Роман Виктора Астафьева Печальный детектив
Центральная тема творчества Виктора Петровича Астафьева – тема взаимоотношений природы и человека, их взаимосвязи и нераздельности. В этом отношении роман «Печальный детектив», наряду с несколькими другими произведениями, такими, например, как «Кража» – не самое характерное для творчества писателя. Но оно отражает проблемы, актуальные времени. Здесь Астафьев рассматривает человека во всей сложности его взаимоотношений с обществом и собой, показывает, как можно потерять и найти себя в многообразии жизни.
Этот роман впервые опубликовали в 1985 году, во время резких перемен в жизни страны. Написанный в стиле жесткого реализма, он вызвал всплеск критики, хотя большинство отзывов всё же были положительными. События романа актуальны и сегодня, как актуальны всегда произведения о чести и долге, о добре и зле, о лжи и честности.
В романе описываются разные моменты жизни бывшего милиционера Леонида Сошнина, который в сорок два года оказался на пенсии из-за ранений, полученных на службе. Вспоминаются события разных лет его жизни. Детство Леонида Сошнина, как почти у всех детей послевоенного времени, было трудным. Но, как многие дети, он не задумывался над сложными вопросами жизни. После того как умерли мать и отец, он остался жить с теткой Липой, которую звал Линой. Он любил ее и, когда она стала гулять, он не мог понять, как она могла бросить его, если всю жизнь отдала ему. Это был обычный детский эгоизм. Она умерла вскоре после его женитьбы.
Женился он на девушке Лере, которую спас от пристававших хулиганов. Любви особой не было, просто он как порядочный человек не мог не жениться на девушке после того, как его приняли в ее доме как жениха. После его первого подвига (поимки преступника) он стал героем. Впоследствии он был ранен. Случилось это, когда однажды он пошел утихомирить Ваньку Фомина, и тот проткнул ему плечо вилами.
С обостренным чувством ответственности за все и всех, с его чувством долга, честностью и борьбой за справедливость он мог работать только в милиции. Леонид Сошнин всегда думал о людях, мотивах их поступков. Зачем и почему люди совершают преступления? Он читал много философских книг, чтобы понять это. И он пришёл к выводу, что ворами рождаются, а не становятся.
По совершенно глупому поводу от него ушла жена; после аварии он стал инвалидом. Все эти передряги заставили его уйти на пенсию. И тогда он оказался в совершенно новом и незнакомом ему мире, в котором пытался спастись «пером». Пробить печатание своих рассказов и книг он не умел, поэтому они пять лет пролежали у редактора Сыроквасовой, «серой» женщины, на полке.
Однажды на него напали бандиты, но он справился с ними. Ему было плохо и одиноко, тогда он позвонил жене, и она сразу поняла, что с ним что-то случилось. Она понимала, что он всегда жил какой-то напряженной жизнью. И вот в какой-то момент он по-другому взглянул на жизнь. Он понял, что жизнь не должна быть всегда борьбой. Жизнь — это общение с людьми, забота о близких, уступки друг другу. После того как он это осознал, его дела пошли лучше: рассказы обещали напечатать и даже выдали аванс, вернулась жена, и какое-то спокойствие стало появляться в его душе.
Главная тема романа — человек, оказавшийся среди толпы. Человек, потерявшийся среди людей, запутавшийся в мыслях. Автор хотел показать индивидуальность человека с его мыслями, действиями, чувствами среди толпы. Проблема человека состоит в том, чтобы понять толпу, слиться с ней. Ему кажется, что в толпе он не узнает людей, которых хорошо знал раньше. Среди толпы они все одинаковые и добрые, и злые, и честные, и лживые. Все они становятся одинаковыми в толпе. Сошнин пытается найти выход из этой ситуации с помощью книг, которые читает, и с помощью книг, которые сам пробует писать.
Произведение интересно тем, что в нем затрагиваются вечные проблемы человека и толпы, человека и его мыслей. Мне понравилось, как автор описывает родственников и друзей героя. С добротой и нежностью он относится к тете Гране и тете Лине, рисует их как добрых и трудолюбивых женщин, которые любят детей. Удивительно описывается девушка Паша, отношение к ней Сошнина и его негодование на то, что в институте ее не любили. Герой любит их всех, и, мне кажется, его жизнь из-за любви к нему этих людей становится намного лучше.
В романе Астафьев наглядно показывает постоянное изменение жизни, объясняет, что нельзя застывать в каком-то одном отношении к ней. Меняется жизнь, меняется сам человек и своевременное осмысление им происходящих перемен необходимо и неизбежно. Но главное остается неизменным – доброе отношение к окружающим, в котором, в конечном итоге, человек и находит опору.