19
Содержание
Введение
Главным источниками благосостояния человека и качества жизни людей в цивилизованном мире являются труд и капитал. Человек, соединяя в процессе производства труд и капитал, создает все материальные и духовные ценности, развивает свои профессиональные способности и трудовой потенциал. В любой экономической системе персонал является главной производительной силой. Чем выше человеческий капитал, тем лучше работает организация. Люди, персонал одновременно служат важнейшими экономическими ресурсами и основными факторами производства. Без людей, работников невозможно существование ни производства, ни организации. В рыночной системе организация и производство существуют до тех пор, пока там работают люди, пока их работа и услуги пользуются на рынке спросом у других людей. Персонал организации, работники предприятия, тесно взаимодействующие между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют свободные экономические отношения - как внешние между производителями, так и внутренние между сотрудниками, направленные на созидательную предпринимательскую и организационную работу всей фирмы.
В настоящее время решение проблемы рационального использования производственных ресурсов, в первую очередь человеческих, предполагает наличие обоснованного механизма управления всеми производственными ресурсами, в том числе и механизма управления персоналом различных категорий в процессе производства и потребления материальных благ на основе экономного расходования имеющихся ресурсов.
Менеджеры по управлению персоналом относятся к функциональным, или вспомогательным, подразделениям предприятия. Сотрудники службы по управлению персоналом, как правило, выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей при решении вопросов о приеме на новую должность, увольнении с работы, направлении на обучение, повышении заработной платы и т.п.
Персонал предприятия - это личный состав предприятия (учреждения) или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным и иным признакам.
При подборе кадров мотивация труда и решение множество других вопросов на предприятии внедряются различные технологии управлением персоналом.
Потребность в персонале - это совокупность работников соответствующей структуры и квалификации, объективно необходимых фирме для реализации стоящих перед ней целей и задач согласно избранной стратегии развития.
Привлечение, отбор и оценка персонала
Для привлечения, отбора и оценки, необходимые предприятию кадров целесообразно осуществлять следующие мероприятия:
оптимизировать соотношение внутреннего (внутри предприятия) и внешнего (прием новых сотрудников) привлечения персонала;
разработать критерии отбора персонала;
распределить новых работников по рабочим местам.
Кадровое планирование дает информацию о потребности организации (предприятия) в рабочей силе и о наличии вакантных рабочих мест. После этого начинается процесс поиска, подбора и отбора персонала, который подразделяется на несколько стадий.
Первая стадия - детализация требований к рабочему месту и к кандидату на его замещения.
Вторая стадия - набор кандидатов, желающих занять вакантное место.
Третья стадия - отбор необходимого персонала.
Четвертая стадия - прием на работу лиц, прошедших стадию отбора и заключения трудового договора.
Персонал предприятия может пополняться за счет внешних и внутренних источников. Пополнение персонала за счет внешних источников предусматривает привлечение кандидатов на вакантные должности со стороны, т.е. привлечение новых сотрудников, ранее не связанных трудовыми отношениями с данным предприятием. Использование внутренних источников для решения кадровых вопросов предполагает ротацию работников данного предприятия. Каждый из этих источников имеет свои преимущества и недостатки. (см. таблицу 1).
Таблица 1
Источник |
Преимущества |
Недостатки |
|
Внутренний |
Работник уже имеет определенную репутацию и дорожит ею |
Использование только этого источника может привести к стагнации в организации, т.е. к отсутствию новых идей и приемов работы |
|
Возможности работника известны администрации |
Ухудшение отношения к сотруднику со стороны его бывших коллег |
||
Продвижение работника может стать хорошим примером для его коллег и стимулировать повышение их деловой активности |
Накопление сложных межличностных отношений, что ухудшает психологический климат |
||
Вторичная адаптация происходит обычно быстрее и легче, чем первичная |
|||
Внешний |
Выбор из большого числа кандидатов |
Долгий период адаптации |
|
Новые работники приносят новые идеи и приемы работы, что обогащает организацию |
Ухудшение морального климата в коллективе из-за "обид" ветеранов |
||
Меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия |
Возможности новых работников точно неизвестны |
Привлечение кадров со стороны начинается с объявления о приеме работников через средства массовой информации. При решении кадровых проблем за счет внутренних источников тоже дается объявление о найме на работу во внутрифирменных средствах информации. В объявлении излагается просьба составить резюме и представить его работодателю. Резюме - информация о работнике, представляемая работодателю. Резюме должно соответствовать определенным требованиям: резюме должно быть кратким, но при этом максимально информативным, в нем не должно быть длинных предложений, пассивных форм. Кроме того, возможно использование резерва кадров на выдвижение, а также внутрифирменное совмещение должностей.
На каждом этапе отбора может быть отстранена часть претендентов от дальнейшего участия в конкурсе вследствие несоответствия определенным требованиям или добровольного отказа от процедур дальнейшего участия в конкурсе.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Этап I. Оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных. Претенденты, допущенные к участию в конкурсе, должны составить автобиографию и заполнить анкету.
Этап 2. Анализ рекомендаций и послужного списка. На этом этапе тщательно анализируется послужной список каждого претендента на вакантную должность и подготавливаются вопросы для собеседования.
Этап 3. Беседа. Существуют различные подходы к организации беседы. Однако при приеме на работу беседы преследуют такие цели, как сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата и проверка документальной информации в непосредственном контакте. В результате беседы, как отмечалось, могут быть получены дополнительные сведения о компетенции работника (о навыках и умениях претендента, которые могут быть полезны предприятию), о его кругозоре и культурном уровне, о состоянии здоровья и личных обстоятельствах.
При проведении беседы важно дать возможность кандидату высказаться (желательно, чтобы кандидат говорил больше, чем проводящий собеседование). Делать заключение только после окончания беседы.
Этап 4. Оценка профессиональной пригодности. При отборе работников проводится оценка профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность - это соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места и должностным обязанностям. При этом могут быть использованы различные квалификационные справочники. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
На этом этапе используются такие методы диагностики профессиональной пригодности, как тестирование, анкетирование, метод профессиограмм.
Кроме того, для оценки наличия и выраженности профессионально важных качеств обычно используется такие методы, как экзамен, экспертные оценки, инструментальные измерения.
Оценка профессиональных знаний (умений, навыков) может осуществляется в виде экзамена по специальным вопросам и заданиям теста. Она может проводиться как в устной или письменной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, каким тестовыми материалами располагает предприятие. Оценка проводится, как правило, в баллах по пятибалльной шкале. Уровень профессиональной компетентности может быть оценен и руководителем подразделения, в которое направляется кандидат на вакантную должность.
Тестирование может проводиться как в бланковом, так и в автоматизированном варианте. Комплекс тестов для психологического обследования (или комплексный тест) определяется исходя из требований к уровню развития профессионально важных психологических качеств, предъявляемых конкретным рабочим местом (должностью), на которое претендует кандидат.
По результатам анализа оценок, полученных кандидатами по всему списку профессионально важных качеств, делается заключение о профессиональной пригодности, которое носит рекомендательный характер. Кандидаты, получившие положительное заключение, допускаются к этапу медицинского контроля.
Этап 5. Медицинский контроль и аппаратные исследование. Медицинский контроль осуществляется на основе утвержденных методик с применением специальных приборов и оборудования.
Этап 6. Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности. На этом этапе тщательно анализируются результаты оценок предыдущих этапов и подготавливаются заключения о профессиональной пригодности кандидатов.
Этап 7. Принятие решения о найме на работу. На данном этапе отбора службой управления персоналом совместно с руководством подразделения, в котором должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты профессионального отбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые этапы отбора. Исходя из проведенного анализа выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную должность (рабочее место), принимается окончательное решение о его найме и оформляются все необходимые документы (контракт, приказ и др.).
Социально-психологическое взаимодействие персонала
В ходе экономической деятельности формируются сложные и многосторонние отношения между различными категориями работников. На производстве персонал - это, прежде всего работник, люди со своими комплексом профессиональных и индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические и профессионально-квалификационные характеристики человека занимают преимущественное положение. Именно поэтому в современных рыночных условиях человеческий фактор производства становится не только главным экономическим ресурсом, но и ключевым звеном эффективной деятельности всех предприятий, организаций и фирм с различными формами собственности.
По определению психологов, характер личности и ее поведение в процессе трудовой деятельности во многом определяют такие факторы, как природные свойства человека, его индивидуально-психологические особенности, а также сформировавшаяся система потребностей, интересов и мотивов и, кроме того, применяемая на предприятии система управления персоналом и методы воздействия на работников.
Природные свойства человека, в том числе активность, эмоциональность и многие другие качества, заложены в нем от рождения. По основным психологическим характеристикам любого человека можно отнести к экстравертам или интровертам. Экстравертов, которые большинство своих интересов сосредотачивают на восприятии внешнего мира, внешних объектов, характеризуют общительность в поведении, активность в действиях, социальная адаптированность, открытость, инициативность и др. интровертов, которые уделяют повышенное внимание своим собственным интересам, своему внутреннему миру, характеризуют замкнутость, необщительность, социальная пассивность, склонность к самоанализу и переживаниям.
В психологии для характеристики трудовой деятельности человека, индивидуальных особенностей личности, трудового поведения и эмоциональной стабильности обычно применяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Под характером понимается совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе. Черты характера формируются под воздействием конкретных условий, социальной жизненной среды и работы личности и во многом определяется ее природными данными, темпераментом.
В практическом отношении наиболее важными выступают внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляется как форме сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, так и в форме сотрудничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.
Наем персонала
Наем персонала является заключительной фазой его поиска и отбора. В процессе найма происходит окончательное выяснение предстоящих отношений между работодателем и наемным работником. Оно предполагает строгое соблюдение законов РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных и других актов, касающихся трудовых отношений. Кроме того, следует учитывать, что в условиях рынка функционируют предприятия и организации различных форм собственности и что статус работника в них может быть различным. Он может быть акционером общества и одновременно здесь же работать, т.е. быть или работающим собственником, или наемным работником.
Наем персонала оформляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, который предусматривает заключение трудового договора.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка.
Трудовые договоры в соответствии со ст.58 ТК РФ могут заключаться: на неопределенный срок и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Каждая организация для установления собственного трудового режима, четкой регламентации взаимоотношений между работником и работодателем, улучшения своего имиджа на рынке труда разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка со следующими разделами:
общие положения;
порядок приема и увольнения работников;
права и обязанности работодателя и работников;
рабочее время и время отдыха;
поощрения за успехи в работе;
дисциплинарные взыскания за нарушения трудовой дисциплины;
ответственность работодателя и работников и т.д.
Заключительным этапом оформления отношений является подписание трудового договора (контракта) и издание приказа (расположения) для лиц, подписавших трудовой договор (контракт).
Принятые на работу новые сотрудники (или работники предприятия, перемещенные в должности) переживают период адаптации. При этом различаются трудовая и социальная адаптация. В процессе трудовой адаптации работник усваивает специфику труда на данном предприятии (или должности), а в ходе социальной адаптации новый работник заявляет о себе как личность и занимает свое место в системе действующих здесь неформальных групп. Проблема адаптации - одна из основных проблем в кадровом менеджменте.
Трудовые отношения работников и работодателей
В процессе производственной деятельности персонала на предприятии возникают самые разнообразные трудовые отношения между различными категориями работников. Одним из основных видов трудовых отношений на производстве являются отношения между работником и работодателем. Под трудовыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении за плату определенной трудовой функции или работы по выбранной специальности, квалификации или должности и подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодалем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством или другими соглашениями. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемый между ними в соответствии с действующим Трудовым кодексом Российской Федерации. (ТК РФ).
Сторонами основных трудовых отношений выступают наемный работник и работодатель. Работник представляет собой физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В качестве работодателя признается физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Основные права и обязанности работника регулируются ст.21 ТК РФ.
Работник имеет следующие права:
заключать, изменять и расторгать трудовой договор в порядке и на условиях, установленных федеральными законами;
получать работу, обусловленную трудовым договором;
иметь рабочее место, соответствующее нормальным условиям, стандартам и требованиям организации и безопасности;
получать своевременную и в полном объеме заработную плату с соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
участвовать в управлении предприятием в предусмотренных федеральными законами и коллективным договором формах;
вести коллективные переговоры и заключать трудовой договор и соглашения;
защищать свои трудовые права, свободы и интересы всеми не запрещенными законом способами;
разрешать индивидуальные и коллективные споры, включая право на забастовку, в установленном законом порядке;
получать необходимое возмещение материального ущерба и компенсацию морального вреда в соответствии с федеральными законами.
Работник должен выполнять следующие обязанности:
добросовестно исполнять свои трудовые функции, возложенные на него трудовым договором;
исполнять правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и безопасности работы;
беречь имущество работодателя и других работников.
Основные права и обязанности работодателя регламентируются ст.22 ТК РФ.
заключать и расторгать трудовой договор со своими работниками;
вести коллективные переговоры и заключать договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
применять локальные нормативные акты;
создавать объединения работодателей и вступать в них в целях защиты своих интересов.
Работодатель должен выполнять следующие обязанности:
соблюдать законы и другие нормативные правовые акты, условия коллективного договора и трудовые соглашения;
предоставлять своему персоналу работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
предоставлять работникам оборудование, инструменты, техническую документацию и другие средства, необходимые им для исполнения трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в установленные сроки;
вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор с работниками предприятия;
предоставлять работникам полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора и контроля над его выполнением;
своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать наложенные за нарушение законов штрафы;
рассматривать представления профсоюзных органов о выявленных нарушениях законов и другие правовых актов, применять меры по их устранению;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении предприятием;
решать проблемы бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать причиненный работниками в связи с выполнением ими трудовых обязанностей материальный и моральный вред;
исполнять иные обязанности, предусмотренные действующими федеральными законами и другими нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективным договором и трудовыми соглашениями.
Кроме рассмотренных общих прав и обязанностей, определяемых действующими трудовыми отношениями между наемными работниками и работодателем, каждый работник также участвует в системе сложных взаимоотношений с другим персоналом, связанных с выполнением своих основных функций по занимаемой на предприятии должности. Регулирование трудовых отношений всех специалистов на производстве, обеспечение эффективной системы управления персоналом на предприятиях различных форм собственности осуществляются с помощью квалификационных характеристик и справочников должностей, служащих, которые используются в качестве нормативных документов, предназначенных для рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Трудовые договоры и соглашения
Механизм взаимодействия работников предприятий со своими работодателями обеспечивается на основе коллективных договоров и соглашений. Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые соглашения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Перед заключением трудовых договоров и соглашений представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по их подготовке, изменению содержания и порядку подписания. Представители сторон, получившие письменное уведомление о начале переговоров, должны приступить к совместной работе в течение семи календарных дней.
Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателей по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий и компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных договором и соглашением;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
улучшений условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизации организации и ведомственного жилья;
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантии и льготы работников и членов их семей;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
Договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания сторонами. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации и ее обособленных подразделений. Договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на ее период, а при смене формы собственности - в течение трех месяцев. При ликвидации организации срок действия коллективного договора сохраняется в течение всего периода ее проведения.
Кроме коллективного договора на предприятии также устанавливаются различного рода соглашения между работниками и работодателем. Соглашение представляет собой правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда;
условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства.
Помимо общих соглашений предприятие заключает с каждым работником индивидуальное трудовое соглашение, или договор. Трудовой договор представляет собой соглашение, в соответствии с которым работодателем работнику предоставляется работа по обусловленной трудовой функции, обеспечиваются условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором и нормативными актами. В трудовом договоре (контракте) указываются:
наименование должности, специальности, профессии и квалификации в соответствии со штатным расписанием или конкретными трудовыми функциями;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях;
режим труда и отдыха работника;
условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты;
виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В случае если ни одна сторона не потребовала расторжения срочного договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечение срока, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем.
На каждом предприятии конкретное содержание коллективного договора и соглашений определяется администрацией и профсоюзным комитетом.
Приказ о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора
При заключении трудового договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством, работодатель по соглашению с работником может установить испытательный срок в целях проверки соответствия работника выполняемой работе. Срок испытания не может превышать трех месяцев, если иное не установлено законом.
При поступлении на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в обществе правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, с коллективным договором.
Адаптация персонала
Непрерывное развитие производства сопровождается постоянными и многими иными изменениями. В условиях динамично развивающегося рынка скорость происходящих изменений настолько велика, что многие организации отстают в развитии своего производства. Адаптация к происходящим быстрым изменениям требует быстрых изначальных корректировок того, что мы делаем, и того, как мы это делаем. Изменения в управлении стали главной заботой тех, кто с этим связан.
Адаптация - это медицинский термин, который означает привыкание. От того, насколько успешно пройдет адаптация, будут зависеть производительность и качество труда работников, психологический климат и состояние межличностных отношений. Адаптация является своего рода индикатором для оценки работы по поиску, подбору и отбору персонала.
Адаптация представляет собой весьма сложное и многостороннее явление, включающее в себя совокупность относительно самостоятельных, но взаимосвязанных компонентов, факторов и путей воздействия на человека.
Важным показателем высокого уровня квалификации рабочих является пластичность производственных навыков, т.е. умение переносить их в новые условия деятельности, а также легко перестраивать их при изменении условий работы. Взаимодействие навыков имеет большое значение. В процессе производственного обучения часто возникает необходимость замены ранее усвоенных навыков другими, более совершенными. Необходимость перестройки навыка может быть связана с изменением условий работы: переход от одной темы к другой, освоение приемов обработки новых изделий, переход на обслуживание новых станков, применение новых инструментов, освоение скоростной обработки, повышение темпа работы и др. Установлено, что перенос навыков облегчается в тех случаях, когда ранее освоенные приемы частично или полностью переносятся в новые условия.
Профессиональная адаптация персонала способствует достижению высоких качественных и количественных показателей на каждом предприятии в условиях существующей рыночной конкуренции.
В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:
общее ознакомление с ситуацией и приспособление (привыкание, усвоение стереотипов);
ассимиляцию (полное приспособление);
идентификацию (отождествление личных целей с целями коллектива).
Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:
ознакомление с фирмой, ее особенностями, внутренним трудовым распорядком и т.д.
церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом;
беседа с руководителем;
ознакомление с социальными льготами и стимулами;
инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;
обучение по специальной программе;
работа на своем рабочем месте.
Нередко в процессе адаптации проявляется конформное или конвенциональное поведение работника. Конформное поведение проявляется как поддержание личностью своего статуса путем приспособления к установкам других лиц. При этом диапазон конформного поведения колеблется от вынужденного признания чуждых норм и ценностей до беспринципного соглашательства. Конвенциональное поведение можно представить как перманентно возобновляемую систему компромиссов.
В процессе адаптации должны быть достигнуты:
чувство причастности к делам организации;
правильное понимание своих задач, должностных обязанностей;
развитие навыков выполнения своих обязанностей;
высокий уровень мотивации к труду;
заинтересованность в улучшении дел в организации;
понимание своей роли в успехе фирмы.
В процессе адаптации следует плавно вводить нового работника в деятельность и исключать ситуации, которые могут отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой ритм коллектива, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации и т.д.
Проблемы адаптации могут возникнуть и у сотрудников, достаточно долго работающих на предприятии. Обычно эти проблемы возникают при перемещении работников по служебной лестнице. Подобная адаптация называется вторичной. Обычно она проходит быстрее и легче, чем первичная адаптация.
В связи с этим представляется целесообразным на крупных предприятиях выделять в составе службы управления персоналом подразделение, а на малых и средних предприятиях - хотя бы специалиста по управлению адаптацией.
Виды адаптации и факторы, на нее влияющие.
19
Заключение
В современном кадровом менеджменте все большее распространение получает понятие "технология управления персоналом".
Технологии управления персоналом можно трактовать как определенные алгоритмы (или наборы) операций и процедур кадрового менеджмента, позволяющие удовлетворять потребности организации в эффективном формировании и использовании человеческих ресурсов.
Круг отработанных технологий кадрового менеджмента довольно широк. В проведенной работе мы рассмотрели технологию подбора, отбора, найма и адаптации персонала.
При появлении вакантных должностей в организации необходимо дополнительно привлечь персонал. Для этого используется различные источники поиска и подбора потенциальных работников: обращение к своим сотрудникам для поиска возможных кандидатов среди их родственников и знакомых; публикация объявлений в средствах массовой информации, в рекламных изданиях и т.п.
Позже поступают резюме и анкеты кандидатов на вакантные должности. Их изучают работники службы управления персоналом и производят предварительный отбор претендентов, которым разошлют письма с приглашением на собеседование.
Следующий этап отбора персонала - собеседование, в котором могут участвовать, с одной стороны, специалисты отдела управления персоналом, других подразделений, для которых производится отбор на вакантную должность, руководитель организации, консультант по вопросам отбора персонала, а с другой стороны - претендент (или претенденты) на должность.
По результатам собеседования должен быть выбран тот кандидат, который по своим характеристикам в наибольшей мере отвечает требованиям, предъявляемым к данной должности.
Литература
1. Бухалков М.И., Управление персоналом, Москва, ИНФРА-М, 2005 г.
2. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С., Кадры предприятия, Москва, 2003 г.
3. под. ред. Кибанова А.Я., Управление персоналом организации: Практикум, Москва, ИНФРА-М, 2006 г.
4. Под. ред. Шлендера П.Э., Управление персоналом, Москва, ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |