Реферат по предмету "Литература"


Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Автор: Булгаков М.А.

«… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живёт, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной».
А. Эйнштейн
«Принципы научного исследования»

«Вы знаете, вышла новая книга о Гарри Поттере, вы еще не читали? Просто прелесть!» — такие высказывания все чаще слышатся сейчас практически везде. Весь мир и Россию, в том числе, охватила заново вспыхнувшая страсть к жанру «фэнтези». Толкиена и книги о Гарри Поттере стали издавать в огромном количестве—все просто сходят по ним с ума. Фильм «Властелин колец» назван лучшим в Голливуде за последние 30 лет…и т.д. и т.п. Почему так происходит? Зачем люди (и я в том числе) читают фантастику? Есть очень простое, очевидное объяснение: чтобы уйти от реальной жизни, но … не слишком ли это просто? Я думаю, что людям хочется, чтобы в жизни, как в книге добро побеждало зло. Хотя, если задуматься, в любой хорошей книге абсолютно счастливого конца не бывает. Примером могут служить произведения того же Толкиена, но, наверное, лучше понять, в чем же связь реальной жизни и книжной фантастики мне поможет не «буржуйский» «Властелин колец», а наш, родной и обожаемый мной роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Необычное здесь «вклинивается» в жизнь, причем так органично, что в реальности Воланда и его свиты мы совершенно не сомневаемся. Совсем наоборот: призрачной кажется вся Москва 30-х, а четко виден лишь древний Ершалаим. В романе очень много событий волшебных, магических, фантастических. Обыденность всё время готова к превращению, постоянно может обнаружить своё сверхъестественное содержание. Однако жители столицы 30-х годов не способны поверить в потусторонние силы. Все странности и чудеса персонажи романа пытаются объяснить через известное, тривиальное, шаблонное — пьянство, галлюцинации, провалы памяти.
Но все-таки, сами по себе чудеса, зла никому не причиняют. Пример — известный фокус с червонцами. Да, Коровьев наколдовал фальшивые деньги. Но ведь никто не заставлял людей собирать их, класть в карманы! И тратить эти денежки «люди как люди» быстренько побежали к Ивану Фомичу в буфет сами, сообразив, что такие червонцы долго не продержатся.
Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию. Такое произошло с Варенухой и Никанором Ивановичем Босым, и Бенгальским и многими другими мелкими и не очень героями романа. Все они попали под власть Воланда и его свиты. Почему выбор Воланда пал именно на этих людей? Что – то было не так с этими людьми. Зло чувствует, где можно поступать жестоко, где действовать уговорами, а некоторых людей оно не трогает совсем.
Как же реагируют люди в романе на волшебство? Все они поначалу просто пугаются, последующую реакцию можно разделить на два типа. Одни уверяют себя, что все — сон, гипноз, галлюцинации, а потом, в последующей жизни изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях. Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них — это страх перед повторением встречи с нечистой силой. К ним можно отнести профессора Кузьмина, Римского и Берлиоза.
Но есть и другой тип людей. К нему принадлежат Иванушка и Николай Иванович. Оба они пострадали от действий Воланда. Иванушка даже попал в сумасшедший дом. Но в то же время каждый с помощью темных сил стал, как ни странно, лучше, в каком – то смысле духовнее, у них появились новые цели и идеалы. За все надо платить. И все, кто когда – то общался с дьяволом, неизлечимо больны. «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших человек Иван Николаевич Понырев. Не может совладать он с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда – то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока не созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». Тем, кто читал Толкиена, сразу вспомнится Фродо и его такая же мучительная и неизлечимая боль от заколдованной раны и потери Кольца.
Но есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются. Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман.
Маргарита после потери Мастера не боится никого и ничего. На сделку с дьяволом она соглашается, конечно, для Мастера, но, скорее всего ею двигало еще и любопытство. Колдовство ей близко. Мне кажется, что и до встречи в Александровском саду она уже была немножко ведьмой. К сделке она относится даже с долей юмора. Но, увидев Воланда, она осознает, КТО это такой и интуитивно понимает, как нужно себя вести, что говорить и делать. Общение с Воландом не поражает ее, как и фантастический бал мертвецов. Ведь Маргарита уже давно живет в придуманном, но более живом, чем современная Москва Ершалаиме, а Воланд—почти житель этого города.
Мастер относится к Воланду совершенно по–другому. Он описал в своем романе Иешуа, а значит и его идейного противника. Мастер давно знаком с Воландом, кроме того: подготовлен к встрече с ним рассказом Иванушки. Но, несмотря на все это, встреча лицом к лицу потрясает Мастера гораздо больше, чем Маргариту. Писатель встретился с героем своего романа, существом из своих снов, плодом своего воображения — что может быть фантастичнее? И несмотря на нелепость момента, Мастер держится лучше всех. Он с глубоким уважением относится к Воланду, а к его свите обращается почтительно — даже Бегемота называет на Вы. Он сразу всем нравится, в том числе и хозяину. Может, поэтому Воланд и согласился наградить Мастера покоем и дать закончить роман?
Ершалаим, придуманный (или, скорее, описанный) Мастером, – фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным. А Иешуа не выглядит непорочным библейским персонажем. Он резко, даже подчеркнуто, реален, хотя и является плодом фантазии автора. Таков же Понтий Пилат—не бравый ни в чем не сомневающийся легат, а обычный умный немолодой и больной человек. Он лицо историческое, стопроцентно реальное, но колдовство романа, болезнь, появляющаяся от соприкосновения с необычайным заразила и его, наказала. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда – то…» Много это или мало за трусость и предательство себя? Не знаю, да и не мне решать. Решать должен Иешуа. Он простил. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля – звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат»
Истинная фантастика, считал Рихтер, должна не разрушать чудесное, но заставить его соприкоснуться с нашим внутренним миром. Немецкий романтик сравнивал истинную фантастику с прекрасной «сумеречной бабочкой». При виде этой «сумеречной бабочки» пробуждаются тайные желания человека, яснее становятся скрытые движения души… Для такого соприкосновения нужно, разумеется, особое отношение к чуду как к чему-то, что реально присутствует в нашей жизни.
Гейне писал, что мир кажется нам то пленительно юной красавицей, то ужасной брокенской ведьмой. Зависит это от того, через какие очки смотреть – выпуклые или вогнутые. Фантастика позволила человеку увидеть сразу обе стороны действительности, убедила, что мир похож и красавицу и на ведьму.
Но все же для чего люди читают фантастику? Наверное, по тем же причинам, что и дети любящие сказки — чтобы поверить в события книги. Страшновато, конечно, думать, что где – то рядом живут Гестас, Азазелло и Воланд. Но ведь это значит, что где – то пишется великий роман, Пилат летит к окну, Бегемот одевает «галстух», выходит на прогулку твой Мастер, а твоя Маргарита уже несет в руках отвратительные желтые тревожные цветы…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расторжение трудового договора при неудовлетворительном результате испытания
Реферат Совершенствование организации учета и контроля расчетов с поставщи
Реферат Классификация программного обеспечения компьютера
Реферат Совершенствование учета готовой продукции и ее реализации
Реферат As You Like It Essay Research Paper
Реферат Как заставить рекламу работать
Реферат Составление и содержание годовой бухгалтерской отчетности
Реферат Стандартизация медицинских и фармацевтических товаров её роль в товароведческом анализе
Реферат Совершенствование учёта готовой продукции на предприятиях
Реферат История психологии от античности к современности (Ждан А.Н.) МГУ, 1990 367 с.doc
Реферат Bless The Beast And Children Essay Research
Реферат The Orgin Of The Species By Charles
Реферат Untitled Essay Research Paper Scarlet Letter Results
Реферат Литература Италии эпохи Ренессанса
Реферат Суд и общество