--PAGE_BREAK--небольшой первоначальный объем инвестиций
· инновационный характер малых предприятий
Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них.
В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются:
1) некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;
2) незначительные объемы продаж;
3) конкуренция;
4) слишком большие эксплуатационные расходы.
Однако чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления. Собственники и сотрудники прекративших свое существование малых предприятий составляют лабильный резерв трудовых ресурсов и основу для появления новых субъектов малого бизнеса.
ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
2.1 Предпринимательство как фактор производства
Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.
В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п.
Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII — начало XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.
Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость) «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.
По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот. Как правило, его собственность распространяется на уставный фонд, который может представлять собой относительно небольшую величину.
Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собственность как юридический факт утрачивает свои распорядительные прерогативы. Власть на производстве перемещается от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за результаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут менеджеры.
Таким образом, развитие кредитных отношений и переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства.
Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предпринимательство в своей основе не является функцией только собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.
Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной литературе предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.
Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.
Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.
Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять».
Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.
Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.
В отечественной литературе предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «искусство возможного». Тем более что речь идет об управлении и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности и навык играют не последнюю роль.
2.2 Предпринимательская способность и предпринимательский доход
Предпринимательскую способность можно определить как один из экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития. В состав данного ресурса следует включать, прежде всего, предпринимателей, к которым относятся, в первую очередь, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.
Помимо собственно предпринимателей, т.е. непосредственных носителей предпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включать всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие институты рыночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несомненно, относятся предпринимательская этика и культура, а также предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики.
Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 80—90-х гг.
Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.
Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату — предпринимательский. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход — это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.
В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей, т.е. экономической прибыли.
2.3 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Один и тот же тип организации предпринимательской деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественных правомочий, принципов организации и управления, что требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны. Основные законодательные нормы создания и функционирования предприятий в Украине регулируются Законами Украины: «О предприятиях в Украине» от 27.03.91г. № 887-XII; «О хозяйственных обществах» от 19.09.91г. № 1576-XII; «О предпринимательстве» от 07.02.91г. № 698-12.
К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями.
Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей — в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, то есть определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. В-третьих, в зависимости от особенностей организации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм.
Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы.
Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков. Товарищества представляют собой образования, построенные на началах членства и объединения капитала, в то время как общества,— только на объединении капиталов. Это не формальное различие, так как оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности учредителей, а с другой, — характер их взаимоотношений с созданной предпринимательской структурой. Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе гражданских правоотношений, то есть гражданского договора.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.
Полное хозяйственное товарищество — основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами. Поэтому в случае, когда в действующем товариществе остается единственный участник, оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.
Товарищество на вере (коммандитное) — объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.
Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере, одного. В случае же выбытия всех вкладчиков оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.
Общество с ограниченной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.
Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним или несколькими участниками, число которых не должно превышать законодательно устанавливаемого предела их численности. В своей деятельности общества данного типа руководствуются подписанным учредителями Учредительным договором и утвержденным ими Уставом, отражающих основные положения организации и управления обществом. Формирование активов общества осуществляется за счет вкладов учредителей. И хотя капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, общество не вправе выпускать акции и подобные им ценные бумаги. Минимальный размер уставного фонда для обществ данного типа регулируется законодательно.
Общество с дополнительной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.
Акционерное общество — образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.
Отличительной особенностью акционерного общества является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания акционерного общества одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования акционерного общества, формирование его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд акционерного общества складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом открытая подписка на акции допускается только после полной оплаты учредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. Акционерное общество также не вправе выплачивать дивиденды, как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов. Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, акционерные общества могут только после третьего года своего существования и на сумму, не превышающую размер уставного фонда. В то же время закон допускает возможность преодоления указанных требований при условии обеспечения выпуска облигаций третьими лицами.
Управление акционерным обществом осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществляющий текущее руководство, так и совет директоров или наблюдательный совет, если число акционеров более пятидесяти. При этом компетенция исполнительных органов акционерного общества и порядок принятия решений регулируются не только Уставом общества, но и законодательством об акционерных обществах.
Ликвидация акционерного общества может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном законом порядке. Акционерное общество может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью. продолжение
--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УКРАИНЕ
3.1 Формирование и развитие предпринимательства в Украине
Формирование субъектов предпринимательства в принципе возможно двумя путями.
Первый путь – эволюционный. Он предполагает постепенное накопление денежных и других ресурсов, достаточных для открытия и развития своего дела. Этот процесс может быть довольно длительным. Он ускоряется применением акционерной формы предпринимательства. В Украине возможности эволюционного пути формирования участников предпринимательства к началу 90-х годов были очень ограничены. К причинам такого положения можно отнести:
· отсутствие достаточных сбережений у населения;
· недоверие населения к ценным бумагам — акциям, облигациям и пр.;
· недостаточная подготовленность кредитной системы;
· у людей отсутствовали достаточные психологические, социальные установки на предпринимательство.
Второй путь предполагает ускоренное формирование субъектов предпринимательства. Его, как правило, используют страны, осуществляющие переход от централизованно-плановой к смешанной экономике, в том числе и Украина. Государство принимает решение о приватизации предприятий, смене условий применения государственного капитала путем, в частности, коммерциализации и стимулирования тем самым появления обществ предпринимательского типа.
Процесс приватизации в той или иной мере присущ многим странам. Последовательно рыночный способ ее осуществления – выкуп. При этом очень важно создать конкуренцию среди покупателей, которая позволит осуществить продажу по реальной рыночной стоимости.
Коммерциализация – это широкое понятие, которое конкретизируется такими формами, как аренда, аренда с выкупом и другие. Это способствует формированию субъектов предпринимательства.
Один из путей возникновения частных предприятий – приватизация. С 1992 г. к началу 1998 г. в Украине было приватизировано свыше 45 тыс. малых предприятий.
Всплеск появления малых компаний в Украине приходится на 1992-93 гг. В 1994, 1995 и 1996 гг. наблюдалось некоторое замедление темпов. Одними из самых высоких за всю историю малого бизнеса в стране были темпы возрастания в 1997 году. На начало 1998 года в стране насчитывалось более 136200 малых предприятий.
В реформировании украинской экономики малые предприятия взяли на себя роль «творца почвы» для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И целиком закономерно, что в настоящее время по официальным данным удельный вес частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных предприятий составляет 84%. Малые предприятия, имея в своем распоряжении 3,4% стоимости основных средств экономики Украины и 14% от общей численности занятых, производят 12% ВВП. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В развитии предпринимательства в Украине за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, которые выразились, прежде всего, в замедлении темпов роста численности малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития предпринимательства было характерное стойкое увеличение как их численности, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа малых предприятий составлял лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижения их числа на 2,2%.
В Украине наблюдается неравномерное распределение малых предприятий по областям. Оно обусловлено различными территориальными условиями: их экономическим потенциалом, ресурсным обеспечением, специализацией регионов, уровнем инвестиционной активности, состоянием рыночной инфраструктуры, отношениями между государственными органами и предпринимательскими структурами. Эти региональные особенности следует учитывать в процессе разработки мероприятий государственной поддержки предпринимательства.
3.2 Государственная политика поддержки малых предприятий
Существуют различные подходы к решению проблемы формирования и поддержки государством малого сектора в переходной экономике. Можно выделить два основных направления государственной политики относительно становления частного предпринимательства:
· проведение приватизации с целью формирования ответственного собственника-хозяина, способного к инвестиционной деятельности и заинтересованного в ускоренном обновлении производства;
· обеспечение условий (экономико-политических, законодательных и т.п.) для образования и эффективного функционирования малых и средних частных предприятий.
Государственная политика поддержки малого бизнеса – совокупность приоритетных решений (мероприятий), которые определяют основные направления и формы правового, экономического и организационного содействия развитию малого предпринимательства с учетом интересов государства и субъектов хозяйствования. То есть под государственной поддержкой понимается, с одной стороны, государственное регулирование этого сектора экономики, которое предусматривает формирование государственными структурами соответствующих условий становления и развития малого бизнеса, а с другой – создание стимулов, использование материальных и финансовых ресурсов, которые привлекаются в сферу малого предпринимательства на льготных условиях.
Существуют три аспекта государственной политики поддержки малого предпринимательства. Во-первых, надо принять во внимание программный аспект, который касается комплекса взаимосвязанных и последовательных целей, планов и правил решения задач в области государственного регулирования малого бизнеса. Во-вторых, в русле так называемой «положительной экономики» государственного управления следует анализировать реальный ход процессов применения государственными органами и их работниками властных полномочий и разнообразных возможностей влияния на функционирование и развитие малого предпринимательства. В-третьих, адекватным завершением этого движения выступает характеристика политической организации общества в той части, которая касается деятельности государства в сфере поддержки малого бизнеса.
Деятельность по отладке результативного и эффективного механизма формирования и реализации государственной политики поддержки малого бизнеса в Украине, несомненно, требует творческого заимствования и использования мировых достижений в этой сфере, прежде всего опыта стран с развитой рыночной экономикой. Изучение опыта малого предпринимательства в развитых странах свидетельствует, что оказывать содействие его развитию можно лишь путем объединения, комбинирования разных форм, методов средств регулирования и поддержки, главными среди которых являются: финансово-кредитная поддержка, которая предусматривает прямые гарантированные займы, целевое субсидирование, целевое бюджетное финансирование, благоприятная налоговая политика, которая предусматривает льготное налогообложение, предоставления права ускоренной амортизации и изъятия амортизационных отчислений у объектов налогообложения, информационно-консультативная поддержка, обеспечивающая информационное обслуживание.
Остаются также актуальными проблемы формирования целостной системы государственной поддержки развития предпринимательства, в частности формирования высококачественного правового поля. Сегодня же предпринимательскую деятельность в Украине регламентируют 32 закона, 22 постановления Кабинета Министров и 14 указов Президента. Лишь в течение 1997-2000 гг. к этим нормативно-правовым документам было внесено близко 1000 изменений и дополнений, которые часто либо противоречили уже действующим нормам, либо совсем их перечеркивали. Такое количество законов, подзаконных актов и изменений в них никак не оказывает содействие нормальному развитию предприятия, вносит путаницу и дезорганизует этот процесс.
Национальная программа содействия развития малого предпринимательства в Украине представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию государственной политики относительно решения проблем развития малого предпринимательства. Национальная программа содействия развития малого предпринимательства в Украине утверждается Верховной Радой Украины путем принятия соответствующего закона.
Основными факторами, которые мешают развитию предпринимательства, являются:
· отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства;
· увеличение административных барьеров (регистрации, лицензирования, сертификации, системы контроля и разрешительной практики, регулирования арендных отношений и т.п.);
· отсутствие реальных и действенных механизмов финансово-кредитной поддержки;
· чрезмерное налоговое давление и отягощающая система отчетности;
· неуверенность предпринимателей в стабильности условий ведения бизнеса;
· чрезмерное вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования.
Тем не менее, темпы возрастания малого предпринимательства в Украине свидетельствуют об его достаточном внутреннем потенциале, а результаты анализа развития в условиях рыночных реформ – о необходимости формирования и проведения государственной политики относительно поддержки малого предпринимательства.
Все это обусловило необходимость принятия Национальной программы содействия развитию предпринимательства в Украине.
Целями государственной поддержки предпринимательства являются:
1) создание условий для положительных структурных изменений в экономике Украины;
2) содействие формированию и развитию малого предпринимательства, становлению малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении отрицательных процессов в экономике и обеспечение постоянного положительного развития общества;
3) поддержка отечественных производителей;
4) формирование условий для обеспечения занятости населения Украины, предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется Кабинетом Министров Украины и другими центральными органами исполнительной власти.
На основе определенных приоритетов Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления соответственно своей компетенции:
· готовят предложения об установление для субъектов малого предпринимательства налоговых и других льгот;
· принимают решение о выделении и использовании средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для поддержки предпринимательства;
· оказывают содействие деятельности объединений субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка предпринимательства относительно формирования его инфраструктуры осуществляется путем создания и обеспечения деятельности сети бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и т.п.
Основными задачами таких организаций являются:
· консультирование по вопросам законодательства Украины;
· предоставление информации относительно осуществления государственной поддержки субъектов малого бизнеса;
· предоставление информации относительно наличия в регионе необходимости использования товаров (услуг), которые производятся субъектами предпринимательства, расположенными на территории региона;
· повышение уровня квалификации управленческого персонала субъектов предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки малых предприятий являются:
· усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательской деятельности;
· формирование единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности;
· активизация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
· содействие созданию инфраструктуры развития малого предпринимательства;
· внедрение региональной политики содействия развития малого предпринимательства.
Сегодня Украина имеет большое количество нормативных актов, значительная часть которых регулирует именно предпринимательскую деятельность. Тем не менее, нормативное регулирование предпринимательской деятельности остается весьма сложным процессом. Отсутствие системности породила много дублирующих правовых норм, закрепленных в нормативных актах разной юридической силы. Лишние регулирующие документы значительно усложняют как начало, так и осуществление предпринимательской деятельности.
Поэтому одним из направлений Программы является максимальное упрощение юридических процедур в правоотношениях «государство-предприниматель». Администрирование предпринимательства должно занимать по возможности меньше времени и средств. Экономическая ситуация в Украине требует еще большего упрощения и удешевления процедур регистрации, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.
Путями усовершенствования правового обеспечения развития малого предпринимательства являются:
· создание действенных механизмов защиты прав и свобод предпринимателей;
· гармонизация украинского законодательства с законодательством Европейского Союза и СНГ;
· обеспечение законодательной гарантии неизменности и долгосрочности государственной политики относительно поддержки малого предпринимательства;
· разработка нормативно-правовой базы, которая регулирует отношения между государством и предпринимателями, работодателями и нанимаемыми работниками, в том числе и для обеспечения их социальной защиты, устанавливает нормы и правила осуществления предпринимательской деятельности, регламентирует деятельность органов государственной власти, их должностных лиц относительно выполнения ними соответствующих полномочий в сфере развития малого предпринимательства.
Внедрение государственной регуляторной политики обеспечивается путем:
· координации деятельности органов разных уровней исполнительной власти и планирование регуляторной деятельности, подготовки проектов регуляторных актов с применением процедуры публичного обсуждения;
· определения эффективности проектов регуляторных актов и оценки экономических и социальных результатов их внедрения;
· усовершенствования законодательства с целью уменьшения чрезмерного государственного вмешательства в сферу предпринимательства;
· усовершенствования разрешительной системы в сфере предпринимательства, упрощения процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Финансово-кредитная поддержка предпринимательства направлена на:
· формирование сети региональных фондов поддержки предпринимательства и кредитно-гарантийных учреждений;
· разработку и внедрение эффективных кредитно-гарантийных механизмов микрокредитования субъектов предпринимательства;
· создание и поддержку финансовых институтов, которые работают на развитие малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляют соответственно своей компетенции на общегосударственном уровне Украинский фонд поддержки предпринимательства, на региональном уровне – региональные фонды поддержки предпринимательства, на местном уровне – местные фонды поддержки предпринимательства.
Факторы улучшения развития инфраструктуры предпринимательства:
· системы информационного консультационного обслуживания предпринимательства, предоставляющие услуги малым предприятиям (бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.п.);
· бизнес-центры и центры развития малых предприятий;
· учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов для работы на малых предприятиях, формирование экономических знаний и обретение практических привычек работы в условиях рыночной экономики.
Ожидаемыми результатами реализации Национальной программы поддержки предпринимательства являются ускорение развития малого бизнеса, использование его потенциальных возможностей, преобразование его в действенный механизм решения экономических и социальных проблем, содействие структурной перестройке экономики, стойкая тенденция увеличения количества малых предприятий, уменьшение уровня теневого оборота в сфере предпринимательства, укрепление экономической базы регионов, положительное влияние на решение проблем безработицы, насыщение отечественного рынка товарами и услугами.
3.3 Проблемы финансирования предпринимательства
Проблема финансирования субъектов предпринимательства в Украине состоит в ограничении доступа к таким традиционным для рыночной экономики источникам финансовых ресурсов, как средства банковской системы и рынка ценных бумаг.
Банковские кредиты ограниченно используются из-за больших процентных ставок и из-за отсутствия гарантий для банков в виде залогов или высоколиквидных активов. Это состояние усиливается в кризисных условиях экономики Украины. На Западе банковские кредиты являются одним из главных источников финансовых ресурсов малого бизнеса.
Доступ на фондовый рынок предприятий небольшого и среднего размера достаточно усложнен. Это связано с затратами от недооценки ценных бумаг предприятий. Недооценка акций при первичном размещении может достигать 10% от их реализационной стоимости. С точки зрения эмитента это прямые потери, связанные с привлечением внешнего финансирования. Другой причиной является страх единоличного собственника потерять контроль над своей фирмой из-за продажи акций. Кроме того, слаборазвитый рынок ценных бумаг Украины не дает возможности рассматривать такое направление получения финансовых ресурсов как полноценное либо как вообще возможное.
Сужение вышеописанных источников финансовых ресурсов увеличивает роль собственных средств. Приблизительно 55% фирм полностью существуют за счет собственных средств.
Существуют специализированные источники поддержки малых предприятий, к которым относятся: государственная финансовая помощь, международная донорская помощь, поддержка больших предприятий. В Украине государственная финансовая помощь малым предприятиям оказывается в рамках государственных целевых программ поддержки малого предпринимательства за счет бюджетных средств. Но эти программы не стали действующими инструментами финансовой поддержки малых предприятий, которые связаны с незначительными финансовыми возможностями, вызванными ограниченными ресурсами бюджетной системы. Другим направлением государственной поддержки являются льготы в налогообложении. Сборщикам налогов нет смысла закрывать глаза на результаты опроса предпринимателей, которые одним из главных препятствий развития предпринимательской деятельности называют «налоговое бремя», которое заставляет определенную часть субъектов предпринимательской деятельности находиться «в тени». Учитывая факторы, препятствующие развитию предпринимательства (высокомонополизированная структура экономики, несовершенство кредитных источников финансирования и т.п.), налоговая администрация Украины старается вводить эффективное стимулирующее налогообложение малого бизнеса. Речь идет о применение упрощенной системы налогообложения, содержанием которой являются дифференцированные механизмы, учитывающие особенности хозяйственной деятельности тех или других прослоек предпринимательства.
Существующая система налогообложения предпринимательства создает альтернативные возможности выбора наиболее эффективного механизма. Но вместе с тем налоговые ставки определенных видов предпринимательской деятельности вводятся из-за решений соответствующих местных органов власти, то есть в основном на субъективных основаниях. продолжение
--PAGE_BREAK--