Реферат по предмету "Маркетинг"


Методы оценки и выбор поставщиков (на примере Филиала ОАО "БелАЗ")

Министерствообразования Республики Беларусь
Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственноеучреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа
По дисциплине:Коммерческая логистика
На тему: Методыоценки и выбор поставщиков (на примере Филиала ОАО «БелАЗ»)
2010 г.

Введение
Тема данной курсовойработы актуальна в настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной изнаиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками на предприятииможет стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условияжесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляюторганизации активно искать новые способы создания и доставки ценностипокупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическомууправлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительнобольшое значение.
Цельюработы является определение путей совершенствования выбора поставщиковпредприятия.
Достижению целиспособствовала постановка и решение следующих задач: изучение принциповуправления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериеввыбора поставщиков; характеристика методов выбора поставщиков; оценка выборапоставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выборапоставщиков на предприятии.
Объектомисследования выступает Филиал ОАО «БелАЗ» в г.Могилеве. Предметом исследованияявляется методы оценки и выбор поставщиков предприятия.
Методыисследования: изучение теоретических основ по управлению закупками предприятия;анализ документации рассматриваемого предприятия; разработка конкретных мер поусовершенствованию выбора поставщиков предприятия.
При написании работыиспользовались труды российских и зарубежных ученых, статистическая отчетностьпредприятия, публикации в периодической печати.

1. Управление закупкамина основе концепции логистики
 
1.1 Управлениезакупками на предприятии
Закупки – это комплексмероприятий, направленных на обеспечение организации в заранее установленныесроки, в необходимом объеме и по минимально возможной цене качественнымиресурсами, поставляемыми надежными поставщиками и способствующих повышениюконкурентоспособности организации.
Эффективное управлениезакупками может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества.Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке,заставляют организации активно искать новые способы создания и доставкиценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один изподходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние двадесятилетия исключительно большое значение.
Закупочная логистика –это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальнымиресурсами. Цель логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждоговида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д.
Выделение функциизакупок характеризуется необходимостью специализации фирм. Невозможно найти предприятие,которое могло бы производить все материальные ресурсы, используемые им в своемпроизводственном процессе. Материальные ресурсы проходят через цепочкуорганизаций и предприятий, осуществляющие их закупки для последующейпереработки с целью продажи.
Основной цельюлогистического управления закупками является планирование, организация иконтроль за обеспечением основного производства необходимымиматериально-техническими ресурсами в определенном временном режиме сминимальными совокупными затратами, т.е. оптимальное приобретение, доставка ираспределение материальных ресурсов в процессе производства. На этом этапеуправления материальными потоками возникает необходимость принимать решения,позволяющие координировать интересы предприятий-поставщиков и потребителей. Дляэтого необходимо создание гибкой системы централизованного оперативногорегулирования и контроля над процессом обеспечения производства необходимымиматериальными ресурсами.
Регулирование процессовпродвижения материальных потоков основывается на:
— контроле за планамизакупок и принятии необходимых мер в случае их нарушения;
— контроле занепосредственным продвижением материальных потоков и погрузочно-разгрузочныхработ;
— оперативном контролеза приемкой продукции и направлении материальных потоков на рабочие места.
Процесс управленияматериальными потоками в закупочной логистике можно рассматривать с двухпозиций: управление запасами и регулярного анализа и организация поставокматериальных ресурсов на предприятие (т.е. управление поставками).
Т.о., процесс закупкипредставляет собой экономически-целесообразное приобретение товаров и услуг,произведенных не самим потребителем. После принятия решения о производствеопределенного вида продукции и приобретении необходимого оборудования –осуществляется процесс закупки.
Функции закупокзаключаются в определение типов материальных ресурсов, товаров и услуг которыенеобходимо приобрести у сторонних организаций, а также поиск оптимальныхпоставщиков, уровня цен, способов транспортировки и т.д. Процесс организациизакупок можно охарактеризовать следующими этапами:
1)Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условияхторговли, доставки, хранения и т.д.
2)Выбор форм и источников материально-технического снабжения
3)Размещение заказов и их реализация.
4)Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенныематериальные ценности.
5)Поддержание отношений с поставщиками.
Т.о.,закупочная логистика охватывает информационную и управленческую деятельность,процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяетосуществлять надежное и качественное обеспечение производственных икоммерческих предприятий материальными ресурсами и товарами.
В процессе решениязадач логистического управления закупками большое внимание уделяется сокращениюобщих затрат, поскольку затраты на закупки в различны отраслях составляют от 40до 60 % в структуре себестоимости производства готовой продукции. Наибольшийудельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают: стоимостьматериальных ресурсов, затраты на транспортировку, складирование,грузопереработку, хранение и пр.
В настоящее время вмировой практике наиболее прогрессивными считаются две концепции управлениязакупками: «точно в срок» (Just-In-Time,JIT) и «планирования производственныхресурсов» (ManufacturingResources Planning,MRP II).
Цели JIT и MRPII, в сущности, одинаковы – этоулучшение обслуживания заказчика, сокращения запасов и повышениепроизводительности. Однако, подходы к решению этих задач различаются.
Главной задачей MRPявляется обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемыхисходных материалов и комплектующих в любое время в рамках срока планирования,наряду с возможным уменьшением постоянных запасов. MRP-системадействует “от обратного»: вначале определяет срок реализации готовой продукции,а затем уже начинает планировать операции нижнего уровня.
Работа «точно в срок»(JIT) предлагает иной способ планирования. Все виды деятельности организуютсятаким образом, чтобы они совершались в то время, когда необходимы. Суть системысводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этогосоздается непрерывно-поточное предметное производство.
Таким образом, обеконцепции управления процессом закупок нацелены на оптимизацию процесса закупоки производства. Главное преимущество JIT – это ее простота, а главноепреимущество MRP II – это возможность относительно быстро и эффективносоставлять сложные графики и планы, а также возможен контроль фактическогосостояния производства и выполнения заказов на закупку материалов и комплектующих.
1.2 Критерии выборапоставщиков
Выбор поставщикаявляется одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторыеменеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективногофункционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четкимвыполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, чтово многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством,возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.
Кроме того, решение повыбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководствомкомпании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могутдействовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценкиспособности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условийдоставки, цены и обслуживания.
Возможны дванаправления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика изчисла компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и скоторыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отделзакупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотятак бывает не всегда).
2. Выбор новогопоставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которымфирма уже работает, или совершенно нового рынка. Для проверки потенциальногопоставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ееследует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка,которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. Отпотенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большаяэффективность.
В соответствии с общималгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализироватьвозможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынкапоставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующиеосновные источники информации:
· Каталогии прайс–листы;
· Торговыежурналы;
· Интернет– сайты;
· Рекламныематериалы;
· Конкурсы;
· Банкии финансовые институты официальных органов;
· Выставкии ярмарки;
· Торгии аукционы;
· Торговыепредставительства;
· Собственныеисследования;
· Перепискаи личные контакты с возможными поставщиками;
· Конкурентыпотенциального поставщика;
· Специализированныеинформационные агентства и исследовательские организации;
· Государственныеведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы ипр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
В любом случае выборпоставщика или группы поставщиков определяется системой критериев. Составленныйперечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующихосновных критериев:
ü  ценапродукции;
ü  качествопродукции;
ü  опытработы компании на рынке;
ü  качествообслуживания покупателей;
ü  надежностьпоставок, в том числе соблюдение графика поставок;
ü  географическоерасположение поставщика;
ü  финансоваястабильность и финансовые условия;
ü  конкурентныепреимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;
ü  соответствиепоставок логистической стратегии компании;
ü  уровеньзатрат на доставку и хранение товара;
ü  возможностьдлительного партнерства в бизнесе;
ü  готовностьк поставке;
ü  гибкостьпоставки;
ü  информационнаяготовность;
ü  имиджпоставщика;
ü  упаковкапродукции;
ü  дополнительныеуслуги и др.
Установление системыкритериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой(производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы. Необходимо такжеиметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной(особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выборапоставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка ихсоответствия критериям/факторам.
Системе установленныхкритериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо ихранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителямипоставщиков.
Окончательный выборпоставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики(закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Можно сформулироватьследующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выборапоставщиков:
1) В современныхусловиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качествопродукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары иуслуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и ктому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того,соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже былиустановлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставкибракованных материалов.
2) Надежностьпоставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры:честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса свашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдениеранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции.
3) Цена. В цене должныучитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции,которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменениякурсов валют, таможенные пошлины и т.д.
4) Качествообслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточноширокого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников.Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношениипоставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, кпросьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п.
5) Условия платежа ивозможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотныхсредств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесеслучаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочкиплатежа. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, свозможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получениявнеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.
1.3 Характеристикаметодов выбора поставщиков
Процесс закупкипредставляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он ссоставления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаровв нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное –на приемлемых условиях.
Такимобразом, процесс закупки заканчивается выполнением заказа, сделанного наосновании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобызаявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильновыбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно исвоевременно составлены и оформлены.
Планированиеи проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выборасоответствующих данной заявке поставщиков.
Традиционныеметоды поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняетсяновыми формами и методами.
Основныеметоды выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время:
1)Метод рейтинговых оценок.
Этотметод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службызакупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертнымпутем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причемего дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщикабудет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будетсамым большим (таблица 1.1).
Таблица1.1 – Выбор поставщика методом рейтинговых оценок Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку 1. Надежность поставки 0,30 7 2,1 2. Цена 0,25 6 1,5 3. Качество товара 0,15 8 1,2 4. Условия платежа 0,15 4 0,6 5. Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7 6. Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2 Итого 1 6,3
Высчитываетсязначение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного весакритерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе)для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всемкритериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравниваяполученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшегопартнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и болеепоставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованиемдополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальнымпоставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективныеданные, необходимые для работы экспертов.
2)Метод оценки затрат.
Этотметод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Онзаключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на нескольковозможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются всерасходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантоврешений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержкии доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов(миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
Посуществу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости.Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять«стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требуетбольшого объема информации и анализа большого объема информации по каждомупоставщику.
В качестве примераможно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкойконкретного товара:
ü  маркетинговыезатраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
ü  издержки,связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловыхконтактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);
ü  издержки,связанные с поиском и получением информации о себестоимости производствааналогичных товаров у разных поставщиков;
ü  затраты,связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков(рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановлениякачественных показателей товара у заказчика и т.д.);
ü  затратына грузопереработку, складирование и хранение товаров;
ü  транспортныерасходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховыхуслуг по пути доставки товара;
ü  затратына страхование логистических рисков и др.
Всеэти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.
3)Метод доминирующих характеристик.
Методсостоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметрможет быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок,внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, анедостаток – в игнорировании остальных факторов — критериев отбора.
4)Метод категорий предпочтения.
В этом случае оценкапоставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации,стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценкуспособности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могуткомпетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставкизакупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте иудобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такойметод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множестваисточников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными,в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым,например, простота использования продукции в производственном процессе.
МайклР. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценкепоставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личныхконтактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя,информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференцияхи в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?»– типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отделаснабжения при встречах с представителями других отделов своей компании.Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегдазамечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Когдапотребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существуетбыстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный»подход вполне обоснован и целесообразен.

2. Оценка выборапоставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»
 
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика предприятия
Филиалреспубликанского унитарного промышленного предприятия «БелАЗ» основан всоответствии с Указом Президента РБ от 28.02.2006 г. № 129 УРП «МоАЗ им. С. М.Кирова» на основе Могилевского автомобильного завода имени С.М. Кирова в г.Могилеве в результате присоединения к РУПП «БелАЗ» в качестве филиала. Основнымвидом деятельности является машиностроение.
Филиал ОАО «БелАЗ» вгороде Могилеве является одним из старейших машиностроительных предприятийРеспублики Беларусь и крупнейшим предприятием в СНГ и ближнего зарубежья повыпуску автомобильной техники, предназначенной для строительства дорог, плотин,карьерных работ, подземных разработок рудных материалов и строительстватуннелей и мостов. Основными видами выпускаемой продукции заводом являются:самоходные скреперы, автомобили-самосвалы, фронтальные автопогрузчики,автобульдозеры, автобетоносмесители, полуприцепные автобетоносмесители,подземные автопоезда, самосвальные автопоезда, шахтные самосвалы,автобетоносмесители подземные, катки самоходные, мусоровозы и электрокары.
Филиал выпускает товарынародного потребления, в том числе скобяные и замочные изделия,инструментальные товары, запасные части для легковых автомобилей, матрацы,медицинское оборудование и прочие ТНП.
Завод в своем составеимеет литейное, заготовительное, сварочное, инструментальное,механообрабатывающее и сборочное производства.
Завод занимается нетолько производством, но и имеет социально — культурный комплекс. Главной цельюполитики предприятия является высокое качество выпускаемой продукции, еёконкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как основа устойчивогодинамичного развития, повышения жизненного уровня, сохранения занятости.
Основные экономические показатели деятельности предприятияотражены в табл. 2.1 (в соответствии с приложениями А и Б).
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности Филиала ОАО «БелАЗ» за2008-2009 гг.Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное отклонение Темп роста, %
Объём производства продукции (работ, услуг):
— в фактических ценах 90061 82427 -7634 91,52 — в сопоставимых ценах 88660 74257 -14403 83,75
Стоимость запасов готовой продукции (работ, услуг):
— в фактических ценах 53964 77297 23333 143,23 — в сопоставимых ценах 60415 73029 12614 120,87 Среднесписочная численность ППП, чел. 1949 1851 -98 94,97 Выручка от реализации (за вычетом налогов и сборов) 75485 61445 -14040 81,40 Себестоимость реализованной продукции 65988 53956 -12032 81,76 Прибыль (убыток) от реализации -275 -2576 -2301 936,72 Чистая прибыль (убыток) -5941 -10430 -4489 175,55
Как видно из таблицы2.1, предприятие не является рентабельным, т.к. не получает прибыли, работает субытками. К 2009 г. чистый убыток увеличился и составил -10430 млн.р., темпроста составил 175,55%.
В 2009 году уменьшилсяобъем производства продукции и составил 82427 млн. р., темп роста – 91,52%, всопоставимых ценах — 74257 млн. р. Также уменьшилась выручка от реализации на14040 млн. р., темп роста составил 81,4%.
Возрос убыток отреализации на 2301 млн. р. и составил -2576 млн. р., и значительно увеличился чистыйубыток – на 4489 млн. р. (в 2009 г. составил -10430 млн. р.).
Таким образом, можносделать вывод, что на сегодняшний день филиал ОАО «БелАЗ» является убыточнымпредприятием и требует вложения новых инвестиций в основной капитал и внедренияновых технологий.
2.2 Характеристикасистемы управления закупками предприятия
Управлением закупкамина Филиале ОАО «БелАЗ» занимается отдел материально-технического снабжения(ОМТС), который является самостоятельным структурным подразделением Филиала иподчиняется непосредственно заместителю директора филиала по коммерческимвопросам.
В своей практическойдеятельности отдел материально-технического снабжения руководствуетсядействующим законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия,Политикой предприятия в области качества, действующей на предприятии;требованиями стандарта СТБ ИСО 9001-2001, стандартами предприятия.
Руководство иорганизацию деятельности отдела материально-технического снабжения осуществляетначальник ОМТС. В состав ОМТС входят:
— группа проката ицветных металлов;
— группа листовогопроката;
— группа труб;
— бюро вспомогательныхматериалов;
— группа резинотехническихизделий и электрооборудования;
— группа полуфабрикатов,подшипников и нормалей;
— бюро межзаводскойкооперации;
— складское хозяйство.
Основными задачамиотдела материально-технического снабжения являются:
1) Организацияобеспечения филиала всеми необходимыми для его производственной деятельностиматериальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование сцелью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли.
2) Разработка проектовперспективных и текущих планов, балансов материально-технического обеспеченияпроизводственной программы, ремонтно-эксплутационных нужд филиала и егоподразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основеопределения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах,полуфабрикатах, топливе, энергии и др.) с использованием прогрессивных нормрасхода.
3) Разработка ивнедрение мероприятий по повышению эффективности использования материальныхресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением,использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованиюсистемы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов,выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, комплектующих изделий идругих видов материальных ресурсов.
4) Начальник ОМТСвозглавляет работу: по ресурсосбережению, технико-экономическому анализу вобласти материально-технического снабжения; по организации планирования иреализации процесса закупок работниками ОМТС, осуществляет контроль за ихвнедрением и функционированием.
5) Обеспечение доставкиматериальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками,контроль за соответствием их количества, качества и комплектности и хранениемна складах филиала.
6) Подготовкаматериалов для предъявления претензий к поставщикам при нарушении имидоговорных обязательств, составление расчетов по этим претензиям.
В соответствии сосновными задачами отдел материально-технического снабжения осуществляетследующие функции:
1. Обеспечиваетдоставку металлов, комплектующих изделий и вспомогательных материалов, а такжекомплектующих изделий производства стран СНГ и дальнего зарубежья с ОАО «БелАЗ»г. Жодино на филиал ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве.
2. Совместно с УМТСиК ОАО«БелАЗ» направляет заявки поставщикам комплектующих изделий, резидентамРеспублики Беларусь.
3. Анализирует выполнениеплана материально-технического обеспечения по ОМТС, проводит мониторингпроцесса закупок.
4. Предоставляетотчетность по результатам производственно-хозяйственной деятельности ОМТС.
5. Обеспечиваетпоставку материалов и комплектующих изделий производства Республики Беларусь отпоставщиков на филиал ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве для обеспечения производстваосновной продукции филиала, опытно-конструкторских, ремонтных, эксплуатационныхи строительных нужд, создания переходящего складского запаса и пополнениянезавершенного производства.
6. Обеспечивает приемку,хранение, учет и отпуск в производство комплектующих изделий и материалов.
7. Участвует вразработке и внедрении программы создания и освоения новой техники, повышениякачества и конкурентоспособности выпускаемой филиалом продукции.
8. Контролируетрациональное использование материалов и комплектующих изделий, соблюдение нормрасхода.
9. Контролирует ирегулирует размеры запасов на складах, реализует неликвиды.
10. Разрабатывает,совместно с другими службами филиала, мероприятия по рациональному и экономномурасходованию материалов и комплектующих изделий, контролирует выполнение этихмероприятий.
11. Организовываетвходной контроль поступающих на филиал материалов и комплектующих изделий.
12. Обеспечиваеттребуемый режим хранения для сохранности материальных ценностей и недопущенияпотерь.
13. Обеспечиваетповышение производительности труда складских рабочих, сокращение простоев припогрузке и разгрузке автомашин, улучшение использования площадей, объемовскладов и имеющейся на складах техники.
14. Организовываетинформирование работников отдела по вопросам общественно-политической исоциально-экономической деятельности предприятия и филиала, изучение, обобщениеи распространение передового опыта.
2.3 Анализ структуры,динамики и эффективности управления запасами
Большоевлияние на финансовое состояние предприятия и его производственных результатовоказывает состояние материальных запасов. В целях нормального хода производстваи сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.
Увеличениеудельного веса запасов может свидетельствовать:
а)о расширении масштабов деятельности предприятия;
б)стремление защитить денежные средства от обесценивания под воздействиеминфляции;
в)неэффективном управлении запасами, вследствие чего значительная часть капиталазамораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость.Кроме того возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья иматериалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечныерезультаты деятельности. Все это свидетельствует о спаде деловой активностипредприятия.
Вто же время недостаток запасов (сырья, материалов, топлива) может привести кперебоям процесса производства, к недогрузке производственной мощности, падениюобъемов выпуска продукции, росту себестоимости, убыткам, что так жеотрицательно сказывается на финансовом состоянии. Поэтому каждое предприятиедолжно стремиться к тому, чтобы производство вовремя и в полном объемеобеспечивалось всеми необходимыми ресурсами и чтобы они не залеживались наскладах.
Всостав производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ» входят сырье, материалы идругие активы, готовая продукция и товары для реализации.
Анализсостава производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ» представлен в таблице 2.2(данные для расчета взяты из приложения А).
Таблица2.2 — Анализ состава производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ»Вид запасов Остаток запасов, млн. р. Изменение Уд. вес,% Изменение структуры, % /> на конец 2008 г. на конец 2009 г. абсолютное, млн.р. относительное, % /> 2008 г. 2009 г. /> Сырье, материалы и другие активы 43760 44925 1165 2,66 46,45 41,16 -5,29 />
Каквидно из таблицы 2.2, за 2008 – 2009 гг. произошло увеличение сырья иматериалов на 1165 млн.р. (что составляет 2,66%), готовой продукции и товаровдля реализации на 13776 млн.р. (что составляет 27,30%).
Наибольшийудельный вес в составе производственных запасов как в 2008, так и в 2009 годузанимают готовая продукция и товары для реализации (53,55% и 58,84 % соответственно).
Удельныйвес сырья, материалов и других активов в производственных запасах в 2009 годуснизился на 5,29%, а готовой продукции и товаров для реализации возрос на5,29%.
В целом запасыувеличились на 14941 млн.р. (что составляет 15,86%).
НаФилиале ОАО «БелАЗ» большой удельный вес в составе производственных запасовзанимает готовая продукция. Это связано с потерей рынков сбыта, снижениемспроса из-за низкой покупательной способности субъектов хозяйствования, высокойсебестоимостью продукции, неритмичностью ее выпуска и отгрузки. Увеличениеостатков готовой продукции на складах предприятия приводит к длительномузамораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребностив кредитах, росту кредиторской задолженности.
Продолжительностьнахождения капитала в готовой продукции (Пг.п.) равна времени хранения готовойпродукции на складах с момента поступления из производства до отгрузкипокупателям:
Пг.п.= />                 (2.1)
Втаблице 2.3 представлены результаты расчета продолжительности оборота готовойпродукции на Филиале ОАО «БелАЗ».
Таблица2.3 — Продолжительность оборота готовой продукцииПоказатель  2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение, млн.р. Относительное отклонение,% Средние остатки готовой продукции, млн.р. 39315 57344 18029 45,86 Сумма израсходованной готовой продукции (выручка от реализации товаров), млн.р. 75485 61445 -14040 -18,60 Продолжительность оборота готовой продукции, дни 187,50 335,97 148,47 79,19

Как видно из таблицы 2.3, средние остатки готовой продукциив 2009 году увеличились на 18029 млн.р. (45,86%), сумма израсходованной готовойпродукции уменьшилась на 14040 млн.р. (18,60%), а продолжительность оборотаготовой продукции увеличилась на 148,47 дней (79,19%). Это говорит о том, чтозначительная часть капитала замораживается на длительное время в запасахготовой продукции, что замедляет ее оборачиваемость.
На Филиале ОАО «БелАЗ» также значительный удельный вес всоставе производственных запасов занимают сырье и материалы. В таблице 2.4представлены состав, структура и динамика материальных ресурсов Филиала ОАО«БелАЗ» (в соответствии с Приложением В).
Таблица 2.4 — Состав, структура и динамика материальных ресурсов ФилиалаОАО «БелАЗ»Материалы Остаток на 1.01.2008 г. Остаток на 1.01.2009 г. Изменение (+, -) млн. р. уд. вес, % млн. р. уд. вес, % млн. р. уд. вес, % 1 2 3 4 5 6 7 Прокат черных металлов 5950 59,41 4685 54,78 -1265 -4,622 Трубы стальные 1292 12,89 1527 17,86 235 4,956 Сталь х/тянутая 420 4,19 376 4,39 -44 0,203 Канаты стальные 27 0,27 3 0,04 -24 -0,234 Электроды сварочные 116 1,16 103 1,20 -13 0,046 Лента стальная 10 0,09 9 0,11 -1 0,005 Алюминиевый прокат 15 0,15 8 0,09 -7 -0,056 Медный прокат 101 1,01 68 0,79 -33 -0,213 Латунный прокат 189 1,89 154 1,80 -35 -0,086 Бронзовый прокат 22 0,22 47 0,55 25 0,33 Сода каустическая 3 0,03 1 0,01 -2 -0,018 Ткань х/б 6 0,06 7 0,08 1 0,022 Плитки керамические 7 0,07 17 0,19 10 0,129 Линолеум 2 0,02 2 0,02 0,003 Материалы рулонные 1 0,01 3 0,04 2 0,025 Пиломатериалы 2 0,02 3 0,04 1 0,015 Автошины грузовые 512 5,11 234 2,74 -278 -2,376 Шины с/х 4 0,04 12 0,14 8 0,1 Шины легковые 2 0,02 3 0,04 1 0,015 Подшипники 1335 13,33 1290 15,08 -45 1,756 Всего 10016 100 8552 100 -1464 -
Как видно из таблицы 2.4,сумма материальных ресурсов на конец 2009 г. уменьшилась на 1464 млн. р. исоставила 8552 млн. р. Снижение запасов сырья и материалов может означатьснижение объемов производства или ускорение производственных процессов ипроцессов обращения, обусловленное технологическими причинами.
Наибольший удельный весв структуре материальных ресурсов в 2008 и 2009 гг. занимают прокат черныхметаллов — 59,41% и 54,78% соответственно, затем подшипники (13,33% и 15,08%соответственно), далее – трубы стальные (12,89% и 17,86% соответственно).
Наименьший удельный весв 2008 г. занимают материалы рулонные – 0,01%, далее линолеум, пиломатериалы, шинылегковые – по 0,02%. В 2009 г. наименьший удельный вес в структуре материальныхресурсов занимает сода каустическая – 0,01% и линолеум – 0,02%.
2.4 Алгоритм выборапоставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»
Основанием для поставкитоваров для филиала является контракт на поставку товаров, по которомупоставщик (исполнитель) обязуется передать товары заказчику, а заказчик –исполнить оплату поставленных товаров.
Основаниями длязаключения контракта являются заказ предприятия, принятый к исполнениюпоставщиком, либо победа поставщика (исполнителя) в конкурсе.
Выбор поставщика напредприятии осуществляется различными способами:
1) Процедура запросаценовых предложений, при которой извещение о проведении этой процедурыразмещается предприятием путем открытой публикации, либо направляетсянепосредственно потенциальным поставщикам, а победителем признается поставщик(подрядчик, исполнитель), предложивший лучшие условия по цене, либо лучшиеусловия по установленным критериям оценки ценовых предложений.
2) Процедура оформленияконкурентного листа, при которой предприятие осуществляет выбор поставщикапосредством сбора информации о цене за единицу товара не менее чем у двухпоставщиков.
3) Процедура закупки изодного источника.
После проведенияосновополагающего этапа, составляется перечень потенциальных поставщиков,удовлетворяющих первичным требованиям. Составленный перечень потенциальныхпоставщиков анализируется на основании следующих основных критериев:
— цена продукции;
— качество продукции;
— качество обслуживанияпокупателей;
— надежность поставок,в том числе соблюдение графика поставок;
— географическоерасположение поставщика;
— финансоваястабильность и финансовые условия;
— конкурентныепреимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;
— соответствие поставоклогистической стратегии компании;
— уровень затрат на доставкуи хранение товара;
— возможностьдлительного партнерства в бизнесе;
— информационнаяготовность;
— дополнительныеуслуги;
— порядокудовлетворения рекламаций и др.
Затем, когда поставщикматериала (товара) выбран, следует стадия обработки заказа. Наданной стадии выполняются следующие этапы:
— оформление и отправказаказа;
— выполнениеобязательств по оплате заказа.
На стадии оформления иотправки заказа производятся следующие операции:
— подготовка заказа;
— проверка на наличиедолгосрочных договоров с поставщиком;
— оформление илипродление договора с поставщиком;
— оформление заказа;
— отправка заказавыбранному поставщику;
— регистрация отправкизаказа.
При подготовке заказана материал (товар), в его позициях должны быть указаны: управление закупка поставщик логистика
— наименованиематериала;
— дата отправлениязаказа;
— выбранные условияпоставки.
Так же проводитсяпроверка на наличие договора о долгосрочном сотрудничестве с выбраннымпоставщиком. На данном этапе проверяется наличие договоров на долгосрочноесотрудничество с выбранным поставщиком. В случае отсутствия ранее заключенногодоговора, или окончания срока его действия, соответственно совершаетсяпроцедура заключения или продления.
Подготовленный,оформленный и согласованный соответствующим образом заказ отправляетсявыбранному поставщику с помощью предпочтенного канала связи, каким можетявляться:
— традиционная почта;
— факсимильная связь;
— электронная почта;
— личной доставкойпредставителем.
Выполнениеобязательств по оплате заказа. На данной стадии выполняются следующие этапы:
— выполнениеобязательств по оплате заказа;
— отправлениеуведомления о выполнении обязательств по оплате;
— получение уведомленияо сроках готовности к отгрузке.
Как толькообязательства по оплате выполнены, предприятие с помощью выбранного средствасвязи информирует об этом поставщика, отправляя уведомление о выполненииобязательств по оплате согласно договору.
Поставщик, приполучении уведомления о выполнении предприятием обязательств по оплате,согласно договору, отправляет уведомление, в котором указаны сроки, в которыеон готов произвести отгрузку (поставку материала или товара), согласно условиямпоставки по договору.
На стадии контролявыполнения условий договора по поставке материала производится отслеживаниеместонахождения груза (материала) в процессе доставки.
Поступление товараили материала. На данной стадии производятся следующие процедуры:
— организация приёмагруза в установленном месте;
— сопоставлениехарактеристик полученного материала с заявленными предприятием.
— выставление претензийпо факту отступления от условий договора.
Контроль счетов.На данном этапе производится проверка правильности движения финансовых потоковв процессе выполнения договора на закупку, выполнения налоговых отчислений,исчисление таможенных пошлин и иных затрат, произведенных в рамках этого бизнес- процесса.
Рассматриваяблагонадежных и проверенных поставщиков, следует отметить следующие предприятия:
1) г. Минск «МАЗ»(шасси);
2) г. Минск «МРЗ»(рессоры);
3) г. Бобруйск(автошины);
4) г. Бобруйск(резинотехнические изделия);
5) г. Гродно (карданныевалы);
6) г. Гомель(автостекла);
7) г. Жодино «КЗТШ»(поковки, штамповки).
Основными поставщикамитопливно-энергетических ресурсов, используемых на предприятии, являютсяследующие организации:
1) РУП «Могилевэнерго»- поставщик электрической энергии.
2) Могилевское районноепроизводственное управление газового хозяйства – поставщик природного газа.
3) Витебское ОДО«КОРИГ» — поставщик керосина.
4) РУП«Могилевоблнефтепродукт» — поставщик дизельного топлива.
5) Могилевскаягазонаполнительная станция – поставщик дизельного топлива.
Данные поставщики,зарекомендовали себя как благонадежные благодаря своевременной поставкекачественной продукции в нужном объеме и по приемлемой цене. Связи с этимипоставщиками долгосрочны.

3. Совершенствованиепроцедуры выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»
Проведемпроцедуру выбора поставщика при осуществлении процесса закупкитопливно-энергетических ресурсов в рассматриваемом предприятии.
Сравнимдвух поставщиков дизельного топлива (РУП «Могилевоблнефтепродукт» и Могилевскаягазонаполнительная станция) методом рейтинговых оценок. Для начала рассмотримдеятельность предприятий подробнее.
1. Республиканскоедочернее унитарное предприятие по обеспечению нефтепродуктами«Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт» (РУП«Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт»). Образовано в 2005 г. в результатереорганизации и присоединения к нему республиканского унитарного предприятия пообеспечению нефтепродуктами «Могилевоблнефтепродукт».
Основные видыдеятельности: оптовая и розничная торговля моторным топливом, розничнаяторговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественноепитание, оптовая торговля смежными продуктами.
Свою деятельностьпредприятие осуществляет через сеть автозаправочных станций, магазинов,объектов общепита, торговых точек, а также оптовых складов, расположенных вМогилевской области. На территории Могилевской области функционирует 60 АЗСпредприятия.
Обеспечение внутреннегорынка, в частности Филиала ОАО «БелАЗ»:
• дизельное топливо с5% биодобавкой ДТ (Б5) по ТУ BY 500036524.121-2008 (соответствует требованиямСТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);
Производители этоготоплива – ОАО «Гродно Азот», ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Белшина» –предприятия концерна «Белнефтехим».
Дизельное топливо с 5%биодобавкой производится в соответствии с техническими условиями(спецификацией) ТУ BY500036524.121-2008 «Топливо биодизельное EN590». Данный вид топлива имеет ряд преимуществ:
• значительно улучшаетэкологическую ситуацию вследствие снижения содержания в выхлопных газахдвигателей токсичных веществ (оксида серы и угарного газа и др.);
• имеет более высокуюсмазывающую способность, что увеличивает ресурс двигателя;
• биокомпонент (МЭЖК),добавляемый в дизельное топливо, повышает метановое число топливной смеси, чтооблегчает пуск и делает работу двигателя мягче;
• экономит расходы натопливо, т.к. дешевле нефтяного дизельного топлива на 14 %.
Поставка нефтепродуктовосуществляется:
• крупным оптом –напрямую с НПЗ на станцию покупателя;
• мелким оптом –самовывоз со склада хранения либо доставка автотранспортом продавца.
Цена на дизельноетопливо – 2580 бел. руб.
Контроль качества.Действующая система постоянного контроля качества нефтепродуктов обеспечиваетсохранность качественных показателей топлива и исключает реализациюнекачественного топлива.
2)В 1961 году был создан Могилевский монтажно-эксплуатационный участок. Через 8месяцев после создания участок был реорганизован в контору сжиженного газа, набазе которой позже был создан Могилевский трест по газификации.
Массоваягазификация сельскохозяйственных объектов Могилевщины, а также промышленныхпредприятий города Могилева и области началась в 1984 году, в том числе и ФилиалаОАО «БелАЗ».
Основной виддеятельности: снабжение природным газом промышленных потребителей и населения.
Снабжениеприродным газом потребителей Могилёвской области осуществляется от 31 ГРС ОАО«Белтрансгаз» через газораспределительную систему РУП «Могилевоблгаз».Обеспечение Филиала ОАО «БелАЗ»:• дизельное топливо зимнее и летнее с содержанием серы неболее 50 ppm по ТУ 38.401-58-296-2005 (соответствует требованиям СТБ 1658,ЕН-590, ЕВРО-4);Цена на дизельное топливо – 2940 бел. руб.Основное намерение РУП «Могилевоблгаз» в области качества: обеспечениевысокого качества выполняемых работ по проектированию и строительству системгазоснабжения, изготовлению технических устройств системы газоснабжения, атакже распределению и сбыту газообразного топлива, удовлетворяющих потребностямзаказчиков.
Таким образом, можноопределить основные критерии выбора поставщиков и установить их значимость(таблица 3.1).
Таблица3.1 – Выбор поставщика методом рейтинговых оценокКритерий выбора РУП Могилевоблнефтепродукт Могилевская газонаполнительная станция Уд. вес критерия Оценка работы поставщика Произведение уд. веса на оценку Уд. вес критерия Оценка работы поставщика Произведение уд. веса на оценку 1. Качество товара 0,4 10 4 0,4 7 2,8 2. Цена 0,3 9 2,7 0,3 6 1,8 3. Надежность поставки 0,15 9 1,35 0,15 9 1,35 4. Возможность внеплановых поставок 0,1 7 0,7 0,1 7 0,7 5. Финансовое состояние поставщика 0,05 9 0,45 0,05 8 0,4 Итого 1 - 9,2 1 - 7,05
Из таблицы 3.1 можносделать вывод, что наиболее привлекательным является поставщик №1 – РУП«Могилевоблнефтепродукт», т.к. его значение рейтинга выше, чем у поставщика №2(Могилевская газонаполнительная станция) — 9,2 и 7,05 соответственно.

Заключение
Цельюданной работы являлось определение путей совершенствования выбора поставщиковпредприятия.
Были поставлены ирешены следующие задачи: изучены принципы управления закупками; рассмотреныкритерии выбора поставщиков; охарактеризованы методы выбора поставщиков.
Из проделанной работыможно сделать следующие выводы:
1) На сегодняшний деньфилиал ОАО «БелАЗ» является убыточным предприятием. К 2009 г. чистый убытокувеличился и составил -10430 млн.р.
2)Наибольший удельный вес в составе производственных запасов как в 2008, так и в2009 году занимают готовая продукция и товары для реализации (53,55% и 58,84 %соответственно).
3) Продолжительностьоборота готовой продукции увеличилась на 148,47 дней (79,19%). Это говорит отом, что значительная часть капитала замораживается на длительное время взапасах готовой продукции, что замедляет ее оборачиваемость.
4) Сумма материальныхресурсов на конец 2009 г. уменьшилась на 1464 млн. р. и составила 8552 млн. р.Снижение запасов сырья и материалов может означать снижение объемовпроизводства или ускорение производственных процессов и процессов обращения.
5) Был проведен выборпоставщиков дизельного топлива (РУП «Могилевоблнефтепродукт» и Могилевскаягазонаполнительная станция) методом рейтинговых оценок. Наиболеепривлекательным является поставщик №1 – РУП «Могилевоблнефтепродукт», т.к. егозначение рейтинга выше.
6) Были предложены путисовершенствования выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ».

Список использованныхисточников
1Аникина, Б.А. Логистика: учеб. для вузов / Под ред. Б.А. Аникина. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 170 c.
2Гаджинский, А.М. Логистика: учеб. для высших и средних учебных заведений / А.М.Гаджинский – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 256с.
3Канке, А.А. Логистика: учеб. / А.А. Канке, И.П. Кошевой. – М.: ИНФРА-М, 2005. –352 с.
4Неруш, Ю.М. Практикум по логистике: учеб. пособие / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш –М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 304 с.
5 Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: учеб./ Д. Уотерс. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 503 с.
6 Совершенствование системы управленияпроизводственными запасами / [Электронный ресурс] – 2000. – Режим доступа: www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/39199/. - Дата доступа: 27.11.2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.