Проект развития
Службы Новостей Радио
1 этап (ноябрь).
Освоение современных информационных технологий Дата Теория Практика 1 – 8 ноября · Специфика написания текстов для радио · Виды информационных радиоформатов Использование жесткой схемы в написании новостей «одним абзацем» ( топ лайн) 9 – 15 ноября Производство аудиоматериалов с использованием опроса на улицах города (VOX POP) Правила написания анонсов новостей Использование опросов в выпусках новостей (18 00) 16 – 21 ноября Аудио материалы на радио( «клип», «сверток», «пакет») Начало производства «пакетов» для участия в конкурсе радиожурналистов. 22 — 29 Правила подготовки репортажей и интервью по телефону Использование в выпусках новостей репортажей журналистов РТ.
2 этап ( декабрь)
Использование полученных знаний в производстве новостей . Приблизительная схема выпусков «Городских новостей» Время выхода 08 00 12 00 15 00 18 00 Общее время звучания 2 – 3 минуты 3 – 5 минут 3 – 5 минут 5 — 8 минут Анонсовая поддержка анонсы выпуска за 30 минут до выхода анонсы выпуска за 30 минут до выхода Общая схема выпуска Новость одним абзацем Новость одним абзацем Новость одним абзацем Новость одним абзацем Клип Клип — репортаж Клип VOX POP репортаж VOX POP Не городские новости
КАК ПИСАТЬ ДЛЯ НОВОСТЕЙ Формула написания “жестких” новостей
Что произошло?
Где это произошло?
Когда это произошло?
Кто стал участником этого события?
Как это происходило?
Почему это произошло?
Что означает данное событие?
Если вы найдете ответы на все эти вопросы, то это и означает, что вы написали новость. Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
Первая строка (Top Line)
Первая строка вашего материала должна “ПРОДАВАТЬ” данную новость слушателю.
Она должна быть короткой и “ударной”(“попадать в десятку”).
Ваш слушатель должен быть способен понять то, о чем вы рассказали в новости. Она должна заставить ее/его дослушать новость до конца, чтобы узнать о ней больше.
В случае с местными новостями, а также в случае с российскими или международными новостями, поданными в “местном” ракурсе, ТОП ЛАЙН должна содержать название данного населенного пункта, города, области.
Например: Шахтеры Екатеринбурга заблокировали ту часть железной дороги, которая проходит через город.
Остальная новость
Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Вы рассказываете сказку. В то время, как ваша ТОП ЛАЙН должна сразу “захватить” внимание аудитории, вторая строка должна содержать в себе дополнительные детали, поясняющие данную новость.
Например: Они оказывают поддержку тем своим коллегам в России, которые надеются на то, что блокирование железнодорожного сообщения заставит их руководство согласиться с их требованиями об увеличении заработной платы…
И, наконец, последняя строка завершает новость, часто делая какого-то рода заключение и/или говоря о последствиях данного события.
Например: Сегодня идет 10 день, с тех пор как забастовщики блокируют работу железных дорог страны (вывод), вынуждая тысячи людей прибегать к альтернативным средствам передвижения(последствия).
Таким образом, необходимый навык заключается в том, чтобы суммировать вашу информацию, изложив факты в порядке убывания их важности и в рамках того времени, которым вы располагаете, а все, что не войдет “оставить за скобками”.
Возможно, вам будет полезна такая формула:
Скажите им о том, что вы собираетесь им о чем-то рассказать, скажите им о том, что вы рассказываете им об этом, и, наконец, скажите им о том, что вы им об этом рассказали.
Проверьте правильность изложения фактов
Прочитайте то, что вы написали, но при этом не читайте последнее предложение. Вы все равно поняли бы то, что изложено, если вы никогда не слышали о данной новости раньше?
Прочитайте ее еще раз, не читая при этом два последних предложения. Все равно все понятно?
Если ответом на оба эти вопроса было “Да”, то, возможно, вы написали хорошо!
Новости 3 раза в день (основные выпуски): 13-00; 18-00; 21-00 по 30 минут.
Новость должна быть:
1. реливантной (насколько это касается людей);
2. сиюминутной.
Новость — всегда нечто, связанное с переменами.
Разновидности новостей.
1. Откуда поступает новость ( хорошие контакты — хороший журналист).
Типы новостей:
1. Политические
2. Криминальные
3. Культурные
4. Спортивные
5. Музыкальные
6. Социальные (эпидемии, энергоснабжение)
7.Экономические
8. Информ. сообщение ( российские, областные, региональные, городские, районные)
***********************************************************
Написание текстов на радио
Тексты должны быть простыми, так как аудитория услышит сказанное только 1 раз.
Перед эфиром прочитать текст вслух,
самая важная часть истории - первая строка.
(top lines — суть истории). Важный элемент должен быть сформулирован в ней.
Пользоваться только глаголами в настоящем времени.
Не должно быть слов типа «вчера», «прошлым вечером», кроме случаев (редких), когда без этого не обойтись.
Обычное правило — не использовать прямых цитат.
Слова «я», «мы» не употребляются .
Особое внимание уделяется ссылкам на источник информации.
Подводка к репортажу — Top Line.
Репортаж — 30 секунд.
********************************************************
Журналистская этика
Беспристрастность и независимость — сердцевина деятельности ВВС.
Стремиться к точности и проверять все факты, уточнять ее от разных источников. Если есть хоть какие-то сомнения в информации, лучше ее не произносить.
Copy 30`` — краткая новость в один абзац.
Voicer 30`` — репортаж
Headline 10`` — заголовок
Newsflash 15-20 минут — экстренное сообщение
News Bulletin 3-5 минут — выпуск новостей
CUE — подводка
clip 30`` — клип, фрагмент интервью
Или репортаж или клип ( тогда пишется подводка + клип)
WRAP 40-50`` -сверток (репортаж с клипом в середине)
Если репортаж 30``, клип 30``, то сверток 40-50``. То можно и подсократить.
****************************************************
Package — пакет ( от 3-4 минут), напоминает сверток, но гораздо длиннее + больше репортажей.
Interview - интервью
Vox Pops - опрос, длится примерно 1 минуту, 5-6 человек.
2 Way 3-4`` - беседа ведущего и репортера в студии, но и не обязательно в ней, можно по телефону.
TEASER - своей краткостью напоминает заголовок, это своеобразный анонс: «Далее в программе вы узнаете...»
Интервью
Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?
Интервью берется, чтобы дабыть и проанализировать информацию.
1. Интервью, основанные на жесткой теме (тогда ее нужно вначале исследовать)
2. Информационное интервью: поясняет то, что происходит.
3. Эмоциональное интервью: что думает человек, какие эмоции он испытывает в какой-то ситуации, обстоятельствах.
Интервью берется у:
1. Политиков
2. Специалистов в какой-либо сфере
3. Свидетелей чего-либо
***********************************************************
Наиболее важный вопрос для всех интервью: ПОЧЕМУ?
После согласия человека на интервью, нужно спросить себя: ЗАЧЕМ? (какова цель, тема)
Не нужно говорить человеку о вопросах, которые будут задаваться.
Нельзя спрашивать: «А вы… любите...?» и т.п.
Нельзя людям читать с бумажки свои ответы. Вопросы должны быть краткими и ясными.
Интервью состоит: из начала, середины и конца.
Оно должно начинаться с ответа ( в уже смонтированном виде). Помнить все время о ссылке на источник, задавая вопрос. Контролирует интервью только журналист. Не надо бояться задавать один и тот же вопрос дважды.
Не нужно производить на человека будто я с ним спорю, так как он может обвинить меня в предвзятости.
Интервью у политика, я — адвокат дьявола.
Проверяю, как закончилось интервью, и смотрю, не нужны ли мне еще какие-нибудь звуковые эффекты.
Если это просто интервью для программы, то они не нужны. А если пакет, то нужен интершум.
*********************************************************
Интервью — 3 12 — клип — 30`` — пакет 3
Сверток 40-50`` — репортаж + клип.
Нужно всегда думать о том, что в редакции сидят люди, которые на меня полагаются.
Пока беру интервью, должна помнить о беспристрастности, нужно правильно выбрать тональность беседы и во время нее быть последовательным, не нужно быть эмоциональным во время беседы. Это что касается жесткого интервью.
Политикам нужно напоминать о том, что они все -таки выбраны народом.
На ВВС не знакомят с вопросами заранее человека. Но если они настаивают, то я могу оговорить лишь темы разговора.
2 Way
Ведущий + репортер в прямом эфире.
Такая беседа продолжается примерно 3 минуты.
При этом репортер в курсе, какие вопросы будет задавать ведущий.
Ведущий точно знает, на что он может ответить, а на что — нет.
Смонтированный сюжет должен быть честным.
К интервью, пакету, свертку нужна подводка.
Но если она к интервью, то менее формальный характе должен быть.
*******************************************************
2Way: авария на
3. Здравствуй, Наташа. В течение 5 минут подъехала скорая помощь, служба спасения, милиция. Пострадавшим оказывается необходимая медпомощь. Нескольких человек уже госпитализировали.
n Известны причины аварии?
n По предположениям сотрудников ГИБДД, выновник аварии — водитель иномарки «Вольво». За рулем он находился в нетрезвом состоянии. Иномарку, видимо, придется сдать в ремонт, у нее разбиты лобовое стекло и помят капот. Но владелец машины в аварии серьезно не пострадал.
2Way: Забастовка шахтеров с сегодняшнего дня примерно 1 месяц.
Дома не отремонтированы и находятся в ужасном состоянии.
Д. Снимает (аренда) дома у местных властей за низкую цену. У эмигрантов берет высокую плату. В городе с квартирами проблема. Выбора у людей нет. Семьи жаловались на условия, что это отражается на здоровье людей. Нужно обнародовать то, что происходит беспристрастно, призвать домовладельцев к ответу. Его цель: представить себя в наилучшем свете.
***************************************************
1. Wrap (сверток) — репортаж + клип 10`` — 20``+клип 15-20``- 15-20``
Общее время - 45-50`` — монтаж
2. Vox Pop (глас народа)
n где?
n у кого?
n как?
n что спрашиваю?
n Нужно помнить об интершуме, который не всегда бывает уместен. Иногда он может заглушить говорящего.
n Мужчины, женщины, молодые и пожелые, богатые и бедные. Лучше чередовать мужские и женские голоса. Сначала я должна представиться. Опрос полностью анонимный: имя, профессия не обязательны. Vox Pop должен быть динамичным. Не нужно вовлекаться в спор, разговор.
n Один вопрос всем. Нужно знать мнение на одну тему разных людей.
n Весь смонтированный Vox Pop без подводки должен длиться примерно 1 минуту, не больше. Таким образом, получится 5-6 голосов. Vox Pop обычно в новостях не используется. Но в этом случае подводка должна быть супермаленькой. Vox Pop лучше идет в пакетах.
ПАКЕТЫ
Это сборник разных звуков и клипов + голос репортера. Провести слушателя по всей истории от начала до конца.
*********************************************************
Пакет — то же, что сюжет у телевизионщиков.
Что собой представляет история?
Как я могу ее рассказать?
По правилам, пакет должен содержать три голоса.
1. Что? What? 4. Кто? Who?
2. Когда? When? 5. Почему? Why?
3. Где? Where? 6. Как? How?
Шесть заповедей кодекса ВВС
1. Иметь дело с кем-то честно, использовать честные подходы.
2. Честность, не использовать информацию в других пакетах.
3. Ответ, дать человеку высказать критичный ответ, если это нужно.
4. Точность, удостовериться в том, что точно изложены события. Информация должна проверяться и перепроверяться журналистом.
5. Сбалансированность, осветить проблему с точки зрения разных источников.
6. Умение справлять ошибки. Соощить, что неправильно и устранить ошибку.
**************************************************************
Важные вопросы:
1. Зачем я делаю этот пакет
2.
Потом:
Как я подам эту историю
Кто должен в ней присутствовать
Важно наполнить пакет звуками.
Он должен быть 3 минуты.
Потребуются 3-4 человека. Может потребоваться Vox Pop, если он это оправдывает.
Например, пакет на тему «Забастовка шахтеров»
(на этой же странице Time-Box? Njxyjt dhtvz)
Сгу — What is the Story (Что происходит)
What is Lotest (последние развития событий на данный момент)
n in
n out
n dur
Возможный сценарий
1. Спецэффект (вагонетка, лифт в шахте), примерно 25``. But говорить поверх звукового эффекта чере примерно 8``, после его начала, т.е. на фоне.
2. Связка. Рассказ о том, что происходит — примерно 22``. Первый человек — директор шахты — примерно 30``.
3. Связка. О подробностях примерно 20``.
Пакет должен быть готов 9.02. в 14 -00
4. Клип. Лидер профсоюзов — примерно 30``/
5. Связка. Это «забастовка за последние 4 года и т.д.» — примерно 20``.
6. Говорит в клипе какой -то эксперт (специалист по решению промышленных конфликтов) примерно 25``
7. Связка. Что думают по этому поводу шахтеры? Примерно 10``
8. Vox Pop с рабочими примерно 30``
9. Заключительная связка примерно 15``.
Если пакет на 3.30``, а надо на 3 минуты, то можно сократить какой-нибудь клип. Можно закончить пакет каким-нибудь звуковым эффектом, но лучше их оставить в середине.
Подводка — это одновременно Top Line
Package (ice)
n CUE: рассказ о сносе городка, спецэффекты
n 1 связка: причины сноса, 1-й говорящий
n 1 клип: строители
n 2 связка: мнение администрации
n 2 клип: начальник городка
n 3 связка: дополнительные детали (куда пойдут аттракционы и т.д.
n 3 клип: Vox Pop
n 4 связка: выводы
*****************************************************
Пресс-конференция
Идти на нее совсем необязательно. Если стоит, то зачем. Нужно заранее как можно больше узнать о пресс-конференции: о чем, по какому поводу. Надо точно знать, какую информацию хочется получить: для клипа, интервью, пакета.
Нужно стараться как можно ближе подобраться к говорящему.
Сама пресс-конференция не является новостью.
********************************************************
15-минутный выпуск 2-х ведущих
n Первые слова. Марк.
n 5 минут новостей. Джон.
n Марк: «Вернемся к важнейшему событию дня»
n Пакет
n Интервью
n Пакет
n Интервью
n Спорт
n Погода
n Последние слова.