Введение
Одно из главных требований к подготовке специалистов высшей квалификации – её связь с практикой, знание конкретных задач, особенностей будущей практической деятельности.
Практика по технологии отраслевого производства – это форма учебных занятий в предприятиях разных форм собственности и организационно-правовых форм, занимающихся торговой деятельностью.
Целью практики по технологии отраслевого производства является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в области организации торгового процесса.
Основные задачи практики:
изучение сферы деятельности предприятия, его внутренних основных и вспомогательных подразделений, их взаимодействия;
практическая работа на рабочих местах;
приобретение конкретных практических навыков в управлении деятельностью отдельных звеньев предприятия;
сбор информационного материала для выполнения в дальнейшем выпускной квалификационной работы.
Данный отчёт написан о прохождении практики по технологии отраслевого производства в магазине « Сергеевский » ИП Ненашева Т. А.
Глава 1. Знакомство с предприятием
Магазин «Сергеевский» представляет собой предприятие по розничной торговле продуктами питания, а также бытовой химией и товарами повседневного спроса. Успех данного предприятия определяется чёткой ориентированностью на потребности покупателя и плодотворной деятельностью руководителя магазина и его персонала.
Основная цель данного предприятия, впрочем, как и всех других, получение и наращивание доходов. Ведь только при наличии финансовых и материальных ресурсов предприятие в состоянии нормально и полноценно функционировать, успешно развиваться, быть конкурентно способным, решать задачи систематического обновления предлагаемой продукции, повышения качества и количества предоставляемых услуг.
Основными видами деятельности общества является реализация товаров народного потребления.
ИП Ненашева Т.А., помимо розничной торговли, может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, при условии предоставления специального разрешения (лицензии) на организацию данного вида деятельности.
Предприятие в настоящий момент не занимается собственным производством, а ограничивается розничной торговлей товарами народного потребления.
Магазин «Сергеевский» был основан индивидуальным предпринимателем Ненашевой Татьяной Александровной в 1998 году. Первоначально располагался он в арендованном помещении площадью всего 40 м2. Но довольно быстрое и успешное развитие данного предприятия позволило увеличить размер площади магазина до 100 м2. На сегодняшний день все помещения этого предприятия находятся в собственности ИП Ненашевой Т. А.
Успех функционирования магазина во многом зависит от оформления торговых площадей, качества и ассортимента предлагаемых товаров, эффективности работы персонала с покупателями.
Расположен магазин «Сергеевский» по адресу г. Саратов, ул. Гвардейская д. 20/1, что стало правильным решением руководства данного предприятия. Расположено оно наиболее удобно по отношению к потоку потребителей (остановка 5-ая Дачная). Так у покупателя, возвращавшегося с работы, нет необходимости идти в другой магазин, или покупать продукты заранее, так как он может купить продукты отличного качества при надлежащем обслуживании недалеко от дома.
На сегодняшний день, по мнению специалистов, саратовский рынок еще далек от полного насыщения предприятиями такого типа, поэтому сегодня трудно сказать, что предприятия такого типа между собой сильно конкурируют. Даже находясь в существенной близости, друг от друга, магазины чувствуют себя довольно благополучно. Их мирное существование объясняется, с одной стороны тем, что организованной торговле удается постепенно отвоевывать аудиторию у рыночно-палатной, а с другой стороны тем, что сегодняшнего количества экономных магазинов для города и области явно не достаточно.
Преимуществом магазина «Сергеевский» является ассортиментная, ценовая политика, а также удобное расположение магазина. Относительным недостатком является отсутствие собственного производства, так как на сегодня большинство сетевых магазинов предлагают ряд товаров под собственными марками.
Преимуществом ассортиментной политики можно назвать наличие широкой товарной группы, помимо продуктов здесь можно купить все непродовольственные товары первой необходимости; низкие цены на товары при довольно высоком их качестве, достаточно широкий ассортимент товаров, хорошее обслуживание покупателей.
Глава 2. Изучение основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
Как уже было упомянуто выше, магазин «Сергеевский» находится по адресу г. Саратов, ул. Гвардейская д. 20/1. Располагается данное предприятие на 1-ом этаже в жилом доме, в помещении, специально предназначенном для таких целей, и поэтому отвечает всем стандартам и требованиям к данным типам магазинов. Общая площадь – 100 м2, размер основной торговой площади 70 м2. Кроме основной торговой площади в здании имеются вспомогательные помещения. К вспомогательным помещениям относят: подсобные, административно-бытовые и технические помещения. Все помещения магазина располагаются с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. В данном магазине при небольшой площади, можно выделить несколько основных отделов, в которых потребителю представлены продовольственные и непродовольственные товары общим количеством около 1500 ассортиментных позиций. О достаточности основной и вспомогательной площади, необходимой для организации торгового процесса позволяет судить наличие технологического оборудования, необходимой для продажи, а также возможность свободного встречного движения покупателей по помещениям магазина. Исходя из перечисленных факторов, можно сделать вывод, что для магазина «Сергеевский» размер торговых и вспомогательных площадей является достаточным для организации торгового процесса и рационального движения товарных потоков.
По требованиям, предъявляемым к розничным торговым предприятиям магазин «Сергеевский» не является по своему формату, ни дискаунтером, ни супермаркетом, так как не имеет требуемых площадей и ассортиментных позиций. «Сергеевский» позиционирует на рынке как магазин эконом-класса.
Рациональное планировочное решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной организации совершаемых здесь торгово- технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать как оформление торгового зала, так и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов – отделки, освещение, торгового оборудования и т.д.
Так для отделки стен, перегородок применена гладкая влагостойкая текстура, которая не должна меняет свою поверхность при влажной уборке, а также при дезинфекции.
Для покрытия полов использованы материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью к истиранию. Эта поверхность ровная, не скользкая, влагоустойчивая.
Одним из важных элементов торгового зала является потолок, для отделки которого использовались подвесные потолки, с помощью которых скрыта система инженерного оборудования и совмещена функция отделки, искусственного освещения.
Сочетание материалов, используемых в интерьере, гармонично по фактуре, цвету, массе.
Стекла оконных проемов составляют с ними единую поверхность, что создает ощущение легкости в интерьере торгового зала. В оконных проемах установлены специальные солнцезащитные элементы.
В общем, интерьер торговых залов магазина «Сергеевский» отвечает эстетическим и эргономическим требованиям.
Ассортимент товаров представляет собой совокупность видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия.
Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли.
Ассортимент в магазине «Сергеевский» зависит от спроса на товары, сложившегося в данном районе. Стараясь сохранить присутствие на полках всех товарных групп, при небольшой площади в магазине ассортимент в рамках каждой группы сужается до нескольких наиболее востребованных. В целом же ассортимент сети насчитывает около 1.500 наименований продуктов питания и бытовой химии и постоянно оптимизируется: вводятся новинки и выводятся непопулярные позиции.
Так как все магазины Саратова стараются поддерживать низкие цены и позиционируют себя как «экономичные магазины», естественно, что в ассортименте превалируют товар российских производителей, составляя приблизительно 80-90% ассортимента.
Импортную продукцию можно встретить в таких товарных группах, как алкогольные напитки и кондитерские изделия. Саратовские производители представлены довольно широко, особенно это касается групп скоропортящихся товаров – хлебобулочных, молочных, колбасных изделий (среди самых известных саратовских брендов – «Фамильные» колбасы, мясокомбинат «Дубки» и «Хвалынские» пельмени).
Организационная структура предприятия – пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри предприятия между его элементами. Организационная структура магазина «Сергеевский» представлена на рисунке 1.
Рис. 1 организационная структура магазина «Сергеевский»
Основные экономические показатели магазина «Сергеевский», характеризующие эффективность работы данного предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1 основные показатели деятельности магазина «Сергеевский» за год:
Показатели
Сумма
1. Розничный товарооборот, тыс. руб.
6600
2. Прибыль, тыс. руб.
500
3. Издержки обращения, тыс. руб.
150
4. Среднесписочная численность работников, чел.--PAGE_BREAK--
7
5. Среднегодовая зарплата, руб.
94000
Среднегодовая заработная плата рассчитывается исходя из средней месячной заработной платы на одного работника (8000 руб.).
8000*12 = 94000
На основе прибыли и товарооборота можно посчитать рентабельность работы магазина:
/>
где Р – рентабельность, %
П – прибыль, тыс. руб.
Т – товарооборот, тыс. руб.
Р=500*100/6600=7,57%,
т.е. со 100 рублей товарооборота магазин получает 7,57 рубля прибыли.
Экономический анализ хозяйственной деятельности начинается с комплексного обзора основных показателей, характеризующих конечный результат работы предприятия, и заключается в исследовании факторов, влияющих на размер балансовой прибыли; анализе рентабельности,оценке эфективности хозяйственной деятельности и использования основного и оборотного капитала.
В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и т.д.
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения. Значительно влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а соответственно и прибыли от реализации товаров.
Глава 3. Изучение и характеристика технологических процессов в торговом предприятии
Торгово-технологический процесс в розничной торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, заключение договоров поставки товаров с производителями (ПРИЛОЖЕНИЕ А), составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
Торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Товароснабжение — это процесс обеспечения розничных торговых предприятий товарами в необходимом объеме и ассортименте путем реализации организациями комплекса коммерческих, организационно-технологических и юридических операций.
Процесс товароснабжения является составным элементом процесса товародвижения при поставках товаров от производителя в розничную торговлю.
Заказ товаров осуществляется посредством заявки по телефону или электронной почте, которая отправляется поставщику.
Что касается управления потоками и логистики, то в магазине «Сергеевский» практикуют доставку товара в магазины не только со складов, но и напрямую от поставщиков, но здесь действует централизованный учет и контроль. В других аналогичных магазинах управление замкнуто на центральном офисе и распределительном центре. Доставка товара непосредственно от поставщиков позволяет сократить издержки за счет сокращения звенности товародвижения, а также повысить качество продукции, что особенно ценит покупатель. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
Завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем.
Организация приемки товаров в магазине «Сергеевский» существенно не отличается от ее организации в других магазинах. Приемка товаров осуществляется по количеству и качеству товаров.
Приемка товаров по качеству осуществляется путем осмотра товаров на предмет производственного брака и потери товарного вида (царапины, сколы и т.д.). Для продовольственных товаров обязательным условием является проверка даты изготовления и сроков годности товара. Товар, не принятый по качеству, возвращается поставщику. Проверка товаров по количеству осуществляется путем сравнения количества отгруженного товара с товарно-сопроводительными документами по каждой группе.
Если товар не принят по качеству или количеству, составляется акт и товар возвращается поставщику.
После получения (приемки) товаров и проверки специальных документов, их параметры заносятся администратором в базу данных магазина, т.е. производится информационная обработка данных о товаре. Документооборотом магазина занимается администратор; он несет полную ответственность за правильность учета поступающих или выбывающих товаров, а также за сохранность всех видов документов.
Магазин «Сергеевский» не имеет достаточной складской площади, необходимой для хранения товаров, но это играет в пользу качества товаров. Продукция периодически завозится мелкими партиями и тут же выставляется на стеллажи и витрины. Обязательным условием является наличие тары или упаковки. Перед тем как передать товары в торговый зал производится их подготовка, которая заключается в осмотре товара, освобождения его от упаковки.
Магазин «Сергеевский» занимается исключительно продажей товаров, при этом на его территории не производится переработка или изготовление полуфабрикатов или продукции собственного производства. В магазине производится только расфасовка весового товара.
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
1) создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
2) оптимального использования торговых площадей магазина;
3) предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
4) организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
5) обеспечения сохранности материальных ценностей;
При размещении товаров в торговом зале соблюдают правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары размещают рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления, располагаются в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Однородные товары размещают концентрированно, но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.
Товары с высокой оборачиваемостью располагаются ближе к источникам пополнения.
При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:
1) однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
2) целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
3) декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
4) полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
5) в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
6) выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной.
Мерчандайзинг – составная часть маркетинга, меры по интенсивному продвижению товаров в розничной торговле – размещение товаров в торговом зале, оформление прилавков, витрин, рекламных плакатов, организация презентаций с раздачей сувениров, предоставление скидок, льгот и др.
Чтобы дойти до потребителя, товар должен встать на полку магазина. Причем, от того, какое место он займет в торговом зале, во многом зависти его судьба, заметят ли его покупатели, приобретут ли. Это и есть основная цель мерчендайзинга.
Единственным критерием определения места на полке является объем продаж и прибыли каждого бренда. Тот, кто дает больше всего – и встает на приоритетное место. Чтобы выбрать наиболее выгодное распределение полочного пространства среди брендов, ритейлеры проводят ABC-анализ. Сначала по товарным группам, потом – внутри товарных групп. Это разделение ассортимента магазина на три категории. В категорию A входят товары, занимающие вместе 75-80% от товарооборота. Это марки – лидеры. На каждую из марок в этой категории приходится от 5%. Категория B занимает до 15% товарооборота, в ней на марки-лидеры приходится от 2 до 5%. Наконец, категория C – примерно 5% в целом, менее 2% на представленные здесь марки. В категорию C входят не только товары – кандидаты на удаление, но и часто в нее входят имиджевые товары, которые удалять нежелательно. В соответствии с процентом от товарооборота определяется место бренда на полке.
Что касается магазина «Сергеевский», то выкладкой продукции занимаются продавцы-консультанты, прошедшие обучение основам мерчендайзинга. Обычно это происходит под строгим контролем старшего продавца. Задача мерчендайзинга – максимизировать прибыль и производителя, и розничного торговца. На розничном рынке едет борьба между производителями за место товара на полке, особенно это касается схожих брендов (Pepsi и Coca Cola, различные марки пива и т.д.). Руководство магазина «Сергеевский» решило эту проблему, определив для большинства производителей свое место на стеллажах и витринах. продолжение
--PAGE_BREAK--
Магазин оснащен современным торговым оборудованием, которое, в сочетании с предварительной подготовкой товаров (например, доставка уже расфасованных товаров), позволяет создать технологию, в корне меняющую характер труда работников магазинов. Исключается умственно утомительный и физически тяжёлый труд продавца, а профессия продавца заменяется профессией продавца-консультанта, более глубоко знающего не только товары, но и запросы покупателей, и приёмы их обслуживания.
Обязательными методами торгово-технологического процесса являются:
Рациональное размещение товаров в торговом зале с учётом частоты и психологии спроса;
Исключение встречных и перекрещивающихся потоков покупателей;
Использование наиболее эффективных приёмов выкладки товаров и способов размещения на оборудовании;
Оказание помощи покупателям при осмотре и выборе товаров, создание условий для самостоятельной проверки покупателями качества, чёткое обозначение цен, наличие плакатов, схем, аннотаций о потребительских свойствах товаров;
Организация внутри магазинной рекламы и информации о размещении товаров в торговом зале, оказываемых услугах и правилах работы магазина;
Работники магазина должны оказывать покупателю необходимую помощь: объяснять порядок продажи товаров и расположения товарных групп в торговом зале, информировать о товарах, которые интересуют покупателя, о дополнительных услугах, предоставляемых магазином, т.е. дать полную и убедительную консультацию. Эффективность консультации во многом зависит от теоретической и практической подготовки продавца, знания им ассортимента товаров, умения рекомендовать изделие и без лишней потери времени обслуживать покупателя.
Одним из важнейших элементов процесса продажи – расчёт с покупателями за отобранные товары. Основной задачей при этом является обеспечение высокой скорости расчётов и эффективности учёта и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчёт у кассы завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее впечатление покупателя о магазине.
Необходимым условием для расчета с покупателями в любом современном торговом предприятии является наличие расчетно-кассового оборудования (компьютеры, кассовые аппараты, сканеры для считывания штрих-кодов). В магазине «Сергеевский» используются пассивные кассовые аппараты SPARK-700TK (работают непосредственно с компьютером) и сканеры штрих кодов PROTON CCS-21XX.
Магазин «Сергеевский» носит формат эконом-класса. География распределения магазинов данного формата позволяет назвать «Сергеевский» также магазином у дома. Именно поэтому на данном этапе не оказываются такие услуги как доставка товаров, организация парковки автомобилей. В магазине так же отсутствует комната матери и ребенка, организация мест отдыха, организация питания покупателей, так как магазин не относится к категории тех, куда можно придти и провести здесь значительное время.
Глава 4. Характеристика технологического оборудования торгового зала и подсобных помещений
Для снижения текущих издержек современным магазинам необходимо использовать надежное современное торговое оборудование, так как затраты на обслуживание и ремонт будут ощутимы в составе издержек.
К технологическому оборудованию торгового зала магазина относятся мебель, торговый инвентарь, холодильное, весоизмерительное и контрольно-кассовое оборудование.
Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется для выполнения различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров. Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые устанавливаются в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазина является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций.
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров. К нему относятся холодильные камеры, прилавки-витрины и т.д. Торговое измерительное оборудование применяется для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском. К нему относятся весы, гири, меры длины и объема.
Расчетные операции с покупателями играют очень важную роль, так как от правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров.
Расчеты осуществляются путем приема денег кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью контрольно-кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями. Наряду с контрольно-кассовыми машинами для ускорения расчетных операций в магазине «Сергеевский» (как и в других магазинах подобного формата) используются сканеры для считывания штрих-кодов с товара.
Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием.
Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:
1) соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;
2) оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров.
3) оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.
Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.
Глава 5. Качество реализуемых товаров
Качество – совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребностии запросы людей, соответствовать своему назначению к предъявляемым требованиям.
Качество продукции— это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Свойство продукции— это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия.
Продавец магазина обязан передать покупателю товар надлежащего качества.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с сертификатом или декларацией о соответствии.
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов и надежность продукции. Эти свойства формируются в процессе всей деятельности предприятия и на всех ее этапах.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Аттестация продукции – установление и документальное подтверждение качества продукции, товара. По результатам аттестации, проведенной уполномоченными организациями, товарам выдается соответствующий сертификат.
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям контракта
Он содержит характеристику товара либо подтверждает соответствие его качества определенным стандартам или техническим условиям заказа. Сертификат выдается соответствующими компетентными организациями, органами, торговыми палатами, специальными лабораториями, как в стране экспорта, так и импорта. Иногда стороны договариваются о предоставлении сертификатов качества различных контрольных и проверочных учреждений, институтов, палат мер и весов и других организаций. Срок действия сертификата ограничен.
Сертификат качества, а также качественное удостоверение являются документальным подтверждение качества реализуемых товаров.
Глава 6. Условия и сроки хранения отдельных групп товаров
Срок годности пищевых продуктов – ограниченный период времени, в течение которого пищевые продукты должны полностью отвечать обычно предъявляемым к ним требованиям в части органолептических, физико-химических показателей, в т.ч. в части пищевой ценности, и установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья человека, а также соответствовать критериям функционального предназначения.
Сроки хранения пищевых продуктов — период времени, в течение которого продукты сохраняют свойства, установленные в нормативной и/или технической документации, при соблюдении указанных в документации условий хранения (может не быть окончательным).
Условия хранения пищевых продуктов — оптимальные параметры окружающей среды (температура, влажность окружающего воздуха, световой режим и др.) и правила обращения (меры предохранения от порчи вредителями, насекомыми, грызунами; меры сохранения целостности упаковки и др.), необходимые для обеспечения сохранности присущих пищевым продуктам органолептических, физико-химических свойств и показателей безопасности. Скоропортящимися являются пищевые продукты, требующие для сохранения качества и безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они подвергаются необратимым изменениям, приводящим к вреду для здоровья потребителей или порче.
Для разных видов товаров сроки годности на упаковках обозначают по-разному:
1. На товаре стоит дата изготовления товара и присутствует надпись, сколько времени товар годен:
02.11.03 Срок годности 12 месяцев со дня изготовления продолжение
--PAGE_BREAK--
В данном случае эта надпись обозначает, что последним днем реализации товара является 01.11.04.
2.На товаре стоит обозначение срока годности: употребить до 19.07
3. На товаре отмечен час, день и месяц изготовления (только для товара с коротким сроком реализации) а основном это хлеб и молочная продукция
00.11.07 Срок годности 36 ч
Последний день и час реализации такого товара 24.13.07
На товаре обозначена дата изготовления и присутствует надпись о сроке годности при соблюдении температурного режима хранения.
10.10.04 Срок годности товара при t хранения от 0 до +5С 10 дней
Срок годности товара при t хранения от 0 до -5С 30 дней
Это значит, что при плюсовом режиме хранения товар годен до 19.10.04.
При минусовом режиме хранения товар годен до 29.10.04.
На товаре присутствует надпись о дате изготовления и дате упаковки
19.04.04 дата изготовления 20.04.04 дата упаковки
Срок годности 24 месяца со дня изготовления (не от даты упаковки)
Если на упаковке указан срок годности товара: месяц и год, то срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
На товаре может быть указан срок реализации. Продавать такой товар можно до окончания срока реализации. Началом срока реализации считать дату поступления товара в магазин.
В магазине «Сергеевский» существует журнал с подходящими сроками годности. В начале каждого рабочего дня старший продавец проверяет, товар отдела по срокам годности и позиции с подходящими сроками заносят в эту тетрадь (подходящий срок — за 1 месяц до истечения срока реализации).
Если в отделе был выявлен товар с истекшим сроком годности, то этот товар должен быть убран с полки вместе с ценником.
Хранение продовольственных товаров в данном предприятии осуществляется в соответствии с техническими регламентами на отдельные виды продукции, документацией изготовителя при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
Для большинства исследованных на складе товаров условия хранения полностью соблюдаются.
Носители информации об особо скоропортящихся товарах на таре, упаковке изготовителя должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) продовольственных товаров.
При хранении товаров не допускается:
1) хранение не имеющих промышленной упаковки сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми продуктами;
2) хранение продовольственных товаров, имеющих признаки недоброкачественности, предусмотренные техническими регламентами на отдельные виды товаров, вместе с доброкачественными продовольственными товарами;
3) хранение тары, тележек, хозяйственных материалов и непродовольственных товаров в помещениях для хранения продовольственных товаров, не имеющих промышленной упаковки.
Сравнение условий и сроков хранения некоторых товаров с требованием НД представлено в таблице 2.
Таблица 2 Соответствие условий и сроков хранения с требованиями нормативных документов
Наименование товара
Сведения об условиях и сроках хранения на упаковке
Условия и сроки хранения согласно НД
Соответствие
Пиво «Клинское» 1,5 л. ПЭТ
Хранить при t+10° +20° Cв затемненном помещении
ГОСТ Р51174-98 пиво пастеризованное храниться
Условия и сроки хранения на упаковке соответствуют требованиям ГОСТ
Крупа гречневая «Вкус жизни» 1 кг.
Хранить в сухом месте не более 12 месяцев
ГОСТ 5784-60 Крупа гречневая хранить 12 месяцев при температуре от — 5°С до + 30°С и относительной влажности не более 80%.
Условия и сроки хранения на упаковке соответствуют требованиям ГОСТ
Масло подсолнечное «Злато» нерафинир. 1л.
Хранить не более 12 месяцев
ГОСТ1129-93:Маслоподсолнечное срок хранения 12 месяцев
На упаковке отсутствует информация об условиях хранения товара
Глава 7. Анализ соответствия информации о товаре требованиям ГОСТ
Продавец обязан своевременно довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
1) наименование товара;
2) фирменное наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
3) обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов требованиям технических регламентов;
4) сведения об основных потребительских свойствах товара (масса, количество, объем, состав, пищевая ценность и т.д.);
5) правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
6) гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
7) срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара;
8) дату изготовления и упаковывания.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Таблица 3 Анализ соответствия информации о товаре требованиям ГОСТ
Наименование товара
Тип упаковоч-ной единицы
Производитель
Соответствие ГОСТу, ТУ
Наличие сертификатов
Срок действия
Напиток винный Воронежский сувенир «Чернослив на коньяке»
0,5 л
Стекло
Г. Воронеж
ул. Куколкина 18
РОСС RU. АЯ60.ВО451В
30.05.2005 – 05.06.2007
Пиво Клинское Ультра
Пастеризованное светлое
ПЭТ 1,5 л
ОАО «САН ИнБев»
Мордовия, г. Саранск
ТУ 9184-021044435319-03
№ РОСС RU. ПН 12. Н00677
до 17.05.2008
«Советское шампанское»
Стекло 0,75
ОАО «Московский комбинат шампанских вин»
Г. Москва
ГОСТ 13918-88 продолжение
--PAGE_BREAK--
№ РОСС RU. 0001.11ПР71
от 17.06.03
до
17.06.2008
Российское
шампанское
«ИСТОК»
Стекло 0,75
ОАО «ИСТОК»
РСО-Алания
Г. Беслан
ГОСТ 1165-98
№ РОСС RU. 001.11ПС95
от 13.08.06
до
13.12.2008
Водка
«Пять Озер»
Стекло
0,25
ООО «Омсквинпром»
г. Омск ул. Красный Путь д.63
ГОСТ 51355-99
РОСС RU. АЯ23.ВО467А
от 11.04.05
до
11.09.2008
Глава 8. Система управления предприятием
Управление персоналом – вид деятельности по руководству людьми (отдельными работниками, группами, коллективом), направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта таланта этих людей и с учетом их удовлетворенности трудом, т.е. зарплатой, условиями труда, перспективностью карьерного роста.
Система управления персоналом необходима для обеспечения эффективности работы предприятия.
Магазин «Сергеевский» возглавляет директор, в подчинении у которого находится администратор, старший продавец, продавцы-консультанты, грузчики, уборщицы.
Операционная деятельность ИП Ненашева Т.А. представлена в таблице.
Таблица 4 операционная деятельность ИП Ненашева Т.А.
/>
Для эффективного управления персоналом необходимо управлять подготовкой и комплектованием кадров, их расстановкой и движением, управлять социально-психологическими факторами, создать благоприятные условия для работы.
Оплата труда – это вознаграждение, исчисленное в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
В магазине «Сергеевский» применяется разновидность повременной формы оплаты труда – почасовая. В этом случае заработок работника определяют путем умножения часовой (дневной) ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов (дней).
С целью усиления заинтересованности работников в результатах своего труда в организациях широко применяются различные формы материального стимулирования за количественные и качественные достижения в работе в виде премий.
Премия – дополнительная часть заработной платы, которая выплачивается за достижение высоких количественных и качественных результатов труда, её размер зависит от достижений установленных заранее количественных и качественных показателей с соблюдением предусмотренных условий премирования. В магазине «Сергеевский» предусмотрена премия в размере 50% от заработной платы при условии, если общее количество отработанных часов за месяц составляет не менее 190 часов.
Обязательным условием для персонала является инструктаж по технике безопасности на предприятии.
Основные причины, выражающие необходимость переподготовки и повышения квалификации персонала:
1) нехватка квалифицированных кадров;
2) увеличение стоимости рабочей силы;
3) давление конкурентов требует эффективного использования труда;
4) изменения, связанные с научно-техническим прогрессом;
5) переход на другую должность;
6) рост объемов торговли и производства;
7) необходимость развития потенциала работников.
Важную роль в работе предприятия играет обеспечение техники безопасности на рабочих местах, которая в свою очередь влияет на условия труда работников.
Система планирования деятельности предприятия включает в себя комплекс показателей, среди которых можно выделить товарооборот, расходы на оплату труда и другие, которые планируются ежемесячно.
Первичный сбор информации о деятельности предприятия осуществляется вручную, вся полученная информация собирается и систематизируется на компьютере с помощью программных средств.
Глава 9. Товарные потери на предприятии
Потери товаров возникают в результате количественного уменьшения массы продукта или ухудшения качества такого продукта. Они делятся на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые потери – потери в пределах норм естественной убыли образуются в результате физико-химических изменений в товарах, вызывающих уменьшение их первоначальной массы (объема). Максимальная величина потерь регламентируется нормами естественной убыли, которая списывается по специальному расчету, утвержденному руководителем предприятия, только при наличии фактических недостач товаров при инвентаризации и только в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке.
Ненормируемые потери – потери сверх норм естественной убыли. Оформляются составленными комиссией актами на порчу, бой, лом товаров. Эти товары, пришедшие в полную негодность и подлежащие списанию, должны быть изъяты и уничтожены. Акты рассматривает руководитель предприятия. Потери должны взыскиваться с виновных лиц и лишь при отсутствии конкретных виновных лиц могут быть списаны за счет предприятия.
1) Потери при подготовке товаров к продаже.
2) Потери вследствие краж со стороны покупателей.
3) Потери товаров вследствие боя, порчи, лома.
Данные потерь товаров в пределах норм естественной убыли берутся из соответствующих справочников, которые имеются на каждый вид товара в зависимости от их специфики.
Сокращению товарных потерь в сфере обращения способствуют: укрупнение торговых предприятий, оснащение их холодильным оборудованием, расширение торговли товарами промышленной расфасовки, снижение сверхнормативных товарных запасов и ускорение оборачиваемости товаров, увеличение транзитных разгрузок и закупки товаров у местных производителей, снижение в общем товарообороте удельного веса продовольственных товаров.
Расчет естественной убыли на товары составляет в следующем порядке: к сумме естественной убыли на фактические остатки товаров по данным инвентаризации на начало отчетного периода добавляется сумма исчисленной прибыли по документам на поступившие за этот период товары и исключается убыль, исчисленная по документам на товары, а также на фактический остаток товаров по инвентаризованной описи на конец отчетного периода.
Заключение
Развитие розничных сетей сейчас в нашей стране происходит бурными темпами. Россия вышла на первое место в мире по привлечению инвестиций в розничную торговлю. Остается только надеяться, что приток капиталов благотворно скажется на становлении цивилизованного рынка, на овладении нашими торговыми работниками передовым зарубежным опытом.
В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством. Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно данного товара или услуги.
В заключении можно сделать вывод, что у данного торгового предприятия, как и любого другого, есть как внутренние (низкая квалификация персонала), так и внешние проблемы (конкуренция, административные барьеры). Поэтому для обеспечения более эффективной работы предприятия и получения более высокой прибыли необходимо:
1) добиться повышения квалификации персонала;
2) снизить текучесть кадров;
3) более чётко организовать работу склада предприятия;
4) для обеспечения дополнительных преимуществ перед конкурентами и увеличения товарооборота магазина необходимо перейти на круглосуточную работу и ввести в ассортимент новые товарные группы.