Реферат по предмету "Маркетинг"


Керамическая посуда

Министерство общего профессионального образования
                              Свердловской области
ГОУ НПО СО «Режевской профессиональный лицей»
Пояснительная записка практическойтворческой экзаменационной работы по предмету «Товароведение непродовольственныхтоваров»
Профессия: «Коммерсант в торговле»
Тема работы: «Керамическая посуда»
Исполнитель:
Госькова И.Ю.
учащаяся  группы №121
Руководитель:
Морозова Н.В.
мастер производственного обучения
                                                   РЕЖ
                                                 2008годСодержание:
1.Введение 
2.Основы производства керамическойпосуды
3.История возникновения и развитияросписи по керамике «Гжель»
4.Свойства керамической посуды
5.Классификация и ассортименткерамической посуды 
6.Фарфоровая посуда
7.Фаянсовая посуда
8.Майоликовая и гончарная посуда 
9.Оценка качества керамическойпосуды
10.Маркировка, упаковка,транспортирование и хранение
керамической посуды
11.Литература
Введение.
Керамика (греческое — гончарноеискусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путемспекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена вбыту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется встроительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота,майолика, фаянс, фарфор.
История керамики разнообразная иочень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начализготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разныхсортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. Ссамых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведенияискусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательныхоткрытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемамиформовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую,прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.
Секрет производства фаянса,известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретенв 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 векаизвестный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создалисвои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор.Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарногоискусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.
В средние века в Европе из керамикив основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для храненияпродуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белыйпесок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия изкерамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия сноваобжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастерапробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовалисьразнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня оченьмногие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники историихудожественной культуры.
В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим узором.  В  XI  веке стала применятьсяроспись  с  применением  глазури  и  эмали.  После  татаро-монгольского нашествиярусская керамика возродилась  уже  в  XIV-XV  веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» илощение, а  с  XVII  векапоявились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями сталавыпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в  частности  на московской  фабрике  А.  К.  Гребенщикова, основанной в 1724 году. Былоналажено  производство  изразцов  —  сначала рельефных, затем гладких с  росписью. В  1744  году  в  Петербурге  была основана Порцелиновая мануфактура,  на которой  через  три  года  Д.  И. Виноградовым было начато  производство русского  фарфора.  Во второй половине XVIII  века  высокого  художественного  уровня  достигла гжельская керамика благодаря своим  майоликовым  квасникам,  тарелкам, игрушкам  с многоцветной росписью по белой поливе.
Русский  фаянс представлял собойбелый  опак  (непрозрачный  фарфор)  с  росписью печатными рисунками, срельефами и цветными глазурями.  Одним из старейших российских фаянсовыхзаводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковскийфаянсовый завод.
Основы производства керамической посуды.
Производство кера­мических изделийвключает следующие основные операции: при­готовление массы, формование изделий,сушку, обжиг и декори­рование.
Материалы, применяемые длякерамического производства, при­нято подразделять на основные ивспомогательные. К основным от­носятся материалы, идущие для приготовлениякерамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным — материалы,применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.
Основные материалы делят на пластические,отощающие, плав­ни, глазуреобразующие и керамические краски.
Пластическими материалами являютсяглины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных породтипа гра­нита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистымхимическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.  
Отощающими материалами являютсякварц и чистые кварцевые пески, они способствуют уменьшению пластичности глин,снижа­ют усадку и деформацию изделий при сушке.
Плавни понижают температуруплавления и спекания глинис­тых материалов, придают керамическому черепкуплотность, просвечиваемость, механическую прочность; к ним относятся поле­войшпат, пегматит, мел, известняк, доломит.
Глазуреобразующие материалы(глазурь) — это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий.Она предох­раняет черепок от механических воздействий, улучшает его гиги­еничность,придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные инепрозрачные (глухие), бесцвет­ные или окрашенные.
Керамические краски применяют дляукрашения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Основу керамическихкрасок составляют металлы и их оксиды, которые при нагревании образуют ссиликатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения начерепке керамических изделий. По характеру применения керамические краскиподразделяют на  подглазурные и надглазурные.
Подглазурные краски наносят нанеглазурованный обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и обжигают.
Надглазурные — наносят на черепок,покрытый глазурью, закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850 °С.
 Приготовление керамической массыосуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очисткисырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания черезсита, дозирования и смешивания.
Формуют изделия из пластических ижидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм — (чашки, тарелки)формуют из пластической массы влажностью 24—26 % в гипсовых формах с  помощьюстальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.
Способ: литья из жидкой массы —шликера влажностью 30-35 % гипсовые формы является незаменимым в производствекерамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использованиедругих способов формования. Осуществляют литьё ручным или автоматическим способами.
Сушка способствует повышениюпрочности керамических изделий, сформированной из пластической массы илиотлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных итуннельных) и радиационных сушилках при температуре 70—90 ºС.
Обжиг является основнымтехнологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений,проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическуюпрочность.
Обжиг проводят в два приема. Дляфарфоровых изделий первый
обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950 °С, а второй (политой) —при температуре 1320-1380 °С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится притемпературе 1240—1280 ºС, а второй — при температуре 1140—1180 °С.Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны периодическогодействия).
Декорирование изделий являетсязавершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийсяв нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумяметодами: ручным и полумеханизированным.
Усик, отводка, лента представляютсобой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка — от 1 до 3 мм,лента от 4 до 10 мм).
Трафарет наносят аэрографом припомощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которыхсоответ­ствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.
Крытьё различают следующих видов:сплошное — все изделие
покрыто равномерным слоем краски; полукрытьё — изделие покрыто краской ширинойот 20 мм и выше, нисходящее — краску накладывают с ослаблением тона к низуизделия; крытье с прочи­сткой — по сплошному крытью сделана прочистка рисунка;кры­тье с прочисткой и раскраской красками и золотом.   
Печать наносят на изделие с печатногооттиска на бумаге, приэтом получают графический однокрасочный рисунок, который обычнораскрашивают одной или более красками.
Штамп представляет собой наиболеепростой способ декориро­вания. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампынано­сят золотом.       
Декалькомания (деколь) занимаетосновное место в декорирова­нии изделий. Переносят рисунок на изделие припомощи перевод­ной картинки, выполненной литографическим способом. В настоя­щеевремя применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлознуюпленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисункомотделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленкасгора­ет, а краска сплавляется с поверхностью изделия.
Шелкография является перспективнымспособом украшения ке­рамических изделий. Печатание рисунка производят черезшелко­вую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изде­лиеподводят под шелковую сетку. Резиновый ролик, с краской про­ходя через сетку,продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят наизделие.
Живописные работы выполняюткисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бываетпростой и высокохудожественной.
Фотокерамика воспроизводит наизделии портреты знамени­тых людей, виды городов, особенно эффектна она вцветном ис­полнении.    История возникновения и развития росписипо керамике «Гжель».
На удалении 50-60 километров ксеверо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссерасположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.
Гжель — название одного из сёл — бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символомнеповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этихместах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по беломуфону.
Гжель — название одного из ведущихпредприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинныхрусских мастеров.
Гжель впервые упоминается вписьменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. Стех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей,переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей,принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили вМоскву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарамсвою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московскиеярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров издругих мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов иторговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
К 70 — 80 годам XVIII века Гжельстановится центром производства в России художественной майолики. Дело в том,что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многиегжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстросхватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь народину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавалисвои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали поновой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.
Самобытные гжельские изделияпользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари,имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имелсвою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира.Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось ихспросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающимутилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIIIвека в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однакогжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамикираспространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московскойгубернии.
Конец XVIII века явился временемрасцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастерадостигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовалабольшого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, таккак велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцывыпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичныесценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц ифрантов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы,покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей — простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделияпромышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные трубы длямосковских улиц.
В течение многих десятилетийгжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы дляоформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своейколлекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастераучаствовали создании гончарного промысла и в других местах России.
Полуфаянс Гжели пытались делать ещёв последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этогоматериала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они женевольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя итолстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовыхизделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало,ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким жехудожественным замечательным явлением, как и майолика. Гжельцам удалосьполучить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в своиглины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом илиполуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимыхпредметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свойсамобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именнов полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельскогополуфаянса. Это был новый живописный изобразительный язык, пришедший на сменуконтурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась вмайолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даётменьше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют иэлементы очеловечения, одухотворения вещей.
К середине XIX века Гжель являласьсамым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века врусском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируюттеперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротностьизделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1926 году число работающих вфарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.
Товарищество Гжель создано врезультате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
В деревне Жирово выпускаюткерамические камины, В деревнях Трошково и Фенино — гончарную и майоликовуюпосуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производствопо выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино — Фрязино делают фарфоровыеигрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево — главные центрыпроизводства художественного фарфора.
Гжельские мастера глубоко и святохранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. Вполусказочном мире, создаваемом мастерами — керамистами нынешней Гжели, труднопровести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякаетродник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщувеков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты.В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерноуспеха и популярности гжельской керамики в наше время.
История Гжели уходит вглубь веков,и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народныйпромысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели,чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Свойства керамической посуды.
 Основными свойствами керами­ческихизделий являются физические и химические. Свойства керамических изделий зависяткак от состава применяемых масс, так и от технологических особенностей ихпроизводства.
Основными свойствами являютсяобъемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость,пористость, термическая стойкость, скорость распространения звуковых волн, химическаяустойчивость.
Объёмная масса фарфора равна2,25-2,4 г/см³, а фаянса 1,92-1,96г/см³.
Белизна — способность материалаотражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий.Белизна определяется визуально путем сравнения испытуемого образца с эталономили с помощью спектрофотометра.  
Просвечиваемость характерна дляфарфора, который просвечи­вает даже при большой толщине изделия, так как: имеетплотный спекшийся черепок. Фаянсовые изделия не просвечивают, посколь­кучерепок является пористым.
Механическая прочность являетсяодним из важнейших свойств, от которого зависит долговечность изделия. Удельнаямеханическая прочность, т.е. отношение приложенного усилия к единице тол­щиныдна, определяется по методу свободного падения стального шарика по дну изделия.У фаянса она более высокая, чем у фарфо­ра. Прочность на удар по методу маятника,наоборот, у фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых.
Твердость глазурного слоя по минералогическийшкале Мооса для фарфора составляет 6,5-7,5, а для фаянса — 5,5-6,5, микротвердостьопределяется вдавливанием алмазной пирамидки (по Виккерсу). Фарфоровые глазуриявляются твердыми, майоликовые — мягкими, а фаянсовые относятся к средним.
Пористость определяют методомводопоглощения, которая у фарфора составляет 0,01-0,2 %, а у фаянса — 9-12 %.
Термическая стойкость характеризуетспособность изделия выдерживать резкие смены температур. Термическая стойкостьфар­форовых изделий выше, чем у фаянсовых. Так в соответствии с действующимиГОСТами, глазурь у фарфоровых изделий должна выдерживать перепады температур от205 до 20 °С, а у фаянсовых — от 145 до
20 °С (для бесцветных глазурей) иот 135 до 20 °С (для цветных глазурей).       
Скорость распространения звуковыхволн у фарфоровых изделий в 3—4 раза выше, чем у фаянсовых, поэтому при ударедере­вянной палочкой по краю, фарфоровые изделия издают высокий звук, а фаянсовые— глухой.
Химическая устойчивость глазурей икерамических красок, при.-. меняемых для бытовых фарфоровых и фаянсовыхизделий, должна быть высокой, так как при обработке слабыми кислотами и щелоча­мипри обыкновенной температуре или при нагревание до 60—65 °С они не должны разрушаться.Классификация и ассортимент керамическойпосуды.
Все керами­ческие товары делят наизделия грубой и тонкой керамики. Изде­лия грубой керамики имеют неоднороднуюструктуру черепка, различаемую невооруженным взглядом, кроме этого черепокимеет естественную окраску от желтых до коричневых тонов.
Для изделий тонкой керамикихарактерен спекшийся мелкопористый черепок, с однородной, плотной структурой.
/>
Рис. 1. Основные виды украшенийкерамических изделий:
1 — отводка; 2 — лента; 3 — трафарет; 4 — штамп; 5 г крытьё сплошное,6 — крытье нисходящие; 7 — печать; 8 — печать с раскраской; 9 — деколькомания; 10 и 11 живопись; 12 и 13 — фото покерамике; 14 и 15 — разделка рельефа.
Изделия тонкой керамики включаютдве группы:
1- изделия со спекшимся в изломечерепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый фарфор, тонкокаменныеизделия);
2 — изделия с пористым черепком(фаянс, майолика, полуфарфор).
Твердый фарфор характеризуетсявысокой механической прочностью, химической и термической устойчивостью.Российские заводы вырабатывают в основном фарфоровые изделия из твердого фарфора,который готовят из массы, содержащей 50 % глинистых  веществ, 25% полевого шпатаи 25 % кварца.        
Мягкий фарфор имеет высокуюпросвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность. Массы,применяемые в производстве мягкого фарфора, содержат 30 % глинистых матери­алов,30-36% полевого шпата и 20-45% кварца. Используют мяг­кий фарфор приизготовлении художественных изделий.
Костяной фарфор изготавливают измассы, в состав которой кроме обычных компонентов входит 20-60% костяной золы.Кос­тяной фарфор характеризуется высокой просвечиваемостью, но вместе с темнизкой механической и термической прочностью. Применяется для изготовлениясувенирной посуды.
Фриттовый фарфор по своему составунапоминает стекло, так как не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфоравследствие недостаточной твердости глазури и трудоемкости технологического процессадля изготовления посуды применяют редко.
Тонкокаменные изделия имеютокраску, зависящую от природных свойств глины (светло-сёрая, кремовая). Этиизделия обладают высокой термической устойчивостью. Изготавливают хи­мическуютонкокаменную посуду, а также кружки, кофейные и чайные сервизы.
Фаянс имеет, белый пористый черепок,водопоглощение которого колеблется в пределах 9—12%. Фаянсовые изделиядокрывают легкоплавкой глазурью. В состав фаянсовой массы входят 65% гли­нистыхматериалов, 30% кварца или кварцевого песка и 2—5% по­левого шпата.
Майолика является разновидностьюфаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрываютцветной глазурью.
Полуфарфор по своим свойствамзанимает среднее положение между фарфором и фаянсом и в основном идет наизготовление изделий санитарно-технического назначения. Полуфарфоровые из­делиядешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.
Керамические изделия подразделяютсяна посуду и художествен­но-декоративные изделия. В свою очередь посуда можетбыть столо­вого, чайного и кофейного назначения.
Фарфоровые изделия по толщинестенки делят на обыкновен­ные с толщиной стенки 2,5 (чашка) — 4 мм итонкостенные 1,4 (чашка) — 2,5 мм все остальные.
В зависимости от размера керамическиеизделия делят на мелкие и крупные.
По форме изделия делят на полые иплоские.
К плоским относятся блюдца, блюда,тарелки, селедочницы и
другие; к полым — бокалы, чашки,кружки, пиалы, чайники, кофейники, сахарницы, кувшины и другие.
В зависимости от наличия глазурногослоя различают фарфоро­вые изделия глазурованные и неглазурованные (бисквитные).
По комплектности изделия бываютштучные и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). Особенностью изделий,входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции иформы.Фарфоровая посуда.
По назначению ассортимент бытовыхфарфоровых изделий делят на столовую, чайную, бытовую посуду и прочую.
Особо выделены художественно-декоративныеизделия.
Фарфоровая столовая посуда (см.приложение 1)  представлена самыми разнообраз­ными изделиями, как понаименованиям, так и по фасонам и размерам.
Блюда выпускают круглыми иовальными размером 300, 350,400 и 450 мм.
Вазы для супа или компотаизготавливаются с крышками разных фасонов емкостью 2000—3500 см3.
Подливочники бывают без поддона и споддоном (на тарелочке)
ёмкостью от 80 до 400 см3.  
Салатники характеризуются разнымифасонами (круглые, овальные, четырехугольные) и емкостью 1200-1400 см3,четырехугольные имеют емкость от 120 до 1000 см³.
Селедочницы выпускаются длиной 135и 250—270 мм.
Тарелки — основной вид столовойпосуды. Они бывают глубокими и мелкими, для взрослых и детей. Глубокие тарелкивыпускают диаметром  240 и 200 мм и мелкие 240 мм (подставка под глубокую тарелку240 мм), 200 мм (для вторых блюд), 175 мм (закусочная) и 158 мм (пирожковая).Детские тарелки глубокие и мелкие диаметром 178 мм входят в состав детскихнаборов. Кроме перечисленных изделий в эту группу входят изделия для специй —горчичницы, солонки, перечницы и хренницы.
Чайная и кофейная посуда (см.приложение 2) весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Чашки сблюдцами занимают основное место в ассортименте данной группы. Чайные чашки откофейных, отличаются по емкости. Так кофейные чашки имеют емкость 60, 85 и 100-130см3.Емкость чайных чашек бывает200—250 см3 (обыкновенные),260—275 см3 (среднегабаритные), 300—350 см3 (крупногабаритные)и 400 и 500 см3 (подарочные).
Чайники различают заварные (длязаварки чая) емкостью 250, 350 — 375, 450, 500 – 700, 735 – 800 см³ идоливные (для кипятка) ёмкостью 1000-1250, 1400 и 3000 см3.
Бокалы выпускаются разных фасонов сблюдцами емкостью 375 — 400, 500 и 600 см³.  
Кофейники изготавливают разныхфасонов емкостью 500, 750,
1000-1250, 1400 см³.
Кружки вырабатываются с ручкой ибез ручки, с утолщенным черепком и специальные курортные плоские с отверстием вручке. Емкость кружек колеблется от 90 до 500 см³.  
Пиалы по форме бывают конические,без ручек емкостью 140-150, 220-250, 350-400 см³.  
К группе чайной и кофейной посудыотносят также вазы для фруктов и варенья на ножке.
Прочие изделия — это сырницы, салфетницыи др.  
Комплектную посуду выпускают в видесервизов, наборов, гарнитуров, для нее характерно единство формы (фасона) иразделки.
Сервизы и гарнитуры по назначениюбывают столовыми, чайными и кофейными на 6 и 12 персон. Гарнитур включаетбольшее количество предметов, чем сервиз того же назначения.        
Художественно-декоративные изделия– бытовая посуда (см. приложение 3) занимают значительное место в группефарфоровых изделий. В.ассортимент художественно-декоративных изделий входятскульптура (фигурки людей, животных, птиц; рыб и т.д.), бюсты, настенныебарельефы, вазы для цветов, разные изделия (пудреницы, пепельницы,карандашиницы, блюда и тарелки настенные, графины для вина, памятные медали ит.д.).
Для изделий прикладного искусствахарактерно сочетание утилитарных свойств с высокими эстетическими. Эти изделияразнообразные по форме, их более тщательно отделывают и декорируют (чаще способомживописи).Фаянсовая посуда.
Ассортимент фаянсовых изделий прощеи менее разнообразен, чем аналогичных фарфоровых. Значительную долю занимаютплоские изделия (тарелки, миски, селедочницы и др.). В ассортименте фаянсовыхизделий отсутствуют чашки чайные, чайники, кофейники. В основном ассортимент фаянсовой посуды представлен изделиями столового назначения. Фаянсовая  посуда состоит изштучных и комплектных изделий. В комплектные изделия входят сервизы столовые,наборы тарелок (разных размеров и детские наборы).
Художественно-декоративные изделиязанимают незначительное место в ассортименте фаянсовых изделий, в основном этоскульптура, вазы для цветов и пепельницы разных фасонов.       Майоликовая и гончарная посуда.
 Ассортимент майоликовых изделийвключает посуду и художественно-декоративные изделия.
Для майоликовых изделий характернаразделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и подглазурными красками. 
Ассортимент майоликовых изделийпредставлен и штучной и комплектной посудой. Вырабатывают кружки, масленки,кофей­ницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, салат­ницы,медовницы; особенно широко представлены в ассортимен­те приборы для фруктов,блинов, салата, яиц, воды, варенья, ком­пота, чая, специй, а также кофейные идетские приборы.
Художественно-декоративнымиизделиями являются вазы для цветов, настенные блюда и тарелки, пепельницы,скульптура и другие.
Гончарные изделия относятся кгрубой керамике. Основным сы­рьем являются легкоплавкие глины среднейпластичности. Фор­муют эти изделия на гончарном круге или в гипсовых формах.После сушки и глазурования обжигают в горнах при температуре 900-1000 ºС.
Ассортимент гончарных изделийсостоит из крынок, горшков, мисок, кувшинов, масленок, сухарниц, судков длясметаны и мас­ла, цветочных горшков. Из гончарной массы вырабатывают такие художественно-декоративныеизделия: вазы для цветов, кашпо, блюда настенные, скульптуру, игрушки и др..Оценка качества керамической посуды.
 Керамические, товары должны быть прочными,удобными в пользовании, иметь краси­вый внешний вид. Их изготавливают всоответствии с образцами, утвержденными в установленном порядке. При оценке качествакерамических товаров обращают внимание на показатели качества черепка, глазури и декорирования. В зависимости от внешнего вида, физико — техническихпоказателей, характера, размера и количества дефектов посуда по действующимГОСТам делится на 1 и 2 сорта.
Белизну, термическую стойкость,водопоглощение, кислотостой-кость определяют по методикам, изложенным вГОСТах.    
Белизна фарфоровых изделий для 1-госорта должна быть не менее 64%, для 2 — 58%. Для фаянсовых изделий белизна нерегламентируется.
Просвечиваемость характерна толькодля фарфоровых изделий, которые в слоях толщиной до 2,5 мм просвечивают.Механически прочными считаются фарфоровые и фаянсовые тарелки и блюдца, которыепри пятидневном хранении их стопками (первые по 120 штук, а вторые по 100 и 150штук) не разрушаются.
Наличие дефектов устанавливают привнешнем осмотре изде­лия. Все многообразие дефектов, встречающихся накерамических изделиях, делятся на дефекты черепка и глазури и дефекты декорирования.   
Дефекты черепка и глазури.Деформация изделия выражается в его искривлении. Этот дефект возникает врезультате направленного проведения процессов сушки и обжига. Особеннохарактерен для плоских изделий. Замеряется деформация с помо­щью ступенчатогошаблона в миллиметрах и для основных видов изделий имеет допуски по ГОСТу.
Выбоины и щербины на изделииобразуются в процессе производства, транспортирования и хранения.   
Заглазурованные односторонние трещиныпредставляют  несквозные посечки черепка.
Разлив глазурина черепкахдолжен быть гладким и равномерным. Допускаются незначительные натеки. Мелкиерассредоточенные наколы, не нарушающие товарный вид, изделия допускаются. Матовостьглазури в 1 сорте не допускается.
Плешины и сборка глазурипроявляютсяв виде мест, не покрытых глазурью. На лицевой стороне фарфоровых изделий в 1сорте, фаянсовых изделий в 1 и 2 сортах не допускаются.
Сухость глазури и летелый крайвстречаютсяна фаянсовых изделиях.Сухость глазури возникает в результатенедостаточной толщины глазурного слоя на изделии. Летелый край резко снижаетгигиенические свойства изделия; он характеризуется отскоком  глазури по егокраям в 1 сорте не допускается.
Цек и волос— это трещиныглазурного слоя. Изделия с этими дефектами переводят в брак.
Засорка появляется на изделиях врезультате выкрашивания  зерен шамота из капселей. Она бывает подглазурной, атакже надглазурной, которую можно зашлифовать.
Мушка проявляется в виде темныхточек на изделии. Появляется этот дефект вследствие попадания вкерамическую массу оксидов железа.
Следы от полозков характерны толькодля фаянсовых изделий и допускаются с оборотной стороны зашлифованными или зачищенными.        Неправильностьмонтировки деталей изделия — это несимметричное их расположение, отклонение приставныхдеталей (носиков, ручек) от вертикальной и горизонтальной плоскостей.
Подрыв приставных деталейдопускается, если он волосяной и несквозной и не нарушает механическуюпрочность изделия. Однако подрыв носиков у чайников, не допускается.
Дефекты декорирования. Пережог илине дожег красок, образуется при нарушении муфельного обжига. Краска недолжна стираться.
Сборка деколькомании допускается,если она не нарушает рисунка.
Помарки краской надглазурныеналицевой стороне изделия в первом сорте не допускаются.
Отслоение краскипереводитизделие в брак.
По ГОСТу число допустимых дефектовне должно превышать для фарфоровых изделий для 1 сорта — 3, для 2 сорта — 6;фаянсовых изделий соответственно — 3 и 6. Маркировка,  упаковка, транспортированиеи хранение керамической посуды.
Каждое фарфоровое и фаянсовое изделиемаркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изде­лия керамическойкраской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким.
При упаковывании посуды применяюттару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов);пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бу­мажные и изкомбинированных материалов, материалы вспомога­тельные (бумагу оберточную ипрокладочную, картон гофрирован­ный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую,поли­стирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные иящики из гофрированного картона).
Чашки с блюдцами укладываютследующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны,предварительно пе­реложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют сто­пу,содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также обо­рачивают бумагой.Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоскиеизделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25-40штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой инаклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименованияизделия, количество изделий в пакете, сорта, датыупаковки, номера упаковщикаи номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуровукладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предметоборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребтельскую и транспортнуютару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки изгофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленныеэтикетки.
Посуду транспортируют всеми видамитранспорта. В основном посуду перевозят в железнодорожных вагонах иконтейнерах, пол которых выстилают древесной стружкой равномерным и плотнымслоем. Ряды пакетов тоже прокладывают стружкой. На контейнерах и железнодорожныхвагонах завод — изготовитель должен сделать над­пись «Осторожно стекло».
Посуду, направляемую в районыАрктики, Крайнего Севера и отдаленные районы упаковывают в соответствии соспециальными техническими условиями.
Фарфоровые и фаянсовые изделияхранят в закрытых сухих по­мещениях на стеллажах. При этом более тяжелыеизделия размеща­ют на нижних стеллажах, легкие  — на верхних. Тарелки можно хра­нитьв стопках (фарфоровые по 120 штук, а фаянсовые по 100 штук).

Литература.
1.Товароведение и организацияторговли непродовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования \Подред. А.Н. Неверова, Т.И.Чалых.-М: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000.-464 с.
2.Товароведение хозяйственныхтоваров: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 1732 «Товароведение и орг.торговли непрод.товарами». В 2-х т. Т. 1.-3-е изд., перераб.-М.: Экономика,1989.-351 с.-ISBN5-282-00048-2.
3.Пособие для продавца: Учеб.Пособие для уч-ся проф.-техн. Учеб. заведений Г.Г.Памбухчиянц, Л.М. Данилова,П.Ф. Пономарев, В.В. Лазерко.-М.: Экономика, 1987.-303 с.
4.Официальный сайт г. Конаково, историческая справка, www.konakovo.org/history.shtml
5.Официальный сайт ОАО «Конаковский фаянсовый завод», www.faience.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.