования необходима новая безотказная техника.
Определим экономическую эффективность приобретения новых автомобилейв кредит на примере одного автомобиля «Камаз-53212» с прицепом общей грузоподъемностью20 тонн. Стоимость данного транспортного средства 741560 рублей (включая НДС).
Для расчета срока окупаемости необходимо произвести расчет затрат,связанных с эксплуатацией автомобиля.
За месяц автомобиль может сделать три рейса в город Сургут, т.к.именно в северном направлении осуществляется основной объем перевозимых грузов.Расстояние до Сургута составляет 1550 км, таким образом если автомобиль, делая одинрейс в Сургут будет на обратном пути вновь загружаться, то общий пробег с грузомза один рейс составит 3100 км.
Произведем расчет затрат при использовании одного автомобиляза меяц:
· Заработная плата водителю 6000 рублей
· Стоимость одного километра 14 рублей, таким образом, доход от трехрейсов составит 3 Х 3100 Х 14=130200 рублей
· Амортизация автомобиля рассчитывается по формуле:
/>
где Ст — стоимость нового транспортного средства безНДС, руб;
Т — срок полезного использования транспортного средства, лет.
/>
· Затраты на дизельное топливо на пробег и на эксплуатацию рассчитываютсяпо формулам:
·
/>
Где Gs, Gw — расход топлива на один рейс и расход топлива на эксплуатацию, литров;
S — расстояние, которое проходит автомобильза рейс, км;
ge — расход топлива на 100км пробега, л/100 км;
Н — грузоподъемность транспортного средства, т.
/>
Затраты на топливо составят:
/>
гдеGобщ — общий расход топливана один рейс, л;
Lтоп — стоимость одного литратоплива, руб.
/>
Таким образом, за месяц затраты на дизельное топливо составят38446,5 руб.
Помимо топлива, автомобиль расходует смазочные материалы. Нормарасхода смазочных материалов 4 г/100 л, тогда затраты на смазочные материалы рассчитываютсяпо формуле:
/>
/>
где Gт.см — расход смазочныхматериалов за рейс, л;
Lсм — стоимость одного литра,руб.
/>
Таким образом, за месяц затраты на смазочные материалы будутравны 3 Х 720 = 2160 руб.
Результаты расчетов сведем в таблицу.
Таблица3.1 — Затраты на эксплуатацию одного автомобиля «КамАЗ» за месяц.Статьи затрат Стоимость, руб Заработная плата водителю 6000 Начисление 35,6% 2136 Амортизация 5149 ГСМ 40606,5 Запасные части 1000 Авторезина 2319,8 Накладные расходы 14302,8 Итого 71514,1
Помимо вышеперечисленных затрат у предприятия каждый месяц налогна добавленную стоимость составляет 21700 руб, но приобретая транспортное средствос НДС, предприятие покупатель в течение 7 месяцев НДС платить не будет. В этом случаеразмер прибыли будет увеличиваться и составлять 58688 рублей.
Годовая прибыль составит сумму прибыли за 5 месяцев по 36986руб (130200-21700-71514) и 7 месяцев по 58688 рублей, т.е.595746 рублей.
С учетом налога на прибыль 24%, сумма составит
/>
где Гпр.к — годовая прибыль после уплаты налога, руб;Гпр.н — годовая прибыль до уплаты налога, руб; Нпр — сумманалога на прибыль, руб.
/>
Для приобретения автомобиля кредит будет взят на 3 года.
Сумма выплаченных процентов составит:
1 год741560*0,225=166851 руб;
2 год741560*0,15=111234 руб;
3 год741560*0,075=55616 руб.
Таблица 3.2 — Результатыфинансовой деятельности предприятия от использования автомобиля «КамАЗ»за три года.Показатели 2007. 2008г. 2009г. Годовые расходы 858168 858168 858168 Процент банка 166851 111234 55616 Итого расходов 1025019 969402 913784 Доход 1453900 1302000 1302000 Прибыль 428881 332598 388213 Налог на прибыль 102913 79823 93171 Чистая прибыль 325950 252775 295045
Таким образом за три годаобщая чистая прибыль составит 873770 рублей.
Следовательно один новый автомобиль окупится за два года и семьмесяцев.
Обычно, если срок окупаемость меньше десяти лет, то проектныйвариант мероприятий по совершенствованию маркетинга признается эффективным.
Кроме того, на предприятии необходимо, чтобы служба эксплуатациизанималась поиском большего числа клиентов, для этого можно прибегнуть к рекламе,которая будет публиковаться в ряде газет. Рекламу можно помести так же на сами автомобили.Естественно это позволит заключать больше договоров на перевозку грузов автомобильнымтранспортом.
/>/>Выводы и предложения
Проанализировав хозяйственную деятельность предприятия ОАО«ОПОГАТ‑9», необходимо сделать ряд выводов:
1. Автопарк данного предприятия имеет 95 грузовых автомобилей, основная частьиз которых подлежит списанию. Однако, экономическая нестабильность в стране не позволяетпредприятию приобрести новые автомобили, а использование старых автомобилей увеличиваетматериально-денежные затраты на их эксплуатацию и ремонт.
2. На сегодняшний день предприятие убыточно, убытки по основной деятельностисоставили 575,9 тыс. рублей.
3. Слабо работает служба эксплуатации, т.к. коэффициент использования парканевысокий и в 2009году составил 0,27., таким образом, в среднем в день выходит около30 из общего числа 59 машин.
4. Уровень работы парка в целом остается весьма низким, это видно по низкомукоэффициенту использования автомобилей (Кобщ), который в 2009 году равен0,2.
5. В следствие снижения уровня работы автомобилей за период 2007-2009 гг. произошлоснижение грузооборота на 23%.
6. Основными конкурентами на рынке грузовых перевозок являются предприятие«ОПОГАТ‑5» и фирма «Апрес».
7. Предприятие ОАО «ОПОГАТ‑9» имеет важное преимущество передконкурентами, заключающееся в том, что помимо внутригородских перевозок, его автомобилиосуществляют перевозку грузов на межгороде.
На основании проведенного анализа использования автопарка, анализахозяйственной деятельности и сделанных выводов, предлагается ряд мероприятий поулучшению состояния предприятия в целом:
1. Разработать маркетинговую стратегию, которая необходима для выхода данногопредприятия из убыточности, т.е. для увеличения доходов, необходимо наряду с имеющимсявнутригородским сообщением и междугородним, обеспечить автопарк новыми автомобилями.
2. приобретение новых автомобилей будет производиться за счет кредита. Срококупаемости составит 2 года 7 месяцев
3. Улучшить работу диспетчерской и эксплуатационной служб, которые позволятувеличить выход машин в линию, т.е. увеличится коэффициент использования парка.
Выполнение перечисленных мероприятий позволит повысить эффективностьиспользования автопарка, а значит, увеличит доходность.
/>/>Список используемой литературы
1. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1993. -736 с.
2. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Агромаркетинг. — М.: Колос, 2007. -312 с.
3. Уткин Э.А. Маркетинг. — М.: Экмос, 2005. -320 с.
4. Пантелеев А.В. Организация рыночного исследования в системе маркетинга.- М.: МСХА, 1992. -120 с.
5. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2008. -219 с.
6. Конкин Ю.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятий технического сервисаАПК. — М.: МГАУ, 1998. -14 с.
7. Полугина Т.Н. Основы маркетинга: Курс лекций. — М.: Рой Чейпин, 1998. -20с.
9. Злобин С.Ф. Рыночная экономика АПК. — Орел, 1999. -315с.
10. Попов Н.А. Федотенко В.Ф. Основыменеджмента в аграрном производстве. — М.: Тандем, 2001. -234с
11. Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделахи службах, должностные инструкции. — Учебное пособие. — М.: Экономика, 1997. — 526.
12. Рекомендации по оплате труда руководителей,специалистов и служащих предприятий АПК. — Часть 1. — М.: Информагробизнес, 2009.- 106с.
13. Попов Н.А. Организация сельскохозяйственногопроизводства. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 320с.