Трагедия Гете Фауст
В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Но именно в эпоху возрождения человек пронялся верой в свое всемогущество, что вызывало новый взрыв церковной диктатуры и вылилось в очаги инквизиции, направленных на проявление и уничтожение демонов. Тогда появилось множество легенд о соглашении человека с нечистым, среди которых и легенда о докторе Георгии Фаусте, которая во множестве переводов стала духовно родной целой Европе.
Но Фауст был героем именно для Гете, потому что жил в нем в течение шестидесяти лет. За эту трагедию, которая стала символом всей жизни писателя, Гете брался в предсмертные минуты: во время тяжелой болезни в девятнадцать лет, после болезни и кратковременной слепоты на пятьдесят первом году и на семьдесят пятом, когда боялся, что не успеет завершить рукопись. Возможно, потому конец трагедии и стал своеобразной исповедью поэта перед жизнью. Ведь гений Гете был признан при жизни, потому для него «целью жизни является сама жизнь». И вот именно этой жизни он подводит фаустовский вывод: «Не может вечность поглотить мои дела, мои труды». А поскольку Фауст жил в поэте, то он и изменялся вместе с Гете. Девятнадцатилетний поэт передал своему герою тревоги собственной юной души и определил его в личном лирически драматичному плане. Можно даже рассматривать произведение как автобиографичное, потому что в нем отразилась духовная эволюция автора.