--PAGE_BREAK--Изначально бизнес банка создавался по западным методикам и был нацелен на привлечение зарубежного партнера. Для этих целей с первых лет работы банка был поставлен финансовый учет по международным стандартам и внедрены методики, устраивающие иностранные банки.
Для разработки автоматической системы кредитного анализа были привлечены лучшие российские технические специалисты из ведущих университетов страны. Другой отличительной особенностью банка, явилось то, что по характеру деятельности и узости специализации БРС не является банком в общепринятом на Западе смысле этого слова. Так, к примеру, крупнейшая в мире кредитная организация General Electric Consumer Finance также не является банком по западному законодательству. В иностранной литературе под банком подразумевается в основном универсальный банк; в то время как БРС специализируется только на кредитных продуктах для физических лиц.
Специфика деятельности БРС, отличная техническая оснащенность и внедрение современных, отработанных на практике систем работы с физическими лицами позволили получить кредит развития в EBRD, а после 2х лет плодотворного сотрудничества — привлечь в капитал банка дочернюю организацию Всемирного банка — подразделение IFC, специализирующееся на небанковском секторе.
3. Бизнес-модель банка и маркетинговые позиции модель бизнеса «русского стандарта» Бизнес-модель Банка была разработана акционерами и менеджерами Банка при консультационной поддержке McKinsey. Основными постулатами бизнес-модели являются:
• Специализация Банка в сегменте кредитных банковских продуктов для физических лиц.
• Ориентация на максимально широкую аудиторию, образующую российский средний класс.
• Широкая географическая диверсификация кредитного портфеля.
• Агрессивный подход к развитию бизнеса, нацеленный на полноценное присутствие в большинстве регионов России.
• Повышенное внимание к методикам и инструментам риск-менеджмента
• Прозрачность финансовой деятельности
• Высокая технологичность бизнеса. Современный подход к организации бизнес-процессов с использованием лучшего мирового опыта в сфере розничных банковских продуктов.
• Отказ от спекулятивных операций на финансовых рынках
СТРУКТУРА БИЗНЕСА
Бизнес «Русского Стандарта» можно разделить на 3 основные направления:
• Потребительское кредитование,
• Автокредитование,
• Кредитные карты, а также сопутствующие направления — специализирующиеся на создании инновационных банковских продуктов и на управлении просроченной задолженностью по кредитным продуктам Банка (ООО «Агентство по сбору долгов»).
Стратегией «Русского Стандарта» предусмотрено поступательное развитие каждого из направлений: от относительно небольших краткосрочных займов в потребительском кредитовании до выдачи в дальнейшем, после наработки кредитной истории заемщиком, более крупных займов по кредитным картам, автокредитов или персональных кредитов.
3.1 Потребительские кредиты (Consumer finance; POS) \s
Рис.1. Распределение долей в сегменте потребкредитования, 2004 г.
Потребительское кредитование — первый и наиболее доходный вид бизнеса, на котором «Русский Стандарт» заработал имя и капитал. Потребительские кредиты рассчитаны на максимально широкую аудиторию, легки в получении и имеют достаточно высокое кредитное качество при внедрении грамотно разработанной и обученной скоринговой системы. Первоначально «Русский Стандарт» выдавал потребительские кредиты на покупку бытовой электротехники, затем по мере роста спроса на кредиты и создания полноценной статистической базы данных, круг кредитования расширился и на текущий момент включает в себя практически все виды товаров для дома, кредитование отдыха и других материальных потребностей клиентов. Основные продажи услуг потребительского кредитования осуществляются в точках продаж (Point of Sales). В настоящее время у Банка насчитывается более 12,000 точек продаж по всей России. Основные преимущества БРС перед конкурентами заключаются в более раннем выходе на рынок, известности брэнда, самой большой базе кредитных историй, одной из лучших скоринговых систем, а также налаженной системе работы с просроченной задолженностью. Основными конкурентами «Русского Стандарта» на рынке потребительского кредитования являются:
• Хоум Кредит энд Финанс Банк,
• ОВК,
• Финансбанк.
3.2 Автокредиты (AVTO) На текущий день «Русский Стандарт» предоставляет кредиты на покупку автотранспорта в основном Российского производства в ценовой категории до $10 тыс. Автокредитование также является стратегическим направлением деятельности Банка и нацелено скорее на будущий спрос со стороны целевой аудитории, по мере укрепления ее финансового положения, чем на текущее завоевание доли рынка. В своей статистике БРС учитывает автокредитование вместе с потребительскими кредитами. Основными конкурентами на рынке автокредитования являются:
• Сбербанк,
• Уралсиб,
• Raiffeisen Austria.
3.3 Кредитные карты (Credit cards) \s
Рис.2. Распределение долей в сегменте кредитных карт, 2004 г.
Источник: Банк «Русский Стандарт».
Кредитные карты являются вторым продуктом Банка по уровню приносимого дохода. Карточные продукты получили свое развитие после формирования широкой клиентской базы и «обкатки» схемы потребительского кредитования. Большинство добропорядочных клиентов «Русского Стандарта» получают собственные кредитные карты банка в автоматическом порядке, с первоначальной суммой кредита в размере 30 тыс. руб. С 20 января 2005 г. Вместо собственных кредитных карт платежной системы «Русский Стандарт», Банк высылает постоянным клиентам электронные кредитные карты международной платежной системы MasterCard. Клиентам, желающим получить кредитные карты с большим кредитным лимитом, Банк предлагает карты более высокого уровня MasterCard Mass и Visa Classic. Для получения карт более высокого уровня клиенту необходимо предоставить подтверждение о его постоянном доходе. Основным преимуществом БРС в этом сегменте является наиболее проработанная система оценки кредитоспособности заёмщиков, большая база данных добропорядочных заемщиков, простота и легкость получения кредитных карт. Основными конкурентами «Русского Стандарта» на рынке кредитных карт являются: ОВК и Дельта-Банк. Наибольшую конкуренцию в этом сегменте можно ожидать от Citibank вышедшего на рынок в 2004 г.
3.4 Инновационные банковские продукты На мой взгляд, банк «Русский Стандарт» намерен поддерживать и укреплять свои позиции на рынке кредитования физических лиц. Для этих целей банком разработана стратегия вывода новых банковских продуктов и направлений деятельности, повышения качества существующего продуктового ряда, а также внедрения новых технологий обслуживания клиентов.
3.4.1 Совершенствование продуктового ряда «Русский стандарт» работает над развитием и расширением продуктовой линейки в рамках существующих направлений деятельности. По мере возникновения спроса со стороны клиентов и усиления конкуренции Банк предполагает вводить новые продукты, рассчитанные не только на массового клиента, но и на более узкие группы в рамках целевой аудитории «Русского Стандарта».
К примеру, БРС предусматривает в скором времени внедрение специальных дисконтных программ при оплате кредитными картами покупок в спортивных, детских магазинах, проживания в отелях, аренде автотранспорта и прочее.
Кроме того, банк предполагает ввести в продуктовый ряд специальные кредиты на обучение, туристические поездки и прочее.
3.5 Персональное кредитование (Personal Loans) Одним из приоритетных направлений деятельности, которое БРС предполагает развивать в ближайшее время, является сегмент персональных банковских кредитов на потребительские нужды. Персональный кредит является не целевым и, в отличие от кредита по кредитной карте, предоставляется на большие сроки, в среднем 3-5 лет.
Предоставление персональных кредитов является следующим шагом для банка после внедрения и развития карточного бизнеса (кредитных карт), благодаря которому «Русский стандарт» предполагает усовершенствовать систему оценки кредитоспособности заемщиков и определить круг наиболее надежных клиентов банка. БРС предполагает начать предоставление персональных кредитов после получения максимально полной информации о своей клиентской базе.
В настоящий момент абсолютным лидером по предоставлению кредитов на потребительские нужды является Сбербанк России. Помимо него в данном сегменте представлены Внешторгбанк, МДМ-банк, Уралсиб, Дельтабанк и некоторые другие, однако наибольшую активность по выходу на этот рынок предпринимает Citibank.
3.6 Ипотечное кредитование (Mortgages) Кредитование под покупку недвижимости рассматривается «Русским Стандартом» как стратегически важное направление развития бизнеса, однако в настоящее время выход на этот рынок представляется акционерам и менеджерам банка, преждевременным в виду ограниченного реального спроса на данный продукт. Сценарий выхода на рынок ипотеки предполагается осуществлять по мере роста благосостояния населения России.
3.7 Дистрибьюция и региональная сеть Основными каналами продвижения кредитных продуктов для «Русского Стандарта» являются торговые сети и магазины, через которые приходят большинство новых клиентов, а также почтовые отделения, через которые клиенты получают кредитные карты и осуществляют платежи по кредитам. Специализация банка на потребительском кредитовании и фондировании активных операций на рынках капитала позволяет БРС обходится на данном этапе без большой филиальной сети, что существенно снижает затраты банка на содержании инфраструктуры. Таким образом, на сегодняшний день распространение кредитных продуктов осуществляется через 12,000 пунктов продаж в 88 городах России. Деятельность пунктов продаж контролируется 20 отделениями банка в 16 регионах России. Ввиду скромной филиальной сети «Русский Стандарт» большое внимание уделяется технологизации взаимодействия с клиентами, так Банк предлагает своим клиентам возможность доступа к информации по кредитному счету и управлению счетом через интернет. С развитием карточного бизнеса Банк направляет большие усилия на развитие собственной сети банкоматов, в том числе с возможностью внесения через банкомат платежей по кредитным картам. В настоящий момент у БРС насчитывается более 90 собственных банкоматов, половина из которых могут принимать наличные платежи. В соответствии со стратегией банка на 2005 г. количество собственных банкоматов удвоится. По нашему мнению, по мере развития новых стратегических направлений кредитования, требующих более активного взаимодействия с заемщиками, банк «Русский Стандарт» будет расширять филиальную сеть в регионах, что в перспективе может способствовать увеличению издержек банка. Пока же, БРС активно сотрудничает с другими банками и организациями, имеющими разветвленную сеть филиалов и банкоматов. Партнерские программы существуют с Импексбанком и Почтой России. Клиенты Банка могут воспользоваться услугами его партнеров для осуществления платежей по кредитам и получению кредитов по кредитным картам платежной системы «Русский Стандарт». После перехода всех клиентов банка на обслуживание по электронным кредитным картам международных платежных систем клиенты БРС смогут воспользоваться кредитными картами в любой сети банкоматов участников платежных систем Visa/MasterCard.
4. Оценка кредитного риска — основа процветания «русского стандарта» Бытующим заблуждением среди людей, мало знакомых с моделью потребительского кредитования, является представление о банковском розничном бизнесе как о бизнесе, связанном с повышенными кредитными рисками. В действительности это не совсем так.
Кредитование массового клиента основано на математическом законе, именуемом «Законом больших чисел». Применительно к потребительскому кредитованию в упрощенном варианте этот закон означает, что вероятность дефолта каждого конкретного заемщика и влияние каждого конкретного дефолта на общее состояние банка снижается пропорционально росту числа заемщиков при условии установления максимального лимита кредитования на каждую персону. Физические лица в своей массе более исполнительны и законопослушны, чем юридические лица, и с большей вероятностью возвращают кредиты в годы экономической стагнации и кризисов. Кроме того, кредиты для физических лиц невелики и стандартизированы, в то время как юридические лица требуют к себе индивидуального подхода, а объемы выдаваемых им кредитов существенно выше. Кредитный портфель банка «Русский Стандарт» широко диверсифицирован, а доля кредита, выданного конкретному заемщику, мала. Специфический риск банка, занимающегося массовым кредитованием физических лиц, заключается лишь в том, насколько грамотно разработана вероятностно-статистическая модель автоматической оценки кредитоспособности — скоринг, а также, насколько эффективно ведется работа с просроченными долгами. Качество системы принятия кредитных решений и работа с просроченной задолженностью являются определяющими для развития и успешной работы банка с массовым клиентом. Масштабному выходу банка «Русский Стандарт» на рынок потребительского кредитования предшествовала длительная работа по изучению рынка и наладке оперативной системы оценки кредитоспособности. В результате Банк имеет одну из самых совершенных и успешно работающих скоринговых систем среди российских розничных банков. Скоринговая система представляет собой программное обеспечение, ценность которого возрастает по мере обучения системы. Процесс первичного обучения скоринговой системы занимает не менее 2-х лет и продолжается на протяжении всего времени ее функционирования.
Банк «Русский Стандарт» — старейший участник молодого рынка потребительского кредитования. Используемая банком система принятия кредитных решений содержит самую объемную базу данных кредитных историй физических лиц в России. За 4-ре года работы Банк выдал кредиты более чем 5 миллионам физических лиц, что является неоспоримым конкурентным преимуществом БРС перед другими участниками рынка.
4.1 Система принятия кредитных решений Система принятия кредитных решений основывается на вероятностно-статистических методах и учитывает при анализе заемщика более 18 различных параметров, характеризующих жизнь человека. В качестве критериев оценки БРС использует такие характеристики как пол, возраст, место работы, место жительства, кредитную историю, наличие собственности, вид приобретаемого товара и прочее. В процессе первичной проверки сотрудники банка обращаются к государственным и негосударственным базам данных физических лиц. Помимо этих факторов учитываются вероятности дефолтов по различным группам товаров, половозрастной структуре, регионам и населенным пунктам, формируя в зависимости от этого решение утвердить заявление или отказать клиенту, выдавать или не выдавать кредит на покупку конкретного вида продукции, обслуживать или нет жителей того или иного региона или населенного пункта. Общеизвестно, что во всем мире наиболее рискованными товарами являются товары, обладающие максимальной ликвидностью и пользующиеся спросом у наиболее мобильной части населения — молодежи. К ликвидным товарам относятся, к примеру, сотовые телефоны, CD — плееры и т.д. К другой группе дефолтных товаров относятся товары, изначально несущие в себе риск утраты, такие как автомобили. Риск заключается как в возможности угона, так и в высокой вероятности аварии.
4.2 Процедура управления кредитными рисками Банк «Русский Стандарт» уделяет большое внимание управлению кредитными рисками, которое основывается на следующих критериях:
Диверсификация портфеля. Потребительское кредитование позволяет максимально диверсифицировать портфель между заемщиками. БРС определяет круг потенциальных заемщиков как людей от 20 до 65 лет с ежемесячным доходом от USD 200 до USD 700 и средней потребностью в заимствованиях в размере USD 400.
Помимо половозрастной диверсификации кредитный портфель банка широко распылен между регионами России. Из представленного ниже графика видно, что на Москву приходится только 35%, при этом на остальные регионы страны приходится в среднем чуть менее 5% кредитного портфеля на каждый регион.
\s
Рис. 3. Распределение кредитного портфеля банков по регионам России на 2005г.
продолжение
--PAGE_BREAK--