Реферат по предмету "Литература"


Сцена бала и ее идейно-художественная роль в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя

Сцена бала и ее идейно-художественная роль в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя

В литературных произведениях XIX в. сцена бала играет важную роль. Чаще всего писателей интересовала жизнь дворянства, их целью было как можно более подробное изображение высшего сословия. Но трудно описать дворянство в целом, останавливаясь лишь на его конкретных представителях. Для того, чтобы завершить, подытожить свой рассказ, автору необходимо собрать всех интересующих его персонажей в одном месте. Для этого идеально подходит сцена бала, где можно увидеть и так называемых «тузов», и обедневших дворян, и помещиков, и чиновников, и дам. Одним словом, все высшее общество находится перед глазами читателя. Автор уже не выделяет из общей массы конкретные характеры, за исключением главных героев, но демонстрирует типажи.

Итак, важнейшая функция сцены бала – показать общество и его нравы. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» поставлена цель познакомить читателя с так называемым фамусовским обществом. В начале пьесы появляется такой яркий образ, как Фамусов. Это московский барин «старой закалки». Он решительно не приемлет никакого вольнодумства и не выносит образованности. Чацкий поначалу вызывает в нем глухое раздражение, которое затем перерастает в гнев. Напряжение конфликта между Фамусовым и Чацким растет, оно достигает высшей точки как раз в сцене бала, когда против Чацкого выступает не один Фамусов, а все московское общество. В описании сцены бала в доме Фамусова Грибоедову удалось выполнить крайне сложную задачу: показать все пестрое разнообразие, которое представляло собой московское общество. Бурю негодования вызвано критическое изображение «тузов». Эта, в общем, грозная сила показана Грибоедовым как сборище тупых и ограниченных самодуров. Они везде подозревают крамолу и вольнодумство, резко критикуют образованность. Грибоедов одновременно откровенно издевается над их излишне консервативным мышлением и ужасается той вольности, которую те себе позволяют по отношению к собственным крепостным. Но внимание читателей также привлекают более мелкие фигуры, такие как Молчалин, Загорецкий и Репетилов. Эти образы дополняю картину, написанную ярко и живо, но в весьма мрачных тонах. Мелкие прихвостни и подхалимы не могут вызвать уважение Чацкого, которому «тошно прислуживаться», что ставит его гораздо выше всего общества.

Однако не только Грибоедов использовал сцену бала для характеристики дворянского общества. В «Мертвых душах» мы также можем найти похожие эпизоды. В самом начале поэмы описывается собрание у губернатора, где Гоголь знакомит читателей с действующими лицами: помещиками и чиновниками. Автор притворно серьезно говорит о том, какие замечательные люди были в городе N. И губернатор – добрейшей души человек, и председатель – преприятнейший человек, и почтмейстер – золото, а не человек. Все эти сатирические описания сразу наводят читателя на определенные размышления. И его догадки о том, что на деле и чиновники, и помещики – серые и ограниченные личности, находят все больше и больше подтверждений. Когда все сели играть в карты, проявилась истинная натура каждого: кто-то «наложил нижнюю губу на верхнюю» и оставался в таком положении до конца игры, что, естественно, не говорит о духовном богатстве личности, кто-то выкрикивал более чем странные реплики. И уже перед поездкой Чичикова за город к помещикам у читателя складывается мнение об обществе как о сборище самовлюбленных глупцов. И, конечно, окончательно укрепляет это мнение описание бала, где все наперебой пытаются завоевать расположение Чичикова, мнимого миллионщика, а потом подхватывают и распространяют сплетни о нем.

Помимо просто изображения общества, с помощью описания бала можно показать различие деревенского и городского дворянства, как, например, в «Евгении Онегине». Здесь Пушкин использовал прием антитезы, противопоставляя сцену бала на именинах Татьяны в деревне и сцену бала в Петербурге. Простодушные обитатели деревни, хотя и пытаются следовать моде, не выдерживают сравнения с блестящим, но высокомерным городским обществом. Пушкин по-доброму иронизирует над простодушием жителей деревни, он сочувствует им. Изображая же бал в Петербурге, автор весьма сдержанно описывает блеск нарядов, неторопливую беседу на французском языке. За этим скрыт намек на лицемерие и притворство, царящие в свете.

Отсюда следует, что еще одна важная функция изображения сцены бала – выражение авторской позиции. Пушкину неприятно блестящее общество Петербурга, ему ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки. Автор напоминает читателю о временах, когда все было по-другому, когда люди, забыв о чинах, лихо отплясывали друг с другом так, что «тряслися, дребезжали рамы», а паркет «трещал под каблуком». Теперь же это осталось лишь в далеких деревнях, представители высшего света скользят по лаковым полам. Намек совершенно ясен: общество тоже стало «скользким», автор сетует, что исчезла искренность, появилось лицемерие и ханжество, он фактически презирает петербургское общество. В этом и есть выражение авторской позиции, как и в сатирическом изображении Грибоедовым фамусовского общества, а Гоголем – собирательных образов чиновников и помещиков на балу у губернатора.

Сцены бала играют еще и важную композиционную роль, существенно влияют на ход действия. Чаще всего это кульминационные моменты, когда решается судьба героев.

На балу, где много разных людей, легко распространяются сплетни. Из-за каприза Софьи Чацкий предстал сумасшедшим. Теперь это мнение нельзя разрушить, судьба Чацкого предрешена, ему ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова.

Кульминационный момент «Мертвых душ» – тоже сцена бала. Внезапное появление Ноздрева, его болтовня о мертвых душах, купленных мнимым херсонским помещиком, решает судьбу мошенника. Слова Ноздрева заронили сомнение в души чиновников, и они отшатнулись от Чичикова. Когда же все подтвердилось, предприниматель, потерпевший фиаско, вынужден был спешно покинуть город.

И в «Евгении Онегине» судьбы героев решаются на балах. Ведь именно тогда произошла ссора Ленского с Онегиным, на балу в Петербурге Евгений вновь встретил Татьяну и влюбился в нее.

Итак, значение сцены бала в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя очень велико. С помощью описания балов авторы выражают свое отношение к дворянскому сословию, это очень точные зарисовки, рассказывающие читателю о нравах дворянства того времени.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пивоваренное производство
Реферат Empire Of The Sun Essay Research Paper
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО "Карьера"
Реферат Потенциал предприятия
Реферат Личность преступника
Реферат Профилактика инфекционных заболеваний
Реферат Організаційні процедури аудиту довгострокових кредитів банків (на прикладі ТзОВ "Західно-Українська енергетична компанія")
Реферат Проектирование системы автоматического управления для технологического процесса сборки радиоэлектронных
Реферат Этапы многолетней подготовки юных пловцов
Реферат Jay Gatsby And The American Dream Essay
Реферат Професійна майстерність екскурсовода
Реферат Выставка В гостях у столицы
Реферат Земля - колыбель человечества (современные представления о возникновении и эволюции планеты)
Реферат Женская преступность 4
Реферат Дилеры и брокеры на рынке ценных бумаг