ВВЕДЕНИЕ
Вступая в новое тысячелетие и оценивая пройденный путь, определяя новые задачи на будущее, необходимо выработать приоритетные долгосрочные цели социально-экономического развития страны.
Следует признать, что государство строилось с нуля. В корне перестраивалась экономика и система экономических отношений, соответственно, были просчеты и отступления. Реформы проводились в сжатые по времени сроки, происходила ломка устоявшихся стереотипов, что привело в свою очередь к снижению жизненного уровня населения.
Основным принципом построения новых отношений современного государства с каждым человеком стал постулат о человеке, его жизни, правах и свободах как высших ценностях для Республики Казахстан, о подлинной свободе человека, о создании всех условий для его самостоятельного творческого развития и реализации им всех своих возможностей, о наделении его — всеми необходимыми для этого действительными правами.[1] Вместе с тем характеристика социального и, как следствие, правового статуса человека в обществе и государстве была бы неполной без отражения прав и свобод общества и государства, обеспеченных долгом и обязанностями человека перед ними. Осознание подлинной свободы может возникнуть только через осознание источника происхождения этой свободы, характера ее происхождения, через осознание тысячелетних усилий всего человечества и современного общества в ее обеспечении, а, следовательно, и через осознание долга каждого человека перед человечеством и современным обществом, которое предоставило ему все возможности реализовать свой индивидуальный потенциал. Осознание каждым человеком своей индивидуальной свободы неизбежно лежит через осознание им себя частью всего человечества и современного общества, в котором он проживает. В связи с этим не случайно, на наш взгляд, положение о том, что человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, нашло свое отражение в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.
Несмотря на трудности, нашему государству удалось добиться наивысшего за все годы независимости экономического роста и промышленного подъема, функционирования всех ветвей власти на основе Конституции и законов. И сегодня экономика Казахстана признана одной из лучших в СНГ. Европейским союзом в 1999 году Казахстан признан страной с рыночной экономикой.
В своем Послании народу Казахстана на 2006 год Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев ставит задачу вступления в ВТО и расценивает членство в ВТО как дополнительный инструмент экономической модернизации и укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках.
Здесь же определены направления в развитии широкомасштабной государственной поддержки предпринимательства, расширения и укрепления позиций малого и среднего бизнеса. Предлагается провести реформу антимонопольного законодательства с целью разрушения монополий, существующих в металлургии, в банковской сфере, в страховании, в химической промышленности и в других отраслях, повышения конкуренции в этих секторах и создания в них привлекательных и прозрачных условий для вхождение в эти секторы экономики новых – как отечественных, так и иностранных – компаний.[2]
Однако, на сегодняшний день одной из актуальных проблем является обеспечение экономической безопасности государства. Одним из направлений по данному вопросу является борьба с незаконным предпринимательством.
Актуальность данной проблемы определяется не только тем, что существенные недостатки в проведении реформ, неразвитость ведущих институтов гражданского общества, отсутствие саморегуляции и эффективного государственного контроля в сфере экономических отношений привели к определенному падению экономического потенциала республики, но и тем, что состояние законности в сфере экономики за годы перехода к рыночным отношениям продолжает оставаться неудовлетворительным. Одним из примеров существующей в настоящее время ситуации является развитие такого общественно опасного деяния в сфере экономических отношений как незаконное предпринимательство.
Реформирование народного хозяйства Казахстана без создания адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создало благоприятные условия роста экономической преступности. В результате в период перехода к рынку экономическая преступность в Казахстане стала более организованной и профессиональной. Резкое сокращение сфер интеллектуальной легальной деятельности в результате длительного сжатия государственного финансирования повысило интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширило сферу криминального применения современной техники и технологий. Интересы криминальной среды активно устремляются, прежде всего, в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы. При этом значительная часть преступных посягательств экономической направленности не имеет непосредственных потерпевших — физических лиц и потому выявляется с трудом.
Обостренная, криминогенная ситуация в области экономики, говорит о необходимости повышения эффективности борьбы с экономической преступностью, в частности с незаконным предпринимательством.
Объектом исследования дипломной работы является изучение института предпринимательства и исследование такого общественно-опасного деяния, как незаконное предпринимательство.
Незаконное предпринимательство сегодня представляет не меньшую, а, />/>/>возможно, большую опасность, чем общеуголовная преступность. Если общеуголовная преступность затрагивает интересы лишь личности, или, в крайнем случае, группы лиц, то незаконное предпринимательство почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Опасность незаконного предпринимательства состоит в том, что прекращаются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом торпедируется бюджетная и налоговая политика государства, органы государственного управления лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой — денежных средств. Недостаток их в бюджете, прежде всего, сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность. Также опасность незаконного предпринимательства состоит и в том, как показывают исследования, что незаконно сокрытые от налогообложения средства уходят в «теневой» бизнес. Начинают работать криминальные структуры, усиливая экономическую базу организованной преступности.
Целью данной дипломной работы является изучение незаконного предпринимательства, на основе анализа имеющегося материала и действующего уголовного законодательства определение имеющихся проблем в экономике, возникающих вследствие развития незаконного предпринимательства, и пути их решения.
Содержание цели формирует комплекс задач дипломной работы. К ним относятся следующие:
— дать общую характеристику предпринимательской деятельности в РК, а также раскрыть формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
— изучить уголовно-правовую характеристику незаконного предпринимательства, определить объективные и субъективные признаки, а также квалифицирующие признаки незаконного предпринимательства;
— исследовать криминологические аспекты незаконного предпринимательства как вида экономической преступности;
— сформулировать и наметить пути решения выявленных в ходе исследования проблем.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды в области общей теории права, конституционного права, теории и науки уголовного права, криминологии.
Использованы общие и частные методы научного исследования, в том числе: системный, статистический, логико-юридический, сравнительно-правовой и др.
При подготовке данной дипломной работы были проанализированы и использованы такие научные работы как «Уголовное право Казахстана (Особенная часть)». Учебник для ВУЗов, под ред. д.ю.н., проф., И.И. Рогова и к.ю.н., проф., С.М.Рахметова –Алматы 2001; Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. – Алматы 2000; «Криминология». Учебник для юридических вузов. Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф., академика В. П. Сальникова, проф., академика С. В. Степашина.; Антоненко Е. «Правовые основы предпринимательства». / «Предприниматель и право» № 19-20, октябрь 2000 г., в том числе были проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: Законы РК от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве»; от 31 января 2006 года N 125 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», а также другие.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе дается общая характеристика предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Также рассмотрены формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Во второй главе дается уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства, определяются проблемные направления в данной области отношений.
В третьей главе исследуются криминологические аспекты борьбы с экономической преступностью.
В заключении излагаются выводы, сделанные на основе изучения материалов по данной теме и сформулированы предложения по решению выявленных проблемных вопросов.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РК
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности.
Для установления содержания признаков незаконной предпринимательской деятельности следует, прежде всего, определить, что понимается под деятельностью законной.
Предпринимательство — это разновидность экономической деятельности. В соответствии с Гражданским Кодексом (ст.10) «предпринимательство — это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя».[3] Предпринимательская деятельность осуществляется путем создания юридического лица, которое подлежит обязательной регистрации. Граждане могут заниматься индивидуальным предпринимательством без образования юридического лица, но и в этих случаях требуется государственная регистрация. Кроме того, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию, они обязаны иметь лицензию на право осуществления такой деятельности.
Сразу уточним, что под физическими лицами, согласно статье 12 ГК РК, понимаются граждане Казахстана и других государств, а также лица без гражданства.
Юридическим лицом в соответствии со ст.33 Гражданского кодекса РК признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Ст. 34 Гражданского кодекса определяет, что юридическим могут быть два типа организаций:
1) коммерческие, то есть преследующие извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности;
2) некоммерческие — не имеющие извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющие полученный чистый доход между их участниками.
Коммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью в полном объеме, а не коммерческие лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.
Понятие индивидуального и частного предпринимательства сформулировано в ст. 1 Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. Они соответствуют родовому понятию предпринимательства, данному в ст. 10 Гражданского кодекса РК, в то же время разграничивают понятия «индивидуальное предпринимательство» и «частное предпринимательство».
Согласно п. 2 ст. 1 упомянутого Закона под индивидуальным предпринимательством понимается «инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность».
В п.5 ст. 1 частное предпринимательство определяется как «инициативная деятельность субъектов частного предпринимательства, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства и осуществляемая от имени субъектов частного предпринимательства, за их риск и под их имущественную ответственность».
В главе 2 Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. дано понятие субъекта частного предпринимательства.
Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к:
— субъектам малого предпринимательства;
— субъектам среднего предпринимательства;
— субъектам крупного предпринимательства
Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.[4]
Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсот двадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. [5]
Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников более двухсот пятидесяти человек или общей стоимостью активов за год свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.[6]
Статья 7 Закона РК «О частном предпринимательстве» устанавливает, что индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства.
Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.
Совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.
При совместном предпринимательстве все сделки, связанные с частным предпринимательством, совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства.
Формами совместного предпринимательства являются:
1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;
2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;
3) простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности.
Индивидуальное предпринимательство с использованием формы простого товарищества осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Законное, то есть зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее разрешенную законом деятельность, предпринимательство государство защищает и поддерживает самыми различными способами. В частности, права законопослушных предпринимателей защищаются:
— возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности (перечень этих видов содержится в Указе Президента РК, имеющем силу Закона, «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года »;[7]
— максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;
— ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами;
— принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом;
— установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;
— привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;
— запрещением исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов.
1.2 Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Формирование системы рыночных экономических отношений — суть осуществляемых в Республике Казахстан, как и в других постсоциалистических странах, реформ. Опыт мировой рыночной экономики свидетельствует о том, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающим комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов.
Важной целью государственного регулирования экономики является создание экономической и социальной стабильности и адаптации его к изменяющимся условиям. В условиях рыночной экономики оно решает различные задачи:
• Стимулирование экономического роста;
• Регулирование занятости;
• Поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре;
• Поддержка экспорта.
Основные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяется характером и остротой экономических и социальных проблем.
Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могли возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо.
В условиях рыночных отношений экономика регулируется экономическими (косвенными) и административными (прямыми) методами. Экономические и административные методы являются как бы противоположными, так как административные ограничивают свободу действий.[8]
Экономические методы государственного регулирования выступают в двух основных формах:
• Кредитно-денежной;
• Бюджетно-налоговой.
Кредитно-денежная форма предполагает изменения в количестве находящихся в обращении денег и доступности кредитов, благодаря использованию инструментов кредитно-денежной политики, таких как норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Государство противостоит инфляции, регулирует процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость.
Бюджетно-налоговая форма предполагает программы налогообложения и правительственные расходы, направленные на стимулирование национальной экономики в период высокой безработицы и низкой инфляции или на замедление её в периоды высокой инфляции и низкой безработицы.
Административные методы базируются на силе государственной власти и не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности, они определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования.
Основа становления и развития предпринимательства в Казахстане заложено в Государственных программах поддержки и развития предпринимательства. Впервые эти вопросы нашли своё отражение в Законе Республики Казахстан «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Казахской ССР», принятом в декабре 1990 г.
В июле 1992 года был принят Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», в котором отмечается, что частное предпринимательство — это деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода путём удовлетворения спроса на товары (работ, услуг), основанная либо на собственности самого гражданина и осуществляемая от его имени, за свой риск и под его имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство), либо на коллективной собственности, осуществляемая от его имени, за риск и под имущественную ответственность юридического лица (коллективное предпринимательство).
К частному предпринимательству не относится деятельность юридических лиц, контрольный пакет акций или большая доля паевого участия в которых принадлежит государству.
Собственность частных предпринимателей неприкосновенно и охраняется законом. Приостановление деятельности и принудительная ликвидация хозяйственного субъекта, являющегося частным предпринимателем, может иметь место только по решению суда.
В условиях свободного предпринимательства существует ряд проблем, связанных с государственным регулированием экономики:
• Зачастую правительство менее информировано, чем частные лица, так как точная информация дорого стоит;
• Природные монополии, услуги которых наиболее экономно предоставляются одной единственной фирмой «газоснабжения, водоснабжения, телефонизация»;
• Внешние издержки, не отражаемые на цене или нормальном функционирование рынка, при котором государство должно корректировать перепроизводство и чрезмерное потребление товаров и услуг, ведущих к внешним затратам;
• Обеспечение государством экономики нужным количеством денег;
• Потребление общественных товаров, то есть таких, в потреблении которых участвуют все граждане (единая энергосистема, национальная оборона, национальные сети коммуникаций).
В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г., особо отмечен пункт 4 статьи 25 провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности.
Постановлением Кабинета министров Республики Казахстан № 912 от 17 августа 1994 г. были утверждены планы заданий и мероприятий по реализации государственной поддержки и развития предпринимательства в Республики Казахстан на 1994-1996 гг. В конце 1995 г. была принята Программа действий правительства Республики Казахстан по углублению экономических реформ на 1996-1998 гг. в которой в качестве одной из основных задач также определено усиление государственной поддержке предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса. Затем были приняты Указы Президента Республики Казахстан от 14 июня 1996 г. «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» и от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства».
Правительством Республики Казахстан опубликован ряд постановлений: от 14 марта 1997 г. № 325 «Об образовании республиканского информационно-выставочного центра малого предпринимательства», от 26 апреля 1997 г. № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства», от 4 июня 1997 г. № 923 «Об утверждении Положения о порядке поддержке создания новых рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства из средств государственного фонда содействия занятости».
Дальнейшее развитие предпринимательство получило на основании подписанных 19 июня 1997 г. Законе РК «Об индивидуальном предпринимательстве» и 7 июля 1997 г. Указе Президента Республики Казахстан «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан», в которых подчёркивалось, что под индивидуальным предпринимательством, которое трактовалось как вид частного предпринимательства, понимается «инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность».[9]
В качестве субъектов индивидуального предпринимательства закон определил физических лиц, занимающихся этой деятельностью «без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица». Можно отметить следующие положительные моменты:
• Созданы льготные условия для получения кредитов;
• Созданы законодательные возможности для покупки в рассрочку производственных объектов и площадей, офисных помещений, а также их аренда или доверительное управление;
• Определены приоритеты деятельности;
• Упрощена процедура создания и регистрация частных предпринимателей и частных предприятий, а также открытие ими счётов в банках второго уровня.
Главным координатором и проводником в жизнь государственной политики и поддержке и развитию малого предпринимательства в Казахстане является созданный в 2003 году Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. При нём созданы два экспертных совета.
Первый — из представителей предпринимательских структур по поддержке малого бизнеса для изучения проектов нормативных и законодательных актов.
Второй — межведомственный, из представителей заинтересованных министерств и ведомств, который занимается реализацией Указа Президента по активизации предпринимательской деятельности.
Практический опыт показывает, что вследствие обилия нормативных правовых актов возможны сложности из-за сохранения многих старых законов, а также повторение и дублирование их в новых по некоторым позициям.
Необходимо тщательно продумать и осуществить конкретные меры по устранению или максимальному снижению отрицательного действия таких тормозящих развитие предпринимательства фактов, как:
• Недостаточно развитая политическая система и непостоянство нормативной правовой базы;
• Непостоянство системы налогообложения;
• Недоступность кредитов и за высокой разницы между процентной ставкой, назначаемой банками, и уровнем инфляции;
• Низкий покупательский спрос населения;
• Проблемы во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами, как внутри Казахстана, так и за его пределами;
• Слабая профессиональная подготовленность работников малых предприятий. В этом плане целесообразность использовать возможности не только государственных органов, но таких негосударственных институтов, как Центр деловых связей и Центральноазиатско-американский фонд поддержки предпринимательства в Казахстане. Должен сыграть свою положительную роль и Консультативный совет государств — участников СНГ по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданный после подписания 17 января 1997 г. соответствующего соглашения правительствами государств содружества.
Органы исполнительной и законодательной власти особо уделяет внимание проблемам институциональных преобразований, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе Республики Казахстан, ряде законодательных актов, программных документах по углублению экономических реформ.
Основные действенные меры правительства связанны с реализацией Указа Президента Казахстана «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 г. В соответствии с данным указом:
• Создан государственный институт поддержки малого предпринимательства (Департамент поддержки малого предпринимательства министерства экономики и торговли Республики Казахстан);
• Приняты законы «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства»;
• Сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг осуществляемых ими;
• Образован Фонд развития малого предпринимательства;
• Установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго уровня (не менее 10 % от основного долга кредитного портфеля банка).
Зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции национальной экономики обеспечивая особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, а также оказывая значительное влияние на активизацию человеческих ресурсов инновационный потенциал.[10]
Результатом развития законодательной базы о частном предпринимательстве, с учетом наработанного опыта, стало принятие Законов Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, № 124 – III[11] и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» от 31 января 2006 года N 125.[12]
Статья 4 Закона «О частном предпринимательстве» определяет основы правового регулирования частного предпринимательства. Основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.
Здесь же определены основные принципы государственного регулирования частного предпринимательства:
— гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки;
— равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
— гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);
— приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;
— участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства.[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая работа подготовлена на основе анализа Конституции РК, действующего уголовного законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан.
Причиной сложившейся ситуации явилось в значительной степени отсутствие методики выявления достаточных оснований для возбуждения уголовных дел этой категории, а также недостаточная квалификация лиц, которым законодатель предоставил право возбуждать такие уголовные дела и вести следствие по ним. Несогласованность норм уголовного права с нормами налогового законодательства, множественность, объемность и нестабильность законов, часто вносимые изменения и дополнения создают новые трудности, огромный специфичный массив ведомственного нормативного материала, регулирующего сферу налогообложения, недостаточно глубокие знания налогового законодательства сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов значительно затрудняют расследование и правовую квалификацию экономических преступлений. С момента создания органов налоговой службы РК принято множество законов, подзаконных актов, выпущены методические пособия и инструкции, которые регулируют, дополняют, уточняют налоговое законодательство. Принятие новых документов органами власти и управления создают все новые и новые проблемы, причем не только для правоохранительных и контролирующих органов, но и, что самое главное, для налогоплательщиков. Разобраться в таком обилии нормативных актов невозможно не только рядовому налогоплательщику, но и специалисту правоохранительной и контролирующей систем. Отсутствие глубокой разработки теоретической и практической основ построения налоговой политики существенно влияет на совершенствование уголовно-налогового законодательства. Несовершенство налогового законодательства не давало возможности эффективно осуществить защиту финансовой сферы уголовно-правовыми средствами. Налоговый кодекс, несомненно, вносит позитивную новизну, больше разграничивая вопросы уплаты налога и вопросы ответственности. Им были введены новые составы налоговых правонарушений. Но все же ответственности за налоговые правонарушения по-прежнему недостает гибкости. Так, равная имущественная ответственность возлагается и на физическое лицо, и на малое предприятие, и на мощного экономического субъекта.
Вообще, совершенствование налогового законодательства необходимо осуществлять в соответствии с Конституцией РК и другим принятыми в соответствии с ней актами при условии четкого определения его структуры. Необходимо также учитывать различные существенные государственно-правовые, гражданско-правовые и иные элементы налоговых отношений.
Во многих странах с развитой рыночной экономикой существуют налоговые суды. Для Казахстана, где степень криминализации рыночных структур достигла угрожающего уровня, такой опыт был бы очень полезным. Немаловажны и подготовка квалифицированных специалистов, работающих в этой области, начиная от налоговых инспекторов до судей, обладающих специальными знаниями по налоговому законодательству.
Необходимо воспитывать у наших граждан правовую культуру. Имеется в виду целенаправленное формирование, с использованием всех общественных институтов, цивилизованного, лояльного отношения населения к законам, закрепление в общественной морали норм, поощряющих стремление жить в ладу с законом, вносить свой посильный материальный вклад в укрепление основ государства. И наоборот, уклоняющегося от этой конституционной обязанности, должны осуждать с точки зрения нравственности.
На основе проведенного анализа действующего законодательства, научной и специальной литературы, сложившейся практики, можно сделать некоторые обобщения и выводы по теме дипломной работы.
Незаконное предпринимательство — это преступление, предусмотренное Особенной частью УК РК (ст. 190), которое нарушает установленный законодательством, порядок осуществления предпринимательской деятельности, то есть осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии). Смысл подобной нормы уголовного права, очевидно, в том, что государственная регистрация, наличие лицензии на отдельные виды предпринимательской деятельности служат важной цели. А именно, такая регистрация способствует упорядоченности отношений контрагентов, их взаимной идентификации, снабжает гарантией возможности судебной защиты интересов сторон и т. д. Осуществление же предпринимательской деятельности вне государственной регистрации создает для контрагентов риск уклонения кого-либо из них от выполнения обязательств, затрудняет возмещение причиненного вреда и т.д. Все это — сфера частного интереса, обеспечиваемая мерами гражданского характера (взятие залога, взыскание ущерба, выплата неустойки и т.д.).
Очевидна практическая необходимость и лицензирования предпринимательской деятельности для функционирования рыночных отношений. Совокупный интерес участников хозяйственных отношений — основа упорядочения предпринимательской деятельности путем ее лицензирования.
Отсутствие лицензии при осуществлении предпринимательской деятельности нарушает предпосылки такой упорядоченности, несет с собой риск потерь для сторон в соответствующих сделках и т. д.
Норма Уголовного кодекса РК (ст. 190) не считает преступлением осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии в случае, если эта деятельность не причинила крупного ущерба гражданам, организации, государству либо не спряжена с извлечением дохода в крупном размере.
Для данного состава характерно, что для наступления уголовной ответственности недостаточно наличие в совершенном деянии всех признаков состава данного преступления. Статья Уголовного кодекса сформулирована таким образом, что уголовная ответственность возможна только при наличии в содеянном дополнительных обстоятельств. К числу последних отнесено: причинение деянием крупного ущерба или извлечение дохода в крупном размере. Вследствие этого получается, что незаконное предпринимательство, совершенное не в крупном размере, преступлением не является, а за пределами размера, указанного в примечаниях к соответствующей статье, содеянное становится преступлением. То есть, незаконное предпринимательство становиться преступлением только в случае причинения такими деяниями крупного ущерба, определение размера которого законом отнесено к тому же к ведению следствия и суда, что значительно расширяет поле свободного усмотрения и соответственно возможность принятия произвольных решений.
Какие же основания позволяют считать, что подобные обстоятельства (размер ущерба и величина дохода) превращают нормальную экономическую деятельность в преступную. Причинение крупного ущерба (как и любого иного) и его возмещение сфера гражданско-правовых отношений. Крупный доход, полученный предпринимателем (как зарегистрированным, так и незарегистрированным), свидетельство успешной предпринимательской деятельности, которую (если она не противоречит иным законам) надо поощрять и развивать, а не пресекать, объявляя размер такого дохода фактором, превращающим успешное предпринимательство в преступление в связи с отсутствием у такого предпринимателя государственной регистрации.
На основании изложенного, в свете проводимой гуманизации уголовного законодательства, считаю возможным исключить из ст. 190 УК РК положение о незаконном предпринимательстве, сопряженным с извлечением дохода в крупном размере, т.е. слова: «либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере». В данном случае лицо, совершившее данное деяние должно привлекаться к административной ответственности с изъятием полученного дохода в пользу государства и уплатой налогов, предусмотренных налоговым законодательством.
Исходя из вышеизложенного необходимо сделать еще один немаловажный вывод.
Без четкого закрепления правового положения субъектов предпринимательства немыслима их нормальная деятельность. Четкая законодательная регламентация правового положения субъектов предпринимательской деятельности, в свою очередь, влияет на развитие предпринимательства в Казахстане.
Разнообразие правовых форм предпринимательства требует установления для каждой из этих форм отличного от других статуса, т.е. правовое положение каждого вида субъекта предпринимательства различно.
Наиболее распространенными из перечисленных субъектов предпринимательства являются товарищества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы, акционерные общества. При этом существуют и субъекты в других правовых формах. Важно отметить, что, так как Казахстан является государством, в экономике которого ощутимую долю занимает сельскохозяйственный сектор, то такой субъект предпринимательской деятельности, как крестьянское (фермерское) хозяйство имеет широкое распространение.[53]
Необходимо подчеркнуть сложившуюся тенденцию, направленную на осуществление рассматриваемых субъектами своей деятельности в качестве субъектов малого предпринимательства.
Государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в котором первую скрипку играет частный сектор. Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане является решением экономических проблем, как долгосрочных, так и краткосрочных приоритетов.[54]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года). Астана, «Данекер» 2004.
2. Н.Назарбаев «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии». Ежегодное послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана дата
3. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 марта 1995 года. Алматы: ТОО «Баспа», 2005 г.
4. Закон РК от 31 января 2006 года № 124-Ш «О частном предпринимательстве». / «Предприниматель и право». № 2 2006 г.
5. Аманжолова В, «О некоторых проблемах поддержки малого предпринимательства» «Фемида» №11 2003 г.
6. Рагимова С. «Особенности предпринимательской деятельности как сферы публично-правового регулирования» «Фемида» №3 2005 г.
7. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года N 214 «О лицензировании» / «Предприниматель и право». № 2 2006 г.
8. Антоненко Е. Правовые основы предпринимательства. / «Предприниматель и право» № 19-20, октябрь 2000 г.
9. Закон РК от 19 июня 1997 года № 135-1 «Об индивидуальном предпринимательстве». Сборник нормативных актов Республики Казахстан по гражданскому праву. Часть 1. — Алматы: «ЮРИСТ», 2000.
10. Климкин С. И. Правовые формы предпринимательства в Республике Казахстан – г.Алматы. Баспа 1997 г.
11. Лебедев К. «О целях и правовых формах предпринимательской деятельности» Юрист №2 февраль 2005 г.
12. Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства». / «Предприниматель и право». № 2 2006 г.