/>Содержание
Введение
1 Маркетинговые исследования: цели, этапы,основные направления1.1 Понятие,цели и задачи маркетинговых исследований1.2 Методыпроведения маркетинговых исследований и роль маркетинговойинформации на предприятии1.3 Характеристикаметодов сбора данных
2 Маркетинговые исследования на предприятии ОАО«Октябрьская
швейная фабрика»
2.1 Краткаяхарактеристика предприятия ОАО «Октябрьская
швейная фабрика»
2.2 Выбор цели,направления, метода маркетингового исследования
предприятия
2.3 Маркетинговыеисследования рынка спецодежды
2.4 Обобщение результатовмаркетингового исследования для
принятия решения озапуске нового производства.
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Современнаяэкономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя,потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессовимеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. Вусловиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значениеприобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействияна складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов исоставляют основу маркетинга.
Маркетинговыйанализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней средымаркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружениятрудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализявляется необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, атакже он выполняется в процессе их реализации.
Маркетингявляется одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширениепроизводства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения.Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с цельюпокупки продукции потребителем. Маркетинг не начинается там, где завершаетсяпроизводство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом.Эффективное использование производственных мощностей, новоговысокопроизводительного оборудования и прогрессивной технологиипредопределяется маркетингом. Поэтому тема исследования является актуальной внаше время.
Цельюнаписания данной работы является изучение маркетинговых исследований, их целей,этапов и основных направлений, также рассмотрение теоретических аспектов напримере конкретного предприятия ОАО «Октябрьской швейной фабрики». Из целивытекают задачи:
— определитьпонятие маркетинговых исследований, их основные цели и задачи;
— изучитьроль маркетинговых исследований для предприятия;
— исследоватькритерии выбора методов проведения маркетинговых исследований:- дать общуюхарактеристику методов сбора данных для анализа в маркетинговом исследовании;
- определитьвыбор цели, направления, методику маркетингового исследования предприятия ОАО«Октябрьская швейная фабрика»;
— провестимаркетинговые исследования рынка спецодежды;
— сделатьвыводы по маркетинговому исследованию для принятия решения о запуске новогопроизводства.
1 Маркетинговыеисследования: цели, этапы, основные направления
1.1 Понятие, цели изадачи маркетинговых исследований
Маркетинговыеисследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с цельюуменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутреннийпотенциал предприятия. Исследование рынка предполагает выяснение его состояниятенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положенияна рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это только частьпроблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.
Всемаркетинговые исследования осуществляются с двух позиций: оценка тех или иныхмаркетинговых параметров для данного момента времени и прогнозирование ихзначений в будущем. Как правило, прогнозные оценки используются при разработкекак целей и стратегий развития организации в целом, так и ее маркетинговойдеятельности. Предприятие, которое заказало проведение маркетинговогоисследования или проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительнотого, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулироватьпродажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результатыисследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.
На рис. 1показана схема маркетинговой информационной системы. Различные фирмы организуютвыполнение функции проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторыеимеют специальный отдел маркетинговых исследований, другие — только одногоспециалиста, ответственного за маркетинговые исследования. Существуют такжефирмы, в структуре которых формально не отражена функция маркетинговых исследований.
/>
воздействие
обратная связь
Рис. 1 Маркетинговаяинформационная система
Специальныеотделы маркетинга обычно имеют крупные предприятия, которые в состоянии понестисущественные затраты, связанные с функционированием такого отдела. Отделмаркетинга обычно организуется на основе одного из следующих признаков: областьприменения, функция маркетинга и этап маркетингового исследования. Так, некоторыепредприятия обслуживают как конечных потребителей, так и промежуточных. Натаких предприятиях отдел маркетинга может включать два подотдела: маркетинг конечныхпотребителей и маркетинг промежуточных потребителей. Другие предприятияорганизуют отделы маркетинга по группам выпускаемой продукции. И, наконец,такие отделы могут быть организованны по этапам процесса маркетинговых исследований:сбор данных, анализ данных. В ряде случаев на фирме назначается одинспециалист, ответственный за маркетинговые исследования, но главным для негоявляется оказание помощи руководителям в осознании необходимости проведениясоответствующих исследования и организация покупки таких исследований уконсультационных фирм по маркетинговым исследованиям. В некоторых же фирмахфункция маркетингового исследования организационно совсем может быть неоформлена. Такая ситуация редко имеет место на крупных предприятиях, но заточасто возникает на малых. На малых предприятиях их владельцы и ограниченныйштат руководителей одновременно выполняют многие управленческие функции, средикоторых обязательно должна присутствовать функция маркетинговых исследований.Менеджеры малых фирм, в отличие от крупных, могут относительно легко собратьмногие виды маркетинговой информации.
Исследованияв области маркетинга базируются на общих научных принципах и методах, в томчисле это относиться и к общим требованиям к исследователям. Необходимо, чтобыисследователь был объективным, применял меры предосторожности, чтобы неповлиять на интерпретацию зафиксированных данных, указывал степень погрешностисвоих данных, был творческой личностью, определял новые направления поиска,использовал современные методы исследования.
Можновыделить следующие основные этапы маркетингового исследования[1]:
1-й этап Постановкапроблемы.
2-й этап Определениецелей исследования.
3-й этап Выборметодов проведения исследования.
4-й этап Определениетипа требуемой информации и источников ее получения.
5-й этап Процессполучения данных.
6-й этап Обработкаи анализ данных.
7-й этап Разработкавыводов и рекомендаций.
8-й этап Оформлениерезультатов исследования.
Цельисследования всегда зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Онавытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия инаправлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений.
Маркетинговыеисследования всегда направлены на определение и решение какой-либо конкретнойзадачи. Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешногомаркетингового исследования. Зачастую руководители констатируют, что объемпродаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявитьпричины их проявления.
Целимаркетинговых исследования вытекают из выявленных проблем, достижение этихцелей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем[2].Они характеризуют тот недостаток информации, который должен быть ликвидировандля предоставления руководителям возможности решать маркетинговые проблемы.Список целей, согласованных с менеджером, включает обычно нескольконаименований.
Цели должныясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существоватьвозможность их измерения и оценки уровня достижения. При постановке целеймаркетингового исследования определяется, какая информация необходима длярешения данной проблемы. Это и определяет содержание целей исследования. Такимобразом, основным моментом определения целей исследования является выявлениеспецифических типов информации, полезной менеджерам при решении проблем управлениямаркетингом.
Методы проведениямаркетинговых исследований и роль
маркетинговой информации на предприятии
Чтобы должнымобразом функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватнуюинформацию до и после принятия решений. Существует множество причин, в силукоторых маркетинговая информация должна собираться при разработке, реализации и пересмотре маркетингового плана фирмы или каких-либо его элементов.Недостаточно опираться на интуицию суждения руководителей и опыт прошлого.
Хорошаяинформация позволяет маркетологам[3]:
· получатьконкретные преимущества
· снижатьфинансовый риск и опасности для образца
· определитьотношения потребителей
· следитьза внешней средой
· оцениватьдеятельность
· получитьподдержку в решениях
· подкрепитьинтуицию
· улучшитьэффективность.
Еслиподходить к сбору маркетинговой информации как к случайному, редкому событию,которое необходимо только тогда, когда нужно получить данные по конкретномувопросу, можно столкнуться с рядом проблем.
Например,может возникнуть ситуация, когда:
— результатыпредыдущих исследований хранятся в неудобном для использования виде;
— незаметныизменения в окружающей среде и действиях конкурентов;
— проводитсянесистематизированный сбор информации;
— возникаютзадержки при необходимости проведения нового исследования;
— по рядувременных периодов отсутствуют данные, необходимые для анализа;
— маркетинговые планы и решения анализируются неэффективно;
— действияпредставляют собой лишь реакцию, а не предвидение.
Маркетинговыеисследования надо рассматривать как часть постоянно действующегоинтегрированного информационного процесса. Необходимо, чтобы фирма разрабатывалаи использовала систему постоянного слежения за окружающей средой и храненияданных с тем, чтобы они могли анализироваться в будущем. Маркетинговую информационнуюсистему можно определить как совокупность процедур и методов, разработанных длясоздания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговыхрешений на регулярной постоянной основе[4].
Сначала фирмаустанавливает цели компании, определяющие общие направления планированиямаркетинга. На эти цели воздействуют факторы окружающей среды (конкуренция,правительство, экономика). Планы маркетинга включают контролируемые факторы,определенные в предыдущих разделах, включая выбор целевого рынка, целевогомаркетинга, тип организации маркетинга, маркетинговую стратегию (товар илиуслуга, распределение, продвижение и цена) и управление.
Планы маркетинга следуетреализовать на основе данных, полученных из информационной сети. Например, врезультате постоянного наблюдения фирма может прийти к выводу, что стоимостьсырья возрастет на несколько процентов в течение следующего года. Это дасткомпании время изучить варианты маркетинга (переход на заменители,перераспределение издержек, принятие дополнительных расходов) и выбрать одну изальтернатив для реализации. Если наблюдения не было, то фирма может бытьзастигнута врасплох и принять на себя дополнительные издержки без какого-либовыбора.
В целом маркетинговаяинформационная система дает множество преимуществ: организованный сборинформации; избежание кризисов; координация плана маркетинга; скорость; результаты,выражаемые в количественном виде; анализ издержек и прибыли.
Созданиемаркетинговой информационной системы может быть непростым делом. Велики первоначальныезатраты времени и людских ресурсов, большие сложности могут быть сопряжены ссозданием системы.
Несмотря нато, что продавцам требуется все больше маркетинговой информации, ее не хватает.Деятели рынка жалуются, что не могут собрать достаточного количества нужных имточных и полезных сведений. В попытках разрешить эту проблему многие фирмыразрабатывают особые системы маркетинговой информации (СМИ).
У любой фирмысуществует внутренняя отчетность, отражающая показатели текущего сбыта, суммыиздержек, объемы материальных запасов, движения денежной наличности, данные одебиторской и кредиторской задолженности. Применение ЭВМ позволило фирмамсоздать великолепные системы внутренней отчетности, способные обеспечитьинформационное обслуживание всех своих подразделений.
Собраннаяинформация должна облегчать управляющим по марочным товарам для принятиярешения о размере ассигнований на рекламу необходимо знать данные о числелюдей, уже осведомленных о марке, знать размеры рекламных бюджетов и стратегическиеустановки конкурентов, относительную эффективность рекламы в комплексе мер постимулированию.
Система сборавнешней текущей маркетинговой информации обеспечивает руководителей информациейо самых последних событиях. Это набор источников и методических приемов,посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях,происходящих в коммерческой среде[5].
Руководителисобирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты испециализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, дистрибьюторамии прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а такжеобмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы.Хорошо организованные фирмы принимают дополнительные меры, чтобы повысить качествои увеличить количество собираемой внешней текущей информации. Во-первых, они обучаюти поощряют своих продавцов (менеджеров по продажам) фиксировать происходящиесобытия и сообщать о них. Ведь торговые агенты — это «глаза и уши» фирмы. Онинаходятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, которых не получишьникакими другими методами.
Во-вторых,фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзниковпередавать ей важные сведения. В некоторых фирмах специально назначаютспециалистов, ответственных за сбор внешней текущей маркетинговой информации. Вчастности, фирмы высылают на места так называемых «мнимых» покупателей, которыеследят за персоналом розницы. О конкурентах можно многое узнать:
— приобретаяих товары;
— посещая«дни открытых дверей» и специализированные выставки;
— читаяпубликуемые ими отчеты и присутствуя на собраниях акционеров;
— беседуя сбывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами,дистрибьюторами, поставщиками, и агентами по фрахтовым операциям;
— собирая ихрекламу;
— читаягазеты и документы профессиональных ассоциаций[6].
В-третьих,фирма покупает сведения у сторонних поставщиков внешней текущей информации. Дляполучения подборок рекламы конкурентов, сведений об их затратах на рекламу инаборе используемых ими средств рекламы прибегают к платным услугам бюровырезок.
В-четвертых,ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и распространению текущеймаркетинговой информации. Сотрудники этих отделов помогают управляющим в оценкевновь поступающей информации. Подобные службы позволяют резко повысить качествоинформации, поступающей к управляющим по маркетингу.
Системаанализа маркетинговой информации — набор совершенных методов анализамаркетинговых данных и проблем маркетинга. Однако ряд фирм считает подобныйподход либо чересчур техническим, либо чересчур академическим. Основу любойсистемы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банкмоделей. Статистический банк — совокупность современных методик статистическойобработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимосвязи в рамкахподборки данных и установить степень их статистической надежности. Эти методикипозволяют руководству получать ответы на вопросы типа:
— Чтопредставляют собой основные переменные, оказывающие влияние на мой сбыт, икакова значимость каждой из них?
— Чтопроизойдет со сбытом, если цену товара поднять на 10%, а расходы на рекламу — на 20%?
— Какие чертыявляются наиболее вероятными показателями того, что данные потребители будутпокупать мой марочный товар, а не товар конкурента?
— По какимпеременным лучше всего сегментировать мой рынок, и сколько его сегментовсуществует?
/>
Рис. 2Система анализа маркетинговой информации
Банк моделей- набор математических моделей, способствующих принятию более оптимальныхмаркетинговых решений деятелями рынка[7]. Каждаямодель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некуюреально существующую систему, некий реально существующий процесс или результат.Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что,если?» и «что лучше?». За последние двадцать лет ученые сферы маркетингасоздали огромное количество моделей, призванных помогать руководителям маркетингалучше справляться с деятельностью по установлению границ территорий сбыта ипланов коммивояжерской работы, выбору местоположения розничных торговых точек,подбору оптимального комплекса средств рекламы и прогнозированию сбыта товарныхновинок.
Первойзадачей выбора методов проведения маркетинговых исследований являетсяознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельныхего этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболееподходящий набор этих методов.
Наиболеешироко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являютсяметоды анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки иэкспериментальные методы. Главное отличие социологических методов исследованияот экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на людей оченьразличной компетенции и квалификации, в то время как экспертные оценки - наограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группыметодов прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используютсяодни и те же методы математической статистики.
Широтаприменения тех или иных методов при проведении маркетинговых исследованийопределяется возможностями компании использовать их самостоятельно или покупатьрезультаты таких исследований.[8] Очевидно, чтоу крупных организаций таких возможностей существенно больше, чем у организациймалого бизнеса. Поэтому количественные методы в маркетинговых исследованияхприменяются в настоящее время все чаще организациями, имеющими соответствующиеаналитические подразделения, для определения таких важнейших параметров рынка,как спрос, рыночная доля, объемы продаж.
В зависимостиот целей исследования различают три типа исследований: разведочный,описательный и казуальный.
Разведочноеисследование – это такое исследование, проводимое с целью сбора предварительнойинформации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемыхпредположений, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности,а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задачисследований.[9] Например,предполагается провести исследование с целью определения имиджа какого-тобанка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка». Разведочноеисследование выявило такие его составляющие, как величина возможного кредита,надежность, приветливость персонала и др., а также определило, как измерить этисоставляющие.
Дляпроведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитатьопубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос среди специалистовпо данной проблеме. С другой стороны, если разведочное исследование направленона испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то онодолжно быть основано на использовании специальных методов.
Описательноеисследование направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков.При проведении данного вида исследований, например, исследуется: кто являетсяпотребителем продукции фирмы, что фирма поставляет на рынок, где потребителиприобретают продукцию фирмы, когда потребители наиболее активно покупают этупродукцию, как потребители используют данную продукцию. Надо заметить, что описательныеисследования не дают ответа на вопрос, почему что-то происходит именно так, ане иначе.
Казуальноеисследование проводиться для проверки гипотез относительно причинно-следственныхсвязей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-либоявление на основе зависимости факторов друг от друга. Факторы, которые вызываюткакие-то изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные,изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными.К сожалению, на основе логики «если — то тогда» изучить проблемы маркетингаочень сложно, а иногда и невозможно. Например, на поведение потребителя влияетмножество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом.Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты.
На практикепри проведении конкретного маркетингового исследования чаще всего используетсяне один, а все типы исследований, причем в любой последовательности. Так наоснове описательного исследования может быть принято решение о проведении разведочногоисследования, результаты которого могут быть уточнены с помощью казуальногоисследования.
Выделяют следующие общенаучные методы маркетинговых исследований[10]:
а) Системный анализ- находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Так, изменение на рынке потребительских товаров могут быть причиной, с одной стороны, внешних процессов: изменение в сфере рынка средств производства, финансового рынка, международного рынка, а с другой, - внутренних процессов изменение в развитии рынков отдельных тесно взаимосвязанных товаров.
б) Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товар может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены. В данном случае – это ситуации, следуя которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.
Системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и не могут быть реализованы один без другого. При конкретной ситуации необходимо исследовать все взаимосвязи системного анализа и комплексного подхода (внутренние и внешние), а также стороны их проявления (структура, объем).
в) Программно-целевое планирование широко используется при выработке и реализации стратегии и тактики маркетинга. Более того, можно сказать, что маркетинг – это и есть использование программно-целевого подхода в сфере рынка.
Также выделяют аналитико-прогностические методы[11]:
а) Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени или усилий) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов движения сбытовых агентов.
б) При решении проблем выбора очередности обслуживания заказчиков, составления графиков поставок товаров и других аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания. Они дают возможность, во-первых, изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, соблюсти необходимую очередность их выполнения.
в) Теория связи, рассматривающая механизм «обратных связей», позволяет получить специальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров.
В маркетинговой деятельности использование такого подхода дает возможность управлять товарными запасами (регулирование поступлениями и отгрузками), процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта). Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь предприятий с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных.
г) Методы теории вероятностей помогают принимать решения, которые сводятся к определению значения вероятностей наступления определенных событий и выбору из возможных действий наиболее предпочтительного. В данном случае речь идет о том, производить или нет продукт А или В, реорганизовать либо расширять производство, проникать на рынок или нет.
д) Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определять сроки их выполнения, разграничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения. Достаточно эффективным является использование метода сетевого планирования при разработке программы производства нового товара и организации пробных продаж, подготовке и проведении сбытовых и рекламных компаний.
е) Разрешению реальных маркетинговых ситуаций в значительной мере помогает метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки могут «проигрываться» для нахождения оптимальных решений.
ж) Для комплексного решения задач, связанных с повышением качества продукции, и одновременной экономии материальных и трудовых ресурсов используется метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).
з) Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий.
Используются методы «Дельфи», «Мозговой атаки», Адвоката дьявола и др. Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопросов, связанных с формированием экспертной группы, проведение процедуры экспертизы, выбором методов обработки результатов экспертных оценок. Основными требованиями к экспертам являются их компетентность, профессионализм, авторитетность, беспристрастность.
Активно используется в исследованиях и разработках маркетинга методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь маркетинговой методологии проявляется с методами с методами социологии и психологии, поскольку особое внимание в маркетинге уделяется поведению потребителей и факторам, влияющим на него. Итак:
а) Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношения потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностных ориентаций. При этом используются методы анкетирования, «панельных» обследований.
б) В маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, что позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом
национальных культур, уровней жизни. Антропологические изменения используются также в конкретных случаях при моделировании ряда потребительских товаров (например, одежда, обувь, мебель).
Методы маркетинга тесно связаны и с такими науками, как экология, эстетика, дизайн, физиология, история, философия[12].
/>1.3 Общая характеристика методов сбора данных
Методы сбораданных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на двегруппы: количественные и качественные[13].
Количественныеисследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанныхна использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечаетбольшое число респондентов. Характерными особенностями таких исследованийявляются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения,обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, восновном количественных.
Качественныеисследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения затем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характери осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут бытьпереведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.Например, мнение нескольких респондентов о рекламе товара может быть словесно выраженопо-разному. Только в результате дополнительного анализа все мнения разбиваютсяна три категории: отрицательные, положительные и нейтральные, после чего можноопределить, какое число мнений относится к каждой из трех категорий. Такаяпромежуточная процедура является лишней, если при опросе использовать сразузакрытую форму вопросов.
Существует, покрайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных: осуществлять этосамим, осуществлять путем создания специальной группы или путем привлечениякоммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.
В первомслучае сотрудники маркетинговой службы организации своими силами осуществляютсбор данных, скажем, путем интервьюирования. Оче
видно, чтотакая организация должна обладать достаточно развернутым штатом сотрудников.Однако и в этом случае весьма проблематично проведение сбора данных в широком,например национальном, масштабе.
Специальнаягруппа обычно комплектуется за счет специалистов не очень высокой квалификации,например, студентов для проведения телефонного или персонального интервьюирования.В этом случае с интервьюерами необходимо провести несколько тренировочныхзанятий. Необходимы контроль за качеством собираемой информации (не заполняютсяли анкеты самим интервьюером?), мотивация труда интервьюеров.
За последниегоды как у нас в стране, так и за рубежом, начинающие дело небольшие компании икомпании- гиганты все чаще прибегают к услугам специализированных компаний,осуществляющих маркетинговые исследования на коммерческой основе. К их числуотносятся и компании, занимающиеся только сбором маркетинговой информации. Однакостоимость услуг маркетинговых компаний в три – пять раз превышает стоимостьдругих двух подходов к сбору данных.[14]
2Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
2.1 Краткаяхарактеристика предприятия ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
ОАО«Октябрьская швейная фабрика» расположена в городе Октябрьске, Самарскойобласти и в течение 30 лет специализируется на производстве одежды для дома, постельногобелья, полотенец, нижнего белья, спецодежды для продавцов. Октябрьская швейнаяфабрика организована 10 июня 1968 года. Её вышестоящей организацией былКуйбышевский швейный трест.
В целяхприведения Устава в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акционерныхобществах» с 15ноября 1999 года АООТ «Октябрьская швейная фабрика»перерегистрировано в открытое акционерное общество «Октябрьская швейнаяфабрика».
Организационнаяструктура предприятия представлена в приложении А. В целом на предприятии имеетместо функциональная структура управления, где каждый отдел занимаетсяспецифическим видом деятельности. Но в то же время предприятие слаженноработает как единое целое.
Руководитель предприятия имеет право: представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления, действовать от имени предприятия, без оформления доверенности; открывать расчетный и другие счета в банковских учреждениях; распоряжаться средствами и имуществом предприятия с соблюдением требований соответствующих нормативных актов, устава предприятия; в установленных законодательством пределах определять объем и порядок защиты сведений, составляющих конфиденциальную информацию.
Рассмотримкратко права и обязанности руководителей каждого отдела в соответствии сдолжностными инструкциями. Руководитель финансового отдела — финансовый директор, начальник отделасбыта, заведующий складом, непосредственный заместитель начальника изаместитель начальника по производству имеют право: знакомиться с проектамирешений руководства предприятия, касающимися деятельности отдела; осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений предприятия, получать информацию и документы, необходимые для выполнения должностныхобязанностей; вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении, увольнении работников отдела, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий, требовать от руководствапредприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей иправ. Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия в таблице 1.
Анализируя таблицу, можносделать следующие основные выводы. Выручка предприятия в 2006 году по сравнениюс 2005 г. снизилась на 0,9%, снизилась и прибыль предприятия но в большейстепени – на 21,3 %. Это произошло в следствие роста себестоимости на 3,4% иобщего снижения продаж. Рост себестоимости обусловлен повышением цен на сырье иувеличением общей численности работающих 2,8 % (соответственно фонда оплатытруда на 4%).
Основнымивидами деятельности общества согласно уставных документов являются:
- производство швейных изделий;
- производство специальной одежды для торгового персонала;
- производство товаров народного потребления;
- торгово-коммерческая деятельность;
- исследование конъюнктуры рынка.
Такимобразом, ОАО «Октябрьская швейная фабрика» относится к предприятию лёгкойпромышленности, основным видом деятельности которого является производствошвейных изделий.
Таблица 1 — Основныетехнико-экономические показатели деятельности предприятия за 2005-2006 года.Показатель 2005 г. 2006 г. Отклонение, +/- Темп роста, снижения, % Выручка от реализации продукции (без НДС) тыс.руб. 19892 19711 -181 99,1 Себестоимость, тыс.руб. 16457 17009 552 103,4
Среднесписочная численность работающих, в т.ч.
Промышленно-производственного персонала
Из них рабочих
176
132
98
181
148
103
5
16
5
102,8
112,8
105,1 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 8123 8448 325 104 Среднемесячная начисленная заработная плата, тыс. руб. 3846 3889 43 101,1
Выручка продукции
-на одного человека промышленно-производ-ственного персонала
— на одного рабочего.
150,7
203
109
191,4
-41,7
-11,6
72,3
94,3 Затраты на 1 рубль релизованной продукции, руб. 0,83 0,86 0,03 103,6 Прибыль, тыс. руб. 3435 2702 -733 78,7 Рентабельность продаж, % 17,3 13,7 -3,6 79,2
2.2 Выборцели, направления, метода маркетингового исследования
предприятия
В текущемгоду предприятие планирует существенно расширить ассортимент выпускаемойпродукции. Помимо уже имеющегося производства спецодежды халатов для продавцов,ОШФ хочет запустить производство различных видов спецодежды: костюмы,комбинезоны, фартуки, костюм брезентовый огнестойкий, штаны ватные, курткиватные. Предприятию необходимо провести маркетинговые исследования, чтобывыяснить степень востребованности продукции целевым рынком, а также возможныепрепятствия для осуществления эффективного производства и продаж.
Запуск новогопроизводства просто необходим «ОШФ» в связи с низкой рентабельностью текущегопроизводства и наблюдающейся тенденцией к ее снижению. Это и обосновываетнасущную необходимость маркетинговых исследований для швейной фабрики.
Итак,проведем маркетинговые исследования в соответствии с изложенными в теоретическойчасти основными этапами.
1-й этап Постановкапроблемы. Перед предприятием стоит следующая проблема. В соответствии свыбранной стратегией фирма решила расширить ассортимент и рынок сбыта. Дляэтого необходимо определить, на сколько рынок готов к принятию нового вида продукции(спецодежды).
2-й этап Определениецелей исследования. Общая цель исследования – проанализировать, будет лисоответствовать спрос планируемому предложению товара. Из общей цели вытекают второстепенные- исследовать:
— рынокпокупателей (географически, принадлежность к определенной профессии, социальнойгруппе);
— рынокпроизводителей сырья;
— предприятия-конкуренты;
— сложившиесяцены;
— политическую и экономическую ситуацию в регионе производства и сбыта.
3-й этап Выборметодов проведения исследования.
Швейнаяфабрика проводит описательное маркетинговое исследование. В соответствии сопределением это означает, что будут изучаться фактические данные по потребителямпродукции фирмы, по специфике продукции, где потребители приобретают продукциюфирмы, когда потребители наиболее активно покупают эту продукцию, как потребителииспользуют данную продукцию.
При исследовании будет использоваться комплексный подход, то есть предприятие будет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий многоплановые проявления: спрос, товарное предложение, цены.
4-й этап Определениетипа требуемой информации и источников ее получения.
Для исследования будут использоваться вторичные данные маркетинговых исследований. Это означает, что анализируются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований.
Внешними источниками являются законы, указы, постановления государственных органов; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований.
Вторичные данные для нашего предприятия можно получить из таких информационных источников, как:- изданий общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь»,
«Коммерсант», журналы «Бизнес», «Эко» и т.д.);
— периодические издания (например, газета «Из рук в руки», «Желтые страницы», «Вся Сызрань»);
— ежедневных газет;
— газет бесплатных объявлений ;
— электронных средств массовой информации (телевидение, радио);
- наружной рекламы;
- статистического ежегодника Госкомстата «Россия в цифрах»;
- публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций.
К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки. Совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.
За последние годы в связи с развитием компьютерных систем появилась возможность пользоваться их услугами, как для специализированных маркетинговых фирм, так и для специалистов маркетинговых подразделений организаций, осуществляющих данные исследования самостоятельно. Так через сеть «Интернет» можно получить информацию по состоянию рынка определенных товаров в различных странах.
Поскольку названные здесь и другие источники доступны каждому, дело заключается в том, чтобы внимательно наблюдать, собирать и оценивать информацию.
2.3Маркетинговые исследования рынка спецодежды
Проведеммаркетинговые исследования рынка специальной одежды в Самарской области впроцессе реализации 5-го этапа «Процесс получения данных» и проведем их анализв процессе 6-го этапа «Обработки и анализа данных».
1)Характеристика выпускаемой продукции и основные потребители. В настоящее времярынок спецодежды только начал формироваться: кроме крупных предприятий на немработает большое количество мелких торговцев и производителей, что не позволяетв точности сосчитать суммарные объемы производства.
Наиболееактивно сейчас развиваются небольшие отечественные предприятия по пошивуспецодежды, которые выпускают в среднем около 100 комплектов своей продукции вдень. Причина, возможно, заключается в том, что такие предприятия могут быстреереагировать на новые рыночные (и, если хотите, модные) тенденции. Ведь теперьспецодежда — это не только обеспечение безопасности персонала, но также и имиджкомпании в глазах клиентов, партнеров и конкурентов. Сейчас многие предприятияработают с клиентами по индивидуальной программе, учитывая все их пожелания — начиная от корпоративной символики и расцветки, и заканчивая кармашком для мобильноготелефона.[15]
Условноспецодежду можно разделить на четыре типа: защищающая от общих производственныхзагрязнений, от пониженных и повышенных температур, а также от влаги.Собственно термин «спецодежда» объединяет в себе непосредственно одежду (халаты,комбинезоны, куртки и т.д.), спецобувь (бахилы, ботинки, сапоги и т.д.) иперчатки. Сейчас на российском рынке представлены все типы спецодежды. Особенноширок ассортимент рукавиц: брезентовые, комбинированные для общих работ,кожаные для промышленных и точных работ, рукавицы с латексным или нитриловымпокрытием, жаростойкие, маслобензостойкие.[16]
В России наиболее устойчивым спросом пользуются рабочие костюмы (комбинезоны илиполукомбинезоны, куртки), брезентовые и трикотажные с ПВХ-покрытием рукавицы. Потребителямипланируемой продукции могут стать абсолютно все предприятия г.Октябрьска иг.Сызрани: как производители, так и торговые организации. Крупнейшими могутстать[17]:
а) В городеОктябрьске: ЗАО «Завод керамзитового гравия», ОАО «Авто Пласт Инжиниринг», ООО«Октябрьский завод изоляционных материалов», ООО «Ньюком», нефтебаза «И-Терра»,ООО «Ста-ер», Центральная городская больница г.Октябрьска, ОВД г.Октябрьска.
б) В городеСызрань: ОАО «Тяжмаш», ОАО «Пластик», ООО «Криста», ОАО «ГеРА и Ко»,Центральная городская больница г.Сызрани, СВАУЛ, ОВД г.Сызрани.
в) ОАО «РЖД»станции Октябрьск, Сызрань.
Планируетсятак же распространение продукции по Самарской области через оптовые базыспецодежды.
2) Основныеконкуренты.
Число производителей в сегментеспецодежды возрастает потому, что повышается спрос на корпоративную одежду дляработы. В городе и соседних городах становится все больше производственныхпредприятий, растет сфера обслуживания. Конкуренция увеличивается, поэтомупоявляются и новые способы отличаться от конкурентов. Корпоративная униформастала одним из таких средств. Если раньше от спецодежды требовалось в основном,чтобы она защищала работника, была удобной, ноской и стоила недорого, то сейчасее рассматривают еще и как инструмент маркетинга — средство создания репутациипредприятия и его позиционирования на рынке. Соответственно, вместо того чтобыпокупать для своих сотрудников стандартные «спецовки», все большеечисло предприятий предпочитает носить «индивидуальную» одежду дляработы — разработанную и изготовленную специально для них, в соответствии с ихфирменным стилем.
Основныепроизводители спецодежды в Сызранском районе ООО Торгово-промышленный дом«Русский текстиль», ОАО «Сызранская швейная фабрика» занимают на немприблизительно 40%. Остальные 60% — это маленькие ателье, а также посредники,которые полученные заказы переадресовывают партнерам-производителям. Рынок спецодеждыимеет большой потенциал, поэтому, вполне вероятно, что со временем на нем появятсяновые сильные производители, способные составить конкуренцию уже существующим.
Еслирассматривать рынок Самарской области, то можно выделить следующихпроизводителей[18]: ООО «Артплюс», производственное швейное объединение ОАО «Волга», ООО «Гармония», ООО«Промкомбинат самарского облпотребсоюза», ОАО «Самарская швейная фабрика».
Так как «ОШФ»планирует реализовывать продукцию пока в пределах области, то конкурентныепредприятия других областей России не принимаются во внимание.
3) Динамикацен. Как уже отмечалось, основной фактор, от которого зависит цена готовойпродукции, — это стоимость материала. Так, в этом году произошло небольшоеподорожание хлопковой одежды (примерно на 10%), поскольку год выдался дляхлопка неурожайным. Операторы рынка утверждают, что такая ситуация продлится доконца 2007 года.
Второй важныйценовой фактор — сезонность продаж, которая обусловлена не только спецификойрабочей одежды, как, скажем, летняя или влагостойкая продукция, но ипериодичностью закупок этой продукции крупными предприятиями, проведением имитендеров (обычная практика в последнее время). Объемы продаж при сезонномувеличении спроса растут не менее чем на 25%. Соответственно, в период сезонацена на определенные виды продукции поднимается на 5-20%.
Средние цены,сложившиеся на рынке спецодежды представлены в
таблице 2.
Планируемыецены на предприятии представлены в Таблице 3 (Приложение Б). Сравнив дветаблицы, мы можем сказать, что цены нашей швейной фабрики близки к средним,равновесным сложившимся на рынке.
4) Сырье.Предприятию ОАО «Октябрьская швейная фабрика» необходимо сориентироваться нарынке производителей и поставщиков тканей, фурнитуры, ниток, чтобы выяснить,где их выгоднее закупать.
Таблица 2 — Средние розничные цены на основные наименования
спецодежды порегиону Самарская область.Наименование Цена, руб 1 2 Халат х/б 220 Костюм х/б 1000 Фартук х/б 40 Фартук прорезиненный 52 Костюм брезентовый огнестойкий 5000 Костюм утепленный 1500 Куртка утепленная 700 Костюм х/б и смесов.ткани 600 Плащ ПВХ 600 Костюм нефтяника утепленный 3500 Жилет сигнальный 200 Костюм медицинский 200 Костюм медицинский утепленный 1000 Костюм МЧС утепленный 1300 Костюм охранника 500 Рукавицы 80 Перчатки с каучуком 100 Перчатки х/б 10
Дляпроизводства разных типов спецодежды используют разные типы ткани. Самымпопулярным материалом специалисты называют ортон ввиду высокой долговечности ихорошего соотношения цены и качества. Ортон — двуслойная ткань, имеющая хлопчатобумажнуюоснову и внешне покрытая полиамидом с водоотталкивающей или маслобензостойкойпропиткой. Такой состав обеспечивает выносливость ткани и позволяет использоватьее для пошива как летней, так и зимней спецодежды.
Второй попопулярности является более тонкая ткань грета. Она используется, в основном,для пошива легкой рабочей верхней одежды и состоит из синтетики и хлопка(50/50).
Материалыпроизводства дальнего зарубежья применяются нечасто, так как по цене онизначительно (в 1,5-2 раза) дороже аналогичных отечественных. А если учесть, чтосебестоимость рабочего костюма на 70-80% определяется ценой ткани, тополучается, что готовый костюм автоматически подорожает.
Зимняя одеждасейчас шьется на синтепоне и ватине. Такие куртки и комбинезоны хорошо защищаютот холода, легки и удобны в носке. Для пошива летней одежды все так же популяренхлопок — ткань не парит и легко пропускает воздух. Для работающих в темноевремя суток разрабатывается одежда со светоотражающими полосами, что позволяетснизить производственный травматизм.
Наша швейнаяфабрика выбрала поставщиками сырья следующие предприятия: HK Xinmeng Investment Limited (г.Москва), ООО«Компания Сватекс» (г. Иваново), «Иваноский текстиль» (г.Тольятти), Компания»Балтийский Текстиль" (г.Санкт-Петербург»), ООО«Текстиль-Челны» (г.Набережные Челны)
5) Государственноерегулирование рынка спецодежды.
Вопросы обеспечения работников предприятий специальной одеждой,специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в России регулируютсяследующими документами: Федеральным Законом от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Обосновах охраны труда в Российской Федерации», Трудовым кодексом РФ. В соответствиисо статьей 17 федерального закона « Обеспечение работников средствами индивидуальнойзащиты» определяются следующие положения:
1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также наработах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением,работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающиеи обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке,определенном Правительством Российской Федерации.
2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция иобезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счетсредств работодателя.
В связи свышеуказанными положениями, практически все промышленные и торговыепредприятия, а также учреждения здравоохранения и военизированные организацииобязаны приобретать для своих нужд спецодежду.
2.4 Обобщение результатовмаркетингового исследования для принятия решения о запуске нового производства.
Мы подошли к7-му этапу «Разработка выводов и рекомендаций», а также к 8-му этапу«Оформление результатов исследования».
Спецодежда- этопродукция, которая всегда будет пользоваться спросом, независимо отэкономического развития государства и региона. Она служит средством защиты ивыделяет граждан определенной профессии из толпы. Поэтому принятие решения о пошивеодежды специального назначения – очень выгодное для «ОШФ».
По мнениюэкспертов, российский рынок спецодежды находится на заре своего развития, а этоозначает появление в скором времени новых «игроков» (как производителей, так иторговцев). Эта ниша еще до конца не занята, но спрос на спецодежду с каждым годомвозрастает, так что места хватит всем.
Цены на нашу продукцию будут соответствоватьрыночным. Регион нашего сбыта – Самарская область, это обеспечит низкие расходыпри перевозке, и, соответственно, более низкую розничную цену.
ОАО «ОШФ» наладило связи с будущимипоставщиками сырья, это фирмы г.Москвы, Тольятти и корейская фирма,представительство которой также находится в Москве.
Законодательство России не ставитпрепятствий к такого рода производству. И наоборот, поощряет его, обязавкаждого работодателя обеспечить работников спецодеждой.
Таким образом руководство ОАО «ОШФ»сделало вывод, что на рынке сбыта сложилась положительная ситуация, для тогочтобы организовать развернутое производство продукции.
Заключение
В ходе выполнениядипломной работы мы можем сделать следующие выводы. Маркетинговые исследованиянеобходимы для сбора, переработки, анализа и оценки внешних данных. Этонеобходимо, чтобы соотнести текущее состояние предприятия и его перспективныевозможности с конъюнктурой рынка. Поэтомумаркетинговые исследования осуществляются с двух позиций: оценка тех или иныхмаркетинговых параметров для данного момента времени и прогнозирование ихзначений в будущем. Эффективный анализ рынка позволяет предприятиюпросчитать рентабельность планируемого производства, оценить какиеположительные и негативные факторы могут на него повлиять.
Фирма может организовать проведение маркетинговых исследований по-разному: в специальномотдел маркетинговых исследований, использовать для этой задачи только одногоспециалиста – маркетолога или работника ответственного за сбыт.
Существуютследующие основные этапы маркетингового исследования: постановка проблемы;определение целей исследования; выбор методов проведения исследования;определение типа требуемой информации и источников ее получения; процессполучения данных; обработка и анализ данных; разработка выводов и рекомендаций;оформление результатов исследования. Наиболее широко используемыми методамипроведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов,методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Взависимости от целей исследования различают три типа исследований: разведочный,описательный и казуальный. При этом применяются качественные и количественныеметоды сбора данных.
В нашейработе мы рассмотрели проведение маркетинговых исследований на примере ОАО«Октябрьская швейная фабрика». Анализ основных технико-экономическихпоказателей свидетельствует о том, что выручка, прибыль и рентабельность продажснизились. Предприятие планирует запуск нового производства – специальнойодежды для персонала предприятий. Это позволит увеличить прибыль предприятия. Идля этого «ОШФ» необходимо провести маркетинговые исследования рынкаспецодежды.
Маркетинговыеисследования проходили поэтапно. Сначала произвели постановку проблемы иопределили цель исследования. Фирма решила расширить ассортимент и рынок сбыта,поэтому целями исследования стали: рынок покупателей, рынок производителейсырья, предприятия-конкуренты, сложившиеся цены, политическую и экономическуюситуацию в регионе производства и сбыта. Методом исследования предприятие выбралоописательное исследование, при исследовании использовался комплексный подход.Для исследования использовались вторичные данные маркетинговых исследований:газеты, журналы и внутренние документы.
В ходеисследований был выявлении высокий спрос на продукцию – спецодежду.Потребителями планируемой продукции могут стать абсолютно все предприятияг.Октябрьска и г.Сызрани: как производители, так и торговые организации. Быливыявлены основные конкуренты: «Русский текстиль», ООО «Арт плюс»,производственное швейное объединение ОАО «Волга», ООО «Гармония», ООО«Промкомбинат самарского облпотребсоюза», ОАО «Самарская швейная фабрика».Планируемые цены нашей швейной фабрики близки к средним, равновеснымсложившимся на рынке. Предприятие определило поставщиками сырья следующиепредприятия: HK Xinmeng Investment Limited,ООО «Компания Сватекс», «Иваноский текстиль», Компания»Балтийский Текстиль", ООО «Текстиль-Челны».
В ходеподведения итогов исследования ОАО «ОШФ» сделало вывод, что на рынке сбыта сложилась положительнаяситуация, для того чтобы организовать развернутое производство продукции.Руководство утвердило бизнес-план запуска нового производства.
Литература
1. 101 хорошая идея как создать совершенный бизнес (Серия:«Практическийменеджмент») //Бемовски К., Стрэттон Б., Кемарский В.А., Адлер Ю.П., ШперВ.Л., Изд-во Стандарты и качество, М. -2005 г.
2. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 1999..
3. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001..
5.Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 1999.
6. Вся Сызрань.Адрес-контакт.справочник потребителя 2006. Издание третье- периодическое, ООО«Издательство «Бизнес-Информ», г Самара, 2005 г.
7. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований//Маркетинг, №3, 1995
8. Голубков Е.М. Маркетинговые исследования: теория ипрактика М.: — изд. “Финпресс”, 2000
9. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В.«Маркетинг», Москва ,2005г.
10. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд// Маркетинг, № 6, 2000,
11. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие.-М.: ИНФРА- М, 2000.
12. Дэй Д.Стратегический маркетинг. –М.: Изд-во ЭКСМОО-Пресс, 2002
13. Жуков В. Перспективы развития легкой промышленности и обувной отрасли: состояние производства обуви, импорт, экспорт//Кожевенно-обувная промышленность, №4, 2001
14. Клещев А.Г. Маркетинговая концепция: в системе понятий и категорий, всхемах, графиках, тестах, задачах и упражнениях. — Кострома. Изд-во Костромскогогоспедуниверситета им. Н.А.Некрасова. 1998.
15. Ковалев А.И., Войленко В.В.Маркетинговый анализ. — М.,1997
16. Котлер, Филип, Гари, Сондерс, Вонг “Основы маркетинга”пер. с англ. – 2-ое изд. – М. 2000г.
17. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999
18. Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 1997
19.Мазманова Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта// Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 1.
20.Основы предпринимательской деятельности уч. пособие/ Подред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 1997
21. Павлов А.В.Разработка бизнес-плна. Практические советы. Изд-во: Альянс, 2004
22. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999
23. Попов Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии//Маркетинг, №1,1999
24. Портер М. Cтратегия развития компании в условияхвысококонкурентных рынков//Практический маркетинг, 2003, -№11
25.Романова А.Н «Маркетинг”,Москва 2000 г. 26. Савельева Н. «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды»,Ростов н/Д, «Феникс», 2004
27.Самарские страницы. Справочникпотребителя 2006. издание третье, периодическое, ООО «Издательство«Бизнес-информ», 2005 г.
28. Светуньков M. Г. Адаптация маркетинговой стратегии фирмы.- Москва: Экономика, 1999.
29. Соловьев Б. А. Управление маркетингом. — Москва: ИНФРА-М, 1999
30.Сызранскийпотребитель- телефонный справочник по товарам и услугам 2007г… Редакция ииздательство ООО «ИД «Наша гильдия», 2006
31.Токарев Б.Е. Маркетинговыеисследования, М., Издательство: Экономистъ, 2005
32. Уткина Э. А „Маркетинг”,Москва 2002 г. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник.-М.: ЗАОБизнес –школа «Интел-синтез», 2000
34. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Н.Ф. Самсонов,Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. Проф. Н.Ф. Самсонова.- М.: Финансы,ЮНИТИ, 2000
35. Худокормов А.Г. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр. А. Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар. – М.: Экономика, 1993
36. Экономика, организация ипланирование швейного производства. Швейные предприятия/ ред. И.Г. Никитина,Ф.В. Михайлова, П.И. Калачева Учеб. для техникумов лег. пром-сти, Лег. индустрия1978