СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Ассортимент игрушек его классификация икачества
1.1 Сырье, ассортимент, классификация и потребительскиесвойства
игрушек
1.2 Факторы, формирующие качество игрушек, факторы,сохраняющие качество игрушек и дефекты товаров
1.4 Показатели качества детских игрушек, методы их оценки
2. Анализ ассортимента игрушек, реализуемых в магазине«Мир Барби»
2.1 Анализ структуры ассортимента игрушек, реализуемых вмагазине «Мир Барби»
2.2 Анализ основных показателей ассортимента игрушек
2.3 Оценка качества товаров
2.3.1 Органолептическаяоценка качества игрушек
2.3.2 Анализконкурентоспособности
2.4 Пути совершенствования объема продаж игрушек
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как иистория самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно споявлением человека. Надо было как-то занимать детей в первобытном племени – иих мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первыеигрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянныефигурки, куклы, погремушки.
Игрушки и игры на всех этапах развития обществаотражали в своеобразной форме материальную и духовную жизнь людей. Велико идейно-воспитательноезначение игрушек в формировании личности ребенка. В жизни ребенка игра имееттакое же значение, какое у взрослого работа, творческая деятельность. Поэтомуигрушки должны служить средством познания мира ребенком, воспитыватьпатриотизм,- любовь к труду, рождать мечту, развивать мысль.
Большое вниманиеследует обращать на художественное оформление игрушек, чтобы с малых летвоспитывать в ребенке чувство красоты. Игрушка должна рождать в ребенке желаниесделать все своими руками, приучать к труду, знакомить с разными профессиями.Этим целям служат игрушки с профессиональным укладом — Юный сигнальщик, Зарулем, Маленькая хозяйка, Доктор Айболит, швейная машинка, набор инструментов.Логические игрушки, головоломки помогают развитию логического мышления ребенка.
Игрушки должны быть прочными. Конструкция их должнаобеспечивать безопасность ребенка, а также возможность ремонта в домашнихусловиях. Плохо сделанная, быстро ломающаяся или портящаяся игрушка приноситребенку не радость, а огорчение. Поэтому к качеству, содержанию и оформлениюигрушек надо предъявлять очень высокие требования.
В этом и состоит актуальностьвыбранной темы.
Целью курсовой работы является исследование ассортимента икачества игрушек, реализуемых в сетевом магазине «Мир Барби».
В соответствии сцелью, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
· рассмотреть классификацию,ассортимент игрушек;
· изучить сырье, применяемое дляизготовления игрушек;
· проанализировать показателиассортимента игрушек, реализуемых в магазине;
· провестиорганолептическую оценку качества мягконабивных игрушек.
Объектомисследования являются особенностиигрушек.
Предметисследования: ассортимент и качествоигрушек, реализуемых в магазине « Мир Барби».
Принаписании данной работы были использованы различные источники: периодическаяпечать, учебники, монографии.
1. АССОРТИМЕНТ ИГРУШЕК ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ ИКАЧЕСТВА
Детская игрушка –товар, спрос на который растет прямо пропорционально увеличению благосостояниянаселения страны и росту рождаемости. А т.к. политика государства направлена наувеличение рождаемости в стране, и вопросам детства уделяется много внимания,аналитики пророчат рынку детских игрушек светлое будущее. 1.1 Сырье,ассортимент, классификация и потребительские свойства игрушек
Современный ассортимент игрушек включает, более 10тыс. наименований.
Большое количество игрушек классифицируют по многимпризнакам: виду основного материала, из которого они изготовлены; в зависимостиот основной педагогической функции, выполняемой игрушкой; возрасту детей, длякоторых игрушка предназначена; назначению в играх; видам. [21, с.104]
По виду основного материала игрушки группируют так:пластмассовые, резиновые, металлические, деревянные, текстильные,бумажно-картонные, стеклянные, керамические, из папье-маше и др.
В зависимости от основной педагогической функцииразличают игрушки для детского технического творчества, подвижных и спортивныхигр, настольные, образные, игрушки-забавы, музыкальные, аттракционные,дидактические, конструкторы для опытов и фокусов, елочные украшения. Различаютигрушки для индивидуальных и коллективных игр.
По возрастному назначению подразделяют для детейвозрастных групп:
· ясельного — первая группа раннеговозраста (1-й год жизни ребенка), вторая группа раннего возраста (2-й год жизниребенка), первая младшая группа (3-й год жизни ребенка);
· дошкольного — вторая младшая илисредняя группа (4-й и 5-й годы жизни ребенка), старшая группа (6-й год жизниребенка), подготовительная группа к школе (7-й год);
· школьного — младший возраст (7—12лет), средний (11—15 лет), старший (14—18 лет).
Ассортимент игрушек по возрастному назначению делят подругой возрастной шкале: для детей до 3-х мес.; 3-8 мес, 8 мес-1,5 года; 1,5-2года; 2-3 года; 3-5 лет; 5-7 лет; 8-11 лет; 11-15 лет и старше 15.
По назначению в играх игрушки условно подразделяюттак:
· игрушки для детей раннего возраста(до года), способствующие развитию органов чувств, координации движений,восприятию формы и обобщенного образа.
Так, погремушка в виде колец, фигурок, издающая привстряхивании звук, и зуборезка в форме кольца или другой фигуры,предназначенная для жевания при прорезывании зубов у ребенка. [12, с.97]
· игрушки для спортивных и подвижныхигр, предназначенные для физического развития ребенка, способствующие развитиюсообразительности, находчивости, дисциплинированности, применяются они вколлективных играх;
· образные игрушки, знакомящие сназначением различных предметов;
· игрушки и наборы игр, необходимыедля организации коллективной игры;
· настольно-печатные игры и игрушки,предназначены для игровой деятельности детей на ограниченной горизонтальнойповерхности: игры дидактические — для ознакомления детей с окружающей средой,предметами и явлениями, видами труда, пространственной ориентировкой в игровойформе и. обучения; игры-головоломки, предназначенные для решения задач насообразительность, ловкость; книжка-игрушка с игровыми деталями или движущимисячастями, предназначенными для игры; книжки-раскраски и картинки переводные;картинки вырубные для настольных игр или для украшения новогодней елки;аппликация — для изготовления картинок и орнаментов из бумаги и ткани,предназначенных для украшения костюмов или художественного творчества ребенка;штампик-игрушка, элементом которой является резиновая, пластмассовая илидеревянная форма с изображением какого-либо предмета на рабочей поверхности ипредназначенная для печатания краской рисунков или текстов;
· игрушки и наборы, позволяющиесамостоятельно проводить опыты по физике, зоологии;
· игрушки и наборы для труда,помогающие овладевать трудовыми навыками;
· игрушки для детского творчества —конструкторы универсальные или набор деталей, крепежных элементов,инструментов, предназначенные для сборки разных конструкций; конструкторы;инструмент, предметы, оборудование, специально предназначенные для творческойдеятельности детей; двигатель игрушки, преобразующий разные виды энергии вмеханическую и предназначенный для приведения в движение и перемещения игрушки илиотдельных ее частей; материал строительный игровой и игрушка-самоделка;
· декоративные игрушки, развивающиехудожественный вкус и способствующие эстетическому воспитанию;
· игрушки-забавы;
· игрушки музыкальные,воспроизводящие звуки музыкального звукоряда; они могут бытьэлектромузыкальными — электронными или электротехническими;
· куклы — игровые, голыш, внациональном костюме, мягконабивные и театральные, предназначенные длятеатральных представлений в одежде из тканых и нетканых материалов, меха, кожи,пленки; игрушка в виде скульптуры (человек, в т.ч. сказочный или литературныйгерой);
· фигурки людей и животных — игрушкив виде скульптуры, прообраз которой человек или животное; скульптура человека водежде, которая составляет единое целое со скульптурой;
· транспортные — это игрушки,изображающие тот или иной вид транспорта; космическая техника — разные аппаратыи приборы для изучения космического пространства; сельскохозяйственная техника— машины или орудия труда для сельскохозяйственных работ; строительная техника— машины, применяемые при строительстве всех видов сооружений; промышленноеоборудование — станки, машины, механизмы, применяемые на промышленныхпредприятиях; военная техника — машины, механизмы, устройства, орудия, оружие,предназначенные для игр; [19, с.127]
· игрушки обихода — игрушки,изображающие предметы быта человека и предназначенные для детских игр: мебелькукольная и игровая; дом кукольный; посуда; предметы для игры с песком, снегом,водой; инвентарь детский садово-огородный; карнавальные принадлежности; костюмытеатральные; одежда, коляска и санки кукольные.
По принципам действия и механизмам движения различаютигрушки без механизмов; механические (заводные, инерционные, пружинные,рычажные); электротехнические; электромеханические (электротехнические смикроэлект-родвнгателем); электронные; пневматические; магнитные;пиротехнические.
Для нравственного воспитания применяют те игры,которые развивают чувства собственного достоинства, дружбы, чести,решительности и настойчивости. [24, с.187]
Физическое воспитание обеспечивается организацией игрна воздухе в мяч, городки, с песком, на велосипедах, со скакалками; играми наводе, на снегу. Кроме физического воспитания при этом прививается любовь ктруду. В процессе игр дети прилагают физические и психические усилия, которые вбудущем применяются людьми в процессе труда.
Сырье. Игрушки иигры классифицируют по материалам, применяемым в их производстве. Причем к томуили иному виду игрушку относят в зависимости от того, какой материал преобладает.Различают игрушки: металлические; пластмассовые; деревянные; стеклянные;фарфоровые и фаянсовые; бумажные и картонные; древесноволокнистые и изпапье-маше; мягконабивные; резиновые; электрогирлянды. [25, с.117]
Структура ассортимента игрушек в нашей стране поисходному материалу выглядит так: из пластических масс — 40%, металлов — 20,мягконабивных — 10, деревянных — 7, резиновых — 5; древесно-стружечныхматериалов — 1, папье-маше — 1, из бумаги и картона (полиграфические игрушки;настольные игры, книги-игрушки) — 7; стеклянные елочные украшения — 8,комбинированных и других материалов — 1 %. (Прил. 4, рис. 1)
Игрушки, изготовленные из пластических масс, имеют рядпреимуществ перед другими: наименее трудоемки в изготовлении, хорошоокрашиваются в различные яркие цвета, не теряют свойств под влиянием влаги,обладают хорошими гигиеническими свойствами, в большинстве случаев не горючи.
Также для изготовления игрушек используют полиэтилен,полистирол, поливинилхлорид, капрон, пенополиуретан (поролон). [18, с.164]
Полиэтилен обладает рядом положительных свойств(эластичность, упругость), благодаря которым игрушки из полиэтилена недеформируются и не бьются. Наиболее распространенными видами, игрушек изполиэтилена являются куклы, фигурки людей и животных, полые изделия,технические. Эти изделия вырабатывают преимущественно методом экструзии. Литьемпод давлением из полиэтилена изготовляют посуду, ванночки, ведерки, совки,ветви искусственных елок, формочки для игр с песком.
Поливинилхлорид используют для изготовления надувныхмячей, водоплавающих игрушек (круги, утки, гуси, лебеди, крокодилы), кукол.Игрушки получаются мягкими, полупрозрачными или непрозрачными, окрашенными вразличные цвета (в массе или по поверхности).
Капрон применяют для изготовления технических игрушек,наборов конструкторов, игрушек с микроэлектродвигателями, корпусов машин,деталей педальных автомобилей, некоторых деталей велосипедов. Игрушки из негоупругие, стойкие к истиранию. Капрон перерабатывают в игрушки прессованием,литьем под давлением, вытяжкой и выдуванием. Недостатком игрушек из капронаявляется их способность (слабая) к воспламенению.
Поролон применяется для выработки фигурок зверей,театральных игрушек, карнавальных принадлежностей, кукол, кубиков, корабликов идр. Эти игрушки производят плоскостными и объемными, характеризуются легкостью,водо-, тепло-, и морозостойкостью, механической прочностью, бывают чаще белымиили окрашенными в разные цвета. Получают их разными методами: склеиванием скартоном, тканями или трикотажными полотнами; резанием и свариванием.Недостатком игрушек является их хрупкость.
Аминопласт — хороший материал для изготовления игрушек«строительных материалов», наборов для игр с песком, посуды, совков, лопаточек.Игрушки являются чаще не прозрачными, ярко окрашенными, химически стойкими.Получают их прямым прессованием из таблеток или пресс-порошков. Недостаток этихигрушек — хрупкость и способность к старению. [21, с.104]
В последние годы очень популярными сталиигрушки-головоломки, изготовленные из различных пластических масс. [16, с.154]
Ассортимент игрушек-головоломок непрерывнорасширяется. В настоящее время он насчитывает 40 наименований таких изделий.
Металлические игрушки изготовляют для детей всехвозрастных групп. По способу изготовления они бывают штампованные,слесарно-механические, литые из легкоплавких сплавов; по степени сложности (поконструкции) — простые и сложные; по исходному материалу — из черной и белойжести; из листовой стали, из сплавов цветных металлов и комбинированныхматериалов (металлов и пластических масс или в комбинации с древесиной). Частометаллические игрушки комплектуют заводными пружинами, электродвигателями,приводящими их в движение.
Игрушки покрывают масляными и эмалевыми красками,лакируют, хромируют, оксидируют. Их могут расписывать по окрашеннойповерхности.
Ассортимент металлических игрушек включает такие виды:конструкторы, детали машин, машины, инструменты, двигатели, станки; кухонные истоловые принадлежности; садово-огородный инвентарь.
Наиболее распространенными игрушками являютсятранспортные средства и разные приспособления к ним: машины легковые игрузовые, специальные машины (пожарные, скорой помощи, вездеходы), самолеты,вертолеты, тракторы, поезда. Часто такие игрушки комплектуются управлениемдвижения (движение прямо, по кругу, по восьмерке, задний ход). Электрическиеисточники энергии (элементы, батареи и аккумуляторы) приводят машины вдвижение, осуществляют световую и звуковую сигнализацию. Значительный удельныйвес в ассортименте металлических игрушек занимают оптические и электрическиеаппараты: фото- и киноаппараты, бинокли, проекционные аппараты, фильмо- идиаскопы, телефонные звонки, музыкальные инструменты (духовые, металлофоны),домашние машины, игрушки-забавы. [11, с.129]
Резиновые игрушки по способу выработки подразделяют наформованные, монолитные, надувные.
Формованные игрушки хорошо передают рельеф поверхностии скульптурную форму. К ним относят фигурки людей, животных, рыб, птиц, куклыразных размеров, куклы-голыши, погремушки, мячи.
К монолитным игрушкам относятся кораблики и катера,машины, фигурки животных.
Надувные игрушки изготовляют клеевым способом:воздушные шары, мячи, фигурки водоплавающих птиц, рыб, крокодилов, сказочныхгероев, круги. Многие из них комплектуются механизмом для озвучивания;некоторые имеют подвижные конечности, что делает их очень занимательными.
Деревянные игрушки по способу изготовленияподразделяют на столярные, токарные, выпиленные из фанеры, резные и плетеные;по способу отделки — неокрашенные, сохраняющие натуральный цвет древесины;расписанные «по белью»; лессированные, т. е. окрашенные и покрытые затем тонкимслоем прозрачного лака; окрашенные и полированные; окрашенные эмалевыми илимасляными красками с последующим покрытием масляным лаком. Ассортимент столярныхигрушек разнообразен. Он включает строительные материалы; транспортные игрушки;различные конструкторы; игрушки для детского труда; кукольную штучную иликомплектную мебель.
Ассортимент токарных игрушек разнообразен. Этобочонки, матрешки, пирамиды, кегли, городки, строительные наборы; разныекаталки на колесах — конь на платформе и колесах, каталки-тележки.
Выпиленные игрушки изготовляют из фанеры. Эторазличные фигурки людей, птиц и зверей. Они окрашены и покрыты лаком.
Резные игрушки — это изделия народных художественныхпромыслов. Занимают небольшое место в ассортименте игрушек. Большинство из нихне окрашивается.
Текстильные игрушки называют мягконабивными.Ассортимент их очень разнообразен: куклы, фигурки животных, птиц, героевдетских сказок, театральные игрушки. Они чаще всего предназначены для детейясельного, дошкольного младшего и среднего возраста.
Ассортимент настольно-печатных игр включает игры типалото: транспортное, зоологическое, ботаническое, географическое.
Книжки-игрушки представляют собой печатныепроизведения. В них имеются небольшой текст и художественно оформленныеиллюстрации. Текст включает сказки, стихи, приключенческие рассказы.
Елочные украшения изготовляют из разных материалов:стекла, пластмасс, бумаги, картона, металла. Наиболее разнообразен ассортиментелочных украшений из стекла. По отделке они бывают посеребрянные иалюминированные с последующей подкраской цветными нитролаками, казеиновыми исиликатными красками. Виды елочных украшений разнообразны — шишки, шары,колокольчики, звезды. [9, с.104]
Для освещения елок применяют электрические гирлянды,которые комплектуются электрическими лампочками, окрашенными в различные цветаили бесцветные лампочки, вставленные в разноцветные пластмассовые шишки илишары. Лампочки в гирляндах бывают фигурные и обыкновенной формы.
Из картона и бумаги изготовляют разные маски,полумаски, конфетти, хлопушки, серпантин, флажки, бумажные гирлянды,складывающиеся фигуры из бумаги. 1.2 Факторы,формирующие качество игрушек, факторы, сохраняющие качество игрушек и дефектытоваров
Для производства игр и игрушек разрешаетсяиспользовать любые виды сырья и материалов при условии отсутствия выделения изних (в воздушную и модельные среды) химических и токсических веществ в концентрациях,превышающих установленные нормы для воды питьевой и изделий, предназначенныхдля контакта с пищевыми продуктами. [7, с.106]
Весь ассортимент выпускаемых игрушек, согласно ГОСТа25779-90, делится несколько категорий. Отдельные требования предусмотрены длядетей в возрасте: до 1-го года, до 3-х лет, старше 3-х лет, а также определенытребования для игрушек из различных материалов. [2]
Доброкачественныеигрушки должны быть правильной формы, красивы на вид, безотказно действовать иотвечать гигиеническим и санитарным требованиям. Поверхность игрушек должнабыть тщательно отделана и не иметь царапин, подтеков краски, пятен, следовкоррозии.
Швы в мягконабивныхигрушках должны быть прочными. [2, с.7]
В транспортныхигрушках колеса должны быть без перекосов, легко вращаться и не выпадать.
Окрашенныедеревянные игрушки (пирамидки, грибки, матрешки и шары) после смачивания недолжны тускнеть.
В металлическихигрушках надо, чтобы детали были прочно соединены, заводной механизм работалисправно, а его крепление обеспечивало безотказность пользования игрушкой.
В металлическихконструкторах все детали должны быть изготовлены без перекосов, заусенцев иострых режущих кромок. Соединительные винты и гайки должны иметь хорошуюрезьбу, свободно ввинчиваться и вывинчиваться.
Надо, чтобыпластмассовые игрушки были прочными и упругими: при надавливании пальцем неповерхности полых игрушек не должно оставаться следов прогиба. [2]
В резиновых игрушкахне допускаются посторонние включения, слипание внутренней поверхности, липкостьнаружной поверхности и др.
Надувные игрушки внадутом виде должны сохранять правильную форму и быть устойчивыми на ровнойповерхности.
В текстильныхигрушках набивка должна быть равномерной и плотной, выкройка деталей –обеспечивать правильную форму фигуры.
До подачи в торговыйзал игрушки проходят предпродажную подготовку, которая включает в себя:идентификацию продукции, проверку количества, комплектности, наличиямаркировки, ярлыков и пломб, распаковку, осмотр внешнего вида, переборку,протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств.[8, с.198]
Розничная продажаигрушек может осуществляться в специализированных магазинах или отделахмагазинов, павильонах. [10, с.215]
Продавцыобеспечивают наличие единообразных и четко оформленных ценников на игрушки суказанием наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, датыоформления ценника, подписи материально-ответственного лица или другогодолжностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен,печатью (штампом) торговой организации.
При передаче товарапокупателю игрушки должны быть распакованы и предъявлены для визуальногоосмотра, одновременно передаются, установленный изготовителем игрушек,необходимый комплект принадлежностей, а для электромеханических игрушек –гарантийный талон, заполненный по всем правилам продаж отдельных видов товаров.[7, с.102]
По требованиюпокупателя, продавец должен ознакомить его с основными правилами работы иинструкцией по сборке (эксплуатации) игрушек.
Дефекты. 80% всех дефектов,которые выявляются в процессе производства и использования изделий, обусловленынедостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструированияи подготовки его производства. [21, с.114]
60% всех сбоев,которые возникают во время гарантийного срока изделия, имеют свою причину вошибочной, поспешной и несовершенной разработке. Наиболее часто встречающиесядефекты игрушек: острые, режущие кромки и заусенцы на металлических ипластмассовых деталях из-за плохой зачистки. На пластмассовых деталяхвследствие низкой температуры формы возможны такие дефекты, как коробление,следы холодного спая. Из-за нарушения температурных режимов возможен подгар,волнистая поверхность и утяжины. Часто встречается дефект посеребрение —единообразная поверхность. Не допустим дефект мраморность или вкрапления массыдругого цвета, кроме случаев, предусмотренных образцом-эталоном.
При выдувке стеклянных елочных украшений наиболеечасто встречаются следующие дефекты: непродув или нечеткая форма рельефа из-занеравномерного разогрева пульки и недостаточной подачи воздуха на выдувку;зажимы на усике вследствие кривой оттяжки пульки, а при ручной выдувке — из-занеправильной оттопки; микротрещины из-за наличия остаточного напряжения встекле (быстрый спад температуры); побеление (матовость) нитролаковогопокрытия, возникающее при пониженной температуре (ниже —18°С) и повышеннойвлажности окружающей среды.
На деревянных игрушках возможны выпадающие или гнилыесучки и шероховатая поверхность из-за некачественной обработки.
Дефекты мягконабивных игрушек: залысины из-занекачественного расчесывания швов и вследствие тугой неравномерной набивки,искажение образа; латексных — незаделанные поры; резиновых и пленочных —негерметичность, а также липкая поверхность (резиновых игрушек). Все дефектывнешнего вида и показатели качества регламентируются НТД на данный вид игрушек.[21, с.107]
Игрушка считаетсякачественной, если она выдержала все испытания и соответствует требованиям НТД.
Маркировка,упаковка, транспортирование и хранение игрушек (игр) должны осуществляться всоответствии с ГОСТ 257779- 90.
Маркировка.Маркировку наносят непосредственно на игрушки, на потребительскую, групповую итранспортную тару. [2, с.9]
Кукол в одежде и мягконабивные игрушки маркируют путемприкрепления ярлыков или медальонов. Маркировку игровых наборов, состоящих изнескольких изделий или отдельных деталей, стеклянных елочных украшений наносят напотребительской таре.
Маркировку непосредственно на игрушку наносят вместах, указанных в нормативно-техническойдокументации на конкретный вид игрушек или группу игрушек. Способы нанесениямаркировки: в пресс-форме, выдавливание при штамповке, тиснение, штемпелевание,выжигание, типографский, прикрепление ярлыка или медальона.
Маркировка игрушек должна содержать товарный знак илитоварный знак и наименование предприятия-изготовителя и розничную цену. Вдополнительной маркировке указывают: для моделей-копий — масштаб, чарку илинаименование модели; для игрушек с использованием химических элементовэлектропитания — полярность; для заводных игрушек—наименование завода.
В маркировке тары для надувных игрушек из полимернойпленки, предназначенных для игры на воде, дополнительно указывают — «Неприменять для плавания и как спасательное средство», а маркировка тары дляискусственных елок — «Пожароопасно. Обращаться осторожно». Искусственные елкине следует применять при проведении праздников в детских дошкольных и школьныхучреждениях.
На транспортной таре в зависимости от видов игрушек иусловий транспортирования должны быть указаны знаки: для стеклянных елочныхукрашений — «Осторожно, хрупкое», «Верх, не кантовать», «Боятся сырости»; дляигрушек из керамики, фарфора и фаянса — «Осторожно, хрупкое», «Верх, некантовать»; для игрушек из полимерной пленки — «соблюдение интервалатемператур», для мягконабивных игрушек и игрушек из бумаги и картона — «Боитсясырости»; для игрушекпиротехнических — «Боится сырости», «Боится нагрева»; для кукол со вставнымизакрывающимися глазами и звуковыми.приборами — «Верх, не кантовать». [2, с.10]
Для упаковыванияигрушек применяют полиэтиленовые пакеты, имеющие периметр отверстия более 380мм. Они должны иметь толщину пленки не менее 0,038 мм, кроме пакетов изтермоусадочной пленки, целостность которых нарушается при распаковывании игрушки,и пакетов из перфорированной пленки, на каждом участке которой размером 30Х30мм имеются отверстия площадью не менее 1 % площади участка.
Игрушки упаковывают в потребительскую и (или)групповую и транспортную тару. В качестве потребительской тары используюткоробки, пакеты, пачки и сетки. Пакеты должны иметь зажимы или ручки либохудожественно оформленные клапаны, предназначенные для переноса пакета инанесения информационных данных. Разрешается верхнюю часть пикета заклеиватьили заваривать. Потребительская тара должна быть художественно оформлена;должна быть предусмотрена возможность ее применения как игрового элемента. [18, с.118]
Пакеты не должны закрепляться затяжным шнуром иливеревкой
Хранение. Игрушки вупакованном виде должны храниться в закрытом складском помещении притемпературе от 10 до 40°С и относительной влажности воздуха (60 ±10%), настеллажах, на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. При храненииигрушек в транспортной таре высота укладки должна быть не более 2 м. Куклы со вставнымизакрывающимися глазами и звуковыми приборами должны храниться лицом вверх. Недопускается хранение игрушек вместе с кислотами, щелочами и другими химическиактивными веществами.
Проданные игрушки обратно не принимаются, кромеигрушек (игр) с производственными дефектами, обнаруженными после продажи.Запрещается хранить в торговом зале игрушки (игры), возвращенные покупателем.
Сортность.В абсолютном большинстве случаев игрушки на сорта не делят.Нормативно-технической документацией на них установлены конкретные нормыдопусков дефектов внешнего вида материалов, сборки и отделки игрушек.
Для гармоничного развития ребенка необходимы все видыигрушки, т.к. каждая из них выступает в роли своеобразного эталона реальногопредмета и несет не только материальную, но и этическую нагрузку, что и должнобыть отражено в упаковке или сопроводительной документации. 1.3 Показателикачества детских игрушек методы их оценки
Игрушки проверяют согласно требованиям ГОСТ 24971—81«Правила приемки игрушек», ГОСТ 25779—83 «Требования к безопасности и методыиспытаний». Все игрушки должны соответствовать Санитарно-гигиеническим правилами нормам производства и реализации игр и игрушек (СанПиН 42-125-4148—86).Испытания игрушек проводят по ГОСТ 27178—86.
Производству и реализации подлежат игрушки, образцы инормативная документация которых имеют положительные заключения органов иучреждений санитарно-эпидемиологической службы и органов Министерства народногообразования РФ.
Текст, предупреждающий о возможном виде опасностиигрушки (игры), должен быть выделен — набран жирным или полужирным шрифтом.Слово «предупреждение» должно быть выделено прописными буквами. [3, с.118]
При реализации игрушек, которые прикладывают к губам,продавцу запрещается пробовать продаваемые покупателю игрушки и нарушатьцелостность упаковки; у продавца должен быть демонстрационный образец. Проверказвука игрушек при изготовлении и контроле на предприятии должна производиться спомощью воздуходувной установки.
Качество игрушек зависит от применяемой при ихизготовлении фурнитуры. Применяющиеся сейчас пластмассовые глаза, брелоки,пряжки, пуговицы не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к создаваемойигрушке. Они однообразны, не всегда соответствуют по размеру игрушке, не полностьюотвечают оригинальному образу игрушек.
Высокие требования необходимо предъявлять к оформлениюупаковки, которая должна быть не только красивой, но и содержательной. Упаковкадолжна обеспечить сохранность игрушки при транспортировке и хранении. Инструкциик игрушкам должны быть ясными, выразительными и понятными.
Не допускается изготовление игрушек для детей до 3 летиз стекла и ворсованных резин; металлических метательных снарядов или ихэлементов из металла.
Не допускаете использование в игрушках типа погремушекв качестве наполнителя зерен и материалов, объем которых во влажной средеизменяется более чем на 5 %. Не моющиеся натуральные меха и кожи передиспользованием в производстве должны быть подвергнуты влажной дезинфекции.Набивочные материалы должны быть продезинфицированы. Они не должны содержатьтвердых или острых инородных тел (металлическая стружка, гвозди, деревянныещепы, осколки стекла, пластика). Элементы набивки, которые меньше или равны 3мм, должны быть вложены во внутренний чехол, отличный от внешней обивкиигрушки.
Стекло разрешается использовать при изготовленииигрушек для детей старше 3 лет и только тогда, когда это необходимо дляфункционирования игрушек. Края стекла должны быть закруглены.
Тонкое стекло, стеклянное волокно и «искусственныйснег» могут применяться только для изготовления елочных украшений с оптическим(блескообразующим) эффектом при условии прочной фиксации на них «стеклянногоблеска» (при встряхивании не осыпается). Использование гранул полистирола дляизготовления «искусственного снега» запрещается.
Для изготовления оправ объективов оптических игрушекнепосредственного наблюдения (калейдоскопы, фильмоскопы, бинокли),соприкасающихся с лицом, должны применяться полистирол, полиэтилен высокого инизкого давления или другие материалы, которые органами -или учреждениямисанитарно-эпидемиологической службы разрешено использовать для изготовленияизделий, контактирующих с пищевыми продуктами. [10, с.65]
Детали музыкальных духовых игрушек, которыесоприкасаются с губами, погремушки должны быть изготовлены из легкодезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Декоративные или защитные покрытия игрушек должны бытьстойкими к действию слюны, пота и влажной обработке.
Игрушки (игры) серийного производства по внешнему видуи окраске должны соответствовать образцу-эталону, утвержденному в установленномпорядке.
Острые концы крепежных деталей, используемых приизготовлении игрушек, должны быть скрыты. Гвозди и шурупы, кроме декоративных,применяемые при изготовлении деревянных игрушек, должны быть заделаны заподлицоили утоплены.
Устройства, которые используют для соединения частеймягкой игрушки, должны быть без острых краев и выступов. Спиральные пружиныдолжны быть защищены, если расстояние между двумя последовательными витками (внерабочем состоянии) более 3 мм либо может стать 'равным или больше 3 мм придействии на пружину силы 40 Н.
Детали игрушек для детей до 3 лет, изготовленные изметалла, дерева или других жестких материалов, должны быть закреплены в игрушкетак, чтобы их невозможно было отсоединить или разорвать.
В сборно-разборных игрушках для детей до 3 лет(пирамиды, наборы колец, шариков на стержне) не допускаются детали диаметромменее 32 мм.
Прочность крепления деталей игрушек типа погремушекнормируется: они должны выдерживать нагрузку не менее 25Н, Наполнители дляпогремушек должны иметь диаметр не менее 5 мм.
Крупногабаритные надувные игрушки (к ним относятсяигрушки с любым линейным размером более 350 мм), предназначенные для игры наводе, должны быть изготовлены из полимерной пленки толщиной не менее 0,25 ммили резины, иметь не менее двух изолированных воздушных камер и ширину сварногошва не менее 1,5 мм. Нормируется прочность сварного шва и фиксации пробки вклапане игрушки: они должны выдерживать нагрузку не менее 300 Н.
Малогабаритные надувные игрушки должны иметь клапан спрочно фиксированной цельнолитой пробкой, выдерживающей нагрузку 50 Н.
Механизм управления крупногабаритной игрушкой долженбыть безопасным при эксплуатации, соответствующим росту и возрасту ребенка.
Масса игрушки или детали игры (кроме крупногабаритныхили механизированных) не должна превышать: для детей от 7 до 10 лет — 800 г.Масса игрушек типа погремушек, предназначенных для детей до 3 лет, должна бытьне более 100 г. [2, с.118]
Микродвигатели, применяемые в игрушках для детей до 7лет, должны иметь напряжение не более 12 В, в игрушках для детей старше 7 лет —не более 18 В. Напряжение питания игрушек, за исключением елочныхэлектрогирлянд и переключателей к ним, подключаемым к сети переменного тока(127 и 220 В), должно быть не более 12 В.
Игрушки, в которых имеются источники тепла, не должнывоспламеняться во время эксплуатации.
Оптические игрушки с коррекцией угла зрения должныдавать изображение предмета в фокусе высотой не менее 2,75 мм иметь устойчивуюфокусировку оптической системы без самопроизвольного ее изменения.
Бинокли без коррекции угла зрения должны быть сплоскими параллельными стеклами.
В настольно-печатных играх текст должен быть напечатантолько контрастным цветом. Высота букв должна быть не менее 1,75 мм (игры длядетей в возрасте старше 10 лет) и не менее 2,3 мм (игры для детей в возрасте до10 лет). Рисунки (рельеф) игр должны быть четкими. [15, с.39]
Наконечники снарядов метательных игрушек типа «ружье»,«пистолет», «лук» должны быть защищены посредством мягкой резины или присоскидиаметром не менее 20 мм. Допускается изготовление стрелы с магнитными кругамина конце, диаметр которых должен быть не менее 20 мм.
На игрушках, имитирующих холодное оружие (шпаги, нож),не допускаются острые концы и режущие кромки.
Влажность деталей игрушек из древесины должна быть невыше 12%. Раскрашенные деревянные игрушки должны быть покрыты бесцветнымилаками. Поверхность этих игрушек должна быть гладкой и тщательно обработанной.Не допускаются коробление, трещины, заусенцы, щели в количестве, превышающемнормы НТД на данный вид игрушек.
На шнурах для игрушек на колесиках или роликах недолжно быть нескольких последовательных узлов при узловых соединениях. Толщинашнура игрушек для детей до 3 лет не менее 2 мм, на конце имеется ручка в видешарика, цилиндра.
При испытании игрушек органолептически проверяют ихвнешний вид, характер поверхности (сухая, липкая, гладкая), наличие дефектов.Размеры игрушек и их деталей (в т.ч. диаметра наполнителей погремушек)контролируют штангенциркулем. Контроль размеров рисок, царапин и вкрапленийпроводят при освещенности не ниже 300 лк штангенциркулем, линейкой илиспециальными шаблонами. Количество рисок, царапин и вкраплений определяется подсчетом.[18, с.118]
Стойкость покрытия игрушек к влажной обработкепроверяют путем мытья водой температурой 60°С с мылом в течение 3 мин. Послемытья внешний вид игрушки не должен изменяться.
Стойкость покрытия игрушек к действию слюны и потапроверяют в соответствии с методикой санитарно-гигиенических правил.
Массу игрушек контролируют взвешиванием на весах сценой деления 5 г и пределом измерения 10 кг.
Для проверки устойчивости на горизонтальнойповерхности игрушку устанавливают на горизонтальную поверхность, с которой онадолжна соприкасаться всеми точками, предусмотренными конструкцией.
Устойчивость игрушки к опрокидыванию проверяют путемчетырехкратной установки ее на пластине с наклоном пластины на угол 10е.Игрушку поворачивают каждый раз на угол 90° в горизонтальной плоскости (утранспортных игрушек колеса должны быть зафиксированы). В процессе испытанийопрокидываться игрушка не должна.
Прочность сцепления (адгезии) лакокрасочного покрытияс основным металлом контролируют методом решетчатых надрезов. Внешний вид ипрочность сцепления (адгезии) металлических и неметаллических неорганическихпокрытий с основным материалом проверяют методом нанесения сетки царапин.[2, с.97]
Толщину стенок резиновых игрушек проверяют на каждойиз стенок не менее чем в трех местах толщиномером.
Физико-механические показатели резин проверяют наобразцах, вырубленных из готовых игрушек, а упругость игрушек резиновых путемсжатия в руках до соприкосновения стенок игрушки. После деформации игрушкадолжна принять первоначальную форму.
Прочность крепления деталей погремушек, сваренныхультразвуковой сваркой, определяют так: игрушку роняют 5 раз с высоты 100 см настальную пластину толщиной 0,4 см, при этом игрушка не должна разрушаться.Прочность соединения деталей погремушки проверяют динамометром путем приложенияк ним нагрузки 22 Н, при этом игрушка не должна разрушаться.
Прочность крепления тонкого стекла и стеклянноговолокна в елочных украшениях проверяют путем пятикратного встряхивания игрушки.При этом тонкое стекло и стеклянное волокно не должны осыпаться или отрываться.
Отсутствие в набивочных материалах твердых или острыхпредметов проверяют органолептически.
Увеличение объема наполнителя определяют путемизмерения линейкой или штангенциркулем линейных размеров наполнителя до и послевыдерживания в воде при температуре 20 + 3 °С в течение 24 ч. Способностьдеталей музыкальных духовых игрушек, соприкасающихся с губами, и погремушек невпитывать влагу определяют путем взвешивания деталей на настольных гирных илициферблатных весах до и после, выдерживания их в воде при температуре 20±3°С втечение 3 ч.
Наружная поверхность неокрашенных резиновых илатексных игрушек должна быть нелипкой: при соприкосновении игрушки не должныслипаться. Липкость окрашенных игрушек проверяют путем сжатия двух игрушек,сложенных любой из окрашенных сторон под грузом 0,5 кг в течение 10 мин. Послеснятия груза игрушки должны легко отходить одна от другой, при этом не должнынарушаться декоративные покрытия. Липкость внутренней поверхности игрушекпроверяют при заполнении их воздухом в процессе проверки на герметичность: призаполнении игрушки воздухом ее стенки должны легко отходить одна от другой. [6,с. 187]
Прочность окраски ификсации декоративного покрытия в виде ворса на поверхности игрушек проверяют путемдесятикратного протирания поверхности игрушек сухим тампоном изхлопчатобумажной неворсистой ткани: При этом тампон не должен окрашиваться и наповерхности игрушек не должны образовываться участки, непокрытые ворсом.
Стойкость к вычесу волокна прошивного парика (меха)устанавливают методом вычеса через шаблон специальной щеткой.
Качество крепления вставных глаз и звуковых приборовпроверяют путем пятикратного сбрасывания игрушки с высоты 1 м на металлическуюпластину размером не менее 1000Х 1000Х X 4 мм,расположенную на горизонтальной поверхности. При сбрасывании игрушка должнабыть ориентирована вниз стороной, на которой установлены вставные глаза и (или)звуковые приборы. В процессе испытаний вставные глаза и звуковые приборы недолжны выпадать из своих гнезд.
Соответствие деталей конструкторов функциональномуназначению проверяют сборкой двух сложных из приведенных в эксплуатационнойдокументации вариантов конструкций. Оба варианта конструкции должны полностьюсобираться.
Усилие, прилагаемое к органам управления игрушки,проверяют с помощью динамометра с диапазоном измерений 0—5 Н с точностью до0,25 Н.
Номинальное напряжение электропитания игрушкипроверяют в режиме эксплуатации игрушки вольтметром класса точности не ниже2,5. Ток, потребляемый игрушкой в режиме эксплуатации, проверяют амперметромкласса точности не ниже 2,5 при номинальном напряжении электропитания.
Чувствительность электронной игрушки, напряженностьполя радиопомех и коэффициент детонации для игрушек типа «магнитофон» и«проигрыватель» проверяют согласно требованиям ГОСТ 9783—79, ГОСТ23511—79,ГОСТ 22754—83, ГОСТ 18631—83.
Дистанцию управления игрушкой, имеющей приводноедистанционное управление, определяют по длине кабеля, соединяющего игрушку спультом управления. Дистанция управления игрушкой, имеющей беспроводноедистанционное управление, определяется расстоянием от оператора до игрушки, накотором игрушка перестает выполнять хотя бы одну из команд, подаваемыхоператором. Расстояние от игрушки до оператора измеряют рулеткой.
Продолжительность работы игрушки от одного (элемента)комплекта химических источников тока или от одного завода механизмаустанавливают секундомером класса точности не ниже 2 в режиме эксплуатацииигрушки. Время работы измеряют до момента прекращения выполнения игрушкой хотябы одной функции.
Для определения длины пробега заводные и инерционныеигрушки заводят, ставят на горизонтальную поверхность и отпускают. Длинупробега игрушки измеряют рулеткой от места пуска до места остановки игрушки.
Улучшению качества и расширению ассортимента игрушекво многом способствует внедрение прогрессивного оборудования и приспособленийдля производства этих изделий.
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ИГРУШЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ ВМАГАЗИНЕ «Мир Барби»/> 2.1 Анализструктуры ассортимента игрушек, реализуемых в магазине «Мир Барби»
Структуройассортимента товаров называют состав товарных групп, входящих в ассортимент иколичественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях. Обычнодоли (удельный вес) каждой группы рассчитывается по товарообороту.
В магазине структураассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мереудовлетворять потребности населения. С этой целью в данной курсовой работе рассмотримструктуру ассортимента игрушек по следующим классификационным признакам:
— по виду основного(исходного) материала;
— по педагогическомуназначению;
— по возрастномуназначению;
— по назначению виграх;
— по принципамдействия и механизмам движения и т.д.
— по производителю.
Анализ структурыассортимента игрушек проведем на базе магазина «Мир Барби». Был проведен расчетпоказателей ассортимента (широта, полнота, новизна и устойчивость).
В магазине «МирБарби» проведено маркетинговое исследование игрушек.
Было выявлено 5000вида игрушек в магазине «Мир Барби». Была изучена структура ассортимента.Данные поместили в таблицы, для наглядного изображения представлены диаграммыструктур ассортимента.
Провели анализструктуры ассортимента игрушек по исходному материалу, согласно предложению иреализации за 2007г. Данные для анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура игрушек по исходному материалуматериал Число позиций ассортимента, шт. Удельный вес, % металл 1000 20 пластмасса 2000 39 Текстиль, (мягконабивные) 850 17 Дерево 100 2 Резина 400 8 Бумага, картон 250 5 Стекло 50 1 Другие материалы 400 8 Итого 5000 100
Для наглядного изображения представлена диаграмма 1.
/>
Каквидно из таб. 1 и рис. 1 в магазине «Мир Барби» преобладают игрушки изпластмассы (39%), металла (20%), и мягконабивные игрушки (17%).
Этоможно объяснить тем, что представленные в магазине «Мир Барби» пластмассовыеигрушки в наибольшей степени соответствуют покупательскому спросу.
Долястеклянных игрушек составляет 1% это связано с тем, что в основном, это елочныеигрушки, т.е. игрушки сезонного направления и спрос на них носит сезонный характер.Игрушки из резины и комбинированных материалов составляют 8%. Игрушки из бумагии картона составляют 5%, это в основном настольные игры и сборные модели,которые предназначены для детей старшего возраста.
Былаизучена и проанализирована структура ассортимента игрушек по производителю.Данные занесли в таблицу 2, на основе которой была составлена диаграмма (рис.2).
Таблица 2
Структураассортимента игрушек по производителюПроизводитель Число позиций ассортимента, шт. Удельный вес, % Россия 1100 22 Белоруссия 700 14 Польша 1200 24 Китай 1400 28 Дания 50 1 Прибалтика 200 4 США 60 1,2 Англия 40 0,8 Другие страны 250 5 Итого 5000 100
/>
Рис.2 Структура ассортимента игрушек по производителю
Каквидно из таблицы 2, и рис. 2 большая доля ассортимента игрушек приходится напроизводителей Китая (28%), Польши (24%), России (22%). В магазине имеютсяигрушки производителей стран Западной Европы, отличающихся отличным качеством,но этих игрушек мало, т.к. хотя спрос на них и велик, но цена – большая.
Если сравнивать ассортимент запоследнее время, то можно говорить о серьезном ослаблении позиций Китая. А доляроссийских производителей с каждым годом растет за счет вытеснения товаров изКитая.
Далеепроанализируем структуру ассортимента игрушек по возрастному назначению. Данныесведем в таб. 3, на основе, которой составим диаграмму 3.
Таблица 3
Структураигрушек по возрастному назначениюВозрастная группа Число позиций ассортимента, шт. Удельный вес, % Ясельная 2500 50 Дошкольная 1500 30 Школьная 1000 20 Итого 5000 1000
/>
Рис.3 Структура игрушек по возрастному назначению
Каквидно из таблицы 3 и на рис. 3 большую часть ассортимента занимают игрушки длядетей ясельного возраста. Что обусловлено большим спросом на эти игрушки. Этосвязано с тем, что именно в данном возрасте основной вид деятельности ребенка — игра. Доля игрушек для дошкольников занимает тоже большую часть 30%. Удошкольников игра также является основным видом деятельности. Доля игр дляшкольников составляет пятую часть (20%) от всех игрушек. Увеличение продажигрушек этой возрастной группы будет неоправданно, т.к. спрос на игрушки этойвозрастной группы мал. Это связано с тем, что игровая деятельность уходит и напервый план выступает общение со сверстниками.
Втаблице 4 и на рис.4 представлена структура ассортимента игрушек попедагогическому назначению и назначению в играх.
Таблица 4
Структура ассортимента игрушек по педагогическому назначениюи назначению в играхНазначение Число позиций ассортимента, шт. Удельный вес, % Развивающие 1000 20 настольные 100 2 Для спортивных игр 350 7 Образные 200 4 Наборы для труда 150 3 Наборы для опытов 50 1 Для детского творчества 300 6 Игрушки музыкальные 400 8 Игрушки декоративные 50 1 куклы 1100 22 транспортные 900 18 сборные 400 8 Итого 5000 100
/>
Рис. 4 Структура ассортимента игрушек по педагогическомуназначению и назначению в играх
Из таблицы 4, рис. 4 видно, что в магазине ассортиментразвивающих игрушек составляет 22% и ассортимент предметно- образных, вчастности кукол – 10%, на третье место выступают транспортные игрушки.Остальные виды игрушек занимают в ассортименте от 1- 8 %, что достаточно мало.Это является большим недостатком, т.к. магазин посещают не только родителидетей ясельного возраста, для которых и создан ассортимент развивающих игрушек,но и также дети школьного возраста, а игрушки в магазине для них представлены вдостаточно малом количестве 4-5 %. Необходимо разнообразить ассортимент сборныхигрушек, игрушек для детского творчества.
Изучив посетителей магазина по возрасту и полу, выявилиследующее: в основном покупателями игрушек являются женщины в возрасте от 22-30лет, подростки в возрасте 14- 17 лет.
Изучив ценовую политику и цены в магазине «Мир Барби» мывыявили ряд особенностей, данные свели в таблицу 5.
Таблица 5
Структура ассортимента игрушек по ценамЦена, руб. Количество, в шт. Удельный вес, % 100 700 14 100-300 800 16 300-500 1200 24 500-1000 900 18 1000-2000 900 18 2000 и выше 500 10 Итого 5000 100
По ценовому сегменту, исходя из таблицы 5, и рис. 5 намивыявлено, что в основном продукция в магазине «Мир Барби» находится в такихпределах от 300- 2000 руб., самую большую долю занимают игрушки от 300- 500руб. (24%), остальные же виды игрушек занимают примерно одинаковые доли, так от100-300 (16%), от 500- 1000 и от 1000- 2000 — одинаковые доли — 18%. Наибольшаяцена в магазине «Мир Барби» составляет 31000 руб ( Кукла Tonner –производства США).
/>
Рис. 5 Структура ассортимента игрушек по ценам
Изучив спрос игрушекв магазине «Мир Барби», выявили следующие особенности:
Таблица6
Количество проданныхизделий в магазине «Мир Барби» за февраль- март 2009 гг февраль март Кол-во проданных изделий, шт. 3000 3100 Кол- во изделий в магазине, всего 4800 5000
/>
Рис. 6 Продажаигрушек в магазине в изучаемый период
Как видно из таблицы6 и рис. 6 видно, что в магазине «Мир Барби» согласно полученным исследованиямв период — февраль-март 2009 г продажа игрушек составила — в феврале 62,5%, вмарте — 62%, следовательно, спрос на игрушки достаточно велик./> 2.2 Анализосновных показателей ассортимента игрушек
Анализ показателейшироты
Одним из показателейэффективности товарного ассортимента является широта, т.е. число совокупностейтоваров в наборе, выделенном по определенному признаку [14, с. 94].
Коэффициент широтывыражается как отношение действительного количества видов, разновидностей инаименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Расчет производитсяпо формуле:
/>
где,
Кш — коэффициентшироты, %
Шд – количествовидов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии
Шб — базовая широта.
В качестве базовойшироты мы принимаем максимальное количество наименований товаров исследуемойгруппы (игрушки), независимо от производителя, обнаруженное в магазинах г. Москвы(10000 видов).
Мы исследуемассортимент магазина «Мир Барби».
Шб = 10000 видов, Шд= 5000 видов
Кш= 5000 /10000*100% = 50%
Вывод: Коэффициентшироты считается высоким, если стремится к 100%, в нашем случае широтаассортимента в исследуемом магазине -50%, следовательно она недостаточна дляудовлетворения спроса потребителя.
Анализ показателейполноты. Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группыудовлетворять одинаковые потребности.
/>
где,
Кп– коэффициент полноты, %
Пд– количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся вналичии (однородной подгруппы)
Пб– базовая полнота. Определяется аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп.
Ассортиментныйперечень составляет 10000 наименований (Пб).
1) Расчет полноты ассортимента:
Кп1 = 5000/10000=0,5
Кп2= 3800/10000=0,38
Кп3= 5000/10000= 0,5
Полнота ассортиментасоответствует ассортиментному требованию магазина, и спрос на игрушки магазиномудовлетворяется полностью.
Анализ показателейустойчивости
Устойчивостьассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те жетовары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивостихарактеризует устойчивость ассортимента товаров в магазине, и определяется поформуле:
/>
Ку– коэффициент устойчивости, %
У– количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом(условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже приначальном и конечном обследовании).
Шд – количествовидов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии
У= О1 +О2…
О1-количество товаров при каждой проверке.
Оптимальное значениекоэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяженииквартала должно быть не ниже 80%- 90%.
Расчет устойчивостиассортимента:
Ку= (5000+3800+5000)/5000*100%= 27,6 %
Коэффициентустойчивости стремиться к 100 %, следовательно, ассортимент игрушек в магазинеустойчив.
Анализ показателейновизны
Новизна (обновление)ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиесяпотребности за счет новых товаров.
/>
Кн– коэффициент новизны, %
Н– количество новых товаров и наименований товаров
Шд – количествовидов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии
Завремя исследования в ассортименте магазина «Мир Барби» появилось 10 новыхнаименований игрушек, таким образом, Н в этом случае равен 10, а коэффициентновизны составляет:
10/5000* 100% = 0,2 %
Вывод:коэффициент новизны чрезвычайно мал. В результате наших исследований создалосьвпечатление, что ассортимент игрушек в данном магазине недостаточнообновляется./> 2.3 Оценкакачества товаров 2.3.1 Органолептическая оценкакачества игрушек
Качество игрушек в магазине и в лаборатории оцениваютследующими методами: органолептическим и инструментальными (лабораторными).
Оценку качества провели по нормативно – техническойдокументации – ГОСТу — ГОСТ — 26533-85 «Игрушки мягконабивные», ГОСТ — 25779 –90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля».
Органолептическая оценка качествамягконабивныхигрушек используется втовароведении; осуществляется путем тщательного осмотра, растяжения, ощупыванияпродукции(игрушек).
Органолептическими показателями, по которым проводится оценкаявляются: внешний вид, ткань, набивка, звук, цвет, швы, дефекты.
Проведем бальнуюоценку органолептических показателей мягких игрушек, реализуемых в магазине«Мир Барби». Показатели качества определяются на основе ГОСТ — 26533-85 «Игрушкимягконабивные».
Данные представленыв таблице 7.
Таблица 7
Бальная оценка игрушекНаименование изделия Показатели качества в баллах Внешний вид
Ткань
материал набивка звук цвет швы дефекты Сумма баллов Заяц (Китай) 4 5 4 4 3 4 4 28 Кошка (Англия) 5 5 5 5 5 5 5 35 Слон 5 5 5 5 4 5 5 34 Машина пластмассовая 5 5 - 5 5 5 5 35 Конструктор металлический (Россия) 4 5 - - 5 - 5 35
Вывод: анализируя полученные данные, видим, что мягконабивныеигрушки, реализуемые в магазине «Мир Барби» по органолептическим показателямполностью соответствует ГОСТ; согласно бальной оценке, большее количествобаллов имеет мягконабивная игрушка – Кошка, производства Англии (35 баллов)имашина из пластмассы (35 баллов), наименьшее количество баллов имеет игрушка –заяц из Китая (28 баллов), что связано, как было сказано раньше снеудовлетворительным качеством китайских игрушек, а в частности, с большимколичеством дефектов.
По данным группам качество игрушек вмагазине «Мир Барби» высокое. 2.3.2 Анализконкурентоспособности
Конкурентоспособностьтовара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляютинтерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение потребности. [10,c.104]
Для оценкиконкурентоспособности выбран товар – игрушки.
Конкуренциядостаточно большая, т.к. на рынке много предложений.
Насыщение игрушкамипривело к ужесточению конкуренции среди производителей. Падает процент игрушек,производящихся в Китае, что связано, по-видимому, с низким качество игрушекотсутствием их безопасности.
Для анализа рынка поценовому сегменту были произведены исследования в магазинах: «Мир Барби»,«Детский мир», магазин детских игрушек, находящийся в торговом центре «ГРИНН».
Рассчитаем конкурентоспособностьмагазина «Мир Барби» по формуле:
К = /> (1)
где К — коэффициентконкурентоспособности должен стремиться к 1.
Цена эталона — самаянизкая/самая высокая цена на аналогичный товар разных продавцов.
Цена исследуемогообразца – это цена на аналогичный товар на исследуемом предприятии.
Расчеты сведены втаблицу 8.
Таблица8
Конкурентоспособностьигрушек в магазине «Мир Барби»Образец товара Предприятие Конкуренты Конкурентоспособность вывод «Мир Барби», руб «Детский мир», руб. Магазин «ГРИНН» Кукла (Англия) 2500 2400 - 0,96 конкурентен Машина коллекционная Пежо (Польша) 600 650 700 1.17 конкурентен Песочный набор (Польша) 150 125 130 0,8 менее конкурентен
К1 =2400/ 2500 = 0,96
К2 = 700/600 = 1,17
К3 =130 / 150 = 0,8
Вывод: В результатерасчетов видно, что игрушки разных видов, реализуемых в магазине «Мир Барби»конкурентоспособны, т.к. коэффициент конкурентоспособности больше 1, хотяимеется ряд изделий, у которых коэффициент конкурентоспособности занижен. Этосвязано, по-видимому, с тем, что магазин «Мир Барби» имеет неоправданнозавышенную торговую надбавку.
Итак, в результатеоценки конкурентоспособности продукции магазина «Мир Барби» можно сделать выводо том, что продукция этого магазина достаточно конкурентоспособна. И достаточнадля удовлетворения спроса населения.
Итак, можно сделатьследующие выводы:
· ассортиментигрушек в магазине «Мир Барби» составляет 5000 позиций;
· в магазинепреобладают игрушки из пластмассы, металла и мягконабивные игрушки;
· большая доляассортимента игрушек приходится на производителей Китая, Польши, России. Вмагазине имеются игрушки производителей стран Западной Европы, отличающихсяотличным качеством, но этих игрушек мало. Необходимо разнообразить ассортиментигрушек путем закупок игрушек из стран Западной Европы, которые отличаются покачеству;
· в магазинебольшую часть ассортимента занимают игрушки для детей ясельного возраста. Чтообусловлено большим спросом на эти игрушки, можно предположить расширитьассортимент игрушек за счет увеличения игрушек для дошкольников (сборные);
· в магазинеассортимент развивающих и предметно — образных игрушек составляет большую долю,на третье место выступают транспортные игрушки.
· по ценамвыявлено, что в основном продукция в магазине «Мир Барби» находится в такихпределах от 300- 2000 руб., самую большую долю занимают игрушки от 300- 500руб, остальные виды игрушек занимают одинаковые доли;
· игрушки разных видов,реализуемых в магазине «Мир Барби» конкурентоспособны, хотя есть игрушки,которые абсолютно неконкурентоспособны;
Рассчитав показатели ассортимента, видим, что
— широтаассортимента недостаточна для удовлетворения спроса потребителя;
— полнота ассортиментане соответствует ассортиментному требованию данного магазина, следовательно,спрос покупателей удовлетворяется не полностью;
— ассортиментигрушек устойчив;
— коэффициентновизны очень мал, хотя и произошел небольшой рост ассортимента игрушек. 2.4 Путисовершенствования объема продаж игрушек
Наряду с перспективами рынокдетских игрушек отличается жесточайшей конкуренцией. Чтобы выстоять в условияхконкуренции и получить максимальную прибыль, необходимо учитывать основные стратегииповышения продаж на рынке детских игрушек. Мы выявим основные стратегииповышения продаж для владельцев розничных магазинов.
1. Наличие широкого ассортимента
Наличие широкого ассортимента,ориентированного на спрос покупателя и современные тенденции рынка,изобилующего известными брендами и включающего все ходовые новинки. Сейчас уженедостаточно иметь в ассортименте магазина просто широкий выбор. Необходимо,чтобы каждое наименование было представлено несколькими позициями, разными поцене и конкурентоспособными по качеству. Для того, чтобы грамотно представить широкийассортимент, необходимо учитывать предложения конкурентов, и в ряде позицийобязательно отличаться от них. Отличаться в лучшую сторону. Естественно, ниодин конкурент не поделится своей статистикой продаж и данными по изучениюспроса на ту или иную продукцию. Составить карту спроса достаточно сложно.Поэтому к услугам владельцев магазинов в наше время существуют маркетинговыеагентства, способные грамотно проанализировать ситуацию на рынке и составитьсписок приоритетных товаров. При комплектации широкого ассортимента необходимотак же учесть психологические особенности потенциального покупателя, егосимпатии. Сделать это можно путем составления портрета среднего покупателя втом районе, где расположена торговая точка. [14, с. 234]
2. Грамотный мерчендайзинг магазина
По данным исследований, большинствопокупателей, сделавшихту или иную покупку, руководствуются не заранее принятым решением что-токупить, а порывом, которому они поддаются при виде грамотно представленного навитрине товара. Мерчендайзинг магазина сейчас приобретает одну из главнейшихролей в увеличении продаж. Основные принципы, которые необходимо соблюсти,занимаясь мерчендайзингом магазина, следующие.
· основные группы товаров, на которые делается акцент, должныбыть всегда в наличии. Они должны быть расположены так, чтобы покупатель легкомог их увидеть, сориентироваться в цене и зрительно сопоставить с другимипродуктами;
· все новинки, представленные в магазине, должны быть освещенысоответствующими рекламными вывесками и листовками. Они должны располагаться в«горячих точках» торгового помещения;
· торговое помещение должно использоваться с учетом законовзрительного восприятия и анализа «горячих» торговых зон, которыми чаще всегоявляются места у касс и витрины у входа. Грамотно продуманная выкладка товарапозволяет в несколько раз увеличить продажи. Мерчендайзингу магазина нужноуделить максимум внимания.
3.Анализ местоположения торговой точки
Важной составляющей успешных продажявляется расположение магазина с точки зрения привлечения большего количествапокупателей. Необходимо учесть все факторы, влияющие на посещаемость, иустранить выявленные недостатки. Так, невыгодное расположение на одном изверхних этажей торгового центра можно компенсировать хорошей рекламой,размещенной на входе в здание, и на нижних этажах. Учет социального фактораместоположения поможет лучше сориентироваться на потенциального покупателя. [15, с. 104]
4.Ориентировка на человеческий фактор
Человеческий фактор в сфере продаж детских игрушек крайне важен. В наше времянельзя представить себе успешно работающую организацию безвысококвалифицированных кадров. Весь персонал, начиная с продавцов — консультантов, и кончая менеджерами высшего звена, должен соответствоватьвысоким требованиям профессионализма. Хороший продавец не просто продаст, онпродаст много, и вызовет у покупателя желание прийти за покупкой снова.Профессиональный продавец игрушек должен не просто хорошо ориентироваться вассортименте, он должен отлично разбираться в психологии продаж, уметьучитывать индивидуальные особенности личностной психологии покупателя. Одним измер, направленных на повышение продаж в магазине детских игрушек можетпослужить обучение и переобучение кадров на курсах по технологиям успешныхпродаж. Затраты на обучение персонала окупятся уже в первый месяц. Необходимособлюдать профессиональную этику отношений между сотрудниками, что поможетсоздать успешную атмосферу в коллективе и мотивацию на повышение продаж.Человеческим фактором нельзя пренебрегать ни в коем случае. Даже отличнопоставленный ассортимент и обильная реклама не способны заменить воздействие человеческогофактора на повышение продаж.
5.Продуманная ценовая политика
В условиях жесткой конкуренцииодним из действенных методов повышения продаж является ценовая политика,направленная на приобретение конкурентного преимущества. Цены на основныепозиции должны быть немного ниже, чем у конкурентов. Отличным примером хорошейценовой политики являются цены с «девятками». Психология покупателя действуеттак, что он охотнее купит вещь за 299 руб., чем за 300 руб. поэтому многиекрупные торговые центры давно используют политику цен с «девятками».
Цены – один из основных факторовуспеха. От того, насколько грамотно они будут подобраны исходя из предложенийконкурентов, анализа местоположения и учета возможностей потенциальногопокупателя, прямым образом зависит повышение продаж.
6.Конкурентное преимущество компании
Одним из секретов успеха является конкурентноепреимущество компании. Необходимо чем-то отличаться от всех другихпредставителей рынка. Можно сделать ставку, на какой то интересный бренд, непредставленный у конкурентов, на выгодную цену на одну из основных позиций, награмотных продавцов и фирменный стиль. Что бы это ни было, конкурентноепреимущество компании должно отличать вас, и только вас. Оно должно четко ассоциироватьсяу покупателя с вашим магазином.
7. Учет принципа сезонности
Этот принцип особо актуален длярынка детских игрушек. Очевидно, что летом никому не нужны санки, а зимойнадувные круги. При правильной и своевременной ориентировке ассортимента насмену сезонов продажи не будут падать круглый год. Главное, избежать недостаткаважных товаров и их излишка, когда сезон проходит.
8. Реклама
Жесткая конкуренция на рынкедетских игрушек вынуждает активно использовать разнообразные виды рекламы.Важно, чтобы реклама отражала именно конкурентные преимущества компании, былаактуальной и доступной для потребителя. У многих ведущих компаний, занимающихсядетской игрушкой, затраты на рекламу занимают около 20 % от годовой прибыли.Это довольно большие суммы, которые компании, не глядя, тратят на продвижениесебя на рынке. Без рекламы добиться повышения продаж на рынке детских игрушекпрактически невозможно. [14, с. 236]
Естественно, что все эти факторы немогут работать по отдельности, они взаимосвязаны и взаимодополняемы. Толькоучет всех факторов в совокупности позволит значительно повысить уровень продажна рынке детских игрушек.
игрушка качество ассортимент конкурентоспособность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игрушки — слово,выдуманное взрослыми. В этом слове слышится оттенок пренебрежительностибольшого к малому, умного к еще глупому, чувствуется добродушное снисхождение кдетям. Между тем всякий знает, что дети видят в игрушках такую же для нихнесомненную действительность, какой для нас, взрослых, являются наши законы,машины, ежедневные заботы и предрассудки. И эта игрушечная реальность детей –не следствие их недоразвитости, а способ восприятия мира — закономерный этапразвития психики. Игрушка — способ детского развития, его атрибут и условие.
Одним словом, выборигрушки – дело ответственное.
Чем дольше игрушкаинтересна ребенку, тем больше шансов, что он чему-нибудь научится, играя с ней.В этом и есть главный смысл игрушек. Производство новых игрушек должноосновываться на двух главных принципах: занимательности и долговечностиизделий. Игрушка должна оказывать помощь в создании различных игровых ситуаций.
Рынок детскихигрушек является одним из самых динамичноразвивающихся, и не собирается сдавать позиции в ближайшие годы. Детскаяигрушка – тот товар, спрос на который растет прямо пропорционально увеличениюблагосостояния населения страны и росту рождаемости. А т.к. политикагосударства направлена на увеличение рождаемости в стране, и вопросам детствауделяется много внимания, аналитики прочат рынку детских игрушек светлоебудущее.
Проведя исследованияассортимента игрушек в магазине «Мир Барби», мы сделали следующие выводы:
· ассортиментигрушек в магазине «Мир Барби» составляет 5000 позиций;
· в магазинепреобладают игрушки из пластмассы, металла и мягконабивные игрушки;
· большая доляассортимента игрушек приходится на производителей Китая, Польши, России. Вмагазине имеются игрушки производителей стран Западной Европы, отличающихсяотличным качеством, но этих игрушек мало. Необходимо разнообразить ассортиментигрушек путем закупок игрушек из стран Западной Европы, которые отличаются покачеству;
· в магазинебольшую часть ассортимента занимают игрушки для детей ясельного возраста. Чтообусловлено большим спросом на эти игрушки, можно предположить расширитьассортимент игрушек за счет увеличения игрушек для дошкольников (сборные);
· в магазинеассортимент развивающих и предметно-образных игрушек составляет большую долю, натретье место выступают транспортные игрушки.
· в основномпокупателями игрушек являются женщины в возрасте от 22-30 лет;
· по ценам выявлено,что в основном продукция в магазине «Мир Барби» находится в таких пределах от300- 2000 руб., самую большую долю занимают игрушки от 300- 500 руб., остальныевиды игрушек занимают одинаковые доли;
· игрушки разныхвидов, реализуемых в магазине «Мир Барби» конкурентоспособны, хотя естьигрушки, которые абсолютно неконкурентоспособны;
Рассчитав показатели ассортимента, видим, что
— широтаассортимента недостаточна для удовлетворения спроса потребителя;
— полнотаассортимента не соответствует ассортиментному требованию данного магазина,следовательно, спрос покупателей удовлетворяется не полностью;
— ассортиментигрушек устойчив;
— коэффициентновизны очень мал, хотя и произошел небольшой рост ассортимента игрушек.
Нами выявленыосновные пути совершенствования объема продаж игрушек, а именно:
· грамотный мерчендайзинг магазина;
· наличие широкого ассортимента;
· анализ местоположения торговой точки;
· ориентировка на человеческий фактор;
· продуманная ценовая политика;
· конкурентное преимущество компании;
· учет принципа сезонности;
· реклама.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 26533-85 Игрушки мягконабивные.Общие технические требования и методы испытаний. – М.: Изд – во стандартов,1983.
2. ГОСТ 25779 -90 Общие требованиябезопасности и методы контроля. — – М.: Изд – во стандартов, 1983.
3. Агбаш В.Л. Товароведениенепродовольственных товаров М: Экономика,1983. — 440 с.
4. Алексеев Н. С. Товароведениехозяйственных товаров. М.: Экономика, 1984.
5. Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров в2-х т. – М.: Экономика, 1984.
6. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретическиеосновы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.:Экономика, 1988.
7. Алексеев Н.С., Гонцов Ш.К., КутянинГ.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.:Экономика, 1988.
8. Беседин А.Н., Гонцов Ш.К.Товароведение. М.: Экономика, 1983.
9. Брозовский Д.И., Борисенко Н.М.Основы товароведения. -Издание третье, переработ. М.: Экономика, 1988.
10. Горбунова В.П., Тесля Э.П. Порядоки сроки приемки товаров по количеству и качеству. – М.: Экспертное бюро, 1993.
11. Ещенко В.Ф., Леженин Е.Д.Товароведение хозяйственных товаров. – М.: Экономика, 1984.
12. Ещенко В.Ф.,Леженин Е.Д. Товароведение. М.: Экономика, 1984
13. Иванов М.Н.,Шакланов И.Г., Панасенко В.А. Товароведение. М.: Экономика, 1990.
14. Инструкция опорядке проведения экспертизы товаров экспертными организациями системыТоргово-промышленной палаты Российской Федерации.- М.: ТПП, 1997
15. Корзун АннаВалерьевна Большие возможности маленьких игрушек. Минский педагогический колледжим.М.Танка, 2000
16. Кутянин Г.И.Пластические массы и бытовые химические товары.- М.: Экономика, 1988
17. Лифиц И.М.Показатели ассортимента товаров, как характеристики сбалансированности спроса ипредложения.// Маркетинг, 1996, №4
18. Мареев Ю.И.Товароведение. М.: Экономика, 1986
19. Месяченко В. Т.,Кокошинская В.Н. Товароведение. Издание второе. М.: Экономика, 1992
20. Николаева М.А.Товарная экспертиза/ Учебник для вузов. – М.: “Деловая литература”, 1998.
21. Николаева М.А.Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов.– М.: “ НОРМА”, 1997.
22. Орловский Э.Н.,Платонов В.В., Бершадский М.И., Товароведение культтоваров. М: Экономика, 1987
23. Павлин А.В.,Мирошникова Е.А. Товароведение. М.: Экономика, 1983
24. Справочниктовароведа непродовольственных товаров в 3-х т.- М.: Экономика, 1989-1991.
25. Справочниктовароведа непродовольственных товаров.1-2 часть./Под ред. К.В. Богатырёва,Издание 3-е, переработанное, М.: Экономика 1990- 487 с.
26. Федько В.П.,Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону, РГЭА,1997.
27. Методическиерекомендации по осуществлению контроля за качеством и безопасностью детскихигрушек — www.nnmama.ru/content/evolution/Play/kidstoys/
28. Зотова Л. Стратегииповышения продаж детских игрушек в розничных магазинах — www.mamashkam.ru/poleznosti/biznes_semii/prodaj_detskih_igrushek.html
29. Маркетинговыеисследования российского рынка игрушек.- www.comstar.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
/>
Рис. 1 Расходы наигрушки для одного ребенка в разных странах (в долларах)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
/>
Рис. 1 Основные сегменты импортадетских игрушек
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
/>
Рис. 1 Основныесегменты экспорта российских игрушек