Реферат по предмету "Маркетинг"


Развитие хозяйственных связей

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность, характер, особенностиорганизации хозяйственных связей с поставщиками …………………………………………………………………….5
2.Организационно-экономическаяхарактеристика деятельности ООО «Альтернатива» ………………………………………………………………....12
3.Оценка эффективности организациихозяйственных связей с поставщиками товаров в ООО «Альтернатива»……………………………………………….20
4.Направления совершенствованияорганизации хозяйственных связей с поставщиками товаров ………………………………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы
Приложения

Введение
Актуальность темыисследования определяется необходимостью в настоящее время в условиях рыночнойэкономики создания и поддержания рациональных и стабильных хозяйственных связей,необходимых для успешной работы предприятий и производящих и потребляющихтовары или услуги. Развитие рынка страны опирается на многочисленныехозяйственные связи, которые устанавливаются между предприятиями, объединениямиотраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
В настоящее времяблагополучие и коммерческий успех любого торгового предприятия всецело зависятот того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентированатолько на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несетвсю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Организация хозяйственныхсвязей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментовкоммерческой деятельности предприятия, так как эта система представляетсовокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителямипродукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортиментатоваров.
 Операции по организацииторговых процессов и управление ими с целью достижения высокой экономическойэффективности работы предприятия связаны, прежде всего, с рациональнойорганизацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуютпланомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения,своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям.Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению иподдержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Целью данной курсовойработы является изучение организации хозяйственных связей предприятий питания споставщиками товаров, подробное рассмотрение на примере ООО «Альтернатива».
Исходя из цели, вкурсовой работе поставлены следующие задачи:
1.)      изучить сущностьи особенности организации хозяйственных связей с поставщиками;
2.)      рассмотретьорганизационно-экономическую деятельность ООО «Альтернатива»;
3.)      изучить и оценитьэффективность организации хозяйственных связей с поставщиками товаров в ООО«Альтернатива» за период 2004-2005гг.;
4.)      определитьнаправления совершенствования организации хозяйственных связей с поставщикамитоваров.
Теоретико-методологическойосновой исследования послужили труды отечественных и зарубежныхучёных-экономистов; нормативно-правовые документы; статьи из периодическойпечати, посвященные проблемам развития хозяйственных связей; отчётные данныеобъекта исследования.
Структура курсовой работысложилась из введения, четырёх глав и заключения.

1.Сущность,характер, особенности организации хозяйственных связей с поставщиками
Хозяйственные связи – этоотношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставоктоваров. Сюда входят следующие отношения: экономические, организационные,коммерческие, административно-правовые, финансовые и др.
Со стороны торговли вхозяйственных связях участвуют торговые предприятия, оптовые и крупныерозничные. От промышленности выступают производственные предприятия,объединения, комбинаты.
Система хозяйственныхсвязей включает:
— участие торговыхорганизаций в разработке промышленными предприятиями планов производстватоваров посредством предоставления заявок и заказов;
— хозяйственные договоры;
— контроль соблюдениядоговорных обязательств;
— применениеэкономических санкций;
— участие в работетоварных бирж и оптовых ярмарок;
— проверку качества (экспертизу)поставляемых товаров;
— установлениеоптимальных финансовых взаимоотношений;
— применениеадминистративно-правовых норм и др.
До перестройки, приадминистративно-командной системе управления экономикой организацияхозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальномугосударственному регулированию регламентированию. Государственное регулированиехозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаровбыло введено с самого начала развития централизованной административной системыэкономики.
До 1959 г. в стране действовали многочисленные Основные условия поставки основных видов товаров. В1959г. впервые были введены в действие Единые положения о поставках товаровнародного потребления и о поставках продукции производственно-техническогоназначения, одновременно с которыми действовали и различные Особые условияпоставки отдельных видов товаров. В 1969 и 1981гг. Положения о поставках былипересмотрены с целью большей регламентации условий поставок от поставщиков кпокупателям, что существенно ограничило инициативу предприятий и организацийиз-за невозможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключениемдоговоров поставки. В Положениях господствовали нормы директивного характера,которые ограничивали выбор партнёра, возможности сторон оговаривать условиядоговора. Особые условия поставки также содержали множество обязательных призаключении и исполнении договора норм.
В 1988г. были утвержденыПоложение о поставках продукции производственно-технического назначения иПоложение о поставках товаров народного потребления. С принятием этих Положенийбыл сделан шаг в сторону развития рыночных отношений в организациихозяйственных связей между поставщиками и покупателями. Стороны, заключающиедоговор, получили возможность самостоятельно определять структуру хозяйственныхсвязей, ассортимент товара, сроки и порядок поставки, качество доставки,качество товаров, во многих случаях цены. Но по мере перехода к рыночнойэкономике эти Положения утратили своё обязательное административно-регулирующеезначение и стали играть роль вспомогательного, добровольно принятогоконсультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками ипокупателями товаров.
Развитие рыночнойэкономики привело к значительному расширению самостоятельности и равноправиюпартнёров по договору, устранению излишней регламентации, повышению ролихозяйственного договора. Новые условия хозяйствования способствовали переходуот административно-командных методов управления к экономическим, отцентрализованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.
В условиях развитойрыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей междупоставщиками и покупателями уступает место самостоятельному установлениювзаимоотношений между партнёрами. Хозяйственные связи между поставщиками ипокупателями товаров требуют определённого государственного регулирования. Внастоящее время основным нормативно-правовым документом для регулированиякоммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодексРоссийской Федерации, в котором излагаются общие положения договорного права,включающие понятия и условия договора, порядок разрешения преддоговорныхспоров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнениядоговорных обязательств и другие нормы договорного права.
Помимо Гражданскогокодекса РФ, приняты и введены в действие ряд законов, указов, постановлений вобласти ценообразования, требований к качеству товаров и услуг. Приняты меры попресечению недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности нарынке. Установлены налоговые льготы, тарифы, стимулирующие отечественногопроизводителя товаров и защищающие внутренний рынок от нежелательной илинедоброкачественной продукции иностранного производства.
Коммерческим инструментомрегулирования хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателямиявляются заявки, заказы – одна из форм хозяйственных связей. Заявка – документторговых организаций, отражающий их потребность в товарах. В рыночных условияхзаявка необходима поставщику товаров как документ, который информирует овыявленной потребности в товарах и ориентирует производителя на выпуск нужныхпокупателям товаров. Заказ – требование к поставщику изготовить и поставить вконкретные сроки определённые товары, необходимые для работы предприятия. Заказна поставку товаров – это дальнейшая конкретизация заявки, где конкретнымпоставщикам сообщается развёрнутый ассортимент товаров, подлежащих поставке впредстоящий период. Предоставленный покупателем заказ служит основанием дляопределения условий договора, таких как количество, ассортимент, качество исроки поставки. По сути, заказ правомерно рассматривать как преддоговорнойдокумент.
Основным документом, определяющимправа и обязанности сторон по организации поставки товаров и продукцииматериально-технического назначения, является договор. В п. 1 ст.420Гражданского кодекса указано: «Договором признается соглашение двух илинескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав иобязанностей».
Основными целямизаключения договора является:
·         юридическоезакрепление отношений между партнёрами, выполнение обязательств по которымзащищает закон;
·         определениепорядка, способы, последовательности выполнения партнёрами своих обязательств;
·         согласованиепоследствий невыполнения партнёрами принятых на себя обязательств.
Сторонами договора могутбыть физические и юридические лица. Обязательным условием является свобода взаключении договора. Граждане и юридические лица вступают в договорныеотношения своей волей и в своём интересе. Стороны договора устанавливают своиправа и обязанности и определяют любые не противоречащие законодательствуусловия договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.Исключение составляют те случаи, когда содержание определенного условияопределено законом.
Договор вступает в силу истановится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считаетсязаключённым, если по всем существующим условиям достигнуто соглашение сторон.Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключитьдоговор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Договор может бытьзаключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом длядоговоров данного вида не установлена определённая форма.
Договоры могутзаключаться на 5, 3, 2 года, на год или на иной период. Для облегчения иускорения оформления договорных отношений применяется пролонгация, т. е.продление договора.
Все договоры, принятые вГражданском кодексе РФ классифицируются по следующим признакам:
·         по распределениюправ и обязанностей у договаривающихся сторон:
— односторонние договоры– одна сторона имеет только права, а другая только обязанности;
— двухсторонние договоры– каждая из сторон имеет по отношению к другой как права, так и обязанности;
— многосторонние договоры– участвуют три и более сторон;
·         по наличиювстречного исполнения:
— возмездные – сторонадолжна получать плату за исполнение своих обязанностей;
— безвозмездные – однасторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения платы;
·         по необходимостипри заключении договора передать имущество в натуре:
— реальные — помимосоглашения сторон по условию договора требуется выполнение конкретных действий;
— консенсуальные договоры- для вступления договора в силу не требуется ни чего, кроме соглашения посуществующим условиям договора;
·         по формесовершения:
— в письменной форме(простые, в нотариальной форме);
— в устной форме – нефиксируется письменно.
Основные виды договора,используемые в торговле:
·         Договор поставкизаключается между производителями и оптовыми, розничными предприятиями.Согласно договору поставки поставщик обязуется передать в обусловленные срокизакупленные, произведённые им товары покупателю для последующей продажи;
·         Договоркупли-продажи – согласно договора одна сторона (продавец) обязуется передатьтовар другой стороне (покупатель), а покупатель в свою очередь обязуетсяпринять этот товар и оплатить за него определенную денежную сумму;
Эти договоры являютсянаиболее распространенным видом хозяйственных взаимоотношений между продавцамии покупателями товаров и услуг.
·         Договор розничнойкупли-продажи – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность попродаже товаров в розницу, обязуется покупателю товар, предназначенный дляличного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этотдоговор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцомпокупателю кассового или товарного чека;
·         Договорконтрактации – производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передатьвыращенную продукцию заготовителю для последующей переработки или продажи;
·         Договор комиссии– по договору одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны(комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько посредническихсделок от своего имени, но за счет средств комитента;
·         Договорконсигнации – разновидность договора комиссии, по которому одна сторона(консигнант) представляет товар на склад другой стороны (консигнатора) с цельюдальнейшей продажи. В этом договоре оговаривается срок консигнации (продажа вопределенные сроки);
·         Договорскладского хранения – товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждениехранить товары, переданные ему владельцем этих товаров и возвратить их всохранности по первому требованию владельца;
·         Договор аренды –договор имущественного найма, по которому арендодатель обязуется предоставитьарендатору имущество за плату во временное владение и во временное пользование;
·         Трудовой договор(контракт) – соглашение между работником и работодателем, согласно которомуработник обязуется выполнять работу по специальности, квалификации илидолжности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодательобязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда;
·         Договор натехническое обслуживание торгового оборудования;
·         Договор нарекламу предприятия;
·         Договор напредоставление автомобильных услуг.
Любой договор – этовсегда юридический инструмент, поэтому его составление должно быть порученокомпетентным лицам и обязательно проверятся юристом. При составлении договоранеобходимо уделять внимание структуре и содержанию договора. Любой надежныйдоговор должен состоять из четырех частей:
         I.         Вводная частьдоговора состоит из реквизитов договора.
Реквизиты — данные,которые должны содержаться в документе для признания его действительным. Креквизитам договора относятся:
1.        Наименование(название) договора, которое указывает на юридическую сущность документа.Заголовок должен соответствовать названию, предусмотренному законом для данноговида договора. Точное название договора сразу поясняет, о каких правоотношенияхидёт речь.
2.        Дата подписания(составления) договора. Она позволяет правильно определить момент заключениядоговора, начало течения срока по договору и установить окончание срокадействия.
3.        Место подписания(заключения) договора (город или населенный пункт). Место совершения сделкиимеет большое юридическое значение.
4.        Полные фирменныенаименования контрагентов, под которыми они зарегистрированы в реестрегосударственной регистрации.
5.        Название стороныдалее по договору. Это необходимо для того, чтобы в тексте договора каждый разне повторять полностью фирменное название сторон.
6.        Подробноенаименование должности, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор.Договор имеет право заключать только руководитель предприятия или иное лицо,при наличии у него доверенности.
       II.         Предмет договора.Права и обязанности сторон.
 Данная часть договорасодержит существенные условия договора:
1.        Обязанности иправа первой стороны по договору.
2.        Обязанности иправа второй стороны по договору.
3.        Срок выполнениясвоих обязательств сторонами.
4.        Место исполненияобязательств каждой из сторон (порядок действий, их последовательность исроки).
      III.         Дополнительныеусловия договора.
 Стороны могут включать вдоговор любые дополнительные условия, не противоречащие законодательству. Этопозволяет ограничить произвол сильной стороны при исполнении договора испособствует защите более слабой стороны. К дополнительным условиям можноотнести:
1.        Срок действиядоговора.
2.        Ответственностьсторон. Это условие обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случаенарушения одной из них условий договора.
3.        Способыобеспечения обязательств. Существуют четыре способа обеспечения обязательств:неустойка, залог, поручительство и задаток.
4.        Условия оконфиденциальности информации по договору.
5.        Порядокразрешения споров между сторонами по договору.
     IV.         Прочие условиядоговора.
1.        Преддоговорнаяработа и ее результаты после подписания договора.
2.        Реквизиты сторон(почтовые реквизиты, адрес предприятия, банковские реквизиты сторон,отгрузочные реквизиты).
3.        Количествоэкземпляров договора.
4.        Порядокисправлений по тексту договора.
5.        Подписи сторон.Каждый договор должен быть подписан руководителем собственноручно полно иразборчиво.
Коммерческие работникидолжны обеспечивать своевременное и правильное заключение договоров споставщиками и покупателями товаров, установление рациональных прямыхдоговорных связей по поставкам товаров, как правило, на длительный срок ипостоянный контроль за их исполнением.
Рациональныехозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированностиспроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаровнародного потребления покупателям.
Торговые предприятияустанавливают связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовымипосредниками. Поставщиками импортных товаров чаще всего являются перекупщикитоваров — или посредники, или частные фирмы. При таких связях снижаютсяиздержки предприятий розничной торговли, так как товар ввозится поставщиком вмагазин, и предприятие не несет транспортных расходов, а оплата производится помере реализации товара.
Новые условияхозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полногохозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типаорганизации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров,открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности ипредприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условияхнельзя успешно осуществлять коммерческую работу.

2.Организационно-экономическаяхарактеристика деятельности ООО «Альтернатива»
Организацию хозяйственныхсвязей с поставщиками товаров в курсовой работе я более детально рассмотрю напримере общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива». Общество сограниченной ответственностью «Альтернатива» создано как хозяйственное обществов соответствии с учредительным договором от 26 января 2001года, путёмобъединения вкладов сторон в целях осуществления хозяйственной деятельности иполучения прибыли.
Деятельность общества сограниченной ответственностью «Альтернатива» регулируется Гражданским кодексомРоссийской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченнойответственностью», Законодательством Республики Коми, распоряжениями органовместного самоуправления, Учредительными документами общества с ограниченнойответственностью «Альтернатива» от 26 января 2001года (Приложение 1) и другиминормативными документами.
Местонахождение обществас ограниченной ответственностью «Альтернатива»: 169710, Республика Коми, городУсинск, улица 60 лет Октября, дом 8.
Основными видамидеятельности ООО «Альтернатива» являются:
·         организациякультурно-массовых мероприятий и организация досуга населения;
·         проектирование ивнедрение новых технологий производства продуктов питания;
·         организация кинопроката,а так же другие виды деятельности, предусмотренные Уставом «Альтернатива».
ООО «Альтернативаявляется юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество,учитываемое на его самостоятельном балансе, от своего имени заключает договоры,приобретает имущественные и неимущественные права, несёт ответственность,выступает истцом и ответчиком в суде.
Учредителями ООО«Альтернатива» на момент государственной регистрации являются следующиефизические лица: Асмандияров Р.К., Калмыков Е.Н., Калмыков К.В., Исламова Р.К.
Уставный капитал ООО«Альтернатива» составляет на момент регистрации 10000 рублей, разделён начетыре доли. Участники общества имеют следующие доли в уставном капиталеобщества: Асмандияров Р.К. – доля в размере 26% Уставного капитала, КалмыковЕ.Н. — доля в размере 26% Уставного капитала, Калмыков К.В. — доля в размере24% Уставного капитала и Исламова Р.К. — доля в размере 24% Уставного капитала.Уставный капитал определяет минимальный размер его имущества, гарантирующегоинтересы кредиторов.
Общество самостоятельнопланирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спросана производимую продукцию, работы, услуги и необходимого обеспеченияпроизводственного и социального развития предприятия, роста прибыли. Основупланов составляют договора, заключённые заказчиками продукции, работ, услуг, втом числе с государственными органами и поставщиками материально – техническихресурсов. Общество реализует свою продукцию, работы, услуги, сырье и отходыпроизводства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или надоговорной основе.
Общество в установленномпорядке ведёт учёт своей хозяйственной деятельности, составляет и предоставляетбухгалтерскую и статистическую отчетность.
Высшим органом управленияявляется общее собрание его Участников. Единоличным исполнительным органомобщества является директор, который избирается общим собранием на один год. Намомент написания курсовой работы директором ООО «Альтернатива» является АсмандияровР.К., один из учредителей общества.
Организационная структура управления «Альтернатива»линейно-функциональная (приложение 2). Она является эффективной, потому чтоотвечает необходимым показателям. В первую очередь тем, которые характеризуютэффективность системы управления: наблюдается увеличение объема выпускапродукции, увеличение прибыли, улучшение качества продукции.
Во-вторых, характеризующим содержание и организацию процессауправления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческоготруда: расходы на содержание аппарата управления, содержание зданий ипомещений, переподготовка и подготовка.
Данная организационная структура управления характеризуетсяпроизводительностью аппарата управления, адаптивностью системы управления,оперативностью принятия решений, что в свою очередь говорит об эффективностиданной организационной структуры управления.
Для оценки эффективности управления важное значение имеетопределение соответствия системы управления и ее организационной структурыобъекту управления. В данном случае – соответствует. Наблюдаетсясбалансированность состава функций и целей управления, соответствие численностии состава работников объему и сложности работ, мощности и быстродействие.
ООО «Альтернатива» делает упор на два метода управления:экономические и социально-психологические. Выбор в пользу этих методов сделанпо причине небольшого размера организации и особенностей работающегоколлектива. Именно вследствие верного и совместного труда всего персоналапредприятие является прибыльным.
В ООО «Альтернатива» обязанности по оперативному управлениюподелены между метрдотелем и заведующим производством. Эти люди постоянносогласовывают свои действия друг с другом. Метрдотель контролирует работу зала.
ООО «Альтернатива» является малым предприятием, следовательно,функции оперативного управления производством осуществляет заведующийпроизводством. Он осуществляет координацию и контакты между производством изалом и служит источником информации, поступающей в подразделения или,наоборот, направляемой заказчикам через отдел сбыта.
Рентабельная работапредприятия, повышение качества торгового обслуживания населения, рациональнаяорганизация торгово-технологического процесса во многом зависят от ихустройства, внутренней планировки и оборудования.
ООО «Альтернатива» арендует не жилое двухэтажное здание вцентре города, здание находится в муниципальной собственности города. На первомэтаже располагается бар, кинотеатр, зал игровых автоматов, бильярд. На второмэтаже располагается ресторан на 80 посадочных мест. Режим работы заведения с12.00 до 3.00часов. Это самое крупное культурно – развлекательное заведениегорода.
Главной задачей ООО«Альтернатива» является хозяйственная деятельность, направленная наполучение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересовперсонала и интересов собственников имущества предприятия.
Состав иструктура товарооборота ООО «Альтернатива» за период с 2003 по 2005год представлены в таблице 1.
Таблица1
Состав иструктура товарооборота
(сумма –тыс. руб., уд. вес — %)Товарные группы Годы
Темп измене-
ния, % 2003 2004 2005 сумма уд.вес сумма уд.вес сумма уд.вес 1.Товарооборот 35977 100 36130 100 29023 100 80,6 В том числе 2.Продовольствен. товары 35862 99,68 35906 99,38 28924 99,66 80,6 3.Непродовольствен. товары 115 0,32 224 0,62 99 0,34 86,1
Заанализируемый период общая величина товарооборота снизилась на 6954 тыс. руб.(на 80,6%), причем товарооборот по продовольственным товарам снизился на 6938тыс. руб. (80,6%), а товарооборот по непродовольственным товарам на 16 тыс.руб. (86,1%).
Причемследует отметить снижение удельного веса товарооборота продовольственныхтоваров (хотя и незначительное) в общем, объеме товарооборота, так если наначало периода порядка – 99,68%, то на конец периода – 99,66%.
Восновном больший удельный вес продовольственных товаров вызван темобстоятельством, что ООО «Альтернатива» является предприятием общественногопитания, а продажа непродовольственных товаров (зажигалки, пресса, сувениры)является сопутствующей основному направлению, деятельностью, и осуществляется натех же рабочих площадях.
Проанализируемэффективность использования трудовых ресурсов в «ООО «Альтернатива». (Таблица2)
Таблица2
Эффективностьиспользования трудовых ресурсовПоказатели Годы
Отклоне-ние,
 (+,-) Темп измене-ния,% 2003 2004 2005 1.Объем товарооборота без НДС в тыс. руб., в текущих (сопоставимых) ценах 35977,00 36130,00 29023,00 -6954,00 80,67 2.Среднесписочная численность работников, чел. 42,00 38,00 54,00 12,00 128,57 3.Фонд оплаты труда, тыс. руб. 2772,80 3360,40 5874,40 3101,60 211,86 4.Уровень ФОТ в % к товарообороту, % 7,71 9,30 20,24 12,53 262,62 5.Среднегодовая заработная плата на 1 работника всего, тыс. руб. 66,02 88,43 108,79 42,77 164,78 6.Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. 12,97 10,75 4,94 -8,03 38,08 7.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 1396,00 11078,00 -1196,00 -2592,00 -85,67 8.Валовой доход, тыс. руб. 17814,00 29579,00 20102,00 2288,00 112,84 9.Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда 6,42 8,80 3,42 -3,00 53,26 10.Приходится на 1 работника, тыс. руб.: товарооборота 856,60 950,79 537,46 -319,13 62,74 валового дохода 424,14 778,39 372,26 -51,88 87,77 прибыли 33,24 291,53 -22,15 -55,39 -66,63
На основаниипроведенного исследования можно сделать вывод о снижении эффективностииспользования трудовых ресурсов. Об этом обстоятельстве можно судить, преждевсего, по падению следующих показателей:
-товарооборота на 1 человека на 319,13 тыс. руб.
-валового дохода на 51,88 тыс. руб.
-чистой прибыли на 55,39 тыс. руб.
Помимоэтого следует отметить увеличение фонда оплаты труда на 3101,6 тыс. руб., этовызвано тем, что численность персонала выросла на 12 человек. Средняязаработная плата увеличилась на 42,77 тыс. руб., или в 1,6 раза. Чтосвидетельствует об увеличении материальной обеспеченности работников. В то жевремя следует отметить негативный момент. Так, если на начало периода уровень фондаоплаты труда к товарообороту составлял 7,71%,то на конец периода – 20,24%, что свидетельствует об относительном перерасходефонда оплаты труда. Также данный момент подтверждает снижение величинытоварооборота приходящейся на 1 рубль фонда оплаты труда.
Проанализируемэффективность использования основных средств в ООО «Альтернатива». (Таблица 3)

Таблица3
Эффективностьиспользования основных средствПоказатели Годы
Отклонение,
(+,-)
Темп изменения,
% 2004 2005 1.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 6042 12273 6231,00 203,13 2.Объем товарооборота без НДС в текущих (сопоставимых) ценах, тыс. руб. 36130 29023 -7107,00 80,33 3.Среднесписочная численность работников, чел. 38 54 16,00 142,11 4.Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 11078 -1196 -12274,00 -10,80 5.Фондовооруженность, тыс. руб. чел 6042,00 12273,00 6231,00 203,13 6.Фондоотдача 5,98 2,36 -3,62 39,55 7.Фондоемкость 0,17 0,42 0,26 252,87 8.Уровень рентабельности, убыточности основных средств, % 183,35 -9,74 -193,09 -5,31
Вотношении эффективности использования основных фондов на предприятиискладывается довольно негативная картина, то есть снижается эффективностьиспользования как основных средств в целом.
Оснижении эффективности использования основных средств свидетельствует, преждевсего, снижение фондоотдачи на 3,62 руб. Данное обстоятельство особеннонегативно на фоне увеличения обеспеченности предприятия основными фондами.Также снижение эффективности подтверждает рост коэффициента фондоемкости.Данное обстоятельство, прежде всего, вызвано тем, что темпы роста среднегодовойстоимости основных средств превышают темпы роста товарооборота.
Вкачестве еще одного негативного момента можно отметить снижение доходностиосновных фондов: рентабельность основных фондовснизилась в разы, это вызвано тем, что предприятие в отчетном году работало субытками.
Такимобразом, предприятию следует более тщательно контролировать величину основныхсредств, не допуская нерационального их увеличения.
Наследующем этапе проанализируем эффективность использования оборотных средствООО «Альтернатива». (Таблица 4.)
Таблица4
Эффективностьиспользования оборотных средствПоказатели Годы
Отклонение,
(+,-)
Темп изменения,
 % 2004 2005 1.Оборотные средства начало года, тыс. руб. 13144 20950 7806 159,4 2.Оборотные средства конец года, тыс. руб. 20950 20586 -364 98,3 3.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 17047 20768 3721 121,8 4.Объем товарооборота без НДС в текущих (сопоставимых) ценах, тыс. руб. 36130 29023 -7107 80,3 5.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 11078,00 -1196,00 -12274 -10,8 6.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты 1,7 1,4 -0,3 82,4 7.Продолжительность одного оборота, дней 212 257 45 121,2 8.Средние товарные запасы тыс. руб. 3304 3525 221 106,7 9.Оборачиваемость товарных запасов, число оборотов 11 8 -3 72,7 10.Время обращения товаров, дни 33 45 12 136,4 11.Прибыль в расчете на 1 оборот, тыс. руб. 6516 -854 -7370 -13,1 12.Уровень рентабельности убыточности оборотных средств, % 65 -5,8 -70,8 -8,9
Наосновании проведенного исследования можно сделать вывод, что эффективностьиспользования оборотных средств на предприятии снижается, так количествооборотов снизилось на 1 оборот, и соответственно, количество дней в одномобороте увеличилось на 3 дня. Данное обстоятельство было вызвано тем, что темпыроста оборотных активов превышают темпы роста товарооборота. Снижениеоборачиваемости оборотных активов свидетельствует о дополнительном отвлечениисредств из оборота.
Одним изчастных показателей оборачиваемости является показатель оборачиваемоститоварных запасов. Следует отметить довольно значительное снижение данногопоказателя по отношению к началу анализируемого периода на 5 оборотов. При этомколичество дней в одном периоде увеличилось на 5 дней.
Также котрицательным моментам можно отнести снижение доходности оборотных средств на16%.
То есть,на предприятии существует реальная угроза затоваривания, и руководствупредприятия следует уделить особое внимание формированию товарных запасов, атакже проводить работу по ликвидации залежалых и неходовых товаров.
Поповоду эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде можносделать следующие выводы.
В целомнаблюдается рост всех абсолютных показателей характеризующихфинансово-хозяйственную деятельность торгового предприятия. Однако можновыделить некоторые тревожные моменты.
Такимобразом, можно сделать следующие выводы по проведенному анализу. Снижениечистой прибыли в основном было обусловлен отрицательным сальдо повнереализационным и операционным доходам и расходам, так как от основнойдеятельности финансовый результат уменьшился. В связи с тем, что основноенегативное влияние здесь оказало увеличение издержек, руководству предприятиянеобходимо организовать более четкую систему контроля над издержками.
3.Оценкаэффективности организации хозяйственных связей с поставщиками товаров в ООО«Альтернатива»
 
Источниками поступления потребительскихтоваров в ООО «Альтернатива» являются:
-сельскохозяйственные предприятия,местная перерабатывающая промышленность, индивидуальные производства;
-оптово-посредническиеструктуры;
-оптовые иоптово-розничные склады.
Особенностью деятельностирассматриваемого предприятия является, то, что оно расположено в северныхрайонах республики Коми и поэтому круг местных поставщиков достаточно узок, таккак в городе Усинск практически отсутствует перерабатывающая промышленность.Основными местными поставщиками продукции для ООО «Альтернатива» являются:
-ЧП Сазонов г. Усинск(пиво, сигареты, вода).
-ООО «Ассорти» г. Усинск (пиво,соки, сигареты, консервы).
-ООО «Алко – С» г. Усинск(пиво, соки, вода).
-ЧП Поляков г. Усинск(овощи, фрукты).
-ОАО «Хлебокомбинат» г.Усинск (хлебобулочные изделия).
-ООО «Усасельторг» г.Усинск (майонез, колбаса, копчености).
Источники товарного обеспеченияопределяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингентапокупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовыхвозможностей торгового предприятия.
Так как, местный товарныйрынок не может обеспечить предприятие всеми, необходимыми для его работытоварами, то основная часть поставок товаров, для обеспечения хозяйственнойдеятельности ООО «Альтернатива», приходится на иногородних поставщиков.
Выделим наиболее значимыхиз них:
-ООО «Торговая фирмаСимвол – С» г. Сыктывкар (алкогольная продукция).
-ООО «Ресурс» г. Ухта(алкогольная продукция).
-ООО «Ресторснаб» г.Москва (мясо и рыба глубокой заморозки).
-ООО «Ветком – Трейдинг»г. Москва (полуфабрикаты и сыры).
-ООО «Сухаревка» г.Москва (посуда, оборудование, инвентарь).
-ЗАО «КМК» г. Киров(молочные продукты».
-ЗАО «Кировскиймаргариновый завод» г. Киров (маргарин, жиры, растительное масло, майонез,горчица).
Так как транспортныерасходы предприятия велики, то сегодня достаточно отчетливо прослеживаютсярастущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции.При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретениенужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, поприемлемой цене и у надежного поставщика. Определенное воздействие на рынокзакупок оказывает переход от рынка продавца к рынку покупателя,сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства иреализации продукции. Приспособление к спросу покупателей в условиях рыночнойконкуренции потребовало радикальных перемен в производстве товаровпредприятиями-изготовителями. Это также отразилось на повышении качестваобслуживания торговой сферы, прежде всего в сокращении времени выполнениязаказов и соблюдении согласованных графиков поставки товаров. Фактор временинаряду с качеством и ценой товара становится определяющим в деятельноститоргового предприятия.
Рост требований креализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупкитоваров. Непременным условием организации закупочной деятельности торговогопредприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных ипотенциальных возможностей поставщиков в ООО «Альтернатива» используются следующиекритерии:
-   характердеятельности и возможности поставщика;
-   конкурентноеположение поставщика на рынке закупок товаров;
-   процедура ипорядок исполнения коммерческих сделок;
-   вероятность обеспечения,необходимых, номенклатуры и объема продукции;
-   условия,гарантирующие качество приобретаемого товара;
-   адекватноесочетание цены и потребительских свойств товара;
-   условия поставкитовара: стабильность, периодичность, сроки;
-   предусматриваемаяформа платежа и способы расчетов.
Анализ поставщиков поприведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке ипоставке товаров в торговое предприятие.
Характеристика основныхпоставщиков предприятия были приведены выше.
Как видно из данных,ресторан ООО «Альтернатива» закупает почти все основные гастрономическиепродукты питания напрямую у иногородних поставщиков – изготовителей (кромехлебобулочных изделий), а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм ичастных предпринимателей, так же в основном иногородних.
Большое значение имеетпроверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками.
Таблица 5
Анализ структуры поставокв ООО «Альтернатива»
(руб.)Товарные группы 2004 г. 2005 г. Отклонения План Фактически Выполнение плана, % От плана, руб. От 2004, % 1 2 3 4 5 6 7 1. Алкогольная продукция 1199140,72 1403756,0 1414986,1 100,8 11230,0 215845,3 2. Пресса 15601,3 20943,7 18409,53 87,9 -2534,2 2808,2 3. Детское питание 8869,4 9977,0 10465,89 104,9 488,9 1596,5 4. Драже, ирис, зефир 79329,27 104125,2 93608,54 89,9 -10516,6 14279,3 5. Кетчупы, соусы 158694,7 180927,3 187259,75 103,5 6332,5 28565,1 6. Колбасные изделия 1937090,05 2062965,9 2285766,3 110,8 222800,3 348676,2 7. Кондитерские товары 349800 327850,7 412764 125,9 84913,3 62964,0 8. Конфеты в коробках 231618,1 287694,1 273309,36 95 -14384,7 41691,3 9. Конфеты весовые 301697,58 350742,0 356003,14 101,5 5261,1 54305,6 10. Кофе (в зернах) 1788,5 2791,6 2110,43 75,6 -681,1 321,9 11. Кофе (растворимый) 920287,8 1042168,5 1085939,6 104,2 43771,1 165651,8 12. Крупы весовые 69216,24 80468,1 81675,16 101,5 1207,0 12458,9 13. Крупы фасованные 16214,9 18757,0 19133,58 102,01 376,5 2918,7 14. Лимонады 211594 243549,5 249680,92 102,52 6131,4 38086,9 15. Макароны весовые 38562,89 44165,9 45504,21 103,03 1338,3 6941,3 16. Макароны фасованные 136088,2 155085,9 160584,08 103,55 5498,2 24495,9 17. Масло подсолнечное 145433,4 164911,1 171611,41 104,06 6700,3 26178,0 18. Молоко 372605,7 420406,2 439674,73 104,58 19268,5 67069,0 19. Молочные продукты 1313233,84 1474333,0 1549615,9 105,11 75282,9 236382,1 20. Мясные консервы 289367,4 323248,9 341453,53 105,63 18204,6 52086,1 21. Мясные п/ф 1046647,47 1163380,6 1235044 106,16 71663,4 188396,5 22. Мясо птицы замороженное 537622,46 594610,7 634394,5 106,69 39783,8 96772,0 23. Овощные консервы 178176,59 196083,0 210248,38 107,22 14165,4 32071,8 24. Орешки, чипсы, сухарики 177856,61 194757,1 209870,8 107,76 15113,7 32014,2 25. Печенье, крекер, вафли 323740,59 352739,7 382013,9 108,30 29274,2 58273,3 26. Пиво 982653,9 1065348,5 1159531,6 108,84 94183,1 176877,7 27. Посуда, упаковка 120098,99 129558,0 141716,81 109,38 12158,8 21617,8 28. Приправы, кубики, супы в пакетах 204978,5 220022,6 241874,63 109,93 21852,0 36896,1 29. Продукты б/п 201518,7 215232,7 237792,07 110,48 22559,4 36273,4 30. Рыба св/морож. 94999,75 100960,0 112099,71 111,03 11139,7 17100,0 31. Рыба х/к, сол, рыбн.деликатесы, пресервы 282167,27 298378,4 332957,38 111,59 34578,9 50790,1 34. Рыбные консервы 244390,47 257145,5 288380,75 112,15 31235,2 43990,3 35. Сахар весовой 365391,2 382548,7 431161,62 112,71 48612,9 65770,4 36. Сигареты 905567 943372,5 1068569,1 113,27 125196,6 163002,1 37. Соки, Кола, Пепси 473153,17 490454,0 558320,74 113,84 67866,7 85167,6 38. Торты, пирожное 29023,18 29934,7 34247,35 114,41 4312,6 5224,2 39. Фруктовая консервация 19145 19648,1 22591,1 114,98 2943,0 3446,1 40. Фрукты- овощи 154134,54 157397,7 181878,76 115,55 24481,1 27744,2 41. Хлеб 389771,45 396043,0 459930,31 116,13 63887,3 70158,9 42. Чай 195155,9 197309,5 230283,96 116,71 32974,5 35128,1 43. Яйцо 70306,59 70728,8 82961,78 100,30 12233,0 12655,2 44. Итого. 14792733,32 16194521 17455425 107,79 1260903,8 2662692,0
Согласно данным таблицы 5в ООО «Альтернатива» имеются следующие данные о поступлении товаров. Планпоступления выполнен по всем товарным группам, кроме групп «Пресса», «Конфеты вкоробках» и «Кофе в зёрнах». В целом перевыполнение составило по сравнению спланом на 1260903,8 рублей или на 7,8 %. По сравнению с прошлым годомсоответственно на 2662292,0 рублей или на 18%.
Особенно высокие темпыроста достигнуты по поступлению товарной группы «Кондитерские штучныетовары» – 125,9% и прочие бакалейные и сопутствующие товары — (это товарыдлительного хранения, такие как сахар, крупа, сухофрукты, макаронные изделия,сигареты и др.), что привело к увеличению их остатков.
Для оценки поступлениятоваров в натуральном выражении в ООО «Альтернатива» составляют специальныеаналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спросапокупателей на отдельные товары.
Большое значение имеетпроверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками.Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременноезаключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему,ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другимусловиям поставки) за отчетный год в ООО «Альтернатива» не наблюдалось.
Рынок закупок товаровотражает коммерческие интересы всех его участников. Закупки товаров торговымпредприятием происходят у различных поставщиков и под влиянием большого числапеременных. В этой связи важное значение имеют расширение контактов иустановление коммерческих связей между торговым предприятием и поставщиками.Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменнымоперациям при купле-продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны назакупаемую продукцию и определяются под влиянием конкретных признаков:традиционная или модифицированная продукция, степень ее новизны, стадияжизненного цикла товара, рыночная ситуация. Следовательно, сделки при закупкене являются неизменными и зависят от множества воздействующих факторов.
Оперативное управлениетоварными запасами позволяет решать вопросы формирования и поддержанияассортимента товаров на определенном уровне. При поиске ответов на эти вопросыбольшое значение имеет размер заказываемых партий товаров и периодичностьзаказов.
Перечислим основныефакторы, влияющие на размер заказа:
-   характеристика ивеличина спроса на определенный товар;
-   правиларазмещения и хранения товарных запасов;
-   ограничения, касающиесяфинансовых расходов и системы
складирования;
-   стратегияуправления запасами.
Для рациональнойорганизации товароснабжения в ООО «Альтернатива» необходимо четко соблюдатьпорядок представления заявок (приложение 3) и обоснование в них количества иассортимента товаров. Ответственность за своевременное составление ипредставление заявки несет главный товаровед. Он осуществляет ежедневныйконтроль за наличием товаров на предприятии и соблюдением обязательногоассортиментного перечня.
Заявки составляются поустановленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются: наименованиетовара и краткая характеристика товара, единицы измерения, количество товаров кзавозу, остаток единиц товара в ресторане, отметка базы об исполнении заявки.Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор ООО«Альтернатива», затем ее заверяют печатью и направляют в отдел снабжения дляисполнения.
Частоту и оптимальныеразмеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечитьбесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальныхразмерах товарных запасов. При определении частоты завоза товаров учитываютфизико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации,среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасови другие факторы. Так, хлебобулочные изделия завозятся в ресторан,принадлежащий предприятию ежедневно, включая праздничные и выходные дни. Другиепродовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации — нереже чем через два-три дня. Продовольственные товары с длительными срокамиреализации завозятся один раз в семь-десять дней.
Рациональное количествозаказываемых товаров полностью обеспечивает устойчивость ассортимента ибесперебойную их реализацию до очередного завоза и вместе с тем, исключаетобразование излишних запасов. При определении этого количества учитываютчастоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы иостатки товаров на день завоза.
Если составляется заявкана завоз товаров сложного ассортимента, то количество изделий заказывается сучетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.
Определяя потребность взавозе скоропортящихся товаров учитывается емкость имеющегося в ресторанехолодильного оборудования.
Товары-новинки, которымипредприятие ранее не реализовывало и возможная среднедневная реализация которыхнеизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.
В основу расчетовпотребности в транспортных средствах положены данные об объемах заявокрозничных торговых точек, грузоподъемности используемых транспортных средств исреднем количестве рейдов.
ООО«Альтернатива» осуществляет закупку товаров или берет их на комиссию у оптовыхпродавцов, а также у производителей продукции. Взаимоотношения с нимиоформляются договорами поставки, купли-продажи, комиссии. Как правило, торговыеотношения ООО «Альтернатива» с контрагентами, расположенными вне территории одногорегиона (города), носят длительный характер и оформляются договором поставки. (Приложение4). В договоре оговариваются условия и порядок промежуточных поставок (графикпоставок).
Приемкатовара на складе осуществляется назначенными материально ответственными лицами.
Персоналу,ответственному за приемку товаров, сообщаются условия договора поставки товаровпо прямым, длительным хозяйственным связям и передается согласованный графикпоставок. Если поставки товара осуществляются на основании заявок, то персоналинформируется о заказанных товарах и сроках их поставки.
Подоговорам, оформляющим разовую сделку, персонал ставится в известность онаименовании товаров, которые необходимо принять, их количестве, качестве икомплектности, сроках приемки, виде сопроводительных документов. Собственноперечень этих сведений достато­чен для приемки товара.
Приемкатоваров может осуществляться на территории (складе, базе) поставщика, натерритории перевозчика (если перевозку осуществляет независимая транспортнаяорганизация) или на территории супермаркета.
Приемкутовара на складе поставщика осуществляет материально ответственное лицо подоверенности, которая является подтверждением права на получение товаров.
Товары натерритории предприятия имеют право принимать: заведующий складом (секцией,отделом) или кладовщик.
Обязанностиэтих работников по приемке товаров и условия ответственности закрепляются вдоговорах о материальной ответственности, должностных инструкциях и т. д.
Передкаждой поставкой товаров в ООО «Альтернатива» материально-ответственное лицодолжно организовать подготовку подъездных путей, разгрузочных площадок,складских площадей под товары, а также необходимых документов.
Приемтоваров осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами,сопроводительными документами поставщика и др.
В основеприема товаров — сопроводительные документы. К таковым в первую очередьотносится накладная (товарно-транспортная накладная и счет фактура).
Количественнаяи качественная приемка товаров, проверка их комплектности и маркировки,правильности цены, актирование недостач и дефектов и заявление рекламациипоставщикам производятся в порядке и в сроки, предусмотренные законодательствомРФ или договорами поставки.
Приприемке товара в первую очередь проверяется соответствие количества товаров,указанных в договоре поставки и фактически поставленных.
Проверкаколичества товара в зависимости от того, в каких единицах оно выражается —весовых или объемных, — производится различными способами.
Еслитовар в сопроводительных документах выражен в весовых единицах, его количествоустанавливается взвешиванием (установлением веса брутто и веса нетто). Проверкапроизводится установлением соответствия отгруженного веса товара(установленного в пункте отправления и указанного в сопроводительном документе)и выгруженного (установленного в пункте назначения).
Если жетовар выражен в договоре в объемных единицах, то проверка количествапроизводится подсчетом числа выгруженных мест и его сопоставлением сотгруженным.
Следуетотметить, что если в сопроводительных документах количество товаров указано ввесовых и в объемных единицах, то при приемке проверяется и то, и другое.
Еслитовар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количествумест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре.
Еслипроверка фактического наличия товара в таре не проводится, то об этом делаетсясоответствующая отмет­ка в сопроводительном документе.
Приемкатовара по качеству в настоящее время не отменена законодательством. Однакопостепенно само по­нятие «качество» отходит в прошлое: концепция реформыторговли предполагает введение нового определения — «безопасность товаров».
Именнобезопасность товаров и будет являться главным критерием их качества.
Пока жеприемка по качеству осуществляется двумя способами:
-на основе документа, подтверждающего соответствие качестватовара;
-путем проверки качества фактически поставленного товара вместе приемки.
Дляпродовольственных товаров обязательным является проверка сроков годности иреализации поставленных товаров — просроченные товары небезопасны для здоровьяпотребителей.
Относительнопроверки комплектности товара следует отметить следующее. Понятие комплектностиприменяется по большей части к технически сложным изделиям, в частности кбытовой технике. Как уже отмечалось, такие товары редко предлагаются креализации в ресторане ООО «Альтернатива». Однако если они все же тампродаются, то, принимая товар, материально ответственное лицо обязаноудостовериться, что поставленный товар соответствует этим условиям.Комплектность, как правило, проверяется путем установления наличияперечисленных составных частей товара (комплектующих изделий или узлов, пр.), указанныхв договоре поставки, стандарте, техническом регламенте и т.п.
Проверкаколичества, качества и комплектности товара осуществляется двумя основнымиспособами: сплошным и выборочным. Сплошной проверке обычно подвергают товары,поставляемые в таре или упаковке. Выборочной — товары, поставляемые навалом, аиногда — упакованные.
Какправило, выборочная проверка производится с условием распространения еерезультатов на всю партию. Возможность или обязательность такой проверки должнабыть предусмотрена условиями договора, стандартами, техническими условиями,иными обязательными правилами. Договором, в частности, устанавливаетсяпроцентное соотношение партии товара, подвергающейся проверке.
В случаенесогласия поставщика товаров с результатами проверки производитсярассортировка и перевешива­ние всей партии.
Приемкатовара может осуществляться:
-сторонами или их представителями совместно;
-сторонами или их представителями совместно с третьимилицами;
-указанной в договоре незаинтересованной третьей стороной.
В томслучае, когда стороны определили, что приемка будет производиться в ихприсутствии, и одна из сторон не явилась, приемка может производиться в ееотсутствие, но в присутствии третьей, согласованной стороны.
Следуетпомнить, что при нарушении правил приема и сроков получатель товаров лишаетсявозможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациямпри недостаче или снижении качества товаров.
В случаенесоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству,установленному в дого­воре, или данным, указанным в сопроводительныхдокументах, дальнейшая приемка товара приостанавливается и составляется акт, ав сопроводительных документах проставляется отметка об актировании, апоставщику направляется претензия.
Возвраттовара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, принесоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству,некомплектности товаров, осуществляется путем оформления расходной накладной.Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются вдоговоре поставки.
Необходимоотметить, что если при приемке товаров выявлены излишки, по сравнению суказанным в сопроводительных документах количеством, то получатель вправе посвоему усмотрению либо принять большее количество и оплатить его, либо принятьи оплатить предусмотренное количество, отказавшись от излишков. О выявленныхизлишках также делается отметка в акте.
Приемкатоваров оформляется по утвержденным унифицированным формам первичной учетнойдокументации.
Транспортиграет важную роль для ООО «Альтернатива». Своего транспорта предприятие неимеет, поэтому для перевозки грузов на свой склад используется транспортпоставщика. Перевозка товаров на предприятие от иногородних поставщиковосуществляется исключительно железнодорожным транспортом.
Железнодорожныйтранспорт используется предприятием при поступление товаров с далёкогорасстояния в контейнерах, то есть для транспортирования товаров в большихколичествах. Главное достоинство железнодорожного транспорта в том, что средняясебестоимость железнодорожных перевозок значительно ниже, чем на автомобильномтранспорте.
Основнымдокументом, регламентирующим порядок перевозки грузов на железнодорожномтранспорте, а также возникающие при этом хозяйственные отношения между органамитранспорта, грузоотправителем и универмагом, является Устав железных дорог.Товары перевозятся грузовыми и пассажирскими поездами (грузобагаж).
Наотправку груза грузоотправителем составляется железнодорожная накладная,которая является основным перевозочным документом. Грузы должны доставлятьсяжелезной дорогой в установленные сроки, при исчислении которых основываются нанормативных скоростях доставки грузов. За просрочку доставки товара железнаядорога уплачивает грузополучателю штраф. При определении стоимости перевозкигруза пользуются тарифами на грузовые железнодорожные перевозки. Вжелезнодорожный тариф входят платы, взимаемые за перевозку товара, а такжесборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой груза. Тарифнаясистема предусматривает также штрафы за простой вагонов и задержку контейнеров.
При приемкегруза от железной дороги в ООО «Альтернатива» проверяют прибывший товар, но приобнаружении неисправности вагона или повреждение пломбы, предприятие требует отстанции составления коммерческого акта.
Дляперевозки товаров от местных поставщиков в ООО «Альтернатива» используетсятранспорт поставщиков. Автомобильный транспорт используется для перевозкитоваров преимущественно на короткие расстояния в пределах г. Усинска.
 Главноепреимущество автомобильного транспорта — скорость, хотя себестоимость его достаточновысока.

4.Направления совершенствования организации хозяйственныхсвязей с поставщиками товаров
Одной изосновных коммерческих функций является закупка товаров для их последующейреализации. Правильно организованная поставочная и закупочная работа не толькоспособствует удовлетворению потребительского спроса, но и позволяет уменьшитьвероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.
Для решенияэтих задач работа по оптовым поставкам и закупкам товаров в ООО «Альтернатива» должнавключать в себя следующие операции:
-изучение ипрогнозирование покупательского спроса;
-определение потребностив товарах;
-выявление источниковпоступления товаров и выбор поставщиков;
-установлениехозяйственных связей с поставщиками;
-контроль над исполнениемдоговоров.
Принятиекоммерческих решений по оптовым закупкам и поставкам товаров невозможно безизучения и прогнозирования покупательского спроса.
Поэтомуизучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полнуюинформацию о необходимых потребителю товарах и ценах, которые они готовы за нихзаплатить. Такая информация не только способствует изучению спроса, но ипомогает выявлять тенденции его изменения и развития.
Существуютразличные способы изучения и прогнозирования спроса, применяемые в торговле.Например, анализ показателей товарооборота, товарных запасов итоварооборачиваемости, а также реализованного и нереализованного спроса оптовыхпокупателей. Полезными могут оказаться данные опросов покупателей оприобретаемых ими товарах, пожелания и замечания по их качеству и ассортименту.Такие опросы по заказу оптовых организаций могут проводиться, например, вмагазинах. Там же возможна организация презентаций новых товаров.
Полученныеразличными способами и систематизированные данные являются основой дляопределения потребности в товарах. При этом не только рассчитывается объемподлежащих закупке товаров, но и уточняется их ассортимент.
Припроведении закупочной работы ООО «Альтернатива» должно исходить из возможностимаксимального использования товарных ресурсов региона, в котором ониосуществляют свою деятельность. Для этого коммерческой службе необходимовладеть информацией о местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях(поставщиках-изготовителях) и производимых ими товарах (ассортименте, качестве,упаковке, ценах).
При выборепоставщиков-изготовителей важную роль играет не только то, какие товары онипроизводят и продают в настоящее время, но и их возможности по усовершенствованию,а также выпуску новых товаров.
Чтобызакупать товары, которые не производят местные предприятия, коммерческимработникам необходимо постоянно анализировать рекламные объявления, в том числеи поставщиков-посредников, с предложениями оптовой продажи товаров.
Поискупоставщиков товаров способствует также посещение выставок новых товаров,оптовых ярмарок, оптовых рынков и товарных бирж. К важнейшим элементамзакупочной работы относится установление хозяйственных связей с поставщикамитоваров.
Управление товарнымизапасами всегда имеет целью их оптимизацию, т.е. обеспечение торговойорганизации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которыемаксимально соответствуют предвидимому спросу. Следовательно, и этой важнейшейуправленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностейрынка. Управлять товарными запасами — это значит планировать определенный объеми структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организациейцелями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленнымкритериям. Управление должно быть систематическим. Иными словами, должен бытьпредусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал быподдержание нужных товарных запасов. Вмешательство руководителя должнотребоваться лишь тогда, когда этот механизм почему-либо не срабатывает, а такжев исключительных случаях, которые не могли быть заблаговременно предусмотренысистемой и программой.      
Исходя из данныхположений, для ООО «Альтернатива» необходимо постоянно контролироватьассортимент продаваемых товаров с точки зрения их спроса, и формироватьповышенный уровень запасов на те товары, которые пользуются наиболее активнымспросом, учитывать сезонность спроса на некоторые виды товаров, при необходимостисоздавать резервные запасы.
Вместе с тем, у ООО«Альтернатива» имеются излишки нереализованных запасов и превышениенормативных. В связи с этим руководству предприятия и товароведу надлежитпровести инвентаризацию товарных запасов и проанализировать, за счет чегообразовалось превышение.
Результаты анализа иучета товарных запасов могут использоваться для их планирования. Заметим, чтодирективного, обязательного планирования товарных запасов на торговыхпредприятиях не существует, однако средние и крупные торговые предприятиявынуждены постоянно следить за динамикой товарооборачиваемости, а,следовательно, планировать и нормировать товарные запасы, что является основойдля разработки заказов на закупки товаров в ассортиментном количестве.
Кроме этого, весьмаэффективным средством оптимизации товарных запасов является автоматизация ихучета, которая позволяет своевременно определить недостаток или излишекопределенных видов товаров и принять меры по их устранению. Использование в ООО«Альтернатива» специальных компьютерных программ позволит разработать стройнуюсистему управления запасами.
В ООО «Альтернатива» используетсочетание централизованного и транзитного завоза, что является удобным дляоптимизации доставки товаров в нужном количестве и в нужное время. Частота иоптимальные размеры завозимых партий определяют для того, чтобы обеспечитьбесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальныхразмерах товарных запасов. Увеличение частоты завоза товаров и количестваразновидностей, завозимых в среднем в одной партии, оказывает влияние науменьшение запаса текущего пополнения. И наоборот, их уменьшение приводит ксоответствующему росту запасов текущего пополнения и его общей величины. ООО«Альтернатива», принимая решения об изменении норматива запасов по ресторану,должно предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров — частоты и комплектности завоза. Если при изменении необходимой величины невносятся соответствующие коррективы в условия поставки товаров, то это приводитк формированию фактических запасов без учета их рекомендуемой величины.
На практике возможно, взависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определятьмеры по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должныбыть минимальными, если расходы по хранению намного превышают издержки по ихтранспортировке, и наоборот, единовременный завоз необходимо предусматривать вбольшем размере, если транспортные издержки намного выше расходов по хранению.
Примерные рекомендованныезапасы по подразделениям и доля этих подразделений общем товарооборотепозволяют установить общий размер запасов по предприятию в целом. Намечаемуювеличину запасов необходимо тщательно анализировать и при необходимостикорректировать.
Кроме того, необходимоучитывать равномерность завоза товаров по периодам года. Исследованиявнутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам взначительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменениевнутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения иособенностей спроса — нормальное явление. А колебания оборота в результатенеравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работеторгового отдела головного предприятия и недостатках в организации торговли. Поэтомупри внутригодичном планировании нужно предусмотреть меры по обеспечению болееритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спросанаселения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должнобыть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, т.к.это является основой увеличения товарооборота.

Заключение
Таким образом, в процесседанной работы было исследовано значение хозяйственных связей с поставщиками вформировании ассортимента товаров торгового предприятия на примере ООО«Альтернатива».
Предметом деятельностиООО «Альтернатива» является торговля и общественное питание.
В ходе исследованияустановлено, что постоянное превышение уровня товарных запасов приводит к большомупериоду оборачиваемости товаров, к повышению затрат на хранение. Такоеположение может привести к затовариванию и, в конечном итоге нарушению сроковреализации и списанию товаров, что увеличит убытки предприятия.
Основными направлениямипо улучшению товароснабжения, а значит, повышению уровня реализации товаров идоходов от торговой деятельности исследуемого предприятия должны бытьследующие:
1.        Увеличение объемапрямых закупок непосредственно у предприятий-производителей товаров. Постоянныеи длительные связи с такими поставщиками, как ЗАО «Кировский молочныйкомбинат», ОАО «Кировский мясокомбинат», дает возможность ООО «Альтернатива»иметь всегда в продаже свежую продукцию, а также дает возможность поддерживатьв течение дня полный ассортимент, т.к. обеспечена оперативность поставки.
2.        Приведение уровняторгового обслуживания в соответствие с требованиями покупателей повысит имиджторговой марки и привлечет в ресторан большее число клиентов, что, в своюочередь, увеличит товарооборот, а, следовательно, и прибыль предприятия.
3.        Расширение иобновление ассортимента товаров в соответствии с запросами покупателей,использование в текущей деятельности маркетингового инструментария,осуществление рекламной и информационной деятельности предприятия в целом позволитрасширить рынок сбыта и увеличить прибыль.         
4.        Предприятиюнеобходим глубокий анализ товарных запасов и оборачиваемости, выявлениесоответствия их нормативам, выявление и расчет факторов, повлиявших наизменение товарных запасов и по итогам экономического анализа разработкаконкретных мероприятий по нормализации товарных запасов и ускорениюоборачиваемости.
5.        В результатеанализа необходимо четко установить, какие факторы оказали влияние наформирование и развитие товарных запасов, обеспечивают ли бесперебойную продажутоваров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический ассортименттоварных запасов покупательскому спросу и др.
Руководство предприятиядолжно оценить, какой минимально необходимый товарооборот по отдельнымподразделениям и их совокупности позволяет обеспечивать получение прибыли и неиметь убытков.
Обязательно необходимопостоянно изучать спрос по каждой группе товаров. Если спрос на данный товарменьше, чем объем товарооборота, обеспечивающий безубыточность, то процесс реализациине будет самоокупаемым.
Таким образом, предприятиюдля эффективной деятельности в ближайшее время необходимо постоянносовершенствовать организацию работы по реализации продукции.

Список использованной литературы
1.        Гражданскийкодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст посостоянию на 1 ноября 2000 г. — М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. — 372с.
2.        РоссийскаяФедерация. Правительство. Об обществах с ограниченной ответственностью:Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 14-ФЗ// Российская газета – 1998.- 17февр. — С.3-6
3.         Т.И. Экономика ипланирование на предприятиях торговли и питания: Учебное пособие./ Т.И.,Мачабели М.Ш. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 272с.
4.        Грибов В.Д. Экономикапредприятия: Учебник. Практикум. – 3-е изд. /Грибов В.Д., Грузинов В.П… – М.:Финансы и статистика, 2006. -336с
5.        Баканов М. И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле. — М.: Экономика, 1999.
6.        Балабанов И. Т. Анализи планирование финансов хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика,1994.
7.        Бухгалтерскийучет/Под ред. Безруких П.С. — М.: Бухгалтерский
учет, 1996.
8.        Валович Р. П.,Давыдова Г. А. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. — Мн.: Высшаяшкола, 1996.
9.        Ворст И.,Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник. — М.: Высшая школа, 1994.
10.     Дашков Л.П.,Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. — М.: ИВЦ«Маркетинг», 1999.
11.     Демин К.С.Маркетинг в торговле — в чем специфика?//Современная торговля. — 2000. — № 10.- С. 6-11.
12.     Ковалев А.И.,Привалов В.И. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: Центр экономики имаркетинга, 1997.
13.     Козлов В. Д.Управление организацией. — М.: Экономика, 1990.
14.     Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. — Мн.: Высшая школа,1995.
15.     Новиков О.А.,Мясникова Л.А. Закупка и формирование товарного ассортимента // Современнаяторговля. — 2000. — № 12. — С. 2-5.
16.     Осипова Л.В.,Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник. — М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1997.
17.     Панкратов Ф.Г.,Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1997.
18.     Раицкий К.А. Экономикапредприятия: Учебник для вузов. — Изд.
2-е. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
19.     Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия:
Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 1999.
20.     Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия:
Учебник / Под общ. ред. А.Н.Саломатина. — М.: ИНФРА-М, 2001.
21.     Экономикаторгового предприятия: Учебник / Под ред. А.Гребнева. М.: Экономика, 1996.

Приложение2
Организационная структураООО «Альтернатива»/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Инженер-технолог   /> /> />
Менеджер по закупкам   /> /> /> />
Официанты,
бармены   /> /> Шеф-повар   /> /> /> />
Бригада поваров   /> /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.