Реферат по предмету "Маркетинг"


Анализ рынка противодиабетических препаратов

Содержание
/>Введение
Глава I. Основные сведения
1.1 Классификация противодиабетическихсредств
1.2 Обзор Российского рынка противодиабетических средств на первое полугодие 2008 года
Глава II. Маркетинговые исследования суглубленным товароведческим анализом препарата метформин
2.1 Общая характеристика препарата
2.2 Ситуационный анализ
2.2.1 Продукт
2.2.2 Производитель
2.2.3 Цена
2.2.4 Потребитель
2.2.5 Продвижение
Заключение
Литература
Введение
Охрана здоровья населения — важнейшая государственная задача.
Сахарный диабет — одна из серьезнейших болезней современнойцивилизации, широко распространенная во многих странах мира. Согласно законодательствуРоссийской Федерации, сахарный диабет относят к социально значимым заболеваниям.
Са́харный диабе́т (лат. diabetes mellītus)- группа эндокринных заболеваний, развивающихся вследствие относительного или абсолютногонедостатка гормона инсулина или нарушения его взаимодействия с клетками организма,в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозыв крови. Заболевание характеризуется хроническим течением и нарушением всех видовобмена веществ: углеводного, жирового, белкового, минерального и водно-солевого[1].
Сахарный диабет занимает третье место в мире после сердечно-сосудистыхи онкологических заболеваний. По различным источникам, в мире насчитывается от 120до 180 млн. больных диабетом, что составляет 2-3% от всего населения планеты. В1965г в мире насчитывалось 30 млн. диабетиков, а в 1972г — уже 70 млн.
По сегодняшним прогнозам каждые 15 лет ожидается двукратное увеличениечисла больных. При таком росте не имеет смысла приводить какие-либо точные цифры.
По странам (в процентном отношении к населению) статистика выглядитприблизительно так:
· Россия 3-4%
· США 4-5%
· страны Западной Европы 4-5%
· страны Латинской Америки 14-15%
Термин «сахарный диабет 1-го типа» применяется к обозначениюгруппы заболеваний, которые раньше назывались детский диабет и инсулинозависимыйдиабет. Термин «сахарный диабет 2-го типа» относится к диабету взрослых,диабету, связанному с ожирением и инсулиннезависимому диабету. Международная классификациявключает только 1-й тип и 2-й тип[2].
Сахарный диабет 2 типа, которым в основном страдают люди старше35 лет, не только превалирует в структуре заболеваемости, но и опасен серьезнымиосложнениями, среди которых — поражение глаз, почек, нижних конечностей, сердцаи сосудов головного мозга.
Распространённость сахарного диабета в популяциях человека, всреднем, составляет 1-3 %, заболеваемость у детей и подростков примерно 0,1-0,3%. С учётом недиагностированных форм эта цифра может в некоторых странах достигать6 %. В РФ, согласно экспертным данным, на 1 января 2007 г. насчитывалось 2 млн.668 тыс. больных сахарным диабетом, в т. ч. около 2 млн.400 тыс. человек ссахарным диабетом 2 типа. В то же время с диабетом можно жить полноценно. В основеуспешной профилактики и лечения декомпенсации и осложнений сахарного диабета лежитобеспеченность больных необходимыми лекарственными препаратами и средствами самоконтроля,а также их обучение врачами, прошедшими специальную подготовку. Эффективное управлениесахарным диабетом включает знание больным особенностей клинических проявлений своегозаболевания, рациональное питание, контроль за показателями сахара крови, массойтела, оптимизацию сахароснижающей терапии, и многое другое.
Противодиабетические средства (antidiabetica) — лекарственныесредства, применяемые для лечения сахарного диабета с целью нормализации концентрацииглюкозы (сахара) в крови. Назначают при обязательном соблюдении специальной диеты.
Актуальность проблемы обеспечения противодиабетическими препаратами,и обусловила выбор темы курсовой работы.
Основные цели работы:
· изучить и обобщить данные литературных источников по проблемам обеспеченияпротиводиабетическими средствами;
· проанализировать наличие ассортиментных позиций в фармакотерапевтическихгруппах;
· определить удельный вес групп противодиабетических средств;
· провести сравнительный анализ цен (в зависимости от страны-производителя),определить среднюю стоимость противодиабетических средств;
· исследовать мнение потребителей об информационной потребности в противодиабетическихсредствах, отношению к самолечению и влиянию рекламы на покупку противодиабетических.
/>Глава I. Основные сведения/>1.1 Классификация противодиабетическихсредств
К противодиабетическим средствам относятся препараты гормонаинсулина и синтетические перроральные сахаропонижающие препараты (принимаемые черезрот). Назначение тех или иных противодиабетических средств зависит от типа сахарногодиабета и тяжести заболевания.
1. Перроральные сахароснижающие препараты.
Данная группа препаратов используется преимущественно для лечениясахарного диабета 2-го типа. При первом типе диабета сахароснижающие препараты неэффективны. По химическому составу и механизму действия сахароснижающие препаратыможно разделить на две группы — сульфаниламидные и бигуаниды.
Согласно современной классификации перроральные противодиабетическиелекарственные средства делятся на производные сульфонилмочевины (букарбан, бутамид, глибенкламид, гликвидон, гликлазид, глипизид, изодибут, хлорпропамид) и бигуаниды(глибутид, глиформин, метформин).
2. Инсулины.
Инсули́н (от лат. insula — остров) — гормон пептиднойприроды, образуется в бета-клетках островков Лангерганса поджелудочной железы. Оказываетмногогранное влияние на обмен практически во всех тканях. Основное действие инсулиназаключается в снижении концентрации глюкозы в крови.
В настоящее время существует большое количество препаратов инсулина,различающиеся по продолжительности действия (ультракороткие, короткие, средние,продлённые), по степени очистки (монопиковые, монокомпонентные), видовой специфичности(человеческие, свиные, бычьи, генноинженерные, и пр.)
Инсулин выпускается в концентрациях 40МЕ/ml и 100ME/ml. В Россиив настоящее время наиболее распространена концентрация 100 ME/ml, инсулин распространяетсяво флаконах объёмом 10 ml или в картриджах для шприц-ручек объёмом 3 ml
В России инсулины, получаемые из крупного рогатого скота, выведеныиз употребления, это связано с большим количеством побочных эффектов при их применении.Достаточно часто при их введении возникают аллергические реакции, липодистрофии,развивается инсулинорезистентность
В настоящее время чаще всего применяются следующие виды инсулина:
· Инсулины короткого действия (так называемый простой инсулин).
Они применяются либо для комбинированной терапии вместе с инсулинамисредней продолжительности действия и длительного действия, либо для коррекции диабетав экстремальных ситуациях (травма, операция, сильная лихорадка, кетоацидоз). Могутвводиться в зависимости от схемы от 1-2 (при комбинированной терапии) до 4-6 разв сутки.
Начало действия — через 15-30 мин., пик — через 1,5-3 ч, окончание- через 4-6 ч.
Примеры: Актрапид, Хумулин Р, Хоморап, Инсуман Рапид.
· Средней продолжительности действия.
Применяются как базовые инсулины. Вводятся 1-2 раза в сутки.
Начало действия — через 1,5 ч, пик — через 4-12 ч, окончаниедействия — через 12-18 ч.
Примеры: Хумулин Н, Хомофан, Инсуман Базал.
· Длительного действия.
Применяются как базовые инсулины. Вводятся 1 раз, редко 2 разав сутки.
метформин противодиабетический препарат рынок
Начало действия — через 2 ч, пик — через 6-12 ч, окончание действия- через 18-24 ч.
Примеры: Монотард, Протофан, Хумулин Л, Инсулин Лент
К редким разновидностям инсулина относятся:
· Инсулин сверхкороткого действия.
Пример: Хумалог.
Начало действия — через 1-2 мин., пик — через 1 ч, окончаниедействия — через 2 ч. Используется для базис-болюсной терапии и вводится непосредственноперед едой.
· Инсулины сверхдлинного действия.
Примеры: Ультраленте, Ультратард, Хумулин У.
Начало действия — через 3-4 ч, пик — через 8-24 ч, окончаниедействия — 28-36 ч.
Вводятся 1 раз в сутки. Применяются редко, так как на них труднодостичь хорошей компенсации.
Маркировка на инсулине МС означает, что это высоко очищенныйинсулин животного происхождения, маркировкой НМ обозначают человеческие инсулины.
Все больные сахарным диабетом получают противодиабетические средства- бесплатно.
 1.2 Обзор Российского рынка противодиабетических средствна первое полугодие 2008 года
8 мая 1996 г. был издан указ Президента РФ “О мерах государственнойподдержки лиц, больных сахарным диабетом”, а 7 октября 1996 г. стартовала Федеральная программа «Сахарный диабет» на 1997-2000 гг., которая затем продлеваласьв несколько этапов. После введения в 2005 г. программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) рынок противодиабетических средств начал растиболее быстрыми темпами (рис.1), а ассортимент пополнился дорогостоящими инновационнымипрепаратами. В данный момент концентрация игроков на этом рынке велика, и шанс назавоевание его значимой доли имеют только препараты новых поколений, обладающиепреимуществами перед уже обращающимися на рынке противодиабетическими средствами[3].
/>
Рисунок 1. Доля сегмента противодиабетическихсредствв общем объеме продаж всего фармрынка.
В 1-м полугодии 2008 г. объем продаж препаратов для лечения сахарного диабета составил 196,5 млн. долл. США (в ценах производителя) и 10млн упаковок, увеличившись относительно показателей аналогичного периода предыдущегогода на 78% в стоимостном выражении и на 35% — в натуральном. Основной прирост продажгруппы противодиабетических препаратов происходит за счет увеличения их отпускапо программе ДЛО (рис.2).
/>
Рисунок 2. Динамика рынка противодиабетических лекарственныхсредств в разбивке по секторам фармрынка 2007-2008 годы. (объемы продаж, млн. долл.США)
В 1-м полугодии 2008 г. доля сектора ДЛО в объеме продаж рассматриваемой группы лекарственных средств составила 79%, розничных продаж — 16%,а госпитальных закупок — 5%.
Противодиабетические препараты делятся на инсулины и их аналогии перроральные гипогликемические средства (ПГС) (в данном обзоре используетсяклассификация ВОЗ). Соотношение продаж препаратов этих групп с момента введенияпрограммы ДЛО сохраняется приблизительно на одном уровне (рис.3), что свидетельствуетоб их одинаковой востребованности.
/>
Рисунок 3. Соотношение объемов продаж инсулинов и ПГС
В 1-м полугодии 2008 г. объем продаж инсулинов вырос на 84% (относительно показателей аналогичного периода предыдущего года), а ПГС — на65%. Средняя цена упаковки в указанный период выросла на 30% для инсулинов и на25% для ПГС (рис.4). Прирост объемов продаж в упаковках составил для групп инсулинови ПГС 41% и 32% соответственно.
/>
Рисунок 4. Динамика объемов продаж и средней цены упаковки инсулинови ПГС
В обеих группах заметна тенденция к увеличению объемов продажв сегментах дорогостоящих средств (рис.5). Так, в группе А10А в 1-м полугодии 2008 г. доля сегмента препаратов по цене выше 70 долл. за упаковку увеличилась почти вдвое — с 28 до 46%.Причинами этого послужило, во-первых, увеличение продаж ЛС по цене выше 70 долл.(Лантус — 78%; Левемир — 133%; Хумалог — 81%); во-вторых, рост средней цены упаковкиинсулинов, обеспечивший переход некоторых препаратов (Новорапида и Новомикса, чьясовокупная доля в объеме продаж группы А10А — около 20%) из одной ценовой категориив другую.
/>
Рисунок 5. Ценовая сегментация в группах инсулинов (А10А) и ПГС(А10В)
В группе ПГС также растут продажи препаратов по цене выше средней(Амарил, Глюренорм, Новонорм). На 29% увеличился объем продаж Авандия по цене около100 долл. за упаковку (его доля в объеме продаж ПГС — 4%).
В год старта программы ДЛО объем этого нового сектора фармрынкасоставил около 60 млн долл. США (в ценах производителя); на этот сектор пришлосьболее 70% всего рынка средств для лечения диабета. Возможность получения этих средствпо программе ДЛО привела к сокращению госпитальных закупок и аптечных продаж (табл.1,рис.6).
 
Таблица 1
Тройкапопулярных торговых марок (группа А10А) в основных секторах фармрынка на 1-еполугодие 2008 годаГоспитальный сектор Сектор ДЛО Коммерческий розничный сектор Рейтинг Торговая марка Доля в объеме продаж (долл. США), % Прирост продаж, % Рейтинг Торговая марка Доля в объеме продаж (долл. США), % Прирост продаж, % Рейтинг Торговая марка Доля в объеме продаж (долл. США), % Прирост продаж, % 1 АКТРАПИД 31,33 17 1 ХУМУЛИН 20,47 72 1 ПРОТАФАН 22,14 12 2 ПРОТАФАН 20, 19 106 2 ЛАНТУС 16,83 82 2 АКТРАПИД 19,08 3 ХУМУЛИН 14,37 55 3 ПРОТАФАН 13,88 99 3 ХУМУЛИН 16,87 -20 ИТОГО 65,89 51,18 58,09
Необходимо отметить, что уменьшение аптечных продаж ПГС отразилосьлишь на натуральных показателях (-5%), а в стоимостном выражении объем продаж дажеувеличился. Это связано как с невысокой ценой этих средств (и как следствие — большейдоступностью для потребителя), так и с тем, что ПГС назначают не только для лечениядиабета, но и для профилактики повышенного уровня глюкозы в крови. Таким образом,существует группа потребителей, не попадающих в категорию льготников и приобретающихданные препараты в аптеках за свои средства.
/>
Рисунок 6. Показатели прироста объемов продаж инсулинов и ПГСв разных секторах фармрынка после введения программы ДЛО
На рисунке 7 представлено соотношение секторов фармрынка в объемахпродаж инсулинов и ПГС. Видно, что доля госпитального сегмента сокращается (в группеинсулинов) либо поддерживается на одном уровне (в группе ПГС доля госпитальногосектора в рассматриваемый период составляет 4-5%, не считая кризисного 2007 г.; в любом случае этот сектор играет наименьшую роль в формировании объемов продаж рассматриваемыхгрупп). Доля коммерческого сектора в группе А10В с 2007 г. превышает 50%. Вероятно, с течением времени она немного сократится (учитывая то, что пока темпыроста госпитальных закупок и отпуска ЛС по ДЛО превышают темпы роста аптечных продаж),но, тем не менее, будет составлять значительную часть рынка ПГС.
/>
Рисунок 7. Долевое соотношение секторов фармрынка в объеме продажгрупп инсулинов и ПГС после введения программы ДЛО, 2005-2008 гг., %
В группе инсулинов, обращающихся в госпитальном и коммерческомрозничном секторах фармрынка, первые три места (в разных соотношениях) занимаютодни и те же бренды: “Хумулин”, “Протафан”, “Актрапид”. В секторе ДЛО 2-е местозанимает Лантус; в этом секторе сосредоточено более 90% его продаж.
Среди торговых марок, входящих в тройку популярных торговых марок,каждого сектора рынка в группе А10В, разнообразие также невелико: “Диабетон”, “Сиофор”,“Глюкофаж”, “Манинил” (табл.2). Концентрация торговых марок в этой группе несколькониже, чем в группе инсулинов; она максимальна в розничном секторе (64%).
Тройка популярных торговых марок в рассматриваемых группах ЛСсоставляет около половины в общем объеме продаж группы. Высокая концентрация топовыхигроков в сегменте противодиабетических средств затрудняет вхождение в этот сегментновых участников.
Концентрация десяти популярных торговых марок в группе А10А(инсулины) в 1-м полугодии 2008 г. составила 99%, что немного выше показателя предыдущегогода. Расположение участников в рейтинге за год почти не изменилось (табл.3). Улучшилисвои позиции только Левемир, поднявшийся с 9-го места на 7-е, и Биосулин, впервыепопавший в ТОР10 благодаря высоким темпам прироста. Хумалог и Инсуман сместилисьна одну позицию вниз.
В десятке популярных торговых марок группы ПГС наблюдается ситуация,противоположная ситуации в группе А10А: небольшое снижение концентрации торговыхмарок за счет роста продаж препаратов, еще не вошедших в десятку лидеров (Багомет,Глиформин, Метфогамма и др.) (табл.4).
В 1-м полугодии 2008 г. на российском рынке инсулинов присутствовало 11 производителей, так что данный рейтинг (табл.5) фактически полностьюописывает ситуацию на рынке. Три зарубежные компании делят между собой 97% рынкаинсулинов. Лидером по-прежнему является корпорация “Ново Нордиск" — производительшести представленных на российском рынке противодиабетических средств, среди которыхАктрапид и Левемир, входящие в TOP10 торговых марок. На 2-м месте — компания “ЭлиЛилли”, выпускающая Хумулин и Хумалог, также попавшие в ТОР10. На третьем — “Санофи-Авентис”,представляющая Лантус, Инсуман, а также новинку 2008 г. — инсулин длительного действия Апидра (инсулин глулизин).
На рынке инсулинов представлены четыре отечественные компании,но их доля незначительна. Объем продаж инсулинов производства Института химии РАН(превысивший в 1-м полугодии 2008 г.1 млн долл. США) по сравнению с 1-м полугодием 2007 г. в стоимостном выражении вырос всего на 3%, а в натуральном — сократилсяна 21%. Объем продаж “Фармстандарта” сократился почти на 90%. Объем продаж инсулиновОАО “Национальные технологии” и “Брынцалов А" пока незначителен.
В десятке популярных торговых марок производителей ПГС (табл.6)в 1-м полугодии 2008 г. первые три места достались тем же участникам, что и в аналогичномпериоде предыдущего года. На 1-м месте — компания “Берлин-Хеми/Менарини”, выпускающаяСиофор, Манинил и Глибомет. На 2-м и 3-м местах — соответственно “Сервье"(представляет препарат Диабетон, который является лидером рынка ПГС) и “Никомед”(Глюкофаж и Глюкованс). В рейтинге также присутствуют и топ-производители инсулинов- “Санофи-Авентис" на 4-м месте (Амарил, глимепирид), “Ново Нордиск" — на 8-м (Новонорм, репаглинид). На 6-е место с 7-го переместилась отечественная компания“Акрихин/Польфарма”, производящая Глидиаб, Глиформин и Глибенкламид. Доли остальныхотечественных производителей ПГС незначительны.
На рынке противодиабетических средств преобладают зарубежныепрепараты. Отечественные производители представляют несколько наименований лекарственныхсредств по цене в 2-2,5 раза ниже, чем у зарубежных брендов. В группе инсулиновдоля отечественных препаратов немного увеличилась за счет роста продаж компанийОАО “Национальные технологии” и “Брынцалов А”, а в группе ПГС доля отечественныхЛС сократилась за счет более активного роста продаж зарубежных препаратов (рис.8-9).
/>
Рисунок 8. Соотношение объемов продаж импортных и отечественныхпротиводиабетических средств в группе А10А,1-е полугодие, 2007 и 2008 г. (долл. США и упаковки), %
/>
Рисунок 9. Соотношение объемов продаж импортных и отечественныхпротиводиабетических средств в группе А10В, 1-е полугодие, 2007 и 2008 г. (долл. США и упаковки), %
/>Глава II. Маркетинговыеисследования с углубленным товароведческим анализом препарата метформин
 2.1 Общая характеристика препарата
В настоящее время из группы бигуанидов к применению разрешёнтолько метформин, как обладающий низким риском развития лактатацидоза.
Метформин — лекарственное средство, гипогликемическоесредство для перорального приема. Препарат оказывает своё влияние на углеводныйпутём воздействия на гепатоциты (торможение глюконеогенеза), повышения чувствительностипериферических тканей к инсулину (преимущественно поперечно-полосатой мускулатуры,в меньшей степени — жировой ткани), замедления всасывания глюкозы в кишечнике (врезультате возможен такой побочный эффект, как диарея).
Состав и форма выпуска: 1 таблетка содержит метформина 500 мг,в упаковке 50 шт.
Показания: инсулинонезависимый сахарный диабет: монотерапия илив сочетании с производными сульфанилмочевины при неэффективности диеты.
 2.2 Ситуационный анализ
Анализ ситуации на Российском рынке проводится по шести переменныммаркетингового комплекса:
· «PRODUCT» (ПРОДУКТ)
· «PRODUCER» (ПРОИЗВОДИТЕЛЬ)
· «PRICE» (ЦЕНА)
· «PEOPLE» (ПОТРЕБИТЕЛИ)
· «PLACE» (ПОЗИЦИЯ, МЕСТО)
· «PROMOTION» (ПРОДВИЖЕНИЕ)
· Анализ потребности. Определение базового сегмента рынка.
Заболеваемость сахарным диабетом в мире приняла характер эпидемии,по прогнозам Всемирной организации здравоохранения уже к 2025 году количество больныхсахарным диабетом в мире увеличится в два раза и достигнет 333 миллионов человек,сообщает корреспондент Mednovosti.ru. Об этом заявил в среду один из ведущих специалистовпо диабету профессор Эндрю Болтон (Andrew Boulton) из Манчестерского университетана пресс-конференции «Диабет и диабетическая стопа: Время действовать».
Каждые 30 секунд в мире производится ампутация нижних конечностейпо причине диабета, причем значительное количество больных только после операцииузнают, что у них был сахарный диабет. При этом, подчеркнул Болтон, 85 процентовэтих ампутаций можно было бы избежать, если бы организация клинической помощи былаправильной, а информированность населения о возможных осложнениях диабета — достаточной.
Говоря о причинах эпидемии диабета в России вице-президент РАМНакадемик Иван Дедов отметил, что на сахарный диабет 1-го типа, который связан снаследственными и аутоиммунными механизмами, приходится только 10-15 процентов отобщего числа больных диабетом. А основная часть приходится на сахарный диабет 2-готипа, в развитии которого ведущую роль играют переедание и ожирение. Дедов отметил,что с начала перестройки все население России находится в состоянии хроническогостресса, «а стресс всегда заедается». При этом в структуре питания россиянпревалируют углеводистые продукты, а физическая активность населения оставляет желатьлучшего.
Рынок противодиабетических препаратов в значительной степенизависит от государственного финансирования; это особенно характерно для инсулиносодержащихпрепаратов. Именно от стабильности и объемов финансирования будет зависеть появлениев данном секторе новых ЛС. Можно предположить, что доля розничного коммерческогосегмента на рынке инсулинов в будущем несколько сократится, а на рынке ПГС, наоборот,будет увеличиваться. Как уже отмечалось выше, перроральные гипогликемические средстваназначаются не только для терапии, но и для профилактики заболевания, а, по даннымВОЗ, заболеваемость диабетом в ближайшие годы будет расти. Доля импорта метформинана российском фармрынке составляет 93%.
 2.2.1 Продукт
Товароведческий анализ лекарственных препаратов на основелекарственного средства.
Состав действующего вещества[4]:
а) химическая характеристика
1. Брутто — формула: C4H11N5
2. Молекулярная масса: 165,63
3. Структурная формула (рис.10):
/>
Рисунок 10. Структурная формула метформина
б) наименование:
1. Международное непатентованное: Метформин (Metformin).
2. Химическое по женевской номенклатуре: N,N-Диметилимиддикарбоимиддиамид (ив виде гидрохлорида)
3. Торговые: Багомет®, Глиминфор, Глиформин, Глюкофаж®, Диаформин, Метоспанин,Метфогамма®, Метформин, Метформина гидрохлорид, НовоФормин, Сиофор®, Форметин, ФорминПлива.
Классификация и кодирование лекарственного средства и лекарственныхформ, выпускаемых на его основе
1. Классификация лекарственного средства по:
а) химической номенклатуре — отнесение к классу химических соединений:N,N-Диметилимиддикарбоимиддиамид (и в виде гидрохлорида)
б) фармако-терапевтическим группам: фармгруппа (фармгруппа поРЛС-2000): 1 Лекарственные и гомеопатические средства
в) применению (в соответствии с МКБ-10): E10 Инсулинозависимыйсахарный диабет. E11 Инсулинонезависимый сахарный диабет
г) видам лекарственных форм, зарегистрированным в России:
A10BA02 — средства, снижающие содержание глюкозы в крови дляперорального приема, бигуаниды.
2. Классификация лекарственного средства по:
а) цифровое:
—   определениекодов по К-ОКП, ОКДП, АТХ, МКБ-10
—   расшифровкакодов по К-ОКП, ОКДП, МКБ-10
К — ОКП:
930000 Медикаменты, химико — фармацевтическая продукция и продукциямедицинского назначения
932000 — препараты химико-фармацевтические фармакотерапевтическогодействия
932500 — Средства, влияющие на процессы обмена
932540 — Препараты синтетические противодиабетические и средства,регулирующие функцию щитовидной железы
ОКДП:
2423000 Фармацевтические препараты, медицинские химические веществаи лекарственные растительные продукты.
2423010 Препараты химико — фармацевтические с общей химическойструктурой и полупродукты для производства медикаментов, препараты фармакотерапевтическогодействия и химиотерапевтического действия
2423250 Средства, влияющие на процессы обмена
АТХ:
A10BA02 Метформин
МКБ-10:
E10 Инсулинозависимый сахарный диабет.
E11 Инсулинонезависимый сахарный диабет
б) Штриховое
—   определениекода по РЛС-2000: 4605469001375
—   расшифровкакода по стране, зарегистрировавшей код:
– 403 — Германия
– 0674 — Woerwag Pharma GmbH
– 00136 — Метфогамма
– 9 — контрольное число
Характеристика лекарственного средства:
1. Оригинальный препарат или воспроизведенный (дженерик):
Метформин — оригинальный препарат фирмы Метформин-Рихтер.
2. Дата первой регистрации в нашей стране и дата последней перерегистрации:
Дата первой регистрации: 16.01.2002г.
Регистрационный номер 011049.
Перерегистрация 12.03.2002 г.
3. Перечень лекарственных форм, зарегистрированных в России.
– табл. п. о.500 мг; уп. контурн. яч.10 пач
– табл. п. о.850 мг; уп. контурн. яч.10 пач
4. Перечень синонимов, зарегистрированных в России.
Синонимы метформина: Глиформин, Глюкофаг, Диформин, Diaberit,Diabetosan, Diabexyl, Diagnoguanil, Diformin, Diguanil, Gliformin, Gliguanid, Glucophage,Glukofag, Glycoran, Melbin, Mellitin, Metforminum, Metiguanide, Metolmin, Modulanи др. Белый кристаллический порошок, легко растворим в воде.
5. Наличие аналогов на отечественном рынке.
Торговые названия препаратов с действующим веществом: Багомет;Веро-Метформин; Гликомет (Гликомет-500); Гликон; Глиминфор; Глиформин; Глюкофаг;Глюкофаж; Дианормет; Метоспанин; Метфогамма (Метфогамма 500, 850); Метформин; Метформин-БМС;Метформин-веро; Метформин-Рихтер; Метформина гидрохлорид; Новоформин; Орабет; Сиофор(Сиофор 500, 850); Форметин; Формин Плива.
Качество лекарственного средства
1. Название и номер документа, регламентирующего качество
Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственныхсредствах» (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 5-ФЗ, от 30.12.2001N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ(ред.29.12.2004), от 16.10.2006 N 160-ФЗ)
2. Европейская Фармакопея, Американская Фармакопея
Производится продукт в соответствии с требованиями ОСТ 42-510-98(для отечественных) или GMP (для импортных).
Препарат Метформин соответствует требованиям нормативных документов,указанных выше.
3. Влияние различных факторов на потребительные свойства и качестволекарственного средства и лекарственных форм на его основе, способы защиты товаровпо этапам жизненного цикла:
а) производство:
Метформин был создан относительно недавно, во всяком случае,на рынок США он поступил лишь в 1994 году. Еще меньше времени насчитывает практикапримене¬ния препарата в спорте — в тех же США он начал пользоваться популярностьюу бодибилдеров какие-то 3-4 года назад. Метформин можно считать оральным инсулином.Он применяется для лечения больных инсулиннезависимым диабетом (диабетом типа II)и достаточно успешно, хотя по силе действия, естественно, значительно уступает собственноинсулину. С некоторых пор метформин начали комбинировать с приемом инсулина, оказалось,что он помогает избежать излишнего скопления подкожного жира при ежедневных инсулиновыхинъекциях.
б) на этапе обращения:
На действующее вещество оказывают влияние такие факторы внешнейсреды, как температура и влажность, находящиеся в окружающей среде. Хранят в соответствиис Приказом от 13 ноября 1996 г. N 377 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯВ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГОНАЗНАЧЕНИЯ. Хранение метформина: список Б. Препарат следует хранить в недоступномдля детей месте при температуре от 15° до 25°C.
в) на этапе применения:
Взаимодействие — эффект ослабляют тиазидные и др. диуретики,кортикостероиды, фенотиазины, гормоны щитовидной железы, эстрогены, пероральныеконтрацептивы, фенитоин, никотиновая кислота, симпатомиметики, антагонисты кальция,изониазид. Действие усиливают инсулин, производные сульфонилмочевины, акарбоза,НПВС, ингибиторы МАО, окситетрациклин, ингибиторы АПФ, производные клофибрата, циклофосфамид,бета-адреноблокаторы. Фуросемид увеличивает Cmax на 22%. Нифедипин повышает абсорбцию,Cmax, пролонгирует выведение. Препараты (амилорид, дигоксин, морфин, прокаинамид,хинидин, хинин, ранитидин, триамтерен и ванкомицин), секретирующиеся в канальцах,конкурируют за тубулярные транспортные системы и при длительной терапии могут увеличитьCmax на 60%. Уменьшает Cmax и T1/2 фуросемида на 31% и 42,3% соответственно. Несовместимс алкоголем (повышен риск развития молочного ацидоза).
Фармакодинамика — у больных сахарным диабетом снижает содержаниесахара в крови путем угнетения глюконеогенеза в печени, уменьшения всасывания глюкозыиз ЖКТ и повышения ее утилизации в тканях; понижает содержание триглицеридов и холестеринав сыворотке крови. При отсутствии в крови инсулина терапевтический эффект не проявляется.Гипогликемических реакций не вызывает.
Фармакокинетика — Абсорбция — 48-52%. Т1/2 — 9-12 ч. Выводитсяпочками в неизмененном виде.
Маркетинговые исследования продукта.
1. Как отпускается препарат в аптеке (по рецепту или без рецепта)Отпускается по рецепту врача.
2. Входит препарат в перечень:
а) жизненно важных препаратов — да;
б) обязательный ассортимент для аптек всех форм собственности- да;
в) аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных — да;
г) аптечных учреждений, обслуживающих больных в стационаре — да.
Примечание. Пункты а), б), в), г) — Ассортиментный перечень лекарственныхсредств и изделий медицинского назначения, обязательный для аптечных учрежденийвсех форм собственности (обязательный ассортимент) — Приложение к Приказу № 142от 30.09.97).
д) список препаратов, отпускаемых льготным категориям больных- да;
а) по датам первой и последней регистрации препарат находитсяв фазе выведения на рынок;
б) по темпам прироста динамики сбыта препарат также находитсяв фазе выведения на рынок.
Анализ ассортимента
а) промышленного (на основании справочных данных):
Препарат выпускается в двух лекарственных формах: таблетки покрытыепленочной оболочкой 500 мг (блистеры) и таблетки покрытые пленочной оболочкой 850мг (блистеры), и все они в России зарегистрированы
б) торгового ассортимента в одной из конкретных аптек, выбранныхмною для изучения, раз в месяц в течение 3 месяцев — сеть аптек фирмы ООО«Биофарм».
В выбранных аптеках в течение 3 месяцев наблюдения присутствовалполный торговый ассортимент.
в) расчет коэффициентов широты, глубины и полноты ассортиментав аптеке.
* Расчет коэффициента широты:
Широта ассортимента — это количество групп товаров, имеющихсяв аптеке. Для оценки используется относительный показатель — коэффициент широты:
Кш = Шф/Шб, где
Шф — (широта фактическая) — кол-во групп товаров, имеющихся ваптеке, равна 12
Шб — (широта базовая) — кол-во групп товаров, представленныхв ОКП, равна 18.
Кш = 12/18 = 0,67
Расчет коэффициента полноты.
Полнота ассортимента — это кол-во товарных подвидов одной группы,имеющихся в аптеке. Для оценки используется относительный показатель — коэффициентполноты:
Кп = Пф/Пб, где
Пф — (полнота фактическая) — кол-во товарных подвидов одной группы,имеющихся в аптеке, равна 6.
Пб — (полнота базовая) — кол-во товарных подвидов одной группы,представленных в ОКП, равна 11.
Кп = 6/11 = 0,55
Расчет коэффициента глубины:
Глубина ассортимента — это кол-во товарных разновидностей однойгруппы, имеющихся в аптеке. Для оценки используется относительный показатель — коэффициентглубины:
Кг = Гф/Гб, где
Гф — (глубина фактическая) — кол-во товарных разновидностей однойгруппы, имеющихся в аптеке, равна 2.
Гб — (глубина базовая) — кол-во товарных разновидностей однойгруппы, представленных в ОК, равна 2
Кг = 2/2 = 1/>2.2.2 Производитель
Фармацевтическая компания «Вёрваг Фарма» основана вФРГ в 1971 году. Именно в это время городская аптека со звучным именем «Домздоровья» была преобразована в производственную компанию. Свое название новаякомпания получила — по имени основателя — Фритца Вёрвага (в центре), который досегодняшнего дня, совместо с дочерью Моникой и сыном Маркусом продолжает успешнокоординировать работу всех подразделений компании.
«Вёрваг Фарма» сегодня — это международная компания,представленная более чем в 25 странах мира. Сегодня в компании работает более 450сотрудников. Основное направление — производство препаратов для лечения осложненийсахарного диабета.
Препараты для лечения сахарного диабета и его осложнений (Мильгамма,Мильгамма композитум, Тиогамма, Габагамма, Бенфогамма, Метфогамма).
Препараты для терапии сердечно-сосудистых заболеваний (Магнерот,Бисогамма, Кормагнезин, Лизигамма, Карведигамма, Моксогамма).
Отдельно можно выделить витаминно-минеральные комплексы (Цинкит,Оксилик, Витамины для больных диабетом) и Ферро-Фольгамму — комбинированный препаратдля лечения и профилактики железодефицитной анемии.
В России «Вёрваг Фарма» работает с 1996 года. За этовремя было сделано немало: организована большая научная работа с ведущими медицинскимицентрами, на базе которых проведены исследования клинической эффективности и безопасностилекарственных препаратов, открыты региональные офисы, постоянно увеличивается количествосотрудников, которые являются первоклассными специалистами своего дела.
Традиционно основное направлений деятельности компании ВёрвагФарма — производство препаратов для лечения сахарного диабета и его осложнений,особенно диабетической полинейропатии. В этих рамках сотрудниками компании проводитсябольшая работа по информированию пациентов о механизмах развития и основных путяхпрофилактики нейропатии, осуществляется поддержка «школ диабета» для пациентов.Особо значимым достижением в комплексной диагностике и последующем патогенетическомлечении диабетической нейропатии явилось создание и полное оснащение в соответствиис международными стандартами «Центров нейропатии» на базе клиническихбольниц. Теперь большинству больных сахарным диабетом стали доступны ранние диагностическиетесты для своевременного выявления этого грозного осложнения.
Успешно работает «Образовательная программа для врачей»компании Вёрваг Фарма. Основная идея этой программы — предоставить возможность практикующимврачам из регионов получать современные сведения о различных заболеваниях.«Образовательная программа» — комплекс мероприятий, в которые включенынаучные симпозиумы, выпуск и адресная рассылка журнала «Нейроклуб», практическийобмен опытом, проведение телеконференций. В рамках «Образовательной программы»акцент делается на одной проблеме, но освещается она от «А до Я».
Лозунг компании «Вёрваг Фарма» — ДОВЕРИЕ И ЗАБОТА,отражает основные подходы, определяющие стиль и методы работы компании. Довериепациентов и врачей к выпускаемым лекарственным средствам с одной стороны и заботао больных, внимание к потребностям врачей — вот те простые, но такие необходимыеправила, определяющие успех компании «Вёрваг Фарма».
 2.2.3 Цена
Оптовая цена
Оптовая цена с учетом НДС 1 упаковки МЕТФОРМИН-РИХТЕР ТАБЛ.500мг.№60 у различных поставщиков на октябрь 2009 года1 Интернет-аптека 190,92 р. 2 Нова-Вита 147,00 р. 3 Эра Здоровья 176,70 р. 4 Все аптеки 159,30 р. 5 Ваша аптека 215,20 р. 6 Е-аптека 213,00 р. 7 Домашняя аптека 164,50 р.
Розничная цена
Розничная цена в 10 различных аптеках и аптечных киосках 1 упаковкиМЕТФОРМИН-РИХТЕР ТАБЛ.500мг. №60
Таблица 2.
Розничнаястоимость 1 упаковки МЕТФОРМИН-РИХТЕР ТАБЛ.500мг. №60Наименование аптеки Август 2009 Сентябрь 2009 Октябрь 2009 ООО Биофарм — 1 190,00 193,50 195,60 ООО Биофарм — 2 150,50 160,50 164,00 ООО Биофарм — 3 180,00 185,00 190,50 ООО Биофарм — 4 200,00 210,50 220,00 ООО Биофарм — 5 200,50 205,00 210,50 />2.2.4 Потребитель
Больной. Сегментирование рынка
а) по нозологии — Основными потребителями Метформина являютсялюди с заболеваниями эндокринной системы, диабетики, люди с нарушениями обмена веществ(ожирение), а также люди, ведущие пассивный образ жизни (гиподинамия).
б) по географическому принципу — основные потребители — люди,проживающие в крупных городах-мегаполисах, так как в таких городах уровень жизнивыше, больше зарплата, эти города получают большой поток информации, в т. ч. и рекламной,и люди более озабочены своим внешним видом, чем люди, проживающие в деревнях, отдаленныхрегионах, поселках и мелких городах.
в) по демографическому принципу
Возраст — основные потребители — люди среднего возраста, таккак детям препарат противопоказан из-за недостаточной его изученности, а люди старшеговозраста (пожилые, пенсионеры) в основной своей массе либо не могут позволить себеэтот препарат из-за его высокой стоимости, либо просто не заботятся о своем внешнемвиде (чему виной являются особенности российского менталитета).
Пол — это и мужчины и женщины, за исключением беременных и кормящихженщин, так как препарат недостаточно изучен и не рекомендуется им.
г) по доходу — основные потребители — люди с любым уровнем доходов.
д) потребительские — постоянные покупатели, так как Метформин- препарат, который необходимо принимать постоянно в течение длительного срока.
Врач. Сегментирование рынка
а) по нозологии — врачи-эндокринологи, терапевты и т.п.
б) по географическому принципу — врачи поликлиник и больниц большихгородов.
в) по образованию — (к какой школе принадлежит врач) — в Россииврачи получают образование по единой, утвержденной Минздравом программе в соответствиис квалификационной характеристикой и сертификатом специалиста, Т.о. врачи принадлежатк единой школе.
 2.2.5 Продвижение
Каналы товародвижения от производителя к потребителю ПРОИЗВОДИТЕЛЬ- ПОСРЕДНИК Фармацевтическая компания «Вёрваг Фарма». Оптовое звено (Базель,Швейцария) ПОСРЕДНИК — ПОТРЕБИТЕЛЬ Мелкорозничное звено (аптечная сеть), врач, пациенты,страдающие диабетом.
Методы распространения: оптовая торговля (перечень фирм дистрибьюторов):
ЗАО НПК «Катрен»
ООО «Норманн-плюс»
ООО «РИА Панда»
ООО «Генезис»
ЗАО «ЦВ Протек»
ЗАО «СИА Интернейшнл»
ООО «Трэдифарм»
ООО «Морон»
Методы стимулирования сбыта, используемые фирмами производителямии посредниками:
– Печатная реклама
– Реклама в прессе
– Радиореклама
– Телереклама
– Выставки
– Рекламные сувениры
– Создание телефонной «горячей линии
– Фирма имеет свой сайт в Интернете, где размещена информация о самом препарате,причем отдельно для пациентов и для специалистов, информация для аптек, оптовыхфирм, о том, где можно купить препарат. Можно задать вопросы квалифицированным специалистам
– Посреднические фирмы — оптовое звено — предоставляют аптекам значительныескидки при закупке определенных количеств препарата в месяц
– В посреднических фирмах практикуются такие методы стимулирования для менеджеров,как дополнительные проценты со сделок, поощрения в виде призов и т.д.
/>Заключение
Концентрация производителей на рынке противодиабетических средствдовольно высока. Российские компании, в большинстве случаев не имеющие возможностипредложить пациентам инновационные разработки, сильно проигрывают хорошо зарекомендовавшимсебя на рынке иностранным игрокам. Рынок препаратов (особенно инсулиносодержащих)достаточно консервативен; пациенты неохотно идут на замену одного препарата другим.Возможно, научные разработки высокотехнологичных методов лечения диабета и его осложнений,запланированные в бюджете подпрограммы ФЦП “Сахарный диабет”, сыграют положительнуюроль в развитии отечественных компаний, которые смогут более активно работать всегменте средств для лечения диабета, однако пока это вопрос весьма отдаленногобудущего.
/>Литература
1. Клинические рекомендации и стандарты лечения пациентов с сахарным диабетом.Отчет экспертного комитета по диагностике и классификации сахарного диабета Американскойассоциации сахарного диабета. Русский медицинский журнал 2001, том 9, № 9.
2. Ю.И. Сунцов, И.И. Дедов, С.В. Кудрякова. Государственный регистр сахарногодиабета: эпидемиологическая характеристика инсулиннезависимого сахарного диабета.Журнал „Сахарный диабет“ 1998, № 1.
3. Клиническая эндокринология. Руководство / Н.Т. Старкова. — 3-е изд., переработанноеи дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2002.
4. Фавориты не меняются // Фармацевтический вестник № 35 (525) от 4.11.2008г
5. РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ 2000-2008.
6. А.Л. Тихомиров Д.М. Лубнин. Синдром поликистозных яичников. Факты. Теории.Гипотезы.
7. Ю. А Редькин, В.В. Богомолов, И.В. Бахарев. Диабетическая нейропатия: диагностика,лечение, профилактика
8. О.А. Сокольская, И.Ю. Демидова. Безопасность применения метформина при сахарномдиабете 2 типа: риск лактацидоза
9. Е.Г. Старостина. Место метформина в терапии СД 2 типа
10. Клиническая эндокринология. Руководство / Н.Т. Старкова. — 3-е изд., переработанноеи дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 576 с. — (Спутник врача)
11. Краснокутский, А.Б., Лагунова, А.А. Фармакоэкономика. Т.1/ Системный анализмирового фармацевтического рынка. — Научн. Ред. Падалкин В.П. — М.: Классик-Консалтинг,1998. — 344с.
12. Белявский, И.К., Маркетинг: Курс лекций/ Московский государственный университетэкономики, статистики и информатики. — М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Почему искажается историческая правда? (методологический аспект проблемы)
Реферат Первые годы царствования Александра II
Реферат Art Essay Research Paper MARKETING AND THE
Реферат Политика татаро-монгол в отношении Руси
Реферат Нападение фашистской Германии на Польшу и развязывание второй мировой войны
Реферат Сущность и концепции местного самоуправления
Реферат Причины крестьянской войны начала XVII века
Реферат Экономическая и социальная география 2
Реферат Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России
Реферат Россия и проблемы безопасности в балтийском регионе
Реферат Хтонизм Геракла (по материалам античного Херсонеса)
Реферат “Белый план”. Германская “пятая колонна” в Польше
Реферат Leonardo Davinci Essay Research Paper Throughout history
Реферат Ребенок от года до 3-х лет
Реферат Политические взгляды С.Ю.Витте