Содержание
Введение
1. Влияние комплексной механизации на численность персоналаторгового предприятия
2. Автоматизированные системы управления товарными запасамив торговле
3. Методика расчета эффективности от внедрения средствмеханизации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Достижения науки и техники всеболее широко применяются и в сфере обращения, что стимулирует увеличениетоварооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствованиятехнологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использованияторговых и складских площадей, транспортных средств.
Широкое использование в торговледостижений научно-технического прогресса способствует значительному изменениюхарактера и содержания труда торговых работников, их профессионального состава.Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать в условияхприменения современных прогрессивных технологий, совершенных систем переработкии передачи коммерческой, распорядительной и исполнительной информации.
К важнейшим направлениямнаучно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:
совершенствование действующей торговойсети и строительство современных предприятий торговли;
индустриализация строительствапредприятий торговли;
механизация и автоматизациятрудоемких работ;
широкое применение пакетных иконтейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;
электронизация торговых операций;
внедрение прогрессивныхтехнологий торгового обслуживания;
автоматизацияконтрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетныхоперациях;
автоматизация процессов продажитоваров;
автоматизация процессовхолодильной обработки продуктов.
1. Влияние комплексной механизации на численностьперсонала торгового предприятия
Механизация в торговле — этозамена ручного труда машинами механизации, если основные операции выполняют машины,вспомогательные — вручную. Частичная, если отдельные основные операциимеханизированы, а другие нет. Комплексная механизация если основные ивспомогательные операции выполняют машины, а управление вручную.
Автоматизация — это все операциивыполняют машины управление и контроль проводится при помощи средств автоматики.
Наиболее трудоемкие операции вторговле: погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка грузов внутрипредприятия, фасовка и упаковка товаров, подготовка к продаже, расчетно-кассовыеоперации.
Основные направления механизациитрудоемких работ в торговле:
механизацияпогрузочно-разгрузочных работ,
механизация подготовки товаров (фасовочноеоборудование),
механизация процессов хранениятоваров (холодильное оборудование),
механизация кассовых операций,
механизация продажи товаров (торговыйавтомат),
создание механизации иавтоматизации складов и магазинов,
механизация учета товарооборотаи товарных запасов.
Основные направлениянаучно-технического прогресса в кооперативной торговле: создание предприятий, отвечающихсовременным требованиям; внедрение новых технологических процессов ипрогрессивных методов продажи товаров; высокопроизводительное оборудование и др.технических средств; повышение уровня механизации труда продавцов; внедрениеАСУ и другой вычислительной техники; совершенствование системы товароснабжения;устранение товарных потерь.
Показателем, характеризующим какколичественную, так и качественную сторону процесса вытеснения ручного трудамашинами является уровень механизированности труда.
Он определяется по формуле:
У = Чм / Чо*100%,
где
Чо — общая численностьработников,
Чм — численность работников, занятыхна механизированных работах.
Уровень механизированноститоргово-технологического процесса — основной количественный показательмеханизации. Он позволяет сравнивать состояние механизации на различныхобъектах (или на различных участках одного объекта) и тем самым определять путиее дальнейшего развития в каждом конкретном случае.
Он определяется по формуле:
УМП = Qм / Qо,
где
УМП — уровень механизированноститоргово-технологического процесса;
Qм — объем работ, выполненныхмеханизированным способом;
Qо — общий объем выполненныхработ, включая механизированные и немеханизированные.
Данный показатель можноиспользовать как для определения уровня механизированности всего торгово-технологическогопроцесса, так и его отдельных операций.
Показатель уровнямеханизированности работ выражается отношением механизированных трудозатрат (человек/час)к общему объему трудозатрат, включая механизированные и немеханизированные:
УМР= Зм /Зо*100, где
УМР — уровень механизированностиработ;
Зм — трудозатратымеханизированные;
Зо — трудозатраты общие.
Состояние механизации оптовогопредприятия характеризует уровень обеспеченности торговой техникой,количественно характеризующий парк торгово-технологического оборудования.
Этот показатель рассчитываетсяпо формуле:
Уо = Тф / Ти * 100, где
Уо — уровень обеспеченноститорговой техникой;
Тф — количество единиц одноговида техники, шт.;
Ти — потребное количество единицторговой техники того же вида, шт.
Уровень использования техники иоборудования рассчитывается по формуле:
Уи = Ми / Мо*100, где
Уи — уровень использованиятехники и оборудования;
Ми о машины и оборудование,участвующие в технологическом процессе, шт.;
Мо — общее количество машин иоборудования, шт.
Комплексная механизацияпроизводства значительно повышает уровень производительности труда работниковторговли, в результате чего образуется условная экономия затрат на оплату трудаи снижается численность работников.2. Автоматизированные системы управления товарнымизапасами в торговле
Поскольку на розничных торговыхпредприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управленияими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтомув каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состояниемтоварных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием ихустановленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранениятоваров.
Для управления товарнымизапасами в магазинах все более широкое распространение получает электроннаятехника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учетатовародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такойтехники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасамив магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениямикоммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).
Система управления запасами RS-Balance автоматизируетследующие функции:
управление размещением ихранением ТМЦ;
контроль поступления и выбытияТМЦ;
организацию и проведениеинвентаризации, переоценки;
выполнение комплектации иразукомплектации.
При наличии складских помещений(в том числе удаленных) важно правильно и своевременно разместить полученныетовары и обеспечить быстрый поиск для отгрузки, для чего проводитсяидентификация мест хранения и ведется учет их заполняемости. При размещении ивнутренних перемещениях учитываются требования к хранению ТМЦ в соответствии стакими их характеристиками, как несовместимость (запрет на контакт) различныхгрупп, сроки хранения, оборачиваемость, вес, объем.
В процессе проведенияинвентаризации система предоставляет сведения о количестве ТМЦ на местаххранения по структурным подразделениям и материально ответственным лицам. Крометого, она позволяет:
вводить вид учетных цен длякаждой товарной позиции (партионный, по средневзвешенной цене, по средней цене);
осуществлять контроль сроковхранения и отслеживать даты их окончания;
вести серийные номера товаров;
устанавливать и вести мониторинггарантийных сроков для контроля возврата от клиентов или возврата поставщикунекачественных товаров;
получать информацию об остаткахпо партиям на складах и в подразделениях.
Также в рамках подсистемы «Управлениязапасами» реализуются внутренние операции списания следующих объектовучета:
товарно-материальных ценностей (приобнаружении брака, боя, порчи и проч.);
товаров с истекшим срокомгодности;
материалов;
основных средств;
недостачи — на основании актовсверки учетных и фактических остатков при проведении инвентаризации.
Опыт многих фирм показывает, чтодаже небольшое снижение уровня сверхнормативных запасов и ускорение оборачиваемоститоварно-материальных ценностей позволяют добиться существенного увеличениярентабельности. Для решения этих задач требуется оперативная, полная идостоверная информация о текущем состоянии складских запасов, оборачиваемоститоваров, перспективных потребностях в различных видах товарно-материальныхценностей, позволяющая принимать экономически обоснованные решения о частоте иобъемах поставок, а также по увязке планов сбыта с планами закупок. Рассмотримна примере конфигурации «Управление торговлей» системы программ«1С: Предприятие 8.0» основные механизмы информационного обеспеченияподдержки принятия решений, направленных на оптимизацию управления запасамиторгового предприятия.
В конфигурации «Управлениеторговлей» имеется ряд инструментов, позволяющих эффективно решать задачианализа объема и структуры продаж, а также оборачиваемости товаров.
Прежде всего следует выделитьреализованные в конфигурации средства проведения ABC-анализа товаров,позволяющие разделить их на три основные группы в зависимости от приносимойприбыли (выручки, объема продаж).
Другим важным направлениемоптимизации закупок является анализ оборачиваемости товаров. Для решения этойзадачи в конфигурации «Управление торговлей» можно использовать отчет«Анализ оборачиваемости товаров». В частности, он содержит показателисредних остатков товаров и их расхода за выбранный период, средний срокхранения (в днях) и коэффициент оборачиваемости, рассчитываемый как отношениеколичественного расхода товара к средней величине остатков за выбранныйпользователем период. Анализ оборачиваемости создает основу для принятиярешений по объему и частоте закупок при среднесрочном планировании с учетомэкономически обоснованного размера партий поставок. Положительный эффектпроявляется и за счет высвобождения оборотных средств при сокращении или отказаот закупок неходовых товаров.
Очевидно, что для оптимизациискладских запасов в средне- и долгосрочной перспективе необходима увязка плановзакупок с прогнозами спроса и планами сбыта. Для решения задач планированияпродаж в конфигурации «Управление торговлей» используетсяспециализированный документ «План продаж». Он позволяет формироватьпланы продаж компании в натуральном и стоимостном выражении на любой выбранныйпользователем период.
В качестве базы для определенияпродажной стоимости и себестоимости товаров может выступать любой типиспользуемых компанией цен (закупочные, оптовые, розничные и т.д.) на любуюдату.
В качестве базового типа ценможет быть выбрана максимальная, минимальная или средняя цена предшествующегопериода, с учетом или без учета уже имеющихся складских запасов, повышающих илипонижающих коэффициентов.
Общий план продаж можетформироваться несколькими документами, показатели которых рассчитываютсяпо-разному. Это может быть необходимо для учета сезонных колебаний на объемсбыта, цен продажи и закупки разных групп товаров, а также для планирования поразличным направлениям реализации.
Например, отдельными документамиможно формировать планы продаж собственных товаров, товаров взятых и переданныхна комиссию, реализуемых по разным каналам сбыта и регионам.
Планы, сформированныенесколькими документами, сводятся в единый план выбранного периода с помощьюотчета «Планы продаж».
Помимо показателей натуральногообъема, стоимости и себестоимости продаж в отчете выводятся показатели прибылипо каждому виду товаров и их группам.
Таким образом, конфигурация«Управление торговлей» системы программ «1С: Предприятие 8.0»предоставляет пользователю широкий спектр инструментов, позволяющих приниматьэффективные решения, направленные на оптимизацию складских запасов и ускорениеоборачиваемости товаров.
3. Методика расчета эффективности от внедрениясредств механизации
Механизацию производстваоценивают по различным показателям. Такими показателями могут быть: уровеньмеханизации труда, уровень механизации работ, механовооружённость иэнерговооружённость труда и др.
Под уровнем (коэффициентом) механизациитруда понимается удельный вес механизированного труда в общих затратах труда наизготовление тех или иных изделий или на выполнение работ по участку, цеху,предприятию и т.д. Этот показатель определяется по соотношению затрат временина выполнение механизированных и ручных работ.
Аналогичное назначение имеетпоказатель степени охвата рабочих механизированным трудом, который определяетсяотношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, кобщему числу рабочих. Специфика некоторых видов производства вызываетнеобходимость введения такого показателя, как уровень (коэффициент) механизацииработ — отношение объёма продукции, выполненной механизированным способом, кобщему объёму продукции.
Механовооружённость трудаоценивается обычно стоимостью находящихся в производстве машин и механизмов,приходящихся в среднем на одного рабочего.
Энерговооружённость труда (или внекоторых случаях электровооружённость) выражается отношением количествамеханической и электрической (или только электрической) энергии, потребленной впроцессе производства на 1 отработанный чел. — час или на 1 рабочего. Этипоказатели применяются условно для сравнительной оценки механизации отдельныхпроцессов.
Система показателейэффективности механизации включает:
Обобщающие показатели (затратына 1 руб. продукции и процент их снижения; относительная экономия затрат напроизводство продукции; добавленная стоимость (включая амортизацию) и ееприрост в сравнении с базисным уровнем, всего и в том числе за счетотносительной экономии затрат; доход и его прирост в сравнении с базиснымуровнем, всего и в том числе за счет экономии материальных и прочих затрат; потенциальнаяприбыль и ее прирост в сравнении с базисным уровнем, всего и в том числе засчет снижения себестоимости продукции; доля прироста добавленной стоимости иприбыли снижения себестоимости продукции в сравнении с базисным уровнем,%);
Частные показатели эффективностиматериальных затрат, затрат энергоресурсов на производство продукции (материальныезатраты и затраты энергоресурсов на 1 руб. продукции (материалоемкость иэнергоемкость продукции) и процент их снижения; относительная экономияматериальных затрат и энергозатрат на производство продукции в стоимостномвыражении; прирост прибыли, добавленной стоимости и дохода за счёт сниженияматериалоемкости и энергоемкости продукции; доля прироста прибыли и добавленнойстоимости за счёт снижения материалоемкости и энергоемкости продукции);
Частные показатели эффективностииспользования расходов на оплату труда (затраты на оплату труда, включаяотчисления на социальные нужды на 1 руб. продукции и процент их снижения; относительнаяэкономия затрат на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды; приростприбыли за счет относительной экономии затрат на оплату труда, включаяотчисления на социальные нужды; прирост добавленной стоимости в сравнении сбазисным уровнем, в том числе за счет относительной экономии расходов на оплатутруда, включая отчисления на социальные нужды; доля прироста прибыли идобавленной стоимости за счёт относительной экономии затрат на оплату труда,включая отчисления на социальные нужды,%);
Частные показатели эффективностииспользования амортизации (затраты на амортизацию на 1 руб. продукции и процентснижения; относительная экономия амортизации).
При замене и модернизацииоборудования пользуются расчетом экономического эффекта по минимуму приведенныхзатрат, которые представляют сумму себестоимости на единицу мощности инормативной прибыли.
3 = С + Ен * К,
где
С — себестоимость единицыпродукции, руб.;
Е — нормативный коэффициентэкономической эффективности;
К — удельные капитальныевложения, руб.
Для расчета экономическогоэффекта необходимо приведение единовременных и текущих затрат на создание ивнедрение новой и базовой техники и результатов их применения к одному моментувремени (началу расчетного года).
Оценка эффективности новойтехники имеет не только экономический, но и социальный аспект. Основнымрезультатом ее внедрения является число высвобожденных работников, котороеопределяется по формуле:
Рв= О2/П1 — О2/П2, где
Рв — число условновысвобожденных работников; О2 — объем работ после внедрения новойтехники; П2 — производительность труда (выработка на одногоработника) после внедрения новой техники; П1 — производительностьтруда до внедрения новой техники.
Заключение
Основные направления механизациитрудоемких работ в торговле: механизация погрузочно-разгрузочных работ,механизация подготовки товаров (фасовочное оборудование), механизация процессовхранения товаров (холодильное оборудование), механизация кассовых операций,механизация продажи товаров (торговый автомат), создание механизации иавтоматизации складов и магазинов, механизация учета товарооборота и товарныхзапасов. Комплексная механизация производства значительно повышает уровеньпроизводительности труда работников торговли, в результате чего образуетсяусловная экономия затрат на оплату труда и снижается численность работников.
Для управления товарнымизапасами в магазинах все более широкое распространение получает электроннаятехника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учетатовародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такойтехники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасамив магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениямикоммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).
Механизацию производстваоценивают по различным показателям. Такими показателями могут быть: уровеньмеханизации труда, уровень механизации работ, механовооружённость иэнерговооружённость труда и др. При замене и модернизации оборудованияпользуются расчетом экономического эффекта по минимуму приведенных затрат,которые представляют сумму себестоимости на единицу мощности и нормативнойприбыли.
Оценка эффективности новойтехники имеет не только экономический, но и социальный аспект. Основнымрезультатом ее внедрения является число высвобожденных работников.
Список использованной литературы
1. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов ииздателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС., 2000. — 416 с.
2. Брагин Л.А. Торговоедело. М.: Инфра-М, 2002. — 375 с.
3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. — М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К°», 2002. — 596 с.
4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектированиеторговых предприятий. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг»,2001. — 400 с.
5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. — М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — 450 с.
6. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. А.Н.Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 295 с.