Реферат по предмету "Литература"


Стихотворение А. С. Пушкина ...Вновь я посетил... Восприятие, истолкование, оценка 2

Стихотворение А. С. Пушкина «… Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка)Автор: Пушкин А.С.

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Размышления поэта на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, он задумывался над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар».
Казалось, в стихотворении «Вновь я посетил...» нет столь высоких проблем, как в «Пророке», но это только на первый взгляд. Уже одно то, что тут он «изгнанником» провел два года, вызывает тревогу, а «опальный домик» эту тревогу усиливает. Десять лет прошло, но воспоминания живы: «здесь опять минувшее меня объемлет живо». Общие фразы о «минувшем» поэт усиливает «тяжелыми шагами за стеною» своей покойной нянюшки, ему кажется, что «вечор еще бродил» он в этих рощах.
Стихотворение, как маленькая пьеса, разворачивает образы и события. Тревожно Движение по «изрытой дождями» дороге вверх, в гору, где стоят три сосны — «одна поодаль, две другие друг к дружке близко».

И вот кульминация — сосны на месте,
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась...

В результате читатель воистину ощущает масштабы времени, вещественность десяти лет, за период которых изменилось многое, да и сам поэт, «покорный общему закону», значительно переменился.
Как звон серебряной трубы звучит реплика:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь...

Ясно, что не к зеленым побегам растительности обращается поэт. Аллегория тут, как говорится, прозрачная. Пушкин обращается к тем, кто сменит его у поэтического и гражданского «руля», кто, возможно, станет лучше его — «и старую главу их заслонишь». В то же время он надеется, что потомки не забудут и его («И обо мне вспомянут»).
Свои мысли Пушкин выразил через описание природы. Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик. Поэт широко использует народные эпитеты, образы: «Меж нив златых и пажитей зеленых». Рассказывая об иных местах, где «иные берега, иные волны...», поэт вводит живую картину одинокого рыбака: «Через его неведомые воды плывет рыбак и тянет за собой убогой невод».
Новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к душевному страданию. И это не просто ностальгия, так как будущее, воплощенное в потомке, пройдет «во мраке ночи».
В поздних произведениях Пушкина все чаще звучали раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступало время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении «Памятник», написанном в 1836 году, Пушкин выразил уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дал поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично сказал о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Молитва и святые таинства - средства для стяжания благодатных даров Святого Духа
Реферат Двадцать первый век: маркетинг в Интернет
Реферат Аналітична маркетингова оцінка ринку квітів
Реферат Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Реферат Понятие об опасности, риске и видах рисков
Реферат Степанская Тамара Михайловна
Реферат 3 Розвиток промислового комплексу Сумська область належить до регіонів з достатнім рівнем індустріального розвитку, але нижче середнього по Україні
Реферат Гра як засіб підвищення ефективності навчального процесу
Реферат Основні форми зовнішньоекономічних звўязків, їх суть
Реферат Аккредитив, как форма безналичного расчета
Реферат The Social Structure Of Canterbury Tales Essay
Реферат Мировые экономические идеи 20-80-х годов: неолиберализм, социальное рыночное хозяйство В. Ойкена и А. Эрхарда
Реферат Декларация независимости Израиля
Реферат Принципи побудови формальних теорій
Реферат Роль жителей Ивановской области в освобождении России от иноземнои интервенции