Реферат по предмету "Литература"


Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы

(по рассказам В. Шукшина)

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей — в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одно — труд. О нем говорили как о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце — нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши…

Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы про душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость.

В одном из лучших рассказов Шукшина — «Охота жить» — добро и зло показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину. В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: «Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные». В этих простых словах показаны и источник зла, и бескомпромиссное его отрицание. Свое негодование, свое отрицание зла, свою ненависть к страшным порокам людей — эгоизму, шкурничеству, потребительскому отношению к жизни, демагогии — с необыкновенной художественной силой Шукшин выразил в рассказе «Волки». Читая Шукшина, нужно сразу понять, что в его произведениях нет «высокого слога» и напыщенных фраз, берущих за душу своей цветистостью. Шукшин не любил повторять прописные истины, но в каждом рассказе есть своя изюминка, свой философский урок. Какой же философский урок содержит рассказ «Сапожки?» На первый взгляд, перед нами обыкновенная бытовая история, история взаимоотношений в семье. Но написана она таким добрым и таким теплым языком, что вспоминаются народные сказки с их напевностью и мелодичностью. Кажется, что в этом произведении нет больших событий и нравственных потрясений, но небольшой эпизод из жизни шофера Сергея Духанина (покупка жене новых, необыкновенных сапожек) изменил внутреннее состояние не только Сергея, но и его жены. Грубый поначалу человек, Сергей становится добрым и чутким. Он понял, что дело не в подарке, а в отношении к самому близкому человеку — жене.

Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое — это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: «Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше…» А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить «чудинку» в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция.

Любовь к Родине, отцу, матери… Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам — высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа «Как помирал старик» — старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи «оттаивает». Она просит прощение у мужа: «Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая». Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: «Агнюша… прости меня… я маленько заполошный был… А хлеб-то рясный-рясный!..» Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна… Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца.

Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька «едва концы с концами сводит». Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность — это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью «Нравственность есть Правда». В ней есть такие строчки: «Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: «Одна ругань! Писатель… » Есть тети в штанах: «грубый мужик». А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными…» Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью. Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.

Шукшин говорил: «Как художник я не могу обманывать свой народ — показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькой… Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину — и не отчаиваюсь. Напротив». Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе «Алеша Бесконвойный » главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел «покой в душе», но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в «Преступлении и наказании» Раскольников целует землю, герой «Войны и мира» Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой «Калины красной» В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд.

Искусство должно учить добру. В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.