Содержание
1. Основные пути нейтрализации предпринимательских рисков
2. Страхование рисков
1. Основные пути нейтрализации предпринимательских рисков
После выявления рисков, с которыми может столкнуться предприятие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, перед ним стоит задача разработки программы минимизации выявленных рисков, т. е. специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых путей нейтрализации предпринимательских рисков. Основные возможные пути нейтрализации предпринимательских рисков изображены на рис. 2.5.
Рис.1. Пути нейтрализации предпринимательских рисков
Предпринимательская организация в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности может отказаться от совершения отдельных операций или видов деятельности, связанных с высоким уровнем риска, т. е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но, с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Кроме того, в отдельных случаях уклонение от риска может быть просто невозможным, а также избежание одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.
Решение об отказе от определенных предпринимательских рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от дальнейшего осуществления деятельности, в том случае, если риск оказался выше предполагаемого. Однако большинство решений об избежании риска принимается на предварительной стадии принятия решения, так как отказ от продолжения деятельности часто влечет значительные финансовые и иные потери для предприятия, а иногда затруднителен в связи с контрактными обязательствами предпринимательской организации.
Применение такого способа нейтрализации предпринимательских рисков, уклонение от риска, эффективно при выполнении определенных условий.
1. Отказ от одного вида предпринимательского риска не влечет за собой возникновения других видов рисков более высокого или однозначного уровня.
2. Уровень риска намного выше уровня возможной доходности Предпринимательской сделки или деятельности в целом.
3. Финансовые потери по данному виду риска предпринимательская фирма не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств, так как эти, потери слишком высоки.
Естественно, что не от всех видов предпринимательских рисков предприятие может уклониться, большую часть из них оно "принимает на себя", т. е. сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Некоторые риски принимаются, так как несут в себе потенциал возможной прибыли, другие принимаются
в силу своей неизбежности.
При "принятии риска на себя" основной задачей является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления предпринимательского риска и как следствие - наступления потерь, или оставшихся ресурсов у предприятия недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении предпринимательской организации для покрытия потерь, можно разделить на две группы:
1) ресурсы внутри самого бизнеса;
2) кредитные ресурсы.
Ресурсы внутри самого бизнеса. При возникновении потерь крайне редко повреждены все виды собствённости одновременно, поэтому к внутренним ресурсам относят:
неточность в кассе, которая не страдает при физическом повреждении зданий и сооружений, принадлежащих предприятию;
остаточная стоимость поврежденной собственности;
доход частичного продолжения как финансовой, так и производственной деятельности;
дивиденды и процентный доход от ценных бумаг и доходных инвестиций;
дополнительные средства, вносимые владельцами бизнеса с целью его поддержания, и пр.;
нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде, до его распределения он может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных финансовых рисков.
Резервный фонд образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом, но не менее 15% уставного капитала. Ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее - 5% чистой прибыли до тех пор, пока резервный капитал не достигнет установленного уставом размера. Резервный капитал в узком смысле предназначен для покрытия его убытков, а в акционерных обществах также для погашения облигаций общества и выкупа их акций в случае отсутствия иных средств. Если резервный фонд используется на указанные цели, то отчисления в него производятся из прибыли до налогообложения, т. е. отчисления в резервный фонд не облагается налогом на прибыль.
Кредитные ресурсы. В том случае, если предпринимательская организация не в состоянии покрыть все потери, возникающие в результате воздействия предпринимательских рисков, из внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов. Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главным из них является перспектива будущей прибыльности предприятия. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. Поэтому еще до возникновения потерь предприятию необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах своей деятельности. Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов после возникновения рисков может быть их цена.
Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение предпринимательской организации..1,
Следующий возможный метод нейтрализации рисков, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности предприятия, - это передача или трансферт риска партнерам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов. При этом хозяйственным партнерам передается та часть предпринимательских рисков предприятия, по которой оно имеет больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагает более эффективными способами внутренней страховой защиты. В современной практике управления рисками получили распространение следующие основные направления передачи рисков.
1. Передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи в данном случае является кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании, что позволяет предприятию в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.
2. Передача риска путем заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предприятие использует поручительства для привлечения заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, предприятие-кредитор передает риск невозврата кредита и связанные с этим потери поручителю.
Существует еще один вид гаранта - это банковская гарантия. Это письменное обязательство кредитной организации, выданное по просьбе другого лица -- принципала, уплатить кредитору принципала -- бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия, позволяет предпринимательской организации избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, выполнения работ, отгрузки товаров.
3. Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются прежде всего риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе транспортировки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Однако "потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет предприятие, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.
4. Передача рисков путем заключения биржевых сделок. Этот метод передачи риска осуществляется путем хеджирования.
Биржевые сделки снижают риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок. Минимизация рисков снабжения в данном случае также осуществляется за счет передачи риска путем:
приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится;
заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.
5. Контракты продажи, обслуживания, снабжения. Договоры, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют предприятию широкие возможности по снижению риска путем их передачи. Производитель или дистрибьютор обычно предлагает потребителю гарантию устранения дефектов либо замены недоброкачественного товара или недоброкачественно выполненной услуги; При этом потребитель, покупая товар или услугу, передает риски, связанные с его эксплуатацией, производителю или дистрибьютору на период гарантии.
Возможно также соглашение между оптовым торговцем и производителем или между розничным и оптовым торговцами о возврате части непроданных товаров. В данном случае речь идет о передаче рыночного риска.
К этой же группе контрактов сносятся:
соглашение о снабжении товаром на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе;
аренда оборудования с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта;
гарантия поддержания производительности (определенных технических характеристик) используемого оборудования;
договоры на сервисное обслуживание техники.
В целом же передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) предпринимательских рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхований ответственности.
Наиболее опасные по своим последствиям риски подлежат нейтрализации путем страхования;
Еще одним способом минимизации или нейтрализации рисков является распределение риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы, предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
Таким образом, под объединением предпринимательского риска понимается метод снижения риска, при котором риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединяя усилия в решении проблемы, несколько предпринимательских организаций могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от ее реализации. Как правило, поиски партнеров проводятся среди тех предприятий, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами а также информацией о состоянии и .особенностях рынка.
Одним из эффективных способов нейтрализации рисков является диверсификация. В качестве основных форм диверсификации предпринимательских рисков предприятием могут быть использованы следующие основные виды диверсификации: (рис. 2.6).
Рис. 2 Основные виды диверсификации, используемые для минимизации рисков
1. Диверсификация предпринимательской деятельности предприятия, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.
2. Диверсификация портфеля ценных бумаг. Данный вид диверсификации позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.
3. Диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой кациталоемкости перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта.
4. Диверсификация кредитного портфеля, которая направлена на снижение кредитного риска предприятия и предусматривает разнообразие покупателей продукций или услуг предпринимательской организации.
5. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. В случае сбоя в поставках предпринимательской фирме не придется искать альтернативных поставщиков, а можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков.
6. Диверсификация покупателей продукции.
7. Диверсификация валютной корзины предприятия. Данный вид диверсификации предусматривает выбор нескольких различных видов валют в процессе осуществления предприятием внешнеэкономических операций. В результате использования этого вида диверсификации предпринимательская организаций имеет возможность минимизировать валютные риски.
Существуют еще так называемые упреждающие методы нейтрализации предпринимательских рисков. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К методам компенсации относятся:
стратегическое планирование деятельности предпринимательской организации;
обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций;
сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;
совершенствование управления оборотными средствами предприятия;
сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке.
2.Страхование рисков
Следующий метод минимизации риска - это страхование, Страхование хозяйственных рисков представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Следует отметить, что данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:
в первую очередь -- это слишком высокая цена (иногда премия), запрашиваемая страховщиком за принятие на себя риска. Нередко она превышает ту цену, которую принципиальный страхователь полагает разумной за передачу данного риска;
во вторую -- ограниченная доступность страхования - некоторые риски не принимаются к страхованию. Так, если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо назначают непомерно высокие платежи.
Цена и доступность страхования прямо связаны между собой, так как страхователь принимает на себя тот риск, потери от которого он может оценить.
Есть риски страхуемые, а есть риски, которые нельзя застраховать в принципе. Так нельзя застраховать предприятие от того, что оно не получит сверхприбылъ, а застраховать возможные убытки от непредвиденных перерывов в производстве возможно.
Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т. е. определена вероятность убытка. Отметим, что с помощью страхования можно минимизировать практически все имущественные, а также многие кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров - задержка платежей, неоплата продукции и т. п.
В гражданском кодексе (глава "Страхование") выделяются две отрасли страхования: личное страхование (страхование жизни и здоровья) и имущественное страхование. В свою очередь, имущественное страхование подразделяется на три подотрасли, т. е. по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы:
риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;
риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности;
риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предприятия или изменения условий этой деятельности по независящим от предприятия обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов, -- предпринимательский риск.
Следует отметить, что в Классификации по видам страховой деятельности (Приложение 2 к Условиям лицензирования страховой деятельности) установлено, что договор имущественного страхования может быть заключен в отношении:
средств водного транспорта;
средств воздушного транспорта; -
средств наземного транспорта;
грузов;
имущества иного, чем перечислено выше;
финансовых рисков, связанных с компенсацией потерь доходов (дополнительных расходов), вызванных остановкой производства в результате страхового случая, банкротством контрагентов или неисполнением ими обязательств по договорам и иным причинам.
Страховая компания не вправе заключать договоры страхования видов имущества (имущественных интересов), которые не включены в данный список.
К имущественному страхованию относится страхование финансовых рисков (такое страхование называется также страхованием от риска перерыва в производстве, или страхованием от перерыва в производстве). Часто страхование от потери прибыли включается в полис страхования имущества: по такому договору страхования страховщик возмещает не только ущерб нанесенный застрахованному имуществу, но и не полученную вследствие остановки производства в связи с несчастным случаем прибыль. Но финансовые риски могут быть застрахованы и по отдельному полису независимо от страхования имущества.
Перечень событий, которые могут повлечь финансовый ущерб для предприятия, от риска наступление которого можно застраховаться, достаточно велик, но первоочередными считаются следующие события:
остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
банкротство;
непредвиденные расходы;
неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по
сделке;
понесенные застрахованным лицом судебные расходы.
Следующий вид страхования -- это страхование ответственности. Данное страхование ответственности относится к отрасли имущественного страхования. Таким образом могут быть застрахованы: риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам -- риск гражданской ответственности.
Решив обратиться в страховую компанию, руководитель предприятия должен иметь в виду, что лучший вид страхования - это не один страховой контракт "от всего", а комплексная система защиты организации.
Эта система зависит от специфики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:
во-первых, страхование имущества и имущественных ценностей, т. е. зданий, сооружений, оборудования; готовой продукции на складах и т. п., от всех возможных несчастных случаев, предусмотренных страховым договором;
во-вторых, страхование грузопотоков, т. е. всех грузов, которые предприятие получает и которые отправляет;
в-третьих, страхование ответственности, которое включает в себя общегражданскую ответственность (риск загрязнения окружающей среды) и ответственность работодателя перед работниками (риск получения работником увечья при несчастном случае на производстве);
в-четвертых, страхование персонала, т. е. страхование компанией жизни сотрудников, страхование на случай временной нетрудоспособности или инвалидности.
При выборе стратегии страхования своего предприятия руководитель должен в первую очередь выяснить, какие риски доступны для страхования. Затем с представителем страховой компании обсудит ставки страховых взносов, далее, исходя из имеющихся средств, специализации компании и других внутренних факторов, определить, какие риски страховать, а какие нет. Если у предприятия недостаточно средств для комплексной страховой защиты, необходимо выделить риски, наступление которых повлечет большие потери для него, и застраховать их.
Определяя стратегию в отношении страховых рисков, руководитель предприятия должен хорошо ориентироваться на страховом рынке.
Прибегая к страхованию своих рисков, предприятию необходимо выбрать страховую компанию, которая в большей степени соответствует его потребностям в обеспечении страховой зашиты; основные критерий выбора страховщика изображены на рис.2.7.
Рис.2. Основные критерии выбора страховой компании
Конечно, крупная страховая организация еще не означает, что она надежная, но компания, имеющая большой оборот и в связи с этим большой потенциал, например дли инвестиционной деятельности, более устойчива в финансовом отношении, чем страховая компания, имеющая небольшие средства.
Взаимоотношения предприятия со страховой компанией основываются на договоре страхования.
Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям, предъявляемым к сделкам гражданским законодательством.
Для заключения договора страхования предприятие представляет страховой компании письменное заявление по установленной форме. Договор вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса. Факт заключения договора страхования удостоверяется передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством. Как правило, это страховой полис либо страховой сертификат.
В страховом свидетельстве указываются: наименование документа; наименование, юридический адрес, банковские реквизиты страховой компании; наименование страхователя и его адрес; объект страхования; размер страховой суммы; страховой риск; размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения; срок действия договора; порядок прекращения и изменения договора; другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них; подписи сторон.
Страховщик обязан:
1. В случае проведения страхователем мероприятий, уменьшивших риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба застрахованному имуществу, либо в случае увеличения его действительной стоимости перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обстоятельств.
2. При наступлении страхового случая произвести страховую выплату в установленный договором срок. В том случае, если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивает страхователю штраф в размере 1 % от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки.
3. Возместить расходы, произведенные страхователем при страховом случае для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному имуществу, в том случае, если возмещение предусмотрено правилами страхования. При этом не подлежат возмещению указанные расходы в части, превышающей размер причиненного ущерба.
4. Не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении.
В свою очередь, страхователь обязан:
1. Своевременно вносить страховые взносы.
2. При заключении договора страхования сообщить страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска, а также о всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении данного объекта страхования.
3. Принимать необходимые меры в целях предотвращения и уменьшения ущерба застрахованному имуществу при страховом случае и сообщить страховой компании о наступлении страхового случая в сроки, установленные договором страхования.
Кроме перечисленных, договором страхования могут быть предусмотрены и другие обязанности как страховщика, так и страхователя.
При наступлении страхового случая страховая выплата осуществляется страховщиком в соответствии с договором страхования на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата). Страховой акт составляется страховщиком или уполномоченным им лицом, при необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов, банков и других предприятий, учреждений, организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая, а также вправе самостоятельно выяснять причины и обстоятельства наступления страхового случая.
Страховая организация вправе не производить страховые выплаты в следующих случаях:
при умышленных действиях страхователя, направленных на наступление страхового случая;
при совершении страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем;
при сообщении страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объектах страхования;
при получении страхователем соответствующего возмещения ущерба
по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении
этого ущерба.
Кроме этого, условиями договора страхования могут быть предусмотрены другие основания для отказа выплаты страховой суммы. Решение об отказе в страховой выплате принимается страховщиком и сообщается страхователю в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа. При этом отказ страховой компании произвести страховую выплату может быть обжалован страхователем в суде.
К сожалению, украинское законодательство не стимулирует предпринимательские организации к применению такого метода минимизации риска, как страхование, в силу того, что предприятиям разрешено включать в стоимость затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), затраты на страхование в объеме, не превышающем 1 % объема реализованной продукции (работ, услуг).
ЛИТЕРАТУРА
1. Беленцов В.Н., Брадул С.В., Канарськая Н.В., Куденко Г.Е., Кучеба П.К. Оцінка і обгрунтування підвищення ефективності господарської діяльності промислових підприємств. : Навч.-метод. посібник. Ч.1 - Донецьк: Дон ДУУ, 2002. - 180 с.
2. Виробничий менеджмент: Навчальний посібник. / За ред. професора П.К.Кучеби. - Донецьк: ТОВ "Юго-Восток" ЛТД", 2002с. - 341 с.
3. Економіка підприємства: Підручник / За заг. ред. С.Ф.Покропивного. - Вид. 2-ге, переробл. та доп. - К.: КНЕУ, 2001. - 528 с.
4. Жадан О.В., Кретова А.В., Сичов Г.М. Основи управління якістю: Навч.-метод. посібник. - Донецьк: "АПЕКС", 2004.-99с.
5. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Русская деловая литература, 2007