Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Соотношение результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков-пистолетчиков

Введение . В современном стрелковом спорте высокий уровень спортивного мастерства сочетается с высокой психологической стоимостью соревновательной надежности, которая неразрывно связана с состоянием физиологических, эмоционально-волевых и психомоторных систем. Эти функциональные системы относительно изменчивы, поэтому их можно отнести к микровременным регуляторам соревновательной деятельности стрелка. В свою очередь, макровременными регуляторами служат более консервативные функции, обусловленные как мотивационно-целевым и рефлексивным, так и нейродинамическим уровнями индивидуальности спортсмена.
Известно, что оптимальная мобилизация психических и личностных ресурсов спортсменов возможна путем комплексного использования методов и средств, к различным функциональным системам. Это положение легло в основу инновационной технологии психологической подготовки в пулевой стрельбе. Исследовались особенности взаимосвязи макровременных и микровременных факторов регуляции деятельности стрелков-спортсменов с эффективностью выполнения соревновательных упражнений, а также характер их изменения в ходе педагогического эксперимента. Методика . В педагогическом эксперименте приняли участие 30 стрелков-пистолетчиков мужского пола (7 кандидатов в мастера спорта, 8 стрелков 1-го разряда, 5 - 2-го разряда и 10 спортсменов, не имеющих квалификации в пулевой стрельбе). Тестирование проводилось дважды: в начале и в конце (через 2 месяца) педагогического эксперимента. Фиксировались результаты стрельбы в упражнениях МП-2 (скоростная стрельба по появляющейся мишени), МП-4 (медленная стрельба по мишени с черным кругом) и МП-5 (комплексная стрельба, включающая в себя упражнения МП-2 и МП-4); показатели зрительно-моторной реакции на 1, 5, 8 стимулов и теппинг-теста; самооценки специальных качеств личности по опроснику Мильмана; артериальное давление, частота пульса и дыхания; психовегетативный тонус и активация нервной системы. Результаты . Анализ показателей психомоторики в связи с различиями стрелков в спортивной квалификации выявил общие закономерности вне зависимости от этапа подготовки (периода измерения). Увеличение стимульного ряда (количества стимулов) до 5 закономерно приводило к увеличению времени зрительно-моторной реакции у стрелков-пистолетчиков в среднем в 1,8 раза, а до 8 стимулов - в 3,5 раза. При этом моторный период реакции с достоверностью при 5 - 0,1% уровнях значимости был в два раза короче, чем латентный период вне зависимости от квалификации. Кандидаты в мастера спорта имели более короткий латентный период реакции на 5 стимулов по сравнению со стрелками 2-го разряда и неквалифицированными спортсменами, а общее время сложной реакции (ВСР) на 8 стимулов у них было достоверно лучше только по отношению к перворазрядникам (рСкоростная стрельба выполнялась успешнее при высокой эмоциональной стабильности по сравнению с противоположными и средними значениями (рВ качестве личностных, психомоторных и функциональных факторов, влияющих на результативность скоростной стрельбы, выступали у КМС относительно низкая выраженность мотивации избегания неудачи, самооценки и уровня притязаний, а также быстрота моторного периода сложной реакции. Стрелки 1-2-го разрядов лучше выполняли скоростную стрельбу при повышенной спортивной мотивации и более коротком времени простой реакции (ВПР). На результативность медленной стрельбы у КМС влияли латентный период сложной реакции, уровень активации нервной системы в покое и перед серией выстрелов. Стрелки 1-2-го разрядов лучше выполняли этот вид стрельбы при высокой точности воспроизведения временных микроинтервалов и повышении частоты сердечных сокращений перед выстрелами, а также в случаях повышенных значений силы торможения и инертности нервной системы, низкой мотивации избегания неудачи и нечувствительности к стрессорам внутренней значимости. Результативность комплексной стрельбы, вне зависимости от квалификации стрелков, была взаимосвязана с высокой силой нервной системы по торможению, чувствительностью к стрессорам внутренней значимости, силой нервной системы по торможению, средним уровнем соревновательной эмоциональной устойчивости, пониженной невротизацией и низкой мотивацией избегания неудачи, у КМС кроме этого - с пониженной самооценкой, а у стрелков 1-2-го разрядов - с инертностью нервной системы (рВ то же время только статистически средняя зона показателя соревновательной эмоциональной устойчивости приводила по сравнению с ее низкими значениями к достоверно лучшему результату как в комплексной, так и в скоростной стрельбе (рПовторное измерение самооценки специальных качеств личности у стрелков выявило в обеих группах достоверное снижение показателя "ровной" регуляции деятельности на фоне повышения взрывной регуляции и уменьшения частоты дыхания (рВ то же время у стрелков экспериментальной группы достоверно повысились взрывная ориентация в деятельности, соревновательная эмоциональная устойчивость, стабильность-помехоустойчивость на фоне достоверного снижения чувствительности к стрессорам как внешней, так и внутренней неопределенности и значимости (рНаконец, статистически значимое улучшение в экспериментальной группе показателей соревновательной эмоциональной устойчивости и стабильности -помехоустойчивости на фоне их несущественного ухудшения в контрольной группе подтвердило эффективность примененных педагогических воздействий. Анализ данных с позиций закона исходного уровня выявил, что в контрольной группе практически отсутствовали изменения артериального давления вне зависимости от его исходного уровня. У стрелков экспериментальной группы, напротив, артериальное давление, как систолическое, так и диастолическое, с 5%-ной значимостью нормализовалось при его высоком и среднем исходном уровнях. Эти данные подтвердились и в случае применения непараметрического критерия Уилкоксона. Используемые нами в экспериментальной группе специальные педагогические воздействия также привели к существенному улучшению у стрелков 1-го и 2-го разрядов показателя специализированного восприятия - чувства времени. В контрольной группе точность отмеривания периода идеомоторной программы перед выстрелом практически не изменилась. Из других психомоторных функций в экспериментальной группе достоверно улучшились показатели времени реакции на 1-й стимул, латентного и моторного периодов сложной реакции на 5 стимулов и точности отмеривания 3-секундного интервала времени. В контрольной же группе значимо улучшились другие показатели: максимального двигательного темпа и латентного периода сложной реакции на 5 стимулов.
Результативность скоростной стрельбы достоверно улучшилась у стрелков экспериментальной группы вне зависимости от квалификации, тогда как в контрольной группе - только у кандидатов в мастера спорта (р Применение закона исходного уровня показало, что у стрелков экспериментальной группы результаты в случае высокого и низкого исходных уровней улучшились статистически значимо (р0,05). В контрольной группе незначительные позитивные изменения спортивного результата составили менее 1% при всех его исходных уровнях. Достоверность изменения показателей по t- и U- критериям в экспериментальной группе оказалась синхронна по следующим параметрам: улучшение соревновательной эмоциональной устойчивости, стабильности-помехоустойчивости, времени простой реакции на 1-й стимул, латентного и моторного периодов сложной реакции на 5 стимулов; повышение взрывного характера ориентации в деятельности и снижение чувствительности к стрессорам неопределенности - внешним и внутренним. Важно также, что в экспериментальной группе достоверно улучшилась точность скоростной стрельбы и чувства времени вне зависимости от квалификации спортсменов. У стрелков контрольной группы перечисленные показатели по обоим критериям изменились несущественно, что дает основание для заключения о достаточно высокой эффективности примененных средств педагогического воздействия в экспериментальной группе. В конце педагогического эксперимента у второразрядников время простой реакции на 1-й стимул улучшилось до 12,4%, время сложной реакции на 8 стимулов - до 9,5%, а у кандидатов в мастера спорта время сложной реакции на 5 стимулов - до 17,6%. При этом у кандидатов в мастера спорта и перворазрядников достоверное улучшение общего времени реакции произошло преимущественно за счет латентного периода, а у стрелков 2-го разряда и неквалифицированных спортсменов - за счет моторного периода. Моторный период сложной реакции на 5 стимулов был взаимосвязан с ВПР и ВСР на 8 стимулов. Латентный период реакции на 5 стимулов оказался достоверно взаимосвязан с временем одиночного движения и числом ошибок (везде р
Важным критерием, определяющим прогностическую значимость того или иного теста, является "ретестовая надежность" - коэффициент устойчивости или стабильности теста, определение которой считается основой прогноза. Согласно полученным данным, прогностическую ценность имели показатели ВПР (рСоревновательная надежность выполнения комплексной стрельбы была обусловлена такими макровременными личностными регуляторами, как эмоциональная устойчивость, спортивная мотивация, помехоустойчивость, а также чувствительность к стрессорам внутренней неопределенности. Влияние микровременных факторов на соревновательную надежность стрелков зависело от вида стрельбы. Надежность выполнения скоростной стрельбы связана с точностью воспроизведения микровременных интервалов и переходом на уреженный тип дыхания в покое. На надежность выполнения медленной стрельбы влияли преимущественно показатели функционального состояния, парциальность которых обусловлена квалификацией стрелков (у КМС - учащенный тип дыхания и пониженное артериальное давление; у стрелков 1-2-го разрядов - повышение ЧСС в покое и понижение активации нервной системы и диастолического артериального давления перед серией выстрелов). Надежность комплексной стрельбы обусловлена точностью воспроизведения микровременных интервалов и ЧСС в покое. В конце педагогического эксперимента надежность результатов комплексной стрельбы составила в экспериментальной группе у кандидатов в мастера спорта 0,66, у перворазрядников - 0,72 и у второразрядников - 0,84 по сравнению с исходной надежностью соответственно 0,59; 0,60 и 0,86. В контрольной группе надежность спортивного результата за исследуемый период практически не изменилась. Заключение . Кумулятивный эффект инновационной методики обучения стрелков самоанализу и самокоррекции двигательных действий и состояний проявился в повышении психической надежности, что выразилось в улучшении соревновательной эмоциональной устойчивости, повышении взрывной эмоциональной регуляции деятельности, помехоустойчивости на фоне снижения чувствительности к стрессорам внешней и внутренней неопределенности. Прирост этих факторов (личностная надбавка надежности) превышает 30%. Такое улучшение указывает на образование функциональной избыточности в результате специальных педагогических воздействий и, следовательно, на более высокую вероятность проявления личностной готовности стрелков к экстремальным условиям соревновательной деятельности. Кумулятивный эффект методов психокоррекции проявился и в системном характере повышения информационной надежности деятельности стрелков вне зависимости от квалификации, что выразилось в улучшении всех точностных и временных характеристик исследуемых качеств: точности специализированного восприятия - чувства времени, ВПР, латентного и моторного периодов ВСР, уровня стеничности эмоций и психовегетативного тонуса. В системе эти показатели, образуя такой фактор информационной надежности, как "быстрота переработки информации", явились предпосылкой улучшения результатов скоростной стрельбы. Соревновательная надежность различных видов стрельбы в экспериментальной группе повысилась в диапазоне 7-8% на фоне незначительного снижения этого показателя в контрольной группе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2. Финансы предприятий, принципы их организаций
Реферат Экономическое положение Амурской области
Реферат Alcoholism Symptoms Causes And Effects Essay
Реферат Учет собственного капитала 2 Понятие собственного
Реферат Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
Реферат «Метод учебных проектов»
Реферат Обломов - типичный представитель поместного дворянства в дореформенной России
Реферат Kate Chopin Essay Research Paper Kate ChopinKate
Реферат Социально-экономическая модель цивилизации древних майя
Реферат Управление качеством продовольственных товаров
Реферат Компьютерное моделирование вычислительных задач в различных средах программного обеспечения
Реферат Tom Stoppard Essay Research Paper known as
Реферат Розвиток економіки Греции в 90-х р. та її участь в Європейському союзі
Реферат Вывоз капитала на современном этапе
Реферат Искусство Ямайки