Реферат по предмету "Литература"


Тема человечности

Тема человечности

В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение – рассказ «Лапти». В нем И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Центральной проблемой повествования становится тема человечности, гуманного отношения к людям.

Рассказ «Лапти» занимает всего две страницы хрестоматии, но тема бескорыстного служения людям раскрывается максимально широко. Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов тяжело болен и находится почти при смерти маленький барский мальчик, он бредит и просит дать ему красные лапти.

Для ребенка красные лапти – желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, его последняя просьба. Никто не может в такую пургу дать мальчику то, что он просит, так как за лаптями нужно далечи идти. Иван Алексеевич Бунин так описывает состояние природы: «непроглядная вьюга»; «такая страсть»; «белое, куда-то бешено несущееся степное море, бездна снежного урагана и мрака». Нефед – главный герой рассказа – отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает», а противиться желанию души ребенка он не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. Герой не задумывается о себе, его интересует только судьба ребенка. Нефеда мертвым нашли на следующий день у дороги новосельские мужики, и именно это спасло им жизнь.

Финал рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед, так как «за пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Такая концовка рассказа заставляет чита-теля еще раз задуматься о поступке Нефеда. Но смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков. Нефед умер, но его поступок надолго останется в памяти людей. Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не думая о себе, решает выполнить, возможно последнюю, волю тяжело больного мальчика, и для героя нет ничего важнее человеческой жизни. Бескорыстность поступка Нефеда очевидна.

Таким образом, главная тема И.А. Бунина «Лапти» – тема гуманизма, человеческого отношения к судьбам людей – формирует отношение читателя к жизни, нравственную позицию человека.

(2 вариант)

Пятый день вьюга. Отец в городе. Тридцать верст до больницы, до доктора – лошади не доедут, да и врач не поедет. Мальчик в бреду просит лапти, и Нефед не отнесся к просьбе ребенка, как к капризу. Понял, что «надо добывать» эти лапти, раз «душа желает». Женщина и удерживает Нефеда, понимая, что «в такой ужас не дойти», и не может отговаривать, так как уже потеряла надежду и может только молиться. Ушел.

Добро порождает добро. Вряд ли слуга пошел в вьюгу, если бы барин и барыня издевались над ним, если бы маленький барчонок был капризным и жестоким. Первый же вопрос Нефеда, обращенный к барыне: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?» – говорит о том, что отношения между слугой и господами дружеские. Это подтверждает и то, как барыня называет слугу: «Куда там, Нефедушка!»

После обеда Нефед не появился. Ночь провели в страхе, решив, что раньше обеда следующего дня ждать бессмысленно. Страшно было уже не только за мальчика, но и за того, кто ушел в буран. «Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

Холод улицы противопоставляется в рассказе жару, огню, полыхающему в теле ребенка. Как только он приходил в себя, он вновь начинал просить красные лапти. И мать молится богу, чтобы выздоровел сын и чтобы дошел человек, ушедший в непогоду: «Господи, помоги! Господи, защити!»

Утром Нефеда привезли мужики: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Значит, не стал ночевать в Новоселках, а сразу пошел обратно, чтобы быстрее принести долгожданные лапти ребенку. Его доброта стоила ему жизни.

Неизвестно, выздоровел ли ребенок, обретя то, что так долго просил в беспамятстве. Но Нефед спас новосельских мужиков, потонувших ночью вместе с лошадью в снегу. Они совсем уже отчаялись, когда увидели «торчащие из снега чьи-то ноги в валенках». Откопав Нефеда, мужики поняли, «что, значит, эти луга хуторские, протасовские и что на горе, в двух шагах, жилье…».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование бухгалтерских документов и экономической информации в деятельности аппаратов по
Реферат Прибыль коммерческих организаций
Реферат История политико-правовых учений
Реферат Основні номінали грошового обігу України X-XX століть
Реферат Розробка спеціальних засобів для боротьби органів внутрішніх справ з розукомплектуванням мереж електропостачання та викраденням електроенергії
Реферат Преспективы развития свекольного производства
Реферат История бухгалтерского учета и аудита
Реферат Понятие аудита. Контроль запасов
Реферат Территория организации РФ
Реферат Судьба художника в драматургическом воплощении: пьесы М.Булгакова «Последние дни (Пушкин)» и «Кабала святош (Мольер)»
Реферат Тенденции развития системы высшего образования в Украине и за рубежом основные направления
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины в. 2 «Механическая технология текстильных материалов»
Реферат Проблема истощения природных ресурсов в условиях масштабного антропогенного воздействия на окружающую среду
Реферат Anger Essay Research Paper Anger has always
Реферат Corporate Social Responsibility International Economics Курс разработан для подготовки студентов к участию в программа