Введение
Проблемаприменения ККМ в области торговли на сегодняшний день актуальна потому, чтоиз-за использования неисправных, незарегистрированных контрольно кассовыхмашин, или просто в результате неправильного с ними обращения возникаетпроблема сокрытия доходов многими предпринимателями и организациями.
Поэтому вданной курсовой работе будет актуальным рассмотреть следующие проблемы:
· Рассмотретьвыдержки из законодательства по применению ККМ
· Обязанностипредприятий имеющих ККМ
· Правиларегистрации ККМ
· ИсправностьККМ
· ВыборККМ
· Правилаэксплуатации
Статьей 2Закона о применении ККМ установлены следующие обязанности предприятий ииндивидуальных предпринимателей в сфере применения ККМ на предприятияхторговли:
·использовать исправные ККМ для осуществления денежных расчетов с населением;
· выдаватьпокупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный чекза покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договорукупли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующимпредприятием. Согласно п. 4 Положения о применении ККМ организация,осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязанавыдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ,напечатанный ККМ. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказаниемуслуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах (п. 6Положения о применении ККМ);
·обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживанияконтрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к ККМ;
· вывешиватьв доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары(прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствоватьдокументам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
1. Теоретическая часть 1.1 Значение денежных расчетов с населениемчерез ККМ, основные положения ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники приосуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованиемплатежных карт»
Денежныерасчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказания услуг натерритории РФ производится всеми юридическими лицами, а равно физическимилицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ст. 1Закона РФ №5215–1 от 18.06.93).
Исключение изэтого правила допускается только для отдельных категорий организаций,предприятий, учреждений, их филиалов.
Выдаваемыеиндивидуальными предпринимателями счета, квитанции и другие документы неосвобождают их от применения ККМ при приеме денежных средств от населения, заисключением случаев, предусмотренных указанным постановлением.
Дляосуществления денежных расчетов с населением ИП обязаны:
1) регистрироватьККМ
2) использоватьисправные ККМ
3) выдаватьпокупателю чеки, на которых должны отражаться следующие реквизиты:
а)наименование ИП
б) ИИНиндивидуального предпринимателя
в) заводскойномер ККМ
г) порядковыйномер чека
д) дата ивремя покупки
е) стоимостьпокупки
ж) признакфискального режима
4)обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания(ЦТО) ККМ беспрепятственный доступ к ККМ.
ККМвыставляется на видном месте так, чтобы табло было со стороны покупателя. Вдоступном покупателю месте обязательно вывешиваются ценники на продаваемыетовары, которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленныецены и тарифы.
При этомследует отметить, что фирмы должны использовать ККМ только с фискальнойпамятью. Кроме того, на территории РФ можно применять только те их модели,которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин,утвержденный Государственной межведомственной экспертной комиссией поконтрольно-кассовым машинам (ГМЭК). Так сказано в ст. 5 Закона №5215–1.
Вместе спокупкой торговое предприятие обязано выдать покупателю чек, отпечатанныйконтрольно-кассовой машиной.
Паспорткассовой машины, журнал кассира-операциониста, контрольные ленты и другиедокументы должны храниться у директора магазина или у главного бухгалтера неменее пяти лет.
Перед тем какначать работать на ККМ, кассир получает у администрации магазина всенеобходимое для работы, а именно: ключи от кассовой кабины; ключи от приводакассовой машины и от денежного ящика; разменную монету и купюры в количестве,необходимом для расчетов с покупателями; принадлежности для работы иобслуживания машины.1.2Порядок регистрации ККМ в налоговых органах
Регистрацияконтрольно-кассовых машин должна производиться по месту осуществленияпредпринимательской деятельности (ст. 4 Закона о применении ККМ –Приложение 1).
Переченьдокументов, необходимых для регистрации ККМ в налоговой инспекции:
– Заявлениевладельца ККМ по установленной форме (Точный образец выдает своя налоговаяинспекция, после проверки наличия ниже перечисленных документов).
— Свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ – (Оригинал+ксерокопия).
– Свидетельствоо постановке на налоговый учет (О присвоении ИНН) – (Оригинал+ксерокопия).
– Техническийпаспорт ККМ (Формуляр).
– Паспортверсии ККМ – (Оригинал+ксерокопию).
– Договорна техническое обслуживание ККМ с Центром Технического Обслуживания. (ЦТОвыбирается владельцем ККМ самостоятельно).
– Средствавизуального контроля (СВК):
ü Знак «Государственныйреестр» – устанавливается Генеральным поставщиком ККМ;
ü Знак «Сервисноеобслуживание» – устанавливается при заключении договора на ТО с центромтехнического обслуживания.
– Журналкассира-операциониста (форма КМ-4 утверждена постановлением Госкомстата РФ от25.12.98 №132). Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скрепленподписями и печатью организации.
– Доверенностьна право регистрации ККМ в налоговой инспекции (ст. 185 ГК РФ), еслирегистрацию осуществляет не руководитель предприятия.
– Документудостоверяющий личность.
– Журналучета вызовов технического специалиста ЦТО, с наличием в нем 2-ой частисамоклеящихся пломб ЦТО) (форма КМ-8 утверждена Постановлением Госкомстата РФот 25.12.98 г. №132).Журнал должен быть прошнурован, пронумерован,скреплен подписями и печатью организации.
– Марки-пломбыЦТО ККМ.
– Карточкапостановки на учет.
– Договораренды помещения, где будет установлена контрольно-кассовая техника.
Кромеперечисленных выше документов у владельца ККМ может быть проверено: Наличиезадолженности перед бюджетом. Необходимо иметь при себе копию баланса запоследний отчетный период с отметкой налоговой инспекции.
Порядок фискализацииККМ в налоговой инспекции
Дляпроведения фискализации кассового аппарата и активизации ЭКЛЗ в отдел порегистрации кассовых аппаратов необходимо представить перечисленные вышедокументы. После чего налоговый инспектор назначает день и время проведенияфискализации.
Дляпроведения фискализации кассового аппарата в назначенное время необходимоиметь:
– Техническийпаспорт на ККМ (Формуляр).
– Журналучета вызовов технического специалиста ЦТО (Форма КМ-8).
– Кассовыйаппарат.
– Необходимоприсутствие мастера центра технического обслуживания (ЦТО).
Налоговыйорган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации,производит регистрацию контрольно-кассовых машин не позднее 5 дней с моментаподачи заявления.
Регистрацияпроизводится путем внесения сведений о контрольно-кассовых машинах в Книгуучета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом.
Налоговыйорган одновременно с регистрацией контрольно-кассовых машин выдаетпредпринимателю Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе,а также возвращает паспорта на регистрируемые контрольно-кассовые машины идоговор об их техническом обслуживании и ремонте в Центре техническогообслуживания (п. 4 Порядка регистрации – Приложение 2).
Карточкарегистрации контрольно-кассовой машины хранится в организации по местуустановки контрольно-кассовой машины в течение всего срока ее эксплуатации,предъявляется по требованию представителей налогового органа и другихорганизаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин,и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины срегистрации.
В налоговоморгане Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в течение трехлет после снятия контрольно-кассовой машины с учета (п. 9 Порядкарегистрации)1.3Правила эксплуатации ККМ
Правилаэксплуатации представляют собой ряд требований к порядку работы на ККМ на весьпериод эксплуатации.
К работе накассовой машине допускаются материально ответственные лица, освоившие правилапо эксплуатации в объеме технического минимума.
Кассоваямашина должна иметь паспорт установленной формы, в который заносятся сведения овводе машины в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонтах. В паспортеуказываются реквизиты фирменного клише с обозначением наименования предприятияи номера кассы.
Во всехдокументах, относящихся к кассовой машине, а также в документах, отражающихперемещение кассовой машины, указывается заводской номер ККМ.
При вводе вэксплуатацию новой машины показания суммирующих денежных счетчиков обнуляются.
Переводпоказаний суммирующих денежных счетчиков, контроль счетчиков до и после ихперевода на нуль оформляются актом по форме №26 в двух экземплярах, один изкоторых как контрольный передается в бухгалтерию контролирующей организации, авторой остается в данном торговом предприятии.
При ремонтемашины оформляется акт по форме №27, в котором фиксируются показания секционныхи контрольных счетчиков. Вместе с машиной передается и ее паспорт, в которомтакже делается соответствующая запись.
Новые машинывводятся в эксплуатацию механиком из организации, осуществляющей гарантийное итехническое обслуживание и ремонт данного типа машин.
Механик поремонту кассовых машин производит проверку исправности кассовой машины в работеи оформляет передачу ее в эксплуатацию, заполняя все данные в заводскомпаспорте. До включение кассовой машины в действие замок должен быть закрыт, аключ храниться у директора предприятия. Ключи для перевода денежных счетчиковна нули передаются налоговой инспекции.
На кассовуюмашину администрация заводит Книгу кассира – операциониста по форме №24. Вкнигу вписываются отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня. Книгадолжна быть прошнурована и скреплена подписями налогового инспектора, директораи главного бухгалтера предприятия и печатью.
При установкекассовых машин на прилавках магазинов Книга кассира-операциониста ведется посокращенной форме №24-а. В этом случае на продавца распространяются обязанностикассира-операциониста.
Допускаетсяведение общей книги на все машины. В этом случае записи производятся в порядкенумерации всех касс с указанием в числителе заводского номера налоговой машины.
Паспортналоговой машины, Книга кассира-операциониста и другие документы предприятияхранятся у директора, его заместителя или бухгалтера.
Использованныеналоговые чеки и копии товарных чеков хранятся не менее 10 дней со дня продажипо ним.
Основныеобязанности администрации при подготовке к работе ККМ:
· Вместес кассиром снять показания секционных и контрольных счетчиков и сверить их споказаниями, записанными в Книгу кассира-операциониста за предыдущий день.
· Убедитсяв совпадении показаний и занести их в книгу.
· Оформитьначало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату ивремя начала работы.
· Выдатькассирам ключи от замка привода машины.
· Датьуказания кассиру о мерах по предупреждению поддельных чеков.
Обязанностикассира:
· Проверитьисправность блокирующих устройств, заправить чековую и контрольную ленту.
· Включитьмашину в электросеть и получением нулевого чека проверить ее работу отэлектропривода.
· Напечатать2–3 чека без обозначения суммы с целью проверки четкости печатания.
· Нулевыечеки приложить в конце дня к налоговому отчету.
· Разместитьнеобходимый для работы инвентарь.
Обязанностиадминистрации:
В случаеошибки кассира-операциониста:
· привводе суммы и невозможности погашения чека в течении смены актироватьнеиспользованный чек в конце смены;
· потребованию покупателя снимать кассу;
· составитьи оформить акт №54.
В случаенеисправности ККМ администрация вызывает технического специалиста.
Оформлятьокончание работы на исправной кассовой машине.
Обязанностикассира:
· включатькассовую машину;
· вызватьпредставителя администрации;
· совместноопределить характер неисправности.
· Окончаниеработы на кассовой машине.
Представительадминистрации в присутствии кассира:
· снимаетпоказания секционных и контрольных счетчиков;
· получаетраспечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течении дняконтрольную ленту;
· конецконтрольной ленты подписывается.
В случаенедостачи денежных средств администрация должна принять меры к взысканию ее свиновных лиц в установленном порядке.
Обязанностикассира:
Составляеткассовый отчет и сдает выручку вместе с налоговым отчетом по приказному ордерустаршему кассиру.
Закончивоформление кассовых документов, кассир проводит межремонтное обслуживаниемашины.
Послепроведения технического обслуживания кассир:
– закрываеткассовую машину чехлом;
– сдаетключи от кассовой машины директору предприятия. 1.4 Организация расчетов с покупателями приразличных формах продажи товаров
контрольный кассовый машина расчет продажа
Существуютследующие формы продажи товаров:
– самообслуживание– покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранныетовары к единому узлу расчета. Здесь происходит расчет как за товары,отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавокобслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания).В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждениемправильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров.Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями.Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверкуправильности оплаты и контролировать работу кассира. Предусматривается типовоеторговое оборудование, минимум услуг;
— продажатоваров по предварительным заказам – покупатели предварительно заказывают необходимыетовары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время вмагазине, на дому или по месту работы. Покупатель делает предоплату зазаказанный товар, оставшуюся сумму оплачивает при получении товара;
– индивидуальноеобслуживание – продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогаетему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковываети отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями,послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возвраттовара В данном случае возможна продажа товаров в кредит или рассрочка платежа.При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кромеперечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие,выписать товарный чек и его копию вручить покупателю;
— продажа с открытой выкладкой – покупатели знакомятся с ассортиментом товаровсамостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает иотпускает товары. Расчет с покупателями производится на едином узле расчета,куда покупатель приносит понравившийся ему товар;
– продажатоваров по образцам – покупатели самостоятельно или с помощью продавцазнакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора иоплаты товара он может быть доставлен на дом покупателю или врученнепосредственно со склада магазина;
— продажа по телефону – активная, свободная продажа товаров, когда продавецзазывает клиента с помощью рекламирования товара по телефону. Используется дляреализации товаров через торговых агентов. Оплата товара производится по ужезаранее выбитому товарному чеку;
— консультативная продажа – покупателей обслуживает продавец, являющийсяконсультантом. Используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве,информатике.
Товар можнокупить как за наличный расчет, так и за безналичный (в кредит, по банковскойкарте и т.п.) 1.5 Выбор ККМ для организации расчетов спокупателями
В настоящиймомент на рынке присутствует около 100 моделей ККМ, и выбор конкретной моделизависит от вида торговой деятельности (сферы применения ККМ) предприятия итребований к возможностям и характеристикам ККМ.
Приняторазделять 4 сферы применения ККМ:
– дляторговли;
– длясферы услуг;
– дляторговли нефтепродуктами;
– дляотелей и ресторанов.
Для тогочтобы та или иная модель ККМ могла быть использована предприятиями в своейдеятельности, она должна быть сертифицирована. Сертификацией ККМ в России изанесением их в Государственный Реестр (Госреестр) занимается ГосударственнаяМежведомственная Экспертная Комиссия по ККМ (ГМЭК).
Еслипредприятие планирует автоматизацию своего торгового учета, то другим важныммоментом для него будет являться способ использования ККМ в системахавтоматизации торгового учета.
Существуетнесколько режимов работы ККМ в составе системы автоматизации:
– автономныеККМ (ККМ, не имеющие связи с компьютером);
– пассивныесистемные ККМ (ККМ, имеющие связь с компьютером, но не управляющие работойсистемы);
– активныесистемные ККМ (ККМ, управляющие работой системы);
– фискальныерегистраторы (ККМ, работающие только в составе системы).
Очевидно, всистемах автоматизации предприятий могут использоваться только последние трикатегории. Если автономные и пассивные системные ККМ известны большинству людей(это обычные кассы, стоящие в подавляющем большинстве магазинов), то активныесистемные ККМ пока не получили большого распространения в России, в первуюочередь, по причине своей дороговизны. Активная системная ККМ – это чаще всегоPOS-терминал или, другими словами, обычный компьютер (как правило, внестандартном «кассовом» корпусе). На этом компьютере установлена кассоваяпрограмма, имеющая средства импорта-экспорта данных для работы в составе системавтоматизации.
Фискальныйрегистратор – устройство, позволяющее фиксировать проведенные денежные суммы вспециальной фискальной памяти. Это устройство часто совмещают с принтеромчеков.
Следующейважной характеристикой в автоматизации торгового учета является режим работыККМ в системе – онлайн или оффлайн, так как существуют модели ККМ, неподдерживающие некоторых режимов функционирования. При выборе необходимоймодели нужно заранее оценить количество товаров в ассортименте торговойорганизации – внутренние справочники товаров ККМ могут быть недостаточны длябольшого ассортимента, однако существуют модели ККМ, позволяющие наращиватьразмер справочников за счет внешней памяти. Современные системы автоматизацииобычно предполагают использование автоматической идентификации товаров спомощью штрих кодов, поэтому существуют модели ККМ с выходом для подключениясканера (в режиме Wand Emulation или RS232). Некоторые ККМ имеют также выходдля подключения электронных весов. Еще одна характеристика ККМ – это скоростьработы и стоимость расходных материалов. Следующее важное отличие различныхмоделей ККМ – возможность работы ККМ от автономного источника. Эта возможностьнеобходима организациям, осуществляющим торговлю на рынках или с машин. И,наконец, функциональность различных моделей ККМ (оплата по отделам, возврат,скидки и т.д.) – последний фактор при выборе необходимой модели ККМ.1.6Ответственность торговых работников за нарушение требований ФЗ и Правилэксплуатации ККМ
Принарушениях требований, предъявляемых к эксплуатации ККМ, налоговики могутналожить на фирму административное взыскание. Штраф положен за продажу товаров,выполнение работ и оказание услуг организациями и индивидуальнымипредпринимателями в случае неприменения контрольно-кассовой техники. Для гражданон составит от 1,5 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 3 до 4 тысяч(ст. 14.5 КоАП). Само предприятие за нарушение правил использования ККТотдаст в казну от 30 до 40 тысяч рублей.
Согласноразъяснениям Высшего Арбитражного Суда, налоговые инспекторы вправе налагатьштрафы только в случаях, подпадающих под определение «нарушение». В этотперечень входят ситуации, когда кассовый аппарат:
· фактическине используется или отсутствует;
· незарегистрирован в ИФНС;
· невключен в госреестр;
· используетсябез фискальной памяти, в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком;
· работаетс поврежденной пломбой или она отсутствует.
Замыкаетсписок нарушений продавец, пробивающий чек с указанием меньшей суммы,уплаченной покупателем (п. 1 постановления Пленума ВАС от 31 июля 2003 г.№16).
Штраф можетбыть наложен только по решению налогового органа. При этом предпринимателюпредлагается внести соответствующие суммы в добровольном порядке. В случае еслипредприниматель в течение 15 дней не осуществляет это действие, тогосударственная налоговая инспекция обращается в суд с иском о взыскании штрафас предпринимателя (ст. 285 КоАП РФ).
Какимидоказательствами может быть подтвержден факт нарушения предпринимателем законао применении ККМ?
Основнымдоказательством, подтверждающим факт нарушения, является акт проверки,составленный налоговой инспекцией. Однако наряду с ним могут использоваться идругие доказательства, например копия кассовой ленты.
За нарушенияустановленного порядка использования ККМ на предпринимателя могут быть наложеныи другие административные взыскания. Например, п. 1 ст. 7 Закона оналоговых органах, ст. 13 Закона об основах налоговой системыпредусмотрено применение административных штрафов от 2 до 5 минимальныхразмеров оплаты труда на граждан, виновных в сокрытии (занижении) дохода(прибыли), отчетов, балансов и других документов (в том числе кассовых книг).Предприниматели, виновные в нарушении установленного порядка применения ККМ,могут привлекаться к административной ответственности за перечисленные вышеправонарушения.
Налоговыеорганы при обнаружении повторных нарушений Закона о применении ККМ обязаныобратиться в суд с иском о ликвидации предприятия с одновременнымприостановлением его деятельности (ст. 6 Закона о применении ККМ). Вслучае если предприятие будет продолжать свою деятельность, к нему могутприменяться штрафные санкции в размере 7000 МРОТ. Исходя из положений ст. 1Закона о применении ККМ под предприятиями понимаются также и индивидуальныепредприниматели.
2. Практическая часть 2.1 Анализ собственных наблюдений при посещениимагазинов (типы ККМ, выдача покупателю чека, гашение чека, расчеты спокупателем)
Типы ККМ:
– участных предпринимателей чаще всего встречается ККМ типа – Элвес Микро – К илиМеркурий. ККМ данных марок небольшая по размеру и проста в использовании;
– вкрупных торговых центрах используется чаще всего АМС – 100 К, АМС – 100 МК,Касби 02 К, SAMSUNG ER-250RK.
– нарынках г. Архангельска (Центральная ярмарка, рынок у Диеты и т.д.)предприниматели осуществляют свою деятельность без применения ККМ
В магазинах –самообслуживания покупателю, как правило, кассир всегда отрывает чек, послеоплаты покупки. В мелких торговых центрах продавцы-кассиры очень часто забываютпередать чек покупателю, пока покупатель сам не напомнит о нем. Получая от покупателяденьги за товар, кассир обязан: четко назвать сумму полученных денег и положитьих отдельно на виду у покупателя; напечатать чек; назвать сумму причитающейсясдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком (при этом бумажные купюры иразменную монету выдать одновременно). Как правило, в наших магазинах такого ненаблюдается. Продавец – кассир говорит сумму покупки и сумму сдачи, суммаполученных от покупателя денег не произносится.
Есликассир-операционист ошибся, выдавая сдачу покупателю, то покупатель можетпотребовать у администрации снятия кассы.
Кассир-операционистне имеет права: иметь в кассе личные деньги; снимать кассу без разрешенияадминистрации; не выдавать кассовый чек покупателю. В небольших магазинах,торговых павильонах очень часто наблюдается в кассе излишек денежных средств,объясняющийся множеством причин: не было размена – продавец добавляла своиденьги и т.п.
Такжекассирам запрещено работать без контрольной ленты или склеивать ее в местахобрыва. К кассовой машине нельзя допускать посторонних лиц, кромепредставителей администрации (директора или его заместителя, главногобухгалтера и т.п.). Технический специалист или налоговый инспектор могут бытьдопущены к кассе только с разрешения администрации.
Есликассир-операционист покидает кассовую кабину, то он обязан уведомить об этомадминистрацию и отключить ККМ. При этом кассовую кабину и кассовую машину нужнозакрыть. А все ключи (от кабины, рабочий ключ от кассовой машины и денежногоящика) должны находиться у кассира.
Гашение чеканеобходимо производить каждые 24 часа. Гашение чека – это закрытие смены.Данная операция производится в конце каждого рабочего дня. Если режим работымагазина круглосуточно, то в конце каждой смены администрация производитгашение чека. Тем самым, сверяя данные ККМ и денежные средства в кассе. Вкассовом журнале должны быть сделаны соответствующие записи.
Представительадминистрации в конце дня в присутствии кассира снимает показания контрольныхсчетчиков ККМ, получает распечатку или вынимает из кассовой машины контрольнуюленту, использованную в течение дня.
Директор илиглавный бухгалтер подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав наней тип и номер машины, показания счетчиков, сумму дневной выручки, дату ивремя окончания работы.
Фактическаясумма выручки должна совпадать с итоговыми данными контрольной кассовой ленты(за вычетом сумм, возвращенных по неиспользованным кассовым чекам). При расхождениифактической суммы денег с данными контрольной ленты представитель администрациии кассир должны выяснить его причину. Если обнаружена недостача денег,администрация должна принять меры к ее взысканию с виновных лиц. А есливыявлены излишки, их нужно оприходовать в кассу.
Выводы и предложения
Сегодня длялюбого гражданина России не секрет, что экономика его страны практическиперешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
ПереходРоссии к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальныхизменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особуюзначимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственногомеханизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечнымзвеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективноеудовлетворение нужд и запросов потребителя.
Торговоепредприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной июридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров отпроизводителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующеесобственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей,представленных на рынке.
В непростыхусловиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые наилучшимобразом используют имеющиеся у него ресурсы для получения максимальногоколичества прибыли. Одним из решающих факторов является правильная организациярасчетов с покупателями в магазине.
Список литературы
1. ФЗ №54 «О примененииконтрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г.
2. Приказ от 22 июня 1995 г.№ВГ – 3 – 14/36 Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговыхорганах
3. Типовые правилаэксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов снаселением от 30 августа 1993 г. №104
4. Завгородний В.П. Налогии налоговый контроль в РФ – К. – 2001 г. — 640 с.
5. Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К,Коммерция и технология торговли: учебник для высших торгово-экономическихучебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 245 с.
6. Резникова И.П. ККМна предприятии малой торговли. Главбух №22/2001, стр. 66.
7. Савицкая Г.В. Анализучетной деятельности предприятия. – Москва, 2000 г. 685 с.
8. Сахацкая З.А. Бухгалтерскийучёт кассовых операций, бухгалтерия 20/1 с. 55.
Приложение 1/>/> РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ/>/>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН/>/>О ПРИМЕНЕНИИКОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХРАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
/>Принят
Государственной Думой
25 апреля 2003 года
/>Одобрен
Советом Федерации
14 мая 2003 года
/>Статья 1. Основные понятия,используемые в настоящем Федеральном законе
/>Для целей настоящего Федерального законаиспользуются следующие основные понятия:
/>контрольно-кассовая техника,используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов сиспользованием платежных карт (далее – контрольно-кассовая техника), – контрольно-кассовыемашины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в томчисле персональные, программно-технические комплексы;
/>наличные денежные расчеты – произведенныес использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары,выполненные работы, оказанные услуги;
/>фискальная память – комплекспрограммно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники,обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию иэнергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой дляполного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованиемплатежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, вцелях правильного исчисления налогов;
/>фискальный режим – режим функционированияконтрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных вфискальной памяти;
/>фискальные данные – фиксируемая наконтрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетахи (или) расчетах с использованием платежных карт;
/>Государственный реестрконтрольно-кассовой техники (далее – Государственный реестр) – переченьсведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территорииРоссийской Федерации.
/>Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовойтехники
/>1. Контрольно-кассовая техника,включенная в Государственный реестр, применяется на территории РоссийскойФедерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальнымипредпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполненияработ или оказания услуг.
/>Порядок совершения кредитнымиорганизациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техникиопределяется Центральным банком Российской Федерации.
/>2. Организации и индивидуальныепредприниматели в соответствии с порядком, определяемым ПравительствомРоссийской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовойтехники в случае оказания услуг населению при условии выдачи имисоответствующих бланков строгой отчетности.
/>Порядок утверждения формы бланковстрогой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета,хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
/>3. Организации и индивидуальныепредприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своегоместонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты сиспользованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники приосуществлении следующих видов деятельности:
/>продажи газет и журналов, а такжесопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доляпродажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов иассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет ижурналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
/>продажи ценных бумаг;
/>продажи лотерейных билетов;
/>продажи проездных билетов и талоновдля проезда в городском общественном транспорте;
/>обеспечения питанием учащихся иработников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений вовремя учебных занятий;
/>торговли на рынках, ярмарках, ввыставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных дляосуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов,павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещенийконтейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ исохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в томчисле прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночныхпомещений при торговле непродовольственными товарами;
/>разносной мелкорозничной торговлипродовольственными и непродовольственными товарами (за исключением техническисложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условийхранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных отатмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной,брезентом);
/>продажи в пассажирских вагонахпоездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органомисполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
/>продажи в сельской местности (заисключением районных центров и поселков городского типа) лекарственныхпрепаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
/>торговли в киосках мороженым ибезалкогольными напитками в розлив;
/>торговли из цистерн пивом, квасом,молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевымикультурами;
/>приема от населения стеклопосуды иутильсырья, за исключением металлолома;
/>реализации предметов религиозногокульта и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозныхобрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к нимтерриториях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этихцелей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций,зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
/>продажи по номинальной стоимостигосударственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимыхна почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
/>Организации и индивидуальныепредприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (заисключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных вперечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты сиспользованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
/>Статья 3. Порядок веденияГосударственного реестра
/>1. При осуществлении наличныхденежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт натерритории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники,включенные в Государственный реестр.
/>2. Порядок ведения Государственногореестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральныйорган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведениеГосударственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.
/>3. Центральный банк РоссийскойФедерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченныйосуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовойтехнике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также обиспользуемых в ней программных продуктах.
/>4. Государственный реестр подлежитофициальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения,вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневныйсрок со дня принятия таких изменений и дополнений.
/>5. В случае исключения изГосударственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовойтехники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативногосрока их амортизации.
/>Статья 4. Требования кконтрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения
/>1. Требования к контрольно-кассовойтехнике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями,порядок и условия ее регистрации и применения определяются ПравительствомРоссийской Федерации.
/>При этом контрольно-кассовая техника,применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) ииндивидуальными предпринимателями, должна:
/>быть зарегистрирована в налоговыхорганах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя вкачестве налогоплательщика;
/>быть исправна, опломбирована в установленномпорядке;
Через шесть месяцев после вступленияв силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применениеконтрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается (пункт 2статьи 10 данного документа).
/>/>2. Порядокприменения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемыхв ней программных продуктов утверждается Центральным банком РоссийскойФедерации.
/>Статья 5. Обязанности организаций ииндивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику
/>Организации (за исключением кредитныхорганизаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовуютехнику, обязаны:
/>осуществлять регистрациюконтрольно-кассовой техники в налоговых органах.
Типовые правилаэксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов снаселением утверждены Минфином РФ 30.08.1993 №104.
/>Применять при осуществлении наличныхденежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправнуюконтрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке,зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учетденежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций наконтрольной ленте и в фискальной памяти);
/>выдавать покупателям (клиентам) приосуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованиемплатежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовыечеки;
/>обеспечивать ведение и хранение вустановленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией,вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а такжеобеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку всоответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона,беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике,предоставлять им указанную документацию;
Порядок проведения заменыфискальной памяти утвержден решением ГМЭК по ККМ от 11.10.2000 (протокол №4/58–2000).
/>Производить при первичной регистрациии перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную памятьконтрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти сучастием представителей налоговых органов.
/>Статья 6. Обязанности кредитныхорганизаций, применяющих контрольно-кассовую технику
/>Кредитные организации, применяющие всоответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовуютехнику, обязаны:
/>соблюдать требования, устанавливаемыеЦентральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4настоящего Федерального закона;
/>применять контрольно-кассовуютехнику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированногодоступа программными продуктами;
/>предоставлять в налоговые органы поих запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
/>Статья 7. Контроль за применениемконтрольно-кассовой техники
/>1. Налоговые органы:
/>осуществляют контроль за соблюдениеморганизациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящегоФедерального закона;
/>осуществляют контроль за полнотойучета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
/>проверяют документы, связанные сприменением организациями и индивидуальными предпринимателямиконтрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки исведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
/>проводят проверки выдачи организациями и индивидуальнымипредпринимателями кассовых чеков;
/>налагают штрафы в случаях и порядке,которые установлены Кодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которыенарушают требования настоящего Федерального закона.
/>2. Органы внутренних делвзаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами приосуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.
/>3. Действие полномочий налоговыхорганов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется накредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациямитребований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банкРоссийской Федерации.
/>Статья 8. Признание утратившими силунекоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятиемнастоящего Федерального закона
/>Со дня вступления в силу настоящегоФедерального закона признать утратившими силу:
/>Закон Российской Федерации от 18 июня1993 года №5215–1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществленииденежных расчетов с населением» (Ведомости Съезда народных депутатов РоссийскойФедерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №27, ст. 1018);
/>абзацы девятнадцатый – двадцатьвторой статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года №196-ФЗ «О введениив действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2002, №1, ст. 2).
/>Статья 9. Внесение дополнений внекоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятиемнастоящего Федерального закона
/>Пункт 1 статьи 7 Закона РоссийскойФедерации от 21 марта 1991 года №943–1 «О налоговых органах РоссийскойФедерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного СоветаРСФСР, 1991, №15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов РоссийскойФедерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №33, ст. 1912; №34,ст. 1966; 1993, №12, ст. 429; Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1999, №28, ст. 3484; 2002, №1, ст. 2) дополнить абзацемследующего содержания:
/>«Осуществлять контроль за соблюдениемтребований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации иприменения, которые определяются законодательством Российской Федерации оприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учетавыручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверятьдокументы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получатьнеобходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим припроведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафына организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушениетребований законодательства Российской Федерации о примененииконтрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт.».
/>Статья 10. Вступление в силунастоящего Федерального закона
/>1. Настоящий Федеральный законвступает в силу по истечении одного месяца со дня его официальногоопубликования.
/>2. Через шесть месяцев послевступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличныхденежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применениеконтрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.
/>
Приложение 2
Приказ от 22июня 1995 г. №ВГ – 3 – 14/36
Порядокрегистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах
1. НастоящийПорядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (далее – Порядок)разработан в соответствии с пунктом 1.1 Положения о примененииконтрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства РоссийскойФедерации от 30 июля 1993 г. №745, а также пунктом 4 Положения о порядкепродажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин вРоссийской Федерации, утвержденного решением Государственной межведомственнойэкспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 г.(протокол №2/18–95).
2. Организациии другие юридические лица, их филиалы и обособленные подразделения, а такжефизические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций илиоказания услуг (далее – организации), подают заявление по месту регистрацииконтрольно-кассовых машин по форме. К заявлению прилагаются паспорта наподлежащие регистрации контрольно-кассовые машины и договор об их техническомобслуживании и ремонте Центром технического обслуживания или непосредственнопредприятием-изготовителем контрольно-кассовых машин из числазарегистрированных органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации.
3. Налоговыйорган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации,не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрациюконтрольно-кассовых машин. Регистрация производится путем внесения сведений оконтрольно-кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машинорганизаций, ведущуюся налоговым органом по форме.
4. Налоговыйорган одновременно с регистрацией контрольно-кассовых машин выдает организацииКарточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе по форме, атакже возвращает паспорта на регистрируемые контрольно-кассовые машины идоговор об их техническом обслуживании и ремонте в Центре техническогообслуживания.
5. В случаенеобходимости замены действующих контрольно-кассовых машин другими либоустановки дополнительных машин, организация обязана до ввода их в эксплуатациюподать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учетазарегистрированных ранее.
6. Налоговыйорган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин,производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых изэксплуатации в данной организации контрольно-кассовых машин и выдаеторганизации карточки на вновь зарегистрированные в установленном настоящимПорядком в налоговом органе контрольно-кассовые машины.
7. В случаереорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает изобращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этоморганизация подает заявление в налоговый орган о снятии с учетаконтрольно-кассовой машины. Налоговый орган, получив заявление организации, производитснятие с учета контрольно-кассовой машины, о чем делает отметку в Карточкерегистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписьюдолжностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, искрепляется печатью.
8. Поокончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного вГосударственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территорииРоссийской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовыемашины этих моделей. При этом организации о снятии с учета такихконтрольно-кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока ихприменения.
9. Карточкарегистрации контрольно-кассовой машины хранится в организации по местуустановки контрольно-кассовой машины в течение всего срока ее эксплуатации,предъявляется по требованию представителей налогового органа и другихорганизаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин,и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины срегистрации. В налоговом органе Карточка регистрации контрольно-кассовой машиныхранится в течение трех лет после снятия контрольно-кассовой машины с учета.