16
Содержание
Введение……………………………………………………………..……………3
1. Понятие управления…………………………………………………..………5
2. Управление как система………………………………………………………6
3. Модель управления………………………………………………………….12
4. Основные функции управления…………………………………….………14
Заключение……………………………………………………………..…….....18
Библиографический список…………………………………………………....20
Введение
Управление -- это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жиз-недеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, раз-личные общественные объединения и т. д. Каждый чело-век в своей жизни в различных ситуациях применяет те или - иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со сто-роны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межлич-ностных, профессиональных, отношений.
Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из кото-рых трактует его в контексте специфики предмета иссле-дования и разрабатываемых ими концепций. Согласно од-ному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управ-ление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обес-печения его функционирования и эффективного развития, а система управления -- механизм, который обеспечивает этот процесс.
Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социо-логической литературе за термином «управление» утвер-дилось следующее определение: это «основанное на досто-верном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой мо-жет выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, уч-реждения и т. п.) с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и раз-витие, достижение заданной цели».
Не менее важна роль психологического знания в управленческой дея-тельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной ком-петентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления -- психологической куль-туры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социально-го управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, ха-рактера и темперамента, их проявления в трудовой и по-вседневной деятельности, способов воздействия на поведе-ние человека и других психологических особенностей лю-дей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководи-теля) устраивает.
1. Понятие управления
Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человече-ства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.
Вопросы, связанные с управлением, интересовали лю-дей на всех исторических этапах существования человече-ства с самого зарождения общественной организации, вол-нуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации не-зависимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эф-фективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управлен-ческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружает-ся положениями, разработанными в рамках управленче-ских отраслей знания на основе теории управления.
Теория управления -- это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, мето-дов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность при-нятия управленческих решений и управления вообще.
В социологической и управленческой литературе сло-жились различные подходы к управлению.
Управление как наука представляет собой систему зна-ний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.
Управление как искусство -- это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.
Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.
Управление как процесс -- это совокупность управ-ленческих действий, направленных на достижение постав-ленных целей.
Управление как аппарат -- совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определен-ных целей.
В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозна-ченные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управ-ления -- государство), общественное управления (субъект управления -- общество и его структуры), менеджмент (субъект управления -- предприниматель, собственник).
2. Управление как система
Вместе с изменением и развитием социально-экономи-ческой и духовной структуры общества изменяется и со-вершенствуется управление, а вместе с ним и управлен-ческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического раз-вития системы управления, управленческих отношений.
В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрез-вычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной пере-стройке всей системы управления. Осознание человеческо-го фактора в функционировании управленческих струк-тур привело к тому, что в центре внимания ученых, ана-литиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных мето-дов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в совре-менных условиях часто не дает желаемого результата.
Система управления представляет очень сложный объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленчес-ких отношений -- совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важ-ными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления мо-гут быть отнесены к различным классам: социальным, от-крытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, много-уровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.
В современной науке и практике управление, чаще все-го, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность все-стороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методоло-гическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально на-учных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.
Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и дру-гим частям занимают соответствующие им места». Мож-но сказать проще, что «система -- это набор взаимосвя-занных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Лю-бая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изу-чения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Об-щество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, су-персистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.
Социальная система -- это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные соци-альными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, соци-альные системы выступают в качестве структурных эле-ментов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:
Ё машинные (например, система регулирования тур-бины);
Ё человеко-машинные (например, система управления станком);
Ё организационные, или системы «человек -- человек» (например, система управления цехом или концер-ном).
Курс социологии и психологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.
Система управления -- это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.
Важнейший активный компонент системы управления -- менеджеры, принимающие решения, организующие про-цесс их выработки и выполнения, и специалисты, непо-средственно готовящие решения.
В системе управления, в свою очередь, выделяются та-кие системы (подсистемы), как:
Ё принятия решений,
Ё информационная,
Ё планирования,
Ё повышения квалификации,
Ё мотивации,
Ё учета и др.
Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности ее отдельных компонентов.
Абсолютно безупречной оптимальной системы управле-ния создать, к сожалению, невозможно, однако непрерыв-ный процессе ее совершенствования с акцентом на способ-ность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.
Целостное представление о системе основывается на по-нятиях:
Ё открытой системы;
Ё взаимодействия с внешней средой;
Ё анализа характеристик, при изменении которых ме-няется взаимодействие с внешней средой.
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Одним из самых важных качеств, присущих от-крытым системам, является признание взаимозависимос-ти между системой и внешним миром. Соответственно, из-менения во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.
Как целостная система управление не наблюдаемый не-посредственно объект (за исключением отдельных элемен-тов -- людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявля-ются через конкретные виды связей, а потому восприни-маются конкретно, а комплексные отношения (управлен-ческие отношения в целом) непосредственно не восприни-маются. При их анализе и описании требуется абстракт-ная формализация.
В управлении могут быть выделены реальные и кон-цептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В реаль-ной системе в отличие от концептуальной содержится пол-ный набор системных элементов. В нем выделяют грани-цы и внешние связи, цели и задачи, процессы управле-ния, организационную структуру, кадры, системообразу-ющий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и. инфор-мационные потоки, вход и выход.
Одновременно отмечается усиление отношений и свя-зей -- возрастает степень выраженности иерархической структуры системы управления. С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как «разноуровневое распределение частей (элементов) целого по сте-пени общности их функций (свойств). В социальных орга-низациях этот принцип преломляется в сложное отноше-ние, складывающееся из разных составляющих, разделе-ние последних, пусть условное, весьма существенно». Характерными особенностями иерархии, являются центра-лизация, односторонняя личная зависимость и власть.
М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стра-тифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.
1. Стратифицированные
При таком моделировании уровни абстрагирования опи-сываются стратами. Например, в модели предприятия мож-но выделить высшую страту - социальную, затем орга-низационно-экономическую и, наконец, техническую. Вале-но подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины, концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать опреде-ленные характеристики, свойства и проблемы.
2. Многослойные
Сложную исходящую проблему можно разбить на се-мейство последовательно расположенных более простых подпроблем, так что их решение позволяет решить и ис-ходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоев принятия решений. Например, в системе управления мож-но выделить три слоя - концепцию, структурно-функци-ональное строение, управленческую деятельность.
3. Многоэшелонные
В качестве примера можно привести формальные орга-низации людей. Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют, как прави-ло, противоречащие одна другой цели. В рамках много-эшелонной системы авторами используется термин «орга-низационные иерархии». Согласно определению, организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации».
Эволюция научной мысли в рассмотрении управления как системы сформировала и соответствующий тип мене-джерского мышления - системный -- это системное, мно-гомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышле-ние характеризуется скоростью принятия решения, уче-том политических, этических, экологических последствий и т. д.
Современное менеджерское мышление характеризуется определенным образом мыслей, складом ума и методом дей-ствий. Его основные качества следующие.
Многодисциплинарность подходов к решению орга-низационных проблем.
Многоаспектность рассмотрения системы управления (страты, слои, эшелоны, реальные и концептуальные эле-менты и т. д.) и понимание относительности оптимально-го решения.
Необходимость учета и нахождения компромисса (кон-сенсуса) интересов основных субъектов, затрагиваемых ре-шением.
Рассмотрение предприятия как открытой системы. Его успех определяется прежде всего не внутренними фак-торами -- рациональной организацией производства, сни-жением затрат за счет мобилизации внутрипроизводствен-ных резервов и повышения производительности труда, а внешними, способностью приспосабливаться к их измене-нию. Это другая организационная культура: менеджер не исполнитель, а предприниматель; организационные меха-низмы приспособлены к решению новых проблем в боль-шей мере, чем к контролю за старыми; жизненно важным для предприятия становится обучение персонала.
Рассмотрение предприятия как социальной системы. Это означает понимание того, что она:
Ё включает совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их поведение труд-но предсказать;
Ё имеет обратную связь (отсюда важно прогнозировать поведение людей на то или иное событие или реше-ние);
Ё полна неопределенностей;
Ё эволюционна, квазисамоорганизуема;
Ё склонна к сотрудничеству, коллегиальности, комп-ромиссу.
3. Модель управления
В современном управлении не обойтись без образа моде-ли. Модель -- это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и характерные чер-ты объекта в систематическом виде. Модель -- это всегда упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему. Поэтому ее использование требует:
Ё правильного выбора самой модели,
Ё понимания области применения,
Ё интерпретации результатов менеджерами.
Особенно важно правильно выбрать модель для слож-ных объектов, характеризующихся многоаспектностыо, слабой структуризацией, комплексностью проблем. Бесспор-но, такими объектами являются предприятия, системы управления ими и процессы их реорганизации. Для них характерно:
Ё иерархическое строение, требующее для своего ре-шения наличия аналитической команды;
Ё отсутствие готовых образцов решения, которые до-статочно лишь «скопировать»;
Ё включение многих переменных, обладающих много-сторонними связями.
Система управления, являющаяся сложным объектом, не может быть отражена одной, моделью, пусть далее и сложной, поэтому в подобных ситуациях, когда речь идет о сложных иерархизированных системах, необходима сис-тема моделей для наиболее адекватного отражения сущно-сти объекта.
Существует большое число различных модельных пред-ставлений о предприятии и управлении. Приведем при-мер. Если раньше корпорация понималась как машина, не имеющая собственной цели, а служащая инструментом для своих владельцев, средством достижения их цели-- извлечения прибыли, то при таком подходе предполагает-ся, что организация функционирует эффективно лишь тог-да, когда она «отрегулирована» заранее с помощью уста-новленного порядка, обязанностей должностных лиц, слу-жебных наставлений.
Если рассматривать корпорацию как организм, то вы-является такая ее особенность, как наличие собственных целей, главными из которых являются выживание и рост. «Прибыль корпорации во многом стали рассматривать примерно так же, как кислород для живого организма: необходимость, но не смысл жизни».
Как и при первом подходе, корпорация не ответственна за достижение целей ее частей -- работников.
Корпорация как организация. При этом подходе орга-низация представляет собой целенаправленную систему, которая является составляющей другой целенаправленной системы, а части ее -- люди -- имеют собственные цели. Корпорация при таком представлении имеет свои цели, | несет ответственность перед обществом -- более крупной системой, частью которой она является* и перед своими работниками, которые имеют свои индивидуальные цели.
В последнее время в системе управления выделяют на-ряду с «твердой» составляющей (оборудование, приборы, материалы, информационные технологии) «мягкую», к которой относится персонал. Он является носителем:
Ё стержневой идеи (миссии) хозяйственной деятель-ности;
Ё культуры организации;
Ё профессионального состава, квалификационного, ин-теллектуального и амбициозного уровней;
Ё нормативной базы (инструкций, правил, актов и тому подобного);
Ё организационной «патологии» (недостаточной мотива-ции, нечеткости целей, низкого управленческого по-тенциала).
4. Основные функции управления
Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной со-ставляющей. Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятель-ности, выделившейся в процессе разделения управленче-ского труда, которая осуществляется специальными при-емами и средствами.
В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось единого подхода к классифика-ции функций управления.
Так А. Фаойль, основатель школы административного управления, выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточ-нил классификацию, предложив семь функций: планиро-вание, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в облас-ти управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руко-водство) и контролирование. Г. Кунц и С. ОДоннел - планирование, организацию, комплектование штатов, ру-ководство и лидерство, контроль.
Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия - цель), планирова-ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.
Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, вза-имосвязана с главной целью организации и другими под-целями, адресна и контролируема.
Функция планирования реализуется через план, кото-рый представляет собой целенаправленный комплекс ме-роприятий, содействующих достижению поставленных це-лей в соответствии с задачами развития самой организа-ции, ее потенциалом.
Функция организации непосредственно связана с реа-лизацией разработанного плана. Она характеризуется преж-де всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также уста-новлением взаимосвязей между различными направления-ми деятельности. Таким образом, важным моментом в орга-низации является четкость функциональных обязаннос-тей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.
Эффективность предпринимаемых действий зависит все-цело от уровня и характера мотивации к развитию со-трудниками организации, поэтому формирование позитив-ной мотивации у сотрудников, направленной на достиже-ние профессионального роста и благополучия организа-ции, является одним из важных условий.
Главная задача координирования - достижение согла-сованности в работе всех звеньев организации путем уста-новления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливает-ся взаимодействие между всеми элементами системы уп-равления, маневрирование ресурсами, обеспечивается един-ство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой коман-ды и персонала организации.
Под функцией контроля следует понимать вид управ-ленческой деятельности, благодаря которому можно удер-жать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или пла-нами. Функция контроля осуществляется по двум на-правлениям:
контроль за выполнением работ, намеченных пла-ном;
меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
Главные инструменты выполнения этой функции -- на-блюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее приня-тых планов. Эффективно поставленный контроль обяза-тельно должен быть ориентирован на результат, быть объек-тивным, своевременным, экономичным и простым.
Функция оценки в системе управления призвана обес-печить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, ру-ководителем и т. д.).
Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в мире складывается новая культура управлен-ческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения социаль-ного результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, опера-ций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая сравнитель-но недавно ступила на новый для нее путь рыночных от-ношений, не пройдя длительного этапа социализации рын-ком. Процессу трансформации подверглись все сферы об-щественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, став-шие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях. Специфика вышеобозначенных управленческих проблем и направлений находится в ис-следовательском поле социологической науки, а психоло-гическая составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее глубокое знание о при-роде социального управления, его закономерностях функ-ционирования и развития.
Заключение
В данном реферате были выделены основные подходы к управлению, изучили системы управления, а также модель и функции управления. Подытожим самое основное, что необходимо знать об управлении.
Управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект.
Система управления - это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления. В системе управления, в свою очередь, выделяются та-кие системы (подсистемы), как:
Ё принятия решений,
Ё информационная,
Ё планирования,
Ё повышения квалификации,
Ё мотивации,
Ё учета и др.
Целостное представление о системе основывается на по-нятиях:
Ё открытой системы;
Ё взаимодействия с внешней средой;
Ё анализа характеристик, при изменении которых ме-няется взаимодействие с внешней средой.
М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стра-тифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.
В современном управлении не обойтись без образа моде-ли. Модель -- это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и характерные чер-ты объекта в систематическом виде. Модель -- это всегда упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему. Поэтому ее использование требует:
Ё правильного выбора самой модели,
Ё понимания области применения,
Ё интерпретации результатов менеджерами.
Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятель-ности, выделившейся в процессе разделения управленче-ского труда, которая осуществляется специальными при-емами и средствами.
Основные функции управления: целеполагание (миссия - цель), планирова-ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.
Библиографический список
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. -- М., 1997. С. 34.
2. Дракер 17. Посткапиталистическое общество // Новая пост-индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Ино-земцева. -- М., 1999. - 292 с.
3. Гвишиани Д.Н. Предисловие к книге Кунца Г. и ОДоннела С. Управление: системный и ситуационный анализ управленче-ских функций. Т. 1. -- М.: Прогресс, 1981. -- 422 с.
4. Государственная служба РФ: основы управления персона-лом / Под общ. ред. В.П. Иванова. -- М.: Известия, 2003. -- 117 с.
5. Гулиев М. А. Социология и психология управления / М. А. Гулиев, С. Н. Епифанцев, С. И. Самыгин. - Ростов н /Д : Феникс, 2006. - 409 с.
6. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М., 1993.
7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. -- 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2002.- 349 с.
8. Урбанович А. Л. Психология управления: Учебное пособие. -- Мн.: Харвеет, 2005. - 329 с.
9. Шепелева Ю.Е. Муниципальное управление: организацион-но-правовой аспект. -- М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2006. - 353 с.
10. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. Т.1. -- М., 1992. -- 525 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |