--PAGE_BREAK--Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:
– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;
– приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;
– альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
– комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности;
– обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;
– адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.
Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:
– материало-, энерго- и фондоёмкость производства;
– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;
– степень износа основных фондов и т. д.
Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:
– наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;
– высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;
– наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;
– наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;
– наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.
Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей [18, c. 46]:
1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);
2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);
3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);
4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).
Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия.
Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.
Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновационной деятельности.
По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.
Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:
1. Формулирование проблемы и целей проекта;
2. анализ имеющихся альтернативных решений данной проблемы и тенденций развития основных технико-экономических показателей;
3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;
4. Оценка вероятности технического и коммерческого рисков;
5. Выбор наилучшего варианта решения проблемы;
6. Оформление проекта и его реализация.
Для инновационных проектов помимо финансового, кадрового и материально-технического обеспечения важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых методов планирования.
Экономический эффект от осуществления инновационного проекта можно определить через показатель прибыльности (П) по формуле [6, c. 220]:
(2)
где p1 – вероятность достижения успешного научного результата; p2 – вероятность достижения коммерческого успеха; ОП – годовой объём продаж, ед.; Ц – цена единицы продукции; Т – период устойчивого сбыта, лет; С1 – стоимость исследований и разработок; С2 – издержки производственно-технического освоения; С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.
В Республике Беларусь принята и успешно реализуется система организации планирования, финансирования и выполнения научных и научно-технических программ. Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы среди основных целей программы формулируется необходимость обеспечения инновационной направленности развития экономики, создание более действенного механизма стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств.
В рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы. В соответствии с данной программой планируется довести уровень инновационно активных предприятий реального сектора экономики практически до 100 % (в 2006 г. этот показатель составил 14,1 %), повысить уровень наукоёмкости производства продукции до 1,7 – 2 % (в 2006 г. – 0,66 %), увеличить удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции до 70 % (в 2006 г. – 53 %), внедрить в производство около 900 новых и высоких технологий, из них 11% – на основе отечественных разработок. Основная цель программы – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа. Данные программы служат фундаментом для формирования инновационной политики предприятия и призваны обеспечить встраивание большинства субъектов хозяйствования в национальную инновационную систему.
Как уже отмечалось, в инновационном процессе большое значение приобретает инфраструктура. Инновационная инфраструктура – это комплекс организаций и учреждений различных форм собственности, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности. На крупных предприятиях существуют подразделения, занимающиеся инновационными разработками. Мелкие предприятия могут создавать совместные исследовательские центры на основе долевой собственности, венчурные компании.
Эффективность инновационной политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность инвестиционных проектов.
Коммерческая эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки.
Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и не могут быть количественно оценены.
Инновационная политика предприятия находится в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс.
1.4. Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность.
Инновационная политика предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность товара – это степень реального или потенциального (в случае стратегического планирования или прогнозирования) удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке [6, c. 245]. Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, что выражает его конкурентные преимущества на данном рынке. Конкурентные преимущества товара достигаются за счёт производства прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов по уровню обслуживания, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли и на этой основе – расширенное воспроизводство.
Исходя из вышесказанного, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Среди показателей конкурентоспособности товара наиболее важным является соотношение цены товара и его качества. Для определения тесноты этого соотношения применяется показатель эластичности качества товара при изменении его цены [6, c. 247]. Коэффициент эластичности качества по цене (Еα) определяется по следующей формуле:
(3)
где %∆Кач, %∆Р – соответственно процентное изменение качества и цены на товар; Кач0 и Р0– соответственно качество и цена товара в базисном периоде или на базовом предприятии.
Схема механизма влияния инноваций на конкурентоспособность продукции предприятия представлена на рис. 1.2.
Продуктовые, технологические и ресурсные инновации, направленные на повышение качества и технических (потребительских) характеристик продукции, обеспечивают рост конкурентоспособности продукции (JРПj, JСПj, JЭПj – индексы конкурентоспособности по регламентируемым, сопоставительным, экономическим показателям соответственно), вследствие чего возрастают спрос на продукцию и объём продаж при прежней цене. При росте конкурентоспособности продукции возможно увеличение цены (Ц) и соответственно объёма продаж (ОПj, где j – вид продукции) при прежнем спросе. В этом случае увеличивается прибыль (Пр) (в меру роста цены), а также рентабельность производства (Р). В первом случае рост объёма производства в соответствии с возросшим спросом обеспечивает эффект масштаба производства: себестоимость единицы продукции (Сеj) уменьшается (так как постоянные затраты на единицу продукции C/qj уменьшаются), что позволяет снизить цену, то есть увеличить конкурентоспособность продукции (снизить индекс конкурентоспособности продукции по экономическим показателям – JЭПj) при ценовой конкуренции; общая себестоимость (Со) увеличивается меньшим темпом по сравнению с ростом объёма продаж, вследствие чего прибыль и рентабельность увеличиваются большим по сравнению с объёмом продаж темпом.
продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--Вместе с увеличением объёма производства на предприятии происходят значительные изменения в структуре товарного выпуска. За последние 4 года количество моделей тракторной техники увеличилось почти в два раза, наращивание объемов производства в значительной мере происходит за счет выпуска энергонасыщенных тракторов (их доля в общем объёме производства – 26 %) большой мощности, которые значительно экономичнее и более эффективны в эксплуатации. Уровень обновления продукции ПО «МТЗ» можно рассчитать по формуле:
Iобн = dнов / dобщ (4)
где dнов – количество тракторов новых моделей, освоенных в производстве; dобщ – общее количество производимых тракторов. Данный показатель равен: Iобн = 10358/49322 = 0,21.
2.4. Маркетинговые инновации.
В последние годы ПО «МТЗ» выступает как самостоятельный экспортер. Сбыт продукции предприятия производится через хорошо отлаженную сбытовую сеть, которая состоит из:
– акционерных обществ, находящихся под полным или паритетным управлением ПО «МТЗ»;
– зарубежных фирм-агентов, которые занимаются реализацией и обслуживанием продукции ПО «МТЗ» в соответствии с агентскими соглашениями;
– агентов и постоянных партнеров по работе с запасными частями (Беларусь (7 предприятий), Венгрия (1), Литва (1), Россия (6), Украина (6), Эстония (1), Египет (1));
– сервисных центров по гарантийному обслуживанию тракторов (в Республике Беларусь – 17).
Инновационный план предприятия предусматривает реализацию экспортоориентированной сбытовой стратегии. Основными задачами инновационной политики в области сбыта продукции являются уход от посредников, создание собственной сбытовой сети, установление и поддержание баланса между внутренними и внешними продажами.
В настоящее время более 85 % произведенной продукции уходит на экспорт и поставляется в 60 стран. Дилеры Минского тракторного завода находятся в 41 стране мира (Азербайджан, Алжир, Афганистан, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Грузия, Египет, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Куба, Латвия, Литва, Марокко, Мексика, Молдова, Никарагуа, Норвегия, Пакистан, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Судан, Тунис, Туркменистан, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, Эфиопия).
Поставки предприятия (по данным 2006 г.) выглядят следующим образом:
– 7398 тракторов (15 %) поставлено на внутренний рынок,
– 41924 тракторов поставлено на экспорт, из них:
– 26042 трактора (52,8 %) экспортировано в страны СНГ
– 6757 тракторов (13,7 %) экспортировано в страны ЕС
– 9125 тракторов (18,5 %) экспортировано в остальные страны (всего 28 стран).
По сравнению с 2005 экспортные поставки в 2006 изменились следующим образом: экспорт возрос на 10 %, причём поставки в Российскую Федерацию уменьшились на 2,5 %, в остальные страны СНГ выросли на 4 %, в страны дальнего зарубежья – выросли на 5 %.
По сравнению с 2004 экспортные поставки в 2005 изменились следующим образом: экспорт возрос на 13 %, причём поставки в Российскую Федерацию сократились на 12,2 %, в остальные страны СНГ выросли на 5,9 %, в страны дальнего зарубежья – выросли на 51,6 %.
По сравнению с 2003 экспортные поставки в 2004 изменились следующим образом: экспорт возрос на 44,6 %, причём поставки в Российскую Федерацию увеличились на 74,5 %, в остальные страны СНГ выросли на 32,3 %, в страны дальнего зарубежья – выросли на 24,7 %.
Динамика экспортной выручки за 4 года представлена на диаграмме (данные за 2007 год представлены за 10 месяцев):
Рис. 2.2. Динамика экспорта ПО «МТЗ»
Как видно из приведенных выше данных, в последние годы предприятию удалось в значительной мере диверсифицировать экспортные поставки. Доля стран, находящихся за пределами СНГ, увеличивается из года в год, что говорит о повышении спроса на мировом рынке на продукцию предприятия. За 4 года экспорт в стоимостном выражении возрос на 90,7 %. ПО «МТЗ» – одно из немногих ведущих предприятий белорусской промышленности, для которых российский рынок не является доминирующим в общем объёме продаж. Все достигнутые результаты являются следствием проведения эффективной маркетинговой политики, основанной на инновациях.
Своё ускоренное развитие сбытовая сеть ПО «МТЗ» получила в 2003 г. Ешё в 2002 г. на заседании Совета Министров маркетинговая политика предприятия была оценена как слаборазвитая. Согласно словам Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «на МТЗ совершенно не занимаются вопросами продвижения продукции на рынки, не работают лизинговые системы, преобладают бартерные схемы расчетов. Все это привело к росту запасов готовой продукции. В настоящее время на складах завода находится более 3 тысяч тракторов на сумму около 60 миллиардов рублей». Ситуация изменилась после решительных кадровых перестановок, назначений на должности высококвалифицированных специалистов-маркетологов.
На данном этапе структура экспортных поставок предприятия достаточно диверсифицирована и обеспечивает независимость производственной и коммерческой деятельности от сезонных колебаний на отдельных рынках. Среди стран Европы основными импортёрами продукции ПО «МТЗ» являются Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Болгария, Румыния, Германия, Эстония, Хорватия, Словения. Планомерно наращиваются поставки в страны Африки (основные импортёры – Египет, Судан), Азии (Пакистан, Афганистан).
Реализуя свою маркетинговую стратегию, особое внимание предприятие уделяет странам с развивающейся экономикой (страны азиатского региона, Северной Африки, Восточной Европы). Именно в эти регионы планируется увеличить поставки в ближайшее время. Но основную долю поставок в эти страны составляют старые модели, поставленные на производство ещё в 1970-х гг. и пользующиеся спросом благодаря ценовому фактору. Поэтому важной задачей является продвижение на рынки этих стран новых энергонасыщенных моделей тракторов, которые не намного дороже старых, но намного эффективнее в эксплуатации.
В 2007 г. запланировано освоение рынков Южной Америки (Венесуэла, Аргентина, Уругвай, Чили, Куба, Бразилия). Выгодность проекта заключается в отсутствии значительных конкурентов в этом регионе, а также в повышении роли сельскохозяйственного комплекса, а соответственно, спроса на тракторную технику в данных странах. ПО «МТЗ» планирует создавать сборочные производства, так как ввозные пошлины на собранные тракторы и тракторокомплекты в странах данного региона различаются в два-три раза, что создаёт коммерческую выгоду для сборочного предприятия.
Также расширяются поставки тракторной техники в страны СНГ. За последние 4 года вдвое выросли её поставки в Россию и Украину, в 5 раз – в Казахстан, в 6 раз – в Молдову.
Уровень экспортной ориентации ПО «МТЗ» можно оценить при помощи следующего показателя:
(5)
где x1, x2, x3 – доли реализации продукции на рынках дальнего зарубежья, рынках СНГ и внутреннем рынке соответственно;
k1, k2, k1 – весовые коэффициенты значимости, равные 0,6; 0,3; 0,1 соответственно. Данный показатель равен: IЭКС = 0,6∙0,322 + 0,3∙0,528 + 0,1∙0,15 = 0,37 при максимуме 0,6. Значение показателя достаточно высоко, однако в перспективе возможно его ешё большее увеличение за счёт роста объёма продаж на рынках дальнего зарубежья.
Все позитивные изменения произошли благодаря своевременно внесенным в маркетинговую политику предприятия существенным корректировкам, направленным на устранение недобросовестных посредников и развитие собственной товаропроводящей сети. Так, для реализации и продвижения продукции ПО «МТЗ» в Российскую Федерацию в 2003-2004 гг. были созданы 5 торговых домов с долей уставного капитала «Минского тракторного завода» более 50 %. Они являются главными представителями предприятия в Москве и регионах и, в свою очередь, имеют широкую сеть более мелких дилеров. В настоящее время поставка продукции на российский рынок производится только через эти торговые дома, что способствует экономии денежных средств (и, соответственно, увеличению прибыли) ПО «МТЗ» за счёт отказа в услугах зарубежных фирм-агентов. Через торговые дома осуществляются не только поставка и продажа техники, но и распространение запчастей, сервисное обслуживание. Также сбытовой программой предусмотрено перенесение опыта подобных торговых домов и на другие страны СНГ.
Что касается схемы продвижения продукции предприятия на рынках стран дальнего зарубежья, то она достаточно традиционна для таких товаров, как тракторы и запасные части к ним. Реализация осуществляется либо через фирмы, созданные с участием ПО «МТЗ» (в Венгрии, Германии, Латвии, Норвегии, Польше), либо на основании прямых коммерческих контрактов с фирмами-агентами.
Инновационная политика ПО «МТЗ» и в дальнейшем будет направлена на совершенствование собственной сбытовой сети. Так, если в 2003 г. реализация тракторной техники через неё составляла 63,9 %, то в 2006 г. эта доля увеличилась почти до 90 %. Такая политика позволила увеличить объёмы экспортной реализации продукции и, соответственно, получить больше прибыли. А это, в свою очередь, привело к стабилизации финансово-экономической ситуации на предприятии.
В последние годы намечается тенденция перехода с массового производства на мелкосерийный, что обусловлено сокращением одинаковых моделей тракторов в одном заказе (среднее количество тракторов по одному заказ-наряду – 36,3). Это дает возможность предприятию совершенствовать ассортимент производства, осуществлять инновационные разработки, пользующиеся спросом на мировом рынке.
Маркетинговая стратегия и исследования предприятия свидетельствуют о том, что важное место в расширении экспортных возможностей ПО «МТЗ» занимает выставочная деятельность, позволяющая знакомить потребителей сельскохозяйственной техники с новыми моделями тракторов и машин на их основе, а также устанавливать тесные деловые и торговые контакты. Маркетинг-центр ПО «МТЗ» совместно с заводскими подразделениями организовывает участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, как на международном, так и на национальном уровнях, демонстрационных показах сельскохозяйственных технологий, выставках-показах тракторной техники, машин лесного и коммунального хозяйства. Так, за 11 месяцев 2007 г. «Минский тракторный завод» как самостоятельно, так и в составе экспозиций Министерства промышленности Республики Беларусь, участвовал в 27 международных выставках в странах дальнего зарубежья (Испания, Венгрия, Франция, Чехия, Китай, Финляндия, Бразилия, Великобритания, Германия и др.). Ожидается, что такая практика позволит увеличить экспортные поставки и продвинуть продукцию предприятия на новые рынки.
2.5. Персонал предприятия как основа успешной инновационной деятельности
Профессионализм персонала ПО «МТЗ» является бесспорной основой в достижении и сохранении позиций в бизнесе, осуществлении инновационной деятельности.
На предприятии создана наилучшая модель взаимоотношений с персоналом. Пристальное внимание уделяется всему комплексу социальных вопросов: от организации досуга и отдыха детей работников до пенсионного обеспечения уходящих на заслуженный отдых ветеранов. Создано дочернее предприятие «МТЗМедсервис», которое объединяет сеть здравпунктов, профилактический центр на территории завода, поликлинику, оснащённую современным диагностическим и лечебным оборудованием, а также пансионат «Рудня» и базу отдыха «Вяча». Ежегодно на медицинское обслуживание персонала расходуется около 4 млрд. рублей, в том числе около 1 млрд. – на профилактические мероприятия. На предприятии работает 8 детских дошкольных учреждений, которые посещают 900 детей работников.
Главная цель кадровой политики, проводимой на предприятии, – достижение экономической эффективности по всем направлениям работы с персоналом на основе всестороннего учёта всех факторов, влияющих на мотивацию работника, ведущих к наиболее полному раскрытию его потенциала. Рост объёмов производства, специфика изготовления конкурентной продукции, непрерывно меняющийся внешний рынок, а также многие другие факторы требуют от работников предприятия основательной подготовки во многих областях. Огромное внимание уделяется переподготовке и повышению квалификации рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей. Так, в 2006 г. курсы повышения квалификации в высших и средних специальных учебных заведениях прошли 1,5 тыс. работников предприятия без отрыва от производства. Руководителями предприятия активно ведется работа по повышению мотивации персонала. Премирование работников производится за качество выполнения проектов и процессов.
Эффективная кадровая политика даёт позитивные результаты. В патентную службу ПО «МТЗ» в среднем каждый день подается по четыре рационализаторских предложения. Ежегодно в производство внедряется 1,3-1,5 тыс. рационализаторских предложений, экономический эффект от которых (экономия материальных, топливно-энергетических ресурсов и др.) составляет 5-6 млрд. рублей, подаётся 30-40 заявок на изобретения, промышленные образцы и полезные модели.
Таким образом, на ПО «МТЗ» проводится успешная инновационная политика, представляющая собой комплексное сочетание производственной, инвестиционной, маркетинговой, внешнеэкономической и кадровой политик, целью которой является рост эффективности деятельности всего комплекса предприятия и повышение конкурентоспособности производимой продукции.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»
Основным критерием эффективности инновационной политики ПО «МТЗ» является создание конкурентоспособной продукции, отвечающей всем требованиям международных стандартов, максимально унифицированной выпускаемой и ожидаемой на рынке сельскохозяйственных тракторов. Учитывая это, и в первую очередь, требования заказчиков, предприятие продолжает работы по освоению производства новых образцов тракторов. Кроме того, развитие инновационной деятельности в объединении позволяет осваивать производства плугов для всех выпускаемых моделей тракторов, а также лесотехнических комплексов и других машин и механизмов, позволяющих переоснастить сельскохозяйственную и лесную отрасли Республики Беларусь отечественной высокопроизводительной техникой, исключить ручной труд работников.
На предприятии постоянно развивается и совершенствуется материально-техническая база исследовательских центров и лабораторий. Научно-технический центр ПО «МТЗ» оснащён комплексом современного оборудования и позволяет проводить все виды испытаний тракторов и их узлов в соответствии с требованиями нормативной документации Республики Беларусь, зарубежных стран и международных организаций, в т. ч. и на соответствие Директивы ЕС и правилам ЕЭК ООН.
Продукция ПО «МТЗ» подлежит обязательной сертификации в национальной системе сертификации, системе сертификации Российской Федерации, проверке на соответствие национальным и международным требованиям стран ЕС. Качество продукции предприятия поддерживается на высоком уровне. Анализ качества тракторов по результатам эксплуатации в Беларуси показывает, что количество отказов гарантийных тракторов снижается ежегодно на 4-5 %. Структура отказов тракторов за период с 2001 по 2006 гг. характеризуется следующими данными:
– 20-25 % – отказы узлов собственного изготовления;
– 67-77 % – отказы по вине покупных комплектующих;
– 3-7 % – отказы по вине потребителя.
Из приведенных данных видно, что в основном надёжность тракторов определяется качеством покупных изделий. Поэтому актуальным направлением инновационной политики является работа с поставщиками по повышению качества поставляемых материалов и, следовательно, повышению качества и конкурентоспособности готовых изделий. В настоящее время на 97 % от общего количества поставляемых материалов имеются альтернативные поставщики, договора с которыми заключаются на тендерной основе. Одним из главных требований, предъявляемых к поставщикам комплектующих, является проведение сертификации на соответствие требованиям ИСО 9000. ПО «МТЗ» рекомендует предприятиям-поставщикам внедрять систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международного стандарта ИСО 9001-2000.
Также предприятию необходимо проводить мероприятия по совершенствованию деталей и комплектующих собственного производства. Так, проведенные в 2005 г. мероприятия позволили снизить долю дефектов узлов собственного производства в среднем на 23 %.
ПО «МТЗ» проводит постоянную работу по повышению качества выпускаемой продукции и достижению успехов в повышении престижа и привлекательности тракторов с маркой «Белорус». Основными документами, определяющими направления работ по повышению качества продукции, являются «Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности, технического уровня, надёжности, качества и сервиса продукции МТЗ», планы НИОКР по созданию новых моделей тракторов, программой «Автотракторокомбайностроение», целевые программы по повышению качества и надёжности техники ПО «МТЗ» и другие директивные документы.
продолжение
--PAGE_BREAK--