Содержание
Введение
1. Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка
2. Слово писателя-демократа
2.1 Основные приёмы формирования активизации словаря при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе «Серая Шейка»
2.2 Фрагмент урока работы над ответами на вопросы к IV части рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Список литературы
Введение
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что «ребенок — самый лучший читатель». Для детей им написаны рассказы и сказки: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая Шейка», «Вертел», «Богач и Еремка». У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об «Аленушкиных сказках», которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: «Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». Нет слов, хороши «Аленушкины сказки», но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.
А.М. Горький, обращаясь к Мамину-Сибиряку, писал: «В день сорокалетия великого труда Вашего, люди, которым Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык, — почтительно и благодарно кланяются Вам, писателю воистину русскому… Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш».
Анализируя произведения по теме работы — «Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка», мы отметили, что всем своим творчеством автор стремился не только привить любовь к родному краю, но и добиться, чтобы читатели становились его защитниками, чем и определили цель работы: охарактеризовать роль человека природы в детских произведениях Мамина-Сибиряка. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: — исследовать значимость художественного наследия творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка; — дать характеристику детским произведениям Мамина-Сибиряка, где автор выступает как друг и защитник природы; — показать приёмы активизации словаря детей при работе с произведениями данной категории.
1. Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка
Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы.
Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют «певцом Урала», открывшим целую область, ранее неизвестную. «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно… » — говорил он.
Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки («Кормилец»). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику («В каменном колодце»). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества — готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.
Один из ранних рассказов «Емеля-охотник» открывается превосходной пейзажной зарисовкой: «Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки». Удивительно слияние почти сказочного зачина «далеко-далеко» и ритмической напевности с реалистической точностью места действия — «деревушка Тычки». В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка.
Много сказочного и в рассказе «Зимовье на Студеной», особенно в описаниях природы («Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу»). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты — все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.
Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Скупо и предельно выразительно рассказывается о корнях этой дружбы, о долгих годах ее и о смерти сначала Музгарки, а потом и Елески.
Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.
Детям дошкольного возраста адресованы «Аленушкины сказки», над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес — Вот не боюсь нисколько, и все тут!» Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. «Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный… » С начала и до конца сказку пронизывает один мотив — «надоело бояться», «надоело прятаться». Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.
Главное — поверить в себя: «С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится». Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.
В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания («Умнее всех»; «Сказочка про Воронущку — черную головушку и желтую птичку канарейку»; «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.
«Аленушкины сказки» занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки».
Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Маминслог». Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке «Умнее всех» подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: «Кто же не знает, что ты самая умная птица!» Так и говорят: «Умен, как индюк». Ирония этой характеристики понятна дошкольникам.
Таким образом, «Аленушкины сказки» — превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.
2. Слово писателя-демократа
Друг и «защитник живой природы — Д.Н. Мамин-Сибиряк Мамин-Сибиряк стал писать для детей в то тяжелое время (80-е годы XIX века), когда детскую литературу захлестнула мутная волна официальной народности, а проповедь монархизма сочеталась с низким художественным уровнем произведений.
Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то „живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром“, то „окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки“. А „настоящим знанием“ считал он близость к народной жизни, к родной природе — именно это стало основным предметом его творчества для детей.
В рассказе „Приемыш“ повествуется о том, что девяностолетний Тарас более сорока лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. „Где-нибудь в городе, — замечает автор, — он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное — этого спокойствия, которое охватывало здесь“.
Удивительное слияние человека с природой раскрывается в рассказе об этом старике: »… Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились.
Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста".
Тарас «знал места кругом верст на пятьдесят, знал всякий обычай лесной птицы и лесного зверя». На вопрос, не скучно ли ему одному, он обычно отвечал: «Одному? Тоже и скажет барин… Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь… У всякой свой порядок и свой ум».
Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык… Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает».
Верные друзья сторожей и охотников — собаки. На Урале их называют «промысловыми». Небольшого роста, со стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, они напоминают дворнягу, но отличаются необыкновенным умом.
«Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все ее достоинства», — пишет автор. Часто собаки становятся для этих одиноких стариков единственными собеседниками.
Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа «Зимовье на Студеной», — рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы.
Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу — семгу.
Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. «Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,
избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма… Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть». Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но… не дошел. Старик замерз по дороге в лесу.
Хоть и неказиста внешность стариков, о которых рассказывает писатель, но прекрасна их душа. Например, Сохач из рассказа «Малиновые горы».
«Сохач был низенький, худенький, сгорбленный старичок с жиденькой бородкой, слезившимися глазами и утиным носом. Прозвали его Сохачом в насмешку, Сохатым, или сохачом, называют на Урале лося,-громадного оленя, у которого под брюхом может свободно пройти маленькая крестьянская лошаденка. Сколько лет Сохачу — никто не знал… В спутанных русых волосах у Сохача не было ни одного седого волоса, а ему насчитывали на девятый десяток лет». Мудрый знаток природы, он знал лечебные травы, к нему приходили за советом, когда кто-нибудь болел или случалась беда. Денег за лечение Сохач не принимал, хоть и не возражал, если ему приносили яичек или какую-нибудь домашнюю «постряпеньку»…
Тонким и проникновенным любителем природы был этот старик. Особенно любил весну, встречал ее, как дорогой праздник, и радовался, что еще раз полюбуется красотой оживающей природы.
Сохачу противопоставлен другой сторож живший по соседству, Тарас Семенович. Он — неисправимый добытчик, который охотился в любую погоду, обходя все установленные законом сроки охоты и рыбной ловли. Добывая мясо и шкуры, он перепродавал их за немалые деньги.
Эти старики — два противоположных характера, как столкновение добра и зла… Лишь в конце своей жизни понял Тарас все совершенные им
прегрешения. Заболев, он мучается страшными видениями: ему чудится, что избушку окружают все убитые им звери и птицы. Старик дрожит от страха. --PAGE_BREAK--
«Их было целое полчище, и все рвались в избушку. Он слышал, как в дверь царапались птичьи когти, как торопливо стучали козьи копыта, как рыл землю сохатый… Если бы все разом бросились на него — задавили бы в один миг.
Господи, что же это такое? — стонал Тарас Семенович. И все это убил он, и все съел… „
Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом — “Емеля-охотник» — это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей.
Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Избы в ней, действительно, стоят беспорядочно, словно натыканы без всякого плана. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке… «Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках».
Емеля — «седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу».
Гришутка — сирота. Три года назад умер от горячки его отец, мать заели волки, когда она зимним вечером с маленьким Гришуткой возвращалась домой. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Беда не приходит одна…
Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Три дня бродил Емеля с Лыском по лесу. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал… Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, принести которого просил его Гришутка, но олень каждый раз убегал у него из-под носу… Только на четвертый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они случайно напали на след оленя с теленком. «Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю… Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился… Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка»…
Вдруг Емеля увидел «под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродит целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному… Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Ишь какой бегун… — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — Только его и видели: как стрела… Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще подрасти надо… Ах ты, какой шустрый!..
Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна».
Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом.
Эти старики — любимые герои Мамина-Сибиряка — не выдуманы. Они словно подсмотрены писателем в жизни. Не случайно многие рассказы имеют подзаголовки: «Из скитаний по Уралу» или «Из рассказов старого охотника». Действительно, немало подобных людей, прекрасных знатоков природы, охраняющих животных и растения, искусных целителей недугов, встречал автор во время своих многочисленных хождений по Уралу или, сиживая у костра, слушал нехитрые истории их жизни. Уместно вспомнить слова самого писателя о реалистической основе его произведений: «Придумывать жизнь нельзя, как нельзя довольствоваться фотографиями. За внешними абрисами, линиями и красками должны стоять живые люди, нужно их видеть именно живыми, чтобы писать».
Обратимся к рассказу «Зеленые горы» — он входит в цикл «Из далекого прошлого». Это воспоминания детства, наложившие отпечаток на всю жизнь писателя. И здесь речь идет о благотворном влиянии общения человека с природой. Мы читаем: «Милые, зеленые горы… Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес… Мне кажется, что со мной вместе по зеленым горам ходит тень дорогого когда-то человека, память о котором неразрывно связана вот с этими зелеными горами, где он являлся единственным хозяином… „
Охотник Матвеич, герой этого рассказа, напоминает тургеневского Калиныча из знаменитых “Записок охотника». Он — подлинный знаток природы, тонко чувствующий ее красоту. Счастлив тот, кто с детства общался с человеком, подобным Николаю Матвеичу!..
С чувством огромной благодарности вспоминал о нем писатель. Этот сельский дьячок был беден, обременен большой семьей, забит нуждой, но в лесу он преображался. «Вернее сказать, — говорит автор, — самим собой он делался только в лесу. Самое главное, что привлекало нас в нем, — было необыкновенно развитое „чувство природы“… К сожалению, им владеют очень немногие. Николай Матвеич и по лесу ходил не так, как другие… Сейчас он идет рядом с вами, вы слышите его шаги, а потом — точно сквозь землю провалился… По дороге старик всегда приводил в порядок буйную горную растительность, — тут сухарина (сухое дерево) пала и придавила молодую поросль, там снегом искривило, там скотина подломала. Надо помочь молодым расти, а то зря погибнут. У старика были тысячи знакомых молодых деревьев, которым он спас тем или иным образом жизнь. Он заходил навестить их, как своих воспитанников, и торжествующе любовался.
»-Ведь — погибла бы, — говорил он, указывая на какую-нибудь молодую рябинку. — Снег выпал ранний, мокрый, ну, и пригнул ее головой до самой земли, а я стряхнул снег, — вот она и красуется".
Больше всего старика волновали хищнические порубки на его любимой Осиновой горе, которые делались приисковыми рабочими с безжалостностью к дереву. Николай Матвеич в немом отчаянии смотрел на свежие пни, валявшиеся вершины и думал вслух:
"-И дерево-то не сумели по-настоящему выбрать, и срубили его не по-настоящему… Выхватили одну середку, а остальное будет зря гнить в лесу да другим мешать. Хоть бы хворост да щепы в кучу собрали, а то хламят лес. Если бы дерево умело говорить, когда его рубят, — что бы тогда было? Ведь оно не мертвое, а живое… "
Многие черты облика Матвеича нашли свое художественное воплощение в любимых героях из других рассказов Мамина-Сибиряка для детей.
Страстным защитником природы выступает автор и в поэтической «Лесной сказке» — она рассказывает о многом, что также связано с важными проблемами экологии: и о хищническом истреблении лесных массивов, и об иссушении почвы, и о пересыхании рек.
Кто останется равнодушным, читая взволнованное описание рубки леса: «Никакое перо не опишет того ужаса, который совершился в какие-нибудь две недели. Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали! »…
Не последнюю роль в деле воспитания у детей чувства доброты и милосердия сыграет включенный в «Зеленые горы» рассказ о первой охоте. Так, юный охотник, ради пробы ружья застреливший летящую ворону, чувствует мучительные угрызения совести, видя напрасно растерзанную птицу. Здесь же мы найдем и рассуждения о смысле охоты вообще. Эти рассуждения не отдают вегетарианством, но решительно осуждают бессмысленную жестокость человека по отношению к природе. Так и слышишь укоризненные слова Тараса из «Приемыша»: «Не возьму я в толк, зачем господа лебедей застрелили. Ведь и есть не станут, а так, для озорства… » И опять напрашивается аналогия с другим, на этот раз современным произведением, повестью Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Утверждая, что гуманное отношение к живой природе закладывается в самом раннем возрасте, писатель немало рассказов и сказок о животных и растениях адресовал маленьким читателям.
Вот сказка «Серая шейка» — это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, — все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.
«Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом».
Самым маленьким детям адресованы «Аленушкины сказки» — это целый цикл с поэтической присказкой и концовкой, по форме напоминающих стихотворение в прозе.
У кроватки дремлющего ребенка собрались будущие герои сказок.
«Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, — сейчас сказка начинается. Вот уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает:
Скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки».
Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел.
По-настоящему народны и точны характеристики сказочных героев: медведь — неуклюж и глуповат, заяц — отчаянно труслив, козел — упрям, воробей — птичка задиристая и хитрая, котишка — лукав и вороват, жизнь заставляет, собака — всегда верный друг человека. Весел и жизнелюбив восторженный писк крошечной козявочки, только что появившейся на свет: «Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, — хорошо, хорошо!.. И всё мое!.. „
Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. Мы находим своеобразную перекличку с характерами людей и порядками в человеческом обществе. Примером этого служит сказка “Умнее всех» из того же цикла «Аленушкины сказки».
Рассказывая о жизни обитателей птичьего двора, автор проводит параллель с людскими нравами и взаимоотношениями. Самодовольный и спесивый индюк поучает свою скромную супругу: «Какой-нибудь простой петушишка и вдруг хочет сделаться индейским, — нет, брат, шалишь!.. Никогда ему не бывать индейским».
От реалистических несколько отличается фантастическая сказка «Святпячки». Собственно, фантастической мы называем ее чисто условно, ибо в повествовании светлячка — Иванова-червячка о семи ночах своей жизни все так же достоверно. Правдива и повесть о жизни леса и его обитателей. Жизни, которая не прекращается даже ночью. «Люди целую треть своей жизни спят, — возмущается светлячок, — и потому думают, что жизнь происходит только днем. Ну, скажите, не смешно ли это? А ведь жизнь-то у нас в лесу главным образом ночью! „
Рассказы о ночной жизни природы глубоко поэтичны и содержательны. Шелестят растущие травы, покачиваются под налетающим ветерком кроны деревьев; бесшумно вылетают на охоту ночные хищники — совы и филины. Поднимающийся от реки туман принимает обличие Водяного с пышной седой бородой и разметавшимися космами волос; выплывают озерные русалочки и, резвясь, вплетают зеленые огоньки светлячков в свои длинные кудри; кривоногий Леший — хозяин леса — строго наблюдает порядок, ухаживает за больными растениями, следит за лесной живностью, что, однако, не мешает ему пошалить: целый день водит по лесу заблудившуюся старушку, завлекая ее в топкое болото… Сказка “Светлячки» была написана почти сто лет назад. Она печаталась с продолжениями в нескольких номерах журнала «Детское чтение». Жаль, что в советское время она не издавалась. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.1 Основные приёмы формирования активизации словаря при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе «Серая Шейка»
Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.
Наиболее распространены в практике школы такие виды связной речи: ответы на вопросы учителя, составление предложений, составление плана прочитанного и различного щда пересказы. Система работы над пересказами как видом связной речи будет рассмотрена ниже. Здесь мы привлекаем их с целью активизации словаря как вид лексических упражнений.
Особенно тщательно должна быть продумана система вопросов к тексту и формы пересказа с учетом жанровых особенностей произведения и цели пересказа. Вопросы, которые даются в книге для чтения, являются ориентировочными и относятся обычно ко всему произведению. После того как проверено понимание текста всего произведения, необходимо остановиться на его отдельных частях. В том случае, если произведение велико по объему, для работы над словом следует выбрать часть, наиболее характерный отрывок, содержащий факты, относящиеся к основному идейному содержанию текста, его смыслу. При этом необходимо решить, какие выделить слова для анализа, какие надо поставить вопросы по смыслу прочитанного, какую форму передачи содержания выбрать, чтобы помочь учащимся отобрать словарь для передачи мысли, эмоций, содержащихся в отрывке, своего отношения к прочитанному.
Вопросы по выяснению основного содержания отрывка должны способствовать включению в речь учащихся новых слов и слов из пассивного запаса детей, отражающих взаимоотношения героев, характеристику и смысл их поступков. Важно выяснить, какое отношение ж действующим лицам сложилось у учащихся, точно ли это отношение выражается. Кроме того, школьники должны понимать смысл и значение слов, используемых автором.
2.2 Фрагмент урока работы над ответами на вопросы к IV части рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Порядок работы такой: часть читается учащийся по отдельным законченным отрывкам (их четыре), затем они отвечают на вопросы по каждому отрывку. После этого школьники кратко формулируют основную мысль отрывка.
Первый отрывок Как вы думаете, зачем автор описывает подробно наступление зимы? (Автор подробно описывает наступление зимы, чтобы показать, что Серой Шейке стало очень тяжело жить. Она оказалась в беде)
Как себя чувствовала Серая Шейка с наступлением зимы? (Серая Шейка боялась зимы, потому что полынья замерзнет и уточка окажется беззащитной).
А как Лиса встретила наступление зимы? (Она обрадовалась, что Серая Шейка скоро окажется беззащитной, ее можно будет съесть).
Основная мысль отрывка: беззащитная Серая Шейка боится зимы.
Второй отрывок Как Лиса пытается вызвать Серую Шейку на берег? (Лиса хотела запугать Серую Шейку. Сначала она пыталась вызвать уточку на берег ласково. Она была хитрая).
Какими словами автор подчеркивает хитрость Лисы? (Читается предложение из текста).
Какими словами автор называет Серую Шейку? Как он к ней относится? (Он называет уточку беззащитной, несчастной, сочувствует Серой Шейке. Ему жаль уточку)
Основная мысль отрывка: хитрая Лиса пытается выманить Серую Шейку на берег.
Третий отрывок Как изменилось поведение Лисы, когда полынья почти совсем замерзла? (Лиса издевалась над уточкой. Она стала теперь говорить прямо, что хочет ее съесть) Прочитайте слова Лисы.
Основная мысль отрывка: Лиса издевается над Серой Шейкой.
Четвертый отрывок Как отнёсся Заяц к поступку Лисы? (Заяц осуждал Лису. Он возмущался «всем своим заячьим сердцем»).
Как относится Заяц к уточке? (Ласково, дружески. Он сочувствует ей)
Основная мысль отрывка: Заяц сочувствует уточке.
Из данного примера видно, как от характера вопроса зависит построение ответа: вопросы направляют мысль учащегося в определенное русло и помогают сознательно использовать в речи выражения автора и те слова, которые вводит учитель для характеристики действующих лиц. Так, в приведенных ответах ученики употребили слова автора (беззащитная, несчастная Серая Шейка, Заяц возмущался) и новые слова (Лиса издевается, Заяц сочувствует).
После ответов на вопросы школьники легко справились с составлением плана IV части. В этом им помог учитель, так как короткое, точное выражение содержания основных отрывков является одновременно и планом части, и кратким ее изложением. При этом в плане нашла отражение работа над словами, показывающими эмоциональную оценку событий, действующих лиц.
Таким образом, как мы и рассмотрели в данной части работы, писатель часто противопоставляет природу (как гармоничное вечное целесообразное целое) миру цивилизации, в котором дисгармония естественна, а жестокость, в отличие от природной, не является вынужденной. Герои, не вписывающиеся в созданный человеком мир, уходят из него в природу, но уйдя — становятся одинокими, оказываются как бы между двумя мирами, не принадлежа ни одному из них.
Заключение Много лет прошло с той поры, когда создавались рассказы и сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка, но и сегодня призывают они жить в дружбе с природой, беречь ее флору и фауну. Произведения эти внушают веру в силу красоты окружающего мира, вызывают чувство восторга от гармонии и целесообразности в природе… Открытый, чистый взгляд простых и скромных героев книг помогает понять и полюбить и величие гор, и красоту гриба, и бабочки…
Наиболее сложными для понимания юных читателей представляются рассказы о природе и людях Урала — рассказы нравственно-философские по направленности, элегические по тональности, неоднозначные по художественному решению. Все они посвящены проблеме взаимоотношений человека и природы и остро ставят вопрос о том, что есть человечность, как сопряжено понятие человечности с представлением о цивилизации, является человек частью природы или он — инороден?
Однако человеку, ушедшему в природу, дано не только стать хранителем природных и нравственных богатств, но и внести в природу элемент высшей человечности, как это делает Емеля-охотник, пожалевший желтого олененка, потому что прикрывающая его своим телом олениха напомнила старику дочь, защитившую собой сына от смерти и погибшую в стае волков. Ни одного слова не скажет старик про это свое воспоминание больному внуку, но тот и без слов поймет деда, а образ живого желтого олененка станет для мальчика залогом его выздоровления («Емеля-охотник»).
Добрые правдивые книжки писателя, словно говорят: «Давайте обитать вместе!» И еще напоминают о том, что нужно крепко задуматься над нашей общей бедой: вырубаемых лесах, высыхающих морях и водоемах, затоптанных полянах, залитой мазутом травой или о губительном воздействии разбросанных по полям ядохимикатах… А хищнически уничтожаемые животные и птицы — вся нарушенная экология земли?! Рассказы и сказки Мамина-Сибиряка помогают воспитать лучшие гуманистические качества у детей и подростков на нелегком пути подлинного обновления нашей жизни.
Список литературы
1) Александров Н. Коварный Мамин — Сибиряк. О рассказах «Вертел» и «Приисковый мальчик» // Детская литература, 1990, №9
2) Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений, М., 1974
3) Горький М. О детской литературе. М., 1968
4) Груздев А. И.Д.Н. Мамин-Сибиряк. М., 1958
5) Дергачёв И.А.Д.Н. Мамин — Сибиряк: Личность, творчество. Свердловск, 1981
6) Кремянская Н.И. Мамин — Сибиряк как детский писатель. Свердловск, 1952
7) Оморокова М.И. Активизация словаря школьника на уроках чтения, изд, АПН РСФСР, 1963