Реферат по предмету "Маркетинг"


Планирование деятельности торгового предприятия

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Планирование деятельности торгового предприятия
2. Планирование показателей оборота розничной торговли
3. Планирование показателей по труду
4. Планирование качественных показателей в торговле
Заключение
Список литературы

Введение
Торговля – это форма товарного обмена, производимого при помощи денег.Как особый вид деятельности людей, торговля предполагает осуществление операцийпо купле – продаже товаров и услуг. Путем купли – продажи осуществляется инепосредственно товарный обмен, и происходит движение товаров от производителяк потребителям. Соответственно любым торговым операциям присущи характерныетолько для этого вида деятельности особенности, связанные о обслуживаниемименно процесса обмена.
Необходимо различать такие понятия, как коммерция и торговля. Есликоммерция – это любая хозяйственная деятельность с целью получения прибыли, тоторговля – это товарный обмен, осуществляемый с помощью денег, посредствомпроведения актов купли – продажи. Таким образом, с одной стороны, коммерческаядеятельность на сводится только к торговой – существуют и другие видыхозяйственной деятельности для получения прибыли; с другой стороны, торговаядеятельность не всегда является коммерческой – потреб. Кооперация занимаетсяторговлей, но деятельность эта по законодательству является некоммерческой.
Из этого следует, что не всегда главной целью торговой деятельностиявляется получение прибыли, в ряде случаев на первый план выступает и товарноеобеспечение потребителей.
Можно выделить следующие виды торговли:
1. розничнаяторговля – реализация товаров (главным образом народного потребления) населениюв основном за наличный расчет для личного не коммерческого использования.Розничная торговля завершает товарное обращение – товар переходит в сферупотребления.
2. оптоваяторговля – реализация товаров для последующей перепродажи или переработки.Цели, которые преследует оптовая торговля, предопределяют продажу большинстватоваров относительно крупными партиями.
3. аукционная торговля– реализация, при которой продавец, пользуясь прямой конкуренциейприсутствующих покупателей, стремится максимально увеличить продажную цену исоответственно получить максимальную прибыль.
4. ярмарочнаяторговля – реализация товаров, сопровождающаяся их демонстрацией. Демонстрациятоваров предназначена для привлечения потенциальных покупателей, в т.ч. и длязаключения договоров.
Как вид деятельности торговля выполняет ряд только присущих ей функций.
Во – первых, торговля доводит товары от производителя к потребителям; впроцессе выполнения этой функции торговля может осуществлять транспортировкутоваров, их фасовку, упаковку, хранения и.п.
Во – вторых, торговля реализует товары, приобретаемые у промышленныхпредприятий и других поставщиков, т.е. торговля осуществляет смену и формсобственности, и форм стоимости (с товаров на денежную и наоборот), связываятем самым производство и потребление. Выполнение торговлей функции реализациитоваров создает возможности возобновления производственных процессов.
В – третьих, торговля изучает спрос покупателей, товарное предложениепроизводителей и поставщиков, цены на товары. Для того чтобы доводить товары отпроизводителей к потребителям, реализовывать их, торговля должна изучать кактоварное предложение, так и покупательский спрос, реагируя на их изменения.
В – четвертых, торговля призвана сокращать затраты (прежде всего,времени) покупателей на приобретение товаров. Для этого торговые предприятиясовершенствуют технологии продажи, расширяют перечень дополнительно предоставляемыхуслуг, в т.ч. и информационных.
Предприятия, выбравшие в качестве своей специализации торговлю, образуютотрасль, которая в рыночной экономике связывает производство и потребление. Всостав торговых предприятий принято включать предприятия розничной, оптовойторговли и предприятия общественного питания. Наиболее значимыми являетсяторговля и общественное питание. Именно они обеспечивают население товарами.Кроме того, в последнее время наметилась тенденция к увеличению численностиработников, занятых в торговле, особенно в розничной.
Роль торговли, учитывая ее влияние на производство и потребление,постоянно растет, поэтому изучение хозяйственного механизма торговлиприобретает в современных условиях особую значимость.
Целью курсовой работы является разработка плановых показателей на 2009год.
В соответствии с целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. изучаетсятеоретический материал по проблемам планирования показателей деятельноститорговых предприятий;
2. разрабатываетсяплан показателей розничного оборота;
3. разрабатываетсяплан по труду;
4. разрабатываетсяплан по качественным показателям.
Методология планирования включает в себя методы планирования. Методпланирования – это способ воздействия, определяющий условия деятельностипредприятия для достижения наиболее эффективного результата работы. Впланировании торговли, как и экономики в целом, нашли применение следующиеметоды: балансовый, технико – экономических расчетов, программно – целевой,оптимизации решений, многовариантных расчетов, экономико – математические ит.п.
1. Балансовыйметод – когда потребности уравниваются с ресурсами;
2. Метод технико –экономических расчетов – использование норм и нормативов, приближенных креальным условиям;
3. Программно –целевой метод – состоит в увязывании целей экономического развития с комплексоммероприятий и необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами,обеспечивающими их достижение;
4. Методоптимизации решений – это основа для составления целевых программ;
5. Методмноговариантных расчетов – в качестве этого метода широкое распространениеполучил системный анализ;
6. Экономико –математический метод – это теория массового обслуживания, линейноепрограммирование, система сетевого планирования и методы корреляции.

1. Планирование деятельности торгового предприятия
Планирование – важнейшая функция экономического управления предприятием врыночной экономике.
Отказ от централизованного планирования повлек резкое ухудшениеэкономического положения большинства торговых предприятий.
Планирование – это:
1. умение увязатьресурсы предприятия с его рыночными целями;
2. важнейшийспособ управления экономикой, регулирование темпов ее развития;
3. комплекс работпо составлению и организации выполнения планов экономического и социальногоразвития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой.
Планирование в торговле – экономическая деятельность людей по управлениюи регулированию товарного обращения.
Планирование на уровне предприятия – это разработка и корректировка планов,включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельностихозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Функции планирования на уровне торгового предприятия:
1. выделение целейпредприятия и установление его соответствия целям развития национальногохозяйства, а также развитию социальных и рыночных процессов;
2. определениепараметров и темпов хозяйственных процессов на торговых предприятиях;
3. планомерноераспределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовыхресурсов для достижения общих и частных целей хозяйствующего субъекта.
Таким образом, планирование – это формирование стратегических задач итекущих целей фирмы, разработка ее политики, определение ожидаемых результатови расчет предполагаемых технико – экономический показателей плана.
Сущность планирования:
— оно базируется на выборе из множества возможных альтернатив развитияфирмы в будущем;
— планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которогоустанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы;определяются пути и способы их достижения; разрабатываются и увязываются планы,отражающие различные стороны ведения экономики фирмы;
— отправной точкой планирования фирмы является достижение целей фирмы, предусматривающейполучение и обеспечение высоких результатов ее хозяйственной деятельности.
Алгоритм планирования на торговом предприятии:
o    определение целейи задач развития предприятия;
o    анализхозяйственной и рыночной деятельности предприятия;
o    прогнозированиевозможных вариантов увязки ресурсов предприятия и его целей;
o    разработкаокончательного плана;
o    контроль заисполнением плана и его корректировка.
В настоящее время разрабатываются краткосрочные, среднесрочные,долгосрочные и бизнес – планы.
Основой предприятия является бизнес – план. Он оказывает предпринимателямпомощь в конкуренции.
Задачи бизнес – плана:
— изучить емкость и перспективы развития потребительского рынка;
— оценить расходы торгового предприятия;
— определить варианты ценообразования, позволяющие за счет доходовопределить намечаемую прибыль;
— обнаружить возможные негативные стороны и способы устранения.
Бизнес – план рекомендуется составлять на несколько лет с выделениемпоказателей по годам.
Разделы бизнес – плана:
— описание главных видов деятельности;
— оценка емкости потребительского рынка;
— маркетинговые задачи (реклама, стимуляторы продажи товаров);
— материально – техническая база (собственная и арендованная);
— персонал предприятия;
— финансовый план, который представляет собой баланс доходов и расходовпредприятия.
Долгосрочный план – составляется на срок 3 или 5 лет и является прогнозомстратегического характера. Стратегическое планирование на разработку комплексамер по расширению емкости потребительского рынка (фирмы, потреб. союзы, крупныекооперативы, универсальные магазины).
Составная часть долгосрочного плана – различные программы развитияматериально – технической базы.
Среднесрочный план – развитие торговли может быть установлено на 2 года.
Краткосрочный план – составляется на каждый очередной год, авнутригодовые планирования содержат задания по кварталам. Текущие планыохватывают основные показатели деятельности торгового предприятия.
Показатели деятельности торгового предприятия.
Любой план работы предприятия находит отражение в конкретных показателях;правильное вычисление и экономическая обоснованность показателей определяетнаучный характер планирования и эффективность планирования.
Требования, предъявляемые к показателям:
· адекватность – отражать реальные процессы;
· достаточность – обеспечивает точность отражения планируемого процесса;
· измеримость – возможность количественного измерения показателей;
· динамичность – обоснование планируемых расчетов и учетом их развития вдинамике;
· достоверность – объективность, правдивость;
· определенность- однозначность в понимании;
· документальность – обеспечение связи с отчетностью предприятия.
Необходимость высокого уровня обоснованности планов и рост эффективноститорговли предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые впланировании, можно подразделить на количественные и качественные, объемные иудельные, натуральные и стоимостные.
В планах торговли сочетаются натуральные и стоимостные показатели.Натуральные показатели характеризуются количественно в натуральной форме.Таковы, например, основные и оборотные фонды, производственные мощности,товарные ресурсы и т.д.
Натуральные показатели должны оптимально сочетаться, служить основойопределения стоимостных, которые присущи торговле, с использованием рыночныхотношений.
Стоимостные показатели используются в планировании большинствапоказателей деятельности торговых фирм: для соизмерения доходов и расходов,определения наличия финансовых ресурсов и потребности в них.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К нимотносятся: объем товарооборота, товарные запасы, количество реализованныхтоваров, численность торгового и административно – управленческого персонала,фонд оплаты труда, суммы прибыли и издержек обращения и т.д.
Качественные показатели отражают экономические процессы и являютсяотносительными показателями. Они выражают экономическую эффективность торговли,отдельных ресурсов, задействованных в деятельности предприятия. Это – ростпроизводительности труда, снижение издержек обращения, увеличение торговойприбыли. К качественным показателям относятся также те, которые выражаютсоотношение количественных показателей (рентабельность продаж, уровень издержекобращения, фондоотдача, качество обслуживания).
Между количественными и качественными показателями существует взаимосвязьи взаимодействие. Для того, чтобы организовать деятельность предприятия,обеспечить непрерывность и эффективность товародвижения, нацелить работников наулучшение торгового обслуживания, одного показателя недостаточно. Необходимасистема показателей, которая ориентировала бы работников торгового предприятияне только на увеличение объема продаж, но и на реализацию товаров в объеме иструктуре, адекватных объему и структуре спроса населения при получении прибылии минимизации материальных, трудовых и финансовых затрат.
В системе показателей различают объемные и удельные показатели. Объемныепоказатели устанавливают абсолютные величины торговли в целом, отдельныхпроцессов и факторов, в ней участвующих (товарооборот, издержки, прибыль ит.д.)
Удельные показатели устанавливают соотношение двух или несколькихвзаимосвязанных показателей (проценты, индексы, коэффициенты и т.д.)
В рыночных условиях большинство показателей рассчитываютсянепосредственно в фирмах. Непременное условие – сопоставимость и сводимостьпоказателей.
Все плановые показатели, исходя из требований рынка можно разделить на:
оценочные, характеризующие реальный или возможный уровень развития илирезультатов, достигнутых в той или иной сфере деятельности фирмы;
затратные, определяющие уровень затрат на осуществление различныхэкономических процессов и задач.
2. Планирование показателей оборота розничной торговли
 
Сущность РТО, значение, состав, планирование
Розничный оборот – это объем продажи товаров и оказанных услуг населению дляличного, семейного и домашнего использования.
Он образуется в момент оплаты, при выдаче кассового чека.
РТО используется для оценки уровня населения и имеет количественнуюсторону т.е. на какую сумму продано товаров, и качественную – характеризуетсяструктурой оборота.
Классификация оборота:
1.   по организационным формам:
1.1 продажа в стационарной розничной торговой сети;
1.2 продажа через мелкорозничную торговую сеть;
1.3 продажа через виртуальные магазины;
1.4 продажа через посылочную систему;
1.5 продажа через комиссионную торговлю;
2.   по составу конечных потребителей:
2.1 продажа населению;
2.2 продажа предприятиям;
3.   по срокам оплаты:
3.1 оборот с немедленной оплатой;
3.2 с отсрочкой платежа;
4.   по формам торговли:
4.1 оборот гос. и муниципальной торговли;
4.2 оборот частной торговли;
5.   по видам оборота:
5.1 оборот розничной торговли;
5.2 оборот общественного питания и т.д.
Состав РТО определяется в соответствии с инструкцией РОССТАТА. В неговключают следующие виды продаж:
· продажа населению товаров за наличный расчет по карточкам и перечислениямбанков;
· продажа населению по почте по безналичному расчету;
· продажа товаров в кредит (полная стоимость товаров);
· продажа коммисионных товаров по полной стоимости;
· стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования ( помоменту доставки);
· стоимость проданных по подписи печатных изданий;
· стоимость проданной и невозвращенной порожней тары;
· стоимость упаковки, не входящей в стоимость товара;
· отпуск товаров в счет з/п, пенсии.
Не включают в РТО:
· товары, не выдержавшие гарантийного срока службы;
· продажи проездных билетов;
· продажа спец. одежды;
· отпуск молока для лечебно – профилактического питания;
· продажа организациям соц. сферы и спец. потребителям.
При планировании оборота необходимо обеспечить:
1. соблюдениесреднегодовых темпов роста;
2. обеспечениеполучения прибыли;
3. расширение илиувеличение зоны деятельности;
4. обеспечениеконкурентноспособности фирмы.
План РТО разрабатывается по общему объему на год; распределяется покварталам и месяцам. Кроме того он составляется и по отдельным товарным группам(по ассортименту).
При разработке плана оборота могут быть использованы различныеметодологические подходы:
1)        определениебезубыточного оборота;
2)        определениеоборота для получения необходимого размера прибыли;
3)        расчет оборотаметодом скользящей средней;
расчет оборота методом аналитического выравнивания.
Чтобы рассчитать РТО методом скользящей средней, необходимо знать темпыприроста РТО за предыдущие годы. Из полученных данных производится выравнивание2 шага вперед и определяется предполагаемый темп прироста на планируемый год.Зная факт оборот отчетного года, определяется план оборота на предстоящий год:
 
оборот отчет. года * К роста планируемого года
№ 1 Использование метода скользящей среднейПериод Оборот, тыс.руб. 20003 9000 2004 10000 2005 11000 2007 12000 2008 12000 2009 ? 13200
1.Темпы роста:
Тр = />
Тр = />
Тр = />
Тр = />
2. Темпы прироста:
Тпр = Тр – 100%
Тпр = 111,1 – 100 = 11,1
Тпр = 110 – 100 = 10
Тпр = 109,1 – 100 = 9,1
Тпр = 100 – 100 = 0
3. Метод скользящей средней:
У1 = />К1
У2 = />; К2
У3 = />; Кn
Определяем среднегодовой темп прироста:
 
/>
№ 2 Использование метода аналитического выравниванияГоды Оборот в т.р., 1у Время, t yt
t2 2003 9000 1 9000 1 2004 10000 2 20000 4 2005 11000 3 33000 9 2007 12000 4 48000 16 2008 12000 5 60000 25 ∑у=54000 ∑t=15 ∑yt=170000
∑t2=55

∑y=an + b∑t
∑yt=a∑t + b∑t2
54000=5a + 15b
170000=15a + 55b
a=54000-15b/5
170000=15*54000-15b/5+55b
170000=3(54000-15b)+55b
170000=(162000-45b)+55b=162000-45b+55b
b=170000-162000/10=800 т.р.
54000=5a+800*15
a=54000-(800*15)/5=42000/5=8400 т.р.
y 2009 г.=8400+800t=8400+800*6=13200т.р.
№ 3 Проект плана оборота по кварталам планируемого годаПериод План оборота, т.р. Удельный вес оборот, % 1 квартал 3256,2 24,6 2 квартал 3194,4 24,2 3 квартал 3273,6 24,8 4 квартал 3484,8 24,6 Итого 13200 100
№ 4 Проект плана продаж в магазине «Родник» на годПериод Оборот, т. р. Удельный вес оборота, % 1. Январь 1065 8 2. Февраль 1029,6 7,8 3. Март 1161,6 8,8 4. Апрель 1042,8 7,9 5. Май 976,8 7,4 6. Июнь 1174,8 8,9 7. Июль 1122 8,5 8. Август 1082,4 8,2 9. Сентябрь 1069,2 8,1 10. Октябрь 1082,4 8,2 11. Ноябрь 1082,4 8,2 12. Декабрь 1320 10 Итого за год 13200 100
№ 5 Проект плана продаж по товарным группам тыс.руб.Товарные группы Годовой план оборота 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 1. Хлеб и хлебобулочные изделия 880 220 200 240 220 2. Крупа, мука 860 215 210 220 215 3. Макаронные изделия 900 225 220 230 225 4. Сахар 600 150 100 200 150 5. Кондитерские изделия 1160 290 200 380 290 6. Сыр 800 200 100 300 200 7. Колбаса 960 240 200 280 240 8. Молочные продукты 800 200 100 300 200 9. Масло животное 960 240 210 270 240 10. Масло растительное 700 175 100 250 175 11. Консервы 1060 265 200 330 265 12. Чай, кофе 880 220 200 240 220 13. Овощи, фрукты 800 200 100 300 200 14. Сигареты 960 240 200 280 240 15. Прочие 880 220 200 240 220 Всего 13200 3300 2540 4060 3300
Товарные запасы, значение, нормирование, классификация
Товарные запасы – это вся масса товаров, которая находится в сфере товарногообращения и предназначена для продажи.
Они определяются в сумме и в днях.
Товарные запасы выполняют следующие функции:
·         обеспечиваютнепрерывность торгового процесса;
·         способствуютудовлетворению платежеспособного спроса населения на отдельные товары;
·         характеризуетсоотношение между спросом и предложением.
Классификация товарных запасов:
1. по назначению:
ü запасы текущего хранения;
ü запасы сезонного хранения;
ü запасы досрочного завоза;
ü страховые запасы;
2. по месту нахождения:
ü напроизводственных предприятиях;
ü в розничнойторговле;
ü в оптовойторговле;
ü в пути;
3. по отношению к периоду:
ü отчетные;
ü на конкретнуюдату;
ü входные;
ü выходные;
4. по отношению к нормативу:
ü соответствуютнормативу;
ü выше норматива;
ü ниже норматива;
5. по единицам измерения:
ü в натуральныхединицах;
ü в суммовомвыражении;
ü в днях.
В настоящее время рекомендуется разделять товарные запасы на 3 группы:
o группа А – составляет до 20 % запасов, а в обороте – 80 %;
o группа В – запасов – 30 — 40 %, а в обороте до 15 %;
o группа С – (это товары редкого спроса), составляют до 50 %запаса, а оборот до 10 %.
Норматив товарных запасов – это оптимальный размер товарных запасов,обеспечивающий бесперебойную торговлю при минимальных затратах («ГОССТАНДАРТ»).
Процесс нормирования запасов может быть организован двумя способами:
1)        определяетсяобщая сумма норматива, а затем она распределяется между отдельными товарнымигруппами. Для этого может быть использован метод скользящей средней.
2)        Рассчитываютсянормативы по каждой товарной группе в сумме и в днях, а затем из них выводитсяобщий норматив в сумме и в днях.
Норматив товарных запасов включает в себя 3 элемента:
1.        Р (рабочий запас)– это сколько товаров должно быть в торговом предприятии до очередной поставки;
2.        П (запас текущегопополнения) – сколько товаров должно завозиться в очередную поставку;
3.        С (страховойзапас) – создается в процентах от торгового запаса на случай неритмичностипоставки.
Рабочий запас включает:
— представительный набор;
— запас на приемку товара;
— запас однодневной продажи (всегда равен одному дню)
П = кол – воразновидностей по ассортименту * средняя цена / однодневный оборот по группе.
Запас на приемку устанавливается самостоятельно.
/>
Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза и К обновления.

К обновления = кол– во разновидностей по ассортименту / кол – во разновидностей 1 партии.
/>
Чтобы определить норматив товарных запасов по всем товарным группам,необходимо нормативы по товарным группам в сумме сложить и разделить на общийоднодневный оборот.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.